Историческая среда Павловской гимназии - училище благочестия

Прозорова Наталья Викторовна

История Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия» – отражение истории России. Гимназия является наследницей памяти Павловского института благородных девиц, продолжения Императорского военно-сиротского дома, основанного Императором Павлом I в 1798 году. После 1918 года в исторических стенах Павловского инсститута в разные периоды располагались Институт живого слова, единая трудовая школа № 4, учебно-химический комбинат имени Д.И. Менделеева, в военнные годы - госпиталь № 2015. Школе, разместившейся в 30-е годы в историческом здании на улице Восстания (бывшая Знаменская), 1939 году был присвовен № 209. 22 февраля 1990 года школе № 209, одной из первых в России, был присвоен статус гимназии. 23 июня 2014 года было утверждено новое название, включающее в себя наименование «Павловская гимназия». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга

«Павловская гимназия»

https://lh5.googleusercontent.com/csRZPokENGjel6ZkcXk4gBA2GaEGYsttuiqrafadrFEzpWRrNi-1Iod3wGmZnUXuizOudUS0iRsA79nvZazvC3SLUgwVis6glkoAkQMcSLIYsbtwM3WVVhXTzEgvAzNWDOaKcEU9hQg

Педагоги и попечители

Павловского института

в истории России

Зайкина Валерия, Юсик Мариорица

5В класс

Руководитель:

Прозорова Наталья Викторовна,

учитель ОРКСЭ и ОДНКНР,

педагог дополнительного образования

http://www.ballov.net/sch_img/IKoval1.jpg

Санкт-Петербург

2019

Содержание

1.

Введение

3

1.1.

Замысел исследования

3

1.2.

Литературный обзор

6

1.3.

Методы исследования

6

2.

Основная часть

7

2.1.

Образовательная ценность Павловского института

7

2.1.1.

Краткий обзор истории Павловского института

7

2.1.2.

Воспитательная идея Павловского института

9

2.2.

Выдающиеся благодетели и педагоги Павловского института

12

2.2.1.

Попечители Павловского института

12

2.2.2.

Начальницы Павловского института

27

2.2.3.

Инспектора классов и педагоги

30

2.2.4.

Настоятели институтской церкви святых апостолов Петра и Павла, законоучители

40

2.3.

Замысел творческо-просветительского проекта «Своими словами»  

44

3.

Выводы

46

4.

Список источников

47

Приложения

49

1. Введение

1.1. Замысел исследования

На рубеже 2018-2019 годов Павловская гимназия отметила свое 220-летие, считая себя наследницей памяти Императорского военно-сиротского дома, Павловского женского института – Павловского института благородных девиц и других учебных заведений, в разные годы размещавшихся в здании на улице Знаменской (ныне Восстания).

С первых лет существования военно-сиротского дома, по завету императора Павла I, в центре внимания попечителей, педагогов и воспитателей  было возрастание детей в готовности трудиться, полагаясь на научные познания и искусства, которыми они должны были овладеть в учреждении. Мысль о личном служении Богу и людям стала основой образования и всячески поддерживалась сначала императрицей Марией Федоровной, затем всеми последующими императорами и их супругами, благодетелями Павловского института.

Учреждение всегда находилось в центре внимания царской семьи. По всей видимости, на него возлагались большие надежды в преумножении России благовоспитанными, боголюбивыми, милосердными, верными Отечеству людьми, способными сохранить и  преумножить его духовное содержание и богатство: семью, культуру, науку.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: для осуществления воспитания добропорядочных людей, готовых трудиться на благо семьи и народа, привлекались педагоги и попечители, доказавшие верность Отечеству высокими трудами и подвигами, сыгравшими значительную роль в российской культуре, науке, сохранении традиций.

Цель исследования – определение роли педагогов и благодетелей Павловского института в культуре и общественной жизни России.

Исследовательские задачи:

  • познакомиться с историческими публикациями и интернет-материалами о системе образования в Павловском институте, определить ведущие ориентиры в воспитании девочек;
  •  изучить биографии педагогов и благодетелей Павловского института;
  • разработать творческо-просветительский проект на основе результатов проведенного поиска.

Объект исследования: судьбы педагогов и попечителей Павловского института.

Предмет исследования: роль педагогов и благодетелей Павловского института и культуре и общественной жизни России.

1.2. Литературный обзор

Нами были изучены два литературных источника, копии которых находятся в музее истории гимназии:

  • Исторический очерк пятидесятилетия Павловского института. Сост. А. Венгловский. – Спб, 1879.
  • Шумигорский Е.С. Павловский институт (1798-1898). Краткий  исторический очерк. - СПб, 1898.

В решении поставленных задач помогло ознакомление с публикацией современного исследователя:

  • Разумова Г.Н. Павловский институт благородных девиц. 6-е открытые слушания «Института Петербурга».  - СПб, 1999.

Поиск биографической информации о благодетелях и педагогах Павловского института осуществлялся в сети ИНТЕРНЕТ. Материалы были обнаружены на страницах:

1.3. Методы исследования

Основными методами исследования были сбор и анализ информации:

  • изучение литературных источников,
  • изучение интернет-материалов,

После сбора информации были сделаны выводы и разработан замысел творческо-просветительского проекта «Своими словами».

2. Основная часть

2.1. Образовательная ценность Павловского института

2.1.1. Краткий обзор истории Павловского института

В 1776 году на Каменном острове наследник российского престола Павел Петрович создал дом для детей бывших матросов, инвалидов флота, живших на этом же острове в приюте. В 1794 году наследником был создан ещё один дом - для оставшихся сиротами детей солдат и офицеров гатчинских войск. В 1796 году оба дома были объединены в один Военно-сиротский дом, в котором мальчикам давали военное воспитание, а девочек обучали шитью платьев и обмундирования для гатчинских войск.

В 1798 году при восшествии на престол Павла Петровича военно-сиротский дом стал называться Домом военного воспитания и получил статус Императорского. По уставу он разделялся на два отделения: благородное и солдатское.

В 1806 году император Александр I принял решение разделить Императорский военно-сиротский дом, отселить девочек в другое место, перестроить здание для мальчиков. В 1807 г. покровительство над Девичьим училищем Военно-сиротского дома приняла супруга императора Павла I, мать императоров Александра I и Николая I императрица Мария Фёдоровна. В 1826 г. при Собственной Его Императорского Величества канцелярии было образовано специальное IV отделение, через которое осуществлялось управление благотворительным Ведомством учреждений императрицы Марии. После кончины Марии Фёдоровны в 1828 году все последующие русские императрицы получали в наследство это Ведомство, которое к началу ХХ века стало самой большой благотворительной организацией в мировой истории. Оно носило имя императрицы Марии Федоровны.

Девичье отделение Военно-сиротского дома с 1806 года располагалось в здании на Фонтанке - доме графа Андрея Ивановича Остермана, канцлера Российской империи, затем в 1816 году – в доме героя Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии генерал-лейтенанта Павла Николаевича Чоглокова на Фонтанке у Калинкина.

В девичье отделение принимались только дети военных: офицеров и солдат. В первом отделении был 6-летний курс обучения с делением на 3 класса по два года в каждом.  Преподавались предметы: Закон Божий, русский язык, немецкий язык, французский язык, арифметика, рисование, география, история, рукоделие (шитье, вязание, плетение), танцы. Второе отделение делилось на два класса. Основное внимание в обучении обращалось на хозяйственные упражнения: дежурство по кухне, закупку и сохранение припасов, дежурство при ключнице и кастелянше, уборка помещений и т.д.

В 1829 г. император Николай I в память своего отца переименовал девичье училище в Павловский женский институт. Тогда же появился и Павловский кадетский корпус. Тесная связь между этими учебными заведениями сохранилась до революции 1917 г.

Начальник Павловского кадетского корпуса генерал Владислав Филиппович Клюпфель при поддержке принца Петра Ольденбургского убедил императора Николая I в том, что институт нуждается в собственном здании. Для строительства нового здания выбрали место на Знаменской улице, принадлежащее Мариинской больнице. Состоялся конкурс проектов, по итогам которого был «высочайше утверждён» проект архитектора Рудольфа  Желязевича. 21 июня 1846 г. после торжественного освящения закладки началось строительство здания Павловского института. Строительство завершилось в 1850 г. Освящение построенного здания состоялось 28 июня 1851 г. накануне Дня святых апостолов Петра и Павла.

В институт принимались дочери солдат и офицеров русской армии. Воспитанницы носили зелёную форму по цвету военной формы того времени. Они изучали Закон Божий, церковное пение, русский, немецкий и французский языки, историю, арифметику, географию, чистописание, рисование, рукоделие, церковное пение, танцевание.  

В 1851 году Павловский женский институт стал именоваться Павловским институтом благородных девиц. К началу правления императора Александра II Павловский институт превратился в одно из лучших учебных заведений Петербурга. Институт на многие десятилетия стал средоточием прогрессивной мысли России. Павловский институт стал испытательной площадкой, где апробировались все нововведения в сфере женского образования.

В 1865 году по красной линии Знаменской улицы по проекту архитектора В.К. Гейде был построен одноэтажный служебный флигель. В 1894 году архитектор Ю.Ф. Бруни пристроил актовый зал.  В саду был устроен фонтан с бассейном и тентом для купания воспитанниц.

Павловский институт благородных девиц регулярно посещали императоры Александр II и Александр III, императрицы Мария Александровна, Мария Федоровна, Александра Федоровна.

