Выступления на мероприятиях, обмен опытом
Использование метода проектов на уроках итальянского и немецкого языка для совершенствования устной речи учащихся.
(Речь Жариковой А.Г., учителя итальянского и немецкого языка, на педагогическом совете от 29.05.13)
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается всё больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать очень трудно. Всё это предполагает фундаментальную и разностороннюю подготовку языку. Для квалифицированного специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой политике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов. Отсюда возрастающая значимость обучения иностранным языкам, формирования коммуникативной компетентности. Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает, таким образом, особую актуальность в современной методике. В последнее время всё большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствуют личностно-деятельностный и коммуникативный подходы в обучении иноязычной речи.
Максимальное развитие коммуникативных способностей – вот основная, перспективная задача, стоящая перед преподавателем иностранного языка. Научить учащегося общаться (устно и письменно), научить чётко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника – это трудная задача, осложнённая ещё и тем, что общение – не просто вербальный процесс. Его эффективность помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний и многого другого.
В основе обучения иностранным языкам должен лежать деятельностный подход, что означает, что процесс обучения должен быть максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа с информацией на любом языке требует формирования определённых интеллектуальных умений: способность анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих чёткой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке.
Язык – элемент культуры, он функционирует в рамках определённой культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в рамках этой культуры. Возрастает необходимость формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Вне языкового окружения важно не только насытить урок условно коммуникативными упражнениями, но и дать возможность учащимся решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Таким образом акцент переносится с разного вида упражнений на мыслительную деятельность учащегося. Что в свою очередь рождает потребность владения определёнными языковыми средствами. Поэтому процесс обучения иностранному языку можно эффективно актуализировать путём проблематизации учебного процесса с использованием информационных источников. Это целый ряд проблемных по своему характеру методов. Сюда можно отнести исследовательские, поисковые, дискуссионные методы и метод ролевых игр (два последних успешно применяются мною на уроках немецкого языка в 7 классе), метод проектов, который включает в себя все перечисленные выше методы (этот метод подходит для факультативных занятий итальянского языка и рассчитан на несколько лет). Проблемность в обучении иностранному языку проявляется, как при отборе информационного обеспечения учебного процесса, так и в процессе контакта с носителями языка, при сопоставлении культур родного и иностранного языка, что позволяет формировать наряду с коммуникативной и прагматической, социокультурную компетенцию.
Обращение к этому методу обусловлено тем, что он даёт возможность сосредоточить внимание обучаемого не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать и размышлять над решением проблем на иностранном языке.
Метод проектов, таким образом, можно считать не простым, но эффективным этапом в формировании критического мышления. Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определённой поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта. В процессе работы над проектом обучаемые самостоятельно (индивидуально или, что чаще, в малых группах), без помощи преподавателя или при минимальной его поддержке, выделяют из проблемной ситуации проблему, расчленяют её на подпроблемы, выдвигают гипотезы их решения, исследуют подпроблемы и связи между ними, а затем возвращаются к основной проблеме и предлагают пути её решения. В ходе защиты проекта предусматривается широкое обсуждение предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Всё это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения иностранным языкам.
Проектный метод позволяет сформировать у обучаемых навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности.