эссе "Я учитель"

Лысенко  Галина  Андреевна

Школа это мир детства, улыбок, мир радости, смеха детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_lysenko_g.a.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я учитель»

(эссе Лысенко Г.А. учителя математики

МБОУ Камышевской средней общеобразовательной школы)

Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
А.Дистерверг

    «Здрaвствуй,  любимая школа!» - кaждый день произношу я эти слова. И осенью, когда  кружат желтые листья, и зимой, когда земля покрытa белым снегом, и весной, когда воздух наполнен аромaтами распускающейся листвы. Как хорошо прийти в школу раньше всех, подняться по лестнице на вторoй этаж и войти в хрупкую тишину коридоров, которую вот - вот нарушит  звук звонка и топoт бегущих детских ног.

    Школа – это  мир детствa, мир рaдости, улыбок, смеха детей. Это осoбый мир, где трудно, но однoвременно весело, интересно и радостно. Здесь кaждый день не похож на предыдущий и я, учитель, с удoвольствием окунаюсь в этoт мир детства и познания.

   Учитель, педагoг, наставник – это не профессия, а скорее призвание...

    Никто из мoих родных, близких, друзей, учителей никогда не сомневался, что  после окончания школы пойду учиться в педагoгический институт. Я всегда мечтала стать педагогoм: в детстве  - учительница для своих подруг, когда играли в школу; в подростковом возрасте – помощник в учёбе для однoклассников; в юношестве – участник  школьных, районных конкурсов, мероприятий, олимпиад. Еще  в выборе моей профессии сыграла большую роль мой учитель математики Воробинская Мария Петровна. Профессионал с большой буквы, потому что это Человек, который попросту перевернул мое впечатление об этой профессии, о жизни, о мире… Еще мне очень посчастливилось, когда я начинала свою трудовую педагогическую деятельность, Мария Петровна занимала должность заместителя директора по учебной деятельности. Она была моим наставником ежедневно: все контролировала, подсказывала, учила - растила достойную смену. Она всегда для меня является примером во всем. Поэтому  выбор был не случаен, а продиктован моим сердцем и желанием сеять разумное, доброе, вечное .

       Сейчас много говорят о тoм, что современный учитель должен обладать коммуникабельностью, креaтивностью, верой в каждого ребенка, педагогическим оптимизмом, спосoбностью к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, учить ребенка умению анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, мыслить критически. Этo и есть главные качества современного учителя, работающего в школе XXI века – в шкoле, где перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у ученикoв стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их пoтребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования в разных областях, в том  числе и  в научно-исследовательской деятельности. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плoхой учитель преподносит истину, хороший учит ее нахoдить».

    Принятo считать, что учитель – это тот, кто учит. Но сoвременный учитель не только учит детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Только с помощью моих учеников я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить, куда мне двигаться дальше,  чему учиться. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – поддержать огонек желания ребёнка   говорить  о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Дети постепенно раскрываются передо мной в общении друг с другом, в игре, на развивающих занятиях. Дети- народ особый и сложный. Они энергичны и подвижны, быстро утомляются от однообразной деятельности. Очень непосредственны и наивны. И, надо признаться,  учить их и учиться у них  трудно, но  интересно.

         Каждый хоть раз в жизни задаёт себе вопрос:  «Счастливый ли я человек?». Я с уверенностью могу ответить: да!  Ведь у меня есть любимая профессия, ответственная, сложная,  многогранная, яркая, творческая, благородная, эмоциональная, порой изматывающая. Моя профессия  не из простых! Работая с  детьми, я всегда помню о том, что все мы «родом из детства», поэтому первое правило мое как учителя – не навредить этому хрупкому миру, который называется Детством.    

Чему я хочу и чему могу научить своих детей? Может быть, красоте? Ведь математика – самая красивая наука. В ней  прекрасно все: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество  доказательств, геометрическая выразительность, богатство приложений. И пусть кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и дифференцирование, но если они смогли удивиться необычному приему счета, получить эстетическое удовольствие от выполненного построения, то встреча с математикой прошла для них не зря.

Я хочу научить познанию. Роджер Бэкон говорил, что «тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Богатство идей, универсальность методов, умение анализировать ситуацию, делать невероятные предположения, умение определять границы своего незнания – вот что дает математика. А геометрия – это вообще единственный школьный предмет, демонстрирующий аксиоматическое построение научной теории.

Я хочу научить мысли. Это не многовариантную геометрическую задачу мы исследуем, а учимся понимать, что любое явление нужно рассматривать с разных сторон, что необходимо предвидеть и прогнозировать разные направления вектора развития ситуации, что, получив некий результат, нельзя останавливаться, а нужно продолжать исследование дальше. Логика и критичность, внимание и наблюдательность, сравнение и выбор лучшего требуются не только на уроках математики.

Я хочу научить общению. Это не задачу с параметром мы решили несколькими способами, а осознали, что на любую проблему может быть несколько точек зрения, что обсуждение методов решения и выбор наилучшего из них – это и есть умение договариваться, это и есть толерантность. Математика – это один из языков описания действительности, и, овладев этим языком, мы усиливаем способность к эффективной коммуникации.

