Новые педагогические технологии в работе учителя истории и обществознания
Друзья! Здесь размещены материалы, требуемые для участия в конкурсе профессионального мастерства "Лучший учитель города Казани - 2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание опыта работы | 32.96 КБ |
Гордимся прошлым - строим будущее | 18.21 КБ |
Методический семинар | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
учителя истории и обществознания Савиновой Елены Николаевны
МБОУ "Гимназия №40" Приволжского района города Казани
Около двадцати пяти веков назад китайский полководец и стратег Сунь Цзы сформулировал правило, которое сегодня называют "фундаментальным законом управления". Победа, считал мыслитель, есть следствие столкновения собственного превосходства и неуязвимости ("твердого") над слабостью и уязвимостью противника ("пустым"). Мне кажется, сегодня взгляды Сунь Цзы ничуть не утратили своей актуальности. В условиях ускорения темпов развития общества мы ежеминутно находимся в ситуации выбора, и в этом случае умение разделять информацию на "твердое" и "пустое" - анализировать ее - становится необходимым каждому человеку.
Качественное образование - основа любого общества, и в этой связи деятельность педагогов сегодня, пожалуй, одна из самых ответственных. Цель моей педагогической деятельности - способствовать формированию цельной, активной, самостоятельной и творческой личности с социально значимыми качествами, той личности, в которой нуждается и социальный заказ на которую предъявляет в виде ФГОС и наше государство.
Сегодня нам, учителям, требуется не просто дать ученикам сумму знаний, но и задать своеобразные личностные, нравственные координаты для успеха их жизненного "плавания". И, пожалуй, главное, что необходимо взять с собой в это плавание - критическое мышление как способность анализировать информацию, ничего не принимать на веру, решать жизненные проблемы на основе адекватной оценки ситуации.
В своей деятельности я использую различные педагогические технологии - развивающее обучение, в основу которого легли труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, проблемное обучение и метод проектов, основанные на идеях Джона Дьюи, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии. Считаю, что все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Всеобщая информатизация диктует нам и необходимость использования на постоянной основе информационно-коммуникационных технологий, которые делают мир школьных уроков нагляднее, объемнее, позволяют быстро реагировать на происходящие изменения. Однако в данный момент основное внимание я уделяю технологиям критического мышления школьников, поскольку именно в этой способности личности я вижу перспективу устойчивого развития нашей школы, республики, государства, да и мира.
Вышесказанное определило и выбор мною методической темы - "Формирование социально значимых качеств учащихся на уроках истории и обществознания методами развития критического мышления".
Технологии развития критического мышления сегодня достаточно широко распространены. Ее создателями считаются американцы Ч. Темпл, К. Мередит и Д. Стил, в нашей стране видными представителями этого направления считаются С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская.
Что же дает эта технология ученику? Способность поднимать проблемы и ставить вопросы, формулируя их ясно и четко; находить и анализировать относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; делать обоснованные и непредубежденные заключения, проверяя их по критериям и стандартам, эффективно взаимодействовать с другими учащимися в поиске решения, то есть те качества, которые требует от нас жизнь в современном обществе.
На уроках я использую как приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, так и приемы в рамках технологии, разработанной компанией "Educare".
Для каждого этапа урока в технологии критического мышления я использую определенный набор методов, наиболее полно работающих на его эффективность. К примеру, для стадии вызова я применяю заполнение таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал" (последний столбец на этом этапе остается пустым), мозговой штурм, структуру "токин мэт" ("говорящая карта") технологии компании "Educare", проблемные задачи.
Стратегию "Знаю - Хочу узнать - Узнал" наиболее эффективно использовать на уроках, предваряющих исследовательскую деятельность учеников. В этом случае столбец "Хочу узнать" и будет формулировкой проблемных вопросов, каждый из которых ученик определит для себя сам. дополнением к данной таблице будут еще две ячейки - "Основные термины" и "Источники информации". Ячейка "Основные термины" воспитывает у учеников способность использовать в речи научные термины и понятия. Рано или поздно на основе систематического ее заполнения у ребят сформируется представление о том, что очень удобно описывать общественные явления с помощью терминов, ведь они помогают увидеть их сходства и различия. Ячейка "Источники информации" также развивает у ребят культуру исследовательской работы, приучая обращать внимание на виды документов, их авторов, даты создания. После того, как большая часть таблицы заполнена, приступаем к самому интересному - работаем с текстом и заполняем колонку "Узнал". Достоинства этого приема таковы, что в результате его применения любой, даже самый скучный текст становится интересным. К тому же использование этой таблицы открывает простор для различных форм работы на уроке - таблицу можно заполнить и индивидуально, и в паре, и группой, обменявшись мнениями, прийти к общему результату, позаимствовать у одноклассников несколько удачных идей и поделиться своими.
