Инновационная деятельность на базе КФУ
За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. Главное отличие современного школьника заключается в отсутствии интереса к учению, которое перестало быть самоцелью, чаще всего рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда? Но каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. А это невозможно без интереса учащегося к предмету. «Без заинтересованности мышление становится бесплодным и бессодержательным. Всякое плодотворное мышление стимулируется интересом изучающего... Лень и вынужденная активность являются не противоположностями, а двумя симптомами нарушения правильного функционирования человека» (Э.Фромм «Человек для себя»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_iinovatsionnoy.docx | 20.28 КБ |
nestandartnye_uroki.docx | 19.82 КБ |
konspekt_uroka_vliyanie_spirtov.docx | 40.66 КБ |
effektivnye_priemy_i_metody.docx | 265.17 КБ |
formy_i_metody_povysheniya_motivatsii_u_uchashchihsya.docx | 51.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 год
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района Республики Татарстан |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 422110, Республика Татарстан, п.г.т. Кукмор, ул. Нур Баяна, д. 40 тел.: 8(843)642-07-64, факс: 8(843)642-07-63 |
Тема инновационной разработки | Повышение мотивационной среды на уроках химии посредством инновационной деятельности |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Хайдарова Лариса Ахметовна |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты(либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)) | За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. Главное отличие современного школьника заключается в отсутствии интереса к учению, которое перестало быть самоцелью, чаще всего рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда? Но каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. А это невозможно без интереса учащегося к предмету. «Без заинтересованности мышление становится бесплодным и бессодержательным. Всякое плодотворное мышление стимулируется интересом изучающего... Лень и вынужденная активность являются не противоположностями, а двумя симптомами нарушения правильного функционирования человека» (Э.Фромм «Человек для себя») Все в жизни наших детей связано со свободой, выбором, необязательностью, и только учебная деятельность навязана сверху и потому нередко вызывает безразличие и сопротивление. Нам, учителям, надо предпринимать много усилий и проявлять чудеса в поиске разнообразных подходов и приемов, чтобы у детей «горели глаза». Нужно сделать все возможное, чтобы ученику было интересно узнавать новое и изменяться. Без этого система образования превращается в орудие принуждения и аппарат надзора. Часто мы слышим от учеников: «Нам все понятно в том случае, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) — это синоним учебной мотивации. Поэтому формирование учебной мотивации в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных и центральных проблем современной школы. Одним из основополагающих принципов проектирования современного урока по ФГОС является формирование внутренних мотивов деятельности обучаемого. Так как же сформировать учебную мотивацию у ребенка? Мотивационная образовательная среда, в основе которой должен быть принцип организации учебно-воспитательного процесса, позволяет достигать качества и эффективности образования за счет активизации познавательной активности ученика, развития его личностных качеств и индивидуальных способностей, профессионального самоопределения, за счет мотивации к самообразованию. Цель инновационной деятельности – создание таких условий обучения, чтобы ребенку хотелось учиться. Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи: разработать содержание, формы и методы обучения, способствующие повышению мотивации учащихся. Для этого необходимо проводить уроки с использованием различных форм и методов работы, участие в конференциях и семинарах, конкурсах. Обобщать опыт работы в печати. Ожидаемый результат: повышение интереса к изучению предмета, повышение результативности обучения и ГИА. |
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности -печатные работы за отчетный период и др. | конспект урока «Влияние спиртов на организм человека» (урок с использованием обучающих структур сингапурского метода обучения(научно-методический журнал ИГ «Основа» «Химия. Всё для учителя!, № 11(71), 2016 |
сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки(положительная динамика): -конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский уровень) - качество образования (высокобалльники) - др. | - EChemTest General Chemestry (КНИТУ) – Ахметова Гульназ – 88 баллов - Поволжская межрегиональная олимпиада «Будущее большой химии» : Ахметова Гульназ (11 кл) – призер; Сулейманова Айгуль (9 кл) – призер; Аскарова Айгуль (9 кл) – победитель; Шафикова Василя (8 кл) – призер - результаты ОГЭ: 2015-2016 учебный год: качество – 100%, успеваемость – 100%, средняя отметка – 5 (по району 4,39, по РТ - 3,9) - результаты ЕГЭ: 2015-2016 учебный год: средний балл химии – 74,2 ( по району – 64,6, по РТ – 59,28) высокобалльники: Ахметова А. – 90 баллов, Хабибуллина Л – 90 баллов. |
Форма представления инновационной деятельности: - печатные работы - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО) |
Предварительный просмотр:
Нестандартные уроки – путь к успеху в учении
(Хайдарова Лариса Ахметовна, учитель химии
МБОУ КСШ №3 Кукморского муниципального района
Республики Татарстан)
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Общество сегодня – это общество «Эпохи информации», которое требует от человека:
1.Определенных умений, которые можно использовать при любых обстоятельствах;
2. Умения мыслить, а не накапливать определенную сумму знаний и взглядов;
3. Не узких знаний, а общего подхода к решению вопросов;
4. Коммуникабельности- умения работать в согласии с другими и вместе приходить к цели.
Именно поэтому возникла необходимость применения во время преподавания школьных предметов таких форм и методов, которые возбуждают творчество учащихся, создают атмосферу раскрепощённости, эмоционального полета, привлекают внешкольные интересы и увлечения учащихся в учебный процесс.
Различные формы проведения урока не только делают эффективным учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.
Нестандартный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников, которая позволяет посмотреть на ученика с позиций личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании. Эффективность нестандартных форм обучения и развития хорошо известна. Такие уроки приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, развивают у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться, учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока, в результате чего повышается мотивация к изучению предмета.
