Подготовка к олимпиаде
Олимпиадные задания для подготовки учащихся 5 - 11 классов к школьному и окружному турам олимпиады
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_olimpiade._olimpiadnye_zadaniy.doc | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Буланова Е. В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Волжский Утёс Шигонского района
Система заданий по подготовке учащихся к олимпиадам
В современных социально-экономических условиях нашей страны потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении государства, востребована как никогда прежде. Одна из приоритетных задач в образовании - развитие способной, творчески одаренной личности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум муниципального уровня?
В основе подготовки к Олимпиадам, по-моему, должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе. В третьих-четвертых классах можно проводить ежегодные школьные Олимпиады в каждом классе. При переходе учащихся в среднее звено учителю-предметнику даются рекомендации для продолжения работы по развитию лингвистических способностей отдельных учащихся.
Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник», слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главных критериев, на мой взгляд, три: личная заинтересованность ребёнка, высокое чувство ответственности и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу). В идеале должны совпасть все критерии. И главный критерий - это должно быть нужно ребёнку. Не просто «нужно», а с поправкой на будущую специальность - профессию.
Таким образом, целями первого этапа Олимпиады по русскому языку являются:
- стимулирование интереса учащихся к русскому языку;
- выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;
- оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
- активизация творческих способностей учащихся;
- выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;
- популяризация русского языка как науки и школьного предмета.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы, заседания Научного общества);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством наставника (ментора, научного руководителя , имеющего опыт участия в олимпиадном движении). - Расширяем кругозор:
читаем книги, журналы
работаем в Интернете
общаемся дистанционно
участвуем в интенсивных школах и т.д.
Решаем задачи.
нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности) - Мультимедийная презентация — один из эффективных методов подготовки школьников к олимпиаде. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционные мел и доску. Преимуществом презентаций является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возможность возвращения к ней при необходимости. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. При использовании презентации беседы становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Эта работа может вырасти в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.
- Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадам являются факультативные занятия, основная задача которых – расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности. Роль учителя- разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить, активизировать познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.
Решение тренинговых заданий – всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности. Целесообразно строить работу таким образом, чтобы дети имели возможность сначала решать стандартные школьные задачи, организовывать самопроверку, а затем постепенно переходит к олимпиадным вопросам. Присутствие учителя в такие моменты необходимо. Бывает, что ребёнок не справляется с заданием, а приходит к неверному выводу, да ещё и обосновывает его (что бывает довольно часто с одарёнными детьми). Здесь учитель должен объяснить логику и последовательность решения, показать не только его ход, но и обосновать сослаться на литературные источники и так далее.
По подготовке к олимпиадам я собрала специальную папку с заданиями разных лет. Предлагаю их ученикам во внеурочное время. Если ученик не справился с каким-либо заданием, то направляю его на путь решения с помощью дополнительного вопроса. Ученик должен попытаться еще раз выполнить задание самостоятельно. Лишь в редких случаях показываю ответ и объясняю его.
Фонетика
Образцы заданий для 5-6 классов.
Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.
Ответ:
В: чувствовать
Г: петербургский
Д: сердце
Й: пожалуйста
Л: солнце
Т: лестница
Ю: следующий
Оценка:
по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву, по 0,5 балла за соответствующий пример; дополнительный балл за интересный пример на другую букву.
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 7-8 классов.
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4)
зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть,
8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
№ | Функция ударения | Номера пар слов |
1 | Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). | |
2 | Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. | |
3 | Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. | |
4 | Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова | |
5 | Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова. | |
6 | Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы | |
7 | В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) |
Ответ:
№ | Функция ударения | Номера пар слов |
1 | Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). | 4, 7 |
2 | Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. | 6,10 |
3 | Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. | 5 |
4 | Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова | 1 |
5 | Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова. | 3 |
6 | Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы | 2 |
7 | В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) | 8, 9 |
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
Орфоэпические словари рекомендуют произносить наречие мастерски с ударением на последнем слоге. Однако в речи эта норма регулярно нарушается, распространённым является неправильное ударение на первом слоге.