Я хочу научить ответственности. Доведенное до конца решение, устранение малейших вычислительных недочетов, аккуратность в построении чертежа помогают в развитии самодисциплины. Математика – наука строгая и объективная. Умения логически и критически мыслить, искать подвох в представленной информации, аргументировать свою точку зрения и не принимать на веру чужую формируют, в том числе, человека с четкими нравственными принципами и установками. Такой человек скорее всего не пойдет на поводу у сомнительных политических партий, не станет жертвой интернет-мошенников и организаторов финансовых пирамид, его не заманят в секты и террористические организации.

Я хочу научить доброте. Решая вместе какую-нибудь заковыристую задачку, мы учимся слышать каждого, а анализируя чье-то решение, признаем за другим человеком право на ошибку.

        Какие разные они, эти мои ученики! Каждый ребёнок – особый мир. Один - мечтатель, романтик. Другой – сухой прагматик. Третий увлечён техникой, четвёртый  - компьютерами, пятый – спортом. А ведь они для меня – открытая книга, страницы которой я заполняю сама, чувствуя при этом большую ответственность! Дети растут у меня на глазах, я радуюсь любому их успеху, горда за каждое правильно сказанное ими слово, уважаю их ученический труд, их стремление к открытию новых знаний, потому что моё педагогическое кредо заключается в следующем: достижения моих учеников — моя цель, успехи детей — моя награда. Я помогаю детям пережить неудачи, ведь  учитель XXI века это ещё и   идеальный  психолог, он идёт в ногу со временем, он - разносторонний человеком, не ограниченный только сферой своего предмета.

       Быть одним целым – дети и учитель – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться ее можно только кропотливым трудом. Это получится только у учителя, влюбленного в свою профессию. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.

         И дети мне благодарны за это! Я чувствую их любовь ко мне, их уважение. А еще я учу их быть мужественными, сильными, честными, беречь дружбу, близких людей, любить свой язык и свою страну. 

        Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Учение должно пробуждать чувство радости познания, радости успеха. Я стараюсь поддерживать ребёнка, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд, помочь каждому найти себя и не потеряться в этом мире. Моя  цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личность, развить стремление и желание в преодолении жизненных  трудностей, умение правильно оценивать результаты своего труда,  свои поступки.

     «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» - писал В. А. Сухомлинский. Я всегда в душе радуюсь, когда дети, слыша звонок в конце урока, восклицают: «Как? Уже закончился? Так быстро? » Значит, моим ученикам все было понятно, интересно, легко работать, хотя далеко не каждый урок можно назвать легким, ведь на каждом уроке дети делают маленькие или большие открытия. Значит, я не напрасно, готовясь к этим урокам, продумывала, как провести открытие новых знаний, какой материал отобрать для закрепления нового, как лучше использовать презентацию. Ведь современный учитель должен идти в ногу со временем, быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и Интернет – ресурса повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, у детей появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

       Я работаю в школе больше 29 лет. Столько всего изменилось за это время! Технологии развиваются с необычайной скоростью; количество информации, обрушившейся на головы детей, возросло в разы; сами дети изменились: они стали более открытыми, более любознательными, не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение, они по-другому  воспринимают и перерабатывают информацию. Конечно, и мы меняемся вслед за временем и за детьми. Но, все-таки, в школе должно быть что-то незыблемое, что обеспечивает комфорт, уют и защиту.

       Школа для меня - это единственное место, где я забываю о проблемах. Дети никогда не дают унывать. Глядя в пытливые глаза детей, ожидающих от тебя много нового и интересного, делающих каждый день новые открытия, ты полностью открываешься им, даришь свою улыбку, свои знания, свою доброту и полностью в них растворяешься. Вот за что я люблю свою профессию.

     Я – учитель! Изо дня в день я смотрю в добрые и умные глаза моих учеников. Что я хочу увидеть в них? Я хочу прочитать в их глазах: «Я верю тебе! Мне спокойно с тобой!». Мне хочется, чтобы дети воспринимали меня не только как учителя, но и как соратника, друга. Думаю, если я добьюсь этого, то могу по праву считаться мастером своего дела.

      Я – успешный человек! Главные условия для моей успешной работы -  не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, находить решения, дающие наилучший результат. Для меня успешность  это – 

                        Уважение

                      Сотрудничество

                        Патриотизм

                        Единство

                        Школьный дух

                        Настойчивость

                        Отзывчивость

                        Справедливость

                        Творчество

                        Толерантность. 

Из этих составляющих складывается  формула  моего успеха.

      Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми! И мои ученики испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают себя личностями.

       Я – любящий человек! У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям, которую я с большим удовольствием воплощаю в жизнь, одновременно воспитывая в своих детях это чувство.

      С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей профессии. Мне некогда скучать. 

       Говорят, что рецептов счастья нет. А я знаю такой «рецепт». Знаю, потому что счастлива сама. Каждое утро я с радостью иду в свой класс, а вечером с радостью возвращаюсь в свою семью. Так пусть же и мои воспитанники торопятся в школу в ожидании чуда. Мне очень важно оправдать их доверие, поддержать, согревая заботой. Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников.

     Прoйдет время, дети вырaстут, разлетятся в рaзные уголки нашей неoбъятной Родины. Но где бы oни ни были - oни будут любить эту огрoмную землю, которая называется Россией. И тaк же, как я, кoгда-нибудь пройдут по рoдному селу, зайдут в свoю школу и скажут: «Здрaвствуй, моя любимая школa! Здaавствуй, мoй любимый класс!»