По определению И.П. Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру и необычную задумку и организационную форму». С другой стороны, нестандартными можно назвать уроки в той или иной технологии обучения. Например, личностно-ориентированный урок, урок в развивающей системе обучения, модульный урок и т. д. С помощью нестандартных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Отметим, что сегодня в педагогической литературе не существует общепринятой типологии нестандартных уроков. Все существующие классификации в значительной мере можно назвать условными, т.к все зависит от целей, задач, методики проведения урока.. В пособии И.П.Пидласого « Педагогика» перечисляется 36 типов нестандартных занятий( урок-игра, урок-ролевая игра, урок-диалог, бинарный урок и др.) В. А. Щенев предлагает классифицировать нестандартные уроки, дополнив типологию «классического» урока. Например, уроки-викторины, защиту проектов и т. д. относят к группе уроков контроля знаний, а уроки-лекции, уроки-конференции- к урокам формирования новых знаний. С. В Кульневич и Т. П. Лакоценина выделяют такие группы нестандартных уроков:
1. Уроки с измененным способом организации ( лекции, защита идей, урок взаимоконтроля).
2. Уроки, связанные с фантазией( урок- сказка, театрализованный урок).
3. Уроки, имитирующие какие-либо виды деятельности( урок-экскурсия, урок- экспедиция).
4. Уроки с игровой соревновательной основой( викторина, КВН).
5. Уроки с трансформацией стандартных способов организации ( семинар, зачет, урок-моделирование).
6. Урок с оригинальной организацией ( урок взаимообучение, урок-монолог).
7. Уроки-аналогии определенных действий ( урок-суд, урок- аукцион).
8. Уроки-аналогии с известными формами и методами деятельности ( урок-диспут, урок- исследование).
Или нестандартные уроки можно разделить на 2 группы. К первой отнесем те уроки, которые объединяют разные формы обучения в определенную новую структуру (урок- семинар, исследовательский урок). Вторая группа: собственно нестандартные уроки как составляющие определенных моделей и технологий обучения (урок- суд, урок- пресс- конференция, урок- телепередача, урок- радиопередача, урок- брейн – ринг, урок- диспут, урок- салон, урок- экскурсия, урок- репортаж).
Нестандартные уроки активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление творческим, самостоятельным, гибким. Поэтому использование нестандартных уроков дает наибольший эффект в классах, в которых преобладает количество учащихся с непроизвольным вниманием, незначительным интересом к предмету.
Таким образом, использование нестандартных уроков способствует:
- повышение общей просвещенности детей;
- углублению знаний детей;
- расширению кругозора учащихся;
- проверке знаний учащихся в игровой и увлекательной форме;
- снятию утомляемости учащихся;
- активному развитию познавательных интересов учащихся.
Однако нельзя забывать, что главным в проведении любого урока является обучение. Поэтому формы и методы работы, которые применяют на нестандартных уроках, должны взаимно дополняться другими методами и приемами учебно-воспитательной работы.
Предварительный просмотр:
Влияние спиртов на организм человека.
Урок с использованием обучающих структур сингапурского метода обучения.
(Хайдарова Лариса.Ахметовна., учитель химии МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан)
(опубликовано во Всероссийском
Научно-методическом журнале
«Химия. Все для учителя!»
ИГ «Основа», 11-12, 2016)
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам основная задача современного учителя заключается в создании и организации условий, инициирующих самостоятельную деятельность обучающихся. Одной из перспективных технологий в этом выступает обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения — страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования. В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, в обучении, построенном на основе сотрудничества прямая цель – формирование культуры мышления.
Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией. Но это скорее не методы, а формы управления учебным процессом. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды. В Сингапурской системе задействован во время урока весь класс. Скучающих учащихся на уроке не будет никогда, так как каждый задействован. В течение урока дети работают по 4 человека за партой. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. На уроке для организации учебного процесса учитель использует мыслительные приемы и обучающие структуры. Все названия приемов и структур, по требованию компании «Educare», даются по-английски. Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:
- Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
- Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
- Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
- Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
- У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
- Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Существует множество обучающих структур и мыслительных операций, в основе которых присутствуют такие принципы работы как, позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие. Учитель, планируя урок, исходя, из целей и ожидаемых результатов, может использовать целый набор таких приемов. Используя обучающие структуры и приемы технологии сотрудничества на уроках, повышается познавательная мотивация учащихся к изучаемому предмету, что в свою очередь ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.
На данном уроке использовались следующие обучающие структуры:
МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat)- Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б; участник 1-4) для организации эффективного учебного процесса в командах.
Сингл раунд робин - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают
ответы на данный вопрос по кругу один раз
Релли робин - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.
Финк-райт-раунд робин- «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.
Эй ар гайд - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)
Таймд пэа шэа - обучающая структура, в которой два участника
делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
Цель урока: Создать условия для выявления учащимися взаимосвязи между строением, свойствами спиртов и их токсичным влиянием на организм человека, развития познавательной активности, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, воспитание бережного отношения к своему здоровью, умения работать в парах и группах.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Методы обучения: Практический, проблемно-развивающий
Используемые технологии: технологии развивающего обучения
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии |
Организационный момент (1 мин.) | Проверяет готовность к уроку, психологический настрой. Улыбнитесь своему партнеру по плечу, пожелайте плодотворной работы партнеру по лицу. Мне хотелось бы чтобы тема нашего урока не оставила вас равнодушными, чтобы она повлияла на личную позицию каждого, чтобы вы сделали для себя определенные выводы и расставили приоритеты, так как «Доводы, которые человек додумывает сам, убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим..» Б. Паскаль | Рассаживаются по группам. Определяют свои номера. | Мэнэдж мэт |
Актуализация знаний (самостоятельное выполнение индивидуальных заданий на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке). Фиксирование затруднения при выполнении учебного действия (в виде громкой коммуникативной речи, либо смоделировать в виде графика, рисунка, схемы и т.д.) (12мин.) | Организует работу по повторению основных моментов предыдущих тем. 1. Давайте вспомним, какие основные характеристики спиртов вы знаете, используя сингл раунд робин. Каждому участнику группы на ответ дается 20 сек. Подумайте 10 сек. Начинает участник под номером 1. (следит за временем, организует обсуждение) 2. Какими свойствами и какие способы получения спиртов вы знаете, вспоминаем, используя релли робин. Подумайте 10 сек. Время работы 1 минута. Начинает участники с четными номерами. (следит за временем, организует обсуждение) 3. Перед вами цепочка превращений. Работаем с ней по финк-райт-раунд робин. Думаем 20 сек, пишем 3 мин, обсуждаем в группе по 1 минуте каждый участник. Начинаем с номера 2. (следит за временем, организует обсуждение) | Четыре ученика по очереди отвечают по одному разу. Ученики по очереди дают короткие ответы Думают, записывают решение, по очереди зачитывают свой ответ с листочка. Представители от каждой группе по цепочки, после обсуждения, записывают ответ на доске | Сингл раунд робин. Релли робин Финк-райт-раунд робин |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.) | Продолжить урок я хотела бы словами врача Парацельса: «Все есть яд, все есть лекарство, все дело в дозе». Попробуйте сформулировать тему урока и свои задачи на урок. | Формулируют тему и задачи. | |
Построение и реализация проекта исходной задачи (первичное усвоение новых знаний, возможно построение учащимися плана, т.е. как будет построено новое знание). (возможна фронтальная или групповая работа) (2мин.) | Что вы знаете о влиянии спирта на организм человека? У вас на столах лежат листы с утверждениями, в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением или «-» если не согласны с утверждением. (приложение 1) Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Подумайте 5 сек. Выполните работу | Проставляют «+» и «-» в течение 1 мин. | Эй ар гайд |
(5 мин.) | Что представляет организм человека с точки зрения биологии? Как вы думаете, что произойдет при действии спирта на белок? Давайте проверим на практике Вы убедились, что действие спирта сродни действию на белок азотной кислоты. Происходит денатурация белка, т.е. его необратимое разрушение. Какой вывод мы можем из этого сделать? | Отвечают на вопрос Организм человека – белковая материя. Высказывают предположения. Проводят лабораторный опыт по инструкции (приложение 2). Делают вывод | |
(10 мин.) | Теперь давайте посмотрим небольшой фильм. Теперь вы понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждый орган, каждая клеточка соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсичное действие. Посмотрев видео, проделав опыт, еще раз прочтите все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие утверждения являются для вас самыми важными? Почему? | Смотрят видео Ставят «+» и «-». Высказывают свои мнения. | |
Включение в систему знаний и повторение (2+2 мин) | Подведя итог нашей работы, я предлагаю вам выполнить следующее задание: закончите предложение: если бы я выступал(а) с докладом на тему «Спирты в жизни человека», то остановилась бы на таких позитивных действиях спиртов как … и негативных действиях таких как … . Поделитесь своими мыслями с партнером по плечу, используя таймд пэа шэа. | Записывают свои предложения в тетрадь, рассказывают друг другу | Таймд пэа шэа |
Информация о домашнем задании (с элементами выбора и творчества). Инструктаж по его выполнению. (1 мин) | В качестве домашнего задания я предлагаю вам найти ответы на следующие вопросы:
Результат своей работы в виде презентации. | ||
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятий, учащиеся самостоятельно соотносят цель и результаты своей деятельности). (2+ 3 мин) | На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. большой – сегодня я узнал … указательный - я понял, что… средний - мне было трудно … безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец – мне захотелось… (организует обсуждение) | Пишут ответы. Зачитывают группе. |
Приложение 1.
до | утверждения | после |
Алкоголь не влияет на здоровье человека | ||
Алкоголизм является болезнью | ||
Этиловый спирт – наркотик и яд. | ||
Алкоголизм излечим | ||
Существует 4 стадии алкоголизма: стадия знакомств с алкоголем, стадия регулярного употребления, стадия навязчивой идеи, стадия физической потребности | ||
Спирт оказывает влияние на организм только на молекулярном уровне | ||
Этанол разрушает печень, в результате чего образуется цирроз печени. | ||
Этанол в организме человека не образуется, только поступает с пищей. | ||
Спирт в организме не накапливается, он сразу же выводится из организма | ||
Алкоголизм явление социальное |
Приложение 2
Инструкция к выполнению лабораторной работы.
- В трех пробирках у вас находится раствор белка.
- Прилейте в первую пробирку 1-2 мл воды, во вторую – столько же азотной кислоты, в третью – столько же этанола.
- Отметьте изменения и сделайте вывод.
Используемая литература:
- Сингапурская методика дружит с ФГОС http://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf
- Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/
- Морозова О.С. технология обучения в сотрудничестве. http://imc-yal72.ru/images/doc/emd/morozova.pdf
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008. – 352с.
