Информация для учащихся
15 советов для успеха на сцене!
1. Помните, что Вы оказались на сцене в первую очередь для зрителя – поэтому, выступая, думайте о нём, старайтесь донести до него свою музыку. Для себя вы успеете поиграть на репетициях.
2. Готовьтесь к выступлению очень тщательно – должны быть продуманы и песни, и ваш внешний вид. Вы должны быть всегда в тему концерта. К примеру, на траурном мероприятии будет нелепо исполнить что-то веселое.
3. Отрепетируйте и выучите на 100% своё выступление. Ноты, аккорды и прочая техническая часть должны быть у Вас “на автомате”, а при выступлении Вы должны сконцентрироваться на эмоциональной части.
4. Общайтесь с залом, покажите зрителям, что вы играете для них! Никто не любит сонных и бесчувственных музыкантов, которые выходят только чтобы показать классный номер и уйти восвояси. Более того – таких просто не запоминают!
5. Чувствуйте настроение зала и подстраивайтесь под него, либо управляйте им. Если зритель развеселился во время выступления предыдущей группы, он будет танцевать и во время вашего выступления, если вы потрудитесь скорректировать свою программу. Если зритель устал, развеселите его песнями и задорными репликами.
6. Всегда смотрите на зрителей. По выражению лица человека можно легко прочитать его отношение к вашему выступлению - а это очень хорошо видно именно со сцены.
7. Не копируйте никого, будьте харизматичны, как бы трудно это ни казалось поначалу. Придумайте какую-нибудь «фишку» на сцене, которая будет присуща только вам – и тогда зритель отличит вашу группу от сотен похожих.
8. Будьте готовы к неблагодарным зрителям. На любом концерте может случиться так, что зрители просто не того калибра, чтобы аплодировать. К примеру, юные зрители вряд ли оценят вашу технику игры и длиннющие соло, а пенсионеры не будут аплодировать альтернативной музыке.
9. Помните – на кавер-версиях далеко не уедешь! Хотите быть по-настоящему популярны – сочиняйте свои собственные хиты!
10. Не паникуйте на сцене, если во время концерта у других музыкантов - постоянные технические проблемы, и вы уверены, что у вас тоже что-то сломается. Страх в голосе и дрожащие руки – это гораздо хуже, чем фонящий микрофон.
11. Дорожите своей репутацией! Не выступайте на сомнительных мероприятиях и на тех, под чей формат вы не подходите. Никогда не выступайте просто, чтобы выступить – для этого существуют репетиции.
12. Перед выступлением максимально сконцентрируйтесь. Очень важно, чтобы на сцене у вас в голове, кроме на настроя на успех и хорошую игру, больше ничего не было.
13. Имидж – половина успеха. На сцене вы должны всегда выглядеть не на 100, а на все 150 %! Главное, чтобы одежда была подходящей по цвету и чистой.
14. Будьте готовы к неожиданностям после выступления – хорошим и плохим. У вас могут попросить автограф, похвалить выступление, или же просто обругать.
15. Постоянно пополняйте свой концертный репертуар новыми произведениями, новыми фишками, ищите неожиданные ходы. Не будьте одинаковыми из концерта в концерт – это скучно. Зрители ходят на концерты, чтобы увидеть и услышать что-то новое, неожиданное для себя. Так порадуйте их!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Афоризмы | 20.25 КБ |
Советы опытных педагогов | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Афоризмы
Роберт Шуман - настоящий «рекордсмен» по количеству музыкальных афоризмов. Его перу принадлежит несколько десятков крылатых выражений, которые он назвал «Жизненными правилами для музыкантов». Вот некоторые из них:
Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.
Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них пример!
Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.
Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.
Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
Необходимо, чтоб пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.
Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.
Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.
На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.
Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше чем ты.
Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьёт в тебе музыкальность.
Рано начинай обращать внимание на звук и характер различных инструментов; старайся хорошо запечатлеть в слуховой памяти их своеобразную звуковую окраску.
Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.
Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.
Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего.
Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным и содержание.
Ученью нет конца.
Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили.
Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.
Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка.
...И еще несколько метких высказываний, принадлежащих перу разных авторов:
Играть быстро легче, чем играть медленно.
