Ученикам
Материал в этом разделе поможет вам подготовиться к проверочным и контрольным работам, а также выполнить текущее домашнее задание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка.
Как писать эссе.
- Эссе ученика — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем.
- Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, основанное на системе доказательств.
- Структура эссе: краткое введение (суть и обоснование выбора данной темы), основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса (аргументация своей позиции и предоставление обоснования аргументов), заключение (обобщение по теме. Рекомендуется использовать повторение, иллюстрации, цитаты)
- Структура аргументов, необходимых для написания эссе: тезис, доказательства и выводы или оценочные суждения. Тезис— это положение, которое требуется доказать. Доказательства – это обоснование истинности этого положения с применением фактов. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Памятка.
Как писать эссе.
- Эссе ученика — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем.
- Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, основанное на системе доказательств.
- Структура эссе: краткое введение (суть и обоснование выбора данной темы), основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса (аргументация своей позиции и предоставление обоснования аргументов), заключение (обобщение по теме. Рекомендуется использовать повторение, иллюстрации, цитаты)
- Структура аргументов, необходимых для написания эссе: тезис, доказательства и выводы или оценочные суждения. Тезис— это положение, которое требуется доказать. Доказательства – это обоснование истинности этого положения с применением фактов. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Памятка.
Как писать эссе.
- Эссе ученика — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем.
- Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, основанное на системе доказательств.
- Структура эссе: краткое введение (суть и обоснование выбора данной темы), основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса (аргументация своей позиции и предоставление обоснования аргументов), заключение (обобщение по теме. Рекомендуется использовать повторение, иллюстрации, цитаты)
- Структура аргументов, необходимых для написания эссе: тезис, доказательства и выводы или оценочные суждения. Тезис— это положение, которое требуется доказать. Доказательства – это обоснование истинности этого положения с применением фактов. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Памятка.
Как писать эссе.
- Эссе ученика — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем.
- Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, основанное на системе доказательств.
- Структура эссе: краткое введение (суть и обоснование выбора данной темы), основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса (аргументация своей позиции и предоставление обоснования аргументов), заключение (обобщение по теме. Рекомендуется использовать повторение, иллюстрации, цитаты)
- Структура аргументов, необходимых для написания эссе: тезис, доказательства и выводы или оценочные суждения. Тезис— это положение, которое требуется доказать. Доказательства – это обоснование истинности этого положения с применением фактов. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Памятка.
Как писать эссе.
- Эссе ученика — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем.
- Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, основанное на системе доказательств.
- Структура эссе: краткое введение (суть и обоснование выбора данной темы), основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса (аргументация своей позиции и предоставление обоснования аргументов), заключение (обобщение по теме. Рекомендуется использовать повторение, иллюстрации, цитаты)
- Структура аргументов, необходимых для написания эссе: тезис, доказательства и выводы или оценочные суждения. Тезис— это положение, которое требуется доказать. Доказательства – это обоснование истинности этого положения с применением фактов. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Предварительный просмотр:
|
| |||
|
Предварительный просмотр:
Правила составления гербов:
Основу герба составляет щит:
- треугольный – варяжский, норманнский;
- овальный – итальянский;
- квадратный с округлостью внизу – испанский;
- четырёхугольный с заострением внизу – французский;
- фигурный – немецкий.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и серебро), меха (горностаевый и беличий).
Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб, перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный, четвероскошенный и т. д.
В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная), зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали их условное обозначение в виде штриховки.)
Символика цветов на гербах:
- красный – «мужество», «страсть»;
- голубой – «величие, красота, ясность»;
- зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
- пурпурный – «власть»;
- чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
- серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
- золото – «богатство, сила, верность», «знатность».
Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род.
Символика изображений на щитах:
- лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
- журавль – бдительность и осторожность;
- лилия – расцвет и успех;
- единорог – непобедимость;
- гриф – неустрашимость и свирепость;
- кошка – независимость;
- волк – злость, жадность;
- кабан – бесстрашие;
- петух – воинственность;
- павлин – хвастовство;
- розы – чистота, святость;
- ключи – открытость.
Семейные гербы дополнялись новыми символами для различия членов семьи. Например, символ второго сына – полумесяц, третьего – пятиконечная звезда, четвёртого – птица.
Предварительный просмотр:
Памятка
Как составить план-конспект параграфа учебника
- Названием плана-конспекта является название параграфа
- Заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых блоков плана-конспекта.
- Внимательно прочитайте текст каждого блока и сформулируйте своими словами главные идеи, раскрывающие смысл заголовка.
- План-конспект оформляется в тетради по следующей схеме:
- Название пункта параграфа учебника
А) своя формулировка основных идей пункта
Б) …
В)… и т.д.
5. План-конспект завершается общим выводом по теме.
Памятка
Как составить план-конспект параграфа учебника
- Названием плана-конспекта является название параграфа
- Заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых блоков плана-конспекта.
- Внимательно прочитайте текст каждого блока и сформулируйте своими словами главные идеи, раскрывающие смысл заголовка.
- План-конспект оформляется в тетради по следующей схеме:
- Название пункта параграфа учебника
А) своя формулировка основных идей пункта
Б) …
В)… и т.д.