Описание слайдов
Слайд 1. Этиловый спирт – наркотик и яд. Он неизбежно вызывает нарушения внутриклеточного обмена, обладает прямым повреждающим действием на клетки и косвенным – через промежуточные продукты его окисления. Со всей очевидностью можно сказать, что нет ни одного органа, на который не оказывал бы свое отравляющее влияние спирт. При приеме внутрь он, вследствие высокой растворимости, быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, спирт поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудок. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды. Что ведет к возникновению гастрита, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
Слайд 2. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток. В крови происходит расширение периферических сосудов. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. При употреблении алкоголя в организме человека происходит нарушение обменных процессов: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир. Страдает центральная нервная система, эндокринная и дыхательная системы.
Слайд 3. Каталитическое окисление спирта идет в печени, где спирт превращается в уксусный альдегид. В результате систематического употребления алкоголя возникает повреждение печени – цирроз.
В печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид (в 30 раз токсичнее спирта), который в процессе окисления превращается в уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт, в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола составляет 20 г, при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада (уксусный альдегид и уксусная кислота).
Слайд 4. Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга:
100г пива убивает 3000 нейронов,
100г вина убивает 500 нейронов,
100г водки убивает 7500 нейронов
Слайд 5. Организм взрослого человека из крепкого и здорового при регулярном употреблении спиртного в течение примерно 10 лет превращается в полную немощь. Пьющий человек становится алкоголиком. Алкоголизм – это серьезное заболевание. Медики определили 4 стадии алкоголизма:
- Стадия знакомства с алкоголем
- Стадия регулярного употребления – опьянение с выпадением памяти. Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что он выпил недостаточно, он пьет впрок, развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к алкоголю.
- Стадия навязчивой идеи (неотступные мысли о выпивке) – утрата контроля над собой. Стремится найти оправдание своему пьянству, сопротивляется всем попыткам помешать осуществлению его желания выпить. У человека развивается агрессия, он обвиняет окружающих в своих бедах, у него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники.
- Стадия физической потребности (химически обусловленная зависимость) – ежедневное похмелье, распад личности, помутнение памяти, сбивчивость мысли, развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.
Слайд 6. В организме человека образуется некоторое количество этанола. У пьяниц спирт перестает вырабатываться, но организм постоянно требует его присутствия. Вот почему так трудно вылечиться от алкоголизма. Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных.
Слайд 7. Таблица: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».
Уровень органической живой материи | Проявление спиртом токсических свойств |
Молекулярный уровень | Денатурация белков, мутации |
Внутриклеточный уровень | Накопление альдегидов, разрушение ферментов |
Клеточный уровень | Разрушение мембран, нейронов |
Уровень органов | Разрушение ткани печени, слепота |
Система органов | Нервная система, пищеварительная система, выделительная |
Целый организм | Сбой функций, смерть |
Слайд 8. Последствия применение алкоголя тесно связаны с жизнью не только отдельного человека, но и общества и государства в целом. Утверждение, что Россия всегда пила, для некоторых является своеобразным оправданием. Но так ли это? Считается, что если в стране на одного человека в год приходится более 8 литров алкоголя, то это приводит к деградации нации. По официальным данным в России на 1 человека приходится 18 литров алкоголя, по неофициальным данным – 30 литров. Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала –павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи». Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.
Слайд 9. Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения
Слайд 10. Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших алкоголь. Продолжительность жизни сильно пьющих на 10-12 лет средней.
Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками.
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЛИ СТАРОЕ ПО-НОВОМУ
(Хайдарова Л.А., учитель химии МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан)
(опубликовано во Всероссийском
Научно-методическом журнале
«Химия. Все для учителя!»
ИГ «Основа», № 2, 2017)
С одной стороны прогресс – это уничтожение старого,
с другой стороны – это сохранение его на новой основе.
Педагогическая наука всегда мучилась вопросом, как построить обучение, чтобы ученики лучше усваивали материал урока. Ответ один - ученик сам должен получить свои знания. Уместно процитировать А. Дистерверга: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.»
Современный урок на сегодня - не просто классическое преподавание, стоя у доски с единым центром внимания в виде учителя, а постоянное взаимодействие, которое позволяет ученикам чувствовать себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами. Чтобы стать успешными, ученики должны овладеть:
- навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире,
- навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде
Следовательно, новой школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Система образования и ее постоянные изменения требуют от учителей большой гибкости и умения использовать в своей работе новый инструментарий. Так же быстро, как в последнее время изменяется мир, меняются и формы работы в классе. Образовательные стандарты сегодня – не только результаты учебного процесса (предметные результаты), но и социализация, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер учащихся, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу (личностные и метапредметные результаты). Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке. Одним из путей реализации образовательных стандартов является применение обучающих структур сингапурского метода обучения в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, в обучении, построенном на основе сотрудничества прямая цель – формирование культуры мышления.
Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией. Но это скорее не методы, а формы управления учебным процессом. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды. В основе сингапурского метода обучения лежит кооперативное или совместное обучение, методика которых, основана на идеях, появившихся в начале прошлого века и получивших развитие у таких философов и психологов, как Курт Левин, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию „кооперативное обучение“ наиболее близки понятия „педагогика сотрудничества“ и коллективные / групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались В. К. Дьяченко, Б. Таль, Е. С. Полат, Е. И. Пассова, Е. Г. Иванова. Специалисты „сингапурской“ компании “Educare International Consultancy”, взяв на вооружение лучший мировой опыт организации учебной деятельности, систематизировали обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения и организовали систему тренингов с возможностью их тиражирования и творческого применения в образовательной практике. Примером является совместный с Министерством образования и науки Республики Татарстан проект, согласно которому все педагоги Татарстана, около 30 000 человек, начиная с лета 2013 года, поэтапно проходят программу переподготовки учительских кадров.
