Аналитическая записка
Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности
Негатиной Веры Сергеевны
учителя физики высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 200 с углубленным изучением отдельных предметов
Чкаловского района г. Екатеринбурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska_na_konkurs_uchitel_goda.docx | 105.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности
Негатиной Веры Сергеевны
учителя физики высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №200 с углубленным изучением отдельных предметов
Чкаловского района г. Екатеринбурга.
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Одной из проблем является проблема развития одаренности детей, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
Имеющаяся в настоящее время практика обучения и развития таких детей носит в основном хаотический и фрагментарный характер, так как задача создания и реализации психолого-педагогически обоснованной системы развития детей с общей одаренностью в условиях школьного обучения в нашей стране не ставилась вплоть до конца ХХ века.
Изучение личности и отдельных ее особенностей как основных детерминант развития и самореализации одаренного человека представлено в работах отечественных и зарубежных исследователей последней четверти ХХ столетия (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.Я. Петровский, А.Б. Орлов, Дж. Рензулли, К. Роджерс, К. Хеллер, Е.Л. Яковлева). Большое значение для изменения представлений об одаренности имеют также работы, подчеркивающие потенциальный характер детской одаренности, важность возрастных закономерностей и зависимость ее проявлений от социального окружения, в т.ч. школьного обучения (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, А.П. Стеценко, Е.И. Щебланов, Ф. Ганье, Г. Пассов, Дж. Рензулли, Дж. Фримен).
Личностные особенности интеллектуально одаренных детей (высокий уровень познавательной мотивации; легкость и скорость обучения по сравнению со сверстниками; повышенная самостоятельность одаренных детей и подростков, существенно меньший объем помощи со стороны взрослых, в которой они нуждаются в ходе обучения; креативность; перфекционизм) часто становятся источником трудностей и проблем, возникающих у них в процессе учения. Традиционная система обучения, ориентированная на «среднего» ученика, может оказать серьезное противодействие развитию одаренных учащихся, способствовать нарушению их психологического здоровья (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.С. Юркевич, Н. Б. Шумакова). Анализ психологических особенностей одаренных детей и проблем, возникающих у них в условиях традиционного обучения, а также особенностей современного этапа развития общества и социального заказа в отношении обучения таких детей, позволили обозначить необходимость создания школы, в которой создается особая среда для развития интеллектуально одаренных детей.
Одним из, ключевых направлений развития общего образования Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» является система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстраивается разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.В направлении поддержки талантливых детей разрабатываются и внедряются специализированные учреждения.
Школа № 200 г. Екатеринбурга организует образовательный процесс в русле развития интеллектуальной и творческой одаренности учащихся. Являясь муниципальным общеобразовательным учреждением, школа предоставляет учащимся возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора направлений для их углубленного изучения, способствует овладению навыками исследовательской деятельности, и формированию социальной компетентности школьников.
В связи с этим тема педагогической деятельности Негатиной В.С. «Создание условий для реализации образовательного и творческого потенциала личности одаренных детей через использование современных методов и форм организации образовательного процесса» является актуальной и позволяет решить проблему организации педагогического сопровождения одаренных детей.
Потенциал физики как учебного предмета позволяет формировать весь спектр умений, связанных с освоением информации с опорой на общие методы научного познания. Оптимальные условия успешного применения этих идей создаются при таком способе организации совместной деятельности на уроке учителя и ученика, при котором учитель, формируя мотив, обеспечивает необходимые условия для самостоятельной исследовательской работы ученика. При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для ребенка несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему учителем.
В основе ФГСО ООО, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерацииот «17» декабря2010 г. № 1897, лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.
Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.
Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
В этой связи наиболее продуктивным является метод проектов.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проектов:
• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
• Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития.
Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию учебного или исследовательского проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию одаренной личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта.
Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
1.2. Выделение подтем и тем проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) | |
1.3. Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3.Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся вначале по группам, потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся | Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
Большинство современных научных экспериментов уже невозможно провести без использования компьютерных систем и связанных с ними цифровых датчиков. Приоритетный национальный проект «Образование» особое внимание уделяет внедрению передовых информационных технологий в систему школьного образования. Цифровые лаборатории L–микро – это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они обеспечивают автоматизированный сбор и обработку данных, позволяют отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Проведенные эксперименты могут сохраняться в реальном масштабе времени. Лаборатории позволяют проводить не только лабораторные работы, предусмотренные программой, но и проводить учебные исследовательские эксперименты.