5. План-конспект завершается общим выводом по теме.
Памятка
Как составить план-конспект параграфа учебника
- Названием плана-конспекта является название параграфа
- Заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых блоков плана-конспекта.
- Внимательно прочитайте текст каждого блока и сформулируйте своими словами главные идеи, раскрывающие смысл заголовка.
- План-конспект оформляется в тетради по следующей схеме:
- Название пункта параграфа учебника
А) своя формулировка основных идей пункта
Б) …
В)… и т.д.
5. План-конспект завершается общим выводом по теме.
Памятка
Как составить план-конспект параграфа учебника
- Названием плана-конспекта является название параграфа
- Заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых блоков плана-конспекта.
- Внимательно прочитайте текст каждого блока и сформулируйте своими словами главные идеи, раскрывающие смысл заголовка.
- План-конспект оформляется в тетради по следующей схеме:
- Название пункта параграфа учебника
А) своя формулировка основных идей пункта
Б) …
В)… и т.д.
5. План-конспект завершается общим выводом по теме.
Памятка
Как составить план-конспект параграфа учебника
- Названием плана-конспекта является название параграфа
- Заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых блоков плана-конспекта.
- Внимательно прочитайте текст каждого блока и сформулируйте своими словами главные идеи, раскрывающие смысл заголовка.
- План-конспект оформляется в тетради по следующей схеме:
- Название пункта параграфа учебника
А) своя формулировка основных идей пункта
Б) …
В)… и т.д.
5. План-конспект завершается общим выводом по теме.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКИ ДЛЯ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.
2. Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.
3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты. При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий.
4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.
5. Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.
Памятка для анализа геополитического положения страны
1. Территория и природно-климатические зоны.
2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.
3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.
4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами.
5. Основные занятия населения.
6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.
7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.
Памятка для анализа экономического развития страны
1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.
2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.
3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).
4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.
5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
7. Место страны в мировом производстве.
Памятка для анализа социального положения страны
1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).
2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими».
3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.
4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.
Памятка для анализа политического положения страны
1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
2. Административно-территориальное деление.
3. Местные органы управления и самоуправления.
4. Формы власти: монархия или республика.
5. Политический режим.
6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства.
7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.
Памятка для анализа внешней политики страны
1. Положение страны на международной арене.
2. Цели и приоритеты внешней политики государства.
3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.
4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.
5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.
Памятка для анализа политических партий, движений и их программ
1. Название и время создания партии/движения/программы.
2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.
3. Социальная база партии/движения.
4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.
5. Интересы каких социальных групп они выражают?
6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.
7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.
Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)
1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.
4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
6. Исторические оценки значения общественного движения.
Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)
1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.
2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.
3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.
4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.
5. Исторические оценки значения идейного течения.
Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Памятка для анализа культурного развития общества, государства
1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры.
2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства.
3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура.
4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп.
5. Роль государства в культурной жизни страны.
6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.
Памятка для анализа произведений искусства
1. Автор, время и место создания произведения.
2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.
3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.
4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).
5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.
6. Историческая и художественная ценность произведения.
Памятка для анализа деятельности исторических личностей
1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:
историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
2. Направленность деятельности на определенные социальные группы/политические или другие организации, сферы экономики.
3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений. Поделиться
Популярное
Словарь исторических терминов и понятий
ЕГЭ. История. Задания С1-С3
ЕГЭ 2013. Обществознание. Типовые тестовые задания.
ZUN
Дизайн мультимедийного урока
Словарь терминов и понятий по истории
Термины и понятия по обществознанию 3.0
Учебное пособие в схемах, таблицах, диаграммах
Исторические деятели XX в.
История. Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение
Статистика
Посетителей всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Предварительный просмотр:
Ознакомьтесь с текстом и выполните задания.
Извлечение из Закона «О референдуме Российской Федерации»
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации... Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.
Статья 1. Референдум Российской Федерации (далее также – референдум) – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Статья 2. 1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
6. Голосование на референдуме (далее – голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного
Задание 1. Референдумы и выборы являются формами участия граждан в политической жизни. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите любые другие четыре другие формы политического участия граждан.
Задание 2. Конституция РФ была принята всенародным голосованием. С опорой на обществоведческие знания приведите два объяснения причин вынесения этого документа на всенародное голосование.
Задание 3. С опорой на текст и обществоведческие знания раскройте смысл следующих понятий: а) «добровольное и свободное участие граждан РФ в референдуме», б) «тайное голосование».
Задание 4. Что Закон называет референдумом? С опорой на обществоведческие знания и текст укажите главное отличие референдума от выборов.
Задание 5. Как Закон защищает равноправие граждан при проведении референдума? Укажите два положения Закона (можно не переписывать положения Закона, а указать соответствующие статью и пункты).
Задание 6. Сформулируйте основную идею вводной части. Озаглавьте статьи 1 и 2.
В странах Z и Y был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, сформировано ли в их стране правовое государство. Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме. Проанализируйте информацию, содержащуюся в диаграмме, и выполните задания.