                                       

2.1.2. Воспитательная идея Павловского института

Главной задачей педагогической работы в Павловском институте с момента его учреждения стало воспитание в девочках нравственных качеств: глубокое благоговение к Закону Божию, упование на Божий промысел, покорность Святой Воле Божией, христианскую любовь к ближнему, непоколебимую преданность престолу, пламенную любовь к Отечеству, неприятие пороков и праздности, в том числе, суетного тщеславия, «ревностное желание употреблять познания и дарования к пользе родителей, будущих супругов и детей и в пользу общества на ниве воспитания юношества»[1]. Для этого императрица Мария Федоровна указывала директрисе и классным дамам «влиять на душу и сердце воспитанниц вольным и невольным побуждением их к благопристойному обхождению, поступкам приятным и непринужденным»[2]. Учителям предписывалось «образовывать ум и сердце воспитанниц и обогащать их полезными познаниями»[3], при этом внимательно изучая нравы и характеры детей. Сама императрица Мария Федоровна, зная всех воспитанниц в лицо и по именам, вела с ними беседы, следила за их здоровьем и прилежанием.

После кончины государыни ближайшее руководство во всех институтах Ведомства императрицы Марии было возложено на местные советы, состоящие из начальниц и опекунов, назначаемых императором для наблюдения за учебными и хозяйственными делами. Однако начальницы женских институтов имели почти неограниченную власть и проявляли ее в отношении воспитанниц. Е.С. Шумигорский пишет, что институты той поры «сделались отчасти похожи на военные школы: вместо чувства доверия и уважения воспитанницам внушались начала строгой подчиненности и дисциплины»[4]. Так происходило и в Павловском институте при начальнице Амалии Францевне Ставицкой в самом начале ее руководства.

Хозяйственной частью Павловского института был поставлен заведовать начальник Павловского кадетского корпуса Владислав Филиппович Клюпфель, с душой относившийся к бедным и сиротам. Именно он поставил вопрос о неудобстве здания, плохо приспособленного для обучения и проживания, о нехватке воздуха на каждую воспитанницу, о недостатке пищи и одежды. Именно этому человеку Институт был обязан улучшением условий во всех сферах быта и постройкой специального здания на Знаменской улице. Идею строительства нового здания для Павловского института поддержал внук императора Павла I принц Петр Георгиевич Ольденбургский. Он играл большую роль в жизни женских учебных заведений. В 1844 г. под его председательством был образован комитет, который разделил все женские учебные заведения на разряды и для каждого из них выработал особую учебную программу. Павловский институт отнесли ко второму разряду (для детей личных дворян и обер-офицеров), в основу образования здесь было положено изучение иностранных языков, искусств и ремесел. Именно под руководством П.Г. Ольденбургского в 1845 г. был образован Главный совет женских учебных заведений, который был обязан следить за их учебной, воспитательной и хозяйственной деятельностью и которому были подчинены все местные советы институтов.

В 1849 году, когда новое здание для Павловского института было построено, Совет пришел к выводу, что солдатское отделение неразумно переселять в новое здание, поскольку условия в нем не соответствуют их состоянию. «Наружное различие между благородными и солдатскими воспитанницами может производить неблагоприятное нравственное влияние, – посчитал совет, – Видя разницу между собой, солдатская дочь может сделаться или вялою или неразвитою, или же завистливою и злою. С другой стороны – опасность привить благородным воспитанницам излишнего самолюбия и превратного взгляда на сословие, ниже их стоящее»[5]. Главный совет женских учебных заведений согласился, и солдатское отделение перевели в школу Человеколюбивого общества.

Начальницей с 1849 г. стала Наталия Родионовна Фредерикс. Она отменила наказания, ввела прогулки в саду и гимнастические упражнения. В 1855 году был издан Устав женских учебных заведений, согласно которому увеличилось количество научных дисциплин, были разработаны педагогические (папиньерские) курсы, углубилось практическое изучение искусств, прежде всего, музыки, а также введена гимнастика.

Когда на место Н.Р. Фредерикс начальницей института была назначена Мария Васильевна Розен, многие институтские порядки изменились. Начальница предложила заканчивать учебный год перед летними каникулами, а не как раньше, в декабре, что потом переняли все институты и что не изменилось и поныне. В практику воспитания вошли музыкальные вечера, литературные чтения, постановка спектаклей на русском и иностранных языках, посещения музеев и прогулки по живописным местам города и пригородов. М.В. Розен как дочь врача активно занималась здоровьем «павлушек». В саду был устроен фонтан с бассейном и тентом для купания воспитанниц. Больные девочки летом отправлялись на воды или на море, а здоровые – на дачу. Императрица Мария Александровна посылала вновь назначенных начальниц для ознакомления с Павловским институтом, называя его «образцовым семейством»[6].

При М.В. Розен институт пережил два больших юбилея – пятидесятилетие со дня переименования Девичьего училища Военно-Сиротского дома в Павловский институт и столетие со дня своего основания. Обе эти даты были пышно отмечены. В рескрипте императора Николая II, составленному к 100-летию Павловского института, говорилось: «С истечением ныне столетия со дня учреждения девичьего отделения Военно-сиротского дома, из коего возник Павловский институт, Нам отрадно свидетельствовать, что этот  рассадник религиозно-нравственного воспитания и основательного образования бедных лиц военного сословия непрерывно служил своей плодотворной цели и дал Отечеству тысячи достойных матерей для семейной жизни и полезных деятельниц на педагогическом поприще».

Вывод. Для того чтобы воспитанницы выросли благочестивыми женами и матерями и послужили Отечеству на поприще науки и искусства, в Павловском институте должна была сложиться добрая среда воспитания, в которой все: и предметное окружение (стиль здания, организация пространства), и программы воспитания, и действия всех воспитателей направлены на воспитание любви и верности Богу и Отечеству, а также готовности служить семье и народу до конца земной жизни.

2.1. Выдающиеся благодетели и педагоги Павловского института

2.1. Попечители Павловского института

Принц Пётр Георгиевич Ольденбургский

 Ольденбургский Пётр Георгиевич (Константин-Фридрих-Пётр) родился 14 (26августа 1812 года в Ярославле в семье принца Георгия Петровича Ольденбургского и супруги его великой княгини Екатерины Павловны, дочери императора Павла I. Четырёх месяцев от рождения принц лишилсяотца и был перевезён к своей бабушке императрице Марии Федоровне, затем, когда его мать Екатерина Павловна вступила в новый брак с наследным принцем Вюртем-бергским, он последовал засвоей матерью в Штутгарт. На восьмом году он лишился матери и был отвезен в Ольденбург к своему деду герцогу Ольденбургскому Петру-Фридриху-Людвигу, где и получил воспитание.

В конце 1830 года император Николай I вызвал принца (своего племянника на русскую службу. В России Его Императорское высочество, генерал от инфантерии, шеф Стародубского кирасирского полка, сенатор, член Государственного Совета и председатель департамента гражданских и духовных дел, главноуправляющий  IV Отделением  Собственной Его  Императорского Величества Канцелярии, почётный опекун и председатель Санкт-Петербургского Опекунского Совета, много и серьезно занимался устроением учебных заведений. Принц разработал проект Училища правоведения и организовал его.

В 1839 году принцу было поручено управление Санкт-Петербургской Мариинской больницы для бедных.

В 1844 г. был образован под председательством принца комитет, кото-рый  выработал разряды, штаты и программы для женских учебных заведений, в том числе, для Павловского института благородных девиц. 

Императором Николаем I принц был назначен председателем Главного Совета женских учебных заведений, «готовил и представлял государю доклады по всем частям воспитания и хозяйства Павловского института»[7]. Благодаря содействию принца было принято решение о строительстве на улице Знаменской здания для Павловского женского института.

В своей деятельности принц заботился и о дальнейшем и более широкомразвитии учебного дела и шёл всегда навстречу нуждам женских учебных заведений. Из трудов важно назвать составленную им в 1951 году и вскоре осуществленную записку о преподавании гимнастики и «Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений» (1852).

Скончался принц от воспаления легких 2 мая 1881 года в Санкт-Петербурге, похоронен был на кладбище Сергиевой пустыни в Стрельне.

Платон Александрович Ширинский-Шихматов

 Платон Александрович происходил из старинного княжеского рода Ширинских-Шихматовых. Он родился 29 ноября 1790 в деревне Дерново Вяземского уезда Смоленской губернии.

По окончании курса морского кадетского корпуса (1807) Платон Александрович участвовал в войне 1812 года и сражениях 1813-1814 годов. С 1820 года он был начальником II отделения инженерного департамента, а в 1824 году был назначен директором канцелярии Министерства народного просвещения, в котором и пробыл до конца своей жизни, проходя постепенно должности члена главного правления училищ, директора департамента (1833), товарища министра (1842) и, наконец, министра с 1850 года. Трудясь в Министерстве народного просвещения, Платон Александрович стремился оградить учащуюся молодежь от влияния идей Запада, которые он считал вредными.

В 1828 году Платон Александрович избран действительным членом Академии наук. С открытием археографической комиссии, Ширинский-Шихматов был назначен её председателем и принимал деятельное участие во всех её изданиях. Он председательствовал в отделении русского языка и словесности Петербургской академии наук и был одним из деятельных сотрудников по составлению словаря церковно-славянского и русского языков.

