8 класс
Информация по русскому языку и литературе для учеников 8 класса
Электронные книги по русскому языку http://www.gumfak.ru/russian.shtml
Интернет-уроки http://interneturok.ru/ru
Мир словарей http://mirslovarei.com/
Опорный орфографический компакт http://library.by/portalus/modules/linguistics/special/orf_posobie/www.yamal.org/ook/index.htm#cont
Как правильно сделать фонетический разбор слова http://uchim.org/russkij-yazyk/foneticheskij-razbo...
Синтаксический разбор простого предложения http://litera865.blogspot.ru/p/blog-page_1406.html
Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников (задания прошлых лет)
http://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/...
http://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/...
Демоверсия стартовой контрольной работы СтатГрад https://statgrad.org/media/custom/2013/08/29/rus8_...
Демоверсия контрольной работы по теме "Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения" https://statgrad.org/media/custom/2014/11/28/1_rus...
Интернет-урок по "Повести о Шемякином суде" https://interneturok.ru/literatura/8-klass/biz-dre...
Мульфильм "История одного города. Органчик" http://megogo.net/ru/view/21832-istoriya-odnogo-go...
Спецификация и демоверсия работы МЦКО по русскому языку 01.02.18 https://mcko.ru/uploads/ru-8_spetsifikatsiya_i_dem...
Инструкция по заполнению бланка (МЦКО русский язык 01.02.18) https://mcko.ru/uploads/ru-8_instruktsiya_po_zapol...
Образец заполнения бланка (МЦКО русский язык 01.02.18) https://mcko.ru/uploads/ru-8_obrazets_zapolneniya_...
Критерии оценивания сжатого изложения (в конце документа) https://statgrad.org/media/custom/2015/10/13/rus9_...
Критерии оценивания сочинения (в конце документа) https://statgrad.org/media/custom/2016/01/16/rus9_...
Домашнее задание по теме "Обособленные члены предложения" (к 13.03) https://saharina.ru/tests/test.php?name=test190.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test232.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test394.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test199.xml
https://onlinetestpad.com/ru/test/5468-test-po-teme-mezhdometiya-v-predlozhenii
Замена прямой речи косвенной: https://interneturok.ru/russian/8-klass/pryamaya-i...
Список книг для летнего чтения для 9 класса
1. Г.Р.Державин. Фелица. Бог
2. А.Н.Радищев Путешествие из Петербурга в Москву
3. Н.И.Карамзин. Наталья, боярская дочь. Рыцарь нашего времени. История государства Российского (глава о времени Смуты и другие главы выборочно)
4. А.С.Грибоедов. Горе от ума (иметь для урока книгу). (+ посмотреть одноименный фильм 1977 года)
5. А.С.Пушкин. Евгений Онегин (иметь книгу для урока). (+ посмотреть одноименный фильм 1958 года, СССР). Маленькие трагедии (+ посмотреть фильм)
6. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (иметь для урока книгу). (+ посмотреть одноименный фильм 1965 года)
7. Ф.М.Достоевский. Белые ночи
8. Н.В.Гоголь. Мертвые души (иметь для урока книгу). (+ посмотреть одноименный фильм 1984 года)
9. И.С.Тургенев. Первая любовь
10. Л.Н.Толстой. Юность
11. А.П.Чехов. Медведь. Смерть чиновника
12. И.А.Бунин. Солнечный удар. Сны Чанга. Легкое дыхание
13. А.Блок .Цикл «Заклятые огнем и мраком». Цикл «Стихи о прекрасной Даме»
14. М.А.Булгаков. Собачье сердце (можно также почитать «Роковые яйца»)
15. М.А.Шолохов. Судьба человека
16. Уильям Шекспир. Гамлет. Сон в летнюю ночь
17. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери
18. О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде
19. Данте. Божественная комедия 20. И.Гёте. Фауст
Л.Н.Толстой "После бала". Почему писатель изменил черновой вариант окончания рассказа? Что он эти хотел сказать читателю?