Задание 7. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Граждане страны Z в большей степени, чем граждане страны Y обеспокоены отсутствием правового государства. 2)Не все опрошенные граждане обеих стран понимают сущность правового государства. 3) Страна Z – демократическая республика, а страна Y – конституционная монархия. 4) Представления о правовом государстве меняются под влиянием политической реальности. 5) Правительствам обеих стран предстоит серьёзная работа в области обеспечения прав и свобод человека.
Задание 8. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z доля тех, кто дал отрицательный ответ, ниже доли тех, кто дал положительный ответ. 2) Доля тех, кто дал отрицательный ответ, одинакова в обеих странах. 3) Доля тех, кто дал положительный ответ и правильно объяснил его, больше в стране Y, чем в стране Z. 4) Доля тех, кто не смог дать однозначный ответ, в стране Z, меньше, чем в стране Y. 5) В стране Y доля тех, кто дал положительный ответ и правильно объяснил его, в 2 раза меньше доли тех, кто дал положительный ответ, но не смог его правильно объяснить.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист ученика __________________
по теме «Социально-экономическое развитие России в 20-50-е гг.» (§11)
- Выпишите противоречия хозяйственного развития России____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Назовите особенности промышленного переворота в России __________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Докажите, что феодально-крепостническая система в это время переживает кризис. Приведите не менее трех аргументов___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В чем состояла главная идея финансовой реформы Е. Канкрина? Достигла ли реформа своей цели? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий. Нарисуйте такое дерево на обратной стороне этого листа. Напишите на одном из них слово «промышленность», на другом – «сельское хозяйство». Устно объясните, какое слово и почему вы записали на одном и на другом «стволе». На «дереве» выросли листочки. Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист пронумерован:
1. Применение сельскохозяйственных машин.
2. Использование удобрений.
3. Натуральный характер крестьянских хозяйств.
4. Расслоение крестьян (появление капиталистах крестьян).
5. Барщина.
6. Оброк.
7. Отходничество.
8. Крайне примитивная сельскохозяйственная техника.
9. Районная специализация.
10. Посессионные мануфактуры, т. е. с применением крепостного труда.
11. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.
12. Мануфактуры с применением наемного труда.
13. Появление российского пролетариата.
14. Производство крестьянами продукции на рынок.
15. Покупка богатыми крестьянами земли.
16. Начало промышленного переворота.
На «стволе» промышленном расставьте цифры так, чтобы на «ветке», смотрящей вверх, появились «листочки» капиталистические, а на смотрящей вниз – «листочки» феодальные, так же и на «сельскохозяйственном стволе» «дерева»: расставьте цифры на «ветке» капиталистической (смотрящей верх) и на феодальной (смотрящей вниз).
– О чем говорит ваш рисунок, что Россия первой половины XIX в. была страной индустриальной или аграрной?
– Как вы думаете, почему одни «ветки» дерева смотрят вверх, другие вниз?
– Какая «ветвь» толще, аграрная или промышленная, и почему?
– Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России первой половины XIX в.
6. Домашнее задание: § 11, вопросы
Предварительный просмотр:
Практическая работа по тексту § 1-2
"Казанская губерния в первой половине XIX века"
1. Докажите, что в первой половине XIX века в Казанской губернии происходит становление капитализма. Для этого в тетради заполните таблицу "Изменения в социально-экономическом развитии" (§ 1 п.2,3,4, 5)
Изменения в сельском хозяйстве | Изменения в промышленности | Изменения в торговле |
2. Выпишите в тетрадь названия наиболее крупных фабрично-заводских (промышленных) предприятий Казанского края (§1 п.4)
3. Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйства? (§1 п.2)
4. Выпишите в тетрадь даты крупных крестьянских выступлений. Почему бунтовали крестьяне? (§1 п.2)
5. Докажите, что со стороны жителей Казанского края поддержка России в Отечественной войне 1812 г. носила всенародный характер (приведите не менее 3-аргументов) (§2 п.1-3).
6. Какая связь существовала между декабристами и Казанским краем? (§2 п.4).
Домашнее задание § 1-2
Практическая работа по тексту § 1-2
"Казанская губерния в первой половине XIX века"
1. Докажите, что в первой половине XIX века в Казанской губернии происходит становление капитализма. Для этого в тетради заполните таблицу "Изменения в социально-экономическом развитии" (§ 1 п.2,3,4, 5)
Изменения в сельском хозяйстве | Изменения в промышленности | Изменения в торговле |
2. Выпишите в тетрадь названия наиболее крупных фабрично-заводских (промышленных) предприятий Казанского края (§1 п.4)
3. Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйства? (§1 п.2)
4. Выпишите в тетрадь даты крупных крестьянских выступлений. Почему бунтовали крестьяне? (§1 п.2)
5. Докажите, что со стороны жителей Казанского края поддержка России в Отечественной войне 1812 г. носила всенародный характер (приведите не менее 3-аргументов) (§2 п.1-3).
6. Какая связь существовала между декабристами и Казанским краем? (§2 п.4).