Цифровые лаборатории обладают целым рядом достоинств. Они позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов эксперимента. Автоматизация и обработка данных экономит время и силы учащихся и позволяет сосредоточить внимание учащихся на сути исследования. Мультимедийная система компьютер-проектор позволяет проецировать все на экран.
Цифровая лаборатория L–микро обладает большим дидактическим потенциалом. Ее использование в учебном процессе позволяет обогатить методику и технику выполнения многих учебных экспериментов, ознакомить учеников с современными методами научных исследований. Можно утверждать, что лаборатория является эффективным инструментом для развития познавательного интереса, формирования разносторонних экспериментальных умений и практических навыков школьников, способствует повышению уровня знаний учащихся, раскрытию их творческого потенциала.
Таким образом, новизна подхода учителя к организации образовательного процесса в обучении физики заключается в применении метода проектов с использованием электронных образовательных ресурсов, в частности лаборатории L–микро как формы организации информационно-образовательной среды.
Применение в педагогической практике лаборатории L–микро для обеспечения исследовательской деятельности учащихся на уроке физики (проведение экспериментов или исследований явлений по ходу изучения нового материала; проведение лабораторных работ по предложенным инструкциям и внесение своих предложений по возможным вариациям работы с оборудованием), исследовательской деятельности учащихся в рамках проектных работ, является наиболее продуктивным способом организации учебного процесса по сравнению с традиционными демонстрационными методами и формами работы.
Оптимальное сочетание применения лаборатории L–микро и организации проектной деятельности в классах с углубленным изучением математики на сегодняшний день уже приносит значительные результаты по сравнению общеобразовательными классами, где метод проектов применяется эпизодически.
Анализ результатов результативности и эффективности внедрения лаборатории L–микро в проектную деятельность.
- Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года.
Таблица 1
Результаты качества образования
По результатам годовой аттестации
Год | Качество обучения по предмету, (%) | Успеваемость (количество,%) | Неуспевающие по предмету (количество, %) |
2011 | 67,6 | 287 ч., 100% | 0 |
2012 | 68.7 | 315 ч., 100% | 0 |
2013 | 73,5 | 305 ч., 100% | 0 |
По результатам итоговой аттестации
Класс | Год | Учащиеся, выбравшие предмет | Сдавшие на «4» и «5» | Средний балл | ||
количество Количество | % | количество | % | |||
9 | 2011 | 10 | 10.93 | 7 | 70.0 | 4.21 |
2012 | 13 | 14.30 | 10 | 77.7 | 4.26 | |
2013 | 18 | 19.00 | 16 | 88.9 | 4.28 | |
11 | 2011 | 6 | 22.15 | 51.15 | ||
2012 | 17 | 24.30 | 47.88 | |||
2013 | 18 | 19.00 | 56.89 |
Ежегодно увеличивается число учащихся, представляющих проектные работы по физике на муниципальном, районном, городском, региональном и Российском уровнях (Документальное подтверждение участия школьников в городских и Всероссийских НПК см. приложение 2). В 2013 году 11 человек прошли итоговую аттестацию за курс основной школы по физике в форме защиты исследовательской работы (60% от числа, выбравших физику). В 2011 г. – 0 человек, в 2012г. – 1 человек.
