Аналитическая записка

Лысенко  Галина  Андреевна

Главное в работе учителя - научить ребенка. А это можно сделать лишь в том случае, если каждый ребенок будет вовлечен в творческий процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx41.09 КБ
Файл analiticheskaya_zapiska.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

   

Анализ

результатов педагогической деятельности

Лысенко  Галины Андреевны

учителя  математики МБОУ  Камышевской средней общеобразовательной школы

1962 года рождения, окончила физический  факультет

Ростовского государственного педагогического института

в 1985 году,

Имеет 1 квалификационную категорию,

стаж педагогической работы 29 лет

Мое педагогическое кредо:       Преподавание математики в школе –

                                                                   это дело моей жизни.        

Главное в работе учителя - научить ребенка учиться. А это можно сделать лишь в том случае, если каждый ученик будет вовлечен в творческий процесс. Если на каждом уроке будет поставлена четкая цель и правильно выбраны формы и методы ее достижения.

   Моя педагогическая деятельность началась в 1985 году после окончания физического факультета Ростовского государственного педагогического института. В МБОУ «Камышевская средняя общеобразовательная школа» работаю с 15.09.1985 года.  Стаж педагогической деятельности 29 лет. Из них 7 лет вела физику, математику, астрономию, а остальные 22 года – только математику.

Организация учебно-воспитательной деятельности.

        Главная цель деятельности: Организация систематического и целенаправленного процесса воспитания, обучения и развития учащихся.

Основным в своей работе считаю:

  • научить овладевать конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • сформировать представление о методах математики;
  • сформировать представление о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общества;
  • развивать интеллектуальные способности учащихся, логическое мышление;
  • обогащать математический язык,
  • формировать развитую социально адаптированную личность;
  • воспитывать культуру общения,  манеру поведения, понимание, наблюдательность.

Что на уроке для меня очень важно:

-включить обучающихся в предметно-практическую деятельность с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи;

-побудить к принятию наиболее рационального способа действий;

-организовать самостоятельную деятельность;

-организовать общение друг с другом с целью обмена учебной информацией;

-побудить к выявлению, поиску и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин;

-побудить к доброжелательной и вместе с тем принципиальной оценке деятельности друг друга;

-помочь осуществить самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению и исправлению ошибок, отработке знаний.

Учебно-воспитательный процесс высокого качества в моём понимании  это процесс, включающий:

  • постановку четких и конкретных целей и задач обучения, воспитания и развития учащихся;
  •  анализ возможностей и способностей учащихся в плане обучаемости, воспитуемости и развиваемости;
  • выбор форм, методов и средств, соответствующих поставленным целям и задачам и результатам анализа возможностей и способностей учащихся;
  • организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранными формами, методами и средствами;
  • отслеживание качества учебно-воспитательного процесса и корректировка форм, методов и средств;
  • анализ результатов обучения, воспитания и развития учащихся и постановка новых целей и задач.

Систему преподавания осуществляю на основе создания оптимальных условий для развития ребенка,  создавая ситуацию успеха, заинтересованности в изучении предмета, комфортного общения с учениками.

Тема самообразования.

    Процессы обновления в сфере обучения математике в российской школе создают ситуацию, в которой необходимо сделать выбор наиболее актуальных методических проблем и определить пути их решения. Я всегда стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю на практике элементы передовых педагогических технологий, провожу собственные мониторинговые исследования. В межаттестационный период я работаю над темой: «Дифференциация обучения как средство повышения учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях общеобразовательной школы».

      На мой взгляд,  факторы, влияющие на содержание и организацию процесса обучения в условиях общеобразовательной школы таковы:

  1. низкая учебная мотивация или её полное отсутствие;
  2. несформированность умения учиться;
  3. специфика контингента учащихся.

При этом компоненты мотивации – это:

  1. Личностный смысл учения, т.е. внутреннее отношение к учению.
  2. Виды мотивов учения:
  • познавательные, связанны с содержанием учебной деятельности;
  • социальные (позиционные), связанны с взаимодействиями с другими людьми;
  • внутренние, характеризующие интерес как к процессу обучения, так и к результатам;
  • внешние, в силу долга, по обязанности;
  • достижение успеха и избегание неудач.
  1.  Целеполагание, уметь ставить цели, обосновывать и достигать их.  

      Для того,  чтобы реализовать поставленную цель на уроках,  я использую различные формы работы с учащимися, а именно: индивидуальную работу, групповую, фронтальную,  работу по карточкам, кроссворды, тестовые, самостоятельные и контрольные работы.