Домашнее задание § 1-2
Практическая работа по тексту § 1-2
"Казанская губерния в первой половине XIX века"
1. Докажите, что в первой половине XIX века в Казанской губернии происходит становление капитализма. Для этого в тетради заполните таблицу "Изменения в социально-экономическом развитии" (§ 1 п.2,3,4, 5)
Изменения в сельском хозяйстве | Изменения в промышленности | Изменения в торговле |
2. Выпишите в тетрадь названия наиболее крупных фабрично-заводских (промышленных) предприятий Казанского края (§1 п.4)
3. Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйства? (§1 п.2)
4. Выпишите в тетрадь даты крупных крестьянских выступлений. Почему бунтовали крестьяне? (§1 п.2)
5. Докажите, что со стороны жителей Казанского края поддержка России в Отечественной войне 1812 г. носила всенародный характер (приведите не менее 3-аргументов) (§2 п.1-3).
6. Какая связь существовала между декабристами и Казанским краем? (§2 п.4).
Домашнее задание § 1-2
Практическая работа по тексту § 1-2
"Казанская губерния в первой половине XIX века"
1. Докажите, что в первой половине XIX века в Казанской губернии происходит становление капитализма. Для этого в тетради заполните таблицу "Изменения в социально-экономическом развитии" (§ 1 п.2,3,4, 5)
Изменения в сельском хозяйстве | Изменения в промышленности | Изменения в торговле |
2. Выпишите в тетрадь названия наиболее крупных фабрично-заводских (промышленных) предприятий Казанского края (§1 п.4)
3. Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйства? (§1 п.2)
4. Выпишите в тетрадь даты крупных крестьянских выступлений. Почему бунтовали крестьяне? (§1 п.2)
5. Докажите, что со стороны жителей Казанского края поддержка России в Отечественной войне 1812 г. носила всенародный характер (приведите не менее 3-аргументов) (§2 п.1-3).
6. Какая связь существовала между декабристами и Казанским краем? (§2 п.4).
Домашнее задание § 1-2
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Свидетелей и участников невероятных событий, о которых рассказано в этой былине, не найти: их след теряется в далеком мае 45-го года. Хотя, если предположить, что тогда, шестьдесят с лишним лет назад, спаслись те, которые были детьми, — возможно, они пролили бы свет на судьбы наших разведчиков... Последине, по всей видимости, числятся пропавшими без вести по сей день. Так удобно. Иначе народу-победителю пришлось бы рассказать о том, что стать героем на поле брани можно, не только убивая врагов, но и объединившись с ними, дабы спасти жизни людей.
Д.И. Фост
(проект киносценария)
Об этой истории я знаю почти всю свою сознательную жизнь. Мне было четырнадцать лет, когда вечером 20 августа 1968 года в Гурзуфе ее рассказал Маршал Советского Союза К.С. Москаленко. Я был дружен с его сыном Женей, и несколько лет подряд мы даже отдыхали вместе в Крыму. В тот день я был у него в гостях. Кирилл Семенович уезжал и дожидался машины, чтобы ехать на аэродром: его почему-то срочно вызывали в Москву. Выглядел он расстроенным, и Женька, как мог, пытался развлечь отца, а я старался как-то подыграть своему другу. Ничего из этого, разумеется, не получалось, и в какой-то момент маршал прервал наши психологические экзерсисы.
— Давайте-ка, ребята, я вам расскажу одну историю про войну, — усмехнулся он. И рассказал… Правительственная «Чайка» уже везла его на аэродром под Севастополем, а мы, два пацана, все еще сидели, ошарашенные услышанным.
Спустя два дня по радио сообщили, что советские войска вошли в Чехословакию. В ту самую Чехословакию, которую в 1945-м освобождала 38-я армия генерал-полковника Москаленко.
Позже Кирилл Семенович при встречах часто возвращался к обсуждению событий того рассказа. Она не давала ему покоя — эта история. Не дает покоя и мне. Теперь, читатель, узнай и ты об удивительных событиях конца Великой Отечественной войны.
* * *
Это были последние дни войны.
Место действия — Передняя Померания.
Вторая Ударная армия под командованием генерала И.И. Федюнинского — героя Ленинградской блокады — стремительно продвигалась по балтийскому побережью, сметая на своем пути остатки фашистского вермахта. 1 мая 1945 года с боем был взят Штральзунд. С овладением 3 мая островом Рюген боевые действия для войск 2-й Ударной армии, по существу, закончились. У людей было приподнятое настроение от сознания скорой победы, ожидания возвращения домой, встречи с родными и близкими. Но было и другое…
Солдатская правда на этом завершающем этапе страшной бойни приобрела отточенность и завершенность в своей логике. И в этой логике, казалось, не оставалось места для милосердия.
Позади в руинах лежала Родина, стертые войной в порошок города и надежды, изуродованные судьбы и братские могилы. Очень много братских могил — солдатских и несолдатских. По большей части несолдатских…
Те зверства, которые творились немцами на оккупированных территориях, до сих пор потрясают.
Из материалов Нюрнбергского процесса:
«В деревне Белый Раст Краснополянского района группа пьяных немецких солдат поставила на крыльцо одного дома в качестве мишени 12-летнего Володю Ткачева и открыла по нему огонь из автоматов. Мальчик был весь изрешечен пулями…
В г. Львове 32 работницы львовской швейной фабрики были изнасилованы и затем убиты германскими штурмовиками. Пьяные немецкие солдаты затаскивали львовских девушек и молодых женщин в парк Костюшко и зверски насиловали их. Старика священника В.Л. Помазнева, который с крестом в руках пытался предотвратить насилия над девушками, фашисты избили, сорвали с него рясу, спалили бороду и закололи штыком.
