Работа педагога- психолога с детьми с ОВЗ
«РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» – ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЭТОТ СТАТУС?
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мышления у детей с ЗПР | 18.21 КБ |
· Слабовидящий ребенок | 22.21 КБ |
Как организовать жизнедеятельность и процесс воспитания ребенка с ОВЗ | 13.35 КБ |
Слабослышащий ребенок | 14.18 КБ |
Организация коррекционной работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ | 23.41 КБ |
Если в семье растет ребенок с РАС | 15.15 КБ |
Обучение ребенка с РАС навыкам с помощью игры | 18.48 КБ |
Правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя | 15.15 КБ |
Дети с ОНР | 20.46 КБ |
Дети с синдромом Дауна в детском саду | 15.26 КБ |
Дети с синдромом Аспергера | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мышления у детей с ЗПР
Мышление - процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.
Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены.
По сути, что отличает мышление от других психологических процессов? Главное отличие - это связь мыслительной деятельности с решением поставленных задач. Именно в мышлении производятся практические и теоретические выводы.
Мышление у детей с ЗПР и умственно отсталых малышей отличается. У первых оно более развито. Дети способны научиться использовать имеющиеся навыки для решения разных задач, а также умеют абстрагировать и группировать. На уровень мышления детей с ЗПР могут влиять:
- развитие внимания;
- опыт общения с окружающим миром;
- уровень развития речи;
- степень сформированности регуляторных механизмов.
По мере взросления здоровому малышу под силу будет справляться со все более сложными задачами, включая те, что не будут представлять него интереса. У малышей с ЗПР это получится с трудом, в первую очередь из-за неспособности концентрировать внимание на задаче.
Главные недостатки мыслительной деятельности ребят с ЗПР
Дети с диагнозом «задержка психического развития», как правило, страдают нарушениями речи, в результате чего им сложно составлять план действий, используя речь. Имеет свои отклонения и внутренняя речь, что негативным образом отражается на способности логически мыслить. К общим недостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР можно отнести следующее.
Несформированная поисковая и познавательная мотивация. Детям неинтересно получать и решать новые задачи, они не знают как справиться с трудностями, и стараются как можно быстрее переключить внимание на игру. Если настоять на решении задачи, такой малыш сможет выполнить лишь самую простую ее часть, не беспокоясь об основном результате. В процессе школьного обучения такие дети не заинтересованы в результате, быстро устают, не любят узнавать что-то новое, что, в свою очередь, тормозит их развитие.
Отсутствие плана при выполнении мыслительных задач. Особенность мышления детей с ЗПР - неспособность построить схему работы. Они действуют спонтанно, быстро. Наглядно это выглядит так: малыш получает задание и инструкцию для его выполнения. Вместо того чтобы изучить инструкцию и выполнить задание в соответствии с ней, он отбрасывает ее и пытается быстро справиться сам, не задумываясь о результате и неизбежных ошибках при таком подходе.
Невысокий уровень мыслительной активности. Особенности мышления таких детей также проявляются в излишней поспешности выполнения заданий, часто наугад, без учета условия и без наличия правильного плана работы. Многие дети пытаются справиться с заданием, используя собственную интуицию. Получаемые в результате правильные в некоторых случаях ответы они объяснить не смогут.
Шаблонность. У детей с ЗПР отмечается нарушение наглядно-образного мышления, поэтому им сложно работать по образцу с выделением его основных частей и установой взаимосвязи между ними и собственными действиями.
Специфика логического мышления
У детей с диагнозом «задержка психического развития» фиксируют значительные нарушения операций логического мышления:
- анализа;
- сравнения;
- классификации.
Анализируя, дети увлекаются несущественными деталями и признаками, не замечая главного. Во время сравнения выделяют несущественные признаки предметов, во время классификации же действуют по большей мере интуитивно, не понимая, как объяснить зачастую правильный результат.
Развитие логического мышления у детей с ЗПР заметно отстает, если сравнивать его с уровнем развития у здоровых малышей. Если школьники с нормальным развитием способны рассуждать, объяснять и делать выводы уже к 7 годам, то у детей с ЗПР возникают серьезные трудности с построением даже самых простых логических цепочек. Чтобы у малышей получилось сделать правильное умозаключение, им должны помогать взрослые, способные указать на правильное направление мысли.
Принципы работы с детьми с ЗПР
Развитие мышления у детей с ЗПР возможно и необходимо. При этом обращать внимание следует на каждую из его форм. Подавляющее большинство ребят умеют классифицировать на примитивном уровне по одному признаку. Они могут выделить одинаковые по форме или цвету предметы и сгруппировать их почти так же успешно, как нормально развивающиеся дети. Ошибки в ходе работы над заданием неизбежны и являются следствием дефицита внимания и слабой организованности.
Примечательно, что уровень наглядно-действенного мышления у ребят с ЗПР практически не отличается от его уровня у детей с нормальным психическим развитием. Большинство детей справляются с поставленными заданиями, если объяснить им его несколько раз и попросить быть внимательными. Особенности наглядно-образного мышления в этом случае связаны с резким падением результатов при малейших отвлекающих факторах.
Чтобы дать малышу возможность справиться с заданием, развивающим его наглядно-действенное мышление, достаточно будет оградить его от внешних раздражителей.
В целом же можно отметить, что дети с ЗПР, несмотря на видимые недостатки мыслительных процессов, имеют гораздо больше перспектив в отношении овладения учебным материалом по сравнению с умственно отсталыми ребятами.
Обучая детей с ЗПР, необходимо соблюдать ряд требований:
- проводить занятия в проветриваемых помещениях с достаточным освещением;
- использовать понятный наглядный материал, размещая его в помещении таким образом, чтобы не привлекать к нему внимание ученика раньше времени;
- продумывать смену деятельности во время занятий с включением небольшой физической разминки;
- пользоваться помощью дефектолога, который сможет проанализировать поведение ученика;
- продумывать индивидуальную схему работы с каждым малышом.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что главная особенность детей с задержкой психического развития - это незрелость абсолютно всех форм мышления.