В литературных воззрениях князь Ширинский-Шихматов был последователем одного из первых русских поэтов Александра Семеновича Шишкова. Для стихов Платона Алексанровича характерны религиозно-мистические мотивы. Об этом свидетельствуют названия печатных трудов Ширинского-Шихматова: «Единоборство Челубея и Пересвета» (СПб, 1822); «Ода на Честолюбие» (СПб, 1823); «Кораблекрушение», вольный перевод начала английской поэмы «TheSea» («Море»); «Изменение природы или следствие падения человека»; «Общее предначертание опеки для бедных» (перевод с французского сочинения профессора Гарля); «Опыты духовных стихотворений»; «Ода на кончину князя Кутузова-Смоленского»; «Переложение двенадцатого псалма»; «Похвальное слово императору Александру I», написанное по поручению Академии Наук и награжденное от нее большой золотой медалью; «Похвальное слово императрице Марии Феодоровне»; «О жизни и трудах иеромонаха Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова»; «Военная песнь россиян», «Смерть преосвященного Иосифа, митрополита астраханского и терского».

По отзыву историка литературы, академика Александра Васильевича Никитенко, князь Ширинский-Шихматов «был добр и по природе и по убеждению христианин, справедлив, прост и добродушен».

В 1845 году Платон Александрович стал первым ответственным членом по учебной части только что созданного местного Совета Павловского института. По отношению к средним и низшим учебным заведениям, в том числе и к Павловскому институту, главной заботой Ширинского-Шихматова было исполнение Высочайшей воли сделать Закон Божий основой всякого полезного учения, что соответствовало требованиям императрицы Марии Федоровны и надолго определило содержание образования.

Платон Александрович умер 5 (17) мая1853 (62 года) в Санкт-Петербурге.

Владислав Филиппович Клюпфель

 Владислав Филиппович Клюпфель родился в 1796 году в Вене, где отец его был советником посольства.

С началом Отечественной войны 1812 года Клюпфель из Института инженеров путей сообщения поступил юнкером в лейб-гвардии Драгунский полк и за боевое отличие в сражении под Полоцком был награждён Знаком отличия Военного ордена и 6 августа произведён в прапорщики. Затем Владислав Филиппович принимал участие во всех боях, ведённых корпусом Витгенштейна, и изгнании Наполеона, а в Заграничных кампаниях 1813-1814 годов участвовал в сражениях под ДрезденомКульмом (за это сражение германский император наградил его особым Железным крестом), ЛейпцигомМонмиралемФер-Шампенуазом и Парижем.

В 1843 году Клюпфель был назначен директором Павловского кадетского корпуса, а в 1847 году и инспектором военно-учебных заведений. На этих постах Клюпфель явился сторонником мягкости отношений начальников к их малолетним подчинённым и сердечного внимания к их нуждам и интересам. С такими идеями Клюпфель объехал все тогдашние военно-учебные заведения, направляя дело воспитания в них сообразно своим взглядам.

Именно Клюпфель был инициатором строительства нового здания Павловского института, являясь ответственным членом по хозяйственной части местного Совета Павловского института.

21 апреля 1861 года Владислав Филиппович произведён в генералы от кавалерии. 7 декабря 1867 года пожалован генерал-адъютантом к Его Императорскому Величеству и назначен членом Александровского комитета о раненых.

Умер Владислав Филиппович Клюпфель в Ревеле 22 августа 1885 года.

Авраам Сергеевич Норов

 Авраам Сергеевич Норов, родился в селе Ключи Балашовского уезда Саратовской губернии 22 октября (2 ноября1795 года в дворянской семье Норовых. Отец – отставной майор, саратовский губернский предводитель дворянства Сергей Александрович Норов (1762-1849); мать - Татьяна Михайловна Кошелева (1769-1838), внучка генерала Р. М. Кошелева; братья - декабрист В.С. Норова и поэт А.С. Норов

Авраам Сергеевич получал домашнее образование, а с 1807 года учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем, сдав экзамены на звание юнкера, был определён в лейб-гвардии артиллерийскую бригаду. 30 июня 1811 года он был произведён в портупей-юнкера, а 25 декабря 1811 года - в прапорщики.

С первых дней Авраам Сергеевич участвовал в Отечественной войне 1812 года в составе 1-й Западной армии. В Бородинском сражении прапорщик 2-й лёгкой роты гвардейской артиллерии Норов, командуя взводом из двух пушек, был тяжело ранен в правую ногу (ему ядром оторвало ступню). Ногу пришлось ампутировать по колено. Несмотря на инвалидность, А. С. Норов оставил военную службу только в 1823 году, уже в чине полковника.

Перейдя на гражданскую службу, он служил в Министерстве внутренних дел, был правителем дел и членом Комиссии принятия прошений на Высочайшее имя, затем сенатором и помощником главного попечителя Человеколюбивого общества; а с 1850 года - товарищем министра народного просвещения.

С 7 (19) апреля 1853 по 23 марта (4 апреля1858 года Норов был министром народного просвещения. При нём возросло количество студентов в вузах, была расширена программа преподавания по древним языкам, восстановлена практика командирования молодых учёных за границу (по избранию университетов).

В 1856 году Норов получил чин действительного тайного советника.

В 1840 году А. С. Норов стал членом Российской академии, а в 1851 году за литературные и научные заслуги был избран действительным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. В том же году Норова избрали председателем Археографической комиссии. Он также являлся членом Русского географического и многих других отечественных и зарубежных научных собраний и обществ.

Все свободное время Норов отдавал литературе и истории, влечение к которым он испытывал с самого детства. Он много писал в стихах и в прозе. Ещё в 1816 году были опубликованы его первые переводы античной и  классической итальянской литературы. Норов владел английским, французским, немецким, испанским, итальянским языками.

Авраам Сергеевич был страстным библиофилом. Его книжное и рукописное собрание, состоявшее из 16 тысяч экземпляров, являлось одним из лучших в России. В библиотеке Норова были книги по археологиифилософии, русской, всеобщей и церковной истории, лингвистикематематикеастрономии.

А. С. Норов был вхож в литературные салоны Москвы и Санкт-Петербурга. Он был дружен с ведущими литераторами: В.А. Жуковским, И.И. ДмитриевымП.А. Вяземским и другими. В 1818 году Авраам Сергеевич был принят в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, а в 1819 году - в Общество любителей российской словесности. На заседаниях Вольного общества он познакомился с А.С. Пушкиным, общение с которым продолжалось в течение всей жизни последнего.

В 1821-1822 годах Норов совершил первое заграничное путешествие, посетив ГерманиюФранциюИталию и Сицилию. О путевых впечатлениях он рассказал в ряде очерков и стихотворений («Поездка в Овернью», «Литературный вечер в Риме», «Остров Нордерней. Послание к Д. П. Глебову» и других), которые были напечатаны в различных русских периодических изданиях. Его первой книгой стало «Путешествие по Сицилии в 1822 году». В 1827 году А. С. Норов, будучи чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, был прикомандировали к адмиралу Д. Н. Сенявину, с которым он совершил два заграничных плавания, в частности, участвовал в проведении русских судов до Портсмута и обратно.

8 августа 1834 года А. С. Норов уволилися в отпуск и отправился как паломник-исследователь в путешествие на Святую землю «для поклонения Гробу Господню». Он побывал в Палестине, Малой Азии и Иерусалиме. При изучении и описании Палестины и окружающих её стран Авраам Сергеевич руководствовался, с одной стороны, текстом Библии, с другой, принимал во внимание открытия историков и филологов-ориенталистов. Он старался избегать описаний тех мест, о которых уже имелись сведения других путешественников. Авраам Сергеевич одним из первых россиян совершил путешествие по Египту и Нубии, на парусном судне он проплыл весь Нил и исследовал Северный Судан. Учёный собрал ценный материал по географии, экономике и культуре населяющих эти страны народов. Результатом этого путешествия, длившегося с 1834 по 1836 год, стали книги «Путешествие по Святой Земле в 1835 году» (1838) и «Путешествие по Египту и Нубии в 1834—1835 гг.» (1840). Таким образом, А.С. Норов по праву может считаться зачинателем русской библейской археологии.

В 1861 году Норов предпринял второе путешествие на Святую землю, которое он описал в книге «Иерусалим и Синай. Записки второго путешествия на Восток», вышедшей в свет в 1879 году, уже после смерти автора, под редакцией В. Н. Хитрово. Норов иллюстрировал свои дневники рисунками. Так, например, во время второго путешествия на Святую землю, находясь в Александрии, он копировал в катакомбах фрески подземной христианской церкви.

Благодаря А. Норову коллекция Эрмитажа пополнилась бесценной статуей Мут-Сохмет (XV век до нашей эры). 

Описания всех путешествий А. С. Норова были собраны в 5 томов и изданы в 1854 году в Санкт-Петербурге. Материалы, собранные А. С. Норовым, до сих пор сохраняют свою ценность, поскольку многие памятники из тех, что он видел, на сегодняшний день утрачены.

Авраам Сергеевич Норов умер 23 января 1869 года, был похоронен в Голицынской церкви во имя архистратига Михаила в Сергиевой Приморской пустыни в Санкт-Петербурге.

В историю Павловского института Авраам Сергеевич вошел как председатель местного Совета и ответственный член по учебной части с 1852 года. При Аврааме Сергеевиче были введены новые методические приемы обучения, которые располагали к более глубокому и широкому образованию. «Особенным вниманием воспитанниц стали пользоваться русский язык русская история и география. Воспитанницы знакомились с необъятной Россией, приучались любить Отечество, осознавать себя русскими. С восторгом они слушали произведения А.С. Пушкина и Н.И. Гоголя»[8].