Германский офицер Шварц в ответ на просьбу сотрудников яснополянского музея перестать отапливать дом личной мебелью и книгами великого писателя, а взять для этого имеющиеся дрова, ответил словами: «Дрова нам не нужны. Мы сожжем все, что связано с именем вашего Толстого…».
(Документ СССР —51)
«Комендант Яновского лагеря, оберштурмфюрер Вильгауз, чтобы доставить удовольствие своей 9-летней дочери, заставлял подбрасывать в воздух 2—4-летних детей и стрелял в них. Дочь аплодировала и кричала: «Папа, еще, папа, еще!»
(Документ СССР — 6)
И вот теперь для солдат пришла пора расплаты. Впереди — вот она, Германия,— агрессор. Неметчина…Волчье логово… Их ведь никто не приглашал ни под Москву, ни на Волгу, ни на Украину и в Белоруссию, где они оставили о себе страшную память.
Продвижение наших войск по Германии сопровождалось безжалостной местью. Были и грабежи, и изнасилования, и поджоги, и убийства. Командованием Красной Армии предпринимались самые жестокие меры для пресечения таких случаев. Еще 3 апреля 1945 года командующий 2-м Белорусским фронтом маршал К. Рокоссовский издал приказ — расстрел на месте за совершение этих преступлений. Приказ исполнялся неукоснительно, но немедленного эффекта эта мера не давала.
Одно из стихотворений А. Твардовского начинается так:
«По дороге на Берлин
Вьется серый пух перин…»
Да, попотрошили наши солдаты немецкие перины.
Захваченные немецкие города на несколько дней становились ареной человеческих трагедий. И Штральзунд — курортный немецкий город с богатым пиратским прошлым, да и вся Померания не стали исключением из всегдашнего печального военного правила. Известно, что война не подчиняется нравственным законам. Но человек… Человек всегда имеет возможность нравственного выбора.
Соединения 2-й Ударной разместились в Штральзунде, в его окрестностях и на острове Рюген. Федюнинский, как мог, старался наладить нормальную жизнь в городах и населенных пунктах, где находились наши войска. Надо было позаботиться о восстановлении электростанций, об обеспечении гражданского населения продуктами питания и медикаментами. Положение немцев было очень тяжелым. Дошло, например, до того, что в штральзундской городской больнице больные оказались без пищи. Пришлось взять больницу на довольствие Красной Армии.
Много забот потребовало и улучшение бытовых условий солдат и офицеров. Проведя не один день в непрерывных боях, люди устали. И вот появилась возможность дать им заслуженный отдых. К.Рокоссовский отдал распоряжение создать дома отдыха для военнослужащих.
С этого распоряжения все и началось.
На морском побережье было много особняков, покинутых хозяевами при приближении русских. Федюнинский решил осмотреть их и выбрать что-нибудь подходящее для отдыха офицеров.
Вместе с членами Военного совета армии и командирами корпусов и дивизий Федюнинский поехал по курортным местам острова. И поездка эта была похожа, скорее, на экскурсию. А ведь была весна… Ты представляешь, читатель, как по-особому цвели сады в те майские дни?
Из воспоминаний И.И. Федюнинского
"Поднятые по тревоге". 1961 год
«К обеду несколько подходящих домов было уже отобрано — задача выполнена. И вдруг внимание привлек красивый коттедж, расположенный в глубине большого сада.
— Заглянем сюда, — предложил кто-то из спутников.
У входа стоял пожилой человек с аккуратно подстриженными седыми усиками. При виде нас он снял шляпу, с достоинством поклонился.
— Шпрехен зи руссиш? — спросил я.
— Я, ваше превосходительство, хорошо знаю русский язык.
— Кто вы такой?
— Из прибалтийских немцев. До революции в Петрограде у меня была табачная фабрика. Эмигрировал сюда в тысяча девятьсот восемнадцатом году.
— Вы один живете в особняке?
— О нет, со мной тридцать дам. Все невольно переглянулись.
— Господа, здесь живут престарелые русские эмигрантки. Если желаете убедиться, прошу! — поспешил разъяснить фабрикант.
В просторном вестибюле особняка в креслах сидели несколько женщин, из которых самой молодой было никак не меньше шестидесяти лет. Они поднялись навстречу и по одной начали представляться:
— Графиня такая-то…
— Баронесса такая-то…
Странно было слышать эти пышные, известные только по книгам титулы».
Их было шестеро. И на вопрос: где же остальные дамы?— одна из них, баронесса Эссен, вдова известного русского адмирала, распахнула шторы и пригласила всех жестом к окну. Выражение любопытства на лицах офицеров медленно сменилось изумлением. На зеленой лужайке в разных направлениях двигались, держась за натянутые бечевки, худенькие фигурки в одинаковых платьях и белых фартучках. А прямо под окном в такой же одежде сидела на скамейке белокурая девочка лет четырех с перетянутыми черной лентой глазами.