Таблица 2
Подготовка учащихся к защите исследовательских проектов
Год | Дата | Предмет | Уровень | Результат |
2010 | декабрь | физика | Район ЗИП | Муругов А., Караулов А. (7б), Сапьянов С.(7б), Сопова Е. (7б) – участие |
2011 | март | физика | Город «Зажги свою звезду» | Заочная защита ИП Муругов А., Караулов А., Сапьянов С. (7б) |
2011 | апрель | физика | Россия | Думов Е., Караулов А., Муругов А., Сопова Е., Бочкарева Л. (7б) – дипломы участников Всероссийской НПК |
2011 | апрель | физика | Город | Открытая ГНПК «Зажги свою звезду» - Думов Егор (7б) - сертификат участника |
2012 | апрель | физика | Город «Зажги свою звезду» | Думов Е. 8б, Негатин В. 6в- участие в заочной защите Негатин В. – Открытая ГНПК «Зажги свою звезду» - диплом за 3 место |
2012 | апрель | физика | Россия | Муругов А., Максимов Е., Думов Е., Тимошкин А. – (8б), Негатин В. (6в)– дипломы участников Всероссийской НПК |
2012 | ноябрь | физика | ГородНПК | Южаков Ф. (10б), Чекмаев В.(9б), Негатин В.(7в) – сертификаты участников за успешную презентацию исследования |
2013 | февраль | физика | Район НПК | 4 человека – участие в очном туре ЗИП в секции «Техника и технология»:Максимов Егор, 9б- 1 место Думов Егор, 9б – 2 место Негатин Виктор, 7в – 3 место |
2013 | март | физика | Город НПК | участие в очном туре защиты исследовательских проектов в секции «Техника и технология»: Максимов Егор, 9б- 1 место |
2013 | апрель | физика | Областная НПК | участие в очном туре защиты исследовательских проектов в секции «Техника и технология»: Максимов Егор, 9б- 1 место |
Нужно отметить, что в таблице фигурируют лишь фамилии учащихся классов с углубленным изучением математики. В этих классах отсутствует курс НИД (научно-исследовательская деятельность), который в рамках школьного компонента ведется в общеобразовательных классах. По окончании курса все учащиеся защищают свои проекты по выбранным направлениям. Ученики математических классов освобождены не только от курса, но и от работы над проектами. Не смотря на это, именно они представляют качественные исследовательские проекты а уровне района, города, а в этом году и области. Это говорит о их внутренней потребности к научной деятельности и еще раз подчеркивает результативность применения внедрения лаборатории L–микро в проектную деятельность.
Таблица 3.
Сравнение качества знаний учащихся математических и общеобразовательных классов
(по итогам года)
Год | 2011 | 2012 | 2013 | |||||||||||||||
Класс | 7а | 7б | 7в | 7г | 8а | 8б | 8в | 8г | 7в | 8а | 8б | 8в | 8г | 8д | 9а | 9б | 9в | 9г |
Качество знаний, % | 61 | 94 | 74 | 68 | 59 | 90 | 60 | 64 | 96 | 61 | 100 | 73 | 64 | 61 | 40 | 90 | 74 | 70 |
(по результатам лабораторных работ)
Год | 2011 | 2012 | 2013 | |||||||||||||||
Класс | 7а | 7б | 7в | 7г | 8а | 8б | 8в | 8г | 7в | 8а | 8б | 8в | 8г | 8д | 9а | 9б | 9в | 9г |
Качество знаний, % | 80 | 100 | 84 | 86 | 70 | 100 | 74 | 70 | 100 | 61 | 100 | 79 | 74 | 69 | 57 | 100 | 94 | 80 |
На протяжении 3 лет четко просматриваются высокие показатели учеников 7-9б класса с углубленным изучением математики, которыми непрерывно ведется проектная исследовательская деятельность. 7в и 8б классы 2013 г. обучаются у Негатиной В.С. первый год.
В результате развития академической одаренности учащихся наблюдается ежегодное увеличение количества учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней по физике и астрономии.
Диаграмма 1
Доля участников олимпиад по физике от общего числа обучающихся Негатиной В.С.
Диаграмма 2
Доля призеров и победителей олимпиад по физике от общего числа участников
Диаграмма 3
Доля участников олимпиад по астрономии от общего числа обучающихся Негатиной В.С.
Доля победителей олимпиад по астрономии от общего числа участников
Вывод: за последние три года наблюдается качественный рост результатов учебных достижений обучающихся Негатиной В.С.
- отсутствие неуспевающих обучающихся;
- высокий уровень обученности по физике – более 60%, что на примерно на 20% превышает районные и городские показатели;
-организация поисковой и самостоятельной работы обучающихся в ходе проектной деятельности учащихся по физике (краткосрочные исследовательские проекты на уроках; учебные проекты, рассчитанные на период изучения темы; групповые и индивидуальные исследовательские проекты) позволяет привлечь 100% учащихся к проектной деятельности. В результате наблюдается увеличение количества проектов учащихся по физике, получивших высокую оценку в рамках конкурсов различного уровня.
- увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах по физике и астрономии разных уровней.
- Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
Негатина В.С. является разработчиком программ элективных курсов «Астрономия» (2011г.), «Уроки волшебства» (2011г.), «Практикум по решению физических задач» (2011г.). Данные курсы апробированы на уровне МБОУ СОШ № 200. Элективные курсы выбираются учащимися по их желанию. Показательным является большой процент учащихся в каждой параллели, выбравших курс именно Негатиной В.С., а не другого учителя физики.
Диаграмма 4
Доля учащихся, посещающих курсы по выбору Негатиной В.С.
Преподавание курса «Астрономия» в 10 классах связано с хорошим владением учащимися компьютером, поскольку при проведении занятий активно используется компьютер и мультимедийный проектор для просмотра изображений на сайтах Интернета, работа с демонстрационными и обучающими программами на мультимедийных дисках "Открытая астрономия", "Уроки открытого колледжа. Астрономия".Современные подходы к получению, обработке и представлению информации вызывают большую заинтересованность учащихся. «Оказывается, в астрономии изучаются не только наши планеты, но и много чего очень интересного! Особенно понравилась тема о происхождении и исчезновении звезд. Все так красиво!» - написал в своем отзыве Южаков Михаил. Из отзыва Астраханцевой Марии: «На элективе по астрономии чувствую себя инопланетянкой. Облетаю на Хаббле Нашу Галактику. Знакомлюсь с воображаемым населением экзо планет. Путешествую вместе с Аргонавтами… Дух захватывает!»
«Уроки волшебства» рассчитаны на учащихся 8 классов, которые планируют, демонстрируют и объясняют опыты, ранее казавшиеся им фокусами, волшебством. По выражению лиц детей, можно легко увидеть с каким восторгом и интересом они это делают (см. приложение 3).
«Практикум по решению физических задач» для 9 классов, позволяет отработать навыки решения качественных, аналитических, графических и экспериментальных физических задач.
Заинтересованность учащихся предметом ведет к их активному участию в различных внеурочных конкурсных мероприятиях по физике.
Таблица 4
Подготовка учащихся к различным конкурсам
Год | Дата | Предмет | Название конкурса | Уровень | Результат |
2011 | апрель | физика | 1 городской конкурс – марафон для учащихся 7 – х классов «Юный физик» | город | 2 место |
2011 | апрель | экология | Интеллектуально-творческий конкурс для учащихся 5-7 классов «Экоумничк@» | город | 1 место |
2011 | апрель | физика | Международный конкурс по физике «Зубренок» | Мир | Участие , 25 человек |
2011 | декабрь | Физика Математика информатика | 1 Городской конкурс «МИФ» | город | Кузнецов А.- призер заочного тура и участник очного тура Ильиных Н., Михайлов М.- участие в заочном туре |
2012 | сентябрь | физика | Второй Всероссийский дистанционный конкурс «Физика вокруг нас» | Россия | 6 человек–участники Бугаева М. 8в – 1место Исмаилова М.8в, Иващенко К. 9б–2место Пичугов М. 8а – 3 место |
2012 | октябрь | физика | «Новое поколение выбирает энергетику» конкурс КЭС холдинг ОАО «ТГК-9» | город | Южаков Ф. 10б - Диплом победителя в номинации «Лучшая творческая работа» |
2012 | ноябрь | естествознание | Игра – конкурс «Гелиантус» | Мир | 6 человек – сертификаты участников, Олиференко М., 7в – похвальная грамота и диплом победителя |
Документальное подтверждение в приложении 4.
Негатиной В.С. и под ее руководством ведется разработка и проведение открытых мероприятий во время декад естественных наук, во время которых осуществляется полный охват учащихся школы с 5 по 11 классы (начальная школа в ОУ № 200 вводится с этого года). Систематически организуются тематические экскурсии на предприятия, в музеи, выставки города и области. Фото некоторых мероприятий см. приложение 5.