Обратить внимание на подобную незрелость можно во время занятий, в процессе которых необходимо будет решать задачи, используя разные формы мышления.
Наиболее развитым у таких детей является наглядно-действенное мышление. Проходящие курс обучения в специализированных учебных заведениях дети с ЗПР уже к 4 классу смогут справляться с решениями задач наглядно-действенного характера не хуже абсолютно здоровых сверстников.
А вот с заданиями, имеющими отношение к словесно-логическому мышлению, дети с ЗПР не смогут справиться так же хорошо, как нормально развивающиеся сверстники, на протяжении длительного времени. Ускорить развитие их мышления в этом направлении поможет слаженная педагогическая работа, направленная на развитие основных навыков умственной деятельности и ряда интеллектуальных операций.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям слабовидящего ребенка
Родителям следует знать зрительные особенности своего ребенка и следовать рекомендациям офтальмолога и тифлопедагога. Например, при высокой степени близорукости нельзя делать резкие движения, прыжки, допускать большую силовую нагрузку; при дальнозоркости необходима усиленная работа с мелкими деталями, а при близорукости не допускать перегрузки зрения.
2. При необходимости ношения очков строго следуйте требованиям окулиста и выполняйте его рекомендации и в домашних условиях. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения. Некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают очки в окружении сверстников.
3. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением, с учетом явления светобоязни (некоторые дети с нарушениями зрения не выносят яркий искусственный и солнечный свет).
4. Не пропускайте занятий в детском саду и школе без уважительной причины.
5. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).
6. Старайтесь уделять детям постоянное внимание, но не опекать их чрезмерно.
7. Не молчите с детьми, постоянно разговаривайте с ними, обозначайте все свои действия: «Сейчас мы наденем кофточку. А теперь мы надеваем брюки и т. д.». Постоянно разговаривая с ребёнком, вы способствуете его речевому и психическому развитию.
8. Родители должны говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 – 2 мин. на обдумывание.
9. Развивайте руки ребенка с раннего возраста: играйте с ним в мозаику, собирайте разрезные картинки, лепите из пластилина, собирайте детали конструктора, учите застегивать крупные пуговицы и т.д. Этим вы развиваете его самостоятельность, а также готовите к школьному обучению.
10. Учите ребенка положительно реагировать на взрослых, воспитателей, выполнять требования убрать игрушки, сходить в туалет, вымыть руки, готовиться к прогулке.
Развитие умения общаться с детьми
1. Стройте отношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.
2. Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жестких правил.
3. Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку.
4. Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».
5. Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
7. Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными.
8. Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
9. Уделяйте ребенку достаточно внимания. Проводите досуг всей семьей.
10. Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
11. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
12. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.
13. Избегайте по возможности больших скоплений людей.
14.Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа.
1. Не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определенном месте после совершения поступка.
2. Чаще хвалите ребёнка.
3. Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
4. Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.
5. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
6. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
7. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушением зрения, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
8. Помните, что для ребенка с нарушением зрения наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
• лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
• запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;
• приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).
9. Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.
Обучение навыкам
Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребенка с нарушением зрения всему этому нужно учить, он не может овладевать действиями по подражанию.
Трудна эта задача еще и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребенка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить незрячему или слабовидящему ребенку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей.
Эти вопросы родители постоянно задают тифлопедагогам в детских садах, стараются «подсмотреть», как справляются с проблемами незрячие люди с большим стажем слепоты, пытаются отталкиваться от «изобретений» ребенка или найти решение самостоятельно.
Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных объективных трудностей, встречаются с трудностями субъективного характера: дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интереса к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности.
Преодолеть трудности как объективного, так и субъективного характера поможет родителям руководство следующими общими правилами.
Терпение – вот что самое главное в вашем стремлении привить ребенку с нарушенным зрением прочные навыки. Обучение слепого ребенка самообслуживанию и личной гигиене – дело хлопотное и трудное. Порой вам будет казаться, что все труды напрасны, так медленно усваивает ребенок ваши уроки. Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия.
Не стремитесь научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть пока просто непосильным. Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции.
Обучая ребенка, опирайтесь на его сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Активно включайте в свои занятия речь: объясняйте ребенку все подробно, обращайте его внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребенок также оречевлял свои действия.
Начиная обучать слепого малыша какому-либо действию, лучше всего использовать следующие приемы:
• руки ребенка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают их – пассивные действия;
• вы берете руки малыша в свои и стараетесь произвести действие совместно с ним – совместные действия.
При обучении ребенка приемам совместных и пассивных действий лучше находиться сзади малыша и примерно на его уровне (родителям можно сесть на корточки или встать на колени) – так ребенок лучше поймет показываемые действия.
Помощь ребенку с вашей стороны должна быть разумной. Не лишайте его возможности получить радость от сознания «Я сам!», «Я умею!», «Я научился!». Помните, насколько ваш ребенок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.
Обучение детей с нарушениями зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью. Выбирайте время для занятий, когда ребенок в хорошем настроении, здоров, когда вы никуда не торопитесь.
Старайтесь, чтобы ваши занятия не были излишне академичными, иначе у ребенка пропадет к ним интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.
Не забывайте высказывать свое отношение по поводу успехов и неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость, огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать ваше живое участие в его жизненно важных делах.
Поведение родителей в процессе общения с детьми
Помните, нужно дать понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
Помните, что высказывать свое отношение к поведению ребенка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».
Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это вам уже неинтересно.
Помните, что многие из тех установок, которые он получает от вас, в дальнейшем определяют его поведение. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:
• спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;
• не сравнивайте ребенка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».
Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:
• барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
• барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
• барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
• барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
• если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тетей» и т.д.;
• для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию;
• для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как ее можно развеселить»;
• для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?».
