"Классный руководитель XXI века" (из опыта работы классных руководителей Беляевского района)

Беляевка РМО классных руководителей

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:



Родительское собрание - Конфликты и пути их разрешения 

Задачи:

1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.

2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё.

Предварительная подготовка:

  1. Анкетирование учащихся (продолжить предложение, ответить на вопрос) (приложение №1).
  2. Анализ конкретных ситуаций «Конфликты с родителями» с учащимися класса (приложение №2).

План проведения родительского собрания:

  1. Определение слова «конфликт».
  2. Анализ анкетирования учащихся (анкетирование проводится перед  родительским  собранием).        
  3. Анализ и пути решения конфликтных ситуаций «Конфликты с родителями»
  4. Причины конфликтов родителей с подростками. Навыки необходимые для  решения конфликтов.
  5. Памятка для родителей.

Ход собрания

        Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.

Уильям Линкольн

I    Определение слова «конфликт»

        Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре. Ссора, спор или скандал представляют собой конфликт.

         Какие ассоциации вызывает слово «конфликт»? (Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.)

         Какое же определение слову «конфликт» дано в словарях русского языка?

        Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе (БСЭ, т.13, с.84, 1973). Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

                Самое неприятное в конфликте – это страх, злоба, обида, которые испытывают люди по отношению друг к другу. Мало того, они еще и не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

                Конфликты существовали в прошлом тысячелетии, существуют в нынешнем и, наверное, будут существовать в следующем. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной потере индивидуальности, свободы… Они сопровождают человека от рождения до самого последнего дня его жизни. Они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должны быть выигравшие и проигравшие. Противника можно представить партнером и недоразумение будет уладить куда проще.

          Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт)  и предмет спора. (Ситуации: дежурство; перетягивание каната между командами девочек и мальчиков).

        II   Анализ анкетирования учащихся (приложение №1).        

        III     Анализ и решение конфликтных ситуаций (приложение №2).

             IV  Причины конфликтов родителей с подростками. Навыки необходимые для  решения конфликтов.

Подростки в конфликте:

1.      Кризис переходного возраста.

2.      Стремление к самостоятельности и самоопределению.

3.      Требование большей автономии во всём – от одежды до помещения.

4.      Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.

5.      Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

1.      Нежелание признать, что ребёнок стал взрослым.

2.      Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.

3.      Проецирование поведения ребёнка на себя в его возрасте.

4.      Борьба за собственную власть и авторитетность.

5.      Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.

6.      Неподтверждение родительских ожиданий.

      Почему происходят конфликты? (Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть  в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого, не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы).

     Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?

1. Умение слушать.

2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.

3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.

4. Умение критиковать и правильно реагировать  на критику.

5. Умение принимать решение.

6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.

Методы выхода их конфликта

        Для выхода из конфликтной ситуации можно:

1.      Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.

2.      Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.

3.      Поставить себя на место другого человека.

4.      Осознать право на существование другой точки зрения.

5.      Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с людьми. 

                 

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

 И нет планет, похожих на неё…

                                    Е.Евтушенко

              И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими  сильными и слабыми сторонами личности.

           

Памятка для родителей

        Уважаемые папы и мамы!

        Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы изменения эти были в лучшую сторону!

1.      Прежде чем Вы вступаете в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

2.      Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

3.      В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4.      Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5.      Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6.      Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7.      Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8.      Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9.      Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10.  Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Приложение №1

Анкетирование учащихся

Продолжите предложения:

Конфликт – это…………………………………………………..

Причиной конфликта может быть …………………………………………………

Конфликт может привести к тому, что ………………………………………………

Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть ………………………………

Для того, чтобы избежать конфликта, нужно …………………………………………...

Анкетирование учащихся

Ответь, по возможности честно и правдиво на поставленные вопросы.

1.      Ты – конфликтный человек?

2.      Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?

3.      Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с км-то отношения?

4.      Становишься ли ты умнее после выхода их конфликтной ситуации, делаешь ли ты для себя какие-либо выводы?

5.      С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6.      Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7.      Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?

8.      Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

9.      Меняется ли твоё отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, всё остаётся в ваших взаимоотношениях по-прежнему?

10.  Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?

11.  Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми?