(В.А. Моцарт)
Паузы между нотами - вот, где обитает искусство.
(А. Шнабель)
Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах.
(Н. Перельман)
Пой, когда играешь.
(А. Тосканини)
Предварительный просмотр:
Советы опытных педагогов – музыкантов из Санкт – Петербурга.
Играть нужно ушами!
Любовь Павловна Криштоп – один из самых опытных педагогов. Ее советы оказались краткими. Кроме главного (вынесенного в заголовок раздела), было ещё лишь два принципиальных замечания: «Рояль – не ударный инструмент!» и «Педаль – не насос, нажимать её тоже следует ушами!».
Отдадим должное юмору педагога и заметим, что все три пожелания исключительно важны – увы, нередко игра на фортепиано действительно уподобляется хорошо исполненной дрессуре…
Любовь Павловна также обратила наше внимание на несколько любимых ею афоризмов:
Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки (Н. Перельман)
Играть быстро легче, чем играть медленно (В. А. Моцарт)
Пой, когда играешь (Тосканини)
Паузы между нотами – вот где обитает искусство! (А. Шнабель)
Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах (Н. Перельман)
Очевидно, что внимание педагога направлено не только на собственно нотные знаки, но и на всё музыкальной пространство, включающее и глубину, и ширину, то есть протяженность во времени – в том числе на осмысленность пауз, придающих внятность и членораздельность музыкальной речи.
Тише едешь – глубже будешь!
Ирина Алексеевна Сивакова, прежде чем выразить определенно свою мысль, отвлекла нас, казалось бы, от вредных советов совсем в другую сторону. Однако если вы прочтете её интересную историческую справку – поймете, что речь идет далеко не о количестве децибелов на одну клавишу! Итак, мнение И. А. Сиваковой:
Старинная русская пословица «тише едешь – дальше будешь» в наше время нуждается если не в переводе, то в разъяснении, так как слово «тише» уже не употребляется в значении «медленнее».
Но вспомните хотя бы Пушкина: «Я отпустил циновку и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды» («Капитанская дочка»). Так же и в русском музыкальном обиходе – нотах, фортепианных методиках и школах – вплоть до конца XIX века слово «тихо» широко применялось как указание на скорость движения. П. И. Чайковский в «Детском альбоме», давая темповые обозначения на русском языке, использует слово «тихо», помечая им три пьесы: «Утреннюю молитву», «Неаполитанскую песенку» и «Шарманщика». Эту связь динамического, темпового и аффективного значений нельзя найти в немецком и английском языках, но в итальянском (главном языке музыкальных терминов) она есть. Об этом подробно говорит Н. Корыхалова в книге «Музыкально-исполнительские термины» (СПб, Композитор, 2003):
Piano по-итальянски означает не только «тихо» (негромко), но и «медленно». Равным образом forte – не только «громко», но и «быстро». Эта связь ощущалась музыкантами вплоть до первой половины XIX века. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» Карл Черни раскрыл характер каждого из динамических оттенков:
*при исполнении pianissimo (pp) к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости: pp носит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха;
*piano (p) означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным, но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам;
*forte (f) передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти;
fortissimo (ff) выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры.
Уловили мысль?
Она состоит в следующем: не играйте тихо, не играйте громко, а играйте артистично, поэтично, нежно, возвышенно, трепетно, завороженно, мирно, приветливо, созерцательно, сладостно, пугливо, покорно, надломленно, исповедально! Или: энергично, торжественно, радостно, страстно, экзальтированно, мятежно, яростно, безудержно, дерзко, кичливо, чопорно, с бравадой, с достоинством, жизнерадостно и т.д.
Около 370 оттенков эмоциональных состояний, переживаемых человеком, стоят за скромными динамическими обозначениями «тихо» и «громко», именно о них композиторы и рассказывают нам на языке музыки (см. также об этом в книге В. Ражникова «Резервы музыкальной педагогики», М., 1980).
Нельзя!!!
Евгения Васильевна Лозовская – педагог с большим стажем. Она постаралась точно и без экивоков ответить на поставленный редакцией вопрос – чего нельзя делать за фортепиано?
