Главные вкладки
Русский язык и литература
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ | Этапы | Ход урока (при условии создания конспекта урока) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ведущие УУД |
Вхождение в урок (организационный момент) | Здравствуйте, ребята! Наш урок начнем мы сегодня с прослушивания песни. После того, как прозвучит песня, вы мне ответьте на вопрос: «О чем эта песня?» (звучит 1 куплет и припев песни «Когда мои друзья со мной») Музыка: Владимир Шаинский Слова: Михаил Танич (из к/ф «По секрету всему свету») Если с другом вышел в путь, Если с другом вышел в путь - Веселей дорога! Без друзей меня - чуть-чуть, Без друзей меня - чуть-чуть, А с друзьями много! Припев: Что мне снег? Что мне зной? Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной? | Включение в деловой ритм | Подготовка к уроку, настрой на работу | Регулятивные: саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | |
Актуализация знаний Постановка учебной задачи | Учитель: Итак, о чем эта песня? Ученики: Эта песня о дружбе, о том, как она важна в нашей жизни.
Учитель: А теперь обратимся к тексту 2-ого куплета песни. (слайд2+листочки на партах) Там, где трудно одному, Там, где трудно одному, - Справлюсь вместе с вами! Где чего(то) не пойму, Где чего(то) не пойму - Разберем с друзьями! Учитель: Найдите здесь местоимения. Ученики: личное местоимение (с вами). Учитель: На что указывают выделенные слова? Ученики: На что-то неопределенное. Учитель: Как вы думаете, к какой части речи относится данное слово? Ученики: К местоимению. Учитель: Если отталкиваться от значения данного местоимения, то как бы вы назвали разряд, к которому оно относится? Ученики: Неопределенное местоимение. Учитель: Значение слова «неопределенный» по словарю С.И.Ожегова. Неопределенный. 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый.(слайд3) Учитель: Какое значение слова неопределенные мы будем использовать на уроке? Ученики: 1)точно не установленный. Учитель: Сформулируйте тему урока. Ученики: Тема урока «Неопределенные местоимения» Учитель: Записываем в тетради тему урока
| Редактирование формулировок задач урока Стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль учителя | Формулирование цели урока и задач урока. Выполнение задания поискового характера, направленного на активизацию мыслительных операций и учебных навыков. Определение задачи исследования, выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы | Познавательные: анализ объектов с целью выделения их существенных признаков. Коммуникативные: умение слушать и слышать текст; умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение принимать чужую точку зрения |
Выведение понятия (открытие нового знания) Первичное усвоение новых знаний | Предлагаются три языковые задачи (задания распределяются по рядам, ученики работают в парах): А теперь ребята мы с вами поработаем с текстом. 1) Задача №1. Проводим языковой анализ. Готовим устное высказывание «общее значение неопределённых местоимений» Прочитайте текст. В каком-то городе, несколько лет назад родился некто. Через некоторое время нечто произошло с некто и некий кто-то обучился какой-то грамоте. Однажды кое-кто увидел нечто, удивился и призадумался, почему кое-кто так быстро читает чьё-то кое-что. Оказалось, что некий некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать кое в чём какой-либо смысл. Вот и превратился некто в нечто.
