Развитие сенсомоторных функций

Чеботарева Ольга Михайловна

Серия заданий  направленные на исследование кинетической основы движений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития сенсомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи, организация исследования.

Целью данного исследования является изучение особенностей развития сенсомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методика обследования состояния мелкой моторики включает 3 серии проб, которые традиционно используются для обследования уровня развития сенсомоторных функций у детей (Е.Ф. Архипова ).Серия проб направлена на исследование развития кинестетической основы движений руки и включает 4 задания, которые ребенок выполняет по словесной инструкции.

Проба 1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сожми, а большой палец вытяни влево».

Проба 2. «Сожми кисти обеих рук в кулаки, большие пальцы вытяни вверх».

Проба 3. «Сожми кисть правой руки в кулак, на нее положи кисть левой руки».

Проба 4. «Сожми кисть правой руки в кулак, а ладонь левой руки прислони к ней вертикально».серия проб была направлена на исследование оптико-пространственной организации движения («праксис позы») и включала три серии проб.

1.Праксис по словесной инструкции. Детям предлагалось сложить первый и второй пальцы в кольцо; вытянуть второй и третий пальцы («сделать зайчика»); вытянуть второй и пятый пальцы («сделать козу»).

2.Праксис поз по зрительному образцу. Ребенку предлагалось выполнить по образцу 6 поз пальцев. После выполнения каждой позы ребенок свободно клал руку на стол.

3.Праксис поз по кинестетическому образцу. Ребенку предлагалось закрыть глаза, затем экспериментатор складывал пальцы ребенка в определенную позу и спрашивал: «Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживалась» и его просили воспроизвести заданную позу. Всего предлагалось выполнить 6 поз, аналогичных позам праксиса по зрительному образцу, однако они предъявлялись в другом порядке.

При оценке результатов данной серии заданий высчитывается средний балл успешности выполнения заданий по каждому из виду праксиса. Максимальный балл, который мог получить ребенок за все серию проб, составляет 12.

Серия заданий направленная на исследование кинетической основы движений и включает четыре серии проб.

1.Поочередно прикоснуться большим пальцем правой, а затем и левой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном темпе («пальчики здороваются»). Затем аналогичное задание выполнялось пальцами обеих рук в обычном темпе.

2.Проба «Кулак-ребро-ладонь». Экспериментатор выполнял последовательно ряд движений, ребенок должен был повторить движения в такой же последовательности сначала правой, а затем левой рукой.

3.Проба Озерецкого. Ребенку предлагалось положить руки на стол и копировать движения взрослого. Экспериментатор одновременно изменял положение обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Одна кисть распрямлялась, другая сжималась в кулак.

Кроме того, при оценке выполнения заданий учитываются следующие параметры: объем движений (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, замедленный, быстрый), точность выполнения, наличие тремора, синкинезий, гиперкинезов, отклонений в конфигурации, диспраксии.