Тексты для спецкурса
Текст В.Осеевой
Напишите сочинение-рассуждение, как вы понимаете смысл слов учителя (выделены шрифтом)
Старый учитель жил один. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: «Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве». Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем. Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом. «Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил». Но ни один из мальчиков не протянул руки. «Мы не можем разделить это», — смущенно сказали они. «Разделите это так, как делили работу», — спокойно сказал учитель.
СЛЕДЫ
Напишите сочинение-рассуждение, как вы понимаете смысл слов оленя (выделены шрифтом)
(1) В то лето жара испепелила всё вокруг. (2)Олени, как и все животные, страдали без воды. (3)Вожак большого оленьего стада, выбиваясь из сил, блуждал в поисках источника. (4)Гонимый жаждой, он совсем потерял осторожность. (5)И случилось так: его выследил охотник и послал ему вдогонку пулю.
(6) С горячим свинцом в боку, корчась от боли, олень медленно побрёл к ближайшему лесу и пропал. (7)Но охотник не успокаивался, он шёл по кровавым следам, он выслеживал раненого. (8)Когда олень вновь появился на поляне, охотник послал в него вторую, на этот раз смертельную пулю.
(9) Напрягая последние силы, олень поплёлся в глубь леса. (10) И — о чудо! (11)Он увидел то, что так долго искал: бурлящий голубой источник! (12)Он опустился на землю, приник головой к ручью и напился свежей, шумящей, как сама жизнь, воды.
(13) Но было поздно. (14)Олень умирал.(15) И тогда он услышал голос: „Тебе, наверное, страшно. Ты был неосторожен, ты оставил следы. Если бы не они, смерть не настигла бы тебя..."
(16)Задыхаясь, олень ответил: „Нет, это счастье, когда оставляешь следы: по этим следам меня настигла смерть, и тут ничего не поделаешь. Но по ним мои оленята найдут дорогу к источнику. Это стоит всей жизни".
(17) И олень умер.
Зарисовка на тему "Мой портрет" возможное начало:
Я обычный российский подросток…..
Если меня просят рассказать о себе , то я …
Наше поколение не такое, как…
Рассказ о себе я начну с….
Практикум по написанию сочинения-рассуждения
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:
«Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин nревратили.»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
— (15)Вон твоя комнатушка.
— (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (17)Каким златом-серебром?
— (18)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (19) Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
— (23)Почему? — удивился Алексей.
(24)Тётя Груня строго на него поглядела.
— (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента
текста:« И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. Но я не про пятнадцать. Я про шесть ...»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса...
(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (Ю)Они наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. (12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.
(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.
(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым изпришедших. (23)И вот что из этого получилось.
(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.
(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (ЗО)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34) И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть...
(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг... (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:
— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии "Жизнь замечательных людей"»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет — так дрожь до самых пяток пробирает.
(13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду?
(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт — не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз — и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
(32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
* Лоскутов Михаил Петрович (1906—1940) — писатель и публицист, работал в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художественность.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню...»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
— (2)Вставай-ка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем!
(5)Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, когда я был готов, мы двинулись в путь.
(6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк — обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьё-то мы забыли...
— (9)Не беда, — успокоил меня отец. — Не за тем идём...
(10)Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! (11)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание... (15)Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.
— (16)Кто-то проснулся? — спросил я.
— (17)Тетерев-косач, — ответил отец.
(18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе.
(20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». (22)Ей по очереди, с расстановкой вторили другие птицы.
— (23)3наешь, — сказал отец, — это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе праздник!
— (25)Какой?
— (26)Весенний... (27)Конец зимнему царству...
(28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.
— (29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (ЗО)Музыка — лесная капель. (31)А слова какие!
(32)Тут он подбоченился, охнул... да и запел вполголоса:
— (ЗЗ)Куплю балахон, продам шубу...