СЛАЙД 2 ГРУППЫ неопр мест Давайте подумаем от каких же способом образованы данные местоимения? Кто-то- кто (вопросительно-относительного местоимения при помощи морфемы то) Кое-кто- при помощи морфемы кое и вопросительно-относительного местоимения кто. Какой-либо- при помощи какой + морфема либо Что-нибудь- при помощи что+ морфема нибудь Некоторый- при помощи морфемы не и местоимения который То, кое, либо, нибудь- Черточку не забудь. Отработать 2 орфограммы Вопросы?????? Слитно и через дефис Давайте сравним наши выводы с тем, что написано у нас в учебнике. Неопредел. Местоимения | Стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль учителя. Организация исследования учебной проблемы, формирование новых понятий | Планирование деятельности, поиск решения проблемы, определение понятия, проведение теоретического исследования | Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности; Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, самостоятельное формулирование познавательной цели, проблемы | |
Отработка понятия | Закрепление. Работа по учебнику.460 упражнение С. 78. | Организация работы с учебно-научным текстом | Работа с учебно-научным текстом (поисковое чтение), Сличение своей работы с образцом учебника. | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знание Коммуникативные: эффекивное сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга | |
Первичное закрепление понятия: ( включение нового понятия в систему общих знаний) | Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр. 1 – неопределенное 2 – возвратное 3 – относительное 4 – вопросительное
Код: 13124 |
| Использование нового содержания совместно с ранее изученным материалом при решении творческой задачи: создание собственного текста | Регулятивные: планирование и прогнозирование работы Познавательные: постановка и решение проблем творческого характера | |
Рефлексия | Вернёмся к задачам урока, которые мы перед собой поставили в начале урока. Что узнали, а что ещё предстоит узнать? На что указывают местоимения, правописание неопределённых местоимений, чем являются в предложении, употребление в речи. Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании? Загадки:
| Организация рефлексии Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели. | Соотнесение результата с прогнозируемым | Регулятивные: Выделение и осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, Личностные: самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников | |
Домашнее задание | Упр. 461 параграф 80 все Придумать 5 загадок с неопределенными местоимениями | Опережающее целеполагание | Регулятивные: планирование, целеполагание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Там, где трудно одному, - Справлюсь вместе с вами! Где чего(то) не пойму - Разберем с друзьями!
Неопределённый Точно не установленный Не вполне отчётливый, уклончивый (Словарь С.И.Ожегова)
Прочитайте текст. В каком-то городе, несколько лет назад родился некто. Через некоторое время нечто произошло с некто и некий кто-то обучился какой-то грамоте. Однажды кое-кто увидел нечто, удивился и призадумался, почему кое-кто так быстро читает чьё-то кое-что. Оказалось, что некий некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать кое в чём какой-либо смысл. Вот и превратился некто в нечто.
каком-то кто-то какой-то кое-кто чьё-то кое-что каких-то чем-нибудь чём-либо какой-либо некто некоторое нечто некто некий кое в чём
Местоимения, указывающие на неопределённые предметы, признаки, количества, называются неопределёнными Кто-то Какой-то Сколько-то
Вопросительные местоимения Неопределённые местоимения Кто Что Который Сколько Некто Нечто Некоторый Несколько кое-кто что-то какой-либо сколько- нибудь Как образованы неопределённые местоимения?
Алгоритм «Правописание неопределенных местоимений» Нахожу в предложении неопределенное местоимение. Если оно образовано при помощи приставки кое-, суффиксов -то, -либо,-нибудь, то пишу через дефис . Если приставка кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишу отдельно. Если оно образовано при помощи приставки не-, то пишу слитно.
«Оцени себя» Все сделал правильно Встретились трудности
Предварительный просмотр:
«Цифровой диктант».
Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его..
1 – неопределенное
2 – возвратное
3 – относительное
4 – вопросительное
- Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
- Вишь, какая саранча!
- Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
- О себе дед рассказывать не любил.
- Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
Ответ:
«Цифровой диктант».
Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его..
1 – неопределенное
2 – возвратное
3 – относительное
4 – вопросительное
- Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
- Вишь, какая саранча!
- Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
- О себе дед рассказывать не любил.
- Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
Ответ:
«Цифровой диктант».
Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его..
1 – неопределенное
2 – возвратное
3 – относительное
4 – вопросительное
- Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
- Вишь, какая саранча!
- Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
- О себе дед рассказывать не любил.
- Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
Ответ:
«Цифровой диктант».
Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его..
1 – неопределенное
2 – возвратное
3 – относительное
4 – вопросительное
- Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
- Вишь, какая саранча!
- Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
- О себе дед рассказывать не любил.
- Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
Ответ:
Предварительный просмотр:
- ПРЕДМЕТ И МЕСТО ЕГО НАХОЖДЕНИЯ.
В 6 классе в соответствии с программой должно проводиться обучение сочинениям - описаниям природы и помещения. Составной частью таких текстов часто бывает описание места - фрагмент со значением « предмет и место его нахождения».
Знакомя обучающихся с новой разновидностью описания, следует разграничить описание места и описание предмета, т.к. в описании места предметы только называются, а в описании предмета они характеризуются, называются их признаки.
- ТЕКСТЫ
- А. В лесу, на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины. (Г. Скребицкий )
- Б. Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. (Э. Шим )
- ЗАДАНИЯ
- Сравните тексты. Какой из них содержит описание места, а какой – описание предмета?
- Промаркируйте те слова, которые помогли вам сделать вывод.
- Текст сочинения ученика
Моя комната.
Я очень люблю свою комнату. Особенно зимой, рано утром, когда встаёт красное от мороза солнце. Оно отражается в окнах соседнего дома и попадает ко мне в комнату. Комната заливается ровным розовым светом. От него становится радостно и спокойно на душе. Вся комната становится как будто волшебной и ещё более уютной.
В моей комнате много разных предметов, но я хочу сказать только об одном. Это мой любимый компьютер! Он стоит на моём рабочем столе. Это самая важная вещь в моей комнате, потому что за ним я провожу много времени. Он помогает мне в учёбе и отдыхе.
Я очень люблю свою просторную и уютную комнату. Мне хорошо жить в ней!
- ЗАДАНИЯ
- Выделите в прочитанном тексте части: описание предмета и описание его местоположения.
- По данному образцу создайте собственный текст-описание предмета и его местоположения на тему «Моя школа».
Следующая группа заданий направлена на наблюдение над способами и средствами связи предложений в текстах этого типа.
- ТЕКСТЫ
- А. Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногою карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.
Способы _______________________ - Средства _________________________
Б. Клевер – один из самых надёжных барометров. Он заранее знает о том, что погода изменится. Достаточно посмотреть на него перед дождём, чтобы убедиться в этом. Перед ненастьем клевер сближает листочки, цветок его на тонкой ножке поникает.
Способы _______________________
Средства _________________________
- ЗАДАНИЯ
- Прочитайте тексты. Определите способы и средства связи предложений.
- ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Следующая группа заданий предполагает обучение шестиклассников использованию языковых средств для обозначения местоположения предмета. Они направлены на предупреждение речевых повторов.
- МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЮ
- Затем, близко, недалеко, после этого, невдалеке, позднее, поблизости, через некоторое время, через час, вблизи, возле, справа, немного позже, около, дальше, в нескольких шагах, наконец, на окне, около двери, тут же.
- ЗАДАНИЕ
- Распределите помещённые выше слова в два столбика. В один - те слова, которые могут быть использованы в описании места, в другой - те, которые могут быть употреблены в повествовании.
- ТЕКСТ
- Рядом с высоким мужчиной сидит маленький мальчик. Рядом с ними лежит их верный пёс Храбрый. Рядом стоят корзина и ведро, полные грибов, и кувшин с ягодами.
- ЗАДАНИЕ
- Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите и устраните речевые недочёты (повторы), используя синонимы.
- ТЕКСТ
- Много есть озёр на свете больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоёма в мире, который бы мог соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов.
- ЗАДАНИЯ
- Прочитайте текст, выделите ключевые слова. Обратите внимание на их частеречную принадлежность.
- Докажите, что этот текст – описание, используя памятку.
- Продолжите предложение: На мой взгляд, данный текст принадлежит к типу речи описание, потому что…
- Памятка.
- 1) Нет динамики; действия или признаки постоянные или одновременные, не изменяющиеся во времени.
- 2) Можно изменить порядок перечисления действий или признаков, поменяв местами фрагменты текста.
- 3) «Новое» в описании - это свойства предмета. Отсюда - обилие прилагательных и причастий.