Уважаемые родители, необходимо помнить, что если ребенку создать своевременно все необходимые условия для развития, то слепота может быть сведена только до физического дефекта.
Попытайтесь найти родителя другого ребенка-инвалида. Опыт другой семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, позволит вам быстрее преодолеть шок, даст надежду на будущее.
Держите в курсе проблем вашего ребенка ваших близких. Не скрывайте от них своих чувств, не замыкайтесь на проблемах больного ребенка, общайтесь с другими детьми, делитесь с друзьями.
Сравнивайте успехи вашего ребенка сегодня с успехами вчерашнего дня.
Ищите и изучайте информацию. Не стесняйтесь спрашивать у специалистов и других родителей непонятные вам слова, термины. Старайтесь найти соответствующую литературу.
Не бойтесь задавать вопросы, поскольку, задавая их, вы учитесь лучше понимать то, что касается вашего ребенка. Записывайте вопросы при встрече со специалистами и вопросы, возникающие в ходе разговора. Заведите дневник, в который заносите всю полученную информацию. Просите у врачей и педагогов копии всей документации, касающейся вашего ребенка.
Не будьте робкими. Многие родители чувствуют себя неловко в присутствии людей с медицинским или педагогическим образованием. Не следует робеть перед профессионалами, занимающимися вашим ребенком. Вам не нужно извиняться за то, что вы хотите знать, что происходит. Не думайте о том, что вы слишком назойливы или задаете много вопросов. Помните: это ваш ребенок, и происходящее может оказать огромное влияние на вашу жизнь и на его будущее. Следовательно, важно узнать как можно больше о вашем положении.
Не бойтесь проявить чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как полагают, что выказывать свои страдания – это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.
Научитесь справляться с горечью и озлоблением. Это вполне понятно, когда родители узнают, что с их ребенком связаны серьезные проблемы. Но постарайтесь понять, что отрицательные эмоции вредят, ослабляют вас, постарайтесь справиться с ними. Жизнь лучше, когда чувства положительны. Вы будете лучше подготовлены к новым испытаниям, если горькие чувства отступят перед вашей энергией и инициативой.
Постарайтесь быть благодарным. Трудно оставаться злобным, если чувствуешь благодарность. Иногда, когда все кажется отвратительным, непросто найти причину для благодарности. Однако если вы вспомните все хорошее, оглянетесь вокруг, возможно, положительные чувства перевесят отрицательные эмоции.
Придерживайтесь реальности. Придерживаться реальности – это принимать жизнь такой, как она есть, и осознавать, что есть вещи, которые мы не можем изменить, и есть вещи, которые мы изменить можем. Ваша задача – научиться отличать то, что мы можем изменить, и затем действовать.
Помните, что время на вашей стороне. Время залечивает многие раны. Это не значит, что жить с ребенком-инвалидом и растить его легко, но по мере того, как проходит время, многое может быть сделано для облегчения проблем.
Ищите специальные образовательные учреждения. Всегда можно найти специалистов, педагогов, которые знакомы с дефектологией, а через них связаться с тифлопедагогами или со специальными яслями-садами и школами для детей с дефектами зрения. Обращайтесь в органы образования по месту жительства. Не откладывайте этот вопрос на потом: чем раньше специалисты станут заниматься вашим ребенком, учитывая его отклонения в развитии, тем лучше будет для него.
Не забывайте о себе. В стрессовых ситуациях каждый человек ведет себя по-разному. Может быть, вам помогут несколько общих советов: отводите время на отдых; питайтесь настолько хорошо, насколько можете; уделяйте время себе; обращайтесь к другим людям за эмоциональной поддержкой.
Избегайте жалости. Жалость к самому себе, жалость со стороны других людей или жалость к ребенку делает беспомощным. Сопереживание, т.е. способность чувствовать с другим человеком – вот чувство, которое следует поощрять.
Не осуждайте. В этот период некоторые родители осуждают людей за их негативную реакцию по отношению к самим родителям или к их ребенку. Не следует обижаться на людей, которые не способны реагировать так, как хотелось бы вам.
По возможности выполняйте обычные повседневные обязанности. Следуйте правилу: «Когда возникает проблема, и ты не знаешь, что делать, делай то, что бы ты стал делать в любом случае».
Помните, что это ваш ребенок. Да, развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребенка и радуйтесь ему.
Осознайте, что вы не одиноки. Чувство одиночества, когда становится известен диагноз, знакомо всем родителям детей-инвалидов. Ослабить это чувство вам поможет сознание, что его испытывают многие другие, что понимание и конструктивная помощь доступны для вас и вашего ребенка, и вы не одиноки.
Предварительный просмотр:
Родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию
детей с РАС
· Самое важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
· Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
· Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
· Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.
· Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.
· Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.
· Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
· Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.
Предварительный просмотр:
Родителям слабослышащего ребенка
· Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть - родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
· Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
· Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
· Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра - на правое.
· Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь - никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
· Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
· Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
· Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
· Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое - левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко - это чисто слуховое восприятие, губы - это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
· Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
· Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:
- диагностическая,
- коррекционно-развивающая работа,
- профилактическая и консультативная работа с родителями.
Диагностическое направление.
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психокоррекционной работы.
В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной организации определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ОВЗ;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребёнка;
- определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
- особенности контакта ребёнка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
особенности моторной функции.
2.Коррекционно-развивающее направление.
Структура коррекционно-развивающего занятия.
- Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).
- Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).
- Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).
- Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).
- Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).
Психокоррекция познавательных процессов:
1.Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами,
- настольно-печатные и
- словесные.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.
При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам. Учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактические игры по развитию наглядных форм мышления проводятся с постепенным усложнением, учитывая опыт ребенка. При проведении дидактических игр с одной стороны происходит руководство познавательным процессом, а с другой— исполнение роли участника игры, партнера, направляя ребенка на выполнение игровых действий.
Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях:
1. «Игра-сказка». Здесь подбираются сказочные герои, которые сопровождают детей на протяжении всего занятия.