(34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню...
* Барков Александр Сергеевич (1873—1953) — известный физико-географ, доктор географических наук. Является создателем учебников, пособий по преподаванию географии в школе.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. Ей, видите ли, своя прихоть дороже».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2)Остался один Гоша. (3)Дежурит у подъезда и ждёт кого-то...
(4)Вот наконец она появилась. (5)Загадочное суще
ство тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)Верочка.
– (7)Привет, — говорит Верочка и поёживается. — (8)Холодно ещё... (9)Дай куртку.
(10)Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.
– (11)Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?
– (12)Ага. (13)Вот, смотри, транзистор.
– (14)А матери привёз чего-нибудь? (15)Духи, например? (16)Принеси посмотреть.
– (17)Но как же я... (18)Вера, мне же... (19)Ну, неудобно...
– (20)Тогда становись на голову. (21)Ну?!
– (22)Брось, Верк... (23)Не надо...
– (24)Сейчас же встань на голову!
– (25)Ну, пожалуйста... (26)Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
– (28)Кто главный? — спрашивает она.
– (29)Ну, ты...
– (30)Перевернись. (31)И тащи духи. (32)А то заставлю стоять на голове целый день!
(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.
– (36)Это ракета, — сообщает Серёжка внушительно. — (37)В лесу запустим.
(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.
(41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется...»
(45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.
(52)Она нехотя берёт голубой флакон.
– (53)Так, понятно… (54)А спички у тебя есть?
– (55)Спички?.. (56)Ну, в куртке... посмотри в кармане.
– (57)Ага. (58)Теперь поджигай этот хвост! — (59)Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету.
– (60)Зачем?.. — ничего не соображая, бормочет Гоша. — (61)Что это?
– (62)Бомба. (63)Пусть бабахнет.
– (64)Ну!.. — растерянно бормочет Гоша. — (65)Это...
– (66)Кто главный?
– (67)Верка, перестань!
– (68)Ах, так? — (69)Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке...
– (71)Верка! (72)Отойди!..
(73)Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой. (74)И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75)Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и — плашмя, животом — падает на ракету.
* Шим Эдуард Юрьевич (Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930—2006 гг.) — русский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: "Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка... Всё хорошо!"».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? — удивился Толя.
– (8)Тебя провожу.
– (9)Меня... провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» — сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», — с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» — это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: — (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо!» (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я — всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком — кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом — кораблики среди моря, на третьем — сказочные города, на четвёртом — цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего — получалось красиво и интересно.
(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.
(25)Я сделал последнего и — сам не знаю почему — нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...
(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) — современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Вот скажите мне, Ваня. У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера. — Это у них называется «балдеет», — радостно сообщил один из гостей. — Дух противоречия, — убеждённо сказал другой. — А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, — всё дело в избалованности. Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.
(10)Он хлопнул меня по плечу:
– (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!
(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:
– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
– (18)Это у них называется «балдеет», — радостно сообщил один из гостей.
– (19)Дух противоречия, — убеждённо сказал другой.
– (20)А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, — всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
– (22)О-о, это старая песня, — засмеялась дама. — (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!
– (25)Наверное, глупо, — согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.
(27)Семён Петрович решил переменить тему:
– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
– (29)Это будет прекрасно, — томно сказала пожилая дама.
(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...
– (32)3начит, «Соловья»? — спросила Катя.
(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш — нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:
– (35)Соловей мой, соловей,
Чтоб ты сдох, Бармалей!..
– (36)Что? — растерянно пробормотала мама.
(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости — тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..
(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.
* Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по классификации ошибок при проверке письменных работ по русскому языку и литературе (по рекомендациям ФИПИ)
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует ...даст.., научит... или ...дает..., учит...);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: ... всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Орфографические ошибки
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.
Пунктуационные ошибки
Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О единых требованиях к письменной речи учащихся,
к проведению письменных работ и проверке тетрадей
по русскому языку и литературе.
