Представление опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_predmetnoy_oblasti_iskusstvo_maou_soshno7_2020-2024.docx | 33.25 КБ |
protokol_shkolnogo_pedagogicheskogo_soveta_no_2.docx | 28.07 КБ |
prikaz_den_otkrytyh_dverey.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ
преподавания предметной области «Искусство»
в МАОУ СОШ№7 на 2020-2024годы.
Настоящая Концепция преподавания предметной области «Искусство»
в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему теоретических положений, базовых принципов, целей, задач и рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем, а также основных направлений совершенствования преподавания предметной области «Искусство»
в образовательных организациях.
Предметная область «Искусство» в образовательных организациях направлена на освоение обучающимися российского и мирового искусства
и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся.
Значение предметной области «Искусство»
В Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию
произведений искусства и объектов художественной культуры.
Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в соответствии с
- меняющимися запросами населения,
- перспективными задачами развития российского
общества, вызовами времени.
Задачами Концепции являются
- совершенствование содержания предметной области «Искусство»;
- развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей;
- художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение ими базовых умений и знаний в области искусства;
- создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических работников.
Проблемы содержательного характера
- Недостаточно внедрены информационно-коммуникационные технологии.
- Недостаточное количество учебного времени для творческой проектной деятельности обучающихся на основе системно-деятельностного подхода.
- потенциал учреждений культуры (музеи, консерватории, театры и др.) используется образовательными организациями не в полной мере;.
Содержание образовательных программ не отражает потенциал этнокультурных особенностей региона
Многолетняя традиция системного изучения предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях, включая методические подходы, учебно-методические материалы, научно-педагогические школы и образовательные практики, представляет собой важнейший потенциал развития российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем,
в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также вопросы подготовки кадров.
Проблемы мотивационного характера
Изменение форм существования музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства в современном мире (виртуальные интерактивные формы искусства; произведения искусства, созданные с применением компьютерных технологий, основанные на сложном нелинейном восприятии музыкального или живописного текста и др.) изменяет отношение обучающихся
к предметной области «Искусство». В результате знакомство обучающихся
с возможностями самореализации в области современного искусства, предполагающего использование компьютерных технологий и интерактивности художественного процесса, усложняется, что снижает уровень мотивации
к изучению предметной области «Искусство».
Фундаментальный уровень существующих образовательных технологий
и методик недостаточно адаптирован к новым формам искусства. По этой причине происходит расхождение между эталонами искусства, которым обучающиеся хотят соответствовать, и недостатком их умений и навыков. Такой подход не позволяет строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности искусства, а также не в полной мере способствует развитию критического отношения к прагматическим повседневным ценностям, пропагандируемым средствами массовой информации.
Основные направления реализации Концепции
Общие направления
С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).
Для достижения высокого уровня обучения необходимо:
в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования детализировать требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство»;
Проблемы методического характера
Недостаточно используются информационно-коммуникационные технологии из-за отсутствия достаточной методической подготовки педагогических кадров.
- Не обеспечена преемственность содержания уроков предметной области «Искусство» и внеурочной деятельности.
- Недостаточно разработаны вариативные модели взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры.
Кадровые проблемы
- Система подготовки педагогических кадров не отвечает требованиям в части формирования компетенций, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог»
- Многие педагогические работники испытывают затруднения в использовании современных методов, форм и технологий обучения и воспитания.
Основные направления реализации Концепции
Для достижения высокого уровня обучения необходимо:
- уточнить требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов;
- разработать контрольные измерительные материалы для различных форм аттестации и оценки качества по учебным предметам;
- проводить творческие конкурсы на различных уровнях для повышения мотивации обучающихся к художественному творчеству;
Для достижения высокого уровня обучения необходимо:
- определить критерии отбора произведений искусства для изучения на учебных предметах;
- совершенствовать и развивать систему межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры;
- при разработке учебно-методических материалов по учебным предметам учитывать этнокультурные и национальные особенности региона.
Для модернизации содержания и методики преподавания предметной области «Искусство» необходимо создание учебно-методических материалов нового поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики достижений результатов обучающихся.
Задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»
- Освоение учебного предмета должно предусматривать:
- овладение выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладных и конструктивных искусств;
- получение опыта художественно-творческой деятельности в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного проектирования и конструирования;
- воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающей действительности;
- знакомство с шедеврами отечественного и мирового изобразительного искусства, народным декоративно-прикладным искусством;
- использование информационно-коммуникационных ресурсов в процессе создания творческого продукта;
- формирование умений анализировать, представлять, сопоставлять, интерпретировать произведения изобразительного искусства и создавать на этой основе собственные художественные образы.
Задачи предметной области «Музыка»
- Воспитать грамотного слушателя и формировать музыкальный вкус в досуговой сфере.
- Изучить лучшие образцы произведений народной и классической музыки.
- Изучать современную музыку академических и массовых жанров.
- Реализовать комплексный подход к развитию музыкальной культуры с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
- Приобщить к музыкальной деятельности: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, музыкально-сценического действия.
- Воспитать грамотного слушателя и формировать музыкальный вкус в досуговой сфере.
