Литература
Разработки уроков, литературных викторин заданий для контрольных работ, олимпиад.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.
Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Понятие “серебряный век” связано прежде всего с модернистскими течениями, т.е с новыми явлениями в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого. Цель модернизма – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали, как вам известно, символизм, акмеизм, футуризм.
ПОЯВЛЕНИЕ АКМЕИЗМА В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов”, во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. В разное время к «Цеху поэтов» и акмеизму были близки Е. Кузьмина-Караваева, Н. Недоброво, В. Комаровский, В. Рождественский, С. Нельдихен. Наиболее яркими из «младших» акмеистов были Георгий Иванов и Георгий Адамович. Всего вышло четыре альманаха «Цех поэтов» (1921 - 1923, первый под названием «Дракон», последний издан уже в Берлине эмигрировавшей частью «Цеха поэтов»).
ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ЭСТЕТИКИ В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёв писал: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова acmh (“акме”) высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии. Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии.
Н.С. Гумилёв Николай Степанович Гумилёв – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы. Он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. В своём художественном воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: Китай, Индия, Африка, океанские просторы; античный мир…
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось её ранней лирике. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек . А. А. Ахматова
О. Э. Мандельштам Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.
Заключение Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.
Проверочная работа Дайте определение акмеизму? Назовите литературное объединение, которым руководил Н.С. Гумилёв. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму? А.А. Ахматова; К.Д. Бальмонт; О. Э. Мандельштам; Г. Иванов.
Проверочная работа Кто написал декларацию «Некоторые течения в современной русской поэзии»? Кто вместе с Н.С. Гумилёвым руководил «Цехом поэтов»? Что такое адамизм?
Предварительный просмотр:
Тема: «Акмеизм»
Цели урока: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.
Методические приёмы: лекция
Ход урока
- Организационный момент
- Тема, постановка целей (на сегодняшнем уроке мы выделим основные черты поэтики акмеизма, познакомимся с творчеством поэтов – акмеистов).
- Вступительное слово
На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем «поэзией серебряного века». Это было время новых идей и новых направлений. Если XIX век все-таки в большей части прошел под знаком стремления к реализму, то новый всплеск поэтического творчества на рубеже веков шел уже по иному пути. Этот период был связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и с разнообразными модернистскими течениями, как следствие, появившимися в это время. Они были очень разнообразными как по форме, так и по содержанию: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм…Благодаря таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые имена, многим из которых довелось остаться в ней навечно. Великие поэты той эпохи, начиная в недрах модернистского течения, очень быстро вырастали из него, поражая талантом и многогранностью творчества. Так произошло с Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилевым, Ахматовой, Цветаевой, Волошиным и многими другими. Начало 20 века было расцветом символизма, но к 1910-м годам начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов провозгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким и стал акмеизм.
- Лекция
Появление акмеизма
В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов”, во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, О. Мандельштам, Всего вышло четыре альманаха «Цех поэтов» (1921 - 1923, первый под названием «Дракон», последний издан уже в Берлине эмигрировавшей частью «Цеха поэтов»). О создании же литературного направления под названием «акмеизм» было официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», которые считались манифестами новой школы.
Философская основа эстетики
В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёв писал: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова acmh (“акме”) высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». В выбранном названии этого направления утвердилось стремление самих акмеистов постигать вершины литературного мастерства. Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма. Рассуждая об отношениях мира и человеческого сознания, Гумилёв требовал «всегда помнить о непознаваемом», но при этом «не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками». Отрицательно относясь к устремлённости символизма познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв декларировал «нецеломудренность» познания «непознаваемого», «детски мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания», самоценность «мудрой и ясной» окружающей поэта действительности. Таким образом, акмеисты в области теории оставались на почве философского идеализма. Программа акмеистического принятия мира была выражена также в статье Сергея Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»: «После всяких “неприятий” мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий»[1].
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Жанрово-композиционные и стилистические особенности
Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии. Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха. Говоря об этом, В.М. Жирмунский в 1916 г. писал: «Внимание к художественному строению слов подчёркивает теперь не столько значение напевности лирических строк, их музыкальную действенность, сколько живописную, графическую чёткость образов; поэзия намёков и настроений заменяется искусством точно вымеренных и взвешенных слов... есть возможность сближения молодой поэзии уже не с музыкальной лирикой романтиков, а с чётким и сознательным искусством французского классицизма и с французским XVIII веком, эмоционально бедным, всегда рассудочно владеющим собой, но графичным богатым многообразием и изысканностью зрительных впечатлений, линий, красок и форм». Говорить об общей тематике и стилистических особенностях довольно сложно, так как у каждого выдающегося поэта, чьи, как правило, ранние, стихи можно отнести к акмеизму, были свои характерные черты.