      Индивидуально занимаюсь со слабоуспевающими, а также с учащимися, испытывающими трудности при усвоении отдельных тем курса математики. Контроль знаний учащихся провожу в форме традиционных самостоятельных работ, различных видов контрольных работ, а также в виде тестов, используя материал ОГЭ, ЕГЭ.

      В результате целенаправленной работы по данной теме я хочу  достигнуть повышения интереса учащихся к учёбе, качества знаний, умений и навыков.

     В изучении предметов математического цикла  вижу следующие проблемы:

- дефицит учебного времени;

- низкий познавательный интерес;

- неумение применять на практике полученные знания;

- недостаточный уровень дифференциации учебников.

      Именно поэтому перспективу своей работы вижу в формировании познавательного интереса школьников, отработке умений применять полученные знания в практической деятельности, создании необходимых методических материалов, позволяющих осуществлять достаточный уровень дифференциации.

         Считаю, что познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.

    Начиная заниматься данной проблемой, я выявила, что преобладающий мотив учения – внешний (родители, друзья, учителя) в 9 и 10 классах, а в 11 классе – внутренний. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие математику, физику. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса снизится. Чтобы организовать продуктивную деятельность школьников, необходимо осуществлять на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение. Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми учениками содержания материала, которое может быть различным для разных учащихся

Обучение для меня – это процесс взаимодействия с учащимися. А для этого  его необходимо оптимально организовать так, чтобы:

  1. он полностью удовлетворял потребностям учащихся;
  2. доминирующими мотивами были мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития себя как гармонично всесторонне развитой и социально зрелой личности.

На своих уроках стараюсь максимально привлечь детей к работе, чтобы они сами принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели, задаваемые мной  становились их собственными, личными целями.

Каждый урок для меня – это не только развитие ребенка, но и поиск новых педагогических приемов, совершенствование своего профессионального уровня. В моей методической копилке есть разнообразные формы уроков:

-   уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;

-  уроки повторения и закрепления изученного;

-   комбинированные уроки;

-  уроки- игры;

-   уроки-лекции;

-   семинары;

  • интегрированные уроки;
  • уроки путешествия;
  • уроки соревнования;
  • уроки зачеты в старших классах.

Использование современных образовательных технологий.

     Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. В своей работе я использую  технологии  коллективного взаимообучения, а  именно  обучение  в  парах постоянного и  сменного  состава. Эта технология  дает возможность строить учебный процесс в соответствии с зоной ближайшего развития каждого школьника, обеспечивает развивающий характер обучения.  Для организации коллективной работы делю учеников на группы (или пары), ставлю перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между учащимися. Начинаю работу с простейшего, а  именно, с обучения работать в парах постоянного состава, а затем - в парах сменного состава. Большую помощь в этом оказывают взаимные математические диктанты, выполнение заданий.

      Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, готовлю достаточное количество заданий. При этом добиваюсь, чтобы тексты заданий не были громоздкими, включали в себя вопросы теоретического характера: на знание определений, формулировок, законов, тех или иных обозначений.
Главный критерий технологии коллективной формы обучения - все дети учатся. Только с разным темпом и на разных уровнях. На уроках возможна организация групповой работы, работы в парах, направленной на открытие нового знания. В  результате такой работы  учащиеся   научились  самостоятельно  работать  с  новым материалом,   общаться  друг  с  другом, передавать  свои  знания  товарищам, находить  ошибки, объяснять, исправлять  и  комментировать  ошибки.

     Чтобы учение было посильным всем детям, использую разноуровневые задания на уроке и в качестве домашнего задания, разноуровневые контрольные работы, карточки дозированной помощи. Предоставляю детям возможность выбирать содержание и форму домашнего задания. Преимущества данной методики вижу в том, что охватываются 3 уровня обучения: репродуктивный, конструктивный и творческий.

