Ментор-наставник
Ментор - наставник, воспитатель - это профессионал, который передаёт свои знания, умения и практический опыт другому, менее опытному или начинающему специалисту. Это человек, к которому обращаются за помощью и советом. Для меня это большая честь и ответственность перед коллективом. И чтобы стать лучшим наставником, я много времени уделяю самообразованию, прохожу курсы повышения квалификации, посещаю вебинары, семинары как очно так и дистанционно.
«Организация деятельности воспитателя-наставника с молодыми специалистами в ДОУ. «Путь к успеху!» (из опыта работы ) 2024г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rmts_franchuk_t.v.2024g.docx | 23.4 КБ |
sistema_raboty_pedagoga-nastavnika_s_molodymi_spetsialistami_v_dou.pptx | 993.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация деятельности воспитателя-наставника с молодыми специалистами в ДОУ.
«Путь к успеху!» (из опыта работы )
1слайд
Добрый день. Хочу поделиться опытом работы воспитателя -наставника с молодыми специалистами, которые приходят в наше дошкольное учреждение.
2слайд
Ментор - наставник, воспитатель - это профессионал, который передаёт свои знания, умения и практический опыт другому, менее опытному или начинающему специалисту. Это человек, к которому обращаются за помощью и советом. Для меня это большая честь и ответственность перед коллективом. И чтобы стать лучшим наставником, я много времени уделяю самообразованию, прохожу курсы повышения квалификации, посещаю вебинары, семинары как очно так и дистанционно. .
3слайд
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
4 слайд
Одной из первостепенных задач является не просто привлечение молодых специалистов, но и удержание их на педагогическом поприще. Моей целью является оказание помощи молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей, в выборе темы самообразования и повышении квалификации.
В результате осознания важности сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей создана система работы с молодыми специалистами.
5 слайд
В своей практике я рекомендую всегда молодым специалистам придерживаться девиза: Я знаю! Я умею! Я могу! Я смогу!
Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны. Чтобы этого не произошло создаются условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив.
6слайд
Мной используются следующие технологии наставничества в рамках ФГОС ФОП с которыми можно ознакомиться на слайде
- Наставничество в группе. Один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
- Краткосрочное или целеполагающее наставничество. Наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определённые краткосрочные результаты.
- Реверсивное наставничество. Профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
- Ситуационное наставничество. Наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них.
- Скоростное наставничество. Однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединёнными общими проблемами и интересами или обменом опытом.
7слайд
Работа проводится по следующим направлениям.
Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является стажировка. В это время необходимо поддержать подшефного эмоционально, предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Во время стажировки я с молодым специалистом работаю вместе с моей группой воспитанников. Знакомлю подшефного с детским садом, с ведением документации, в это же время молодой воспитатель может наблюдать за проведением режимных процессов, прогулки, ООД и других видов деятельности (игровой, трудовой и др.). Демонстрация деятельности проходит так, чтобы воспитатель тоже постепенно включался в работу, приобретал опыт общения с детьми.
Моя работа наставника заключается в следующем:
Организую работу с молодыми педагогами по утвержденному плану. Данный план включает мероприятия, цель которых - помочь молодому педагогу адаптироваться, влиться в коллектив, приобрести практические навыки и умения работы.
Обращаю внимание своего подшефного, что в своей работе он имеет помощников, не только в лице старшего воспитателя и наставника, но помощником может быть и его коллега в группе, имеющий практический опыт. Напоминаю о взаимоотношениях педагога и помощника воспитателя. Стараюсь на практике показать, что педагог всегда уважительно относится к своему помощнику, тем самым показывая пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа помощника строится под руководством и в тесном контакте с воспитателем. Стараюсь показать, что каждая минута тихого часа может пройти с пользой: написать план, подготовить образцы для рисования и аппликации, костюмы для игры-драматизации, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и т. п.
Когда педагог начинает работать на своей группе, я посещаю отдельные режимные моменты, ООД. Затем вместе с молодым специалистом провожу их анализ, обсуждаем, какие ошибки были допущены, как их устранить. Помогаю подшефному с написанием плана, консультирую по вопросам самообразования.
В дальнейшем педагог изучает не только мой опыт, как своего наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие отчёты, открытые показы педагогов ДОУ, привлекают к работе в творческих группах, к подготовке педагогических советов. Так, например, мои подшефные принимали участие в конкурсах ДОУ «Лучшая сюжетно-ролевая игра», «Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Что нам осень принесла?», работали в творческой группе «Разработка конспектов ООД по лепке в соответствии с ФГОС». Участвовали в проектах «А мы делаем так!» и других.
Когда педагог начинает всё активнее включаться в работу, как никогда важна положительная оценка наставника. Здесь важно заметить даже незначительные успехи - дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, воспитатель старается быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликта, продумывает предварительную работу, игровые приёмы. Похвала укрепляет уверенность в своих силах, повышает интерес к профессии. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.
Мотивирую наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовлю к скорой предстоящей аттестации.
На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
На завершающем этапе я анализирую свою работу, выявляю недочёты и планирую работу по их устранению. При необходимости привлекаю и других специалистов ДОУ (учитель - логопед, музыкальный руководитель, педагог - психолог).
8слайд
При организации процесса использую разнообразные формы работы,
9слайд
Таким образом, хочется отметить, что 100 % начинающих педагогов успешно прошли адаптацию в ДОУ. Этому способствовали все перечисленные методы и формы работы.
Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах, проектах на муниципальном и областном уровне.
Все молодые специалисты закрепились на рабочих местах.
Как сказал великий китайский мудрец Конфуций «Учитель и ученик растут вместе». Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наставник (Ментор) - это
Особенности труда начинающих педагогов
Наставничество-это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье». Дэвид Майстер Цель: создание в дошкольном учреждении условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога
Технологии наставничества в рамках ФГОС ФОП
Направления деятельности педагога-наставника и наставляемого:
Организация процесса наставничества в ДОУ Формы и методы работы
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека) «Учитель и ученик растут вместе » (Конфуций)