Игра по правилам дорожного движения для начальной школы
Сценарий игры по правилам дорожного движения
Игра по станциям «Движение с уважением»
Цель : Актуализировать знания учащихся по правилам дорожного движения так, чтобы эти знания ребята начали воплощать в своей жизни.
Задачи:
§ Обучающие: учить применять теоретические знания, полученные на занятиях по ПДД, на практике.
§ Развивающие: развивать память, внимание, наблюдательность, мышление и речь.
§ Воспитательные: формировать культуру поведения в общественных местах, транспорте и на улице, воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Материально-техническое оснащение, реквизит.
§ Ноутбук, проектор, экран, музыкальные колонки (в актовом зале, откуда будут стартовать команды);
§ Маршрутные листы (для каждой команды);
§ Жезл регулировщика, коврик «пешеходный переход» для станции «Азбука дороги»;
§ Дорожные знаки, карточки с цифрами, раскраски с дорожными знаками, фломастеры для станции «Дорожные знаки»;
§ Письмо Торопыжкина, простые карандаши, резинки, плакат с изображением перекрёстка и элементов дороги для станции «Пешеходная аллея»;
§ Макеты светофоров, цветные круги (красный, жёлтый, зелёный), раскраски светофоров, фломастеры для станции «Светофор»;
§ Картинки с изображением разных видов транспорта, карточки с перечнем транспортных средств, цветные карандаши, плакат с правильным и неправильным поведение людей в общественном транспорте;
§ Пианино для станции « Музыкальная»;
§ Дорожная аптечка для станции «Айболит»;
§ Кегли, кубики, машинки на верёвочке для станции «Весёлая эстафета».
§ Призы для награждения.
Подготовка к празднику.
Зал украшен рисунками, плакатами и творческими работами детей. Станции, на которых ребята будут выполнять задания, имеют опознавательные знаки – таблички. На станциях стоят учителя, родители или старшие школьники. Именно они будут давать задания ребятам. Чтобы команды младших школьников не сбились с пути и не перепутали станцию, их будут сопровождать старшеклассники. Все классы начальной школы делятся на две команды. Всего 16 команд, которые попарно будут встречаться на разных станциях. У каждой команды есть название, своя форма одежды или эмблема, выбран капитан. При подведении итогов в качестве жюри могут выступить учителя, родители и старшеклассники.
Ход мероприятия
I.Оргмомент.
Звучит торжественная музыка. Команды под музыку заходят в зал и занимают свои места.
На экране показ небольших роликов по ПДД «Движение с уважением».
Ребята, сегодня мы собрались не случайно. Скоро начнутся каникулы, и вы будете отдыхать, веселиться, играть и гулять, а, значит, много времени проводить на улице. На улице нас подстерегает большое количество опасностей и чтобы их избежать, надо соблюдать правила дорожного движения.
А чтобы вы вспомнили эти правила, мы сегодня поиграем в игру по станциям. У каждой команды свой маршрутный лист, этот лист должен быть у капитана. Вы будете путешествовать с одной станции на другую в виде паровозика. Паровозик должен идти быстро, но никого не терять. На станциях вы будете выполнять задания, где вы должны будете показать свои знания по правилам дорожного движения. В маршрутном листе вам будут записывать количество баллов, которое вы заработаете. На каждую станцию даётся 7мин.Как только время закончится, заиграет музыка и вам надо будет построиться вагончиком и перейти на другую станцию. Чтобы вы не потерялись, у каждой команды есть старшеклассники, которые будут вам помогать. Всего вам нужно посетить 8 станций.
В конце игры мы подведём итоги и выберем самую дружную, организованную и эрудированную команду.
Капитаны подойдите, возьмите маршрутные листы. Команды, постройтесь за капитанами в виде паровозиков. Помните, что расцепляться, отставать от команды и теряться нельзя. Сопровождающие, проверьте, правильно ли капитан определил направление первой станции. Сейчас зазвучит музыка и вы должны отправиться на первую станцию.
II.Игра
1. «Азбука дороги»
§ Доскажи словечко
Заучи закон простой:
Красный свет зажёгся…(стой)
Жёлтый скажет пешеходу:
Приготовься к…(переходу)
А зелёный впереди,
Говорит он всем…(иди)
В школе – вы ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке –
Все мы посетители.
А на улицу, коль вышел,
Знай, приятель наперёд
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу…(пешеход)
Есть подземный и надземный,
И похожий есть на «зебру».
От машин тебя спасёт,
Твой помощник…(переход)
И шагая по дорогам,
Не забудь и запиши:
Тротуар для пешеходов,
Остальное для…(для машин)
Под землёю коридор
На ту сторону ведёт.
Нет ни двери, ни ворот –
Это, дети…(переход)
И проспекты, и бульвары-
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с …(правой) стороны.
Он стоит к тебе лицом –
Потерпи, будь молодцом.
На тебя он смотрит строго –
Значит, занята дорога.
Потом боком повернулся –
Путь свободен впереди,
Не зевай, …(переходи)
§ Игра «Регулировщик»
1) Если светофор не работает, кто может регулировать движение на дороге? (регулировщик)
2) Какие сигналы может показывать регулировщик, покажи.