 

Александр Григорьевич Тройницкий

Александр Григорьевич Тройницкий родился в 1807 году.

Образование получил в Ришельевском лицее. В 1829 году был приглашен преподавать историю и географию в Одесском институте благородных девиц, где потом был инспектором.

Тройницкий был главным редактором «Одесского вестника» и «Journal d’Odessa».

С 1857 года Тройницкий был назначен заведующим статистической частью в статистическом комитете и членом главного управления цензуры при министерстве народного просвещения.

В 1858 году Александр Григорьевич  стал членом совета министра внутренних дел, а с 1861 года – товарищем министра, затем, с 1867 года членом Государственного совета.

В 1961 году Александр Григорьевич Тройницкий  возглавил местный Совет Павловского института, заменив А.С. Норова, и стал его ответственным членом по учебной части.

Основные труды Александра Григорьевича: «О числе крепостных людей в России» (1858), «Крепостное население в России по 10 народной переписи» (1861).

Умер Александр Григорьевич в 1871 году.

Похоронен на Волковом православном кладбище Санкт-Петербурга.

Николай Петрович Ольденбургский

Принц Николай Петрович Ольденбургский родился 27 апреля 1840 года. Николай Петрович был старшим сыном принца Петра Георгиевича Ольденбургского.

При крещении он был записан прапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк. Действительную службу начал 25 января 1856 года в чине поручика в лейб-гвардии Конно-пионерном эскадроне, который 12 февраля 1861 года получил в командование, затем командовал 5-м гусарским Александрийским полком, 13 уланским Владимирским полком, а также состоял для поручений при Его Императорском Высочестве генерал-инспекторе кавалерии.

19 мая 1876 г. принц был назначен почетным опекуном Опекунского Совета, и 2 ноября членом Попечительного Совета заведений Общественного Призрения и попечителем Петропавловской больницы и, таким образом, стал помощником в делах благотворительности своего отца, принца                    П.Г. Ольденбургского. Он управлял больницами Мариинской и Александровской для бедных.

12 января 1878 г. принц был назначен членом Совета Павловского института.

Последние годы жизни принц проводил главным образом на острове Мадере, где лечился от чахотки.

Скончался принц Н. П. Ольденбургский в Женеве 8 января 1886 г.

Иван Давыдович Делянов 

Граф Иван Давыдович Делянов родился в 1818 году. Он принадлежал к благородному армянскому роду, с XVIII века состоявший на российской службе.

Получил домашнее образование. Знал французский, немецкий, английский языки, латынь.

Окончив в 1838 году юридический факультет Московского университета, он поступил на службу во второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В 1854 году ему поручено управлять делами секретного Комитета о раскольниках.

В 1858 году временно заведовал учебной частью в Воспитательном обществе благородных девиц и Александровском училище, в петербургском Екатерининском институте. В 1858 году перешёл в министерство народного просвещения и был назначен попечителем Петербургского округа. С 18 января 1860 года Иван Делянов - член Главного цензурного управления; 4 августа 1861 года назначен директором Департамента народного просвещения. С 3 мая 1866 Делянов - товарищ министра просвещения Дмитрия Толстого и его ближайший сотрудник.

6 декабря 1861 года Иван Делянов был назначен директором Публичной библиотеки. За время службы в библиотеке одновременно исполнял и другие государственные должности. С 17 февраля 1862 года вновь назначен попечителем Петербургского учебного округа, а с 1865 года - сенатор. С 1866 года - товарищ министра народного просвещения с увольнением от должности попечителя учеб, округа, с оставлением в должности директор библиотеки. В 1867 году был удостоен звания статс-секретаря Его Императорского Величества, 23 ноября 1888 года по представлению Дмитрия Толстого, Иван Делянов получил титул графа. А с 1 января 1873 года имел чин действительного тайного советника, а годом позже был назначен членом Государственного Совета.

При Делянове было обращено особое внимание на техническое и промышленное образование, пересмотрены учебные планы классических гимназий, где за счёт древних языков было значительно расширено преподавание русского языка. После гибели императора Александра II  Делянов передал в ведение Святейшего Синода церковно-приходские школы и младшие школы грамотности, придав таким образом всему начальному образованию церковный характер. Во второй половине 19-го века значительно выросло количество начальных школ, что привело к заметному увеличению грамотности населения.

Граф Сергей Витте писал о Делянове: «Делянов был очень милый, добрый человек, и вопросы Министерства народного просвещения вообще были ему не чужды. Он был человек культурный, образованный…».

В 1879 году Иван Давыдович Делянов возглавил местный Совет Павловского института, заменив А.Г. Тройницкого, и стал его ответственным членом по учебной части. А с 1880 одновременно с этим исправлял должность главноуправляющего собственной его императорского величества Канцелярии по учреждениям императрицы Марии.

Умер Иван Давыдович в 1897 году. Похоронен в Воскресенской церкви - усыпальнице на Смоленском армянском кладбище в Петербурге.

По завещанию Делянова книги его личной библиотеки передавались Петербургскому университету и гимназиям, а редкие издания - Публичной библиотеке и Московскому Румянцевскому музею.

Николай Андреевич Шторх

Николай Андреевич Шторх родился в 1815 году в семье вице-президента Петербургской Академии наук Андрея Карловича Шторха. Брат Александр Андреевич Шторх - декабрист.

Николай Андреевич окончил Императорский Александровский лицей. С 1853 года был старшим чиновником IV отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1856 году произведён в действительные статские советники.

С 1857 года секретарь Императрицы Александры Фёдоровны и управляющий её канцелярии, с 1860 года попечитель Дома Императрицы Александры Фёдоровны для призрения бедных.

С 1862 года почётный опекун Опекунского совета Учреждений императрицы Марии Фёдоровны и член Совета Павловского института по хозяйственной части. С 1856 года попечитель и управляющий Санкт-Петербургского воспитательного дома. В 1864 году произведён в тайные советники. С 1866 года член Главного совета женских учебных заведений.

В 1869 году Статс-секретарь Его Императорского Величества и товарищ главноуправляющего IV отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии принца Петра Ольденбургского, почётный член Педагогического совета Императорского Московского технического училища. В 1872 году произведён в действительные тайные советники.

Умер Николай Андреевич в 1877 году.

Михаил Николаевич Капустин

 Михаил Николаевич Капустин родился 11 (23) января 1828 года в дворянской семье в Екатеринославской губернии.

Окончил Екатеринославскую гимназию и юридический факультет Московского университета (1849). Преподавал русское законоведение в 3-й московской реальной гимназии. Был назначен исполняющим должность экстраординарного профессора Московского университета, занял кафедру «общенародного», позднее международного права Московского университета.

Принял участие в подготовке Санкт-Петербургской конвенции 1868 года, запрещающей применение разрывных снарядов массой менее 400 граммов.

Являлся секретарём Общества распространения полезных книг и принимал активное участие в организации первого в России исправительного учреждения для несовершеннолетних преступников - исправительной школы, преобразованной позднее в Рукавишниковский приют. С 1867 года был директором приюта, затем директором и профессором Демидовского юридического лицея в Ярославле. 30 августа этого же года возведён в чин действительного статского советника, а через четыре года он получил чин тайного советника.

В 1883 году перешёл на пост попечителя Дерптского, а в 1891 году - Санкт-Петербургского учебного округа; исполнял, вместе с тем, обязанности инспектора классов в Училище правоведения.

Читал лекции по международному праву императору Николаю II.

Большая часть сочинений Капустина посвящена истории и теории публичного права: «Дипломатические сношения России с Западной Европой во второй пол. XVII в.»; «Международное право»; «О значении национальности в международном праве» и др. Автор первых в России учебников по международному праву.

Михаилу Николаевичу Капустину принадлежит мысль: «Национальности примиряются свободою и самоуправлением; они становятся во враждебное отношение вследствие гнета, преследований, унижения… Опыт доказал, что свободные учреждения страны, политическая равноправность народностей всегда верно ведут к их сближению».

Михаил Николаевич Капустин возглавил местный Совет Павловского института после И.Д. Делянова и стал его ответственным членом по учебной части.

Умер Михаил Николаевич 11 (23) ноября 1899 года в возрасте 71 года в Санкт-Петербурге.

Фёдор Адольфович Оом

Фёдор Адольфович Оом родился 31 июля 1826 года.

 С 1865 года состоял секретарем при великом князе Александре Александровиче (будущем императоре Александре III). В 1867 году назначен секретарем при его невесте, датской принцессе Луизе Софии Фредерике Дагмаре (будущей императрице Марии Фёдоровне; заведующий и секретарь Собственной Ея Императорского величества канцелярии). В этой должности находился до 1898 года.

 С 1877 года - действительный член Человеколюбивого общества.

После М.Н. Капустина занимал пост ответственного члена Совета Павловского института по хозяйственной части, почётного опекуна заведения, члена опекунского Совета учреждений императрицы Марии.

Написал воспоминания о своей службе при императорском дворе.

 Умер в Петербурге 23 июня 1898 года.

Александр Петрович Гершау

Александр Петрович Гершау родился 7 мая 1825 года.