В настоящее время в своей работе учителя русского языка и литературы руководствуются Приказом Министерства просвещения РСФСР от 03.09.1984 года "Об утверждении норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку".
Критерии оценки диктантов.
По-прежнему основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Текст контрольного диктанта должен включать:
- орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которых проверяется в настоящее время;
- основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее.
Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:
класс | количество слов в диктанте | количество орфограмм | количество пунктуационно смысловых отрезков |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 |
8 | 120-150 | 24 | 10 |
9 | 150-170 | 24 | 15 |
Рекомендуемое количество контрольных работ по русскому язык :
Виды работ | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
диктант | 8 | 8 | 6 | 5 | 4 |
изложение | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 |
сочинение | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Рекомендуемое количество контрольных работ по русскому язык в 10-11 классах:
Виды работ | 10 класс: 1час/в неделю/2 ч./3ч./4ч. | 11 класс: 1час/в неделю/2 ч./3ч./4ч. |
диктант | 3/6/9/12 | 2/4/6/8 |
Рекомендуемые нормы оценки за диктант:
Отметка | Число ошибок (орфографических / пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в пятом классе); 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые) |
«2» | 5/9, 6/8, 7/7, 8/6 |
«1» | Более чем за отметку «2» |
*Если в непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
*В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Рекомендуемое количество слов:
5 класс – 15-25 слов
6 класс – 25-30 слов
7 класс – 30-35 слов
8 класс – 35-40 слов
9 класс – 40-45 слов
Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются: а) умение раскрывать тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Рекомендуемый объём текстов для подробного изложения:
класс | объём текста |
5 | 100-150 слов |
6 | 150-200 слов |
7 | 200-250 слов |
8 | 250-350 слов |
9 | 350-400 слов |
10 | 400-450 слов |
11 | 400-450 слов |
*Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуемый объём классных сочинений:
класс | Объём сочинений (страницы) |
5 | 0,5-1,0 |
6 | 1,0-1,5 |
7 | 1,5-2,0 |
8 | 2,0-3,0 |
9 | 3,0-4,0 |
10 | 4,0-5,0 |
11 | 5,0-6,0 |
*Сочинения по литературе в 10-11 классах обычно проводятся после изучения каждой монографической темы. Сочинение может быть как классным, так и домашним.
*В конце учебного года учитель может провести в 10 классе итоговое сочинение, в 11 классе – предэкзаменационное сочинение.
*Рекомендуемое количество работ по литературе в 5-9 классах:
класс | классные сочинения | домашние сочинения |
5 | 4 | - |
6 | 3 | 1 |
7 | 2 | 2 |
8 | 2 | 3 |
9 | 3 | 3 |
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм). Обе оценки считаются оценками по русскому языку, если творческая работа проводится на уроке русского языка. Если сочинение или изложение по литературе, в таком случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе и выставляется на страницу журнала «Литература», вторая оценка (за грамотность) может быть выставлена на страницу журнала «Русский язык».
Содержание сочинения или изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность (логика) изложения материала.
При оценке речевого оформления сочинения или изложения учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых ошибок и недочётов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (орфографических, пунктуационных и грамматических).
Критерии оценки сочинения и изложения:
оценка | содержание и речь |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. |
«2» |
В целом в работе допущено более 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. |
«1» | Более чем за отметку «2». |
Образец выставления оценки за сочинение или изложение:
Речевая ошибка подчеркивается волнистой линией и на полях ставится буква «Р».
Логическая ошибка подчеркивается волнистой линией и на полях ставится буква «Л».
Фактическая ошибка подчеркивается в тексте и на полях ставится буква «Ф».
Стилистическая ошибка подчеркивается в тексте и на полях ставится помета «С», допускается «ст».
Орфографическая ошибка подчеркивается и на полях ставится знак «I».