А теперь, я буду регулировщиком, а вы пешеходами. Вы должны выполнять те действия, которые указывает регулировщик.
2.Дорожные знаки.
· Отгадайте загадку:
1)Сами не видят, а другим указывают. Что это такое? (Это дорожные знаки).
2)Чем они отличаются друг от друга? ( Формой и цветом).
3)Для чего предназначены дорожные знаки? (Они помогают движению транспорта и пешеходам).
· Игра «Угадай дорожный знак»
Учитель читает описание дорожного знака, а команды показывают номер, под которым находится этот знак.
В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой,
Что-то роет, строит что-то.
Здесь ремонтные работы.
Двое: школьница и школьник
Забежали в треугольник.
И шофёр, и все на свете
Понимают: близко дети.
Здесь машина как гроза.
Здесь не держат тормоза.
Этот знак для всех тревога.
Это скользкая дорога.
Появился перед вами
Умный знак. Судите сами:
«Нет» для Въезда, выезд – «да»,
Запрещается туда.
Увидишь знак такой и знай:
Будь осторожен, не зевай.
А скажет этот знак одно:
Движение пешеходов запрещено.
Человечек в синем круге –
Это ясно всей округе:
Здесь машины не пройдут,
Пешеходы в добрый путь.
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил
На стоянке у ограды.
Отдыхать ей тоже надо.
Место, где можно
Поспать, отдохнуть
И с новыми силами
Двинуться в путь.
Здесь под ёлкой за столом
Побеседуем вдвоём.
Водитель!
Впереди –
Пост ГАИ.
· Раскрась знаки.
Командам выдаются чёрно-белые листы, на которых изображены дорожные знаки. Участники команд должны правильно раскрасить эти знаки.
3.Пешеходная аллея.
· Расшифровка.
Отгадать, что написано. (Советы как перейти улицу и дорогу)
· Письмо Торопыжкина.
Какие слова пропущены в письме? От кого письмо?
· Ответьте на вопросы:
1)Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)
2)Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекрёсток)
3)На какие части делится дорога? (мостовая, бордюр, тротуар, разделительная полоса)
4) С какой стороны надо обходить трамвай? Маршрутное такси?
(ни с какой, переходить можно только по пешеходному переходу)
5)С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города? (с 14 лет)
Отвечает команда, которая раньше других подала сигнал.
4.Светофор.
· Отгадайте загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (Светофор)
А почему у светофора такое название?
· Сигналы светофора.
Ученики должны поднять карточку с нужным цветом.
1) На какой свет нельзя переходить дорогу? (красный)
2) Какой второй свет светофора? (жёлтый)
3) Какой свет разрешает движение? (зелёный)
4)Почему именно эти цвета выбраны для сигналов светофора?
· Виды светофоров
Чем отличается светофоры для пешеходов и водителей? Почему?
· Раскрась светофор
Учащиеся получают картинки светофорами, которые надо раскрасить.
- Поведение на дороге.
Учащиеся должны подумать и ответить, как правильно поступить…
1) Тебе надо перейти дорогу и зажёгся красный сигнал светофора.
(Подождать, когда загорится зелёный сигнал, посмотреть налево, направо, убедиться, что машин нет, и только тогда переходить дорогу).
2) Тебе надо перейти дорогу, но поблизости нет пешеходного перехода, светофора и перекрёстка.
(Надо переходить дорогу там, где она хорошо просматривается, посмотреть налево, потом направо и перейти).
5.Транспорт
· Отгадайте анаграмму (прочитайте слово наоборот)
ТРОПСНАРТ (транспорт)
· Отгадайте загадки о транспорте
1.Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе,
А он держит их руками. (троллейбус)
2.Дом по улице идёт
На работу всех везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус)
3.Этот конь не ест овса
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.(мотоцикл)
4.Красивый вагон по рельсам бежит.
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чём же мы с вами по городу едем?(трамвай)
· Виды транспорта
Учащиеся получают карточки с перечнем транспортных средств. Дети должны общественный транспорт отметить зелёным цветом, а личный транспорт – синим.
· Поведение в общественном транспорте
Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?
· Картинка «Так и не так»
Кто на картинке ведёт себя правильно, а кто нарушает правила поведения в общественном месте?
6.Музыкальная
Вспомнить и исполнить как можно больше песен и стихов о дороге и о тех, кто в пути.
7.Доктор Айболит
― Дорожная аптечка
1) Что используется при ушибах?
2) Что при ранениях и сильном кровотечении?
3) Какие лекарства используют для снятия головной боли?
4) Какие лекарства используют при отравлении?
5) Какие лекарства используют при боли в сердце?
― Оказание первой медицинской помощи.
Необходимо забинтовать руку товарищу.
8.Эстафета с препятствиями.
Каждый участник должен провести машинку по заданному маршруту, но, ни разу не задеть кеглю или кубик. Двигаться надо быстро, но аккуратно.
III. Общее подведение итогов.
Команды возвращаются в актовый зал, встают на свои места. Капитаны отдают маршрутные листы жюри.
Пока жюри подсчитывает баллы и выбирает лучшую команду, на экране любимые герои мультфильма «Смешарики».
IY. Награждение.