В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н. Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты.
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Иной характер носил акмеизм А. Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях Ахматова, по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится всё слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
-Здравствуй!
(1909)
Не говоря прямо о сокровенном, позволяет окружающим предметам "дошептать" за нее, дополнить впечатление:
"Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "С мною умри!".
Перчатка с левой руки - это и признак волнения героини и дурной знак, к которым часто прислушивалась Ахматова, обыгрывая в своей поэзии:
Здешний мир О. Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
От акмеизма Гумилева, Ахматовой и Мандельштама существенно отличался адамизм С. Городецкого, М. Зенкевича, В. Нарбута, которые составили натуралистическое крыло движения. Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»ю Несходство адамистов с триадой Гумилев – Ахматова – Мандельштам неоднократно отмечалось в критике. В 1913 Нарбут предлагал Зенкевичу основать самостоятельную группу или перейти «от Гумилева» к кубофутуристам. Полнее всего адамистическое мироощущение выразилось в творчестве С. Городецкого.
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветен радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобетателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый-
Живой земле воспеть хвалы
С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии» выступил против размытости символизма. «Борьба между акмеизмом и символизмом….. есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий красочный, имеющий формы, вес и время….», - писал Городецкий
Рассматривая поэзию акмеистов, сложно найти что-то общее. Но тем не менее можно выделить основные черты поэзии акмеизма. Во-первых, внимание к красоте окружающего мира, к мельчайшим деталям, к далеким и непознанным местам. При этом акмеизм не стремиться познать иррациональное. Он помнит о нем, но предпочитает оставлять нетронутым. Что же касается непосредственно стилистических особенностей, то это стремление к простым предложениям, нейтральной лексике, отсутствию сложных оборотов и нагромождения метафор. Однако при этом поэзия акмеизма остается необычайно яркой, звучной и красивой.
- Самостоятельная работа
- Подведение итогов (заключительное слово)
Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.
«Символизм угасал» — в этом Гумилев не ошибся, но сформировать течение столь же мощное, как русский символизм, ему не удалось. Акмеизм не сумел закрепиться в роли ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его угасания называют, в том числе, «идеологическую неприспособленность направления к условиям круто изменившейся действительности». В. Брюсов отмечал, что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто символистской». Именно в этом он видел кризис акмеизма. Впрочем, высказывания Брюсова об акмеизме всегда были резкими; сперва он заявил, что «…акмеизм — выдумка, прихоть, столичная причуда» и предвещал: «…всего вероятнее, через год или два не останется никакого акмеизма. Исчезнет самое имя его», а в 1922 г. в одной из своих статей он вообще отказывает ему в праве именоваться направлением, школой, полагая, что ничего серьезного и самобытного в акмеизме нет и что он находится «вне основного русла литературы».
Однако попытки возобновить деятельность объединения впоследствии предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов, основанный летом 1916 г., возглавил Г. Иванов вместе с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал недолго. В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Под его крылом объединились поэты, причисляющие себя к школе акмеизма: С. Нельдихен, Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова, Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Ватинов, В. Познер и другие. Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») — вплоть до трагической гибели Н. Гумилева.
Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.
В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением национальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.
- Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение поэтов – акмеистов (на выбор)
.
.
Предварительный просмотр:
«Что мы знаем о народном творчестве»
Устный журнал для учащихся 7-8 классов
1 ведущая. Ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена устному народному творчеству. Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это сказки, легенды, былины, загадки, скороговорки, частушки, прибаутки, присказки, песни! Вот сколько всего! И всё это относится к устному народному творчеству.
Давайте откроем первую страницу нашего журнала!
1 ведущая Страница первая. Пословицы
2ведущая. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
1 ведущая. Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе – не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья!
1 ведущая. А теперь, ребята, первое задание. Каждой группе мы раздаём написанные вразброс пословицы. Ваша задача – как можно быстрее прочитать их. Проверяется быстрота и знание пословиц (приложение 1).
2 ведущая. А вот и следующее задание. Узнай пословицу. За каждый правильный ответ ваша команда получит 1 балл.
1. Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно (Голь на выдумки хитра).
2. Когда объект удаляется из зоны видимости, то он исчезает и из центрального органа системы кровообращения (С глаз долой – из сердца вон)
3. Инструмент дровосека абсолютно бесполезный при уничтожении рукописного текста (Что написано пером – не вырубишь топором).
4. Большое количество усвоенной информации приведёт к быстрому одряхлению организма (Много будешь знать – скоро состаришься).
