Нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ
описание из опыта работы нетрадиционных здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korochkina_v_-_doklad.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Корочкина В.С.
МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»
Учитель - дефектолог
Нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ
Геродот Галикарнасский, древнегреческий философ, говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». В современном мире эти слова также актуальны. Каждый человек несет ответственность перед собой, обществом и поколением за дар, за главную ценность жизни - за свое здоровье.
Все больше мы наблюдаем, что в современном мире отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, все больше детей подвержены частым простудным заболеваниям, нарушениям речевой деятельности, нарушениями осанки и плоскостопия. Большой процент детей дошкольного возраста в России, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Работа педагога по воспитанию привычки к здоровому образу жизни у детей с ОВЗ предполагает решение ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями ребенка. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом, психическом и умственном развитии ребенка, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Педагоги дошкольного учреждения должны не только обучать, воспитывать и развивать детей дошкольного возраста, но и максимально приобщить детей к здоровому образу жизни и сохранить их здоровье. Возлагается эта обязанность на педагогов потому, что дети большую часть времени проводят в саду с воспитателями и педагогами.
Воспитание здорового поколения – это одна из самых главных задач государства. К сожалению, ежегодно количество детей с ОВЗ увеличивается, но не уменьшается.
ОВЗ или ограниченные возможности здоровья и инвалидность – это не одно и то же. ОВЗ – это нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственного развития, расстройства аутистического спектра. ОВЗ – педагогическое понятие. Инвалидность – различные нарушения, ограничения активности и возможного участие в жизни общества.
Работая в группе развития (ЗПР), понимаешь, что детям с ОВЗ необходима помощь в сохранении здоровья. Дети, посещающие группу развития, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Работа педагогов таких групп должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практический опыт и исследования доказывают, что устранять выше перечисленные проблемы необходимо в дошкольном возрасте, в связи с тем, что в данном возрасте у детей нервно-психический статус является наиболее пластичным.
Если не оказывать своевременную помощь со стороны педагогов, медиков, родителей проблемы детей осложняются. Возможны повышенная истощаемость, дефицит внимания, агрессивность, чрезмерная расторможенность, снижается работоспособность и память.
Мало работать с детьми ЗПР традиционными методами и приемами, такие дети требуют особого терпения и подготовки. Для детей с ОВЗ необходима дополнительная мотивация, определенная заинтересованность, которая будет постоянно побуждать их интерес к работе. Использование нетрадиционных, инновационных оздоровительно-развивающих технологий в работе педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития с ОВЗ. Эти технологии позволяют создать для детей психофизиологический комфорт на занятиях, помогающий создать ситуацию "уверенности" в своих силах.
Актуальность данной проблемы и вопросы родителей о сохранении здоровья детей с ОВЗ подвели меня к необходимости в разработке проекта «Цветок здоровья».
В проекте представлен комплекс нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ общеобразовательных групп и в группах с детьми ЗПР. Некоторые элементы оздоровительных технологий могут использоваться в любой образовательной деятельности.
Нетрадиционные оздоровительно - развивающие технологии : Су-Джок массаж, крупотерапия, сказкотерапия и тд приучают ребенка не только сознательно относиться к своему здоровью, но и способствуют развитию общей и мелкой моторики, эмоционального состояния ребенка в целом.
Упражнения и оздоровительно-развивающие техники надолго остаются в памяти ребенка в связи с тем, что обучение и оздоровление происходит с легкостью в игровом варианте. С помощью новизны и формирования нового типа взаимодействия детского сада и семьи, которая характеризуется доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями.
Данные технологии не требуют специальной подготовки или особенного специализированного оборудования и в связи с этим они очень доступны для применения их в домашних условиях.
Например: массаж мячиками Су-Джок. Эти мячики вызывают огромный интерес у детей. Такой массаж носит стимулирующий характер. Игры с мячиками–ёжиками можно использовать в начале занятия, для автоматизации поставленных звуков, на минутках здоровья, для предупреждения переутомления. Массаж с мячиками Су-Джок доставляет удовольствие дошкольникам.
Дома мама и малыш могут заменить массажные мячики Су – Джок – шишками и провести те же упражнения с шишками. Чтобы было веселее можно добавить маленькие стихи.
«Этот шарик не простой» Этот шарик не простой: Весь колючий вот такой. Меж ладошками кладем, Меж ладошек разотрем. Вверх и вниз его катаем, Свои руки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять, Нам пора и отдыхать! (движения выполняются по тексту) | «Мячик» Я мячом круги катаю, Взад вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк – Мяч летает между рук! (движения выполняются по тексту) |
Также использую в своей работе кинезиологические упражнения, которые называют «Гимнастика мозга». Данные упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику. Кинезиологические упражнения способствуют снижению утомляемости и излишнего напряжения. Интересен такой факт, что чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения! Эти упражнения очень просты в использовании и имеют как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения необходимо делать ежедневно в спокойной обстановке по 10-15 минут.
Например, упражнение «Колечко»: последовательно соединять в быстром темпе большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными - это прямой порядок.
Чтоб цветы в лесу цвели, Всю весну и лето, Мы не будем собирать Их больших букетов. |
Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
Очень нравится детям игровой «Стретчинг»- комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения и повышения эластичности мышц. В результате занятий гимнастикой с элементами игрового Стретчинга происходит оздоровление организма в целом.
Особенно такие упражнения полезны и интересны гиперактивным детям и детям с ДЦП.
Изучив опыт работы педагогов и психологов работающих с детьми ОВЗ, а так же собственный опыт работы в группе развития я пришла к следующему выводу. Создание новых и совершенствование существующих , использование нетрадиционных эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей ребенка является актуальной задачей для сохранения здоровья нации в целом.
Человек живет среди людей и ребенок с ОВЗ прежде всего человек. Реальные проблемы ребенка с ОВЗ мало чем отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Считаю своей обязанностью, как педагога, как дефектолога помочь детям с ОВЗ с ЗПР подготовиться к дальнейшей жизни, к дальнейшему обучению с максимально сохранным здоровьем.
Литература
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.
- Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М.,1985. 191с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,2004.126с.
- Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/ под ред. Л. С.Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. 680с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры. Учеб. В 2 т./Под ред. С.П.Евсеева. М., 2002.296с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ, Астрель, 2007.128с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001
- Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону: Изд. РГПУ, 1997
- Трохимчук Л.В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994
- Цвыктарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород: Флокс, 1995