- УПОТРЕБЛЕНИЕ В ОПИСАНИИ ГЛАГОЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ НАЛИЧИЯ
«Опасным» местом с точки зрения появления речевых недочётов в описании места могут быть глаголы со значением наличия. Они не несут в себе основной информации, а являются связующим звеном между сведениями о предмете и о месте его расположения. Поэтому текст – описание часто содержит безглагольные предложения. Предлагаются задания на нахождение таких особенностей текста.
- ТЕКСТ
Тарас повёл сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы…
Светлица была убрана во вкусе времени, о котором живые намёки остались только в песнях да народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине.
Всё было чисто вымазано цветной глиной. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, которые встречаются ныне только в старинных церквах. Вокруг окон и дверей были украшения из дерева. На полках по углам стояла разная утварь: кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, разные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвёртые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая пёстрыми изразцами,- всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год на каникулярное время.
- Задания к тексту
- Докажите, что этот текст относится к описанию. Выделите части в соответствии со схемой строения текста – описания (схема прилагается).
Схема строения текста-описания:
1). Общее впечатление о предмете описания.
2). Признаки предмета.
3). Отношение к предмету.
- Отметьте глаголы наличия в тексте. Объясните их роль в тексте.
- Выделите в тексте безглагольные предложения. Проведите с ними лингвистический эксперимент: вставьте (где возможно) глаголы наличия. Пронаблюдайте, как изменился текст. Улучшился или ухудшился?
- Лексическая работа. Отметьте в тексте слова, значения которых вам непонятны. Проведите работу с «Толковым словарём» Ожегова по выяснению значений слов.
- ТЕКСТЫ-ОПИСАНИЯ РАЗНОЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Описания часто встречаются в текстах разной стилистической принадлежности. В научное описание включаются существенные, точные признаки, которые названы прилагательными и существительными. В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. Предлагаются задания на понимание особенностей описаний разной стилистической принадлежности.
- ТЕКСТЫ
- А. Яблоня – ранет пурпурный - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 сантиметра. Вес плода- 17-23 грамма. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
- Б. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (В. Солоухин)
- ЗАДАНИЯ
- Чем различаются эти описания? В чём их особенности с точки зрения лексики, синтаксиса? К каким стилям речи они принадлежат? Где могут употребляться?
- Найдите в своих учебниках тексты, подобные тексту А. Объясните их назначение.
- На основе найденных текстов типа А создайте собственный художественный текст типа Б.
- ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Хотя описание внешности человека в соответствии с программой изучается только в 7 классе, считаю целесообразным уже шестиклассникам давать задания на узнавание и нахождение характеристик-описаний в прочитанных ими текстах художественных произведениях.
- В качестве примера текста - описания внешности человека взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
- ЗАДАНИЯ
- Лексическая работа. Отметьте в тексте слова, значения которых вам непонятны. Проведите работу с «Толковым словарём» Ожегова по выяснению значений слов.
- Найдите в текстах прочитанных вами произведений подобные описания.
- Участвуйте в проведении игры - викторины «Узнай меня». По представленному тексту - описанию узнайте литературный персонаж, укажите название произведения и его автора.
Предварительный просмотр:
За три дня до экзамена. Материал для повторения 9 класс
Задание 3. «Образные средства» | ||
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | Глаза громадные, как прожекторы.(В. Маяковский.) |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Отговорила роща золотая |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое… (А. Володин.) |
Задание 4. «Правописание приставок»
- Приставки на –З и –С. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С:
истратить, беспечный, изгнать, бездомный.
Формулировка задания: В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного (или: от глухости\звонкости последующего согласного)
Помни о словах: здесь-здешний, здание, здоровье, где З - часть корня. Приставка С НЕ ЗАВИСИТ от глухости\звонкости, она всегда пишется ОДИНАКОВО!!!
- Пре- и при.
Значения ПРЕ:
1) ОЧЕНЬ (пребольшой - очень большой, преувеличивать - очень увеличивать,
2) ПЕРЕ (преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик.
Значения ПРИ:
1) Близость, сближение (пришкольный, примыкающий, приблизиться).
2) Неполное действие (приоткрытый, пригореть).