В службу вступил в 1843 году после окончания Пажеского Его Величества корпуса, произведён в подпоручики гвардии. С 1863 года участвовал в Польской компании, за храбрость в этой компании был награждён Золотой георгиевской саблей.

С 1864 года полковник гвардии, командир Лейб-гвардии Конной артиллерии. В 1865 году произведён в генерал-майоры, в 1867 пожалован в Свиту Его Императорского Величества, в 1873 году произведён в генерал-лейтенанты. С 1875 года начальник 3-й кавалерийской дивизии. В 1886 году произведён в генералы от артиллерии.

В 1893 году переименован в действительные тайные советники с назначением почётным опекуном Опекунского совета Учреждений императрицы Марии Фёдоровны, ответственным членом Совета Павловского института по хозяйственной части.

Умер Александр Петрович 1 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге в возрасте 78 лет.

2.2. Начальницы Павловского института

Амалия Францевна Ставицкая

Амалия-Шарлотта фон Расс родилась 20 апреля 1784 году в Риге. Ее мужем стал генерал-майор Петр Федорович Ставицкий (1769–1815). Участник войны 1812 года, он стоял у истоков конной артиллерии. В этом браке родились три дочери и сын, как и его отец, ставший генерал-майором от артиллерии.

Спустя четыре года после смерти мужа, в 1819 году, Амалия Францевна Ставицкая возглавила Павловский институт для девочек (до 1829 г. – Девичье училище при Военно-сиротском доме). На посту начальницы она пробыла 30 лет. При ней – в 1844 году - началось строительство нового здания института на ул. Знаменской, завершившееся после ее смерти – в 1851 году.

Женское образование, зародившееся в эпоху Екатерины II, в начале ХIХ века находилось в процессе становления. Ставицкая ощущала себя на этом пути первопроходцем. Обучение девочек в ХIХ веке должно было приносить практическую пользу и служить воспитанию нравственности, поселяя в воспитанницах «глубокое повиновение Закону Божиему».

Историк Е.С. Шумигорский описывал Ставицкую на посту директрисы института: «… женщина достойная, но несколько суровая к детям. Императрица Мария Федоровна, Ведомству которой принадлежал Павловский институт в целом ряде писем к ней постоянно осведомлялась о воспитанницах… Делала Императрица наставления ей в самой деликатной форме, всегда однако имея в виду пользу заведения». В отсутствие педагогических знаний и какой-либо системы, воспитание и обучение девиц в казенных заведениях зависело от личности исполнителя, поэтому сама Императрица взяла на себя трудную обязанность подготовки кадров для своего Ведомства. Она стала для Амалии Ставицкой добрым наставником, терпеливо и деликатно обучая ее работе в детском коллективе и даже обращению с больными детьми. Свои наставительные письма Ставицкой императрица Мария Федоровна подписывала: «...пребываю с искренним благоволением вам благосклонная Мария».

После тяжелой болезни Амалия-Шарлотта Ставицкая умерла 17 февраля 1849 года. Похоронена на Волковском лютеранском кладбище.

 

Наталья Родионовна Фредерикс

Наталья Родионовна Фредерикс (Ландсберг) родилась в 1798.

Наталья вышла замуж за барона Фредерикса Александра Ивановича. В семье было 5 детей:  Александра Александровна Витте, Модест Александрович и еще 3 ребенка.

Баронесса Фредерикс была назначена на должность начальницы Павловского института в 1894 году и быстро изменила характер управления заведением.

В 1851 году Павловский институт был перемещен в новое просторное здание на улице Знаменской, напоминающий одновременно дворец и крепость. В это время были изданы новые Уставы и штаты, благодаря которым должен был повыситься образовательный уровень воспитанниц.

Баронесса Фредерикс входила во все мелочи жизни заведения. Благодаря ей воспитанницы услышали незнакомые прежде слова ласки. «Позорные наказания были уничтожены. Начальница ежедневно беседовала с воспитанницами, помимо донесений классных дам. Баронесса лично следила за доброкачественностью пищи. При ней была учреждена образцовая кухня, и воспитанницы поочередно сами дежурили в ней. Были установлены обязательные прогулки в саду»[9].  

18 августа 1851 года институт посетил император Николай I и императрица Александра Федоровна. Увидев воспитанниц, государь промолвил: «Я рад видеть детей своих прежних сослуживцев». Государь высоко оценил труды баронессы Фредерикс.

Наталья Родионовна Фредерикс управляла институтом до 1862 года. Во время руководства Натальи Родионовны Павловский институт вернулся к первоначальному замыслу воспитания девиц, предназначенных к скромной трудовой и семейной жизни.

Умерла Наталья Родионовна в 1872 в возрасте 74 лет. Похоронена на Волковском лютеранском кладбище.

Внучка Натальи Родионовны Наталья Модестовна Фредерикнас канонизирована в лике святых православных новомучеников.

Мария Васильевна Розен

Баронесса начала свое управление ремонтом здания, благодаря которому подвал был осушен, и помещения стали менее сырыми.

Мария Васильевна присутствовала при вставании воспитанниц, их умывании, обеда, чая, внушая им привычку к опрятности и порядку.

Глубоко заботилась начальница о нравственном воспитании девочек. Терпением и кротостью баронесса старалась приучить воспитанниц к благовоспитанности и дисциплине. Девочки перестали пропускать уроки, которые им не нравились. Стали исправно посещать институтский храм.

Классным дамам начальница поставила за правило действовать на детей не строгостью, а твердостью, убеждением, обращаясь к их сердцу, разуму и чести.

Все наказания были отменены. Лишь для упорных воспитанниц было оставлено снижение балла за поведение. А вовсе неподатливые дети получали на руки тетрадки, в которых в течение дня записывалось их поведение и которые каждый вечер девочки несли к начальнице. Баронесса по-матерински беседовала с девочками.

Особое внимание начальница уделяла воспитанию религиозных чувств. По вероисповеданию она была лютеранкой, но всегда оказывала глубокое уважение к православной церкви. Она всегда присутствовала на богослужениях в церкви Петра и Павла.

Мария Васильевна была убеждена, что ничто не может так благотворно действовать на сердце, как семейная среда и семейная привязанность. Начальница испросила разрешение государыни на награждение старательных воспитанниц тремя днями рождественских каникул для поездки домой.

Баронесса всячески способствовала рождению дружбы между девочками. По ее предложению сильные в учебе девочки помогали слабым.

Начальница предложила заканчивать учебный год перед летними каникулами, а не как раньше, в декабре, что потом переняли все институты.

В практику воспитания вошли музыкальные вечера, литературные чтения, постановка спектаклей на русском и иностранных языках, посещения музеев и прогулки по живописным местам города и пригородов. Регулярным стали поездки в Павловск, Петродворец, Царское Село, посещение Эрмитажа.

М.В. Розен как дочь врача активно занималась здоровьем «павлушек». В саду был устроен фонтан с бассейном и тентом для купания воспитанниц. Была выстроена  галерея. Больные девочки летом отправлялись на воды или на море, а здоровые – на дачу. Императрица Мария Александровна посылала вновь назначенных начальниц для ознакомления с Павловским институтом, называя его «образцовым семейством»[10].

        

2.3. Инспектора классов и педагоги

Николай Алексеевич Вышнеградский

Николай Алексеевич Вышнеградский родился 05(17).12.1821 года в Вышнем Волочке.

Он в 1844 году окончил Главный педагогический институт, а в 1849 году стал профессором педагогики в этом институте.

В 1845-1851 годах Вышнеградский был преподавателем русской словесности в петербургской Ларинской гимназии, в 1848-1859 годах преподаватель русской словесности, истории и педагогики в Смольном институте.

С 1851 года Николай Алексеевич трудился преподавателем, в 1853-1859 годах инспектором классов Павловского женского института, где усовершенствовал содержание образования и организацию учебного процесса, создал в 1851 году специальный педагогический класс. В Павловском институте благодаря именно его усилиям был введен краткий курс педагогики для папиньерок и практические занятия с воспитанницами младших курсов.

В 1855 году Вышнеградский стал членом Учёного комитета Министерства народного просвещения, разработал проект организации начальных училищ и устройства учительских семинарий и педагогических курсов.

В 1858 году по проекту Вышнеградского в Петербурге было открыто первое в России женского училище для приходящих учениц - Мариинское. В 1858-1867 годах он возглавлял петербургские женские учебные заведения открытого типа. В 1862 году разработал устав, который лёг в основу деятельности всех Мариинских женских училищ (с 1862 году - гимназии). В 1860 году при петербургском Мариинском училище был создан педагогический класс, преобразованный в 1863 году в 2-годичные педагогические курсы. В 1864 году по проекту Вышнеградского такие курсы были открыты при многих Мариинских гимназиях.

Вышнеградский основал и редактировал журнал «Русский педагогический вестник» (1857-1861 гг.), выступавший за организацию и развитие женского образования. На его страницах Вышнеградский обсуждал концепцию «самовоспитания», в которую вкладывал идею непрерывного образования.

В вопросах воспитания Николай Алексеевич стоял на позициях Николая Иваеновича Пирогова.

Николай Алексеевич умер 19.04(01.05).1872 года в Петербурге.

Матвей Максимович Тимаев

Матвей Максимович Тимаев родился в 1796 году.

Воспитывался он в Устюге, где отец его служил по лесному ведомству в качестве форстмейстера, затем поступил в Вологодскую губернскую гимназию, по окончании курса которой в 1811 году, как один из самых лучших учеников, был отправлен для дальнейшего образования в Петербургский педагогический институт.

