Статья "Технология критического мышления в начальной школе"

Парамонова Татьяна Алексеевна

Статья "Технология критического мышления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления в начальной школе
       Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Современная жизнь требует от школы, от учителя новых взглядов на методы и приемы преподавания предметов в начальной школе. Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает обновление роли педагога и ученика.
Актуальность методики «Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников» состоит в том, что работа в данном направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся..
Технология развития критического мышления через чтение и письмо нацелена непосредственно на формирование и закрепление, у детей навыков чтения и письма.
Формируя у детей критическое мышление учитель старается не вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а постепенно учит детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы.
Методика развития у детей способности к критическому мышлению тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, к которому относят программу «Перспектива». Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяют успешно решать использование на уроках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, в которое включаются проявление детской любознательности, выработка ребенком собственной точки зрения на тот или иной объект, способность отстоять свое мнение с помощью логики. Во время урока ученики становятся исследователями, занимаются проектной деятельностью.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:
• дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
• роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
• критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;
• существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Вовсе не обязательно гоняться за большим арсеналом приёмов. Гораздо предпочтительнее тот вариант, когда учитель владеет лишь несколькими технологическими приёмами, но зато они хорошо отточены и результативны.
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.