Родителям
На этой странице родители могут познакомиться с педагогическими рекомендациями по воспитанию и обучению детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка, развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты шестилетки с другими детьми — младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх), для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. Во взаимодействии и со взрослыми, и с детьми речь к концу дошкольного периода становится важным средством коммуникации, а развитие речи дошкольников — самым ответственным периодом в развитии речи у детей. СЛОВО ЗА СЛОВО: ПОСТЕПЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ К развитию речи дошкольника ведёт не только развитие потребности в общении, но и новые виды деятельности, осваиваемые ребёнком. Поэтому к концу дошкольного возраста познавательная активность ребёнка со звуковой стороны слова всё более смещается на смысловую. То есть старшие дошкольники, например, испытывают радость, когда каламбурят, используя значение одного слова вместо другого, сходно звучащего. Развитие речи у детей происходит настолько стремительно, что если в словаре трёхлетнего современного ребёнка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего дошкольника возрастает почти в 3 раза (3000-3500 слов). В числе характерных особенностей развития речи дошкольников отмечают «глагольность», т.е. наиболее часто в своей речи шестилетние дети используют глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит, играет). На развитие речи дошкольников, а именно применение в речи обобщений, влияет и овладение новыми понятиями и их значениями. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребенка. Дети усваивают типы склонений и спряжений, учатся строить более сложные предложения. К поступлению в первый класс развитие речи дошкольников достигает такого уровня, что дети, как правило, уже владеют почти всеми союзами и приставками. В развитии речи дошкольников специалисты отмечают способность деток понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Поэтому педагогу детского центра на детских занятиях развития речи важно использовать это «чутьё языка», не дать ему «притупиться». РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ДОМА Хороший пример по развитию речи ребёнка из жизни. Ольга С., мама шестилетнего Артемия, каждый вечер просит сына рассказать всё, что происходило с ним за день, вплоть до мелочей. И ребёнок ежедневно даёт маме полный «отчёт»: и где был, и с кем разговаривал, и о чём разговаривал, и что видел по дороге домой, и во что была одета бабушка, которая забирала его с плавания. И — надо отметить — такой подход к развитию речи дошкольника Тёмы дал свои результаты. Мальчик, как говорят, не по годам смышлён и общителен. А его рассказы насыщены большим количеством слов, полны сложных предложений и вводных конструкций. И если вы сможете стать своему ребёнку благодарным слушателем, как это сделала Ольга (а это совсем не трудно), то скоро сами заметите, как малыш много, а главное охотно будет рассказывать об увиденном и услышанном. В развитии речи дошкольника в домашних условиях нет ничего сложно выполнимого. Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. И малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Хорошими занятиями по развитию речи детей могут стать ваши совместные дела по дому или за его пределами: на детской площадке, в саду, на даче, в лесу. Объясняйте ребёнку каждое своё действие, проговаривайте вслух свои мысли. Поверьте, нет ничего эффективнее и проще в развитии речи дошкольника, чем простое общение с ним. По мере обогащения опыта малыша, появления новых наблюдений развиваются способности ребенка, происходит развитие речи. Читайте ребенку стихи и сказки небольшие рассказы о животных, растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам. Дети просто обожают, когда им читают. Они готовы снова и снова слушать одну и ту же историю, вникая в подробности и детали, запоминая их. А если вы начнёте пересказывать уже знакомое малышу чуть более неторопливо и с остановками, он сам начнёт дополнять и вставлять упущенное. Для развития речи дошкольников можно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Если же какой-то звук или несколько звуков даются ребёнку с трудом, не стоит его часто поправлять, акцентировать внимание на ошибке, заставлять многократно произносить различные слова. Это частая ошибка в развитии речи дошкольников встречается у многих родителей. Важно при ребенке говорить правильно самим, и малыш, копируя речь взрослых, обычно сам справляется со своим недостатком. Но если же к концу дошкольного возраста устранение дефектов речи у ребенка не произошло, следует обратиться к логопеду. |
Предварительный просмотр:
Играем с пальчиками.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Наверно каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым умным, находчивым, и приносил только 5 в дневниках. Но что мы для этого делаем? Одни родители покупают ребенку конструкторы, пазлы, всякие развивающие игры. Другие же просто списывают все на природные задатки ребенка – «есть способности – будет вундеркиндом, а нет ну и не надо». И наконец, третья группа родителей (их меньшинство) зная определенные хитрости, занимаются с малышом уже самого маленького возраста.