- Поздоровайся / попрощайся с куклой Катей.
- Помоги Буратино собрать игрушки в коробку. Скажи ему, как надо правильно складывать игрушки и тому подобное.
2. «Игра- поручение». В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
3. «Игры-загадки».( В какое время года на улице снег?Когда бывает темно?
Угадай, кто это: говорит МЯУ, любит молоко?)
2.Формирование пространственных и временных представлений об окружающем;
освоение пространства собственного тела
уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,
определение пространственных направлений по отношению к себе
определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,
пространственная ориентация на листе бумаги.
Упражнения: «Лево - право», «Путаница», «Покажи, где?», «Спереди, сзади», «Высокий – низкий», «Далеко - близко»,«Неправильный робот» ( ребенок двигается в направлении обратном названному), «Сделай так», «Попади в ворота»
3.Формирование математических представлений.
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы(наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).
Математические игры:
- элементарные логические игры, задачи;
- упражнения на классификацию;
- задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
- дидактические игры, направленные на развитие пространственных
представлений, построение сериационных рядов;
4.Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:
Развитие и коррекция её недостатков посредством сказкотерапии, игротерапии, цветотерапии, релаксотерапии, тактильно-сенсорные игры, куклотерапия. и др.;
Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания.
Куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми с ОВЗ, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребёнок "передаёт" ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии,
Кукольный театр– особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.
Игротерапия
Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными возможностями, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Игротерапия – это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации
Используются следующие виды элементы игротерапии:
- театр обычных образных игрушек (настольный);
- пальчиковый театр;
- плоскостной театр.
Элементы сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.
Игры-драматизации с элементами импровизации.
Основная задача игр-драматизаций коррекция эмоциональной сферы. Как правило, игры строятся в форме знакомых ребенку сказок.
Целесообразность театрализованной игры с детьми с нарушением развития обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и освоенным детьми любого возраста. Ребенок может опробовать себя в конкретной социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками. Для детей, имеющих комплексные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психического развития, аутизм, характерны: нежелание принимать участие в групповой деятельности, страх, смятение, замкнутость…. Все это мешает детям социализироваться и интегрироваться в общество. Игротерапия помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить положительные личностные качества. Дети с о. в. осень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.
5.Развитие игровой деятельности;
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности.
Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.
Игры по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Так же при подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:
- игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности.
- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учет принципа смены видов деятельности;
Коррекция нарушений психологической готовности к школе.
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- Формирование и развитие социальных навыков и социализации.
- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Развитие мелкой моторики, подготовка руки к овладению письмом.
Работа в данном направлении ведется по четырем блокам:
Пальчиковая гимнастика
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажером.
Веселый карандашик
• штриховка,
• работа с трафаретами.
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
• дорисовка (по принципу симметрии);
• волшебные узоры,
• лабиринты.
Для родителей были подготовлены консультации по темам:
• «Зачем нужна мелкая моторика?»,
• «Приемы развития мелкой моторики»,
• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям дошкольной образовательной организации, к обучению в школе).
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в дошкольной образовательной организации. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.
Предварительный просмотр:
Ребенок с РАС в семье.
Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и состояние взрослых, находящихся с ребенком, и восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.
Скорее всего, почти все родители, у которых есть дети с синдромом РДА, довольно хорошо осведомлены о том, каким образом описываются данные особенности психического развития.
Очень часто родители детей с диагнозом РДА общаются друг с другом на родительских форумах https://www.youtube.com/watch?v=79GNcSl8tfw, https://asdforum.ru/viewforum.php?f=15, http://mirznanii.com/v/fGv3cjKCg4M-199230/roditelskiy-forum-autizm-problemy-i-resheniya-chast-1, создают собственные странички и сайты, где делятся проблемами и возможностями их решения.
Родителям ребенка с РДА рекомендуется ежемесячно выдавать в ДОО памятки, буклеты и рекомендации.
Также проводить различные мероприятия:
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- тренинги.
Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:
- ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению;
- при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям;
- родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом, вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;
- вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;
- когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;
- во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;
- играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила.
Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила, и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;
- аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенкумультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;
- старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;
- для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте кукол или другие игрушки.
Необходимость психологической работы с ребенком продиктована тем, что под диагнозом «аутизм» объединяется огромное количество детей с совершенно разными по форме и тяжести проявлениями этого синдрома. Однозначно можно констатировать лишь то, что у детей-аутистов формируются особые отношения с окружающей действительностью свой, индивидуальный психический мир.
Предварительный просмотр:
Чему обучать ребенка с РАС?
К 4 годам необходимы: самообслуживание (еда, туалет), рецептивная речь, игровые навыки, взаимодействие с взрослыми, поведение, имитация.
К 7 годам – речевые навыки, социальное взаимодействие, гигиена, одевание.
После 7 лет – улучшение навыков и академические знания.
Начинать нужно с главного навыка для ребенка с РАС – просьбы.
Навык № 1 – просьба.
Во- первых, он напрямую связан с речью.
Во-вторых, это научение просить желаемое, отказываться от нежелательного, сообщать о своих намерениях, ощущениях, боли путем коммуникации.
В-третьих, навык просьбы наделяет ребенка активной ролью говорящего и он может контролировать окружающую среду.
Если ребенок не умеет просить, он будет проявлять различные виды нежелательного поведения (истерики, агрессивные реакции, социальная отстраненность, самоагрессия).
Как же формировать навык просьбы у аутиста?
Одним из методов является метод шейпинга, который применяется в поведенческой психотерапии.
Шейпинг – многошаговый процесс, модифицирующий поведение индивида с помощью положительных и отрицательных подкреплений. Научной базой метода является теория бихевиоризма. Метод был разработан Федериком Скиннером в 1953 году, на основе оперантного обуславливания. Шейпинг предназначен для поэтапного моделирования сложного поведения, которое индивид никогда не проявлял или проявлял очень редко.