Как выглядит урок, построенный в рамках „сингапурской“ методики? Обучающие организованы в группы по четыре человека; у всех равные возможности для индивидуальной работы, одинаковое время для ответа в группе; графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий; возможность сверить правильность ответов, пообщаться с одноклассниками из других групп, подвигаться, находя нового партнера для работы в парах, следуя определенным правилам, похожим на игру, но обеспечивающим сменный состав пар и групп по случайному стечению обстоятельств, а не предпочтениям. Каждый новый контакт с одноклассниками сопровождается использованием речевого клише: приветствием, комплиментом, позитивным принятием другой точки зрения, пожеланием успеха и дальнейших встреч. Учитель выбирает наиболее подходящую для достижения целей урока обучающую структуру, организует работу класса, давая четкие инструкции и временные рамки и при необходимости помогает учащимся во время взаимодействия. Обучающие структуры не требуют детальной проработки планов, учебных материалов и специальной подготовки. Они легко интегрируются в традиционный урок и становятся его составной частью. Некоторые структуры регулируют взаимоотношения учащихся, работающих в парах, другие хороши для организации командной работы, третьи организуют работу всего класса. Задача учителя и состоит в том, чтобы выбрать наиболее подходящую структуру для решения конкретной методической задачи. Некоторые методики в своём содержании не имеют существенных отличий от современных отечественных традиционных и инновационных методов, тем самым являются наиболее оптимальными и приемлемыми в использовании на уроках в школе.
Сингапурские обучающие структуры | Содержание обучающей структуры | Традиционные методы |
Джоттотс («запишите мысли») | Ученики не соблюдая очерёдности берут заготовленные на столе листочки и записывают на нём ответ, по заданной теме, при этом проговаривая его вслух, чтобы ответы других учеников не дублировались (каждый участник заполняет четыре листочка) | Синтез знаний, мозговой штурм |
Зум ин («увеличивать») | Обучающая структура, используемая с целью генерирования интереса к отдельной теме, посредством детального рассмотрения материала | Подробный анализ |
Релли робин | Обучающая структура, в которой пара учащихся, соблюдая поочерёдность обменивается ответами из личного списка | Синтез знаний по теме с элементами игры, мозговой штурм |
Релли тэйбл | Обучающая структура, в которой пара поочерёдно записывает ответы на общем для двоих листе | Синтез знаний по теме с элементами игры; мозговой штурм |
Таймд пэа шэа | Обучающая структура, в которой пара учащихся, соблюдая поочерёдность делится развёрнутыми ответами в течение заданного количества времени | Повествовательный монолог |
Как видно из таблицы, некоторые сингапурские методы обучения, являются совокупностью методов и заключают в основе содержании такие традиционные (классические) методы обучения как: мозговой штурм, обмен опытом, дискуссия, синтез и анализ знаний, как правило, с активным игровым моментом.
Из выше сказанного, видно, что сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда. Работая в парах или группах, учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. У них развивается устная речь, они учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. На таком уроке нет лидера, все на равных. Активность ученика на уроке заметно возрастает. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более интересным и успешным. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главным на уроке является сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляет его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма. «Скучающих» на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам придется не только сидеть и писать. В течение урока осуществляется включенный контроль, т. е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных ситуациях и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя».
Но прежде чем приступить непосредственно к групповым формам работы необходимо предварительно организовать обучение в группах, которое проходит в несколько этапов:
1.Ознакомительно-мотивационный. Главная задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке
2.Диагностический. Проводится диагностическое исследование. На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания учащихся, формируются разноуровневые группы.
3.Этап подготовки учебного пространства.
На этом этапе, для уроков с использованием групповых форм работы, расставляются парты для свободно взаимодействия учащихся лицом к лицу. Такая совместная деятельность стимулирует их заинтересованность и одновременно готовит к нетрадиционным формам обучения. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть “shoulder partner” ("партнер по плечу") и “face partner” ("партнер, который сидит напротив"). Каждый ребенок имеет свой номер в команде. (Manage Mat).
4. Этап психологической подготовки.
Это этап приучения учеников к определенным условиям работы:
- взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
- полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд;
- следовать памятке.
Только после такой предварительной подготовки можно переходить к работе в группах. Применение обучающих структур возможно на любом этапе урока. Различают следующие обучающие структуры:
1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.
2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал.
3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
Любая из обучающих структур основывается на 4 пайсах: позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие. Суть обучающих структур Сингапурской методики: формирование малых групп, в которых осуществляется обмен информации между всеми участниками, то есть коммуникация. В центре внимания находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, возникают новые взаимодействия. При правильной организации взаимодействия формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Сингапурская система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции.
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах, развивает в учениках жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Сингапурская методика обучение - это то же самое обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур.
Таким образом, использование приемов проблемно-ориентированного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность реализовать инновационные подходы в обучении школьников, формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают, у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.
Современный урок по Сингапурской методике — это:
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок, на котором ученику комфортно;
- урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;
- урок развивает у детей креативное мышление;
- урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Использованная литература:
1. Емелина С.А., Явгильдина З.М. Использование сингапурских обучающих структур в процессе воспитания гражданской активности подростков на уроках музыки// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015)
2. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
3. Сингапурская методика дружит с ФГОС . http://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf
Предварительный просмотр:
«Формы и методы повышения мотивации у учащихся»
(Хайдарова Л.А., учитель химии МБОУ «СОШ №3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан,
выступление на педагогическом совете)
“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться”
Василий Андреевич Сухомлинский.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…Сегодня мы с вами попробуем разобраться с формами и методами мотивации учащихся.