Пунктуационная ошибка подчеркивается и на полях ставится знак «v».
Грамматическая ошибка подчеркивается и на полях ставится буква «Г».
Например: Р-Л-Ф/1-0-0 «5»
О-П-Г/1-1-0 «4».
Ведение тетрадей.
Учитель русского языка и литературы контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
Как подписывать тетради.
Тетрадь
для письменных работ по (указать предмет)
ученика(цы) 5 класса "А"
ГБОУ СОШ (лицея, гимназии, ЦО) №…. г. Москвы
(Фамилия и полное имя в родительном падеже)
Как подписывать контрольные, творческие тетради.
Тетрадь
для (указать вид) работ
по русскому языку
ученика(цы) 5 класса "А"
ГБОУ СОШ (лицея, гимназии, ЦО) №…. г. Москвы
(Фамилия и полное имя в родительном падеже)
По предмету "русский язык" в 5-11 классах необходимо пользоваться тетрадью в линейку, в которой:
- обязательно должны быть поля;
- расстояние между домашней и классной работами - 2 линейки;
- запись числа обязательна и только буквами (Первое ноября);
- обязательна запись вида работы (Классная работа);
- в ходе одной работы строчки не пропускать;
- после проверки работы учителем обязательна работа над ошибками.
* Не допускается сокращения слова "Упражнение" (например, Упр. №).
По предмету "литература" допускается использование тетради в клетку, в которой:
- обязательно должны быть поля (4 клетки);
- расстояние между видами работ составляет 4 клетки;
- запись числа обязательна (запись можно делать на полях - 01.11.04).
Проверке подлежат все тетради в соответствии с утвержденными нормами по предмету:
- по литературе не реже одного раза в месяц;
- результаты контрольных работ и диктантов по русскому языку объявляются на следующий урок, после чего в тетрадях для контрольных работ проводится работа над ошибками.
Письменные творческие работы по русскому языку и литературе проверяются:
- 5-8 классы - до семи дней;
- 9-11 классы - до четырнадцати дней.
Рабочие тетради по русскому языку проверяются:
- 5 класс – ежедневно1 полугодие, 2 полугодие – выборочно;
- 6 класс – работы проверяются выборочно первое полугодие к каждому уроку, а второе полугодие - два раза в неделю. У учащихся с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности - каждый день;
- 7 класс - один раз в неделю;
- 8-9 классы - один раз в две недели;
- 10-11 классы - один раз в месяц.
По русскому языку обязательно наличие 3 тетрадей: рабочие (2), для контрольных работ, по желанию учителя может быть еще тетрадь для творческих работ.
*Недопустимо написание работ контрольного характера на листочках.
Тетради для контрольных работ хранятся в школе в течение учебного года.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко
Цели: приобщить учеников к восприятию сатиры и юмора; учить понимать юмор и сатиру в художественном произведении; показать, как создаются юмористические и сатирические произведения; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Методические приемы: анализ творческих работ, повторение изученного, рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста.
Ход урока
Организационный момент
I. Чтение и обсуждение творческих работ
II. Повторение изученного
- Что такое юмор и сатира? Чем они отличаются?
- Назовите основные сатирические приемы.
- Какие юмористические и сатирические произведения вы помните?
- Как строятся такие произведения? (При повторении можно пользоваться «Кратким словарем литературоведческих терминов» (с. 360 учебника). Необходимо привести примеры сатирических приемов из произведений Крылова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и др.)
III. Слово учителя о журнале «Сатирикон» и его авторах
Представление о литературной ситуации никогда не может быть полным без ее юмористических и сатирических страниц. В начале века постаревшая и поскучневшая «Стрекоза», в которой когда-то печатался юный Чехов, в 1908 году была преобразована группой молодых сотрудников этого журнала в новый журнал — «Сатирикон». Это было издание веселое и меткое, саркастическое и злое; язвительный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавный анекдот сменялся политическим шаржем.