Сравните постановку ударения в наречиях, образованных по данной модели:
дружески, воровски, шутовски, юношески, товарищески, - и объясните, почему стала возможна эта орфоэпическая ошибка и почему исконным является ударение на последнем слоге.
Ответ: дружеский – дружески, товарищеский – товарищески, юношеский –юношески: при образовании наречий при помощи суффикса -и- от прилагательных на –ский ударение неподвижно, ударным остаётся один и тот же слог, поэтому в наречии мастерски носители языка по аналогии сохраняют ударным первый слог, как и в прилагательном мастерский.
Однако если у производящего прилагательного ударение падает на окончание, то в наречии ударным будет суффикс -и-: воровской – воровски, шутовской – шутовски.
Существующая норма произношения мастерски обусловлена тем, что в русском языке было прилагательное мастерской, имеющее значение «искусный, хорошо сработанный, к мастерству относящийся», от которого и образовано анализируемое наречие с ударным суффиксом.
Оценка: по 3 балла за объяснение каждой группы слов.
Итого: 6 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
В книге «Славянорусский корнеслов» глава литературного общества «Беседа любителей русского слова» А.С. Шишков (русский писатель, адмирал, филолог), рассуждая о превосходстве русского языка, писал: «Прочие языки спутаны, двусмыслены, и в сравнении со славенским, лишены достаточного в письме совершенства. Буквы римской азбуки во всех европейских языках остаются без всякой самостоятельной силы выговора. Сей беспорядок правописания приводит все в смешение».
Вопросы и задания:
1. Как вы полагаете, какие особенности некоторых европейских языков позволили А.С. Шишкову утверждать, что «буквы римской азбуки во всех европейских языках остаются без всякой самостоятельной силы выговора»?
2. Докажите мысль А.С. Шишкова своими примерами из изучаемого западноевропейского языка.
3. Предположите, какой вывод из этого тезиса делал А.С. Шишков.
Ответ:
1. Отсутствие «самостоятельной силы выговора» означает здесь то, что некоторые буквы произносятся по-разному в зависимости от положения в слове, сочетаемости с другими буквами.
2. Продолжение цитаты для проверки: «Буква g в слове charge [шарж ‘груз’] произносятся [по-французски] как наше ж, а в слове garde [гард ‘гляди’] как наше г».
В английском языке take (буква е не читается), test (читается э), keep (читается как и).
3. Вывод, к которому приходит А.С.Шишков, – необходимость повсеместного использования букв кириллицы. Продолжение цитаты для проверки: «Эти худости могли бы уменьшиться общим принятием славенских букв».
Оценка:
за верный вывод о различии в чтении буквы в зависимости от окружения, положения в слове – 2 балла;
за любую пару примеров (независимо от количества) из западноевропейских языков, в которой одна буква латиницы читается по-разному в различном окружении, – 2 балла;
за предположение о том, что А.С. Шишков видел благо в распространении кириллицы на языки Европы, – 2 балла.
Итого: 6 баллов максимум.
Лексика
Образцы заданий для 5-6 классов.
Прочитайте пары слов: топор – ропот, камыш – мышка, лакей – лейка.
На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается?
Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, спаниель. Приведите 2 аналогичных примера.
Ответ:
Языковая игра основана на перестановке букв внутри слова, в результате чего появляется новое слово. Этот приём называется анаграмма.
Архаизм – харизма, бейсбол – бобслей, барокко – коробка, спаниель - апельсин.
Оценка:
1 балл за объяснение сути приёма языковой игры; 1 балл за правильно указанный термин;
по 1 баллу за каждое верно разгаданное слово; по 2 балла за каждый свой пример
Итого: 10 баллов максимум.
Задания для 5-6 классов
Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.
Ответ:
Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.
Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством).
Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства).
Толмачев (толмач - переводчик, толкователь).
Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).
Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий).
Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник, псаломщик).
Оценка:
1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека; по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.
Итого: 7 баллов максимум.