По окончании курса в 1816 году был командирован за границу для изучения различных методик начального образования, в особенности - метода взаимного обучения. Он побывал в Англии, Швейцарии, Шотландии, ознакомился с методами и системами воспитания Эндрю Белла, Ланкастера, Песталоцци и Фелленберга. В 1818 году, на обратном пути в Россию, им были посещены учебные заведения Германии в Висбадене, Лейпциге, Дрездене, Галле и Берлине.

По возвращении в Россию Матвей Максимович был назначен преподавателем во вновь учрежденный учительский институт, преподавал историю и обучал студентов декламации. Одновременно он был определён в качестве преподавателя географии во вновь учреждённый Военно-учительский институт.

Когда в 1823 году учительский институт был преобразован в 3-ю Петербургскую гимназию, Тимаев был утверждён при ней старшим учителем истории. В этом же году начинается педагогическая деятельность его при женских воспитательных заведениях, состоящих под покровительством императрицы Марии Феодоровны: 11 августа 1823 года он был определён учителем переводов в училище ордена св. Екатерины, а в 1824 году назначен на службу в классы Воспитательного общества благородных девиц в качестве преподавателя истории. В 1825 году он был назначен ещё и преподавателем русской словесности в Михайловское артиллерийское училище. В 1828 году был назначен адъюнктом всеобщей и русской истории при Главном Педагогическом институте.

С 1833 года по 1841 год Тимаев был призван к преподаванию русской истории и географии дочерям Николая I: Марии, Ольге и Александре Николаевнам, а также принцессе Гессен-Дармштадтской, тогда невесте, а впоследствии супруге Александра II Марии Александровне.

В 1845 году Тимаев стал членом учебного комитета, учрежденного при IV отделении Собственной Его Величества канцелярии для рассмотрения учебных пособий. 25 августа 1851 года был произведен в действительные статские советники.

Тимаеву принадлежит составление учебников и пособий, в основном по истории и словесности, в числе которых: «Начертание курса изящной словесности»; «Тетрадь сокращенной русской грамматики»; «Тетрадь всеобщей географии» и др.

В 1851 году Матвей Матвеевич Тимаев составил программу учебного курса для семи постепенных классов Павловского института. Составленная программа была признана учебным комитетом соответствующей правильному устройству учебного курса и утверждена главным советом вплоть до составления общих программ.

Умер Матвей Максимович в 1858 году. Похоронен на Георгиевском (Большеохтинском) кладбише.

Александр Матвеевич Тимаев

 Александр Матвеевич Тимаев родился 25 июня 1826 года.

Александр Матвеевич был статским советником и преподавал русскую словесность в Павловском институте.

Умер Александр Матвеевич 3 января 1885 года.

Михаил Борисович Чистяков

 Михаил Борисович Чистяков родился 1 [13] января 1809 года в селе Воскресенское Калужской губернии.

Учился он в Калужском, Московском, Рязанском и Нижегородском духовных училищах. В 1832 году окончил словесное отделение Московского университета, где вместе с Белинским и Герценом учился и был учредителем студенческих «литературных вечеров» и Герценом.

Преподавал русский язык в гимназиях Орши (1832), Полоцка, Вильно (1833), Могилёва (1834), Витебска (с 1835).

С 1837 работал в Петербурге: преподавал в 1-й, затем в 3-й гимназии (1837—1839). С 1838 года он — в Павловском кадетском корпусе, где с 1846 года был наблюдателем-наставником. Одновременно читал лекции в Патриотическом и Смольном институтах (с 1838), в специальных классах Дворянского полка (1841—1842). Вместе с Ф. И. Буслаевым, А. Д. Галаховым, А. Ф. Бычковым и другими входил в комиссию преподавателей русского языка, составлявшую программы для военно-учебных заведений, утверждённые в 1849 году.

В 1852-1885 годы - инспектор классов петербургского Николаевского сиротского института, с 1865 г. - также председатель учебного комитета при собственной Его Величества канцелярии по учреждениям Императрицы Марии. Одновременно с этим – инспектор классов по учебной части в Павловском институте.

Чистяков понимал просвещение широко и гуманно, придерживаясь идеалистических взглядов. Благотворным было действие на окружающих его безупречной личности. Обращал внимание на психологические аспекты в преподавании словесности, предлагал развивать ученика, начиная с простой передачи чужих мыслей своими словами и достигая им умения осмысленно отвечать на заданную тему. Одной из главных задач педагогики считал «открыть преобладающие свойства воспитанника и уметь давать им средства развиваться» («Курс педагогики, составленный по программе, утвержденных для женских институтов»).

В 1851-1860 годы издавал и вместе с А. Е. Разиным редактировал «Журнал для детей».

Книги Чистякова для детей и юношества отличаются занимательным и живым литературным языком. Как писатель он руководствовался чувством гуманности, считал нужным показать своим читателям горе ближних и пробудить в них чувство жалости и сострадания, показать им идеалы истины, добра и красоты. Зная особенности детского восприятия, Михаил Борисович избегал однообразных описательных приёмов. Его рассказы увлекательны и интересны. Повести и рассказы М. Б. Чистякова способствуют воспитанию в детях привязанности к природе, любви к родине; знакомят их с другими странами, с историческими личностями.

В 1866 г. был командирован от министерства народного просвещения за границу для изучения организации детских садов по методу Фребеля, а также женских учительских семинарий и исправительно-воспитательных заведений. Свои наблюдения напечатал в статьях: «О нравственно-исправительных заведениях в Гамбурге, Бельгии, Франции и Швейцарии»; «О высших женских учебных заведениях в Берлине, Гамбурге и Швейцарии» и «Фребель. Детские сады за границей». По результатам его поездки была предпринята реорганизация малолетнего отделения Николаевского сиротского института, при институте было открыто женское училище для малоспособных, а также реорганизован учебный институтский курс.

В мае 1885 г. вышел в отставку.

Умер Михаил Борисович 23 сентября [5 октября1885 года в Лышенцах Санкт-Петербургской губернии. Похоронен на Волковом кладбище.

 Виктор Матвеевич Тимаев

Виктор Матвеевич Тимаев родился 13 марта 1830 года в дворянской семье.

Он преподавал историю в 5-й Петербургской гимназии в 1856-1862 годах, затем трудился инспектором Вознесенской женской гимназии.

В Павловский институт Виктор Матвеевич пришел в звании действительного статского советника и служил  инспектором классов.

Умер Виктор Матвеевич 12 января 1900 года.

Адольф фон Гензельт

Адольф фон Гензельт работал в Петербурге в 1838-1888 годах.

Роль Гензельта заключалась не в воспитании пианистов-виртуозов - главным для него было создать основу будущего расцвета фортепианной педагогики в России, в чем он и преуспел.

«Не без основания кто-то назвал Санкт-Петербург Санкт-Пианополисом», - с восхищением писал корреспондент лондонской газеты "The Musical World" в 1869 году, - «Рояль есть в каждой резиденции, простые горожане его арендуют. В больших семьях роялей больше. В Петербурге 800 - восемьсот! - фортепианных учителей и 3000 фортепианных учительниц. Адольф Гензельт стоит на вершине этой пирамиды, поскольку он преподает фортепиано императорской семье и в императорских институтах».

Блестящий пианист, чью игру восторженно приветствовали Шуман и Лист, талантливый композитор, создавший одним из первых шедевры романтической программной фортепианной музыки, он приехал в Петербург в марте 1838 года по приглашению великой княгини Марии Павловны и остался здесь на 50 лет. Слава Гензельта-пианиста здесь уступила признанию его как выдающегося педагога. Учиться у Гензельта в 1840-1880-х годах было модно, и сотни учениц устремлялись в его класс.

Он стал почетным членом Петербургского Филармонического общества. 29 апреля 1839 года музыкант получил титул придворного пианиста Ее высочества Александры Федоровны и начал давать уроки фортепиано детям императора - 21-летнему Александру (будущему императору Александру II),

Со временем Гензельт начинает работать в Училище правоведения, Смольном институте благородных девиц, Николаевском сиротском институте, Павловском институте, потом он начал инспектировать все фортепианные классы учебных заведений Петербурга.

Будучи придворным пианистом и педагогом при Русском императорском дворе, инспектором всех музыкальных учебных заведений, Гензельт воспитал огромное число пианистов и пианисток. Среди первых его учениц - Юлия Грюнберг, получившая титул «русской Клары Вик», Н.А. Садовская, Е.А. Озерская (урожденная Болговская) и также Э.Ф. Греч, которая впоследствии училась у Шопена. Изо всех них наибольшим успехом пользовалась Е.А. Болговская.

Огромное значение Гензельт придавал игре в 4 руки и сам создавал переработки многих произведений для фортепианного ансамбля - этюдов Крамера, Бертини и Мошелеса, увертюр Вебера и Бетховена. Если ученики сами выказывали композиторские способности, Гензельт поощрял их.

С 1855 года Гензельт назначен инспектором, обязанным следить за музыкально-педагогическим образованием в остальных Женских учебных институтах. С 1858 года Гензельт стал инспектировать музыкальные классы в Павловском институте.

Изо всех учеников последнего периода деятельности Гензельта выделяются два, ставших значительными педагогами. Это Николай Сергеевич Зверев (1832-1893), из класса которого вышли почти все выдающиеся пианисты и музыканты России рубежа XIX-XX веков: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, К.Н. Игумнов; и Федор Андреевич Канилле (1836-1900), первый фортепианный учитель Н.А. Римского-Корсакова.