Со временем (с 1913 года) он модернизировал свое название, став «Новым Сатириконом», но продолжил объединение замечательных художественных сил. В этом журнале сотрудничали художники РеМи (Н. Ремизов), Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, Н. Альтман, талантливые и остроумные писатели — Саша Черный, С. Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко. В «Сатириконе» печатались А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, А. Грин.
«Гвоздем» каждого номера были произведения Аркадия Аверченко. Под забавными псевдонимами (Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин) он выступал с передовицами и злободневными фельетонами, писал о театре, о музыкальных вечерах, о художественных выставках. И лишь рассказы подписывал своей фамилией.
Аверченко — мастер юмористического рассказа. Лучшие из них, скорее, относятся к жанру сатирическому. Аверченко продолжал традиции русской сатиры, русской литературы — Гоголя, Салтыкова- Щедрина, Чехова, Куприна. Его произведения актуальны не только для своего времени, но и для нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.
В 1911 году выходит «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом». Авторами этого пародийно-сатирического произведения были Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко и Л.О. Д’Ор.
Творчество Тэффи (Надежды Александровны Лохвицкой) — прозаика, поэта, драматурга, было необычайно популярно и признано самой широкой читательской аудиторией еще до революции в России, где ее рассказы печатались в различных сатирических журналах, газетах, выходили отдельными книгами. Когда при составлении юбилейного сборника к трехсотлетию царствования дома Романовых почтительно осведомились у царя, кого из современных писателей он желал бы видеть помещенным в нем, Николай II решительно ответил: «Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!»
С начала 1920-х годов писательница жила во Франции; ее рассказы, фельетоны публиковались в крупнейших газетах русского зарубежья, ее книги выходили в Берлине, Париже. Она по праву считалась лучшим сатириком эмиграции.
Еще один автор «Всеобщей истории» — О. Дымов (настоящее имя — Осип Исидорович Перельман), писатель, журналист. Окончил Лесной институт в Петербурге. Литературным творчеством начал заниматься с 1903 года. Писал пьесы, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга. Был автором многочисленных сценических миниатюр, юмористических произведений, фельетонов, рецензий. До отъезда в США в 1913 году он выпустил сборники рассказов «Солнцеворот», «Весенняя печаль» и другие. За границей продолжил свою литературную деятельность. Его любимым писателем был А.П. Чехов, не случайно свой псевдоним он взял из чеховского рассказа «Попрыгунья».
IV. Беседа по вопросам
Опираемся на вопросы и задания учебника (с. 154, 156, 159-160).
Дополнительные вопросы и комментарии:
- Какие юмористические и сатирические приемы использует Тэффи в главах «Спарта», «Воспитание детей»?
Очень часто Тэффи намеренно пародирует, искажает логические приемы. Первое же предложение «Лакония… получила название тамошних жителей выражаться лаконически» меняет местами причину и следствие. На самом деле краткость и четкость речи была присуща спартанцам, жителям Лаконии, отсюда и возникли слова «лаконизм», «лаконично» и т. д.
Пародирует «научное» объяснение исторических фактов и следующий абзац. «Летом в Лаконии было жарко, зимою холодно…». Из этого противопоставления выводится объяснение «жестокости и энергии в характере жителей».
Еще один юмористический прием — перечисление в одном предложении несопоставимых, несочетаемых фактов, явлений: «Спартиаты были местные аристократы, занимались гимнастикой, ходили голые и вообще задавали тон».
Тэффи использует также несоответствие утверждения и его доказательства: «…спартанцам был предписан самый скромный, по их понятиям, образ жизни… мужчины не имели права обедать дома; они собирались веселой компанией в так называемых ресторанах…»; «Образование они получали самое основательное: их учили не кричать во время порки».
Часто применяется прием противоречия логике: «Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими», «Однажды женщина по имени Лэна… откусила себе язык и, выплюнув его, сказала…». Здесь же наблюдаем прием реализации метафоры: «откусить (прикусить) язык» значит «молчать, не болтать попусту».