Каждый из этих методов отлично подходит и для уроков истории, и обществознания. На стадии осмысления часто использую приемы "инсерт", "клейм-сэпот-куэсчен", дневник двойных записей. В старших классах одним из моих любимых приемов является так называемое "академическое противоречие". Класс делится на группы из 2-3 человек. Одна из мини-групп за столом формулирует три утверждения в подтверждение какого-либо тезиса, вторая – в опровержение. Когда утверждения сформулированы, мини-группы меняются листочками. Каждая из них приводит доказательства в поддержку утверждений другой группы. На третьем этапе работы листочки возвращаются к владельцам. Мини-группы проводят дебаты, используя аргументы, подготовленные друг другом, выносится общее решение от группы. Это упражнение эффективно формирует способность формулировать и доказывать свою точку зрения, видеть и слышать противоположную сторону в дискуссии, коммуникационные умения.
Современность, к сожалению, очень быстро становится историей, и в этом плане школьные учебники, конечно же, не успевают обновляться. Эту проблему я решаю с помощью рабочих листов, которые содержат актуальную информацию по различным темам. На стадии рефлексии находят свое применение синквейны, "шесть шляп мышления", короткое резюме ("800 рублей самэри"), эссе. Удачной находкой в этом плане считаю прием под названием "замыкая круг", когда ученики подводят итог занятия, выделяя вопросы, на которые в процессе урока был дан ответ, и формулируют вопросы к следующей теме.
Один из наиболее эффективных приемов при работе с текстом, который я использую и в среднем, и в старшем звене, - "дневник двойных записей". Знакомясь с отрывком исторического источника или текстом статьи, ребята выписывают в два столбца аргументы автора (наиболее сильные места) и - напротив - свои замечания, комментарии, вопросы к тем или иным аргументам. Этот прием развивает способность анализировать информацию, формулировать свою позицию, слышать позицию другого.
Очень нравятся ребятам методы графической организации информации по теме - кластер, логические схемы, фишбоун. "Разложить информацию по полочкам", сгруппировать и систематизировать ее, а также быстро и качественно повторить помогает один из любимых приемов учащихся - составление интеллект-карт. Особенно актуальным составление интеллект-карт становится в ситуации нехватки времени у выпускников, готовящихся к прохождению государственной итоговой аттестации.
Большое значение при проведении уроков в русле развития критического мышления я придаю общению учеников друг с другом, публичным выступлениям перед классом, учу ребят приемам аргументированной критики, навыкам грамотного составления вопросов. Огромную помощь в этом деле оказывают различные алгоритмы деятельности учащихся: мы совместно составляем памятки "Как оценить ответ одноклассника", "Как оценить доклад", "Как написать рецензию".
Тесно связаны с развитием критического мышления и проектная деятельность, и исследовательская работа. В прошлом учебном году в рамках акции "70 добрых дел к Дню Победы" мы с ребятами задались целью выяснить, какую роль сыграла Великая Отечественная война в истории их семей. Мы составили подробную анкету для членов семей, на основе которой каждый ученик написал рассказ о жизни своих родственников в годы войны, в тылу и на фронте, взрослых и детей. Итогом нашей работы стала книга-альбом "История Великой Отечественной войны в истории моей семьи". Наша работа привела к интересным воспитательным результатам: помимо развития навыков исследовательской работы, каждый из учеников по-новому взглянул на своих бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. Нашу работу высоко оценили и родители учеников - по их словам, она способствовала значительному потеплению отношений ребят с их семьей. Таким образом, часто критическое мышление приводит к тому, что, получая новые факты, окружающая ситуация переосмысливается. В настоящий момент мы заняты новым проектом, который получит название "Детство наших родителей".
В моем представлении, критическое мышление как способность эффективно работать с информацией неразрывно связано с возможностями использования в учебном процессе сети Интернет. Для формирования способности учащихся анализировать информацию по определенному вопросу и производить ее отбор мы используем такой вид работы, как создание учебных сайтов. Возможности сети я использую и для организации групповой работы учащихся над определенным проектом, презентацией, докладом, используя сервисы совместного редактирования документов, например, Google Doсuments, или создания интеллект-карт, как, к примеру, MindMeister.
На уроках я использую различные формы работы с учениками - фронтальные и индивидуальные, статичные и динамические. Многие приемы технологии компании "Educare" основаны на передвижении учеников во время уроков, к примеру, структура под названием "конэрс". Ученики среднего звена охотно меняются местами, переходят по классу от одной группы к другой, танцуют. Удачной находкой в старших классах является проведение обобщающих уроков в форме дебатов или ролевой игры, что также способствует формированию критического мышления учащихся.