Постоянно провожу мониторинг знаний учащихся, используя при проверке её  наиболее  значимые  функции:  контролирующую,  обучающую,  диагностическую, развивающую,   ориентирующую  и  воспитывающую. Стараюсь добиться того, чтобы проверка была целенаправленной,  объективной,  всесторонней,  регулярной  и  индивидуальной.  Целенаправленность   предполагает  четкое  определение  цели  каждой  проверки.  Постановка  цели  является  звеном,  определяющим  всю  последующую  работу  по  обоснованию  используемых  формул,  методов  и  форм проверки.  Цели  проверки  включают:  что  должно  проверяться?  Кто  должен  опрашиваться?  Какие  выводы  можно  будет  сделать  на  основе  результатов  проверки?     Объективность  проверки  предупреждает  случаи  субъективных  и  ошибочных  суждений,  искажающих  действительную  успеваемость  учащихся  и  снижающих  воспитательное  значение  проверки.   Под  всесторонностью  проверки  понимается  охват  большого  по  содержанию  проверяемого  материала:  это  и  усвоение  основных  идей  данного  курса,  и  усвоение  учебного  материала  по  определенным  содержательным,  стержневым  линиям  курса,  и  знание  учащимися  отдельных  и  существенных  фактов,  понятий  и  закономерностей,  теорем,  способов  действий  и  способов  деятельности.  Ясно,  что  при  таком  обилии  проверяемого  материала  усложняется  методика  составления   заданий,  т.е.  предъявляются  повышенные  требования  к  методике  выделения  и  отбора  объектов  проверки. Под  регулярностью  подразумевается  систематическая  проверка,  органически  сочетающаяся  с  самим  учебным  процессом. Индивидуальность  проверки  требует  проверки  и  оценки  знаний,  умений  и  навыков  каждого  школьника.

Использую различные формы контроля: разноуровневые самостоятельные и практические работы, индивидуальные карточки – задания,  различные виды тестов, обобщающие уроки, уроки – зачёты.  

В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце—итоговые. Анализирую результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения. Уважительном и требовательном отношении семьи и школы к учащемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении математики, к заинтересованности в дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Довожу до сведения родителей требования по изучению предмета математики. Родители всегда в курсе успеваемости школьников. Стараюсь убедить родителей в важности изучения предмета. Оценки выставляю в дневник ученика и считаю его действенной связью учителя с родителями. Стараюсь не использовать дневник для отрицательных замечаний.

Как классный руководитель для обследования родителей с целью удовлетворенности учебным процессом  использую анкетирование. Анализ результатов показал, что обучение проходит на достойном уровне, создается хороший классный коллектив. Родители считают, что мной учитываются индивидуальные способности детей, ежедневно проводятся дополнительные занятия с сильными и отстающими учениками.

Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми. Обмениваюсь опытом работы по предмету, делюсь опытом проведения внеклассных мероприятий. По результатам тестов по психологической совместимости с коллегами отношусь к людям с нормальной коммуникабельностью, требовательным, достаточно терпеливым в общении с другими, умеющим выслушивать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Являюсь очень обязательным человеком. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс.

 

Результативность работы:

  • устойчивый интерес к предмету;
  • благоприятные морально – психологические условия взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • стабильность результатов

       В  своей работе применяю элементы  технологии уровневой дифференциации.  В последнее время понизился интерес к учёбе. Я попыталась ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием. Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности. Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Однако учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной. Урок, проведенный в 8 классе по теме «Площади фигур» был интегрированным  с предметом технология по теме «Строительные материалы и их влияние на здоровье человека». Дети работали в группах, высказывали свое мнение, видели ошибки друг друга, сами их исправляли. Активно- ролевой урок  геометрии  был проведён в 10 классе на  тему «В мире призм». Цель данного урока: подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных. Также урок может быть мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.

     Для улучшения эффективности своей работы с учащимися стараюсь использовать опыт других учителей.  Накапливаю дидактические разработки: карточки с индивидуальными заданиями, разноуровневые карточки, тесты, занимательный материал, материал для устного счёта. Учащимся нравится работать с таким материалом, они быстро выполняют задания. С первых уроков стараюсь вызвать интерес к предмету путём проведения нетрадиционных уроков, использования наглядных пособий.

  Стараюсь на каждом уроке создать для учащихся ситуацию успеха, постоянно анализирую причины возникающих трудностей  и в короткие сроки нахожу пути их решения.

Учебные достижения

 Таблица 1. Учебные достижения (математика, алгебра, геометрия)

Сравнительный анализ качества знаний и успеваемости за три года года

2014 – 2015  учебный  год

Предмет

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

алгебра

58,8

100

25

100

40

100

50

100

геометрия

33,3

100

40

100

50

100

2015 – 2016  учебный год

Предмет

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

алгебра

50

100

33,3

100

40

100

66,7

100

геометрия

55,6

100

23

100

40

100

83,3

100

2016 – 2017 учебный год    (  1 четверть)

Предмет

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

алгебра

38,9

90

33.3

90

-

-

-

--

геометрия

55,6

100

23

78

-

-

-

-

2016 – 2017 учебный год    (  2 четверть)

Предмет

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

алгебра

50

94

36

100

50

100

83

100

геометрия

55,6

89

45

100

50

100

83

100

В 2015- 2016 году мои ученики сдавали ОГЭ по математике. Среди выпускников есть две отличные работы. Считаю, что это результат целенаправленной работы: ведение математического кружка «Максимум», дополнительные занятия по предмету, внедрение в систему уроков по вновь изучаемому материалу заданий, встречающихся ребятам на ОГЭ. Однако один ученик не справился  с работой, не хватило одного балла в модуле «Геометрия».

Таблица 2: Результаты сдачи ОГЭ

учебный год  2015 - 2016

В классе

     «5»

     «4»

      «3»

       «2»

Качество знаний, %

Уровень обучен.,%

10

2

6

1

1

80

90

     

Чтобы эффективно решать проблемы современного образования  систематически повышаю свой профессиональный уровень. Участвую в работе школьного и районного методических  объединений учителей математики, изучаю новинки методической литературы, посещаю уроки коллег в школе и в районе, творчески перерабатываю опыт учителей, размещающих работы в сети «Интернет». Систематически повышаю свой профессиональный  уровень через курсы повышения квалификации. Посещаю районные семинары. Выступаю с докладами и сообщениями перед своими коллегами на педсовете школы, на заседаниях школьного и районного методического объединения, организую и провожу вместе со своими коллегами открытые уроки.:

  • Математика «Координатная плоскость» , 6 кл.,  учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
  • Геометрия «В мире призм», 10 класс,  Л.С.Атанасян, Примерная образовательная программа основного общего образования по математике, ориентированная на работу по учебнику Л.С. Атанасяна «Геометрия 10-11», издательства «Просвещение», 2011 год
  • Интегрированный урок геометрия + технология «Площади фигур», 8 класс, Л.С. Атанасян, .Автор программы  Т.А.Бурмистрова,Москва «Просвещение» 20012 Учебник: «Геометрия 7-9»

 Прошла курсы повышения квалификации:        

  • ФГБОУ  ВПО «РГЭУ (РИНХ) ,курсы повышения квалификации «Современные информационные технологии. Внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс», 14.11.2013
  • Педагогический университет «Первое  сентября», курсы повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС», 2014г.

Участие в профессиональных конкурсах.

  • Всероссийский  конкурс «Лучшее портфолио педагога», центр современных образовательных технологий, 04.10.2014
  • Всероссийский семинар  «ФГОС ООО: здоровьесберегающие

технологии в образовании», 17 августа 2015 г

  • Всероссийский  педагогический совет «Федеральный образовательный стандарт: новые стратегии и новые решения»

           18-19 августа 2015 года

  • всероссийский семинар

            «Самообразование педагога - основа

             профессиональной компетенции педагога», 06.10.2015 г.

  • всероссийский семинар

           «ФГОС НОО: портфолио как метод

             оценивания личностного роста ученика», 05.08.2015

  • Всероссийское тестирование «Росконкурс Октябрь 2016»

            Направление: Использование информационно-коммуникационных

           технологий в педагогической деятельности

  • всероссийский семинар  «Формирование профессиональной          компетентности педагога в соответствии с Профессиональным  стандартом»,  06.10.2015 г.
  • Всероссийский конкурс «Умната»

           Блиц-олимпиада:

         «Классный руководитель в современной

          школе», 08.11.2016

  • Всероссийский  конкурс «Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ)», 08.11.2016

Достижения учащихся: участие в олимпиадах и конкурсах

  • Международный блиц-тунир «Математика – царица всех наук» проекта Новый урок, 17.02.2016: Торосян А. 3 место, Антоненко В. 1 место, Литвиненко И. 2 место, Бациева М. 2 место, Асуева Л. 3 место, Апрышкин И. 1 место.
  • 2 всероссийская олимпиада проекта «Olimpiado.RU» ,11.11.2016: Торосян А. -1место, Апрышкин И. – 2 место, Асуева Л. – 2 место

  • Международный конкурс по математике «Я энциклопедия», осень 2015
  • Международный математический конкурс «ВЕДКИ», urokimatematiki.ru, 20.12.2016:  Бациева М. – 3 место, Уляшев Д. – 2 место, Склярова Е. – 3 место

Имеющиеся публикации :

  • http//конспекты уроков.рф/ ,разработка урока геометрии «Сумма углов треугольника», 7 кл., 02.08.2015г.
  • http//контрольные работы.рф/, презентация «В мире призм», 10 кл., 09.04.2016
  • htt/gotovimyrok.com/, интегрированный урок геометрия+технология «Площади фигур», -9.11.2016

     Я уверена, что глубокие и прочные знания, полученные моими учениками, помогут им выбрать правильный жизненный путь и пройти по нему достойно.