3) Присоединение (прибить, причалить).
Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗРЕТЬ (жалеть),
ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку),
ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам),
ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон), ПРИЁМНИК (устройство) – ПРЕЕМНИК (наследник),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться),
ПРИДАТЬ (форму) – ПРЕДАТЬ (друга).
- Правописание неизменяемых приставок : С, ОТ, ОТО, ПЕРЕ, НАД, ВЫ, ПОД, ВО, О, НЕДО, ПРО (прообраз), ПРА, (праязык, прабабушка) и т.д.
- Правописание приставок, зависящих от ударения:
НЕ\НИ (местоимения и наречия НИГДЕ, НЕКОГДА, НИКАКОЙ, НИКТО, НЕКТО) и
РАС\РОС, РАЗ\РОЗ (рОссказни, рОссыпь, рОзвальни, рассказ, рассыпать и т.д.)
Задание 5. « Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»
1. Прилагательные. Образовано от имени существительного
Две н пишется в прилагательных, образованных:
-от существительных с основой на н: сон – сонный, осень – осенний, длина – длинный, окно – оконный;
-с помощью суффиксов -онн- и -енн-: лекционный, станционный, утренний, временный, письменный.
С одной н пишутся прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-) и -ин-: кожаный, песчаный, конопляный, глиняный, серебряный, гусиный, лебединый.
Исключения:
-юный, свиной, румяный, зелёный, синий (образованы без помощи суффикса -н);
-ветреный (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н: безветренный, подветренный);
-оловянный, деревянный, стеклянный.
2. Причастия. ВСЕГДА: можно вернуть в глагольную форму (нарисованный - то, что нарисовали)
В полных пишется две Н, в кратких – одна Н: выполненная-выполнена, скошенная-скошена.
3. Отглагольные прилагательные (прилагательные, образованные от глагола, их отличие от причастие - отсутствие приставки: глаженый – поглаженный).
1) В отглагольных прилагательных пишется одна Н: соленый, копченый.
2) НН пишется:
а) в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: решенный,
б) имеющих суффиксы -ова-, -ева-: рисованный, раскованный,
в) имеющих зависимое слово: круто перченный,вязанный спицами.
4. Наречия на –О и –Е.
В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных
и причастиях, от которых они образованы: неожиданный - неожиданно, взволнованный - взволнованно.
Задание 7. «Способы связи слов в словосочетании»
согласование | управление | примыкание |
Зависимое слово прилагательное, числительное, причастие, местоимение | Зависимое слово – существительное, местоимение, числительное, прилагательное | Зависимое слово – наречие, глагол неопределённой формы, деепричастие |
При изменении формы меняются оба слова | При изменении формы меняется лишь главное слово | Главное и зависимое слова связаны лишь по смыслу. |
Замена согласования на управление и наоборот
1. Поменяй местами главное слово в словосочетании, часть речи главного слова оставь неизменной!
Зрительный зал – зал для зрителей
Замена примыкания на управление и наоборот, не забываем про предлог
1. Главное слово – глагол. Меняем только зависимое (наречие на существительное (П) или наоборот (У)
Улыбаясь, разговаривал – разговаривал с улыбкой
Настойчиво учиться – учиться с настойчивостью
Замена примыкания на согласование и наоборот
1. Поменяй местами главное слово (существительное поставь на 2-е место)
Борщ по-флотски – флотский борщ
Задания 8 и 11. «Грамматическая основа предложения»
Простое глагольное сказуемое
- Глагол в форме одного из наклонений. Лужицы покрываются ледком.
- Глагол в форме составного будущего времени. Завтра будем работать в саду.
- Фразеологизм. Ваня гоняет лодыря с утра до вечера. (=бездельничает)
- Глагол в форме повелительного наклонения. Давайте порадуемся за чемпионов.
- Повторяющиеся глаголы. А мы всё едем и едем в поезде.
Составное глагольное сказуемое
СВЯЗКА+ИНФИНИТИВ
Связка может быть выражена:
1. Глагол фазы (начала, продолжения, конца действия): начать,
перестать, продолжить и др..
