программа внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Программа называется “Юный натуралист”. Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2-х классов начальной школы и рассчитана на 34 занятия 1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_naturalst.rar | 658.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.
Программа называется “Юный натуралист”. Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2-х классов начальной школы и рассчитана на 34 занятия 1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Цель программы – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.
Задачи программы:
– формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности учащихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.
Новизна программы состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету окружающий мир, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей физики, географии, биологии, химии м экологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы;
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | 1 | |
1. Человек и природа 2часа | |||
2 | Экология и мы. | 1 | |
3 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 | |
2. Неживое в природе 5часов | |||
4 | Солнце – источник тепла и света | 1 | |
5-6 | Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! | 1 | 1 |
7 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | |
8 | Почему нельзя..? | 1 | |
3. Живое в природе 25 часов | |||
9 | Жизнь среди людей | 1 | |
10-12 | Пернатые друзья. Кто улетает, а кто остаётся | 1 | 2 |
13 | Практикум «Хлебные крошки» | 1 | |
14 | КВН - крылатая компания. | 1 | |
15 | Домашние животные, уход за домашними животными | 1 | |
16 | Ролевая игра «Это всё о кошках» | 1 | |
17 | Викторина «Собаки наши друзья» | 1 | |
18-20 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 2 | 1 |
21-22 | Растения рядом. Комнатные растения | 1 | 1 |
23 | Съедобные грибы. Несъедобные грибы | 1 | |
24 | Микроскопические грибы | 1 | |
25 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | |
26-27 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | 1 |
28 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | |
29-30 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 2 | |
31-33 | Подготовительная работа на пришкольном участке | 3 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
12 | 22 | ||
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | дата | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | 1 | ||
1. Человек и природа 2часа | ||||
2 | Экология и мы. | 1 | ||
3 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 | ||
2. Неживое в природе 5часов | ||||
4 | Солнце – источник тепла и света | 1 | ||
5-6 | Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! | 1 | 1 | |
7 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | ||
8 | Почему нельзя..? | 1 | ||
3. Живое в природе 25 часов | ||||
9 | Жизнь среди людей | 1 | ||
10-12 | Пернатые друзья. Кто улетает, а кто остаётся | 1 | 2 | |
13 | Практикум «Хлебные крошки» | 1 | ||
14 | КВН - крылатая компания. | 1 | ||
15 | Домашние животные, уход за домашними животными | 1 | ||
16 | Ролевая игра «Это всё о кошках» | 1 | ||
17 | Викторина «Собаки наши друзья» | 1 | ||
18-20 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 2 | 1 | |
21-22 | Растения рядом. Комнатные растения | 1 | 1 | |
23 | Съедобные грибы. Несъедобные грибы | 1 | ||
24 | Микроскопические грибы | 1 | ||
25 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | ||
26-27 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | 1 | |
28 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | ||
29-30 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 2 | ||
31-33 | Подготовительная работа на пришкольном участке | 3 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 | ||
12 | 22 | |||
Итого: | 34 часа |
Содержание курса
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля 1 час
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 2 часа
Экология и мы 1 час
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи 1 час
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе.
Защита проекта «Наше место в природе»
Раздел 2 НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ 5часов
Солнце – источник тепла и света 1 час
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! 2 часа
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты на свойства воды: вода - растворитель, текучесть и прозрачность воды, три состояния воды, круговорот воды. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Источники загрязнения о. Барановское.
Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Предсказание погоды по народным приметам 1 час
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.
Почему нельзя..? 1 час
Актуализация представлений у обучающихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ 26 часов
Жизнь среди людей. 1час
Жизнь в городах. Человек и животное.
Пернатые друзья. Кто улетает, а кто остаётся (3 часа)
Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы, зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Практикум «Хлебные крошки» 1 час
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. Конструирование модели кормушки.
КВН - крылатая компания 1час
«О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».
Домашние животные, уход за домашними животными 1час
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Ролевая игра «Это всё о кошках» 1час
Викторина «Собаки наши друзья» 1час
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил» 3часа
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Растения рядом. Комнатные растения 2 часа
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе, дома с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Съедобные грибы. Несъедобные грибы 1 час
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)
Микроскопические организмы 1 час
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Практическая работа по рассмотрению плесневых грибов под микроскопом. Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Викторина «Что? Где? Когда?» 1час
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 2 часа
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений 1час
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Томской области. Разгадывание загадок.
Акция « Сохраним первоцвет!» 2часа
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Подготовительные работы на пришкольном участке 3 часа
Подготовка семян к посеву. Посадка семян цветковых растений для клумб пришкольного участка. Изготовление колышков и этикеток. Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Итоговое занятие 1час
Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Томской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Формы и методы обучения
Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны. Занятия могут проходить как учебные занятия, беседы, игры, заседание клуба, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, выставки, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины. презентации, защита проекта, поиск информации в читальном зале библиотеки, совместная деятельность обучающихся и родителей.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Виды работ с родителями
1.Участие в акции « День Земли».
2.Педагогическое просвещение родителей. Лектории « Трудовое воспитание»,
« Эстетическое и экологическое воспитание школьников»
3.Обеспечение участия родителей в подготовке и проведение коллективных дел.