И сегодня я хочу поделиться с вами теми самыми хитростями, которые помогут вашему ребенку развивать речь и интеллект. А именно научить вас развивать мелкую моторику рук малыша.
Каким образом мелкая моторика рук влияет на развитие ребенка? Самым прямым! На кончиках наших пальцев находиться множество рецепторов и точек, которые отвечают за развитие мозга человека. И когда мы развиваем мелкую моторику рук, тем самым заставляем работать данные точки и активизировать деятельность мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.
Итак приступаем к выполнению упражнений!
Для деток, которым исполнился годик, отличная методика мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! Можно, наконец, приготовить еду, которую допустимо есть руками, и пообедать с малышом вместе (рисовые шарики, морковные кружочки и другая еда, нарезанная мелкими кусочками, подойдет для этих целей как нельзя лучше). И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся. Просто дождитесь подходящего момента, когда у него появиться желание.
Для детей от 1 года до 2-х можно использовать более усложненный комплекс упражнений. Здесь применимы игры с мозаикой, сортировку пуговиц по размеру, игры с конструктором. Учите детей рвать бумагу (да-да, этой премудрости тоже надо учить!), опускать предметы в отверстия в горлышке бутылки, пересчитывайте вместе пальчики, приговаривая:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять»
Еще очень полезное и для вас и для ребенка занятие: В одну мисочку насыпьте обыкновенный горох и фасоль, пусть малыш перебирает крупы, сортируя их при этом. Так же можно использовать и по отдельности каждую крупу. Сначала всей горстью перекладывает, затем щепоткой, а потом большим и указательным пальцами обеих рук. Хорошо, если вы еще будете приговаривать или подпевать: раз горох и два горох, раз горох и два горох.
С ребятишками в 2-3 годика играем уже с определенной целью, что уже учит ребенка быть целеустремленным.
Итак, игры «Бусы»: «возьмите примерно 200 граммов макарон с большим отверстием. Можно взять цветные макароны, с разными фигурками. Еще вам понадобится веревочка такой толщины, чтобы макароны легко на нее нанизывались. Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на веревочку. Девочка может делать бусы и браслеты для своей куклы, мальчик — для мамы или сестрички. Не забудьте надеть бусы, после того как ребенок их подарит (отказ может сильно обитель ребенка). Можно раскрасить бусы краской. Объясните ребенку, что бусы нужно собирать обеими Руками. Помимо макарон можно использовать крупные бусинки.
С малышами от 3х лет используют уже и пальчиковую гимнастику. Предлагаю вам часть упражнений:
- «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
- «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
- «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
- «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
- «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
- «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
- «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
И конечно же не забывает наши потешки доставшиеся нам от наших бабушек. Да, да наши бабушки сами того не осознавая развивали нам моторику рук играя с нами в "Ладушки", "Сорока-белобока", «Домик» и т.д.
«Домик»
- Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу.)
- Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы.)
- А труба ещё повыше. (Поднимите все пальцы вверх,
не расцепляя их.)
"Прятки"
- В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся, (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
- Закры-ва-ют-ся. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
"Зайчики"
Поставьте все пальцы одной руки на стол. - Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять... (Пересчитайте заек.)
- Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)
- Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.)
При выполнении многих упражнений все дети могут вначале испытывать затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
С детьми по старше можно уже заниматься с детьми по технике «оригами» (искусство складывания бумаги), делать аппликации, рисовать пальчиками, лепка как из пластилина, так и использовать тесто, глину. Также использовать раскраски, но тут уже следить и учить ребенка не просто черкать, а делать это аккуратно, а также учить обводить контуры. Ну и также не забываем про крупы, использую уже более мелкие; также занимаемся с детками пальчиковой гимнастикой и мастерим бусы.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
11. Занимайтесь с ребенком даже в начальной школе.
Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени, а результат окупится сторицей. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни!
Автор: Светлана Шатохина (психолог)
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться.
Адаптацию следует рассматривать как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизиологического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики (психофизиологический, индивидуально-психологический и социально-психологический).
Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
- Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым:
- знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
- очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
- жесткая регламентация условий выполнения задач;
- изменение ситуации общения со взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
- поощрение и порицание взрослым действий;
- ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.
- Условия, связанные с новой организацией среды:
- выход за пределы знакомого помещения;
- необходимость действовать самостоятельно в организованной и свободной деятельности.
3. Условия, связанные со взаимодействием с ровесниками:
- встреча с коллективом ровесников;
- необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
- наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
- состояние иммунной системы;
- особенности обменных процессов;
- тип нервной системы и темперамента;
- тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
- психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.
Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.
В новой обстановке такие дети забывают правила вежливости, не проявляют
интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:
- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или
выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
- процесс адаптации ускоряется взрослыми;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.
Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.
У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой - в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у них грустное, отрешенное. Движения заторможены, бедны. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений, недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Возникают навязчивые действия, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения.
Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сенситивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии или негативизма уменьшается, но расширятся круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, несвязанные с ДОУ, ситуации.
Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.), в новой среде и новыми средствами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА:
1,2 день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель.
3-6 день - забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу.
С 2 недели забирать малыша домой в полдник.
С 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ,
ЖЕЛАЮЩИМ, ЧТОБЫ АДАПТАЦИЯ ИХ ДЕТЕЙ К ДОУ ПРОШЛА УСПЕШНО.
1. Не менее чем за две недели до того, как Ваш малыш начнет посещать детский сад, соблюдать тот же режим, что и в ДОУ (подъем утром с учетом времени, которое Вы затратите на дорогу в детский сад; завтрак, прогулка, сон). Это позволит максимально снизить физический дискомфорт ребенка при посещении детского сада.
2. Проходя мимо территории детского сада обращать внимание ребенка на деревья, цветы, играющих детей, вызывая интерес к внешней атрибутике, не акцентируя внимания на то, что ребенок в скором времени тоже будет сюда ходить. Это связано с тем, что ребенок может начать тревожиться по поводу предстоящего расставания с родителями и к детскому саду испытывать негативные чувства.
3. Научить ребенка надевать и снимать носки, шорты, самостоятельно есть. Проявлять терпение, пока ребенок этому учится. Поощрять попытки самостоятельных действий. Чем более ребенок самостоятелен в самообслуживании, тем легче он вступает в контакт с другими людьми (детьми, и взрослыми).
4. Научить ребенка просить (говорить о том, чего он хочет, или, если ребенок еще не говорит, показывать жестами). Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. В период адаптации прояснять все интересующие вопросы, касающиеся течения адаптации у воспитателей и психолога в отсутствие ребенка.
6. Предъявлять к ребенку в семье единые требования (со стороны всех членов семьи).
7. По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, говорить о положительном отношении к ним.
8. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
9. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки; попрыгаем, как зайчики».
10. Не показывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители, видя, что их ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например не приучен к горшку, пугаются и перестают водить его в детский сад. Объясняется это тем, что взрослые ещё не готовы оторвать ребёнка от себя.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребёнка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Скорее всего, Ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.
Статья подготовлена по материалам: Ю.А. Афонькиной
«Психологическая безопасность ребенка раннего возраста».
Предварительный просмотр:
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников.
Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква - Б или П должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок".
Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова "мишка" и "миска" (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые.
Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
• Картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.
• Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.
• Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
• Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.
• Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ.
Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а, следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста.
Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.
Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.
Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.
Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.
После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах.
Вот некоторые игры, которые вам помогут.
- «Эхо». Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий - "эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо" ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.
- Все конечно же помнят игру своего детства "испорченный телефон". Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.
- «Путаница». Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка".
- Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.
- Упражнение-тест. Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).
Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.
Успехов вам!