Какие из названий знаков препинания имеют иноязычное происхождение? Объясните своё решение.
Ответ:
Иноязычными являются названия дефис и тире.
Слово дефис имеет звук [ф], которого не было в исконно русских словах.
У слова тире есть несколько признаков нерусского происхождения:
1) на месте буквы е после твердого согласного произносится ударное [э];
2) слово не изменяется (поставить тире (вин. п.), ошибиться в постановке тире (род. п.), найти объяснение тире (дат. п.) и т.п.).
Для справки: дефис — из нем. divis (от лат. divisio – раздельно) и тире – из французского tiret.
Оценка:
1) за каждое иноязычное название – по 1 баллу;
2) за объяснение про звук [ф] – 1 балл;
3) за каждый из двух признаков иноязычного происхождения слова тире – по 1 баллу.
Итого: 5 баллов максимум
Задания для 7-8 классов.
Объясните значение выделенного словосочетания в приведённом примере. Какое значение имеет слово щи в современном русском языке?
- А кто виноват, - сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. (А. С. Пушкин «Арап Петра Великого»)
Ответ: кислые щи – это старинный шипучий прохладительный напиток, похожий на квас, приготовленный из ржаного и ячменного солода и пшеничной муки. Ср. также у Н. В. Гоголя: «День… был заключён порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей и крепким сном» («Мёртвые души», гл. 1). В современном русском языки щи – это суп из капусты или щавеля, шпината.
Оценка:
3 балла за объяснение значения в данном примере, 1 балл за объяснение значения в современном русском языке.
Итого: 4 балла максимум.
Описательная передача смысла одного слова (описательный оборот) называется перифразой. Например: в костюме Адама ‘голый’. Напишите слова, смысл которых передан с помощью следующих перифраз:
Ловец подземных бурь | |
Властитель джунглей | |
Пахучая вода | |
Солнечный газ | |
Город каналов | |
Чёрное золото | |
Дирижёр взлёта и посадки | |
Зелёная жатва | |
Корень жизни | |
Лёгкие планеты |
Ответ:
Ловец подземных бурь | сейсмолог |
Властитель джунглей | тигр |
Пахучая вода | одеколон |
Солнечный газ | гелий |
Город каналов | Венеция |
Чёрное золото | нефть |
Дирижёр взлёта и посадки | авиадиспетчер |
Зелёная жатва | сенокос |
Корень жизни | женьшень |
Лёгкие планеты | лес |
Оценка: за каждое правильно найденное и правильно написанное слово по 1 баллу. За допущенные орфографические ошибки снимается 1 балл.
Итого: 10 баллов максимум.
Задания для 7-8 классов.
Вице-адмирал П.Ф. Кузмищев писал В.И. Далю 19 марта 1847 г.: «Но для чего наши барыни не умеют или не хотят назвать по-русски: ожерелье, запястье, звонок и проч., а непременно зовут: ..?.. ..?.. ..?..»
В.И. Даль в «Напутном слове» (читано в Обществе Любителей Русской Словесности в Москве 21 апреля 1862 года) писал: «Взгляните на Державина, на Карамзина, Крылова, на Жуковского, Пушкина … не ясно ли, что они избегали чужеречий?»
Задания:
1. О каком явлении в русском языке (и русской культуре) писали П.Ф. Кузмищев и В.И. Даль? Объясните значение выделенного термина в словах В.И.Даля, приведите современные эквиваленты.
2. Напишите, как барышни середины XIX века называли три вещи, о которых пишет П.Ф.Кузмищев? Объясните значение этих слов в XIX веке и в современном русском языке.
Ответ:
1. П.Ф. Кузмищев и В.И. Даль пишут о заимствовании слов в русский язык из иностранных. Термину чужеречие сегодня соответствуют термины заимствование, заимствованное/иностранное/иноязычное слово, экзотизм, варваризм.
2. Колье, браслет, сонетка. Все слова пришли в русский язык из французского.