4.Вечер с родителями « Весенний праздник в школе», интегрированный вечер-игра
« Краски разных времен»
5.Индивидуальная работа с родителями. Семейная гостиная.
6.Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
7.Поход в лес.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по программе необходимы следующие принадлежности:
- набор рабочих инструментов для практических занятий;
- микроскоп, лупа;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор.
Занятия по Программе ведёт учитель биологии
Литература
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
- Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
- Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград. 1991.
- Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва. 1993.
- Вахрушев А.А., А.С. Раутиан. Окружающий мир, 1класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику « Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А. Вахрушева. – Москва: Баласс, 2011.
- Вахрушев А.А., О.В. Бурский., А.С. Раутиан. Окружающий мир,
2 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета Земля» - Москва: Баласс, 2011.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
- Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2010.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2010.
- Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2009.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2011.
Терминологический словарь
Айсберг— плавающая ледяная гора материкового происхождения: Антарктида, ледники Гренландии, Шпицбергена, Земля Франца-Иосифа и др.
Антарктида (греч. «анти» — против, «ар-тикос» — северный) — полярная область, расположенная вокруг Южного полюса.
Болота— избыточно увлажненные участки суши, часто со слоем торфа, покрытые влаголюбивыми растениями. Образуются, как правило, в результате близости грунтовых вод к поверхности земли, зарастания водоемов или недостаточного стока и испарения вод.
Вегетационный период— период года, в течение которого температура благоприятна для произрастания растений.
Водопользование— использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и хозяйства.
Водохранилища— искусственные водоемы с громадными запасами воды, созданные путем постройки на реках плотин.
Выветривание— разрушение и изменение горных пород под воздействием колебания температур, воздуха, влаги и живых организмов.
Динозавр – вымершее крупное пресмыкающееся
Дрейф — пассивные перемещения какого-либо предмета (льдина, морское судно), происходящие под влиянием ветра или течения.
Залив— вдающаяся в сушу часть океана, моря или озера.
Заповедник—территория, где сохраняется в естественном состоянии природный комплекс, полностью исключена из хозяйственной деятельности.
Землетрясения— подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
Земля— третья по удаленности от Солнца планета. Первая — Меркурий, вторая — Венера. Среднее расстояние от Земли до Солнца — 149,5 млн км (астрономическая единица).
Испарение— переход вещества из жидкого или твердого состояния в газообразное — пар. Зависит от температуры воздуха, его влажности, а также от испаряющей поверхности и скорости ветра.
Исток— начало реки, место, где появляется постоянное русло водотока.
Источник— естественный выход подземной воды на поверхность, источники часто встречаются в пониженных местах с залеганием водоносных горизонтов.
Климат— многолетний режим погоды, повторяющийся в данной местности из года в год. Зависит от широты места, близости морей и океанов, океанических течений, высоты места над уровнем моря, направления ветров.
КРА́СНАЯ КНИ́ГА — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений всего мира. Виды, включают в Красную Книгу, делятся на исчезающие, редкие. Из зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, в Красную Книгу внесены: выдра морская (калан), волк красный, тигр, леопард, белый медведь, выхухоль, пятнистый олень, дрофа и др.
Ледники— движущиеся естественные скопления льда на земной поверхности. Образуются из твердых атмосферных осадков там, где в течение года их отлагается больше, чем тает и испаряется. Они покрывают почти 11 % суши.
Ледоход— движение льдин вниз по реке или другому водоему.
Минеральные ресурсы — это любые потенциально существующие или в настоящее время извлекаемые из окружающей среды концентрации твердых, жидких или газообразных природных материалов. Большая часть минеральных ресурсов добывается из земной коры.
Облака— скопление в атмосфере мельчайших капелек воды или кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.
Охрана природы— система мероприятий, направленных на поддержание рационального взаимодействия человека и природной среды (социальные, экономические, правовые), а также особая научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы и методы восстановления, сохранения и улучшения среды.
Паводок — внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный сильными дождями или усилением таяния снега. Случается в любое время года.
Погода— состояние нижнего слоя атмосферы, характеризующееся температурой, давлением, осадками, направлением и силой ветра и другими показателями в данной местности за определенный промежуток времени (сутки, месяц, год). Многолетний режим погоды — климат.
Почва— верхний, рыхлый плодородный слой земной коры, на котором произрастают растения.
Река— естественный водный поток, текущий в выработанном им русле, питающийся за счет поверхностного и подземного стока.
Солнечная система— система небесных тел, состоящая из Солнца и движущихся вокруг него под действием тяготения 9 больших планет с их спутниками, десятков тысяч малых планет, комет, метеорных тел и межпланетного газа.
Фауна—общее название всех видов животных Земли или животных, населяющих определенную территорию.
Флора— общее название всех видов растений какой-либо местности или всего земного шара.
Экологическая катастрофа — крайне неблагоприятные изменения природной среды на обширной территории, возникающие в результате действия разрушительных естественных (землетрясения, вулканизм и т. д.) или антропогенных сил, сопровождающиеся большим экологическим ущербом.
Экология (греч. oikos — местопребывание; logos — наука) — учение о взаимоотношениях организмов с окружающей их средой. Экологический аспект в экономической географии — взаимоотношения населения, хозяйства и окружающей среды.