Приложение №2

Ситуации для анализа

Эти же ситуации анализируются учащимися на классном часе. Это позволяет увидеть не только правильные варианты, которые чаще всего будут давать родители, но и услышать от ребят о реальном поведении в ситуациях, как взрослых, так и детей.

Ситуация 1.

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят зайти к вам в гости. Вы начинаете лихорадочно убирать, что-то готовить, но явно не успеваете. Обратившись за помощью к своему взрослому ребёнку, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот сама с ними и разбирайся».

        Как Вы поступите в данной ситуации?

Ситуация 2.

        После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

        Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 3.

        Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушёл из дома.

        Что предпринять?

Приложение №3

Полезная информация

        Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

        Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

1.      Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.

2.      Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.

3.      Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4.      Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5.      Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.

6.      Не забывайте слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

За и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

1.      За то, чтобы перестать быть ребёнком.

2.      За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3.      За утверждение среди сверстников.

4.      Против  замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

помочь ребёнку найти компромисс души и тела;

все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;

подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;

необходимо помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.

Приложение №4

Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?» 

        Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как описание различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта:

5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы и подсчитайте общую сумму баллов.

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

Итого

Итого

Итого

Итого

1.  Худой мир лучше доброй ссоры.

2.  Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.

3.  Мягко стелет, да жестко спать.

4.  Рука руку моет. (Почеши мне спину, а я тебе почешу.)

5.  Ум хорошо, а два лучше.

6.  Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7.  Кто сильнее, то и правее.

8.  Не подмажешь – не поедешь.

9.  С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10.  Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11.  Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.

12.  Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13.  Убивай врагов своих добротой.

14.  Честная сделка не вызывает ссоры.

15.  Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16.  Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17.  Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18.  Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19.  Ты мне – я тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21.  Кто споит – ни гроша не стоит.

22.  Кто не отступает, тот обращается в бегство.

23.  Ласковое телятко двух маток сосёт, а упрямое – ни одной.

24.  Кто дарит – друзей наживает.

25.  Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26.  Лучший способ решать конфликты – избегать их.

27.  Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28.  Кротость торжествует над гневом.

29.  Лучше синица в небе, чем журавль в облаках.

30.  Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31.  На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32.  В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.

33.  Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34.  Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35.  Копай и копай без устали – докопаешься до истины.

Оценка результатов 

        У каждого человека есть две жизненные заботы: достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.

Тип I.  «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

Тип II. «Акула» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения нет. Им не важно, любят л их, они считают, что конфликты решаются выиграшем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип III. «Медвежонок» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

        Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.



Предварительный просмотр:

Система оценки динамики индивидуальных достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы

В ФГОС указано на необходимость обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся. Это ставит перед образовательными учреждениями такие значимые задачи, как организация учета индивидуальных достижений, ориентация всего образовательного  процесса (урочная и внеурочная деятельность, воспитательные мероприятия и внешкольная занятость) на достижение каждым школьником планируемых результатов. Необходим комплексный подход к оценке результатов образования (освоения образовательной программы, уровня воспитания и социализации). Для этого обучающиеся должны освоить способы самоконтроля и самооценки (это и есть регулятивные УУД).

Учитель-предметник может оценить индивидуальные достижения обучающегося только по своему предмету. Но увидеть полную картину динамики достижений обучающегося, по объективным причинам, учитель-предметник не может (направленность интересов, «математический или филологический склад ума», темперамент)

В связи с этим мы подошли к необходимости аутентичного (всестороннего) оценивания, которое должен координировать классный руководитель.

Портфолио- это не накопление грамот, а способ самооценки и оценки школьника.

Кроме портфолио существуют иные средства учета индивидуальных достижений, реализация которых возможна только при тесном сотрудничестве учителей-предметников (оценка), обучающихся (самооценка) и классного руководителя (диагностика, оценка, сведение результатов).

Сборник планируемых результатов и их достижений

______________ (тема)__________________________

Планируемые результаты

Самооценка

Оценка педагога

 

Сборник планируемых результатов и их достижений – брошюра с перечнем планируемых результатов по всем предметам учебного плана, структурированных в соответствии с тематическим планированием реализуемых программ (урочной, внеурочной деятельности).

