В помощь педагогам дополнительного образования
В помощь педагогам дополнительного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для педагогов дополнительного образования
«Типичные ошибки, допускаемые авторами-составителями
дополнительных общеобразовательных программ»
Подготовила: методист по УВР МКУДО «ЦРТДЮ» Мелашенко Л.В.
Проведенные многочисленные экспертизы дополнительных общеобразовательных программ позволили выявить ряд типичных ошибок, наиболее часто допускаемых авторами-составителями дополнительных общеобразовательных программ.
Ошибки,связанныесоформлениемтитульноголиста
Титульныйлист– этолицопрограммы.Поегооформлениюужеможно судить и об образовательной организации, и об отношении автора- составителя к своей работе.
ОШИБКА1.
При оформлении титульного листа автор не указал все необходимые позиции (наименование вышестоящих органов образования (поподчиненности учреждения, организации);наименование учреждения, организации (согласноформулировке Устава организации); грифутверждения программы (с указанием даты и номера приказа); возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации; Ф.И.О. (полностью), должность автора-составителя; поселок и год разработки программы).
ОШИБКА2.
Приводитсяустаревшеенаименованиевидапрограммы.
Автор-составитель пишет: «Дополнительная образовательная программа» вместо введенных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» названий: «Дополнительная общеобразовательная программа», «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа».
ОШИБКА3
Не проработан вопрос отнесения программы к тому или иному уровню (ознакомительный, базовый, углубленный).
ОШИБКА4.
Используютсяустаревшиеназваниянаправленностей.
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЕНЫ В ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 2018 Г. N 196 утверждены приказом Министерства просвещения
Российской Федерацииот 30 сентября 2020 г. N 533
.В пункте 9 слово "социально-педагогической" заменить словом "социально-гуманитарной".
РЕКОМЕНДАЦИИ
В одной образовательной организации титульные листы дополнительных общеобразовательных программ оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.
Еслиназваниедополнительнойобщеобразовательнойпрограммыносит абстрактное название необходимо указать на направление деятельности, например, «Синяя птица» (хореография).
Ошибки,связанныесразработкой
Иоформлениемпояснительнойзаписки
Пояснительная записка – первый раздел программы, где необходимо представить основные концептуальные подходы педагога к работе с детьми, которые будут подробно изложены и раскрыты в следующих разделах программы.
ОШИБКА1.
Недостаточнаяпроработанностьконцепциипрограммы. Эта ошибка проявляется:внеуменииобосноватьактуальностьпрограммы.
Актуальность часто излагается крайне абстрактно на основе ощущения некой смутной «общесоциальной потребности». Анализ же социального заказа на уровне района расположения образовательной организации у разработчиков практически не встречается;
В неспособностипоказатьновизнупрограммы. Разработчики часто не видят новизну, так как:
а) не знают аналогичного программного поля (банк существующих дополнительных общеобразовательных программ педагогам недоступен);
б) у самих педагогов почти нет навыков проведения подобной аналитической работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна данная программа. Актуальность может базироваться на:
Анализесоциальныхпроблем;
Материалахнаучныхисследований; анализе педагогического опыта;
анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
современныхтребованияхмодернизациисистемыобразования; потенциале образовательной организации.
Примеры: Актуальность программы «……» заключается в том, что …… и благодаря этому ……. . Вместе с тем, актуальность программы обусловлена также тем, что... Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с целями и задачами, обосновать выбор форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Отличие программы от уже существующих. В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных общеобразовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщен. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Примеры: К отличительным особенностям программы можно отнести …. . Программа построена на основе … .
Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, … . Преимущество данной программы выражено в … .
В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ … . Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... .
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... .
Цельизадачидополнительнойобщеобразовательнойпрограммы
ОШИБКА1.
Неумение авторов-составителей формулировать цель и задачи программы:
излишнее количество целей, что может свидетельствовать либо о непродуманности целеполагания, либо о формализме в данном вопросе;
абстрактность цели, что не позволяет измерить ее достижимость, а также удаленность цели от тематики программы, например, «всестороннее развитие личности обучающегося»;
выделение только узкопредметной цели, что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования детей, отношение к нему только как к обучающему процессу;
замена цели педагогическими идеями и принципами, например, целью работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения обучающихся».
РЕКОМЕНДАЦИИ
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что цель –это конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения (с помощью различных средств педагогический диагностики).
Задачи − способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся:
- обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чём разберётся обучающийся, освоив программу;
- развивающиезадачисвязанысразвитиемтворческихспособностейи возможностей обучающихся,а также внимания,памяти,мышления,воображения и т. д.;
- воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
В задачах должны быть различимы пути цели, нужно представить себе обучающегося «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность – с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребёнка по определённым параметрам – личностным,профессиональнымиобщекультурнымисоставитьсловесный
«портрет»выпускника.
