Проблемы поведения ребенка
Оказать теоерическую и практическую помощь педагогам и родителям в понимании проблем в поведении детей раннего возраста, о причинах негативного поведения, пути их эффективного разврешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_povedeniya_rebenka.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл консультативного материала из серии «Проблемы поведения детей дошкольного возраста», или «Уроки психологического здоровья», или «Как сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста» с разработкой практических рекомендаций педагога – психолога Киселевой И.П.;
ПЛАН:
Нарушения поведения: норма и патология. (признаки, свидетельствующие о том, что у ребенка есть поражения ЦНС; признаки, свидетельствующие о наличии у ребенка гипердинамического синдрома (СДВГ); признаки, свидетельствующие наличие у ребенка гипокинестического синдрома( синдрома гипоактивности)
Как помочь детям с нарушениями поведения:
невропатолог назначает препараты. Улучшающие мозговое кровообращение;
массаж ребенку;
лечение у квалифицированного остеопата;
физиотерапия;
лечебная физкультура (ЛФК);
занятия в бассейне;
поведенческая терапия; это такая организация режима дня и занятий с ребенком, при которой гиперактивный ребенок будет постепенно (очень медленно) учиться контролировать себя, а гипоактивные ребенок станет активнее и инициативнее. Подбор индивидуальных приемов поведенческой терапии, которые будут наиболее действенны для конкретного малыша осуществляет только психолог на индивидуальной консультации. К нему (педагогу – психологу) следует обратиться сразу после консультации с невропатологом;
Материал из книги:
Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов/ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с. (Библиотека психолога).
Аннотация: в пособии представлены материалы, раскрывающие психологическую природу депривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка, даны педагогические рекомендации по коррекции личностных и поведенческих проблем. Пособие адресовано психологам, педагогам, социальным работникам.
Материал из книги:
Хухлаевой О.В.
Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. Пособие для студ. Выш. Пед. Учеб. Заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003 – 176 с.: 8 л. ил.: ил.
Раскрывается содержание индивидуальной коррекционной работы психолога дошкольного образовательного учреждения и средней общеобразовательной школы с детьми, имеющих отклонения в психологическом здоровье. При этом дается определение понятия «психологическое здоровья», классификация его нарушений, показаны особенности диагностики, характеризуются методы коррекции. Представлена программа практической работы с детьми, проиллюстрированная примерами из опыта работы автора и рисунками детей. Полезно учителям, родителям, школьным психологам, воспитателям, психологам ДОУ;
Для выяснения глубинных механизмов нарушениях поведения необходимо:
Знать особенности возраста ребенка!
Иметь терпение и такт в выяснении причины конфликта («плохого» поведения ) ребенка.
Уметь правильно отреагировать на отрицательные реакции ребенка ( на «плохое» поведение ребенка);
С младшего дошкольного возраста учит детей осознавать элементарные нормы поведения, используя для этого разнообразные методы и приемы, при этом четко зная особенности соматического и психического состояние ребенка.
Видеоматериал Центра практической психологии «Катарсис»
«Как научить ребенка контролировать свои эмоции» (элементы телесной терапии
на занятиях и в повседневной жизни);
«Как помочь детям с эмоциональными проблемами (тревогой, страхом, агрессией.
Игры и упражнения для психологов, педагогов, родителей.
Содержание:
- Причины эмоциональных проблем у детей;
- Возрастные и личностные особенности тревоги, страха и агрессии.
- Терапевтические занятия с детьми: работа со страхами, тревогой и агрессией.
- Коррекция эмоциональных проблем;
- Обучающие занятия с детьми;
- Требования к занятиям с детьми. Влияние детских игрушек, ТВ на
эмоциональное развитие детей.
- Детская релаксация.
Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям детей дошкольного возраста в темной сенсорной комнате посредством релаксационного оборудования, с использованием в комплексе музыку, ароматерапию и цветотерапию.
Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям посредством игр с водой,
песком; (аквацентр).
Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям детей дошкольного возраста посредством игротерапии;
Программы коррекции поведения детей (разных эмоциональных нарушений;
Составить библиографию ( литература по проблемам поведения детей дошкольного возраста);
Составить картотеку игр и игровых пособий по коррекции поведения детей дошкольного возраста;
Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.
для родителей при ПМСС Центра «Дар» по теме
«Проблемы поведения детей раннего возраста»
от 22.12.2011 года
ЦЕЛЬ:
1.Оказать помощь родителям в воспитании детей раннего возраста.
Задачи:
1.1 Сообщение знаний об особенностях психического развития детей раннего возраста, (о разных причинах проблемного поведения детей раннего возраста ; дать понятия «норма» и «патология» в поведении ребенка раннего возраста: кризис 3-х лет );
1.2 Способствовать повышению их компетентности в правильном выборе воспитательных средств, приемов и методов при воздействии на ребенка раннего возраста в ситуациях его проблемного поведения : кризис 3-х лет);
1.3 Разработать практические рекомендации для родителей в периоды проблемного поведения ребенка раннего возраста.
1.4 Оформить папки – передвижки по проблемам поведения ребенка раннего возраста;
При правильном воспитании у ребенка раннего возраста преобладает бодрое активное состояние. В таком эмоционально – положительном состоянии они правильно реагируют на просьбы взрослых, охотно едят, спокойно идут спать, Они очень эмоциональны, часто улыбаются, смеются, очень подвижны, деятельны и ласковы.
Такое поведение свидетельствует о состоянии оптимальной возбудимости нервной системы ребенка, эмоциональном комфорте ребенка со взрослыми. Однако, психологи анализируя поведение ребенка в течении первых 3-х лет, отмечают крайнюю неустойчивость состояния возбудимости (поведения, разных эмоциональных состояний).Иногда от незначительной причины
( пример, небольшого изменения режима сна) ребенок приходит в состояние повышенной возбудимости, при котором возникают различные нарушения поведения, или проблемы в поведении: это упрямство, негативизм, агрессия, отказ от еды. сна, вспышки раздражения, истерики, чрезмерная активность, ребенок может укусить, драться и др.
Изучение проблемного поведения детей раннего возраста началось еще в начале 20 – го века. Проблемами поведения детей раннего возраста серьезно изучались учеными: Н.М.Аксариной, Л.Ф. Островской, Н.М. Щеловановой.
Они установили основные причины проблем поведения детей раннего возраста , а также их коррекция (исправление)
- Причина проблемного поведения - заболевание.
Каждое , даже незначительное заболевание влечет за собой какие – либо
изменения в состоянии нервной системе (падает работоспособность,
ребенок становится или слишком раздражительным, либо вялым в
зависимости от тяжести заболевания, изменяется его обычное поведение
(капризы, истерики, отказ от пищи и др.) Отсюда – правильные действия
родителей, терпимость по отношению к больному ребенку!
- Причина проблемного поведения - недостаточное удовлетворении органических потребностей ребенка (например, голод). Даже незначительное нарушение в удовлетворении физиологических потребностей организма ребенка ведет к изменению
его поведения: небольшое запаздывание с обедом, несвоевременное
укладывание спать, неудобная одежда, мешающая двигаться на улице и
др.
Правильные действия взрослого - ,для предупреждения нежелательного
поведения родители должны обеспечить ребенку правильное и
полноценное питание, точное выполнение режима, активные игры,
поддерживать самостоятельность.
- Причина проблемного поведения - отсутствие условий для активной деятельности, в частности для движений.(недостаток физических упражнений, накопившиеся неизрасходованная энергия) является одной из часто встречающейся причиной конфликта взрослого и ребенка (представьте , вы пришли усталые с работы, а ребенок со своими потребностями тут как тут и посыпались многочисленные просьбы «поиграй со мной. Давай погуляем и др., и чаще всего ваша реакция – я устала…, подожди.. или еще хуже: окрики «отойди..», правильная реакция взрослого – это уделить любимому чадо время, уметь их занять, поиграть в подвижные игры.
4. Причина проблемного поведения - недостаточное общение со взрослым. Не получая удовлетворения этой потребности ребенок становится или вялым или раздражительным, или замыкается в себе. По этой же причине появляются разные невротические вредные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос и др. В рисунках детей этот дефицит общения очень ярко проявляется!
5. Наиболее главной причиной в наш 21 век проблемного поведения ребенка до 3 – х лет - неправильные подходы взрослых к воспитанию детей раннего возраста:
- Чаще всего в семье , где нет единых требований со стороны взрослых к ребенку возникают чаще истерики , капризы, плач, агрессия и др. негативные проявления в поведении ( мама с папой требуют , а бабушка разрешает; или папа жестко держит и воспитывает сына , а мама жалеет).
- Использование в воспитании ребенка раннего возраста частых запретов, ограничений также вызывают негативные действия ребенка. Нужно помнить, что ребенок в этом возрасте не умеет контролировать свои действия, для него познание мира предметов на первом плане: есть такой мудрый прием: если что – то запрещаешь ребенку раннего возраста, то обязательно придумай а что можно.. (пример, пылесос тебе нельзя трогать, а вот веник возьми, и мы с тобой наведем чистоту! Правильная , последовательные и согласованные требования к малышу со стороны всех взрослых в семье, установление единых правил, запретов, ограничений, порицаний.
- Причина проблемного поведения ребенка раннего возраста - детско – родительские отношения: стиль общения ребенка и родителей (авторитарный стиль воспитания: жесткие правила и требования, дети замкнуты, боязливы, угрюмы, агрессивные; либеральный или попустительский : родители совсем не контролируют поведение детей, полная свобода действий; отвергающий стиль общения: открыто демонстрируют неприятие ребенка; эгоцентричный стиль общения: ребенок «кумир» « смысл жизни «родителей, вседозволенность, маленький тиран взрослых; демократически или авторитетный), В Выбор взрослыми неправильного стиля общения могут быть и негативные воспоминания о детстве (чрезмерно строгие родители – также начинают воспитывать своих детей)
- Причина проблемного поведения детей раннего возраста - незнания специфики и развития нервной системы ребенка в ранний период, его особенности восприятия окружающего мира. Хочу напомнить эти особенности развития детей раннего возраста: излишняя ранимость, эгоцентризм ( я воспринимаю мир через собственные ощущения из – за маленького жизненного опыта), малая выносливость и быстрая утомляемость , неуравновешанность - эмоции возникают спонтанно и ребенок ведет себя импульсивно , неустойчивость настроения: улыбка моментально может смениться слезами , быстрая смена настроения: малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить, недостаточная подвижность нервных процессов: быстро возбуждаемость и долго успокаиваются, эмоциональная заражаемость ( стоит одному заплакать, другие начинают плакать). Поведение ребенка раннего возраста целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства ребенка побуждают к поступкам, и в поступках они закрепляются. У этих детей рано проявляется способность к сопереживанию, они научаются уже оценивать поступки свои и чужие. Но сознательно управлять своим поведением ребенку не удается, для этого ему нужен взрослый, который помогал ему не делать то, что нельзя.. Ведь ребенку очень трудно в таком возрасте выполнять непривлекательные действия: убирать игрушки, тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания - сьесть немедленно конфетку.
- Одной из причин нежелательного агрессивного поведения ребенка раннего возраста является – ревность к другим детям в семье. Чаще всего – это рождение второго ребенка в семье . Поэтому надо заранее готовить ребенка к появлению братика или сестрички.
6. Проблемы в поведении у ребенка могут быть и наследственного характера – они чаще всего возникают в семьях, где родители , страдают депрессией, шизофренией, родителей с патологическими чертами личности: аффективность, тревожность, эгоцентричность и др.
7. Также очень часто проблемы в поведении у детей в раннем возрасте встречаются в семьях, где наблюдается дисгармония супружеских отношений (развод родителей, конфликты между родителями , ведь ребенок в этом возрасте очень чувствителен к настроению родителей, особенно , матери: мать тревожная, ребенок – тоже.)
8. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста могут быть
связаны и кризисными периодами. Эти кризисы закономерны,
неизбежны.
Важнейшим новообразованием раннего детства является к обозначению
себя личным местоимением «Я сам», отделение себя от мира взрослых.
К 3-м годам у ребенка появляются желания. Не совпадающие с
желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности,
стремление отделить свое «Я» от взрослого, а для этого надо стараться
делать все самому!
Это приводит к проблемам в общении ребенка со взрослым
С 3-х лет ребенок перестает себя называть в третьем лице, а называет
себя по имени, обозначает себя местоимением «Я». В этот период,
отделившись от взрослого , ребенок начинает стремиться к достижению
результата любой доступной деятельности, желает продемонстрировать
свои успехи взрослому, получить одобрение, у него появляется
обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в
повышенной обидчивости и эмоциональной чувствительности.
Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса (папка);
9. Темперамент и поведение ребенка.
Ребенок «сильного типа» - сангвиник: свойственна активность,
любопытство в достижении цели. Преобладает хорошее настроение,
«заводила», аппетит и сон хороший. Его нельзя грубо наказывать,
запугивать, обижать. Воспитывать такого ребенка легко!
Неугомонный «холерик»: упрямство, настаивание на своем,
целеустремленный. Бесстрашный., эмоциональный, сон чуткий.
Для воспитания нужно терпение, выдержка со стороны взрослых!
«Невозмутимый» флегматик – тихий, медленный в действиях. мыслях,
трудолюбивый, осторожный, рассудительный, тихий, покладистый,
спокойный.
«Чувствительные» меланхолики – очень впечатлительные, приветливые,
отзывчивые.
Подавление же врожденного темперамента может вызвать невротические реакции! Постарайтесь воспитывать своего ребенка в соответствии с его индивидуальностью!
Проблемы в поведении у детей – явление обычное и преодолимое. Все нежелательные поступки , действия и слова ребенка всегда имеют свои причины. И мудрость родителей, матери, правильно определить причину такого поведения, и тем самым предотвратить последующие вспышки детской раздражительности. В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему – то, иначе можно добиться обратного эффекта. Необходимо старательно и терпеливо обьяснять ребенку, что от него требуется, приучать с детства к дисциплине, знакомит с элементарными правилами поведения в обществе, прививать культуру поведения. Родителям необходимо знать потребности и чувства своего ребенка.
НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДО 5-ти ЛЕТ:
Застенчивость; причина: неуверенность в себе.
Страхи: они всегда присутствуют у детей,так как у ребенка мал жизненный опыт; но существуют нормы страхов (по Захарову). Страх уколов, сказочных героев, высоты, пожара и др. Страхи появляются в течении всей жизни человека и их происхождение зависит от опыта самого человека. У наших детей чаще всего страхи создают сами взрослые: мультфильмы о всяких нечеловеческих существах: человек – паук и др.
Ревность: второй ребенок; тревожность, нервозность, плохой сон, аппетит и др.
Упрямство: пик упрямства 2,5 года. Защитная реакция, настойчивость. немотивированное упрямство.
Поиск внимания к себе:
Вспышки раздражительности:
Чрезмерная активность: гиперактивность или темперамент, или ограничение ребенка в двигательной активности и др.
Агрессивность – кусание и драчливость:
Различают физическую, вербальную, направленную на себя (причинение боли себе) Ребенок дерется. (учить социально приемлимым способам разрешения конфликтных ситуаций. Драки между старшим и младшим ребенком в семье – явление обычное и закономерное, если еще разница в возрасте небольшая. Ребенок портит вещи: продолжается с 1 года до 2 –х лет. Причина? зависть, самоутверждение, желание творить. Бранные слова: пример родителям или киногероям. (вербальная агрессия).Ребенок причиняет себе боль (самоагрессия, аутоагрессия): неуверенность в себе, недостаток любви, ласки, понимания со стороны взрослых, но это может быть и признак психического заболевания. Научиться разряжаться!
Учить приемлемым способам для выражения гнева: музыка. Бег и др.
Причина агрессивности - может быть и неудачные роды, беременность.
Ребенок кусается в норме до 3-х лет: причины: неуверенность, ревность, агрессия.
Неприличные слова: ребенок их не понимает, но это подражание родителям.
Ложь: (выдумывание историй): до 5 лет ребенок не говорит правду – это норма, но после 5 лет стоит обратиться к психологу;
Эгоизм: дети раннего возраста эгоцентричны, они не имеют понятия, что надо считаться с другими людьми, это приходит постепенно. В них развития или присутствует нормальная склонность добиваться и получать все, что им хочется, (очень маленький жизненный опыт).Постепенно путем обьяснений и игр с детьми – эти понятия у них воспитываются.
Плач:- это особый язык ребенка; причина плача: или голод, мамы нет и др. Беспричинный плач.
Проблемы со сном: проблемы со сном: ребенок кричит во сне; ребенок не хочет спать, ребенок ложиться к родителям.. Тишина и распорядок!
После болезни, развод родителей и др.
Плохой аппетит и отказ от пищи:
Вредные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей и другие навязчивые движения. Причина: самоуспокоение, недостаток тепла, ласки, признак нервозности.
22.12.2011 Педагог-психолог МДОУ № 50 «Родничок»: Киселева И.П.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЛЮБОМ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОМ
ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА:
- Любое проявление характера у ребенка в раннем возрасте обязательно имеет свои причины ! Отсюда, главная цель родителей при разрешении любого нежелательного поведения ребенка – это устранить причину такого нежелательного поведения ребенка, а не подавлять его.
- При выборе каких – либо методов воздействия на ребенка надо знать
особенности нервной системы детей раннего возраста:
малая выносливость, быстрая утомляемость, неуравновешанность и недостаточная подвижность нервные процессов: возбуждения и торможения (быстро возбуждаются, трудно успокаиваются), эмоциональная заражаемость (если один заплачет, другие начинают также плакать), эгоцентризм ( весь мир для него), такие понятия, как «хорошо» и «плохо» имеет для ребенка особое понимание: «хорошо» для ребенка – это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для детей раннего возраста! Постепенно ребенок приобретает опыт, и позднее он считает, что «хорошо» - это то , за что хвалят!
- Сотрудничать с ребенком , а не руководить им. Приказы, резкие
запреты могут спровоцировать агрессивную вспышку.
- Использовать в общении краткие и четкие понятные малышу инструкции.
- Постарайтесь, чтобы вашему ребенку было уютно, безопасно с вами.
- Чаще говорите ребенку, что вы его любите.
- Быть терпеливым не допускать чрезмерных вспышек в ответ на его нежелательное поведение.
- Учите элементарным правилам этикета.
- Создайте для ребенка развивающую среду и обеспечьте ему достаточную самостоятельность и свободу действий (под вашим контролем)
- При любом нежелательном поведении вспоминайте свое детство: когда я была маленькой…..; рассказывайте разные небылицы о непослушных детях, говорите от лица любимых игрушек и др.
- Дети с 3-х лет вполне способны понять логические обьяснения взрослых: почему надо поступать так, а не иначе…
- Во время истерик, плача и других выраженных негативных проявлениях не пытайтесь что – либо внушить детям, в таком состоянии они не слышат вас, но оставайтесь рядом, не уходите.
( рекомендации педагога – психолога МДОУ № 50 Киселевой И.П.)
Семинар для родителей при консультативном Центре ПМСС Центра «Дар» был проведен 22 декабря 2012 года.
Тема: «Проблемы поведения детей раннего возраста»
Присутствовало 9 – 10 родителей ?
Начало 18.00 часов, закончился в 19.30
План выступления:
- Начало: мини – лекция «Проблемы поведения детей раннего возраста»; с 18.00 – 18.40 часов
- Обмен мнениями; ответы на вопросы родителей по теме: с 18.40 – 19.20
- Папка – передвижка с практическими рекомендациями : «Кризис 3-х лет»; «Если ребенок много капризничает и плачет», «Если ребенок сосет палец», «Ох, как хочется побаловать».
- Практические рекомендации для родителей: «Ваши действия при любом нежелательном поведении вашего ребенка»
Атмосфера была очень доброжелательной и доверительной. Родители проявили большой интерес к данной теме, было очень много предложено ситуаций психологу, на которые родители получили ответ ( глазами психолога); Родители с большим желаниям делились своим опытом, грамотно рассуждали;
Цель:
Оказать психологическую помощь родителям в воспитании ребенка раннего возраста, особенно в кризис 3-х лет.
Задачи:
- Дать элементарные знания родителям об особенностях психического развития ребенка раннего возраста; (о разных причинах проблемного поведения детей раннего возраста, показать и разьединить норму и патологию в поведении: кризис 3-х лет));
- Способствовать повышению компетентности родителей в правильном подборе воспитательных средств, приемов и методов при воздействии на ребенка раннего возраста в ситуациях его проблемного поведения р ( поведение родителей в период кризиса).
- Разработать практические рекомендации для родителей «Ваши действия при любом нежелательном поведении ребенка.
- Оформить папки – передвижки по проблемам поведения детей раннего возраста.