Для применения метода следует предпринять следующие шаги:
1.Создание условий, в которых окружающая среда будет насыщена мотивационными факторами /предметами интереса ребенка.
2.Ожидание инициативы со стороны ребенка в отношении предмета интереса.
3.Требование более продвинутого и усложненного выражения (с помощью вокальной реакции или приближенной речевой реакции).
4.Предоставление предмета интереса ребенку.
Если на начальном этапе обучения поощряются даже приближенные речевые инициативы (например, звуки или слоги), то со временем требования усложняются, и ребенок может получить желаемый предмет, только если сказал слово или фразу. Разумеется, что процесс формирования навыка просьбы требует времени и интенсивной работы над другими типами вербального поведения, а также применения подсказок.
Если расстройство речи у ребенка проявляется в тяжелой форме и никакие вокальные реакции ему не доступны, можно ввести альтернативную коммуникацию с помощью карточек PECS.
КАК правильно работать над навыком просьбы:
Обеспечить мотивационные условия. Ребенок должен действительно хотеть получить тот или иной предмет (деятельность), иначе «правильной» просьбы не получится. К способам повысить мотивационные условия можно отнести:
размещение привлекательных предметов вне досягаемости ребенка
игра самого взрослого с игрушкой/ взрослый ест что то вкусное/ какое- то интересное занятие.
Использовать метод спонтанного обучения. Увидев, что ребенок тянется к чему-то, перекрыть доступ к этому предмету/еде/напитку и «вывести» на просьбу.
Отсутствие части мотивационного стимула. Дать ребенку краски, бумагу, воду, а кисточку «забыть». Дать суп без ложки, сок без трубочки и т.п. Создать ситуацию, когда ребенок попросит об отсутствующей части предмета.
Просьба о действии. Придержать дверь, когда ребенок хочет выйти, или крышку коробки, когда хочет взять игрушку; преградить дорогу и т.п.
Метод формирования реакции (шейпинг). Следует улучшать качество реакций, повышая требования. Например (для вокальных реакций):
1 просьба (новая). С вашей полной подсказкой и вопросом и вашим же ответом. («Что ты хочешь? Шоколад.» «Шоколад».)
2-с частичной подсказкой. («Что ты хочешь? Шо...» «Шоколад».)
3 – самостоятельная реакция одним словом. («Что ты хочешь?» «Шоколад»).
4- самостоятельная реакция просьба без вопроса. «Шоколад».
5- самостоятельная реакция 2 словами («Дай шоколад»).
6-самостоятельная просьба 3 словами и т.д.
Не тренируйте просьбу, если не уверены, что ребенок очень хочет получить этот предмет / лакомство/ активность.
Как обучать просьбе при отсутствии речи?
Этап 1.Взгляд в глаза с функцией просьбы.
Этап 2. Взгляд в глаза с функцией просьбы о действии; указательный жест с функцией просьбы о стимуле.
Этап 3.Обучение просьбе при помощи средств альтернативной коммуникации.
Навык №2 – имитация.
Имитация – важнейшая база для развития других навыков через повторение.
Эта форма обучения является трудной для детей с РАС, так как требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. При этом важно не только понять процесс имитации, но и использовать этот навык, чтобы приобретать новые умения и навыки.
Формируем и развиваем через обучение и подсказку.
Что важно учитывать при работе над навыками имитации:
1.Учитывать индивидуальные возможности ребенка. Наблюдайте, какие моторные движения ребенок выполняет без усилий, возьмите их за основу. Начинайте с крупной моторики (движения туловища и конечностей), а затем переходите к мелкомоторной имитации.
Осуществляем действие и сразу инструкция « сделай так», само движение не озвучиваем. Можно начать с простых движений – хлопать в ладоши – то что многие дети делают спонтанно.
2.Обучать через физическую подсказку. Предпочтительный вариант – второй взрослый, стоящий сзади и помогающий выполнить движения. Но можно и самостоятельно оказывать физическую помощь ребенку. В дальнейшем помощь нужно уменьшать.
3.Не использовать мотивационные предметы. Для тренировки имитации с предметами берем нейтральные стимулы, чтобы ребенок не переключился на игру с ними.
4.Звуковая имитация – наиболее сложный навык, который начинается с подражания спонтанным вокализациям ребенка. При формировании вокальной имитации поощряют каждый звук ребенка, чтобы он захотел больше пользоваться голосом.
Навык № 3 - понимание речи.
Понимание речи во многом зависит от природных особенностей ребенка. У детей с РАС часто формирование данного навыка проходит долго и тяжело.
Этапы развития:
-реагирование на человеческую речь
-реагирование на собственное имя, произнесенное человеком
-мотивационные инструкции в контексте (ребенок поднялся на горку – говорим «катись»)
- простые инструкции в контексте (даем карандаш – «рисуй»)
- простые инструкции в быту – звенья освоенных цепочек (подошел к раковине – « включи воду», вымыл руки – « вытирай руки»)
-инструкции без предметов (хлопай, покажи нос)
-различение мотивационных стимулов («покажи банан», «где мама?»)
-различение нейтральных стимулов и т.д.
Навык № 4 – игра.
Игра - основной вид деятельности детей. Но многие дети с РАС навык игры осваивают лишь через обучение. Как правило, игра ребенка – аутиста нефункциональная, монотонная и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с одними и теми же игрушками, которые используются не по назначению. Так как через игровую деятельность ребенок обучается многим другим навыкам нужно обучать ребенка игре.
Работа над развитием навыка игры:
- учет естественной мотивации ребенка в выборе предметов для игры и любимой деятельности
-постепенное включение взрослого в игру с ребенком
-использование принципа сочетания стимулов в паре для расширения игрового репертуара и формирования функциональной игры.
-использование подкреплений в игре
-обучение в игре
-обучение функциональной игре и игре по правилам
- обучение самостоятельной игре и игре с другими людьми ( со сверстниками и взрослыми).
Развитие общих навыков.