Формулировка планируемых результатов должна быть понятна обучающимся.

Чтобы объективнее оценить личностные и метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные)  их можно вынести на отдельную страницу, для того чтобы каждый педагог и сам обучающийся оценил обобщенные метапредметные и личностные результаты. Необходимо учитывать возрастные особенности и планировать результаты в соответствии с программой (по предмету, воспитания и социализации обучающихся, которую разрабатывают классные руководители) и возрастом.  Например:

самооценка

уч

ит

еля

пре

дме

тни

ки

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание

-

Планирование

+

Осуществление

Учебных действий

Контроль и самоконтроль

-

коррекция

оценка

+

саморегуляция

-

Для того чтобы дети могли понять что включает в себя каждое из перечисленных УУД можно предложить их характирестику (Приложение )

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание

• формулировать и удерживать учебную задачу;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную (*);

• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (*).

Планирование

• применять установленные правила в планировании способа решения;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

Следующая форма учета индивидуальных  достижений учащихся  Лист динамики достижений обучающегося.

Он может быть представлен страницей в Сборнике планируемых результатов, где постепенно строится график учебных достижений по различным предметам и служит для осуществления более информативной обратной связи между педагогами, обучающимися и родителями.

Изображается система координат, где отмечаются номера тем (блоков, модулей) и результаты усвоения учебной темы.

Лист динамики достижений обучающегося за ______ год

предмет

Номера блоков (тем)

Уровень усвоения

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

Русский язык

Высокий

Достаточный

Необходимый

Низкий

недопустимый

Лист динамики достижений обучающегося является для родителей наглядным документом, информирующим об успешности обучающегося, и используется классным руководителем при проведении родительских собраний. Родители один раз в четверть расписываются в нем.

Хранятся Листы динамики достижений обучающегося у классного руководителя, в конце года помещаются в портфолио обучающегося.

       Оценка личностного развития обучающихся на уроках происходит в ходе реализации индивидуальных и групповых творческих проектов, методом наблюдения за работой в группе и с помощью мониторинга творческой активности. В конце учебного года результаты оценивания сводятся в общую таблицу для организации мониторинга.

Метапредметные результаты, характеризующие уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности (которые можно увидеть в Сборнике планируемых результатов и их достижений)  также сводятся в общую таблицу (В- высокий уровень, С – средний, Н-низкий):

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных  и познавательных задач;
  3. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. Умение  оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

С

С

В

В

С

Н

Н

Н

С

С

С

С

С

С

С

В

В

В

Приложение

Планируемые личностные и метапредметные результаты (обобщенная модель)

Планируемые личностные результаты

Само-

определение

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • гуманистическое сознание (*);
  • социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам (*);
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире (*).

Смысло-

образование

  • мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

* Здесь и далее звездочкой выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»).

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание

• формулировать и удерживать учебную задачу;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную (*);

• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (*).

Планирование

• применять установленные правила в планировании способа решения;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

• составлять план и последовательность действий;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (*).

Осуществление учебных действий

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

• использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование

• предвосхищать результат;

• предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик (*);

• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль

• сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

• различать способ и результат действия;

• использовать установленные правила в контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия (*).

Коррекция

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

• вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка

• выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

• устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

• соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция

• концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

• стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

• активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта (*).

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные

• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

• использовать общие приемы решения задач;

• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

• ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

• выбирать наиболее эффективные способы решения задач (*);

• осуществлять рефлексию способов и условий действий;

• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

• ставить, формулировать и решать проблемы;

• самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

• осуществлять смысловое чтение;

• выбирать вид чтения в зависимости от цели;

• узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач (*);

• моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать, существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные

• поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

• сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

• обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

• запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст (*);

• анализ информации;

• передача информации устным, письменным, цифровым способами;

• интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ) (*);

• применение и представление информации;

• оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические

• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

• подведение под правило;

• анализ, синтез, сравнение;

• классификация по заданным критериям, установление аналогий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество

• ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие

• формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

• строить понятные для партнера высказывания;

• строить монологичное высказывание;

• вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией

• определять общую цель и пути ее достижения;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (*);

• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

• разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.