В предложении «Ошеломленные враги вставили в Лэну еще одно «э», и она стала Лээна…» использован прием метонимии (замена названия какого-либо явления, предмета по смежности), в данном случае вместо «в имя Лэна» сказано просто «в Лэну».
Добавляет юмора лексика, например, неуместные в реальном историческом труде просторечия: «тамошних», «частоколишко», «грызлись», «тыкал в глаза», «от дурака слышу», «вздую» и т. п.; сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля: «славного прошлого» и «брандахлыст»; использование рядом одних и тех же слов с разными значениями: «Спартанцы пользовались большим уважением, но небольшим кредитом».
- Какие юмористические и сатирические приемы использует О. Дымов в разделе «Средние века»?
В главах «Тридцатилетняя война» и «Результаты» используются ряды однородных членов — сказуемых, не сочетающихся ни по стилю, ни по смыслу: «Целые полки под командой глупых, с тупыми физиономиями полководцев носились из страны в страну, орали, молились, поджигали, разоряли, славили Бога, грабили, горланили гнусавыми голосами псалмы и вешали пойманных иноверцев…». В другом ряду — «разные Фридрихи, Фердинанды и курфюрсты» — об исторических личностях говорится с намеренным снижением, как о неодушевленных предметах.
В юмористических целях Дымов также применяет диалог и прямую речь, в которых лексика не соответствует ни историческому времени, ни историческим лицам.
- Какие юмористические и сатирические приемы использует А. Аверченко в разделе «Новая история»?
В главах «Введение» и «Книгопечатание и бумага» используется несоответствие утверждения и его доказательства: «В Средние века поступательное развитие культуры измерялось лишь количеством сожженных на площадях колдунов да опытами над превращением живых людей в кошек, волков и собак…»; утверждение о «смягчении нравов» из-за появления «на рынке тряпичной бумаги»; «арабы, народ, прославившийся… лишь черным цветом лица и необузданным, лишенным логики поведением» и т. д.
Пародируются газетные штампы: «А цифру «миллион» и совсем нельзя было написать: она занимала место, равное расстоянию от Парижа до Марселя».
Применяются неожиданные эпитеты: «Книгопечатание на первых порах находилось на самой жалкой, низкой ступени»; «Отзывчивый человек тоже присвоил себе типографию…» (эпитет не соответствует действию).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«САТИРИКОН» — еженедельный «тонкий» журнал сатиры и юмора. Издавался в Петербурге с 1908 по1914 г. (№ 16 — последний) М. Корнфельдом. Первые 8 номеров «Сатирикона» вышли под редакцией А. А. Радакова, после чего бессменным редактором стал А. Г. Аверченко. «Сатирикон» — наиболее популярный сатирический журнал своего времени. Он объединял вокруг себя кадры талантливых писателей и художников-юмористов.