а) Слово колье обозначает ожерелье (шейное украшение) из драгоценных камней, жемчуга и т.п. И в XIX веке и сегодня слова ожерелье и колье являются синонимами.
б) Слово браслет сегодня употребляется в 2 значениях:1) украшение, охватывающее запястье, или держатель для наручных часов; 2) обычно во мн. числе - наручники, кандалы. Слово запястье сегодня обозначает часть кисти руки, прилегающая к предплечью. Сегодня слова запястье и браслет не являются синонимами. В XIX веке слова запястье и браслет были синонимами и обозначали соответствующее украшение.
в) Слово сонетка (русское образование (образованное на русский манер (по русской модели словообразования) от французского слова (или (основы французского слова) sonnette – звонок, колокольчик) обозначало звонок, колокольчик. В современном русском языке не употребляется, употребляются русские слова звонок, колокольчик.
Оценка:
1. За название явления – 1 балл, за любое из заимствование, заимствованное/иностранное/иноязычное слово (и за все три вместе) – 1 балл, по 1 баллу за экзотизм, варваризм. (всего до 4 баллов)
2. По 0,5 балла за слова колье, браслет, 1 балл за слово сонетка (всего до 2
баллов)
а) 0,5 балла за значение, 0,5 балла за указание на синонимы (всего 1 балл)
б) 1 балл за современное значение слова браслет (по 0,5 балла за каждое из значений; 1 балл за правильное объяснение значения слова запястье; 1 балл (0,5+0,5) за указание на синонимию в прошлом и ее отсутствие в современном языке (всего до 3 баллов)
в) 0,5 балла за указание на значение слова сонетка, 1 балл за указание на образование данного слова по русской модели словообразования от французской основы (при помощи суффикса с русским окончанием); 0,5 балла за указание на неупотребление в современном языке слова сонетка (всего до 2 баллов).
Итого: 12 баллов максимум.
Задания для 7-8 классов.
Известно, что в каждой из следующих пар оба слова происходят из одного и того же корня, восходящего к греческому языку: ипподром — гипподром, василёк — базилик, рифма — ритм, кентавр — Центавр, игемон — гегемон.
Проанализируйте данные пары слов и, основываясь на этих данных, найдите в современном русском языке существительные, которые соответствуют следующим устаревшим словам: вивлиофика; иакинф; Омир; ифика.
Ответ:
Библиотека; гиацинт; Гомер; этика.
Оценка:
1 балл за слово библиотека, по 2 баллу за каждое следующее слово.
Итого: 7 баллов максимум
Задания для 9 класса
В книге «Славянорусский корнеслов» глава литературного общества «Беседа любителей русского слова» А.С. Шишков (русский писатель, адмирал, филолог) пишет: «Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».
Далее писатель аргументирует эту мысль, приводя примеры. Продолжите мысль А.С. Шишкова, объясняя, какие сочетания старых названий русских букв он имеет в виду.
Ответ:
Сочетания старых названий русских букв складываются в высказывания о ценности грамоты:
аз буки веди – «я буквы знаю»;
глагол добро есть – «глагол (слово, речь) добро есть»;
рцы слово твёрдо – «говори слово твёрдо / неси знание убеждённо» и др.
Продолжение цитаты для проверки: «Азбука говорит: аз, буки, веди, глагол, добро, есть, живете, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твердо, то есть: я есмь нечто великое, ведай, глаголание добро есть, живете на земле и мыслите, наш это покой, рцы слово твердо».
Оценка:
1) за приведённые сочетания букв и объяснение того, какие складываются высказывания поучительного характера, – по 1 баллу за каждое (до 3 баллов);
2) за старые названия букв начала азбуки (не менее трёх) – по 1 баллу за каждое название; до 6 баллов;
Итого: 9 баллов максимум.
Задания для 9 класса
Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п.
Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения является оксюмороном?
Ответ:
Слово стыд восходит к глаголу стыть, стынуть и является однокоренным со словами стужа, студёный, остудить. Значение глаголов стынуть, остудить антонимично значению глаголов гореть, сгореть.