Жюри подводит итоги
2 ведущая. Вторая страница. Поговорки
1 ведущая. Ребята к устному народному творчеству относятся и поговорки. Эти маленькие меткие выражения, которые вошли в общее употребление. Вы их нередко слышали и сами говорили. А знаете ли вы, что они означают?
2 ведущая. Вот это мы сейчас и проверим. Перед вами несколько поговорок. Ваша задача объяснить, что они обозначают (приложение 2).
1 ведущая Страница третья. Скороговорки.
2 ведущая. Как вы думаете, в чем главная особенность скороговорок?
Главная особенность скороговорок в том, что они состоят из сочетаний трудных звуков. Произносить их надо быстро и правильно. А сделать это не так уж легко.
1 ведущая. Сейчас мы попросим выйти по одному представителю от каждой команды. Ваша задача как можно быстрее и лучше произнести скороговорку.
2 ведущая. Выбывает представитель команды. Второй этап. Ваша задача как можно быстрее и лучше произнести скороговорку, но при условии, что во рту у вас будет небольшая конфета.
1 ведущая. Выбывает представитель команды. Третий этап. Ваша задача как можно быстрее и лучше произнести скороговорку, но при условии, что во рту у вас будет две небольших конфеты.
2ведущая. Итак, победил представитель команды. Он приносит своей команде 1 балл (приложение 3).
1 ведущая. Страница четвёртая. Загадки.
2 ведущая. Эта страница нашего литературного журнала будет посвящена загадкам. Я думаю, что такое загадка, вам объяснять не надо. Этот жанр русского народного творчества известен с незапамятных времён. Люди боялись домовых и кикимор, думали, что они могут навлечь беду на них, их детей, домашний скот. Вот и придумывали загадки, чтобы обмануть нечисть.
А вы любите разгадывать загадки? Сейчас мы проверим, как вы это умеете делать (приложение 4).
2 ведущая. Страница пятая. Сказки.
1 ведущая. Ребята, вот мы и дошли до последней страницы нашего журнала. На этой странице мы поговорим о сказках. Сказка родилась давно, раньше, чем человек научился читать и писать. Сказки передавали из уст в уста. И шагала она по свету яркая, умная, весёлая.
2 ведущая. Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказку. А вы, ребята, любите сказки? Сейчас мы проверим, насколько вдумчиво и внимательно вы читаете сказки?
1 ведущая. Сейчас мы будем задавать вам вопросы, о героях и сказочных предметах из известных вам сказок. За каждый правильный ответ ваша команда получит 1 балл.
- Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно (Жучка).
- Назовите сказочный персонаж, который лезет из кожи вон (царевна – лягушка).
- Какой сказочный предмет одежды нельзя нарисовать (шапку – невидимку)?
- Гимнастка, исполнившая трюк «в одно ухо влезает, в другое вылезает (Крошечка – хаврошечка).
- Укротитель дикого животного (Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и Серый Волк»).
- В честь какой сказочной героини называют коньки для детей (Снегурки)
Жюри подводит итоги
2 ведущая. Вот и подошла к концу наша встреча. Я думаю, что вам было интересно путешествовать по миру русского народного творчества.
Приложение 1
Милые бранятся – только тешатся.
Доброе начало – половина дела.
Семь бед, один ответ.
В большом деле и малая помощь дорога.
Уходит день – не привяжешь за плетень.
Голова у ног ума не просит
За беду умный винит себя, а глупый – товарища.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
После драки много храбрых.
За беду умный винит себя, а глупый – товарища.
На сердитых воду возят.
Береги нос в большой мороз.
Работай до поту – поешь с охотой.
Кто не работает, тот не ест.
Больше дела, меньше слов.
По снегу грибы не ищи.
Слово – серебро, молчание золото.
В радости знай меру, в беде веры не теряй.
Муравьиная рать и льва победит.
Языком капусту не шинкуют.
Приложение 2
Бить баклуши
Тянуть канитель
Дело в шляпе
Попасть впросак
Отдать концы
Куда Макар телят не гонял
Пальчики оближешь
Мертвая тишина
Попался на удочку
В час по чайной ложке
Морочить голову
Собаку съел
Приложение 3
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Проворонила ворона воронёнка.
На дворе трава, на траве дрова.
У пекаря Поликарпа
Готов пирог из карпа.
Опять пять ребят нашли пять опят.
Из - под топота копыт пыль по полю летит.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.
Осип орёт, Архип не отстаёт. Осип охрип, Осип осип.
Приложение 4
- Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,
луга есть – косить нельзя (географическая карта).
- Вечером родится, ночью живёт, утром умирает (роса).
- Без ног, без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его (время).
- Яичко в чашечке сварилось и не разбилось (жёлудь).
- Языка не имеет, а у кого побывает, тот многое узнает (книга).
- Что слаще мёда, сильнее льва (сон).