Общие навыки:
-навыки крупной моторики (ходить по прямой бегать прыгать бросать мяч )
-навыки мелкой моторики (сортеры, вкладыши, перекладывание предмета, мозаика, переворачивание страниц, прищепки, раскрашивание, шнуровка ) графические навыки (раскрашивание внутри контура, обведение фигур и линий, букв и цифр, копирование линий, букв и цифр, письмо)
-восприятие (сортировка по цвету и форме, соотнесение идентичных и неидентичных объектов, предметов и картинок, пазлы, конструирование по модели, копирование).
Предварительный просмотр:
Правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя
- Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
- Многократно повторять материала на занятиях.
- Поощрять за малейшие дела.
- При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
- Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
- Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
- Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
- Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
- Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
- Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
- Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
- Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
- Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
- Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
- Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
- Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
- При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
- При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.
Педагоги массовых детских садов, перенявших данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.
Предварительный просмотр:
Что такое ОНР у детей и почему с этим важно работать
Готовность ребят к учёбе в школе является основной задачей деятельности любого детского дошкольного образовательного учреждения вне зависимости от его специализации. Необходимыми навыками для продолжения обучения в школе являются умение читать и писать.
Однако есть воспитанники, которые испытывают затруднения в формировании этих навыков из-за отклонений в речи при нормальном умственном развитии. Это дети с ОНР, которым необходимо специальное дошкольное обучение.
К пятилетнему возрасту ребята с ОНР испытывают трудности с произношением от 10 до 20 различных звуков. Они не различают на слух фонемы по группам мягкие – твёрдые, звонкие – глухие. Для них затруднительно проговаривать слова со сложной слоговой структурой. Например, такие как «милиционер», «пуговица», «хлебница» и т.д.
У детей с ОНР нарушены все составные части языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Они не в состоянии в старшем дошкольном возрасте произвести звуковой анализ и синтез. Речь их отличается незначительным словарным запасом. Рассказывая о чём-либо, ребята не употребляют эпитеты и сравнения. Такая речь выглядит схематичной. Кроме того, в ней встречаются ошибки в согласовании слов, пропуски предлогов, перестановки букв в слогах.
У таких детей отсутствует чувство ритма и рифмы, поэтому им тяжело заучивать стихи. Они затрудняются пересказывать тексты по памяти.
У детей с ОНР отмечаются проблемы, непосредственно связанные с речевой деятельностью. У них, как правило, нарушены:
формирование внимания и памяти;
моторика пальцев и артикуляция;
словесно-логическое мышление.
Из-за нарушений внимания и памяти ребята испытывают затруднения при восстановлении порядка расположения даже четырёх объектов после перестановки, они не могут выделять предметы или слова по заданному признаку.
Из-за слабой подвижности языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти у детей нарушена артикуляционная моторика. Невнятность, размытость речи, неправильное произношение звуков обусловлены нарушением артикуляции звуков.
Уровни речевого развития у детей
Различают четыре уровня развития речи у детей.
Первый уровень развития речи
В профессиональной литературе для логопедов этот уровень назвается «отсутствие общеупотребительной речи».
Детская речь детей на этом уровне для их окружения не совсем понятна и имеет строгую привязанность к конкретным обстоятельствам. Как правило, при описании возможностей речи этих детей их называют «безречевыми». Это не должно восприниматься буквально, потому что такие ребята в процессе общения с другими людьми применяют большой комплект вербальных приёмов.
Они могут применяться для наименования окружающих предметов, обозначения их признаков, названия действий, которые совершают предметы или которые можно совершать с ними. Например, распространённое диффузное слово «бибика», выделяемое различной интонацией, может означать «машина», «едет», «сигналит».
Из-за крайне скудного словарного запаса ребёнок вынужден для коммуникации с другими людьми использовать неязыковые средства: жесты, мимику, интонации.
У детей возникают проблемы в формировании навыка распознавания и восприятия речи других людей. Затруднения вызывает понимание некоторых простых предлогов («на», «под», «в» и др.). Также дети трудно усваивают различия единственного и множественного чисел, женского и мужского родов, прошедшего и настоящего времён глаголов и т.п.
Второй уровень развития речи
Основной характеристикой второго уровня развития речи является повысившаяся речевая активность малыша.
На этом этапе у детей формируется определённый словарный запас самых распространённых в их окружении слов. Ребёнок начинает разделять слова, обозначающие объекты, их признаки, действия. Он использует в речи местоимения, союзы, предлоги в простых смыслах. Ребёнок может ответить на вопросы по картине с понятным и близко знакомым ему сюжетом, связанным с семьёй или событиями окружающей действительности.
Речевые проблемы проявляются в том, что дети пользуются только простыми предложениями. Эти предложения состоят из 2-3, крайне редко 4 слов. Лексический запас не достигает возрастной нормы. Дети не знают слов, обозначающих части тела человека, названия животных и их детёнышей, одежды, мебели, предметов обихода и т.д.
У детей с ОНР наблюдаются ошибки в использовании грамматических конструкций. Затруднения возникают при использовании схем предложений. Существительное в предложение включается в исходной форме, а предлог опускается, возможна неправильная замена предлога, меняющая направление действия. Например, предлог «под» заменяется на более распространённый предлог «на». Крайне редко ребята в своей речи используют союзы и частицы.
На втором уровне развития речи у ребёнка развивается понимание обращённой к нему речи, потому что он различает грамматические формы, морфологические единицы, которые приобретают для него смысловое значение.
Понимание значения предлогов происходит только в известной ситуации. Грамматические закономерности усваиваются преимущественно по отношению к тем словам, которые стали рано использоваться в постоянной речи.
У детей с ОНР в речи отмечается искажение многих звуков, их замен и смешений. Также у них наблюдается неправильное восприятие звуков, неготовность овладеть звуковым анализом речи и синтезом.