Вывод:
-высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету наблюдаются благодаря ведению учителем на протяжении последних трех лет курсов по выбору, популярных среди учащихся (положительно оцениваемых детьми) «коэффициент наполняемости» - 90% от общего количества обучающихся у данного педагога;
- наблюдается позитивная динамика результатов внеурочной деятельности учащихся - отношение количества призёров к количеству участников в зависимости от конкурса варьируется от 50% до 67%;
- организация экскурсий, культурно-просветительских мероприятий, привлечение учащихся к организации и проведению внешкольных мероприятий проводится системно;
-«коэффициент участия» обучающихся в разработанных и совместно проведенных открытых мероприятиях во время тематических декад- 90%.
- Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
С момента начала работы в МБОУ СОШ № 200 Негатина В.С. является классным руководителем 7-8-9г класса. На начало 2010-2011 учебного года класс был вновь сформированным из учащихся, поступивших из других учебных заведений. На сегодняшний день это коллектив, активно участвующий не только во внутри классных мероприятиях, но и общешкольных делах: активное участие в самоуправлении класса (дети самостоятельно объединились в сектора: учебный, творческий, спортивный, трудовой, оформительский; классный руководитель лишь контролирует степень занятости всех учащихся и качество работы) и школы; подготовка и проведение концертов к праздникам «День знаний», «День пожилого человека», «День учителя», «День защитника Отечества»… Участие в социальных акциях: «Добрые люди, добрыми будем!» (сбор вещей и подарков для малообеспеченных семей и детей-сирот),праздничное поздравление на дому ветеранов войны и труда, сбор подарков военнослужащим срочной службы… Материалы по результатам мероприятий, акций, классных часов размещаются на сайте школы (см. приложение 15). Наряду с детьми активно работает родительская общественность, без помощи которой многие акции не смогли бы осуществиться. Особенно ценна работа по благоустройству классного кабинета, т.к. школа – новостройка, очень важно создать в ней уют и комфорт для всех участников образовательного процесса (см. приложение 13).
Не смотря на наличие в классе «проблемных» детей, профилактика нарушений дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости, опозданий (индивидуальные беседы, работа с родителями и педагогами предметниками) позволяет обойтись без постановки на внутри школьный учет.
21.06.13. прошел выпускной вечер для учащихся 9 классов, на котором были ярко проявлены сценические таланты родителей, детей и учителей школы. В неофициальной обстановке родительский коллектив признался в своей искренней любви, уважении и благодарности классному руководителю Негатиной В.С. за создание дружного, веселого, активного и позитивного классного коллектива (см. приложение 11).
Вывод: Негатина В.С. создает условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, в результате чего
- отсутствуют зафиксированные факты правонарушений и факты постановки учащихся на учёт;
- учащиеся активно участвуютв самоуправлении класса и школы;
- систематически активно участвуют в социальных акциях.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Наличие авторских программ, разработок, представляющих интерес для педагогов
Методическая тема В.С.Негатиной «Использование ИКТ на уроке физики с целью повышения качества образования и мотивации учащихся» позволяет педагогу при конструировании уроков качественно подойти к вопросу эффективного использования современных образовательных технологий. В своей педагогической деятельности В.С. Негатина систематически использует технологии продуктивного обучения. Результат применения проектных технологий уже описан выше.
21 мая 2012 В.С.Негатина в рамках практического семинара для слушателей курсов повышения квалификации ГБОУ ДПО СО ИРО «Образовательная среда школы как условие для развития одаренности обучающихся» провела открытый урок по физике в 8 б классе «Применение линз». В ходе занятия была представлена работа в рамках учебного сетевого проекта «Свет – это жизнь». Сетевой проект «Мой магнит меня манит», разработанный В.С.Негатиной, используется как учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации обучающихся на базе УрГПУ. (http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:_%D0%9C%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82) Работа над такими проектами позволяет применять приемы проблемного обучения, элементы формирования критического мышления, формировать культуру использования информации.
Обеспечение кабинета доступом к сети Интернет позволяет В.С.Негатиной осуществлять учебный процесс по индивидуальным образовательным траекториям используя ЦОР (материалы единой коллекции ЦОР и ЭОР по физике, сайты для подготовки к ЕГЭ и ГИА по физике, виртуальные лаборатории, тренажеры..). Активно идет применение электронных приложений к учебнику Г.Я.Мякишева по физике для 10 и 11 классов; учебных электронных изданий «Интерактивный курс физики для 7-11 классов» и «Библиотека наглядных пособий» (ФИЗИКОН) и другие.