Предварительный просмотр:

Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся

Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. Классные руководители  планируют и организуют свою работу в соответствии с концепцией воспитательной системы школы, собственной программы деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. Оценить эффективность работы воспитательной системы помогает диагностика и мониторинг развития личности и классного коллектива.  

Педагогический мониторинг  процесса воспитания это система сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.

Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действие способов, приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.

Стратегия и тактика мониторинга  процесса воспитания детей основывается на следующих принципах:

Гуманистической направленности - уважение личности каждого участника, соблюдение его достоинства, прав и свобод;

Демократичности - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия;

Диалог - конструктивное взаимодействие участников даже при отсутствии единых взглядов на те или иные вопросы  воспитания;

Конфиденциальность - неразглашение результатов исследований без согласия участников;

Научность - обоснованность используемых понятий, идей и способов действий;

Целостность и системность - последовательная разработка и реализация мониторинга воспитания как системы, а не ряда случайных методик.

Основные функции мониторинга - диагностическая, ориентирующая (направляющая), мотивационно-стимулирующая, воспитывающая, оценочная, аналитическая, коррекционная и прогностическая.

Цель мониторинга: оценить состояние и результативность функционирования воспитательной системы класса, успешность воспитательного процесса в ней и уровень развития классного коллектива.

Объектом мониторинга является воспитательная система класса.

Предмет мониторинга – классный коллектив как условие развития личности ребенка.

Для исследования эффективности воспитательной системы класса я использую следующие критерии:

  • Уровень сформированности классного коллектива.
  • Уровень развития ученического самоуправления класса
  • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся, уровень воспитания ответственного отношения к состоянию своего здоровья.
  • Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
  • Уровень воспитанности учащихся.
  • Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе)
  • Уровень готовности к  осознанному выбору профессии

В качестве инструментария использую следующие основные методы педагогической диагностики:

  • информационно-констатирующие – беседа, анкета, тест, опрос;
  • оценочные – оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики;
  • продуктивные – изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников;
  • поведенческие – наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия;
  • игровые методы

Мониторинг процесса воспитания коллектива учащихся

Направления организации воспитания и социализации обучающихся

Критерии и показатели эффективности воспитательной системы

Диагностические средства

Гражданско-патриотическое

- сформированность системы ценностей;

- Уровень воспитанности обучающихся;

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (5-11 класс);

Оценка уровня воспитанности учащихся (5-11 класс)

Определение ценностных ориентации личности (8 – 11 класс)

Нравственное и духовное воспитание

- определение направленности человека;

- уровень толерантности;

Диагностика направленности личности (7-11 класс)

Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников (8-11 класс)

 Воспитание положительного отношения к труду. Профориентация.

- определение интересов и склонностей обучающихся;

- уровень готовности к осознанному выбору профессии;

-определение ведущего профиля обучения;

Уровень готовности в выбору профессии (9-11 класс)

Методика «Матрица выбора профессии» (7-11 класс);

 

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (5- 11 класс)

Интеллектуальное воспитание

- уровень интеллектуального развития личности и класса;

- мониторинг одаренности;

- организация работы с одаренными и слабоуспевающими  детьми;

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости (2-11 класс);

Мониторинг проявления видов одаренности (1 – 11 класс)

Диагностика отношения к учению и к учебным предметам (для работы со слабоуспевающими)

Анкета способностей ребенка (для родителей 2 -6 класса)

Активность участия в олимпиадах, научно-исследовательских работах, интеллектуальных конкурсах (1-11 класс)

**Опросник исследования тревожности, познавательной активности и  негативных эмоциональных переживаний  у старших подростков и юношей (8-11 класс)

Здоровьесберегающее воспитание

- уровень культуры здорового образа жизни обучающихся;

- занятость в спортивных секциях;

Формирование представлений о здоровом образе жизни  (9-11 класс)

Анкета Вредные привычки (2-5, 5-11 класс)

Методика исследования склонности к виктимному поведению (суициду) 8-11 класс

Статистический медицинский анализ состояния здоровья детей

Социокультурное и медиакультурное воспитание

-  развитие навыков социального общения и толерантности;