— Господа офицеры могут видеть — мы на собственные средства содержим пансионат для ослепших девочек — жертв британских бомбардировок. Им от 5 до 19 лет. Все они сироты.
Рюгену в годы войны досталось, что называется, «по полной программе». Гитлеровцы разместили на острове несколько десятков секретных биологических и химических лабораторий, на нескольких полигонах производили испытания новых образцов оружия — все виды ракет «Фау», новые модели танков и самолетов родились именно на Рюгене. Поэтому за долгие военные годы авиация союзников последовательно превращала курортный остров в подобие лунного ландшафта… Но лаборатории и полигоны, защищенные многометровыми бетонными перекрытиями, продолжали функционировать до самого конца войны, а от бомбежек больше всего пострадали мирные жители.
Изувеченные войной дети — кого это могло оставить равнодушным? Федюнинский вспомнил ослепших от голода, бомбардировок и артобстрелов детей Ленинграда, где пробыл все три блокадных года. Немецкие дети ничем не отличались от них. Генерал принял решение защитить их от возможных инцидентов.
Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176
«…05.05.45 г. командованием 2Уд.А при производстве рекогносцировки местности в северной части о. Рюген, на отрезке шоссе между населенными пунктами Варнкевиц и Путгартен был обнаружен частный женский пансионат для слепых. В приюте содержалось до 30 слепых больных и раненых женского пола в возрасте от 4 до 20 лет. Обслуживание и содержание приюта производилось 7 эмигрантами из бывших дворян русского происхождения. В связи с тем, что прилегающее к пансионату побережье является десантоопасным, было принято решение расквартировать на территории приюта отдельную разведроту 108 ск (командир роты к-н Калмыков С.А.) с целью наблюдения и охраны прилегающего 15-километрового участка побережья. Также перед Калмыковым была поставлена задача — исходя из гуманных соображений, оказать возможную первую помощь продовольствием слепо-больным и взять их под охрану…»
Их было 32 человека — войсковых разведчиков, спаянных боями и армейской дружбой в единую семью. Пестрый национальный состав, не менее пестрый список профессий от инженера до «медвежатника» (сам капитан Калмыков до войны был агрономом совхоза лекарственных растений в Башкирии).
Война, выпавшая на их долю, была по-особенному беспощадной и жестокой с каждым из них. На их счету — и многодневные рейды по немецким тылам, и угнанные немецкие танки, и множество вражеских «языков». За всем этим стояла постоянная групповая игра в прятки со смертью за гранью сколько-нибудь допустимого риска. Жизнь в разведке выработала у них не только ловкость, отвагу и умение виртуозно и профессионально убивать или похищать врагов. Главное, что отличало и отличает разведчика, — необычайно высокая нравственность и надежность. Что и говорить, не случайно появилась расхожая, но точная фраза: «Я бы с ним в разведку не пошел…» Досыта нахлебавшиеся войной и бесконечно уставшие от своего военного ремесла, герои нашего рассказа знали лучше, чем кто бы то ни был: война не списывает ни предательства, ни малодушия, ни подлости.
Итак, 32 войсковых разведчика разместились в женском пансионате. Война для них закончилась. Они прожили там 5 дней. Была упоительная весна 1945 года.
Никто не знает, о чем могли говорить в эти дни старушки-эмигрантки с бывалыми русскими солдатами. Наверняка они говорили о Питере — городе их юности и городе, который эти солдаты отстояли.
Никто не знает и о том, как складывались отношения разведчиков со слепыми девочками. Но в документах 2Уд.А. сохранилось требование от 6 мая 1945 года, подписанное капитаном Калмыковым, на выдачу со складов 43 наименований товаров и продуктов, среди которых называются простыни, наволочки, котел для приготовления пищи, крупы, консервы, мука, женская обувь малых размеров — 60 пар и 10 кг шоколада. Через всю накладную — виза: «Изыскать и выдать! Командир 108-го стрелкового корпуса генерал-лейтенант В. Поленов». Перед советскими солдатами были беззащитные старухи и никому не нужные слепые девочки — ровесницы их сестер и дочерей. И чего другого можно было ожидать от смертельно утомленных войной, горем, кровью и разрухой русских солдат тогда, весной после войны?
Да, фактически война уже закончилась. Правда, разрозненные группы немецких солдат и бесконечные колонны беженцев стремились на запад. Ни русский плен, ни проживание на оккупированной Красной Армией территории не казались немцам безопасными после того, что фашисты устроили на русской земле.
В нескольких десятках морских миль от Рюгена на датском острове Борнхольм находилось около 20 000 немецких солдат. Их командованием было принято решение сдаться в плен англичанам, которые к этому времени заняли Данию. Оставалось дело за немногим — преодолеть 80 морских миль, разделявших их от спасительного английского плена. Для этой цели были мобилизованы все мало-мальски пригодные плавсредства. Тральщики, катера, яхты и рыболовецкие траулеры небольшими караванами по 2—3 судна перевозили солдат в ночное и вечернее время к пункту приема военнопленных на острове Зеландия — главной твердыне датского архипелага. Курс этих караванов пролегал всего в нескольких километрах от северной оконечности Рюгена, где стоял пансионат для слепых сирот.
Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.
«Для обороны побережья и ведения беспокоящего огня по многочисленным разнородным плавсредствам противника, осуществлявшим переброску н-ф войск с Хельской косы и о. Борнхольм в Данию, был также выделен и расквартирован в 6 километрах от расположения отдельной разведроты 108 ск в районе маяка на мысе Арконс 137 танковый батальон 90 сд (командир батальона майор Гаврилец Вас.Юр.)….»
Этот танковый батальон был переброшен на Рюген из Штральзунда. А в Штральзунде у солдат сложились совсем другие отношения с местными жителями, чем у разведчиков с их подопечными.
Ближе к вечеру 8 мая старшина роты старший сержант Петр Гуляев, кавалер орденов Славы трех степеней, вышел встречать неожиданно появившийся у ворот дома «виллис». Навстречу ему из машины вылез пьяный майор-танкист…
* * *
Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.
«Как установлено, 08.05.45 г. около 17 часов майор Гаврилец, находясь в нетрезвом состоянии, прибыл в расположение отдельной разведроты 108 ск с целью установления взаимодействия между подразделениями. Однако в результате действий с его стороны, позорящих звание советского офицера, выразившихся в домогательствах к слепо-больным и нанесении побоев старшине разведроты ст. сержанту Гуляеву (кав. орденов Славы трех ст.), он был задержан капитаном Калмыковым. После отрезвления майор Гаврилец был отпущен».
Думаю, что этот майор родился не просто «в рубашке», а в шелковой рубашке с кружевами и художественной вышивкой. Не должно было это сойти Гаврильцу с рук. Ударить разведчика, ударить героя, к тому же старшину роты — отца родного и мамку в одном лице… Нет, невозможно понять, почему они не убили этого «офицера». А такое на фронте случалось нередко. Так или иначе, разведчики отпустили его восвояси, и это было их роковой ошибкой.
Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.
«…Прибыв в расположение своей части и руководствуясь преступными соображениями, майор Гаврилец собрал л/с танковой роты и поставил боевую задачу — уничтожить якобы обнаруженное им подразделение «власовцев» с членами их семей, переодетое в форму бойцов КА. В 23.15 танковый батальон майора Гаврильца, выдвинувшись в район расположения орр108 ск, открыл беспорядочный пулеметно-артиллерийский огонь по зданию пансионата с дистанции 1 200—1 500 м.
Командир орр к-н Калмыков, пользуясь низкой эффективностью огня, темным временем суток и рельефом местности, эвакуировал слепо-больных и обслуживающий персонал пансионата и разместил их в естественных прибрежных укрытиях в 500—600 метрах от места боестолкновения».
Разведчики, видимо, не сразу поняли, в чем дело, когда на территории пансионата разорвались первые снаряды. Понять что-либо в складывавшейся обстановке было невозможно. Было ясно одно — они подверглись нападению значительных сил (напасть на них могли только немцы). Но откуда взялись немецкие войска на острове и какими силами располагали, было непонятно. Что бы там ни было — их атаковал противник, и командир разведчиков немедленно организовал оборону. Но первое, что они сделали, определив направление атаки — вывели своих подопечных из здания пансионата и укрыли их в естественных складках местности на берегу моря.
Спустя несколько минут они различили на броне атакующих танков красные звезды и с облегчением вздохнули — слава Богу, наши. Это, конечно же, недоразумение… Они пытались вступить в переговоры с напавшими танкистами. Но расчет майора был безошибочным — никто с «власовцами» переговариваться не хотел. Танкисты били по ним из орудий и пулеметов прямой наводкой. Ответный огонь был открыт после того, как погиб с зажатым в руке белым полотенцем расстрелянный в упор капитан Калмыков.
Огонь-то они открыли, но все, что они могли противопоставить танкам — автомат, винтовку, нож или противопехотную гранату, — против танков не годилось. Силы разведчиков таяли с каждой секундой. И все же два танка им удалось поджечь бутылками с бензином…
Они еще могли уйти. Уж чего-чего, а умения незаметно ускользнуть из-под носа противника им было не занимать… В самом деле, старшина роты мог вывести солдат из-под обстрела, отвести их в безопасное место, связаться с командованием и дождаться скорого и правого суда над заигравшимся самолюбивым майором. Нет, ситуация не была безвыходной для разведчиков.
Ситуация была безвыходной для слепых девчушек и старух. Они не смогли бы улизнуть от охотившихся на них танкистов. Они были обречены.
Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.
«При многократных попытках остановить боестолкновение личный состав развед. роты понес потери в живой силе до 50% л/с. В 23.45 разведрота открыла ответный огонь…» Разведчики сделали свой выбор. К этому времени их оставалось не более 15 человек. Ох, как непросто было им принять такое решение 8 мая 1945 года… Оставить на верную гибель беззащитных людей эти русские солдаты не могли. Ну не смогли они предать ни старух, ни девчонок, к которым успели привязаться, потому что знали — никакая война такого предательства им не спишет… Они решили защищать их до последней возможности.
15 бойцов приняли бой с десятью танками — лучшими танками Второй мировой войны — легендарными тридцатьчетверками.