На заседании Районного МО учителей физики 08.04.2013. В.С. Негатина представила опыт работы по применению ИКТ в деятельности учителя физики и классного руководителя. Там же прошло обсуждение обоснованности, уместности и результативности использования современных образовательных технологий в деятельности В.С.Негатиной (см. приложение 6). В рамках обучения в магистратуре, педагогический эксперимент по исследованию возможностей применения ИКТ еще ведется, анализ результатов пока отсутствует.
В.С. Негатина с 2009 года является экспертом региональной предметной подкомиссии (физика) по проверке ЕГЭ по физике, входит в состав районной комиссии по проверке муниципального тура олимпиады по физике и научно-практических конференций, региональных конкурсов (см. приложение 7).
В марте 2012г. В.С.Негатина участвовала в городском конкурсе методических разработок родительских собраний «Родителям о патриотическом воспитании детей и молодежи» с разработкой «Нравственно-патриотическое воспитание подростков в семье через знакомство с родным городом» (см. приложение 10).
В 2012 году поступила в Магистратуру при ГОУ ВПО УрГПУ на госбюджетной основе по направлению подготовки «Педагогическое образование» Институт физики и технологии (см. приложение 11).
Показателем творческого потенциала Негатиной В.С. являются Благодарности МБУ ИМЦ Чкаловского района г. Екатеринбурга, Благодарственные письма начальника Управления образования Администрации г.Екатеринбурга, Благодарности Института физики и технологии УрГПУ, Грамоты института экологии растений и животных УрО РАН, ГБОУ СЩ «Дворец молодежи», Дистанционного Творческого Центра «Академия успеха», Творческого объединения «Подсолнух» Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников (см. приложение 8).
Педагог активно осваивает пространство сетевых педагогических сообществ «Открытый класс» и «ИнтеВики», продолжая самообразование и делясь опытом с коллегами, участвует во Всероссийских видеоконференциях, является куратором и организатором сетевых конкурсов (см. приложение 12).
В.С.Негатина с 2006г. ежегодно участвует в Международной (ранее – Региональной) НПК на базе Института физики и технологии УрГПУ, по итогам которой издается сборник материалов «Повышение эффективности обучения физике, информатике и технологии в условиях реализации национального проекта «Образование» (публикации тезисов выступлений). В 2013 в нем будет опубликована статья «Использование лаборатории L-микро на уроках физики в средней школе» (сборник выходит в сентябре) (см. приложение 14).
Являясь заведующей кафедры естественных наук, В.С.Негатина систематически принимает участие в работе Школьного Методического Объединения. В частности 09.04.2013 на расширенном заседании Методического совета МБОУ СОШ № 200 «Применение инновационных технологий в учебно - воспитательном процессе», слушали Негатину Веру Сергеевну, учителя физики высшей квалификационной категории по теме: «Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности» (см. приложение 1). Решение: рекомендовать участие В.С. Негатиной в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений в 2013 году. К сожалению, по итогам экспертизы конкурсантке чуть-чуть не удалось набрать заветные 50,1 балла.
Вывод: в деятельности В.С.Негатиной наблюдается обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных информационных технологий
- осуществляется систематическое использование технологий продуктивного обучения в образовательном процессе;
- в системе ведется разработка и использование цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений обучающихся с использованием средств ИКТ;
- сочетание фронтальных, дифференцированных и индивидуальных форм работы с обучающимися, осуществление учебного процесса по индивидуальным учебным планам, формирование общей информационной культуры у обучающихся системно;
- районное методическое объединение учителей физики подтверждает бубличное представление опыта использования ИКТ в деятельности В.С.Негатиной, но экспертной оценки обоснованности, уместности и результативности использования современных образовательных технологий пока нет;
- методические разработки Негатиной В.С. широко используются на муниципальном и частично на региональном уровне, педагог систематически участвует в работе педагогического совета школы, методическихобъединений школы и района; а также постоянно участвует в работе научно-практических педагогических конференций, выступая с докладами и с последующей публикацией тезисов.