Основными причинами проведения данного семинара стали:
- Увеличивающиеся жалобы со стороны учителей на снижение мотивации у учащихся (это подтверждают и результаты успеваемости и мониторинга).
- Жалобы со стороны родителей на некоторых преподавателей, что они преподают неинтересно и поэтому учащиеся не хотят учиться.
Для учителей это давно азбучная истина: если школьник хочет овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако мы часто жалуемся, что ученики не хотят учиться. Почему же не хотят? В чем причина? Их немало. Хотя в каждом конкретном случае своя причина, но есть и довольно распространенные, типичные:
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Существует целый набор УНК, без которых невозможно добиться успеха в учении.
- Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить. С одной стороны Госстандарт, и как следствие педагоги, пытающиеся организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности.
- Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. Школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, это предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданием.
- Однообразие жизни и учебного процесса. Монотонность и однообразие школьных занятий, убранства классов, действий учителей, отсутствие быстрой смены событий и красок, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долго сидеть и молчать – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для многих учащихся.
- Бедность и непродуманность методики организации учебного процесса в школьной жизни вообще. Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним и незаметно для себя может превратиться в живой соверешенный автомат. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опрос, сообщение домашнего задания.
- Упорно-однообразная авторитарная позиция учителя и родителей. В школе и дома ученики слышат одно и то же: Учитесь, учитесь и учитесь! Это самое главное в жизни. Что ты получил сегодня? Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и нежелание учиться.
Мы видим, что причины разные. И не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание учиться, но и их упорную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Необходимость в стимулировании связана с тем, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения. А почему ученику должно хотеться учиться? Не есть мороженое, а именно учиться?
Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которая сможет удовлетворить определенная деятельность. Даже навязанная деятельность может быть мотивирована!
Чем? Стремлением к безопасности, желанием избежать наказания, несвободы или каких-то неприятностей при попытке уйти от нее. (скорее такие мотивы побуждают не к эффективной, а к формальной деятельности, цель которой – как можно скорее выйти из неприятной ситуации. Но отметим главное – человек активно включается вдеятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать.
Обычно в душе школьника одновременно борются различные, а то и противоречивые мотивы. (Пример с учеником и желанием почитать журнал). Какой мотив возобладает?
Задача учителя (и не простая) заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив. С этой целью используются стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности школьника. Но стимул – не плетка. Он – двигатель и призван не просто заставить ученика учиться, а именно стимулировать, то есть вызвать и усилить собственные (ученика) полезные мотивы деятельности.
что такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребёнок учится с радостью, а другой с безразличием? Что делать для того, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Эти вопросы волнуют многих учителей и родителей. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно в младшем школьном возрасте. Так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смысл образования.
Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
- недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
- неустойчивы то есть ситуативные, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);
- мало осознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
- слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знание, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем- закономерности), а не на способы учебной деятельности; до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается, прежде всего, результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом).
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.
Правильно сформированная мотивация ребёнка – залог успешного обучения в дальнейшем.
Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
Возьмём познавательные и социальные мотивы.
-познавательные мотивы Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
-социальные мотивы Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Но мотивы отражают некоторые потребности, которые стали актуальны для человека в какой-то момент. Чтобы вызвать, «подогреть» и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной (да и всякой иной) деятельности Под познавательным интересом мы понимаем сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных для заучивания фактов и выводов всегда вызывает интерес учеников, такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить её. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос- проблема, содержащий элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает положительные эмоции учеников, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Это конечно плодотворно сказывается на отношении учеников к учению.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим), тем интереснее ему работать.
6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
7. Подача материала в образной форме также способствует развитию мотивации учения. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.
8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.
9.Ещё одно условие способствующее развитию познавательного интереса, создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Как показывают педагогический опыт, особенно высоким потенциалом развития познавательного интереса подростков обладает их внеучебная деятельность, в которой они находят возможности для личностного самовыражения и самоутверждения. Причём внеклассная деятельность оказывает стимулирующее влияние на познавательный интерес учащихся различных уровней. Совместная творческая деятельность подростков, в том числе их участие в художественной самодеятельности, создает условия для развития креативности, раскрепощения, ухода от стереотипов, формирования продуктивного и дивергентного типа мышления. Участие во внеклассных мероприятиях развивает у подростков ответственность за общее дело, стремление найти своё место в жизни. Как известно, основным противоречием подросткового периода является настойчивое стремление ребёнка к признанию своей личности взрослыми, при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Поэтому участие во внеклассных мероприятиях позволяет подростку утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, повысить степень вероятности ситуации успеха в познавательной деятельности, и, следовательно, интереса к ней. Все педагогические средства могут стать реально действующими стимулами при условии, если ученик будет достигать успеха в познавательной деятельности. Таким образом, анализ результатов приводит к выводу о необходимости отказаться от применения отрицательных стимулов учения. Они приводят ученика к безуспешной познавательной деятельности и угасанию интереса. Наоборот, следует найти и закрепить те педагогические средства, которые действуют как положительные стимулы.
Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребность, желания, интересы, ему не удастся стимулировать их деятельность. Сложно конечно знать все потребности конкретного ребенка. Но изучать типичные потребности школьников – общечеловеческие, возрастные, половые и др., чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания, совершенно необходимо. Именно, опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы. В этом случае преподавателю удается вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.