Предварительный просмотр:

   

Анализ

результатов педагогической деятельности

Лысенко  Галины Андреевны

учителя  математики МБОУ  Камышевской средней общеобразовательной школы

1962 года рождения, окончила физический  факультет

Ростовского государственного педагогического института

в 1985 году,

Имеет 1 квалификационную категорию,

стаж педагогической работы 29 лет

Мое педагогическое кредо:       Преподавание математики в школе –

                                                                   это дело моей жизни.        

Главное в работе учителя - научить ребенка учиться. А это можно сделать лишь в том случае, если каждый ученик будет вовлечен в творческий процесс. Если на каждом уроке будет поставлена четкая цель и правильно выбраны формы и методы ее достижения.

   Моя педагогическая деятельность началась в 1985 году после окончания физического факультета Ростовского государственного педагогического института. В МБОУ «Камышевская средняя общеобразовательная школа» работаю с 15.09.1985 года.  Стаж педагогической деятельности 29 лет. Из них 7 лет вела физику, математику, астрономию, а остальные 22 года – только математику.

Организация учебно-воспитательной деятельности.

        Главная цель деятельности: Организация систематического и целенаправленного процесса воспитания, обучения и развития учащихся.

Основным в своей работе считаю:

  • научить овладевать конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • сформировать представление о методах математики;
  • сформировать представление о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общества;
  • развивать интеллектуальные способности учащихся, логическое мышление;
  • обогащать математический язык,
  • формировать развитую социально адаптированную личность;
  • воспитывать культуру общения,  манеру поведения, понимание, наблюдательность.

Что на уроке для меня очень важно:

-включить обучающихся в предметно-практическую деятельность с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи;

-побудить к принятию наиболее рационального способа действий;

-организовать самостоятельную деятельность;

-организовать общение друг с другом с целью обмена учебной информацией;

-побудить к выявлению, поиску и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин;

-побудить к доброжелательной и вместе с тем принципиальной оценке деятельности друг друга;

-помочь осуществить самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению и исправлению ошибок, отработке знаний.

Учебно-воспитательный процесс высокого качества в моём понимании  это процесс, включающий:

  • постановку четких и конкретных целей и задач обучения, воспитания и развития учащихся;
  •  анализ возможностей и способностей учащихся в плане обучаемости, воспитуемости и развиваемости;
  • выбор форм, методов и средств, соответствующих поставленным целям и задачам и результатам анализа возможностей и способностей учащихся;
  • организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранными формами, методами и средствами;
  • отслеживание качества учебно-воспитательного процесса и корректировка форм, методов и средств;
  • анализ результатов обучения, воспитания и развития учащихся и постановка новых целей и задач.

Систему преподавания осуществляю на основе создания оптимальных условий для развития ребенка,  создавая ситуацию успеха, заинтересованности в изучении предмета, комфортного общения с учениками.

Тема самообразования.

    Процессы обновления в сфере обучения математике в российской школе создают ситуацию, в которой необходимо сделать выбор наиболее актуальных методических проблем и определить пути их решения. Я всегда стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю на практике элементы передовых педагогических технологий, провожу собственные мониторинговые исследования. В межаттестационный период я работаю над темой: «Дифференциация обучения как средство повышения учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях общеобразовательной школы».

      На мой взгляд,  факторы, влияющие на содержание и организацию процесса обучения в условиях общеобразовательной школы таковы:

  1. низкая учебная мотивация или её полное отсутствие;
  2. несформированность умения учиться;
  3. специфика контингента учащихся.

При этом компоненты мотивации – это:

  1. Личностный смысл учения, т.е. внутреннее отношение к учению.
  2. Виды мотивов учения:
  • познавательные, связанны с содержанием учебной деятельности;
  • социальные (позиционные), связанны с взаимодействиями с другими людьми;
  • внутренние, характеризующие интерес как к процессу обучения, так и к результатам;
  • внешние, в силу долга, по обязанности;
  • достижение успеха и избегание неудач.
  1.  Целеполагание, уметь ставить цели, обосновывать и достигать их.  

      Для того,  чтобы реализовать поставленную цель на уроках,  я использую различные формы работы с учащимися, а именно: индивидуальную работу, групповую, фронтальную,  работу по карточкам, кроссворды, тестовые, самостоятельные и контрольные работы.

      Индивидуально занимаюсь со слабоуспевающими, а также с учащимися, испытывающими трудности при усвоении отдельных тем курса математики. Контроль знаний учащихся провожу в форме традиционных самостоятельных работ, различных видов контрольных работ, а также в виде тестов, используя материал ОГЭ, ЕГЭ.

      В результате целенаправленной работы по данной теме я хочу  достигнуть повышения интереса учащихся к учёбе, качества знаний, умений и навыков.

     В изучении предметов математического цикла  вижу следующие проблемы:

- дефицит учебного времени;

- низкий познавательный интерес;

- неумение применять на практике полученные знания;

- недостаточный уровень дифференциации учебников.

      Именно поэтому перспективу своей работы вижу в формировании познавательного интереса школьников, отработке умений применять полученные знания в практической деятельности, создании необходимых методических материалов, позволяющих осуществлять достаточный уровень дифференциации.

         Считаю, что познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.

    Начиная заниматься данной проблемой, я выявила, что преобладающий мотив учения – внешний (родители, друзья, учителя) в 9 и 10 классах, а в 11 классе – внутренний. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие математику, физику. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса снизится. Чтобы организовать продуктивную деятельность школьников, необходимо осуществлять на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение. Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми учениками содержания материала, которое может быть различным для разных учащихся

Обучение для меня – это процесс взаимодействия с учащимися. А для этого  его необходимо оптимально организовать так, чтобы:

  1. он полностью удовлетворял потребностям учащихся;
  2. доминирующими мотивами были мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития себя как гармонично всесторонне развитой и социально зрелой личности.

На своих уроках стараюсь максимально привлечь детей к работе, чтобы они сами принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели, задаваемые мной  становились их собственными, личными целями.

Каждый урок для меня – это не только развитие ребенка, но и поиск новых педагогических приемов, совершенствование своего профессионального уровня. В моей методической копилке есть разнообразные формы уроков:

-   уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;

-  уроки повторения и закрепления изученного;

-   комбинированные уроки;

-  уроки- игры;

-   уроки-лекции;

-   семинары;

  • интегрированные уроки;
  • уроки путешествия;
  • уроки соревнования;
  • уроки зачеты в старших классах.

Использование современных образовательных технологий.

     Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. В своей работе я использую  технологии  коллективного взаимообучения, а  именно  обучение  в  парах постоянного и  сменного  состава. Эта технология  дает возможность строить учебный процесс в соответствии с зоной ближайшего развития каждого школьника, обеспечивает развивающий характер обучения.  Для организации коллективной работы делю учеников на группы (или пары), ставлю перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между учащимися. Начинаю работу с простейшего, а  именно, с обучения работать в парах постоянного состава, а затем - в парах сменного состава. Большую помощь в этом оказывают взаимные математические диктанты, выполнение заданий.

      Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, готовлю достаточное количество заданий. При этом добиваюсь, чтобы тексты заданий не были громоздкими, включали в себя вопросы теоретического характера: на знание определений, формулировок, законов, тех или иных обозначений.
Главный критерий технологии коллективной формы обучения - все дети учатся. Только с разным темпом и на разных уровнях. На уроках возможна организация групповой работы, работы в парах, направленной на открытие нового знания. В  результате такой работы  учащиеся   научились  самостоятельно  работать  с  новым материалом,   общаться  друг  с  другом, передавать  свои  знания  товарищам, находить  ошибки, объяснять, исправлять  и  комментировать  ошибки.

     Чтобы учение было посильным всем детям, использую разноуровневые задания на уроке и в качестве домашнего задания, разноуровневые контрольные работы, карточки дозированной помощи. Предоставляю детям возможность выбирать содержание и форму домашнего задания. Преимущества данной методики вижу в том, что охватываются 3 уровня обучения: репродуктивный, конструктивный и творческий.