Тест на интернет - аддикцию

Культуротворческое  и эстетическое воспитание

- уровень творческой активности обучающихся и класса;

Анкета способностей ребенка (для родителей 2 -6 класса)

Экран творческой активности учащихся

Правовое воспитание и культура безопасности

- уровень правовой компетентности;

- динамика правонарушений в классе;

Статистика правонарушений в классе;

Анкета на выявление жестокого обращения ;

Воспитание семейных ценностей

уровень сформированности семейных ценностей ;

- степень владения культурой семейных отношений;

Анкета «Идеальная семья» (10-11 класс)

Анкета «Семейные традиции»

Анкета  «Взаимопомощь в семье»

Формирование коммуникативной культуры

- уровень коммуникативной компетенции обучающихся;

- умение работать в группе;

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (7-11 класс)

Методика «Оценка отношений подростка с классом» (7-11 класс);

Экологическое воспитание

- уровень экологической культуры;

-  отношение к результатам деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию;

- степень участия в природоохранных мероприятиях;

Методика «Экологическая деятельность,  «Отношение к природе» , «Интерес к природе»,  «Ценность природы»  2-4 класс

 Анкета на определение уровня экологической культуры школьников ( 5-9 класс)

Отношение к природе и ее охране (5-9 класс)

Формирование классного коллектива

- уровень развития самоуправления в классном коллективе;

- удовлетворенность родителей деятельностью классного руководителя и  образовательного учреждения

Социометрия;

Диагностика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М. И. Рожков)

Методика «Оценка отношений подростка с классом» (7-11 класс);

Методика “Социально-психологическая самоаттестация коллектива”

Методика “Выявление мотивов участия учащихся

в делах классного и общешкольного коллектива”

Процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:

  1. начальный (5-9 класс, сентябрь);
  2. промежуточные (январь, май 5-9 класс);
  3. конечный (9 класс, апрель).

Отслеживание уровня развития коллектива

Отслеживание уровня развития коллектива класса происходит по следующим признакам:  

  • движение к общезначимой цели,
  • самоуправление в классе,
  • дисциплина,
  • общественное мнение,
  • согласованность в работе,
  • соотношение руководства и подчинения,
  • дружба в коллективе,
  • общение в свободное время.

Уровни развития коллектива:

  • допустимый,
  • критический,
  • недопустимый.

Признаки

коллектива

Уровень развития признака

Допустимый

Критический

Недопустимый

Движение к общезначимой цели.

Большинство

Меньшинство

Есть сопротивление поставленной цели

Самоуправление.

Передается часть функций

Только при участии взрослых

Только при принуждении

Дисциплина.

У большинства

У меньшинства

Дисциплину держит только старший

Общественное мнение.

Большинство в результате разъяснения

Меньшинство

Полное безразличие

Согласованность в работе.

Нужно руководство кл. руководителя

Конфликтность

Согласованность в отрицательных поступках

Соотношение руководства и подчинения.

Большинство

Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители

Часть учащихся не умеют подчиняться

Дружба в коллективе.

Доброжелательность в коллективе

Есть эпизодические конфликты

Есть отверженные в коллективе

Общение в свободное время.

Свободное групповое общение.

Ограниченные групповые привязанности

Конфликтность между группами



Предварительный просмотр:

«Матрица выбора профессии»

Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В.Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе

следующие вопросы (если для вас привлекательны несколько «сфер труда» и «видов труда», отметьте не более 3-х):

С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? (СФЕРА ТРУДА)

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и

читатели, сотрудники и т.д.)

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды,

овощи, фрукты)

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? (ВИД ТРУДА)

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

2.6. Производство (изготовление продукции)

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

2.9. Защита (охрана от враждебных действий)

2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

Анализ производится u1089 с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии,

находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими Вашим

интересам и склонностям.

После того, как Вы определили для себя по матрице, профессии, которые вам близки, то, задумайтесь еще раз над

вашим выбором!

Если ваша цель – своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии

и рынка труда, задайте себе следующие вопросы и по возможности письменно ответьте на них:

Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать?

Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы?

Какого образования требует эта профессия?