Третий уровень развития речи
Характерной чертой третьего уровня речевого развития является наличие в речи развёрнутых фраз с фрагментами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Особенностью этого уровня является нераздельное произнесение звуков, которое представляет собой замену двух или нескольких звуков близкой фонетической группы одним. Это чаще всего происходит при пр На занятиях дети могут правильно повторять за логопедом слова из трёх или четырёх слогов. В обычной обстановке, произнося такие слова, они сокращают слоги. Распространёнными ошибками в разговоре являются перестановки и замены звуков и слогов. Часто ребята сокращают слова, если в них встречаются несколько идущих подряд согласных звуков.
Основой построения речи являются существительные и глаголы. Специалистами отмечается незначительное использование слов, определяющих признаки, качества, состояния объектов и действий.
Свободные высказывания состоят из простых распространённых предложений. В речи практически не используются сложные предложения.
Типичной речевой ошибкой является неправильное согласование прилагательных с существительными в падеже, числе, роде, существительных с числительными. Распространённым является неправильное использование как простых, так и сложных предлогов.
На этом этапе происходит развитие обращённой речи и её стремление к норме. Наблюдается неполное распознавание изменения значения слова, если в нём поменялись приставка или суффикс. Дети испытывают особые затруднения в произнесении звуков и воспроизведении слов со сложным составом слогов, у них отмечается низкое фонематическое восприятие. В речи часто возникают ошибки в словообразовании и словоизменении.
При расширении словарного запаса дети не всегда знают и точно понимают значение редко используемых слов, синонимов и антонимов, пословиц и поговорок. В своей речи они испытывают затруднения в отслеживании логической последовательности событий. Их внимание не фиксируется на главной линии содержания рассказа. При этом ребята могут несколько раз повторять один и тот же факт.
Четвертый уровень развития речи
Характеризуется остаточными признаками недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Остаточные явления общего недоразвития речи на первый взгляд не заметны. Речь таких детей воспринимается как соответствующая возрастной норме. Проблемы выявляются при тщательном обследовании, представляющем собой выполнение специально подобранных заданий.
У таких детей в речи наблюдается слабая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и неотчётливая дикция. Свидетельством незавершённого звукообразования является то, что у ребят низкий показатель дифференцированного распознавания фонем, не окончено формирование звуко-слоговой структуры. Совместно с проблемами фонетико-фонематического плана отмечаются отдельные нарушения смысловых показателей речи.
Ограниченность словарного запаса ребёнка просматривается и в специфических ошибках при образовании слов. Неполная завершённость словообразовательных процессов препятствует формированию соответствующих возрасту навыков систематизации слов с одним корнем, родственных слов, анализа их состава. Всё перечисленное может отрицательно сказаться на результатах изучения русского языка в школе. В связной речи ребят отмечаются трудности в воспроизведении рассказа в соответствии с логической последовательностью, происходит концентрация внимания на второстепенных деталях сюжетной линии и пропуск главных событий, наблюдается неоднократный пересказ отдельных фрагментов.
Рассказы о собственной жизни и рассказы с творческими элементами воспроизводятся преимущественно с помощью коротких предложений. При этом ребёнок испытывает затруднения при изложении истории от третьего лица. Таким детям сложно вносить изменения в сюжет своего повествования.
Предварительный просмотр:
Дети с синдромом Дауна в детском саду
Раньше на детях с таким диагнозом ставили крест. Сегодня мнение изменилось – с легкой степенью умственной отсталости дети с синдромом Дауна и в ДОУ могут ходить с обычными ребятишками, и в общеобразовательной школе учиться. Наблюдения показали, что «солнечные» детки способны учиться, а при своевременной помощи развиваются практически без задержки.
Чтобы изменить устоявшееся общественное мнение о том, что синдром Дауна обрекает ребенка на жалкое прозябание, Правительство РФ приняло законы и утвердило нормативные акты, дающие возможность детям с синдромом Дауна лечиться, учиться, успешно адаптироваться в социуме, а главное, посещать дошкольные образовательные учреждения вместе с обычными детьми.
Раньше родители этих малышей о таком и мечтать не смели. Именно в детском саду ребенок, воспитываясь в кругу сверстников с нормой речи, сможет ускорить свое речевое развитие.
С другой стороны, перед воспитателем «особенного» ребенка встают непростые вопросы. Как с ним работать? Что для него более важно? Развивать, лечить, обучать? Или просто ухаживать, защищать, ласкать, играть, гулять?
пециалисты и педагоги, много лет посвятившие решению этой проблемы, исходя из своего опыта, предлагают два варианта ответов на вопросы и, соответственно, две стратегии воспитания детей с синдромом Дауна и отношения к ним.
Когда в группе есть «солнечные» детки, надо постараться сделать все возможное для того, чтобы они были не просто счастливы, но и здоровы. Воспитатель для них – опора и поддержка.
Но можно пойти и по другому пути, утверждая, что ребенок – это ребенок, и для счастья ему требуется все то же самое, что и для счастья других детей. В любом случае для этих детей надо делать все, что необходимо детям вообще, но с определенными усилиями, терпением и любовью.
Все обучающие и коррекционные действия должны быть взаимосвязанными, обучение проводится комплексно. Работа с таким ребенком выстраивается по результатам его диагностики всеми педагогами.
Для повышения эффективности обучения и воспитания детей с синдромом Дауна в детском саду необходимо составить адаптированную образовательную программу. Целью методической разработки является создание всех необходимых условий для всестороннего развития ребенка с особенностями восприятия обучающего материала и с учетом его индивидуальных возможностей.
Дети с синдромом Дауна очень позитивны и общительны. Эмоции у них сохранены практически в полном объеме. Они способны проявлять упрямство, смущение, восторг, любознательность.
С детьми следует работать всем специалистам детского сада в тесном сотрудничестве и по всем направлениям. Очень важно включить в этот процесс родителей: их задачей становится закрепление всех полученных в процессе обучения знаний, навыков и умений в домашней обстановке.
Очень важной задачей на первом этапе занятий с детьми с синдромом Дауна должна стать социализация. Им необходимо прививать основные навыки самообслуживания и учить общению со сверстниками.