Пример употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования личностных задач: акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать, обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др. Целесообразность употребления таких глаголов обоснована тем, что результаты развития и воспитания, определяемые задачами, пролонгированы и не имеют конкретных сроков формирования (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). И такие результаты никогда не будут конечными. Предметные же результаты по программе, наоборот, должны быть достигнуты: сформированы знания, получены навыки. Поэтому выбираем глаголы совершенного вида. Пример употребления глаголов, обозначающие законченность действия (совершенного вида) для формулирования предметных задач: сформировать, обеспечить, познакомить, обучить, осуществить, повысить и т.д
Санитарно-гигиеническиетребования
ОШИБКА1.
Несоблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий может проявляться как:
несоблюдение принципов формирования учебных групп, форм организации образовательного процесса, режима занятий;
при небольшом сроке реализации программы (1−3 года) значительный возрастной диапазон обучающихся в одном детском объединении (например, от 10до 15лет),а,следовательно,несоответствиесодержанияпрограммы,форм и методов обучения возрастным особенностям детей;
отсутствие в пояснительной записке краткой характеристики психофизиологических особенностей обучающихся, на которых рассчитана программа, и, как следствие, несоответствие режима занятий, средств и методов обучения, их содержания возрастным особенностям.
РЕКОМЕНДАЦИИ
При разработке режима занятий детского объединения педагог должен помнить, что реализация его программы не должна приводить к общему повышению учебой нагрузки и утомляемости детей. Отчасти эта проблема решаетсяпутёмобеспеченияличностномотивированногоучастияобучающихсяв интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно значимого содержания образования, использования интерактивных способов усвоения образовательного материала, организации форм деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей, смены основного вида деятельности.
Педагог также должен учитывать нормативныедокументы, регламентирующие нагрузку на детей в организованных формах обучения, и прежде всегоПостановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28". Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Ошибки,связанныеснаписаниемрезультатовобучения
ОШИБКА1.
Неумение автора-составителя формулировать требования к результативности обучения по программе:
отсутствие показателей результативности обучения учащихся и критериев их оценки;
выделение педагогом только узкопрофессиональных знаний, умений, навыков (ЗУН);
отсутствие в числе ожидаемых результатов развитие у ребёнка комплекса личностных качеств: например, нравственно-волевых (воля, терпение, настойчивость); поведенческих (коммуникабельность, ответственность); адаптационных (понимание себя и других, способность к саморазвитию, навыки здорового образа жизни);
планированиерезультатов,которыеневозможноотследить;
не указываются способы определения результативности (формы и методы отслеживания результатов) освоения обучающимися содержания программы.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Планируемый результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет учащийся.
Планируемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются обучающиеся на разных этапах освоения данной программы.
Поэтому в дополнительной общеобразовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки обучающихся по итогам каждого года обучения.
Результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ включают:
- предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
- метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
- личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Ошибки,связанныесразработкойиоформлением учебного плана программы
ОШИБКА1.
Вместоучебногопланавпрограммепредставленкалендарныйплан.
К сожалению, многие авторы при оформлении учебного плана программы путают его с календарным планом работы на конкретный учебный год, то есть расписывают его на каждый месяц с учётом каникулярного времени, а иногда и на каждое занятие. В результате нет деления на разделы и темы, что не позволяет проследить соответствие содержания заявленной цели и задачам.
ОШИБКА2.
Количественные ошибки в учебном плане, связанные с подсчётом часов.
Кчислутакихошибок относятся:
- отсутствиеразбивкинатеоретическиеипрактическиевидызанятий; отсутствие подсчёта итогового количества часов на учебный год;
- несоответствие итогового количества часов УТП режиму занятий, описанному автором в пояснительной записке, или гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке обучающихся согласно СанПиН.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Если программа рассчитана более чем на 1 год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения.
Учебный план оформлять в виде таблицы, котораявключает перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 70%на 30%).
При подсчёте годового количества часов в учебном плане автор может воспользоваться простой формулой: умножить количество часов одного занятия на количество занятий в неделю, на 4 недели (примерная месячная норма), на 9 месяцев (учебный год) (при педагогической нагрузке 2 часа в неделю—вгод72часа,4часавнеделю—вгод144часа
Количество часов в учебном плане ведётся из расчёта на одну учебную группу (если основной формой занятий являются групповые) или на одного обучающегося (если основные занятия индивидуальные).
Накаждыйгодобучениясоставляетсяотдельныйучебныйплан.
Ошибки,связанныесразработкойиоформлениемсодержания программы,еёметодическогообеспеченияиусловиямиреализации
ОШИБКА1.
Неумение раскрыть содержание программы в соответствии с учебным планом.