САТИРИКОН Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года — против большевиков), так и безобидную юмористику. Деятели русской культуры Серебряного века, принимавшие участие в издании журнала, обобщенно называются «сатириконовцами». http://images.yandex.ru
Писатели «Сатирикона» Тэффи А. Толстой Арк.Аверченко Саша Черный А. Куприн
В конце 1913 основные кадры писателей и художников ушли от издателя и образовали «Новый сатирикон», выходивший в годы войны. Однако этот второй период деятельности сатириконцев характеризуется бесцветностью. «Новый сатирикон» после революции занявший позицию, ярко враждебную советской власти, был закрыт.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Журнал хорошо иллюстрировался и оформлялся художниками-сатириконцами — А. Радимовым, Н. Ремизовым (Ре-ми), И. Билибиным, Л. Бакстом, Б. Кустодиевым, А. Юнгером и др. Журнал
КАРИКАТУРЫ Об открытии винных лавок Тайна переписки
Фразеологизм “Буриданов осёл” Иногда можно услышать, как говорят, что кто-либо оказался в ситуации «буриданова осла». Откуда пошло это выражение, кто же этот самый Буридан, и чем так примечателен его осёл. На закате эпохи Средневековья была распространена философская теория, согласно которой ни одно живое существо не может само решать, как ему поступить. А те или иные решения продиктованы исключительно внешними причинами. Говорят, что французский философ Буридан, будучи ярым сторонником этой теории, приводил в ее подтверждение следующий пример. Допустим у нас есть голодный осёл, по бокам от него на одинаковых расстояниях положим по охапке сена. Животное не сможет выбрать какую-либо из них, так как они абсолютно одинаковые. В итоге осёл так и останется голодным. История умалчивает, проводился ли в действительности такой эксперимент, но с тех пор за людьми, которые долго колеблются перед принятием важного решения, закрепилось прозвище «буридановы ослы». Кстати, в работах философа нигде не встречается вышеупомянутый пример. Что сказать, язык полон подобных оплошностей и нестыковок.
Кроме А. Г. Аверченко, печатавшего здесь многие из своих рассказов и фельетонов, в журнале принимали участие писатели: Тэффи, Саша Черный, О. Дымов, Я. Гордин, В. Л. Азов, О. Л. Д’Ор, А. Яблоновский, С. Городецкий, И. Вышлевский, Скиталец и др.
Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908–1913 было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов.
В 1911 году выходит «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом».Первую главу « Древняя история » написала Тэффи. « Средние века » для книги подготовил О.Дымов , а последняя глава, посвященная Новой истории , была написана А. Аверченко .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РУССКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА И ПОЭТЕССА, МЕМУАРИСТ. ТЭ́ФФИ (НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ - НАДЕ́ЖДА АЛЕКСА́НДРОВНА ЛО́ХВИ́ЦКАЯ)
Древняя история. Спарта.
Спарта.
Ликург
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тридцатилетняя война
Тридцатилетняя война
АРКА́ДИЙ ТИМОФЕ́ЕВИЧ АВЕ́РЧЕНКО (1880-1925) — Русский писатель, сатирик, театральный критик .
Иоганн Гутенберг – отец книгопечатания.
Реконструированный печатный станок Гутенберга
«Новая история» Рис. худ. А. Рудакова
При создании презентации использованы картинки из интернета
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Инструкция о порядке тестирования
для обучающихся
(тиражируется для каждого учащегося)
Пользоваться мобильным телефоном во время работы нельзя.
Работа выполняется в течение 45 минут.
На тестировании не разрешается:
- Общаться друг с другом.
- Вставать с места без разрешения организатора.
- Передавать что-либо друг другу.
- После получения тестов вы должны их подписать (фамилия, номер учащегося по списку класса, буква класса, номер школы).
- Работать вы должны самостоятельно. Вопросы, связанные с содержанием заданий, задавать не следует.
- Внимательно читайте инструкцию и каждое задание. Отвечайте на вопрос только после того, как вы его поняли. При выполнении заданий вы можете пользоваться черновиком.
- Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
- Не забывайте записывать ответы в бланк тестирования.
- При ошибочной записи ответа на задание необходимо зачернить неправильный ответ и, отступив две клеточки от ответа, в той же строчке указать новый вариант ответа (см. образец).
- Обратите внимание! Ответ, состоящий из двух и более слов, записывается без пробелов (без пропуска клеточек) (см. образец).
ж | е | л | а | е | м | у | д | а | ч | и |
- Ответ на задание С1 запишите на обратной стороне бланка тестирования, предварительно указав номер задания (С1).
Работайте внимательно – и у вас все получится!
Если вам очень нужно выйти в туалет, поднимите руку. Организатор возьмет у вас все материалы и разрешит выйти. Выходить из кабинета можно только по одному.
Если вы закончили работу раньше, вы можете покинуть кабинет, сдав все материалы.