Молдованова Альфия Шавкотовна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад №1
Предварительный просмотр:
Оренбургская область посёлок Тюльган
МБДОУ детский сад «Алёнка»
«Скоро в школу»
Тематическое родительское собрание
Подготовила и провела:
воспитатель МБДОУ
детский сад «Алёнка»
Пылаева Н.И.
2014
«Скоро в школу»
Тематическое родительское собрание
Подготовила и провела:
воспитатель МБДОУ
детский сад «Алёнка»
Пылаева Н.И.
Дата проведения: .2014
Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по подготовке детей к школе.
Задачи:
Дать представление о понятии «готовности к школе»;
Познакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе;
Дать возможность оценить степень готовности ребенка к школе; Представить примерную «Модель личности первоклассника»; Познакомить со сводом правил для родителей первоклассника; Выработать совместное решение для улучшения подготовки детей к школе.
Участники: Воспитатель, родители.
Подготовительная работа:
Оформление папки-раскладушки « В семье - будущий первоклассник».
Изготовление буклетов « Скоро в школу»
Подбор статей, книг, журналов по данной теме.
Составление рекомендаций - памяток
Оформление выставки литературы по подготовке детей к школе.
Подготовка анкет.
Обородование:
Выставка книг; анкеты; папка – раскладушка; листочки бумаги в клетку; карандаши; презентация; педагогическая ситуация; буклеты; бейджики с именами родителей.
Ход собрания.
На доске красочно обозначена тема собрания; «Скоро в школу»
Родители сидят за двумя столами по группам (полукругом).
Звучит песня «Учат в школе…».
Воспитатель приветствует родителей.
Вступительное слово.
- Дорогие мои мамы, папы и бабушки! Я рада встрече с вами. Сегодня у нас родительское собрание будет посвящено теме, которая всегда очень волнует всех родителей. Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдёт …………..о готовности наших детей к поступлению в школу. Да совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Первый раз он переступит порог класса, сделает первый шаг в Страну знаний. Первый класс - серьезное испытание, как для ребенка, так и для вас, уважаемые родители
Ведь поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, отношений: со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но и тревогой. Возраст, когда ребенок впервые идет в школу, считают трудным периодом – кризисным в жизни маленького человека.
Поэтому я предлагаю вам в своих группах решить педагогическую ситуацию.
Есть в родительской среде такое спорное мнение: «Ребёнка не следует специально готовить к школе – всё предусмотрела природа».
ВОПРОС: Вы согласны с этой позицией?
(ответы родителей)
-Да, я согласна с вами, что детей нужно готовить к школе. И разделяю с вами вашу тревогу за их будущее. А скажите, пожалуйста, что вас тревожит больше всего?
Организационные вопросы:
Упражнение для родителей «Моя тревога»
Воспитатель просит родителей выполнить задание по очереди
- Закончить предложение. Я беспокоюсь о том…
(как сложатся отношения с учителем, как ребенок вольется в коллектив, выдержит ли он большую нагрузку и т.д.).
- Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как серьезный период, вызывающий много тревог. И конечно, мы все полны желания приложить все усилия для того, чтобы ребенок был здоров и хорошо учился. Давайте попытаемся.
2.Ответить на вопрос: Сможем ли мы помочь ребенку комфортно перейти от игры к новой ступени его жизни – школе?
Предлагаю максимально правдиво для самих себя ответить на вопросы анкеты.
Анкета №1 для родителей «Скоро в школу!»
Ответы – ДА, НЕТ
1.Как вы считаете готов ли ваш ребенок к поступлению в школу?
2.Собрали ли вы информацию о школах посёлка?
3. Советовались ли вы при выборе школы с врачом, воспитателем, учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителем – дефектологом?
4. Учли ли вы увлечения ребенка?
5. Сможете ли вы уделять ребенку дополнительное время?
6. Выделили ли вы ребенку собственное рабочее место?
7. Часто ли вы опаздываете в детский сад?
8. Всегда ли вы выполняете вместе с ребенком домашнее задание учителя – логопеда?
9. Лично вы занимаетесь, играете с ребенком дома дополнительно для повышения его готовности к школе?