Кошибкамтакогородаотносятся:
Отсутствиесодержанияучебногоплана;
Размещениесодержаниякурсавучебномплане;
несоответствие предлагаемого содержанияучебного плана возрастной категории обучающихся;
реферативное изложение темы в целом, без дифференциации на теоретические и практические занятия.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Содержание учебного плана – реферативное описание разделови тем программы в соответствии с последовательностью, заданнойучебнымпланом, включая описание теоретических и практическихчастей и форм контроля по каждой теме; должен соответствоватьцелеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.
При оформлении содержания следует придерживаться рядаобщих правил:
Содержаниесоставляетсясогласноучебномуплану;
формулировка и порядок расположения разделов и тем должныполностью соответствовать их формулировке и расположению вучебном плане;
необходимо соблюдать деление на теорию и практику покаждому разделу (теме);
содержание каждого годаобучения целесообразнооформлятьотдельно;
в содержании могут размещаться ссылки на приложения(например, на
правилавыполненияупражнений,репертуарит.п.);
всодержаниимогутбытьпредставленывариативныеобразовательные маршруты.
Мониторингрезультатовосвоенияпрограммы
В данном подразделе следует указать методы отслеживания успешности овладенияобучающимися содержания программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Педагогическоенаблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов,опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся вмероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задачпоискового характера, активности учащихся на занятиях и т.п.
Для отслеживания результативности можно использовать: тесты, проверочные задания, творческие работы, зачётные занятия, экзамены, методы педагогического наблюдения и др.
Ошибки,связанныеснаписаниемусловийреализациипрограммы
ОШИБКА1.
Произвольнаятрактовкаметодическогообеспеченияпрограммы.
Она проявляется в отсутствии описания методического обеспечения программы, описания методики или технологий обучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Вэтомразделеописываютсяметодыитехнологиипреподавания.
Педагоготвечаетнавопросы:
каким образом будут организованы занятия с обучающимися для достижения поставленной в программе цели и получения запланированного результата при наименьших затратах, учёте индивидуальных способностей детей, их интересов, потребностей и возможностей?
Какизлагаетсятеорияпредмета?
какие предлагаются практические и творческие задания, используются ли определённые технологии и методики (разноуровневого обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.), применяются ли авторские методики обучения?
Вданномразделеуказываются:
обеспечение программы методическими видами продукции(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.
ОШИБКА2.
Отсутствие описания всей совокупности условий, необходимых для реализации программы: оборудование, материалы, др. ресурсы.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Характеризуя кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации программы, можно дать их краткий перечень, в том числе перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество учащихся).
Характеризуя кадровое обеспечение ….Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности детского объединения художественной направленности
Ошибки,связанныесоформлениемспискалитературы
ОШИБКА1.
Отсутствиеилинеправильноеоформлениеспискалитературы.
Причина данной ошибки в том, что авторы многих программ не знакомы с требованиями к оформлению библиографических списков.
ОШИБКА2.
Используемая в программах литература, является устаревшей, отставая на 5-10 лет от современных источников.
ОШИБКА3.
В значительной части программ нет разделения литературы для разных категорийучастниковобразовательныхотношений,преждевсегопедагогови обучающихся.
ТакжеоченьредковпрограммахрекомендуютсяИнтернет-ресурсы.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Список оформляется в соответствии с основными требованиями к составлению списка литературы – единообразное оформление и соблюдение ГОСТ Р 7.0.100-2018. Этот стандарт унифицирован с международными правилами. С 1 июня 2020 г. данный стандарт стал единственным действующим на территории Российской Федерации.
Присоставленииспискалитературынеобходимоучитывать:
основную и дополнительную учебную литературу (учебныепособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов,практических работ и практикумов, хрестоматии);
наглядныйматериал(альбомы,атласы,карты,таблицы).
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
Пообщейпедагогике;
Пометодикеданноговидадеятельности; по методике воспитания;
Пообщейивозрастнойпсихологии;
по теории и истории выбранного вида деятельности; опубликованныеучебные,методическиеидидактическиепособия. Желательно, чтобы было приведено два списка:
литература,используемаяпедагогомдляразработкипрограммыи организации образовательного процесса;
литература,рекомендуемаядляобучающихсяиихродителей(законных представителей) по данной программе.
Стильикультураоформленияпрограммы
Кошибкамтакогородаотносятся:
несоответствие стиля программы стилю официального документа, приближенность её к методическому или учебному пособию, а еще хуже – к публицистическомуилихудожественномутексту,изобилующемуцитатамии красочными сравнениями;
в программе встречаются грамматические и синтаксические ошибки, используется псевдопедагогическая терминология, предпринимаются попытки чрезмерной идейной концептуализации: программа призванарешить «всё и сразу»;
культура предъявления программы низкая: текст набирается разным шрифтом, не форматируется, межстрочные интервалы разные и т. п.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Материалдолженбытьподансистемноиграмотно; стиль программы – официально-деловой;
текст должен быть отформатирован, выполнен единым шрифтом, с соблюдением интервалов, полей и т. д.