Гензельт изложил свои педагогические принципы во многих методических трудах: «Фортепианные упражнения», «Вопросы по элементарной теории музыки. Руководство для женских учебных заведений ведомства императрицы Марии, составленное Адольфом Гензельтом» и другие.

Александр Адрианович Васс

Александр Адрианович Васс был преподавателем пения в женских институтах: Мариинском и Павловском.

Музыковед Владимир Федорович Одоевский в дневнике писал: «Васс - от него на экзаменах в Михайловском дворце - требовал, чтобы ученицы читали все ключи!.. Васс просил прислать ему тетрадку и литографические оттиски цифрового урока Альбрехта».

Александр Александрович преподавал по методу Шеве-Галена[11] (сольмизация (от названия музыкальных звуков соль и ми), сольфеджио, сольфеджирование) учил свободному чтению нот.  «Сольфеджии» помогали ориентироваться в системе тональностей.

Александр Иванович Рубец

Александр Иванович Рубец родился 1 [13] октября 1837 года в Чугуеве.

Окончил Киевскую 1-ю гимназию (1858) и Нежинский лицей (1861), после чего поступил на службу в Черниговскую уголовную палату. После открытия Санкт-Петербургской консерватории в 1862 году, поступил туда сначала в класс пения (у Пиччиоли), а затем, по совету А.Г. Рубинштейна, - в класс теории музыки у Н.И. Зарембы.

По окончании консерватории в 1866 году, был назначен в ней преподавателем элементарной теории и сольфеджио. До 1895 года преподавал там же теорию музыки, с 1879 года профессор. Там он проработал двадцать девять лет, через его руки прошло около десяти тысяч учеников. А.И. Рубец помогал всем музыкально одаренным, но кто не мог по материальным обстоятельствам получить музыкальное образование.

Широкую известность Рубцу в России принесли его учебники по теории музыки и сольфеджио. А.И. Рубец оставил после себя не только пособия и учебники. Он собрал огромное количество народных песен - украинских, русских, белорусских. В бытность педагогом Рубец опубликовал ряд учебных пособий, в том числе «Метод преподавания элементарной теории и сольфеджио», «Сборник упражнений для одного и многих голосов», «Ритмический сборник», «Краткую музыкальную грамматику», «Музыкальную азбуку». Наиболее значительный его труд как фольклориста - сборник «Двести шестнадцать народных украинских напевов», музыкальным материалом которого пользовались для дальнейших обработок                    П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, и другие. Всего же им было собрано и записано около 6000 народных песен и танцев.

Одновременно Александр Иванович преподавал пение и теорию музыки в женских институтах Санкт-Петербурга, в том числе, в Павловском. В 1877-1879 годах вел уроки пения в Санкт-Петербургском Учительском Институте.

В 1895 году у А. И. Рубца развилась катаракта, в связи с которой он вскоре ослеп. Выйдя в отставку, поселился в Стародубе, где продолжал преподавать, заниматься творчеством и благотворительностью.

Скончался 28 апреля (11 мая) 1913 года.

Людвиг Осипович Премацци

Луиджи Премацци родился в Италии, в Милане 3 января 1814 года.

Поступив в Академию Брера в Милане, изучал перспективную живопись у профессора Джованни Мильяра.

В 1834 году переехал в Петербург.

В 1848 году Луиджи Премацци под именем Людвига Осиповича был принят учителем рисования в дом княгини Изабеллы Гагариной.

В 1850 году во время натурных зарисовок в Петергофе его заметил Николай I, прогуливавшийся по парку. Император заказал художнику серию рисунков, изображающих Александрию и кронштадтские укрепления. С этого времени начинается взлёт Премацци как художника, и он становится популярным при дворе и в высших кругах аристократии.

Многие его акварели украшают альбомы членов императорской фамилии и знатных аристократов, экспонируются на разных выставках в России, Вене, Париже, Лондоне, Милане и Константинополе.

В 1854 году Людвиг Осипович Премацци избирается академиком, а в 1861 году удостаивается звания профессора «по перспективной акварельной живописи» и начинает преподавать в Императорской Академии художеств. С 1871 года преподавал также в училище барона А.Л. Штиглица.

Он давал много частных уроков, преподавал в Павловском институте.

Его учениками были многие известные впоследствии художники.

С 1850 года по заданию императора и Морского ведомства Премацци много путешествует, особенно по Северному Причерноморью. Виды Крыма и Николаева, построек Морского ведомства, верфей и административных зданий, написанные в это время, вошли в альбом, выпущенный к 25-летию царствования Николая Павловича.

В 1880 году по предложению Премацци в России создали Императорское общество акварелистов.

Премацци умер в Константинополе. Был похоронен на участке Святого Якова Выборгского римско-католического кладбища Санкт-Петербурга. В 1940 году в связи с ликвидацией кладбища захоронение Премацци вместе с надгробием было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.

Три произведения Премацци находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Более 70 акварелей и рисунков хранится в Эрмитаже, несколько работ есть также в Центральном военно-морском музее.

2.4. Настоятели институтской церкви святых апостолов Петра и Павла

Протоиерей Адриан Димитриевич Колоколов

Адриан Колоколов родился в 1814 году. Он принадлежал к известному священническому роду Колоколовых. 

Бог одарил род священников Колоколовых разнообразными талантами. Одни издавали свои и переводные богословские сочинения, другие стали превосходными преподавателями. 

 Отец Адриан получил образование он в Петербурге в Духовной семинарии и академии. Он был кандидатом богословия и ректором Александро-Невского Духовного училища.

Затем долгие годы батюшка служил в Павловском институте настоятелем церкви Петра и Павла и законоучителем. Отец Адриан Колоколов был тем священником, которому поведала девица Мария Солопова, будущая игумения Леушинского монастыря Таисия, о явлении ей Спасителя Иисуса Христа в Павловском институте.

Последние годы жизни протоиерей Адриан Колоколов был настоятелем Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Протоиерей Филимон Александрович Знаменский

Филимон Александрович Знаменский окончил Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

После отца Адриана Колоколова служил настоятелем церкви Петра и Павла в Павловском институте, затем с 1888 по 1916 год Исаакиевском кафедральном Соборе.

Два его сына вошли в историю России. Сергей Филимонович - историк, преподаватель Екатерининской гимназии Ведомства Императрицы Марии, затем гимназии К.И. Мая, Петербургском коммерческом училище, частной женской гимназии М.И. Стоюниной, писатель, политический деятель, с октября 1917 года Главноуполномоченный Всероссийского Временного правительства на территории Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания. Владимир Филимонович Знаменский - доктор медицины, один из первых российских детских врачей, основоположников петербургской педиатрической школы, профессор кафедр детских болезней Военно-медицинской академии и Ленинградского Санитарно-гигиенического медицинского института,  житель блокадного Ленинграда.

Протоиерей Василий Николаевич Велтистов

Василий Николаевич Велтистов  родился 27 марта 1854 года в селе Пордзни Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье пономаря        Н.Ф. Велтистова.

К лету 1870 года Василий окончил курс в Кинешемском духовном училище и в июле того же года поступил в Костромскую Духовную Семинарию, затем Московскую Духовную Академию, в стенах которой Василий Николаевич защищает магистерскую диссертацию. За сочинение «Грех, его происхождение, сущность и следствия» удостаивается степени магистра богословия и в течение 8 лет состоит доцентом по кафедре Священного Писания.

В 1888 году перешёл на службу в Санкт-Петербург, где определен был на должность священника и законоучителя при Павловском женском институте. Кроме этого,  с 15-го сентября 1888 г. по 1-е сентября 1896 года состоял в должности законоучителя Екатерининской школы императорского. женского патриотического общества в Санкт-Петербурге, а с 7-го сентября 1896 года – в должности профессора богословия высших женских курсов. 1 (16) июня 1898 года назначен на штатную должность члена училищного совета при Священном Синоде. В декабре 1898 г. за усердную и полезную службу в Павловском институте возведён в сан протоиерея.

В 1907 году оставил свою службу при Павловском институте и перешёл в Исаакиевский кафедральный Собор, приняв на себя обязанности ключаря Собора. В том же году епархиальным съездом духовенства избран членом совета Исидоровского епархиального женского училища и членом комитета Александро-Невского дома призрения бедных духовного звания.

Отец Василий Велтистов является автором сочинений: «Сила креста Господня»: «Молитва – жизнь души»; «Светильники и елей»; «Исполнение духом»; «Преумножение талантов»; «Святая праведная жизнь»; «Беседа о религиозно-нравственном воспитании детей» и другие.

Архиепископ Венедикт (Виктор Васильевич Плотников)

Виктор Васильевич Плотников родился 20 октября 1972 года в селе Лижма Олонецкой губернии в семье потомственных священников.

Он окончил в 1893 году Олонецкую духовную семинарию и служил псаломщиком Петрозаводского кафедрального собора и учитель пения духовного училища, затем последовательно священником Петрозаводского кафедрального собора и священником Вытегорского Воскресенского собора.

В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1902 по 1918 год был законоучителем и настоятелем церкви Петроградского Павловского женского института и законоучитель разных учебных заведений.

В 1918 году служил в Никольском Морском соборе в Кронштадте, в 1919-1920 - ключарем Исаакиевского кафедрального собора Петрограда.