10. Есть ли у ребенка постоянные обязанности в семье?
11.Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнением режима дня?
12. Делает ли ваш ребенок зарядку?
13. Являетесь ли вы для него в этом примером?
14. Закаливаете ли вы своего ребенка?
15. Гуляете ли вы с ребенком достаточное время на улице?
16. Разрешаете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором, компьютером?
-Посчитайте количество отрицательных и положительных ответов. Если многие ответы были отрицательными, не волнуйтесь. У вас ещё есть время всё исправить. Вернитесь к вопросам и проанализируйте их. Возможно, вы что-то измените в своей семье и подготовитесь к поступлению ребенка в школу.
А в этом вам поможет анкета №2
Анкета №2 для родителей
«Что должен уметь делать первоклассник?»
Знать буквы
Читать слова
Читать предложения
Писать буквы
Писать слова
Считать от 1 до 20
Выполнять арифметические действия в пределах 10
Знать месяцы года
Составлять и решать простые задачи
Ориентироваться на листе бумаги
Другое (что – то еще)________________________________________
-Часто под готовностью к обучению подразумевают определенный уровень знаний и умений, что тоже важно. Это всё не плохо, но самое главное – это здоровье. Поэтому необходимо пройти обследование у специалистов, так как в школе сократится время отдыха, и появятся новые нагрузки. Готовность к обучению в школе зависит от того, как ребенок развит физически, психологически, умственно и личностно, каково состояние его здоровья.
Уважаемые родители, вы можете сами проверить готов ли ваш ребенок к обучению, используя
анкету №3 «Может ли ваш ребенок?» (ответьте ДА-НЕТ)
1.Умеет правильно произносит все звуки речи?
2. Объяснить с помощью слов, чего он хочет?
3. Изъясняться связно?
4. Понимать смысл того, о чём ему читают?
5.Умеет находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний?
6. Умеет объединять предметы по определенному признаку?
7. Чётко выговаривать своё имя, фамилию?
8. Запомнить свой адрес и номер телефона?
9. Знать имя и отчество родителей, где они работают?
10. Знать окружающий мир (времена года, дни недели, животных, растения и т.д.)?
11.Уметь размышлять и делать выводы?
12.Уметь сравнивать и сопоставлять?
13. Умеет задавать вопросы и отвечать на них?
14. Писать карандашами на бумаге?
15. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
16. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
17. Вырезать ножницами фигуры по линиям?
18. Слушать и следовать полученным указаниям?
19. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
20. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
21. Ладить с другими людьми?
Если вы ответили утвердительно на 19 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 14-17 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 10 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.
ИЛИ
АНКЕТА № 3а «ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
- Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
- Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
- Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)?
- Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
- Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
- Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
- Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
- Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
- Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
- Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого порядка?
- Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
- Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
- Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
- Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
- Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
- Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
- Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т.д.?
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.
-Итак, уважаемые родители, к какому же мы пришли мнению: нужно готовить ребёнка к поступлению в школу, или нет?
- Мне нравится ваш однозначный ответ ДА.
А чтобы процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесной взаимосвязи интересов и черт личности Вашего малыша.
Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность. По чаще говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.
А сейчас я предлагаю вам несколько упражнений, которые, помогут вам в подготовке к школе ваших детей.
Графический диктант.(листы бумаги в клетку и карандаши)
- Игра «Говори наоборот»
Вы называете слово, а ребенок называет слово, но только, наоборот, например: большой — маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, худой — толстый, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, тяжелый — легкий, белый — черный, твердый — мягкий и
т.д.
- Игра «Кто летает?»
Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а ты сразу отвечай. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечай: «Летает» — и показывай, как она это делает, — разводишь руки в стороны, как крылья. Если я спрошу: «Поросенок летает?», молчишь и не поднимаешь руки».
Вариант: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер...
Рефлексия:
А теперь я предлагаю вам, уважаемые родители, составить «портрет» идеального первоклассника:
(родители высказывают свои мнения).
- Так что же у нас получилось?
- Мы свами должны научить ребенка слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.
Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.
Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
- стремление к общению со сверстниками;
- желание учиться (уметь читать, писать, считать);
- хорошее здоровье;
-эмоциональный настрой (мотивация своих действий и др.);
- стремление к сотрудничеству со взрослыми;
- развитая произвольность поведения;
- любознательность и стремление к открытиям;
- хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Я думаю, что у вас всё получится, и когда придёт время, у вас будут самые лучшие первоклассники.
А я желаю вам, чтобы у вас всё получилось. Здоровья вам, терпения и любви к своим детям.
Спасибо вам за сотрудничество, и прошу вас ответить на вопросы нашей анкеты, для того, чтобы мы могли улучшить свою работу.
Анкета для родителей – рефлексия родительского собрания.
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого собрания. Нам хотелось бы с учётом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
- Что побудило Вас прийти на родительское собрание (нужное подчеркнуть):
|
|
- Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьёй? Почему?_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что Вам больше всего понравилось в ходе собрания?__________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что Вам больше всего не понравилось в ходе собрания?________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чьё выступление Вас больше всего заинтересовало? Почему?___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Оцените, насколько Вам понравилось родительское собрание в баллах: довольны-3, частично довольны-2, не довольны-0_____________________
- Было ли у Вас желание покинуть собрание? Почему?__________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за помощь!
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie09.htm
Предварительный просмотр:
НАДО ЛИ ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?
Вопрос о том, готовить или не готовить детей к школе, уже пережил дискуссионную стадию. Мнения психологов, учителей, воспитателей, родителей совпадают: да, надо готовить.
Родителям порою, кажется, что если научить ребенка считать до ста, писать буквы и складывать слоги, то можно быть спокойным за его подготовку к школе. Но это не самое важное.
А что важнее? Что надо делать в первую очередь?
Прежде всего, воспитывать здорового, крепкого, закаленного ребенка, чего нельзя достичь за один месяц перед 1 сентября.
Итак, школьные пятерки и четверки, успехи наших детей в учении и хорошее настроение от этого, зарождается задолго до первого школьного звонка. Зарождается в самых обычных, будничных заботах о том, чтобы манная каша съедалась без капризов и во время, чтобы ребенок больше двигался на воздухе, чтобы дома окружала его спокойная атмосфера.
В понятие «подготовка ребенка к школе» входит еще одно важное условие – забота об общем умственном развитии дошкольника. Внимание к общему развитию намного важнее внимания родителей к букве алфавита или умению считать до ста.
Всем знаком период в жизни детворы – «период почемучек». Очень важно не отмахиваться от детских «почемучек», не смотря на всю нашу занятость. Ибо за сегодняшним молчанием в ответ на вопросы детей возникает завтрашняя пустота в их общем развитии. Разговаривая с детьми не надо оставлять без внимания их вопросы, представления об окружающем их мире. И когда ребенок сядет за парту ему будет интересно на уроке. Интересно потому, что ему уже нравится узнавать новое, потому что он активно участвует в процессе обучения. В его сознании возникает много картин, образов, представлений об окружающем мире, которые он приобрел до школы.
СКОРО В ШКОЛУ
Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др.
Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения).
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания учителя; подчинять свое поведение установленным правилам.
Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность – ему будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому взрослым целесообразнее сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может потерять веру в свои силы.
Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребенка дефекты речи. Воспитатель должен объяснить родителям: речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма. Поэтому необходимо обратиться к логопеду за консультацией и своевременно начать занятия.
Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей подготовительных групп показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.
Правильно сформированная внутренняя позиция первоклассника является основой его готовности к школе.
Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.
Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.
Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств: стремление к общению со сверстниками; желание учиться (уметь читать, писать, считать); хорошее здоровье; эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.); стремление к сотрудничеству со взрослыми; развитая произвольность поведения; любознательность и стремление к открытиям; хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Предварительный просмотр:
За безопасность всей семьей
Игра для родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры:
-закреплять знание детей о правилах дорожного движения;
-активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улице;
-формировать готовность родителей к сотрудничеству с воспитателем детского сада по проблеме развития у детей навыков безопасного поведения на улице.