- Изучить лучшие образцы произведений народной и классической музыки.
- Изучать современную музыку академических и массовых жанров.
- Реализовать комплексный подход к развитию музыкальной культуры с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
- Приобщить к музыкальной деятельности: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, музыкально-сценического действия.
Мировая художественная культура
Учебный предмет «Мировая художественная культура» раскрывает общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, кино- и фото искусство).
- Воспитать человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую планку развитию отечественной художественной культуры.
- Создать интегрированную основу обучения, которая позволит овладеть разными способами анализа художественного наследия.
- Систематизировать знания о видах искусства.
- Помочь освоить алгоритмы анализа разных видов искусства.
- Выработать основы критического мышления и помочь определиться ученикам с позицией в отношении культурного наследия и современного искусства.
- Создать учебно-методические материалы, которые обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения.
- Использовать информационно-коммуникационные ресурсы.
- Формировать знания, умения и навыки восприятия и практической творческой деятельности в процессе подготовки компетентного зрителя, слушателя, постоянного посетителя музеев, выставочных залов, театров.
- Сочетать наряду с художественно-творческой деятельностью различные формы проектной деятельности
Подготовка кадров
В целях повышения качества работы учителей предметной области «Искусство» необходимо:
- совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования
- повышение значения специальных, культурологических и психолого-педагогических курсов;
- практико-ориентированный характер обучения;
- оптимизация системы оценки качества работы учителей предметной области «Искусство», в том числе аттестации;
- развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников
Материально-техническое обеспечение
Для достижения оптимального уровня качества образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» необходимо обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации обучающихся по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.).
Реализация Концепции
Реализация Концепции обеспечит новый уровень преподавания предметной области «Искусство», а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования средствами искусства. Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
План мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в МАОУ СОШ№7
№п/п | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
I.Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности | |||
1.1 | Ознакомление педагогов с нормативно-правовой базой | В течении всего периода | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
1.2 | Разработка плана мероприятий предметной области «Искусство» | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
II Общесистемные мероприятия | |||
2.2 | Участие в городском конкурсе рисунков "Я выбираю жизнь!" | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
2.3 | Участие в городском Марафоне знаний по изобразительному искусству | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
2.4 | Участие в городском Марафоне знаний по музыке | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
Участие в городском конкурсе художественного творчества | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 | |
2.5 | Участие в круглом столе (изобразительное искусство) «Цифровые ресурсы в преподавании изобразительного искусства» | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
2.6 | Участие в круглом столе (музыка) «Цифровые ресурсы в преподавании музыки» | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
2.7 | Участие в семинаре в рамках ГМО «Современные образовательные технологии в условиях реализации концепции предметной области «Искусство» | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
2.8 | Публикации педагогов | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
2.9 | Продвижение педагогических практик, диссеминация опыта педагогов предметной области «Искусство» | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
III Содержание образовательных программ | |||
3.1 | Разработка образовательных программ общего образования предметной области «Искусство» на основе примерных образовательных программ, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
3.2 | Проведение школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников предметной области «Искусство» | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
IV. Воспитание и социализация обучающихся | |||
4.1 | Разработка и проведение образовательно-просветительских проектов для духовно-нравственного воспитания обучающихся | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
4.2 | Участие в творческих конкурсах на различных уровнях, для повышения мотивации обучающихся к художественному и музыкальному творчеству | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
4.3 | Расширение участия в общественно-значимых, в том числе волонтерских социокультурных проектах. | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7 |
V. Обеспечение условий реализации образовательной деятельности | |||
5.1 | Обеспечение эффективной интеграции образовательной программы предметной области «Искусство» с программой воспитания и социализации обучающихся | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7. |
5.2 | Повышение уровня владения профессиональными компетенциями предметной области «Искусство», т.ч. в части формирования компетенций, необходимых для ведения образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, современных технических форм обучения | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7. |
5.3 | Материально-техническое обеспечение и комплектация кабинетов музыки и изобразительного искусства | 2021-2024 годы | Администрация МАОУ СОШ№7 |
5.4 | Проведение «Кадровой школы для педагогов начальных классов» | 2020-2024 годы | Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7. |
VI. Дополнительное образование | |||
6.1 | Организация и проведение массовых мероприятий предметной направленности: выставки, концерты, конкурсы, фестивали, открытые занятия, дни открытых дверей, предметных недель в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7. |
6.2 | Выявление и обобщение лучших практик по реализации дополнительных общеобразовательных программ | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7. |
6.3 | Участия обучающихся в: -научно-исследовательских мероприятиях «Шаг в будущее»; -фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо»; -городском конкурсе проектов младших школьников «Творческий салют»; -городском конкурсе проектных и исследовательских работ младших школьников «Гости из будущего»; -городской конференции младших школьников «Открытие»; -региональном этапе Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д.Менделеева. | 2020-2024 годы | Заместители директора по УВР Педагоги предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7. |
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ № 15
заседания педагогического совета от 19 декабря 2016 года
Тема заседания:
«Реализация ФГОС ООО: от теории к практике: передовые идеи»
Присутствовали:
Председатель педсовета: Наливайкина Т.А., директор МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма.