* * *
А тем временем мимо Рюгена на двух кораблях проходил очередной караван судов, перевозивший с Борнхольма немецких солдат в британский плен. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить себе психологическое и нравственное состояние этих людей. Их отечество было разгромлено, судьба родных — неизвестна, а их самих, здоровых и до зубов вооруженных мужиков, через несколько часов ожидал позор плена. Горечь, стыд, чувство невыполненного долга… И вдруг, сквозь кромешную мглу ночного Балтийского моря они видят и слышат, что в нескольких километрах от них, на Рюгене, идет бой. Что они должны были подумать? Видимо, там, прижатые к морю, гибнут в бою с «иванами» их товарищи. Чего бы то ни стоило, нужно помочь им, попытаться спасти их или самим с честью погибнуть…
Суда подошли ближе к берегу, и немцы увидели горящий русский танк. Сомнений не оставалось — они не напрасно свернули к острову. Солдаты в полной боевой выкладке стали высаживаться на берег Рюгена, готовясь к своему последнему бою.
Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.
«…Около 00.20 09.05.45 г., привлеченный картиной боестолкновения, видного со стороны моря, и желая оказать помощь предположительно своим подразделениям, участвовавшим в нем, противник приблизился на двух плавсредствах к берегу, произвел высадку десанта численностью до 50 человек и включился в бой…»
Богу было угодно, чтобы они высадились в нескольких десятках метров от сбившихся в кучу и охваченных ужасом слепых детей. Их попечительницы-старушки ввели немецких солдат в курс происходящего. Те, конечно же, были воодушевлены — они снова стояли на родной земле, им было, кого защищать, в их руках было оружие, и они бросились на помощь девятерым остававшимся в живых советским разведчикам.
Вот так и получилось, что на одной стороне оказались советские и немецкие солдаты… Со вступлением в бой немцев дело пошло веселее, и через несколько минут все закончилось — фаустпатроны в опытных руках не оставляют никаких шансов даже лучшим в мире танкам.
Выдержка из политдонесения Начальника политотдела 2Уд.А. от 8.5.45 г. № 00176.
«…В 00.50 боестолкновение закончилось.
Итоги боестолкновения:
Личный состав 137-го танкового батальона 90 сд…»
Далее в документе идет перечисление потерь разведчиков, немцев и танкистов. Но главный итог «боестолкновения», о котором не сказано в политдонесении, заключался в следующем: любовь и милосердие смогли победить страх смерти, ненависть и войну. Любовь и милосердие, долг и воинская честь оказались для наших разведчиков значимее их собственных жизней и радости победы и перспектив мирной жизни. Это был их осознанный нравственный выбор и нравственный подвиг. Не об этом ли «неподвижном стоянии» в правде говорил в 1612 смутном году патриарх Гермоген.
Эпилог
И вот после боя они сошлись вместе. Еще не до конца сознавая значение случившегося, потрясенные, смотрели немецкие солдаты на советских разведчиков. Какой-нибудь час назад им казалось, что война вытеснила весь запас общих ценностных представлений, что единственный сохранившийся общий знаменатель для немцев и русских — это ненависть.
Русские солдаты, заслонившие собой беззащитных немецких детей, снова открывали перед ними общий для всех людей горизонт человечности и великодушия. Но сами герои оказались в отчаянно-безвыходном положении. Ни у кого не было никаких сомнений в том, какая участь ожидала наших разведчиков в ближайшие несколько часов. Ведь, по существу, действуя совместно с подразделением вермахта, они уничтожили танковый батальон Красной Армии, который на весах Фемиды военного образца перевешивал любые нравственные аргументы.
Ясно было и другое: разведчики не заслуживали той пронзительно несправедливой участи, которая неизбежно ожидала их. И в этот момент вмешалось, похоже, само Провидение.
Гражданский капитан одного из датских судов, перевозивших немцев с Борнхольма, по фамилии Торвальдсон, потрясенный всем тем, чему он стал свидетелем, вспомнил, что в течение всей войны по субботам из шведского порта Мальме в Лиссабон ходит пароход под нейтральным шведским флагом. По дороге пароход делает двухчасовой заход в испанский порт Ла-Корунья. Никакому досмотру или сопровождению в пути следования он не подвергается. И если поторопиться и если советские солдаты не возражают, то он берется посадить их на этот пароход. Только идти надо под советским флагом и чтобы на верхней палубе находились советские солдаты, иначе их могут остановить английские патрульные катера, да и шведский пароход наверняка будет легче остановить именно русскому катеру.
Разведчики согласились. Ничего другого им не оставалось. Казалось, весь этот треклятый мир, залитый кровью, лишивший их в одночасье права на победу, на Родину, на любовь и жизнь, сам отторгал их.
И все получилось именно так, как было спланировано. Только одно обстоятельство дополнило план Торвальдсона — на пароход вместе с разведчиками пересели и женщины, и немецкие солдаты. Вскоре пароход скрылся за горизонтом…Таково последнее достоверное сведение, известное об этой удивительной были. Высадились ли эти люди в испанской Галисии или доплыли до Лиссабона, как и где обосновались потом, Бог знает.