Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Особенности ФГОС второго поколения
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
federalnye_gosudarstvennye_obrazovatelnye_standarty_fgos.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Особенности ФГОС второго поколения
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
В основу стандарта положены новые принципы его построения.
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Общее образование имеет три ступени:
- Начальное общее образование (1-4 кл.)
- Основное общее образование (5-9 кл.)
- Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.)
УУД - универсальные учебные действия
Неотъемлемой частью ядра стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения ФГОС второго поколения (ФГОС-2).
Реализация ФГОС средствами различных УМК
- УМК "Школа России" (под редакцией А. Плешакова)
- УМК "Перспектива" (под редакцией Л.Ф. Климановой)
- УМК "Школа 2000..." (научный руководитель – Л.Г. Петерсон)
- УМК "Школа 2100" (научный руководитель Р.Н. Бунеев)
- УМК "Перспективная начальная школа" (научный руководитель - Н.А. Чуракова)
- УМК "Классическая начальная школа" (издательство "Дрофа")
- УМК "Начальная школа XXI века" (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)
- УМК "Гармония" (научный руководитель - Н.Б. Истомина)
- УМК "Планета Знаний" (научный руководитель – И.А. Петрова)
- УМК "Начальная инновационная школа" (издательство "Русское слово")
- УМК "Развивающая система Л.В. Занкова" (научный руководитель – Н.В.Нечаева)
- Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (издательство "Вита-Пресс")