Инновационная деятельность на базе КФУ

Марьина Лилия Шаукатовна

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

Теория и практика системно-деятельностного подхода требует детального изучения, освоения, а затем и внедрения в практику начального образования. Цель моей работы сегодня – рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание  решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения учиться.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря,  умение учиться. Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.

В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий:

- личностные (самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания);

- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

- познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность);

- коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках).

Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей  учащихся, как:

•         готовность к разрешению проблем,

•         технологическая компетентность,

•         готовность к  самообразованию,

•         готовность к использованию информационных ресурсов,

•         готовность к социальному взаимодействию,

•         коммуникативная компетентность.

Системно-деятельностный подход предполагает:

1.     воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

2.     переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

3.     ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

4.     признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

5.     учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

6.     обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

7.     разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

8.     гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Системно-деятельностный подход обуславливает  изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от традиционного обучения к инновационному:

 От традиционного обучения к инновационному обучению (СДП)

Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков → Цель школьного обучения – научить учиться

Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета → Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач

Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов → Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов.

Стихийная учебная деятельность ученика → Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности.

Индивидуальная форма усвоения знаний → Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Концепция системно-деятельностного подхода базируется на основах развивающего обучения, в котором у учащегося – субъекта универсальных учебных действий – в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  2. Использование активных и интерактивных методик;
  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;
  4.  Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную  деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Деятельность обучающихся:

  1. работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;
  2. критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
  4. анализируют современные общественные явления и события;
  5. осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла);
  6. аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  7. выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Конечно, при введении ФГОС нового поколения, реализации системно-деятельностного подхода возникают вопросы: «Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?». Ответ, который дают нам стандарты,  – только с помощью действия.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Понятно, что изменение Стандарта ведет за собой выбор таких образовательных технологий, которые, в свою очередь, будут работать на главное, которое в Стандарте определяется фразой «научить учиться».

К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусмативающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают требованиям Стандарта. Вашему вниманию представлена таблица, в которой систематизированы те педагогические технологии, которые рекомендованы к реализации в рамках деятельностного подхода, заложенного в ФГОС

 

Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода:

  • деятельностный подход в обучении;
  • задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД;
  • организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;
  • ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 

1.     Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.     Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.     Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4.     Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.     Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.     Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.     Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.