Урок :"Лесная промышленность"

Муратова Диляра Абубекаровна

формирование представления о лесном комплексе России, составном отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Воспитывать бережное отношению к лесу, как богатству России  и месту обитания фауны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnaya_promyshlennost.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ
«ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ».
( 9 КЛАСС)
Проведен 28.10.2013 года.
9А класс.

Цель: формирование представления о лесном комплексе России, составном отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. Воспитывать бережное отношению к лесу, как богатству России  и месту обитания фауны.

1. Образовательные: формирование знаний о лесных ресурсах России и их размещении, составе лесной промышленности, факторах размещения ее предприятий, географии лесной промышленности России: основных базах, лесопромышленных комплексах и центрах лесной промышленности.

2. Развивающие:

-  развитие умения объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы России;
- развитие навыков поиска и анализа информации, необходимой для изучения обеспеченности территории России лесными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем по разным источникам.
3.Воспитывающие: воспитание у учащихся экологической культуры, формирование положительного        образа        России.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений с применением информационно-коммуникативных        технологий

Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа,        картографический,        проблемный.

Средства обучения: школьные атласы по географии России, интерактивное наглядное пособие: карта «Лесная промышленность России», компьютер, проектор, интерактивная доска, образцы древесины.
Опорные термины и понятия: факторы размещения предприятий, межотраслевой комплекс, природные ресурсы, лесистость, резервные леса, молевой и плотовой сплав леса.
Предварительная        подготовка:
На предыдущем уроке учащиеся предупреждаются о необходимости принести контурные карты и цветные карандаши. Один учащийся готовит сообщение по теме «Использование различных пород деревьев в хозяйстве»

Ход урока:


1.Оргмомент 
Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает о теме «Химическая промышленность», изученной на предыдущем уроке.
2.Проверка        домашнего         задания (слайд1)
1. Какова основная функция химической промышленности? (играет важнейшую  роль в хозяйстве страны, обеспечивая его химизацию);

2.Что        такое        химизация? (процесс широкого применения хим.технологий и материалов)
3. Какое место в мире занимает Россия по суммарному производству химической продукции? (20)

4. В каком из перечисленных районов России химическая промышленность развивается на привозном сырье? (Европейский Север, Центральный, Волго-Уральский, Сибирский)
5.А зачем в центральном районе производить хим.продукцию на привозном сырье, может эти предприятия  выгоднее разместить в районах добычи сырья? (благодаря мощной науке здесь были испытаны новые технологии хим.отрасли и здесь крупнейший потребитель).

6.В каких городах  России расположены заводы, выпускающие калийные удобрения? (Соликамск, Березняки)
7. Какой город является центром производства фосфорных удобрений? (Апатиты).
8. Какой город на Волге является старейшим центром производства каучука в России? (Волгоград)
9.Где обычно размещают заводы по производству серной кислоты? (ближе к потребителю). Почему? ( т.к. сырье для серной кислоты перевозить безопаснее, чем готовую продукцию)

10. контурная карта стр.6-7(5).

3. Изучение нового материала:

Тема: Лесная промышленность (слайд 2)

План урока (слайд 3):

1.Значение леса

2. Размещение ресурсов

3. Состав отрасли

4. Географические отрасли (базы), факторы размещения

5. ЛПК

6. Проблемы и перспективы отрасли

Ход урока:

  1. Один ученик читает стихи о лесе (слайд 4)

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой»

И.А.Бунин

2.  Рассказ  учителя

Роль древесины  в жизни людей постоянно растет, т.к. древесина и изделия из нее экологически чистые материалы. Около 50% земель в России покрыты лесом. В основном - это тайга (хвойные леса). Примерно ¾ запасов леса составляет лиственница (слайд 5). Лиственница – быстрорастущее дерево, древесина её пропитана смолой. Смола сохраняет лиственницу  от гниения даже под водой.

Например, фундамент многих домов города Венеции  простоял в воде 150 лет, и недавно  вновь лиственница России была привезена в Венецию для замены фундамента.

Очень ценится древесина сосны, тоже пропитана смолой. Постройки из сосны долговечны, её используют в книгопечатании, живицу добавляют в пасту наших ручек, используют древесину и в кораблестроении.

Посмотрим на карту «Лесная промышленность» (слайд№7)  и стр. 35 атласа и определим, где же в России имеются леса, пригодные для промышленной рубки?

Во-первых: все леса России делятся на три группы (слайд№8):

Учащиеся записывают в тетради классификацию лесов:

1 группа – леса заповедные, рекреационные - здесь возможна только санитарная рубка её доля - 22%;

2 группа – рубка может вестись в небольшом объеме, годичного прироста-8%;

3 группа – возможна промышленная рубка (сплошная) леса- 70%

Учащиеся  записывают в тетради тему и чертят таблицу классификации лесов.

Для того чтобы определить группу леса пользуются коэффициентом лесистости (слайд№9) Европейского севера

        1173 (площадь, занятая  лесом)  

Л=-----------------------------------------*100%=80

        1466 (общая площадь района)

Если > 60%, то леса относятся к 3 группе, где возможна промышленная рубка.

Для того чтобы определить группу леса пользуются коэффициентом лесистости (слайд№10) Европейского юга

        71 (площадь, занятая  лесом)  

Л=-----------------------------------------*100%=20

        355 (общая площадь района)

Если > 20%, то леса относятся к 2 группе, рубка только в объеме годичного роста.

А теперь учащиеся самостоятельно  определяют  районы лесо - избыточные по карте атласа стр.35. и записывают в тетради.

Учащиеся получают задание для самостоятельной проработки

 (слайд №11):

  1. Какое дерево является самым распространенным в России (стр.35 атлас): лиственница - запасы её составляют 37%;
  2. Каков состав лесной промышленности (учащиеся чертят  схему внутриотраслевых связей лесной промышленности) учебник стр.53.

Лесозаготовка (круглый лес) → деревообработка (мебельная, лесопиление)  →переработка (лесохимия, ЦБП).

  1. Где могут размещаться отрасли лесной промышленности (найти в тексте учебника на стр.53) факторы и принципы размещения стадий производства:

3.1.Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах, вдоль дорог;

3.2. Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке, в устьях сплавных рек, на пересечение рек с железными дорогами;

3.3. Мебельное производство – к потребителю;

3.4. ЦБП- водо-энергоемкое производство и наличие древесины (Карелия, Сибирь, Урал).

Диаграмма основные древесные породы (слайд13)

3. Работа с картой (слайд №14)

3.1. Найти на карте лесная промышленность (атласа):

- по 5 целлюлозно-бумажных комбинатов в Европейской и Азиатской части страны (Архангельск, Кондопога, Коряжма, Соликамск, Краснокамск, Краснодар, Братск, Байкальск, Амурск);

- 5 лесопромышленных комплексов (Усть – Илимский, Братский, Сыктывкарский, Енисейский, Архангельский);

4. Проблемы лесной промышленности (слайд №15) видеоролик + презентация 

1. Истощение запасов древесины в Европейской части России;

2. Экологические:

-  молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагаются и отравляют реки;

- отходы в районах лесозаготовки;

-вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;

- сбросы в водоемы жидких отходов ЦБК.

Изучив проблемы лесной промышленности, учащиеся получают проблемный вопрос:

- Подумайте, как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду:

Варианты ответов:

  1. Лесопосадки;
  2. Очистные сооружения на ЦБК;
  3. Сплав леса на плотах или транспортом;
  4. Создание ЛПК позволит использовать отходы

4.Закрепление изученного материала  (слайд №17)
1. Назовите 3 стадии лесной промышленности;

2. Назовите ведущий фактор размещения;

3. Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины?

4. Какие предприятия лесной промышленности имеются в  вашем регионе?

Домашнее задание  (слайд №18)

1.Параграф №15

2. Письменно в тетради  назвать лесные базы России и дать характеристику одной из них (учебник стр. 54) по плану:

-  ГП;

 - Запасы древесины;

 - Специализация;

- Центры лесной промышленности;

- Проблемы

2. Тетрадь- тренажер с.13(13), 21(3)