2. Глаголы, краткие прилагательные, категория состояния со значением возможности, необходимости, долженствования, желательности действия: хотеть, мочь, желать, надо, необходимо, рад, готов, должен, обязан и др.
3. Глагол со значением эмоциональности: любить, ненавидеть, бояться и др.
Составное именное сказуемое
СВЯЗКА+ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
Связка может быть выражена:
1.Глаголомбыть в будущем и прошедшем времени. В настоящем времени связка не выражена словом (нулевая).
2.Глаголы стать, становиться, казаться, считаться, делаться, являться и др.
21Именная часть: прилагательное, существительное, причастие, числительное местоимение, наречие, словосочетание.
!!! могут быть сказуемые, выраженные словами категории состояния (Мне холодно. Было больно.), словами НЕТ, НЕ БЫЛО.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВСЕГДА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ!!!!!
В СПП в придаточном определительном грамматическая основа со словами КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ
Задание 9. «Обособленные члены предложения»
1.Обособленные согласованные определения и приложения.
1) Причастные обороты, стоящие после определяемого слова (можно переделать в оборот «тот, который…»);
2) Если их два и более и стоят после определяемого слова: Я иду по дорожкам темного сада, угрюмого, сумрачного.
3) Относятся к личному местоимению: Он, трижды молодой, ждал от жизни всего.
4) Относятся к имени собственному: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым.
5) Имеют значение уступки или причины: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима.
6) Распространенные приложения: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
2.Обособленные обстоятельства:
1) Деепричастия и деепричастные обороты. (Суффиксы деепричастий:А, Я, В, ВШИ, ШИ: вопросы: что делая? что сделав? как?)
2) Сравнительные обороты: Голова у неё острижена, как у мальчишки.
3)Оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА (обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на солнце, горели фонари.
4) Существительные с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ: Дети, вопреки морозу, вышли погулять.
3. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение, выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?
Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.
Приложение
* указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст;
*поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение и употребляется в том же падеже, что и слово, к которому оно относится.
Задание 10. «Вводные слова и предложения, обращения»
1. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, кажется, видимо, по-видимому, пожалуй, правда, думаю, надеюсь, полагаю и др.
2.вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, наоборот, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, например, к примеру, главное, таким образом, тем более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д.,
3.вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, пословам.., по сообщению.., по сведениям.., по мнению.., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, как говорят, как пишут, как известно и др.
4.вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно,
5.вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения: словом, одним словом, иными
словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, так сказать, что называется и др.
вводные слова:
а) содержащие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,
- показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.,
- выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др..
Обращение - это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью (лицо или предмет). Обращение не связано с другими словами в предложении, не является его членом и не входит в грамматическую основу. Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения.
Иногда обращения бывают развёрнутыми:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждёшь меня (А.С. Пушкин).
Бескорыстие | Отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим. |
Благородство | Высокая нравственность, самоотверженность и честность. |
Великодушие | Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство. |
Взаимовыручка | это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. |
Внутренний мир человека | - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. |
Добродушие, доброта | Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. |
Драгоценные книги | это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Это книги, которые повлияли на человека, остались в памяти.Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. |
Дружба | Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. |
Жизненные ценности | это то, что люди считают важным в своей жизни: убеждения, принципы, ориентиры. Это направления, которые определяют не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают основу всей дальнейшей жизни. |
Красота | То, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. |
Любовь | это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги. |
Любовь материнская | это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. |
Милосердие | Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. |
Мужество, отвага | Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие. |
Настоящее искусство | творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство способно пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. |
Неуверенность в себе | Отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. |
Нравственность | Совокупность норм, определяющих поведение человека. |
Нравственный выбор | осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Это принятие человеком решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. |
Сила духа | Одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. |
Сострадание | Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. |
Совесть | Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. |
Щедрость | Оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости |
| |
Объяснение слова | Синонимы, определение, толкование ( с опорой на текст) Начать с вопроса и ответа на данный вопрос |
Переходное предложение | Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. |
| |
1пример из текста. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… | |
2- й пример из жизненного опыта или с опорой на художественное произведение. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить.... | |
| |
В заключение хочется сказать, что... Всё сказанное убеждает нас в том, что … Подводя итог сказанному, можно сделать вывод:.... |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа в 9 классе
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
Как работал Чехов
- Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду.2) Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа.
- Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи. 4)Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле.5) Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте письма, адресованного ему.6)Чехов говорил, что тема дается случаем. 7) Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. 8) Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. 9) Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь. 10) Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. 11) Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом в черновик, который был покрыт исправлениями, вставками. 12) Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. 13) Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. (По А. Раскину.)
Александр Борисович Раскин (25 сентября (8 октября) 1914, Витебск — 4 февраля 1971, Москва) — русский советский писатель, сатирик, сценарист.
2.В каком предложении содержится информация, не соответствующая содержанию текста?
- Чехов многое заносил в свою записную книжку.
- Чехов считал, что писать очень легко.
- Чехов не ждал, когда случай придёт к нему.
- В Чехове отмечали - кипела внутренняя энергия.
Ответ:____________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.
- Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего.
- Но он и не ждал, когда случай придёт к нему.
Ответ:_________________
4.Из предложений 11-13 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного
Ответ:______________________
5. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором написание НН в суффиксе определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов -ОНН- ЕНН-пишется НН»
Ответ: __________________________
6. Среди предложений 7-10 найдите предложение с распространённым обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________
7.Замените словосочетание «писательский труд», построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _______________________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ: _____________________________________________________
9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с распространённым обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Казалось,(1) его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения,(2) разговоры,(3) краски,(4) звуки,(5) запахи.
Ответ: __________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Казалось,(1) его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения,(2)разговоры,(3) краски, (4)звуки,(6) запахи.
Те,(7)кто жили рядом с Чеховым,(8) угадывали,(9)что в нём всегда кипела внутренняя работа.
Ответ: _________________________
13.Среди предложений 11-13 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным определительным.Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: _______________________________
14.Среди предложений 10-13 найдите предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом при нём. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________
Предварительный просмотр:
Кроссворд «Отгадай писателя»
1 | 2 | ||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | 7 | ||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
12 | 13 | ||||||||||||||||||
По горизонтали: 3. Великий русский поэт XIX в., автор поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 4. Величайший русский поэт XIX в., автор произведений «Дубровский», «Полтава». 6. Король французской комедии, автор комедий «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Мнимый больной». 9. Русский писатель XIX в., автор стихотворений в прозе, цикла рассказов «Записки охотника». 10. Русский писатель XX в., с любовью рассказывающий о простых, «незаметных» людях, тружениках, обладающих истинной красотой души; автор рассказов «Закон набата», «Мочёные яблоки», «Мститель». 11. Русский писатель XIX в., «мастер короткого рассказа». 12. Великий русский баснописец, прозаик, журналист, скрипач, переводчик, сатирик, драматург, страстно любящий театр. 13. Русский писатель – романист, автор автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
По вертикали: 1. Русский писатель XIX в., автор сказов «Левша», «Привидение в Инженерном замке», «Человек на часах». 2. Великий русский писатель XIX в., прославивший в своих произведениях родную Украину, автор повести «Тарас Бульба». 4. Русский писатель XX в., мастер пейзажа, автор произведений «Мещёрская сторона», «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан». 5. Великий русский писатель XIX в., автор произведений «Братья Карамазовы», «Мальчик у Христа на ёлке». 7. Псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешкова. 8. Великий русский поэт XIX в., рассказавший о тяжёлом крестьянском труде, о трудной «долюшке женской».
Ответы
По горизонтали: 3. Лермонтов 4. Пушкин 6. Мольер 9. Тургенев 10. Солоухин 11. Чехов 12. Крылов 13. Толстой
По вертикали: 1. Лесков 2. Гоголь 4. Паустовский 5. Достоевский 7. Горький 8. Некрасов