Рассмотрим способы стимулирования. Мы знаем, что эффективность знаний зависит от того, как эти знания подаются:
- Четкое структурирование учебного материала (облегчает его восприятие, если одни идеи вытекают из других, есть определенная последовательность изложения)
- Логичное, яркое, увлекательное изложение (побуждает школьников слушать то, что говорит учитель)
- Своевременное чередование различных умственных знаний, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладеть знаниями. Мы недостаточно используем возможности ритмичной организации обучения.
Использование специальных стимулов.
Существует четыре подгруппы стимулов в зависимости от того, на какую категорию потребностей они опираются:
- Общечеловеческие потребности;
- Возрастные потребности;
- Специфические потребности мальчиков и девочек;
- Индивидуальные потребности
Общечеловеческие потребности:
- Новизна учебного материала (у детей всегда острый интерес к ранее неизвестному, если оно, конечно, как-то связано с тем, что они уже знают). Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации УП находить новое, неизвестное детям.
- Практическое применение и польза знаний для самих школьников. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д.Карнеги) Неслучайно дети проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. При этом мы опираемся на их потребность активно действовать и добиваться успеха. Учитель должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
- Противоречивость материала – тоже стимул. Когда человек встречается с противоречием, у него как правило возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, првлекать школьников к их обсуждению и решению
- Оценка – традиционно применяемый учителями стимул. Но нельзя и преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое и непонятное, если учебный процесс организован неразумно, в классе постоянный шум и беспорядок, то нормализовать процесс одними оценками невозможно.
- Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа.
Возрастные потребности:
Подростки
- Стремление избегать всякой рутины, однообразия и формализма, интерес к фантастике и всему необычному, стремление к подвигу (если учитель рассказывает о необычных и малоизвестных явлениях, вариативно меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы).
- Потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости. (тактичное отношение к каждому школьнику, независимо от того, слабый ли он или сильный ученик – такой стиль отношений педагога с учениками удовлетворяет возрастные потребности подростков и стимулирует их желание учиться).
- Стремление к соперничеству (кто сильнее, быстрее, сообразительнее и находчивее – конкурсы и викторины, соревнования, фестивали – стимулы познавательной деятельности)
- Стремление к общению и объединению в группы (групповые и командные формы работы для изучения нового материала, разработка совместных проектов – удовлетворяют потребность в общении и объединении)
Старший школьный возраст
- Стремление разобраться во взаимоотношениях полов ( в особенностях других людей, не таких как я. Если учитель хотя бы иногда говорит на эти темы, это вызывает интерес школьников, желание общаться с учителем, а это в свою очередь сказывается и на результатах обучения).
Специфические потребности мальчиков и девочек
- Мальчики: проявляют большой интерес к спорту, технике, военной тематике
- Девочки: взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики.
Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в обще деятельности класса.
Индивидуальные потребности
- Потребность в гармонии окружающей среды (привлекательность школьных помещений, чистота, уют, свежий воздух, живые цветы и т.д. успокаивает детей и настраивает их на упорядоченную деятельность.
- Кратковременный отдых от умственных занятий (шутка, анекдот, розыгрыш снимает напряжение)
- Разнообразная деятельность и полнокровная жизнь в классе и школе.
Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся , родителей и учителей.
Анализ посещенных уроков показал, что чаще всего учителя в качестве форм и методов повышения мотивации используют фронтальную форму работы и только на 20% уроках можно увидеть парные и групповые формы работы. Основные методы, которые используются на уроках:
Словесные – 90%;
Наглядные – 40%
Поисковые – 15%
Метод проектов – 10%
Контроль и взаимопроверка – 25%
Анализ посещенных уроков и внеклассных мероприятий показал, что при подготовке учителя стремятся, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать методы, которые создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность, вносят элементы новизны, строят свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался.
В результате были выявлены формы и методы, которые реже всего использовались на уроке:
- Необычная форма изложения материала и нетрадиционная форма проведения занятий;
- Эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать;
- Очень ограничен арсенал методов поощрения и порицания;
- Не всегда на уроках создается ситуация, сориентированная на успех учащихся.
Таким образом, мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника? Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
В рамках любого урока сохраняется основная структура организации мотивации учения, которая согласована с деятельностью учащихся на уроке и представляет собой завершённый цикл:
- Мотивация начала работы
- Мотивация хода работы
- Мотивация завершения работы
Я предлагаю группам используя, предложенное клеше №1, определить какие приемы и формы работы вы будете использовать на каждом этапе развития мотивации (время работы 5 минут, обсуждение результатов работы):
Клеше №1:
- Проблемный эксперимент;
- Проблемный вопрос;
- Вывод – ошибка, парадокс;
- Фрагменты из художественной литературы, стихи;
- Высказывания учёных;
- Задачи, ребусы, шарады;
- Использование игрушек
- Проблемное изложение нового материала;
- Практические задания;
- Составление логических структурных схем и обобщающих таблиц;
- Нетрадиционные формы проведения уроков и их элементы;
- Творческие задания;
- Составление вопросов, задач;
- Уровневые задания;
- Программированный опрос;
- Задачи – парадоксы, задачи с ошибкой;
- Домашние сочинения
(вариант, заполненной педагогами таблицы:
Этапы мотивации | Приемы и формы работы |
Мотивация начала работы
| · Проблемный эксперимент; · Проблемный вопрос; · Вывод – ошибка, парадокс; · Фрагменты из художественной литературы, стихи; · Высказывания учёных; · Задачи, ребусы, шарады; · Использование игрушек |
Мотивация хода выполнения работы.
| · Проблемное изложение нового материала; · Практические задания; · Составление логических структурных схем и обобщающих таблиц; · Нетрадиционные формы проведения уроков и их элементы; |
Мотивация завершения урока | Творческие задания; · Составление вопросов, задач; · Уровневые задания; · Программированный опрос; · Задачи – парадоксы, задачи с ошибкой; · Домашние сочинения |
Итог работы:
Мотивация для начала работы – это выявление проблемы
Мотивация хода работы – это решение проблемы различными способами
Мотивация завершения работы – применение полученных знаний для решения различных задач.