Ход игры:
Ведущий: Дорогие дети, дорогие родители и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике ! А праздник у нас необычный и очень интересный- «За безопасность всей семьей».
-Встретим аплодисментами участников нашего праздника.
В зал приглашаются команды.
За игрой наших команд будут наблюдать сотрудники ГИБДД. Слово сотруднику ГИБДД.
Ведущий представляет членов жюри.
-Начинаем наше соревнование на знание правил безопасного движения.
Домашнее задание.
Ведущий: Каждой команде было дано домашнее задание – придумать название команды, эмблему своей команды и приветствие . Проводится жеребьевка для выяснения , какая из команд начнет соревнование первой. Команды представляют название и эмблему, приветствуют соперников.
Ведущий представляет первый конкурс:
1.Конкурс «Мы едем, едем, едем…».
Папа (или другой член семьи) на листе ватмана рисует контур транспортного средства, возвращается за ребенком. Ребенок дорисовывает детали транспортного средства, возвращается за мамой. Мама дорисовывает недостающие детали транспортного средства. Вся команда возвращается с рисунком на старт и поет дорожную песенку, выполняя соответствующие движения(под любую песню).
2. Конкурс «Соберите пешеходный переход».
Ребенок и мама по очереди добегают до ориентира и выкладывают из белых полосок пешеходный переход. Папа фиксирует полоски к полу скотчем и устанавливает знак «пешеходный переход». Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.
3.Конкурс «Крутой поворот».
Участник на самокате по сигналу светофора начинает движение , доезжает до знака «Разворот», огибает его и возвращается, передав транспортное средство маме, ребенку.
4.Конкурс «Пазломания».
Каждая команда получает разрезанный на небольшие куски дорожный знак. Необходимо быстро собрать его и назвать.
Ведущий задает зрителям вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
- На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
- Какой любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
- Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
- На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете)
- Какой личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
- На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)
- Ехали медведи на велосипеде ,
А за ними кот
Задом на перед
А за ним комарики …
На чем летали комарики?
(На воздушном шарике)
- На чем катался Кай? (На санках)
- На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
- В чем плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке)
5.Конкурс «Оказание первой медицинской помощи»
Мама на самокате доезжает до обозначенного места, садится на пол- ДТП, ребенок оказывает первую помощь пострадавшему, а папа «перевозит в больницу» ( место, обозначенное знаком).
6.Конкурс для капитанов «Чья машина быстрее доедет?»
Капитаны наматывают веревку, к которой привязана игрушечная машинка, на палку, тем самым приближая к себе машинку.
7.Конкурс «Знатоки дорожных знаков» ( конкурс для взрослых проводит сотрудник ГИБДД)
- Форма странная у знака,
Больше нет таких, ребята!
Не квадрат он и не круг,
А машины встали вдруг.
(«Движение без остановки запрещено»)
- Тормози скорей, шофер!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил
И дорогу перекрыл?
(«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)
- Видно, строить будут дом-
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна.
(«Въезд запрещен»)
- Привлекает все внимание
Знак со знаком препинания.
Может, пропускает он
Тех, кто с азбукой знаком?
(«Прочие опасности»)
- Белый круг с каемкой красной -
Значит, ехать не опасно.
Может, и висит он зря?
Что вы скажете , друзья?
(«Движение запрещено»)
Игра на внимание «Это я, это я , это все мои друзья» (со зрителями)
После каждой фразы, если зрители согласны, повторяют фразу: «Это я, это я, это все мои друзья».
Если не согласны ,протяжно произносят звук [y].
- Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
- Знает кто, что красный свет-
Это значит хода нет?..
- Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
- Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?..
- Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?..
- Знает кто, что свет зеленый
Означает- путь открыт,
А что желтый свет всегда нам
О внимании говорит…
Итог
Жюри по ГИБДД:
Вот и завершились наши соревнования
Победили сегодня все те, кто соревновался…
И те, кто их поддерживал.
Ведь вы сегодня получили заряд бодрости,
Запас знаний и хорошее настроение!!!
Сотрудник ГИБДД объявляет результаты, награждает победителей и участников.( Награждение и чаепитие)