Дети с трудом осваивают речь не только из-за отставания в интеллектуальном развитии, но и по состоянию здоровья: они часто страдают инфекционными заболеваниями среднего уха, им не хватает остроты слуха, понижен мышечный тонус, полость рта меньше, чем у обычного ребенка.
Из-за этого дети с СД лучше усваивают простые зрительные образы, избегая сложных визуальных конструкций. Это предпочтение остается на протяжении всей жизни. Они не способны распознать детали, внимание легко переключается на более яркие образы. В результате проведенных исследований было установлено, что дети с синдромом Дауна лучше усваивают визуальный материал, чем воспринимаемый на слух.
Вторая стратегия коррекционно-развивающей работы – сенсорное воспитание. Оно необходимо для познания окружающего мира. На начальной стадии обучения у ребенка необходимо развивать такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Без этого он не сможет усваивать получаемую информацию.
Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Предварительный просмотр:
Дети с синдромом Аспергера
Что такое синдром Аспергера? Синдром Аспергера - часть аутистического спектра. Это пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные.
Синдром Аспергера очень тесно связан с аутизмом, но отличается тяжелыми и устойчивыми нарушениями в социальном взаимодействии, но без клинически значимой задержки в освоении языка, что характерно для аутизма.
Дети с расстройством Аспергера, как правило, не страдают задержками в развитии речи, это отличает их от больных аутизмом. Мальчики, как правило, болеют в три раза чаще, чем девочки. Расстройство Аспергера часто диагностируется в возрасте до 3 лет.
У синдрома Аспергера имеется 5 основных особенностей:
СОЦИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
• имеют трудности с распознаванием социальных сигналов и этикета • испытывают тревогу в социальных ситуациях или в группе
• хотят иметь друзей, однако им недостаёт навыков для поддержания дружбы
• имеют затруднения с "переключением передач" (сменой деятельности) • имеют трудности с ведением переговоров со сверстниками
• уязвимы к травле и насмешкам
• имеют проблемы с различением между "дружеским" и "оскорбительным" поддразниванием
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ
1.Дети с синдромом Аспергера используют языковые формулировки буквально.
• затрудняются с восприятием "скрытых смыслов" - они не могут читать между строк
• имеют сложности с помещением фактов в контекст
• имеют обширный словарный запас, маскирующий их затруднения с пониманием
2.Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности с прагматической речью (подходящим использованием речи в социальных ситуациях).
• плохо ведут и поддерживают разговор - он/она произносит в виде монолога
• имеют трудности со считыванием таких невербальных сигналов как выражения лиц и язык тела.
ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ
Дети с С.А. демонстрируют ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность.
• могут демонстрировать действия, служащие самостимуляции, такие как раскачивание, взмахи руками, покусывание пальцев или кружение;
• обычно уделяют интенсивное, всепоглощающее внимание таким темам как, например, динозавры, инопланетяне, поезда, батарейки или строки. Навязчивый интерес к этим темам может длиться всего 2 или 3 недели, а может превратиться в страстное увлечение на всю жизнь;
• имеют неодолимую потребность в структуре и распорядке и испытывают тревогу, когда распорядок нарушается. Распространённые сферы отсутствия гибкости в отношении распорядка - еда, время отхода ко сну, одежда и просмотр телепередач;
• жёстко следуют правилам и часто лучше "поддерживают порядок" в следовании им у других, чем у себя.
СЛОЖНОСТИ С ПЕРЕХОДНЫМИ ЭТАПАМИ/ПЕРЕМЕНАМИ
Дети с С.А. с большим трудом справляются с переходными этапами и изменениями. Необходимо проводить длительную подготовительную подготовку к процессам изменения
СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Дети с С.А. сенсорно чувствительны, что может относиться к любому из чувств или ко всем им:
• Слух (звуки)
• Зрительное восприятие (попадающее в поле зрения)
• Обоняние (запахи)
• Тактильное восприятие (осязание)
• Вкусовое восприятие (вкус)
Примеры стимулов, к которым могут быть чувствительны дети с С.А.:
ЗВУКИ: похлопывания/аплодисменты; стук дождя по крыше; громкие/внезапные звуки (хлопок воздушного шарика, срабатывание пожарной сигнализации); звуки газонокосилки, пылесоса; тиканье часов.
ЗРЕНИЕ: свет флуоресцентных ламп; солнечный свет; мигающие огни; вентиляторы; даже подрагивание занавески на сквозняке.
ЗАПАХИ: клея; краски; удобрений; духов; дезодоранта; зубной пасты; стирального порошка.
ОСЯЗАНИЕ: дотрагивание - когда люди до них дотрагиваются, преднамеренно или случайно; тактильные ощущения от одежды или каких-либо субстанций на коже.
ВКУС: вкус и текстура пищи - зачастую они будут придерживаться знакомой им пищи.
Координация движений
Дети с синдромом Аспергера могут иметь проблемы с плохой координацией и моторной неуклюжестью; это может сказываться на их способности к письму от руки и навыках, требующих крупной и мелкой моторики.
Временная и пространственная ориентация
Дети с синдромом Аспергера также сталкиваются с трудностями с навыками самоорганизации и управлением временем. Этот навык известен как "исполнительные функции".
У интеллектуально развитых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом есть два типа мышления – визуальное мышление и мышление музыкой, математикой, литературой. Иногда дети с синдромом Аспергера или с высокофункциональным аутизмом имеют высокий интеллектуальный уровень развития, например, их IQ равен 150.
Дети с такими заболеваниями нуждаются в педагогах, которые смогут помочь им развить в себе таланты и способности. В будущем ребята с высокофункциональным аутизмом становятся программистами, музыкантами, математиками, бухгалтерами, инженерами. У них есть способности к техническим наукам, на которые педагоги должны обратить должное внимание. Необходимо направить ребенка с аутизмом в нужное русло, где он сможет легко реализовать себя и свои способности.