Нельзя играть на расстроенном инструменте. Это будет мешать внутреннему интонированию, без которого осознанного исполнения достичь невозможно.
Нельзя играть скованно! Необходимо сочетать активность пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча. Следует также развивать независимость движений пальцев друг от друга (только не по методу Р. Шумана! – примеч. ред.)
Нельзя играть механически - отстраненно, думая о посторонних вещах. Пальцы – мост между клавиатурой и душой!
Не считайте рояль неодушевлённым предметом! Не расставайтесь с ним больше, чем на 8 часов. Чем больше вы будете уделять ему внимания, тем скорее приобретете в его лице друга, который вас никогда не предаст.
Нельзя играть грубым, стучащим звуком, прикасаться к клавишам нужно осмысленно.
Нельзя, чтобы пальцы по время исполнения опережали мысли.
Нельзя сидеть за инструментом, поджав ноги. Отсутствие опоры лишает вас доверительного контакта с инструментом.
Не жуйте жвачку во время игры! (Без комментариев – примеч. ред.)
Не забывайте ваш прежний репертуар – в этом случае ваше представление об инструменте будет постепенно становиться всё более объемным.
Не старайтесь обогнать здравый смысл! Не играйте произведения в завышенных темпах – беглостью сейчас никого не удивишь, а вот замыслу композитора можно нанести урон. Чем внимательнее вы к деталям (не упуская из поля зрения целостность музыкальной формы) – тем больше оттенков смысла вы обнаружите.
Нежные советы
Даниил Львович Дворцов сосредоточился все-таки на полезных рекомендациях. Он считает, что:
По приходе домой после урока нужно непременно закрепить пройденное в классе, пока впечатления от занятия с педагогом еще свежи в памяти.
Ученикам школ заниматься на фортепиано нужно не более трёх часов в день, с обязательным перерывом (у студентов консерваторий психика крепче: они три часа только разыгрываются, и лишь потом приступают к занятиям, забросив на несколько лет все остальные дела – примеч. ред.).
Нельзя играть на рояле, одновременно занимаясь еще чем-либо – даже, если ваши руки умело справляются со своей задачей. Неосмысленная игра приносит непоправимый вред вашему профессиональному здоровью!
Лучше всего заниматься не сразу после приема пищи – состояние блаженного удовлетворения не позволит достичь полной сосредоточенности. Не следует играть и на пустой желудок, так и это состояние мало способствует концентрации мысли. (Лучше всего играть вместо еды! – примеч. ред.)
Играть на рояле полезно в разное время суток, так как восприятие меняется в зависимости от состояния человека. Но и тут непременно условие – осмысленность занятий. (Заодно приучите к высокому искусству соседей по коммуналке! – примеч. ред.)
Очень полезно заниматься в темноте или при слабом освещении (если, конечно, вы играете наизусть). Это обостряет тактильную функцию исполнительского аппарата.
Категорически противопоказано заниматься при температуре организма выше 37 градусов! В случае такого недомогания могут заболеть руки от перенапряжения, так как силы организма направлены не на поддержку мышечного и умственного тонуса, а на борьбу с болезнью.
Не бойтесь трудностей!
И, наконец, краткое, но полезное резюме от Ирины Артемьевны Касабовой.
Всем, кто собирается учиться игре на фортепиано (равно как и на любом другом инструменте), нужно иметь в виду, что занятия потребуют настойчивости, преодоления множества трудностей и внимания.
Одно из важнейших пожеланий ученикам, уже начавшим учебу: научиться контролировать полную свободу рук и плечевого корпуса (от самых лопаток). Такая мышечная свобода должна стать одной из главных привычек, поскольку в процессе игры в руках возникает напряжение, моменты зажатости – нужно уметь «сбрасывать», преодолевать их, чтобы в процессе игры не накапливалась усталость.
Параллельно обучению в фортепианном классе нельзя забывать о нотной грамоте, сольфеджио, чтении книг, посещении концертов и театров, то есть о комплексном творческом, интеллектуальном и профессиональном развитии. Без личности не бывает настоящей музыки!