Постоянно провожу мониторинг знаний учащихся, используя при проверке её  наиболее  значимые  функции:  контролирующую,  обучающую,  диагностическую, развивающую,   ориентирующую  и  воспитывающую. Стараюсь добиться того, чтобы проверка была целенаправленной,  объективной,  всесторонней,  регулярной  и  индивидуальной.  Целенаправленность   предполагает  четкое  определение  цели  каждой  проверки.  Постановка  цели  является  звеном,  определяющим  всю  последующую  работу  по  обоснованию  используемых  формул,  методов  и  форм проверки.  Цели  проверки  включают:  что  должно  проверяться?  Кто  должен  опрашиваться?  Какие  выводы  можно  будет  сделать  на  основе  результатов  проверки?     Объективность  проверки  предупреждает  случаи  субъективных  и  ошибочных  суждений,  искажающих  действительную  успеваемость  учащихся  и  снижающих  воспитательное  значение  проверки.   Под  всесторонностью  проверки  понимается  охват  большого  по  содержанию  проверяемого  материала:  это  и  усвоение  основных  идей  данного  курса,  и  усвоение  учебного  материала  по  определенным  содержательным,  стержневым  линиям  курса,  и  знание  учащимися  отдельных  и  существенных  фактов,  понятий  и  закономерностей,  теорем,  способов  действий  и  способов  деятельности.  Ясно,  что  при  таком  обилии  проверяемого  материала  усложняется  методика  составления   заданий,  т.е.  предъявляются  повышенные  требования  к  методике  выделения  и  отбора  объектов  проверки. Под  регулярностью  подразумевается  систематическая  проверка,  органически  сочетающаяся  с  самим  учебным  процессом. Индивидуальность  проверки  требует  проверки  и  оценки  знаний,  умений  и  навыков  каждого  школьника.

Использую различные формы контроля: разноуровневые самостоятельные и практические работы, индивидуальные карточки – задания,  различные виды тестов, обобщающие уроки, уроки – зачёты.  

В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце—итоговые. Анализирую результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения. Уважительном и требовательном отношении семьи и школы к учащемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении математики, к заинтересованности в дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Довожу до сведения родителей требования по изучению предмета математики. Родители всегда в курсе успеваемости школьников. Стараюсь убедить родителей в важности изучения предмета. Оценки выставляю в дневник ученика и считаю его действенной связью учителя с родителями. Стараюсь не использовать дневник для отрицательных замечаний.

Как классный руководитель для обследования родителей с целью удовлетворенности учебным процессом  использую анкетирование. Анализ результатов показал, что обучение проходит на достойном уровне, создается хороший классный коллектив. Родители считают, что мной учитываются индивидуальные способности детей, ежедневно проводятся дополнительные занятия с сильными и отстающими учениками.

Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми. Обмениваюсь опытом работы по предмету, делюсь опытом проведения внеклассных мероприятий. По результатам тестов по психологической совместимости с коллегами отношусь к людям с нормальной коммуникабельностью, требовательным, достаточно терпеливым в общении с другими, умеющим выслушивать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Являюсь очень обязательным человеком. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс.

 

Результативность работы:

  • устойчивый интерес к предмету;
  • благоприятные морально – психологические условия взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • стабильность результатов

       В  своей работе применяю элементы  технологии уровневой дифференциации.  В последнее время понизился интерес к учёбе. Я попыталась ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием. Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности. Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Однако учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной. Урок, проведенный в 8 классе по теме «Площади фигур» был интегрированным  с предметом технология по теме «Строительные материалы и их влияние на здоровье человека». Дети работали в группах, высказывали свое мнение, видели ошибки друг друга, сами их исправляли. Активно- ролевой урок  геометрии  был проведён в 10 классе на  тему «В мире призм». Цель данного урока: подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных. Также урок может быть мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.

     Для улучшения эффективности своей работы с учащимися стараюсь использовать опыт других учителей.  Накапливаю дидактические разработки: карточки с индивидуальными заданиями, разноуровневые карточки, тесты, занимательный материал, материал для устного счёта. Учащимся нравится работать с таким материалом, они быстро выполняют задания. С первых уроков стараюсь вызвать интерес к предмету путём проведения нетрадиционных уроков, использования наглядных пособий.

  Стараюсь на каждом уроке создать для учащихся ситуацию успеха, постоянно анализирую причины возникающих трудностей  и в короткие сроки нахожу пути их решения.

Учебные достижения

 Таблица 1. Учебные достижения (математика, алгебра, геометрия)

Сравнительный анализ качества знаний и успеваемости за три года года

2014 – 2015  учебный  год

Предмет

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

алгебра

58,8

100

25

100

40

100

50

100

геометрия

33,3

100

40

100

50

100

2015 – 2016  учебный год

Предмет

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

алгебра

50

100

33,3

100

40

100

66,7

100

геометрия

55,6

100

23

100

40

100

83,3

100

2016 – 2017 учебный год    (  1 четверть)

Предмет

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

алгебра

38,9

90

33.3

90

-

-

-

--

геометрия

55,6

100

23

78

-

-

-

-

2016 – 2017 учебный год    (  2 четверть)

Предмет

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

% кач

% усп

алгебра

50

94

36

100

50

100

83

100

геометрия

55,6

89

45

100

50

100

83

100

В 2015- 2016 году мои ученики сдавали ОГЭ по математике. Среди выпускников есть две отличные работы. Считаю, что это результат целенаправленной работы: ведение математического кружка «Максимум», дополнительные занятия по предмету, внедрение в систему уроков по вновь изучаемому материалу заданий, встречающихся ребятам на ОГЭ. Однако один ученик не справился  с работой, не хватило одного балла в модуле «Геометрия».