Члены педагогического совета.
Секретарь: Акбулдина З.А., учитель русского языка и литературы.
ПОВЕСТКА ДНЯ
- Профессиональные затруднения педагогов МАОУ СОШ №7 в связи с реализацией ФГОС ООО.
- Формирование УУД учащихся.
- Деятельностный подход, как основа реализации ФГОС.
- Практико-ориентированный урок.
- Развитие коммуникативной компетенции учащихся.
По первому вопросу слушали Рыжову А.А, заместитель директора по УВР, озвучившую результаты анкеты «Выявление профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС ООО». В рамках подготовки к педагогическому совету была проведена анкета. В ней приняли участие педагоги 5-11 классов. Анализ анкеты показал, что 74 % учителей ознакомлены с нормативно-правовой документацией по ФГОС ООО. Такой же процент учителей осуществляют на уроках деятельностный подход, что говорит о необходимости повышения методической грамотности учителей.
По второму вопросу слушали Самыкину А.В., учителя начальных классов, выступившую с докладом «Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО. Задача современного педагога – это привитие универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, и формирование у детей мотивации к обучению. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Включение в урок различных проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями.
По третьему вопросу слушали Садовую Е.Л, выступившую с докладом «Системно - деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования». Главное место при системно – деятельностном подходе отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Цель учителя – средствами ИЗО и личным примером организовывать активный подход в учебном процессе, учитывая интересы учащихся, учить мыслить и действовать творчески, преодолевая все трудности. А фактором развития личности является не только учебная деятельность, но и духовность, способность к активной, творческой деятельности в разных жизненных ситуациях, при этом воплощая принцип системности на деле.
По четвертому вопросу слушали Амелькину Л.В., учителя русского языка и литературы, выступившую с докладом «Практико-ориентированный урок русского языка и литературы». Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей обучающихся, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать принцип целеполагания, личностного подхода, продуктивности обучения, ситуативности обучения и образовательной рефлексии. Использование практико-ориентированных технологий на уроках русского языка и литературы обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, интеграцию информационных технологий с научными, интеллектуализацию практической деятельности.
По пятому вопросу слушали Акбулдину З.А., учителя русского языка и литературы, выступившую с докладом «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы». Способность к полноценному речевому выражается в умении самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать конфликты в общении, оценивать успешность ситуации и корректно ее завершать. Именно уроки гуманитарного направления, в частности уроки русского языка, литературы и риторики создают условия для формирования коммуникативной и языковой компетенции. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
РЕШЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ
1.Развивать обмен опытом по реализации ФГОС через методическую учебу, тематические заседания ППС, педсоветы, семинары, мастер-классы в течение учебного года. (Ответственные: заместители директора, руководители ППС).
2.Организовать в феврале-марте 2017 года взаимопосещение уроков учителей в 1-6 классах с целью выявления уровня сформированности у учителей-предметников умения проектировать современный урок согласно требованиям ФГОС. Итоги подвести на методическом совете. (Ответственные: заместители директора, руководители ППС).
3. Продолжить формирование базы интернет- ресурсов по ФГОС с целью обеспечения информирования по вопросам реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО на сайте учреждения (в течение года). (Ответственный: Полукарикова А.С.).
4. Создать рабочую группу по разработке системы мониторинга сформированности универсальных учебных действий и внедрить мониторинг сформированности УУД в образовательный процесс (март 2017). (Ответственный: Рыжова А.А).
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
( МАОУ СОШ № 7)
ПРИКАЗ
10 мая 2016года № 374
г.Когалым
О проведении Дня открытых дверей
«Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС»
В целях обеспечения открытости и доступности информации об организации образовательного процесса, ознакомления родителей с организацией внеурочной деятельности
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести день открытых дверей «Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС»14 мая 2016г. в 12.00ч.
2. Утвердить план открытых мероприятий (Приложение №1).
3. Классным руководителям 3-5 классов довести до сведения родителей учащихся своего класса о Дне открытых дверей и пригласить родителей для участия в мероприятии.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе И.В. Баженову.
Директор МАОУ СОШ № 7 Т.А. Наливайкина
И.В. Баженова
Заместитель директора по ВР
Приказ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма от 10.05.2016г. № 374 «О проведении Дня открытых дверей «Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС»
С приказом ознакомлены:
Агеева Л.А.___________ Бахматова О.Г.________ Галиянова Л.Х. _______ Вовк О.И.____________ Думбрава Л.Г._________ Наливайкина А.Е._______ Овсянникова О.Е. _______ Полищук И.Г.__________ Чурашова М.Ю.________ Назаровас Е.В. ________ Устюжанина О.С. ______ Саяхов Э.К. ___________ Лычковская Н.А. _______ Полищук И.Г. _________ | Акбулдина З.А. ________ Бондаренко А.В._______ Маяцкая О.В.__________ Старикова Т.Н.________ Чернова С.А.__________ Шевцова Ш.А._________ Баженова И.В. ________ Карпова Т.Н. __________ Садовая Е.Л. __________ Муштаева И.Н. ________ Спиридонова Л.В. _______ Синько Е.А. ____________ Карасева М.Н. __________ |