Большое место в моей педагогической деятельности занимает распространение своего опыта по разрабатываемой мною методической теме на мероприятиях различного уровня. В 2014 году представленный мной мастер-класс "Развитие критического мышления на уроках обществознания как инструмент подготовки учащихся к ОГЭ" был отмечен участниками республиканского семинара в рамках стажировки учителей истории и обществознания, в 2015 году статья по этой теме получила первое место во II Всероссийском конкурсе на приз журнала "Наука и образование: новое время".
Работая над методической темой, я стараюсь непрерывно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием. Тема развития критического мышления и методика работы с текстовой информацией на уроках истории и обществознания была одной из главных в курсах повышения квалификации Педагогического университета "1-е сентября" и Педагогического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, успешно законченных мной. На основе технологии развития критического мышления учащихся построены обучающие курсы международной программы "Учимся с Intel", а также ряд курсов образовательного портала "Универсариум", слушателем которых я являюсь в настоящее время.
Мои ученики показывают высокое качество знаний. Так, за последние три года этот показатель по истории составил 61,8, 60,3 и 63,6 процента соответственно (см. Таблица 1), по обществознанию качество знаний также высоко (см. Таблица 2). Средний балл основного государственного экзамена по обществознанию в прошлом году был высок - 4,1, что выше показателей и по Приволжскому району, и по Казани, и по республике (см. Таблица 3).
Таблица 1
Учебный год | Качество знаний, % | Успеваемость, % |
2013/14 | 61,8 | 100 |
2014/15 | 60,3 | 100 |
2015/16 | 63, 6 | 100 |
Таблица 2
Учебный год | Качество знаний, % | Успеваемость, % |
2013/14 | 70,9 | 100 |
2014/15 | 66,5 | 100 |
2015/16 | 66,37 | 100 |
Таблица 3
Количество выпускников, выбравших предмет | Процент выпускников, показавших высокие баллы | Средний балл | Балл по району | Балл по Казани | Балл по РТ |
20 | 90 | 4,1 | 3,8 | 3,7 | 3,6 |
Подготовленные мною учащиеся неоднократно занимали призовые места во всероссийских и республиканских конкурсах - как очных, так и дистанционных (см. Таблицы 4, 5). В текущем учебном году имею призера городской олимпиады по основам духовно-нравственной культуры народов России, а также участника заключительного этапа олимпиады МГУ "Покори Воробьевы горы!", мои учащиеся отмечены грамотами 38-го Турнира имени М.В. Ломоносова. В 2014 году моя ученица заняла первое место в Республиканской научно-практической конференции им. Хади Атласи.
Таблица 4. Результаты участия учащихся
в олимпиадах (очных и заочных)
Год | Количество участников | Количество призовых мест |
2013 | 24 | 8 (дистанционные) |
2014 | 29 | 9 (дистанционные) |
2015 | 30 | 1 (Олимпиада по ОДНК НР) |
Таблица 5. Результаты научно-исследовательской
работы учащихся
Год | Количество участников | Количество призовых мест |
2013 | 6 | - |
2014 | 7 | 1 (Республиканская НПК им. Хади Атласи) |
2015 | 9 | - |
Подводя итоги, заметим, что критическое мышление - пожалуй, один из важнейших качеств личной эффективности и успешного социального взаимодействия, а следовательно, его формирование и развитие является одной из главных задач современной педагогики.
Предварительный просмотр:
"Гордимся прошлым - строим будущее"
Эссе учителя истории и обществознания МБОУ "Гимназия №40"
Савиновой Елены Николаевны
Современный мир напоминает мне бешено несущийся по рельсам неуправляемый поезд. Нетрудно предугадать, что рано или поздно, когда скорость превысит допустимую, он сойдет с рельсов. Что будет дальше - остается только гадать. С экранов телевизора и интернет-страниц на нас вываливают "горячие" новости: поднимает голову мировой терроризм, политики ведут шальные игры, жонглируя судьбами государств, снижается уровень жизни, катастрофически падает уровень образования, а ведь образование - краеугольный камень устойчивого общественного развития.
Что же делать? Как не потерять жизненные ориентиры в такой круговерти событий? Как выбрать верный путь?
Я - дочь и жена офицера. И мама, и папа служили в пограничных войсках, и с самого детства нашей судьбой были бесконечные переезды. Глухие уголки нашей страны, рассвет на границе, извержение Ключевской сопки, ледовая переправа через реку Камчатку научили меня видеть прекрасное в любом месте, в любой ситуации. Моей первой школой стала гарнизонная школа, а моим любимым предметом, конечно, история с замечательным педагогом Н.А. Мальцевой. Где же еще найдешь ответ на все вопросы современности? Мне кажется, выбор профессии для меня был предопределен...
Мне повезло учиться на факультете, основу которого составляли видные ученые, замечательные педагоги и просто хорошие люди - Т.Н. Иванова, И.А. Липатова, Ю.Б. Лебедев, А.П. Данилова. Семья и альма матер сделали меня такой, какая я есть. Понимая, как много знание истории и любовь к ней значат для формирования личности человека, я решила стать историком.
Общественное развитие весьма ощутимо дает нам понять: будущее - за личностью творческой, самостоятельной, независимо и критически мыслящей, вооруженной последними достижениями науки и технологий. Помимо этого, в неустойчивости современного мира нам очень важно иметь ориентиры для активной и творческой деятельности. Ими могут и должны быть гражданская позиция и патриотизм.
Наша задача как педагогов - создать условия для развития всех этих качеств и умений в надежде нашего государства на будущее - в наших учениках.
Нам выпало жить в крайне сложную эпоху. Не так давно произошел распад Советского Союза, государства-мечты, которое с такой надеждой строили наши прадеды. Помню, как однажды перед Новым годом мама и папа пришли со службы, а потом долго разговаривали на кухне. Папа сказал: "Зачем же рушить так много хорошего?"
И правда, зачем? Не проще ли пользоваться тем, что уже создано, как основой? А.И. Герцен как-то сказал: "Прогресс — неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью". Хорошо сказано, не правда ли? Деятельная память и усовершенствование! Кому, как не учителям истории и обществознания, да и всем, пожалуй, образованным людям, принять эти слова в качестве девиза?
Сегодня не для кого не является тайной секрет разрушения чужого общества - разрушить до основания его ментальность, нравственные устои, ценности, сделать так, чтобы все свое казалось неправильным, никчемным... Рецепт такой метаморфозы мы находим еще у советского писателя Чингиза Айтматова. Преврати человека в манкурта, в того, кто не помнит родства, своих корней, своей истории - вот и потеряны связи внутри народа, цементирующие его, дающие ему силы для того строить свою жизнь.
Мыслить по инерции, учить по старинке, без внутренних фильтров воспринимать те "истины", которые предоставляют нам средства массовой информации, плыть по течению для учителя опасно. Да и будет ли он в этом случае учителем? Учить объективно, всесторонне оценивать происходящее, учитывать порой противоположные точки зрения в стремлении найти истину - очень сложно. Но необходимо. И здесь не обойтись без компетентного педагога, который владеет необходимыми умениями и достаточно широко разбирается в происходящем и прошлом. Что ж, давно известно, что мы учим и учимся одновременно. В этом смысле труд педагога действительно похож на восхождение по лестнице.
История нашей Родины полна славных страниц, которыми нельзя не городиться. Военные успехи - Ледовое побоище, Куликово поле, Бородинское сражение, героическая победа в Великой Отечественной войне и, с другой стороны, мирные усовершенствования - Крещение Руси, деятельность Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, Ивана III, Петра Великого и Екатерины II, Великие либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века... Весьма неполный список. Митрополит Иларион и Андрей Рублев, М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, С.П. Королев и Ю.А. Гагарин... Любое событие, любая личность прошлого заслуживают внимания потомков, заслуживают того, чтобы быть оцененными беспристрастно и верно, и все они - кусочки фундамента, на котором зиждется наша современность, все они кирпичики в нашей картине мира...
Обращая внимание ребят на великие достижения прошлого, мы раздуваем интерес миру вокруг, желание изменить наше общество к лучшему... Задавая проблему, мы учим детей обоснованно принимать решения во взрослой жизни, средство для продвижения вперед. Оценивая объективно ту или иную ситуацию, делать свой выбор.
Каждую минуту мы наблюдаем, как текущие события современности превращаются в историю. И наша главная задача - сделать наши инвестиции в будущее, то есть научить детей оценивать мир верно и объективно, относясь с любовью к своей стране, любить и ценить свою историю, гордиться своим прошлым... Нравственное, осознанное отношение к прошлому - маяк, который мы должны создать для каждого детского парусника-души.
Формирование личности XXI века - главная задача педагога сегодня. И эта задача невыполнима без воспитания гордости за историю нашей страны, без желания внести свой вклад в обустройство нашего общего дома.
Только мы, наши взгляды и поступки, определяем то, каким будет наше будущее. Сейчас, уважаемые коллеги, мы на передовой борьбы за детские умы, за ценностные ориентиры, за их умение строить свою жизнь в соответствии с моральными нормами, за патриотизм и человечность.
Нам выпало жить в трудную эпоху в великом государстве. Помнить об этом - наша задача. Нам есть чем гордиться, и когда мы об этом помним - мы строим наше светлое будущее.