Таблица 2: Результаты сдачи ОГЭ

учебный год  2015 - 2016

В классе

     «5»

     «4»

      «3»

       «2»

Качество знаний, %

Уровень обучен.,%

10

2

6

1

1

80

90

     

Чтобы эффективно решать проблемы современного образования  систематически повышаю свой профессиональный уровень. Участвую в работе школьного и районного методических  объединений учителей математики, изучаю новинки методической литературы, посещаю уроки коллег в школе и в районе, творчески перерабатываю опыт учителей, размещающих работы в сети «Интернет». Систематически повышаю свой профессиональный  уровень через курсы повышения квалификации. Посещаю районные семинары. Выступаю с докладами и сообщениями перед своими коллегами на педсовете школы, на заседаниях школьного и районного методического объединения, организую и провожу вместе со своими коллегами открытые уроки.:

  • Математика «Координатная плоскость» , 6 кл.,  учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
  • Геометрия «В мире призм», 10 класс,  Л.С.Атанасян, Примерная образовательная программа основного общего образования по математике, ориентированная на работу по учебнику Л.С. Атанасяна «Геометрия 10-11», издательства «Просвещение», 2011 год
  • Интегрированный урок геометрия + технология «Площади фигур», 8 класс, Л.С. Атанасян, .Автор программы  Т.А.Бурмистрова,Москва «Просвещение» 20012 Учебник: «Геометрия 7-9»

 Прошла курсы повышения квалификации:        

  • ФГБОУ  ВПО «РГЭУ (РИНХ) ,курсы повышения квалификации «Современные информационные технологии. Внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс», 14.11.2013
  • Педагогический университет «Первое  сентября», курсы повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС», 2014г.

Участие в профессиональных конкурсах.

  • Всероссийский  конкурс «Лучшее портфолио педагога», центр современных образовательных технологий, 04.10.2014
  • Всероссийский семинар  «ФГОС ООО: здоровьесберегающие

технологии в образовании», 17 августа 2015 г

  • Всероссийский  педагогический совет «Федеральный образовательный стандарт: новые стратегии и новые решения»

           18-19 августа 2015 года

  • всероссийский семинар

            «Самообразование педагога - основа

             профессиональной компетенции педагога», 06.10.2015 г.

  • всероссийский семинар

           «ФГОС НОО: портфолио как метод

             оценивания личностного роста ученика», 05.08.2015

  • Всероссийское тестирование «Росконкурс Октябрь 2016»

            Направление: Использование информационно-коммуникационных

           технологий в педагогической деятельности

  • всероссийский семинар  «Формирование профессиональной          компетентности педагога в соответствии с Профессиональным  стандартом»,  06.10.2015 г.
  • Всероссийский конкурс «Умната»

           Блиц-олимпиада:

         «Классный руководитель в современной

          школе», 08.11.2016

  • Всероссийский  конкурс «Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ)», 08.11.2016

Достижения учащихся: участие в олимпиадах и конкурсах

  • Международный блиц-тунир «Математика – царица всех наук» проекта Новый урок, 17.02.2016: Торосян А. 3 место, Антоненко В. 1 место, Литвиненко И. 2 место, Бациева М. 2 место, Асуева Л. 3 место, Апрышкин И. 1 место.
  • 2 всероссийская олимпиада проекта «Olimpiado.RU» ,11.11.2016: Торосян А. -1место, Апрышкин И. – 2 место, Асуева Л. – 2 место

  • Международный конкурс по математике «Я энциклопедия», осень 2015
  • Международный математический конкурс «ВЕДКИ», urokimatematiki.ru, 20.12.2016:  Бациева М. – 3 место, Уляшев Д. – 2 место, Склярова Е. – 3 место

Имеющиеся публикации :

  • http//конспекты уроков.рф/ ,разработка урока геометрии «Сумма углов треугольника», 7 кл., 02.08.2015г.
  • http//контрольные работы.рф/, презентация «В мире призм», 10 кл., 09.04.2016
  • htt/gotovimyrok.com/, интегрированный урок геометрия+технология «Площади фигур», -9.11.2016

     Я уверена, что глубокие и прочные знания, полученные моими учениками, помогут им выбрать правильный жизненный путь и пройти по нему достойно.