На какой уровень образования я могу рассчитывать?

За какую минимальную заработную плату я могу работать?

Какой образ жизни я хочу вести – напряженный или свободный?

Хочу ли я работать рядом с домом, или мне это безразлично?


Ф.И____________________возраст______лет

С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? (СФЕРА ТРУДА)

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и

читатели, сотрудники и т.д.)

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды,

овощи, фрукты)

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? (ВИД ТРУДА)

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

2.6. Производство (изготовление продукции)

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

2.9. Защита (охрана от враждебных действий,опасности)

2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

Ф.И____________________возраст______лет

С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? (СФЕРА ТРУДА)

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и

читатели, сотрудники и т.д.)

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды,

овощи, фрукты)

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? (ВИД ТРУДА)

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

2.6. Производство (изготовление продукции)

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

2.9. Защита (охрана от враждебных действий)

2.10. Контроль (проверка и наблюдение)



Предварительный просмотр:

Кусаева М.Е.     учитель начальных классов МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

Час классного общения "Толерантность"

Участники:

учащиеся 2-го класса, классный руководитель.

Цель:

знакомство учащихся с понятием"толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

  • Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
  • Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование:

раздаточный материал(карточки), мультимедийное  оборудование,

фонограммы

План классного часа:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1- 2 мин.)

2. Введение в тему. (3-5 мин.)

3. История понятия толерантность. (3-5 мин.)

4. Упражнения на закрепление понятия"толерантность" (25-30 мин.)

5. Итог. (2-3 мин)

Ход проведения

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

2. Введение в тему.

Прослушивание песни "Я, ты, он , она".

Учитель: "Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Не так легко быть объединённым одним"ансамблем" отношений, входя в такие социальные образования, как "страна", "семья", "школа", "класс".

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость:

- Что вы понимаете под словом терпимость?

Дети:

Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Учитель:

Как поступает терпимый человек?

Дети:

Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Учитель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья".

(Учитель читает притчу)

Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.

Учитель:

Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети:

Любовь, терпение, прощение.

Учитель

: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

Дети:

О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.

Учитель:

Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом "толерантность"

3. История понятия толерантность.

Учитель:

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, -в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие"толерантность".

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

У вас на столах желтые  карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?"

Дети зачитывают:

  • Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
  • Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
  • Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)

Учитель:

- Что общего в этих определениях?

Дети:

Умение жить в мире и согласии со всем миром

4. Упражнения на закрепление понятия"толерантность"

а) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантный человек. У каждого из вас на столах лежат карточки зеленого цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

 Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

б) импровизированный монтаж.

Учитель:

На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер .

1.

Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?

3.

Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

10.

Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.

13.

Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

в) Физминутка (песня "Дружба" Барбарики).....

г). Работа в группах

    -  А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации.

  • В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три  «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои  действия.

  • Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?

  • Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать  ему о долге или лучше промолчать?

д) Игры

1. Апельсин

Подойдите ко мне 4 человека и возьмите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь.

Учитель  разрезает  апельсин на части и спрашивает –Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри –одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

2. “Техасские объятия”.

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.

- Вам было весело играть?

- Получится так весело у одного, двух человек?

Молодцы. Ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.

  • Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?
  • Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?
  • Хорошо или плохо, что все мы разные?
  • Как жить в мир, где столько разных людей?

е) Заключительное задание “Дерево толерантности”

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

5.Итог

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

Крутится, вертится шарик земной,

Годы, как птицы, летят чередой.

На классный час я сегодня пришла,

С собою в подарок шары принесла

    В красных шарах выраженье любви,

 Мы их с собою сейчас принесли.

       Дружбы, любви это пламенный знак,

     Мы принесли его в наших сердцах

     В синих шарах – голубые мечты,

Чтобы мечтали по-прежнему вы.

Чтобы сбывались мечты все у вас-

Этого мы вам желаем сейчас!

 В шаре зелёном надежда живёт

В то, что счастливым окажется год,

В то, что на свете не будет войны,

Будут леса и сады зелены!

 Чёрный же шар я с собой не несла

Не потому, что его не нашла,

А потому, что в сердцах у детей

Лишь пожелания солнечных дней!