Мои статьи
Предварительный просмотр:
Нуанзина Екатерина Анатольевна
Молодежный сленг – истоки и угрозы.
Язык – живое существо, которое чутко реагирует на веяния времени, приспосабливаясь к ним, вытесняя какие-то слова (историзмы), заменяя их (архаизмы) или обретая новые. Этот процесс свойствен всем языкам, и он неизбежен.
Сегодня русский язык в молодежной среде изобилует тюремно-лагерными арготизмами (феня), как, например, «кипиш», «ништяк», «палево», «достать», «кинуть», «гнать»; англицизмами и американизмами («геймить», «клава») и жаргонными словами наркоманов («это не айс» - «форма мефедрина для курения», «зацепило», «спалиться», «отключка», «отходняк»).
Специалисты в области лингвистики не считают это явление фатальным, полагая, что подобное происходило во все времена (например, внедрение галлицизмов – «пальто», «котлета»). Пушкин, родоначальник современного русского языка, писал в своем романе в стихах «но панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет», иронизируя над ревнителем языка Шишковым.
Следует ли переживать за судьбу русского языка сегодня? И да, и нет. Нет – потому, что язык избавляется от лишнего, как было в прежние годы (ушли «гирла», «шузня», «шузы», «трузера», бытовавшие в языке фарцовщиков
70 – х годов; следом – «комса», «лабух», «сейшен», «пласты» времен 80-х). Но остались слова «тусить», «тусоваться», «квартирник» из того же периода, и никто сейчас не задумывается о том, что слово «хипстер» пришло в наш язык еще в 50-е.
В чем причина подобного явления, столь характерного для молодежной среды? Как и прежде, в стремлении молодежи обособиться от мира взрослых, заговорить на своем, непонятном взрослым языке, во-первых. Ну, и , во-вторых, в желании быть стильными, социализироваться в кругу сверстников.
Немаловажным является влияние СМИ, наличие гигантского количества «криминальных» сериалов, наводнивших и затопивших телеканалы. Но телевизор, по счастью, сегодня отходит в прошлое, а на смену ему пришел Интернет. И в переписке с друзьями молодежь выражает свои мысли и эмоции новообразованиями типа «чмоки», «сибки (сипки)», «спс», «лафки», «лайкать»).
Представители власти давно перешли на понятный (и приятный) народу язык: «мочить в сортире», «кошмарить бизнес», «социалка», «нефтянка». То же и в учительской среде – «внеурочка», «продленка», «егэшный».
Стремление к упрощению речи привело к тому, что слова «инфа» и «фоткать(ся)» используются повсеместно, вдобавок представителями всех поколений.
Молодая мать, на вид лет 22, обращается к сыну-первокласснику, купившему у старшеклассников за 10 рублей одноразовый стаканчик, разрисованный фломастером: «Да ты лох, реально. Лузер, в натуре! Тебя развели, как лоха!»
И это тоже причина того, что дети и подростки не способны адаптировать свою речь к определенной социальной среде, отличной от их окружения, не могут адекватно оценивать речевую ситуацию.
Как бороться с этими явлениями на уроках русского языка, да и в самой семье? Следить за своей речью, возможно, пояснять детям и подросткам значение некоторых слов. Так, например, молодежь бурно реагирует на объяснение первоначального значения слов: «балдеж» - послеродовое состояние коровы, «транс» - критическое состояние при болезни эпилепсией, «чувак» - кастрированный баран, «чувиха» - соломенная подстилка для кастрированного барана, т.д. После подобного объяснения ребята стараются не употреблять выражений типа «я балдею» или «я в трансе».
Кроме того, необходимо заниматься на уроках словесности подбором синонимов к тем сленговым словам и жаргонизмам, которые дети используют в сочинениях и в устных ответах: «беспредел» заменять словом «произвол», «кинуть» - «подвести в критической ситуации», «достать» - «надоесть, утомить». Эта работа должна вестись постоянно.
Все и всюду, даже писатель Виктор Ерофеев, журналисты, ведущие телеканалов говорят «мне все равно на это». Так говорят и дети, и нужно постоянно исправлять их речь: «мне это безразлично», «я к этому равнодушен», «меня это не волнует».
Ну, и самое главное напоследок: необходимо больше читать детям в детстве, возобновить традицию семейных чтений хотя бы на раннем этапе развития ребенка, стимулировать детей к чтению, например, прочитывая (или рассказывая им) фрагмент художественного произведения до самого интригующего момента, предлагая им самим узнать продолжение, обратившись к тексту.
Скудный словарный запас – свидетельство низкого уровня развития, он может явиться основанием для того, чтобы молодой человек, сделавший множество грамматических и речевых ошибок, плохо сдал обязательный единый экзамен по русскому языку или экзамен по литературе, в результате не получил выбранную им профессию. Кроме того, бедный лексикон человека определяет его убогую социальную среду в дальнейшем. А это уже страшно.