Как же происходит формирование мотивации ученика на уроках? Выделяют следующие компоненты мотивационной сферы
1 . смысл учения
2. мотив учения
3 постановка целей
4. эмоции, интерес
Я предлагаю каждой группе взять свою опору и прописать формы и методы работы, которые будут способствовать формированию вашего компонента. Для быстроты работы я предлагаю вам воспользоваться клеше №2 (время работы 5 минут, обсуждение результатов).
Клеше №2
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- выбор средств, адекватных цели;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных
- способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения.
- создание ситуации успеха;
- нестандартная форма проведения уроков;
- вера учителя в возможности ученика;
- выбор средств, адекватных цели;
- эмоциональная речь учителя;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- применение поощрения и порицания;
(вариант заполненных схем
Смысл учения |
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
|
Мотив учения |
|
Постановка целей |
индивидуальных форм организации учебной деятельности;
|
Эмоции, интерес |
|
Для развития мотивационной сферы на уроках вы определили, что должна быть создана атмосфера взаимопонимания и сотрудничества на уроке, ситуация успеха; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий, игровых технологий, формирование адекватной самооценки учащихся; применение поощрения и порицания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения; учет возрастных особенностей школьников.
Конечно, отдельные установки и действия педагогов можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач может быть отнесена и к мотивам и к постановке целей. Изучая проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.
И известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми. Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь —познавательных, социальных Это не означает, что использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но все таки нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради оценки или чтобы избежать наказание, а ради знаний.
Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь); сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию.
Условия развития мотива, созданные в играх | Условия развития мотива, которые можно создать в процессе обучения |
Несколько уровней сложности | Программа обучения с усложняющимся уровнем задач |
В конце игры обратная связь – победил или проиграл | Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах |
Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия | Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача |
Ребенок сам выбирает игру, Он постоянно ощущает что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью зависит от ситуации | Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения |
В нескольких словах остановимся на применении отдельных методов и форм обучения
Проблемное обучение— мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можете задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод (обобщение). Очень полезно использовать метод проектов как проблему. О содержании работы над проектом сегодня много говорится, работа над проектом вошла в практику школ. Поэтому останавливаться на нём не буду. Отмечу лишь неоспоримые плюсы метода проектов:
- он развивает познавательный интерес;
- ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;
- в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;
- знания находят практическое применение;
- устанавливается связь с жизненным опытом детей;
- в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.
В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.
А теперь о применении отдельных форм работы.
Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностиями других школьников). Общий счёт складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте общественное мнение класса, существующие групповые нормы. Социальные мотивы позитивно направляют активность детей только в классах с позитивными групповыми нормами в учёбе. Если в классе бытуют ярлыки типа “подлиза-отличник”, “любимчик”, “зубрила”, то хорошие ученики стесняются показывать свои знания, избегают публичных выступлений либо противопоставляют себя классу. Изменение групповых норм — трудная, но необходимая задача учителя, особенно — классного руководителя. В любом случае при существовании тех или иных норм класса их нельзя не учитывать.
Иногда то, что мы считаем поддержкой, может восприниматься учеником как неприятное воздействие. Например, непомерные похвалы отличнику могут сделать его изгоем среди сверстников, и, напротив, наказывая хулигана, мы повышаем его авторитет среди сверстников. Иногда даже негативное внимание учителя воспринимается лучше, чем полное безразличие окружающих: ученик чувствует себя “героем дня”.
Начиная групповую работу, убедитесь, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна. Предложите детям придумать вопросы для одноклассников и задать их на уроке. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна..
Вторая половина вопроса - мотивация во внеурочной деятельности. В.А. Сухомлинский писал: “Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".
Наиболее полно потребности в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх можно реализовать посредствам внеурочной деятельности. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность
Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне него является следующее:
- для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.
Проектирование внеурочной деятельности по предметам строится по такому алгоритму:
- разбиение предмета на модули;
- подбор определенных форм внеурочной деятельности, направленных на повышение интереса ребят по конкретным темам,
- построение урока в форме, которая позволила бы ученикам формировать учителю свой запрос на образование.
Формы внеурочной деятельности нам широко известны:
- Факультативы
- Элективные курсы, развивающие часы
- Кружки
- Проектная деятельность, деловые игры, предметные недели
- Научно-исследовательская деятельность и т. д.
Мы перечислили сегодня общие правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации Назову еще некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.
- Создание проблемной ситуации.
- Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
- Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения .
- Привлекательная цель.
- Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.
- Лови ошибку.
- Нарисуй, как понял.
- Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.
Таким образом, мотивация – волшебное слово для работы с детьми. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Управлять развитием детей в процессе обучения – это значит, приводит их к постановке и достижению его личных целей. Очень важно помнить, что мотивированной должна быть любая деятельность ученика. Потребность «ХОЧУ», мотив «ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО», цель «ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДО СДЕЛАТЬ» - вот путь по которому мы должны вести своего ученика, чтобы он стал деятельным.