Овдовев, в 1919 году принял монашество. В мае 1920 был арестован, затем освобождён.

С 28 августа 1920 года епископ Венедикт (Плотников) — епископ Кронштадтский, викарий Петроградской епархии .

В 1922 году арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Был одним из обвиняемых на процессе митрополита Вениамина и других петроградских церковных деятелей, приговорён к расстрелу, который был заменён пятью годами заключения. 30 ноября 1923 года освобождён.

С 9 января 1924 года управлял Олонецкой епархией, в феврале 1924 - декабре 1925 года - Петроградской епархией.

Активно боролся с обновленческим движением. Издавал антиобновленческие воззвания, адресованные духовенству и мирянам Петроградской епархии.

18 декабря 1925 года вновь арестован по делу «нелегального Совета епископов». 26 апреля 1926 годаприговорён к трём годам ссылки в Сибирь. Находясь в ссылке, поддержал Декларацию Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

В апреле 1929 года освобождён из ссылки, жил в Нижнем Новгороде.

С 1931 года владыка Венедикт - управляющий Вологодской епархией (с титулом епископа Кронштадтского).

4 апреля 1933 года возведён в сан архиепископа. С 16 июня 1933 года - архиепископ Вологодский и Тотемский. С 5 октября 1933 года - архиепископ Новгородский.

5 сентября 1936 года уволен на покой, а 20 декабря 1936 года стал архиепископом Казанским и Свияжским. 28 февраля 1937 был арестован в Казани как «идейный вдохновитель и организатор контрреволюционной организации церковников, существовавшей в Ленобласти с 1932 г.» Препровожден в Ленинград, где приговорён к высшей мере наказания и расстрелян в августе 1937 года.

Вывод. Для того чтобы в полной мере реализовался главная задача Павловского института: воспитание любви и верности Богу и Отечеству, готовности служить семье и народу до конца земной жизни, к преподаванию и воспитанию привлекались интересные личности, многие из которых были военными (женами военных), учеными, творческими людьми, благотворителями, имеющими опыт благочестивой жизни и многое делающими для России.

2.3. Замысел творческо-просветительского проекта «Своими словами»  

Наша работа носит поисковый характер. Она направлена не на выведение закономерностей, а на расширение представлений об истории Павловского института, наследником памяти которого является наша гимназия. Собранные нами биографические сведения могут послужить осмыслению воспитательной ценности этого замечательного учебного заведения.

Нам известно, что Павловский институт выпустил подвижницу православия игуменью Таисию Леушинскую (Марию Солопову), целую вереницу русских писательниц: Елизавету Кондрашову, Надежду Лухманову, Лидию Веселицкую, Лидию Чарскую, Марию Вега, Ксению Ползикову-Рубец, литературного редактора Таисию Плотникову. Возможно, среди выпускниц было множество добрых жен и матерей, тружениц и благодетельниц. Мы считаем, что этому способствовало не только величественное здание, похожее и на дворец, и на крепость, и даже не только высокий замысел, идея, которую император Павел I положил в основу учебного заведения, но и замечательные учителя, воспитатели, попечители, достойные люди России, привлеченные к воспитанию девочек. Нам важно, чтобы об этих людях знали наши сверстники и даже младшие ребята. Именно поэтому исследование мы хотим преобразовать в творческо-просветительский проект «Своими словами».  

Цель проекта: создание авторской книги о выдающихся гражданах России – благодетелях и педагогах Павловского института.

Задачи проекта:

  • привлечь к творческой работе большое число ребят;
  • организовать создание авторских очерков о замечательных благодетелях и педагогах Павловского института на основе главок из данной исследовательской работы;
  • отредактировать тексты;
  • оформить книгу фотографиями и рисунками;
  • напечатать книгу в типографии гимназии;
  • подготовить электронный вариант книги и выложить его в рубрике «Доброе имя» на странице «Память и дело» в социальной сети «В Контакте».

Участники проекта: учащиеся 5 классов Павловской гимназии.

Вывод-предположение. Книга о благодетелях и педагогах Павловского института, написанная ребятами, будет понятна нашим сверстникам, расширит их представления об истории и воспитательной ценности гимназии, поможет сохранению исторической памяти.

3. Выводы

Рядом с талантливыми учителями вырастают незаурядные ученики. Добро, трудолюбие, тяга к творчеству передаются от человека к человеку.

Мы считаем, что венценосные создатели и попечители Павловского института знали об этом. Участие выдающихся граждан России в воспитании девочек не случайно. С приходом каждого из них начинался новый виток развития замечательной сквозной идеи: воспитание добропорядочных людей, готовых трудиться на благо семьи и народа.

Благодаря трудам педагогов и попечителей из числа достойных граждан, доказавших верность Отечеству высокими трудами и подвигам и  сыгравших значительную роль в российской культуре, науке и сохранении традиций, в Павловском институте удавалась сохранять традиции воспитания и применять и утверждать новое в деле воспитания.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Для осуществления воспитания добропорядочных людей, готовых трудиться на благо семьи и народа, привлекались педагоги и попечители, доказавшие верность Отечеству высокими трудами и подвигами, сыгравшими значительную роль в российской культуре, науке, сохранении традиций.

И именно это, на наш взгляд, явилось залогом того, что Павловский институт принес такую великую пользу России.

4. Список источников

4.1. Литература

  1. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Биографии. М., 1993.
  2. Исторический очерк пятидесятилетия Павловского института. Сост. А. Венгловский. – Спб, 1879.
  3. Метельский Г.В. Сердце, отданное людям: Повесть об А.И. Рубце. - Тула, 1978.
  4. Разумова Г.Н. Павловский институт благородных девиц. 6-е открытые слушания «Института Петербурга».  - СПб, 1999.
  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., Т. 1, 1993.
  6.  Шумигорский Е.С. Павловский институт (1798-1898). Краткий  исторический очерк. - СПб, 1898.

4.2. Интернет-ресурсы

  1. http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/oldenburg_pg.php (публикация о принце П.Г. Ольденбургском)
  2. https://www.dir.md/wiki/Ширинский-Шихматов,_Платон_Александрович?host=ru.wikipedia.org
  3. https://howlingpixel.com/i-ru/Норов,_Авраам_Сергеевич
  4. http://ru.hayazg.info/Делянов_Иван_Давыдович
  5. https://www.dir.md/wiki/Тройницкий,_Александр_Григорьевич?host=ru.wikipedia.org
  6. https://www.dir.md/wiki/Ольденбургский,_Николай_Петрович?host=ru.wikipedia.org
  7. http://dir.md/wiki/Клюпфель,_Владислав_Филиппович?host=ru.wikipedia.org
  8. https://traditio.wiki/Файл:Шторх_Николай_Андреевич.png
  9. http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Капустин,_Михаил_Николаевич
  10. https://www.turkaramamotoru.com/ru/Гершау,-Александр-Петрович-1314834.html
  11. https://wiki2.org/ru/Оом,_Фёдор_Адольфович
  12. https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_285 (публикация об            А.Ф. Ставицкой, Н. Р. Фредерикс)
  13. http://www.wikiwand.com/ru (публикация об Н.А. Вышнеградском)
  14. https://new.future4you.ru  (публикация об М.М. Тимаеве)
  15. https://www.belcanto.ru/henselt.html  (публикация об А. фон Гензельте)
  16. 87http://odoevskiy.lit-info.ru/odoevskiy/dnevniki/hronika-muzykalnyh-sobytij/1864-god.htm (публикация об А.А. Вассе)
  17. http://starodub-biblioteka.ru/2014/11/05/aleksandr-ivanovich-rubec-1837-1913/ (публикация об А.И. Рубце)
  18. https://sefeol.livejournal.com/252392.html (публикация о Л. Премацци)
  19. http://www.petergen.com/bovkalo/sp/spb1867.html (публикация о настоятелях церкви Петра и Павла в Павловском женском институте)
  20. http://поисков.рф (публикация об  архиепископе Венедикте (Плотникове)


[1] Исторический очерк пятидесятилетия Павловского института. Сост. А. Венгловский. – Спб., 1879. 8 с.

[2] Там же. 10 с.

[3] Там же. 11 с.

[4] Шумигорский Е.С. Павловский институт (1798-1898). Краткий  исторический очерк. - СПб, 1898. 18 с.

[5] Разумова Г.Н. Павловский институт благородных девиц. 6-е открытые слушания «Института Петербурга».  - СПб, 1999. 5 с.

[6] Там же. 6 с.

[7] Шумигорский Е.С. Павловский институт (1798-1898). Краткий  исторический очерк. - СПб, 1898. 23 с.

[8] Шумигорский Е.С. Павловский институт (1798-1898). Краткий  исторический очерк. - СПб, 1898. 36 с.

[9] Там же. 34 с.

[10] Там же. 6 с.

[11] В кон. 18 века абсолютное «натуральное сольфеджио» стало известно в России благодаря итальянским вокалистам и композиторам-педагогам, работавшим гл. обр. в Петербурге, и начало применяться в Придворной певческой капелле, в Смольном и Павловском институте, а с 1860-х гг. культивируется в качестве обязательного предмета в Петербургской и Московской консерваториях. Этот метод поддерживали М.А. Балакирев, Г.Я. Ломакин, В.С. Серова, В.Ф. Одоевский, Н.Г. Рубинштейн, Г.А. Ларош, К.К. Альбрехт и др. .


Предварительный просмотр: