Спортивная жизнь
Предварительный просмотр:
Современный урок физической культуры. Каким он должен быть?
Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность». Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Наблюдая за деятельностью учеников на уроках, точно знаю, кто из учащихся действительно выносит познавательную ношу с урока, а кто безнадежно отстал, кому не интересен предмет, а кто силится, но без поддержки, улыбки, одобрения не сможет подняться. Анализируя свою работу, пришла к выводу, что недостаточно применять различные формы и методы организации учебной деятельности, необходим творческий подход. Как повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни? С этой целью я обратилась к межпредметным связям. Применяя на практике межпредметные связи, убедилась, что это является востребованной необходимостью, так как предмет «физическая культура» имеет многоаспектные связи с другими предметами. Эти взаимосвязи при умелом использовании в учебном процессе обогащают и углубляют знания и способствуют формированию устойчивого познавательного интереса учащихся. Кроме того, это имеет огромное воспитательное значение. При конструировании таких уроков необходимо учитывать следующие факторы:
- Объект, для познания которого создается межпредметный урок, должен обладать многоаспектными характеристиками;
- Необходимо обеспечить разнообразие не только содержательной, но и операционной стороны’
- Важно предусмотреть развитие логического мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т. д.);
- Продумать возможность создания у учащихся целостной картины объекта.
Итак, решение межпредметных заданий позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по разным учебным предметам.
Использование приведенных выше форм, средств и методов организации и обучения на уроке позволяет достичь следующих результатов:
1. Наметилась тенденция в сторону улучшения посещаемости уроков;
2. Активизировалась работа учащихся во внеурочной деятельности;
Из всего выше сказанного, хотелось бы отметить важность соблюдения принципа индивидуального подхода к ученику. Нужно помнить, что успех, обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету.
Для повышения двигательной активности детей в нынешних условиях школы применяю самостоятельные занятия физическими упражнениями т.к. школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни. Для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т.к. отношение учащихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности.
В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:
1. Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.
2. Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчиво объясняя цель каждого.
3. Задания по физкультуре дети получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.
4. Каждое задание подробно объясняться с тем, чтобы учащиеся ясно представляли содержание и технику выполнения упражнения.
5. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.
Контроль за их выполнением осуществляю на уроках физической культуры. Проверку провожу текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определить максимальные возможности учащихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельной деятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждый учащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются. Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда. Собственный опыт работы по данному направлению позволяет утверждать, что домашние задания по физической культуре повышают интерес к предмету "физическая культура", способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности, чувства ответственности.
Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В деятельности преподавателя общение является не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания учащихся. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, изучать отдельного ученика, наблюдать за его действиями, фиксировать данные наблюдения. Это поможет осуществлять индивидуальный подход к детям. Таким образом, на основе самодиагностики педагогической культуры учителя и знаний индивидуально-типологических особенностей учащихся моделируется учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры. Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.
Перестраивая педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения:
- исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;
- «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;
- «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;
- «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений) учеников;
- «крупные блоки», которые позволяют усвоить главные сущности понятия, связи, овладеть методами физического воспитания;
- «самоанализ», сотрудничество с родителями, культурная идентификация через народную подвижную игру.
Говоря об учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры с учетом сильных сторон преподавателя, следует подчеркнуть, что урок составляет органическую составную часть занятий по физическому воспитанию. Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости друг от друга. Учитель должен чувствовать, с кем он общается, и соответственно вносить коррективы в манеру своего общения. Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя.
В своей педагогической деятельности стараюсь правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают успешно решать поставленные задачи. Воспитывая учащихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е. все время создаю перед обучающимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.
В рамках конструктивной деятельности мною разработаны: рабочие программы и тематическое планирование по физической культуре для 2-11 классов, рабочие программы по баскетболу и волейболу для занятий в секциях, тематическое планирование по программе специального коррекционного обучения для 6-9 класса, составлен план физкультурно-массовых мероприятий, план проведения дней здоровья, разработаны сценарии внеклассных мероприятий, положения по «Президентским состязаниям» и «Президентским спортивным играм».
С целью оптимизации процесса физического воспитания стараюсь координировать свою деятельность со всеми членами коллектива. Для повышения уровня педагогических знаний и умений, пропаганде здорового образа жизни провожу открытые занятия, беседы, круглые столы, консультации, участвую в физкультурных праздниках и соревнованиях различного уровня. В процессе ежедневной работы по физическому воспитанию оказываю помощь членам коллектива в организации и проведении разных занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, физкультурный досуг, игры-соревнования, недели здоровья и т. д.). В начале года происходит формирование физкультурного актива из числа лучших спортсменов школы, составляется план работы СФК.
Внеклассная работа является продолжением учебной работы. Внеурочные занятия можно рассматривать как предоставление учащимся дополнительного образования в избранном виде спорта и как существенный фактор повышения уровня двигательной активности. Проводятся тренировки в режиме секций, спортивные соревнования и спортивные праздники. Регулярно проводятся дни здоровья, турниры по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, школьные спартакиады. В целях пропаганды здорового образа жизни привлекаются в организацию и участие не только учащиеся, но и родители учащихся, учителя
Мой долг как учителя — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культуры, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Преподавательское мастерство характеризуется такими факторами, как творчество, изобретательность и находчивость, умением владеть собой, знанием своего предмета и методов воспитательной работы. Это очень важные качества, так как мы имеем дело с внутренним миром ребенка, его мировоззрением, мыслями, желаниями и надеждами, его горестями и радостями и независимо от своего личного опыта, таланта, знаний оставляем след в душе и сознании ребенка. У одних этот след остается очень ярким, они подражают учителю, и, в конечном итоге, стремятся пойти по его стопам, другим помогаем укрепить здоровье. На уроках и спортивных тренировках постоянно обращаю внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со сверстниками, старшими, родителями. Опыт показывает, что с воспитанием связаны такие понятия, как «доброта», «сердечность», «чуткость», «внимательность», «индивидуальный подход к учащимся», которые должны сочетаться со строгостью, требовательностью к воспитанникам. Без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства учитель никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.
Чтобы иметь авторитет у учащихся, постоянно слежу за собой, своими манерами, речью, стараюсь не «давить» своими знаниями, а охотно передавать их учащимся, что помогает им быстрее овладеть учебным материалом.
Педагогическое мастерство - не врожденное качество оно приобретается в процессе труда. В ходе общения с учащимися на уроках физической культуры, спортивных тренировках и соревнованиях, при проведении других спортивно-массовых мероприятий складывается два эмоциональных полюса общения. Для того чтобы настоящий воспитательный эффект получился, стараюсь организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях. Учитель и ученик составляет единую систему, объединенную общей целью: учитель передает знания, умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на уроках физической культуры, спортивных секциях, соревнованиях и т.д., то есть происходит обмен информацией, организация взаимоотношений, познание личности ребенка.
На уроках физической культуры важно раскрыть красоту и выразительность действий, суметь дать эстетическую окраску упражнениям, пробудить творческий импульс, фантазию, направить их на поиски наиболее гармоничного построения движений и комбинаций. Обнаруживать красоту целесообразности — сильнейший эстетический стимул совершенствования спортивного мастерства. В процессе уроков и спортивных тренировках учу школьников формировать себя, даю знания о механизме владения своим телом, учу ощущать выполняемые упражнения и управлять ими. Обращаю внимание на внутреннее сознательное сосредоточение, вникание в смысл физического упражнения каждым учеником. Нужно пробудить у ребенка потребность совершенствовать, творить красоту в себе. Воспитание чувства прекрасного, воспитание телесной красоты, воспитание этики поведения; воспитание творческой активности - одна из главных задач в моей работе.
Направленность содержания занятий по физическому воспитанию направлена на решение образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Решение этих задач во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, его двигательной подготовленности, организаторских способностей, нравственной, эстетической, речевой культуры, дидактических способностей, коммуникативной культуры. Для успешного решения поставленных задач изучаю и анализирую научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры, делюсь опытом работы с другими коллегами, имею методические разработки, программы, осуществляю самоанализ и анализ уроков. Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются:
• текущее и перспективное планирование;
• подготовленность материально-технической базы;
• пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;
• наличие нестандартного оборудования;
• наличие кружков физической культуры, секций по видам спорта и др.; •систематическая подготовка физкультурного актива;
Физическому развитию должно помогать правильно проводимое и хорошо организованное физическое воспитание.
Ведущим в этой системе является урок. Через урок идёт реализация государственных и авторских программ, которые призваны дать направление в формировании человека, формировании его здорового образа жизни. Я работаю по комплексной программе физического воспитания (В.И. Лях, А.А. Зданевич). Программный материал включает в себе следующие разделы: «Лёгкая атлетика», «Гимнастика», «Лыжная подготовка», «Волейбол», «Баскетбол».
Большую часть уроков провожу на открытом воздухе, что немаловажно для здоровья учащихся. Эффективнее осуществляется закаливание организма, повышается его сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Организация методика проведения уроков в начальной школе во многом зависит от возрастных особенностей учащихся. Основное внимание уделяется овладению школой движений, используя метод стандартно – повторного и вариативного упражнения, которые сочетаются с широким применением игрового и соревновательного методов.
Средней школьный возраст – это переломный период в развитии двигательной функции ребёнка и здесь необходимо учитывать половые особенности. На уроках учащиеся получают представления о физической культуре личности, о её взаимосвязи с основами здорового образа жизни, о методике самостоятельных занятий. Необходимо также увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий, находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях.
В старшем школьном возрасте интенсификация обучения идёт по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения учебных бесед, дискуссий, исследовательских методов, познавательных игр и упражнений, самостоятельной работы.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроках физической культуры теоретические сообщения, мультимедийные презентации. Теоретическим сведениям уделяю 2-3 минуты и в течение каждого урока. Введение теории в урок позволило внедрить в практику домашние задания. Ребятам предлагаются темы рефератов, сообщений. Такие работы по теории старшеклассники выполняют с удовольствием, в итоге улучшается посещаемость занятий, появляется интерес к занятиям.
Для ученика обученность – это оценка результата его учебной деятельности, для учителя – оценка эффективности его работы и одновременно определение границы сложности заданий для успешной самостоятельной работы ученика. Качество знаний учащихся составляет в среднем 80%, неуспевающих нет.
Отслеживание динамики обучаемости помогает адекватно оценить свои усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю индивидуальной педагогической помощи.
Два раза в год –провожу мониторинг физической подготовленности детей, давая им комплексную оценку их двигательной активности. Анализ результатов обследований позволяет в случае необходимости внести коррективы в свою педагогическую деятельность наметить индивидуальную работу с ребенком по развитию определенного вида задания, осуществляя профилактику травматизма и безопасности. Мониторинг позволяет выявить сильные и слабые стороны физической подготовленности учащихся, что помогает скорректировать процесс обучения. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры. Оценка должна стимулировать активность учащихся, интерес к занятиям физической культуры, желание улучшить собственные результаты, поощрять стремление к самосовершенствованию и ведению здорового образа жизни. Поэтому разработана система оценивания. Если ребёнок улучшил свой результат, то ему выставляется оценка на балл выше.
Учащиеся демонстрируют хорошие знания теоретических и практических основ предмета, показывая высокие результаты в ходе тестовых испытаний, олимпиады по физической культуре.
Обучающиеся стабильно показывают высокие результаты в различных соревнованиях, являясь победителями и призерами муниципальных и региональных соревнований, конкурсов.
В 2009 году была проведена работа по внедрению физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и защите отечества», открыт спортивно-оздоровительный клуб «Олимп».
Вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли инновационная деятельность фактором развития творчества педагогов? Практика инновационной деятельности помогает творческому росту учителя и повышает квалификацию, грамотно организует апробацию идей и оценку результатов, помогает систематизировать и обобщить опыт своей работы. Взаимодействуя с наукой, учитель включаются в реальную исследовательскую работу, совершенствуя навыки аналитической и прогностической деятельности. В 2009 году мои рабочие программы, методические разработки, сценарии внеклассных мероприятий, презентация «Наше здоровье в наших руках» были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Здоровое поколение- основа качественного образования», на межрегиональной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов был представлен проект «Проект спортивно-оздоровительного клуба «Олимп». Добиваться высоких результатов мне помогает то, что сама принимаю активное участие во всех спортивных мероприятиях, являясь примером для своих воспитанников. В 2006 году участвовала в Общероссийском фестивале среди семей «Стартуем вместе» г. Москва. В 2007 году участвовала в спортивном фестивале среди семей муниципального образования «Спортивная семья- счастливая семья» и заняли 2 место, в 5-х областных сельских спортивных играх среди семейных команд – 3 место; В 2008 году принимали участие в региональных соревнованиях «Папа, мама, я -спортивная семья»; В 2009 году участвовала в муниципальном конкурсе «Учитель года- 2009» -2 место, принимала участие в областном спортивном фестивале «Папа, мама, бабушка, дедушка и я- самая спортивная семья»; во Всероссийском конкурсе «Лучший детский тренер страны» в номинации «Школьный тренер»; во Всероссийских зимних сельских спортивных играх, проходивших в Ханты-Мансийске - 4 место. В 2011 г –участие в конкурсе лучших учителей ПНПО, областной туристский слёт учителей-1 место. |