Оценка:
3 балла за объяснение этимологического родства слов стыд и стыть, стынуть;
1 балл за подбор других (дополнительных) однокоренных слов;
1 балл за указание на антонимию глаголов.
Итого: 5 баллов.
Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:
«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».
Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не более 5 слов с объяснением).
Ответ:
Максим Анисимович Кронгауз приводит в качестве примера следующие слова: клякса, промокашка, получка и пр. Учитывая то, что данный список слов является открытым, правильными могут быть признаны ответы, в которых приводятся слова, широко употреблявшиеся в 20 веке, но не входящие сегодня в активный словарь.
Оценка:
по 2 балла за каждое приведенное слово.
Итого: 10 баллов максимум.
Задания для 9 классов.
Есть ли что-то общее в значении и происхождении слов объегорить и подкузьмить?
Ответ:
Общее в значении слов: «обмануть, перехитрить, поставить в трудное, неприятное положение». Общее в происхождении: слова образованы от имён собственных (Егорий и Кузьма) и связаны с именами святых и праздниками, которые устраивались в их честь.
До введения крепостного права на Руси крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому и рядились (нанимались на работу, оговаривали условия). Обычно рядились на Егория (6 мая / 23 апреля) – в день Великомученика Георгия Победоносца, а расчёт получали на Кузьму (14 / 1 ноября) – в день бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) и матери их преподобной Федотии. При заключении разного рода сделок, расчётов между хозяином и работником каждая из сторон пыталась
защитить свои интересы, а потому пускалась на всякие ухищрения, а порой и на обман, т.е. старалась объегорить и подкузьмить.
Оценка:
1) за указание на общность в значении – 1 балл;
2) за объяснение общности в происхождении – 2 балла;
3) за объяснение происхождения каждого слова – по 2 балла.
Итого: 7 баллов максимум.
Задания для 9 классов.
В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?
Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.
Приведите свои два примера подобных слов, включив их в предложения.
Ответ:
1. Выделенные слова являются информативно недостаточными. Для реализации значения им требуются зависимые слова (чаще определительного характера), которые восполняют недостающее значение. При включении в предложение такие информативно недостаточные слова и их зависимые слова создают синтаксически цельные словосочетания, являющие одним членом предложения (в приведённых примерах – составные именные сказуемые).
2. Информативно недостаточные слова называют «губками», т.к. они вбирают в себя (впитывают, как губки) несколько смыслов, которые раскрываются только в предложении.
Джокер – (англ. joker – «шутник») в карточной игре особая дополнительная карта в колоде, которой можно заменить любую другую карту. По аналогии «джокерами» называют слова, значение которых определяется ситуацией или контекстом.
Оценка:
за указание на информативную недостаточность слов – 1 балл;
необходимость сочетаемости со словами-определителями – 1 балл;
за указание на цельность словосочетания – 1 балл;
за объяснения смысла названия «слова-губки» – 1 балл, «слова-джокеры» – 1балл.
за каждый свой пример – по 1 баллу (слова явление, вопрос, мужчина, женщина, род и др.).
Итого: 7 баллов максимум.
Задания для 9 классов.
Восстановите предложения, правильно вставив слова боязливо и боязно.
Девочка …. оглянулась. Девочке было ….
Определите, чем различаются в современном русском языке слова боязливо и боязно.
Ответ:
Предложения: Девочка боязливо оглянулась. Девочке было боязно.
Данные слова различаются морфемным составом: суффиксы –лив- и – н- /образованы от разных прилагательных боязливый и боязный ; лексическим значением: боязливо – робко, с опаской, боязно – страшно; синтаксической ролью и частью речи: слово боязливо, выполняющее в предложении роль обстоятельства, характеризующего действие, является наречием; слово боязно – сказуемое в односоставном безличном предложении, слово категории состояния; стилистической характеристикой: слово боязливо стилистически нейтральное, боязно – просторечное.
Оценка:
за восстановление предложений по 0,5 балла, всего 1 балл;
за указание на различие в морфемном составе – 1 балл;
за определение синтаксической роли обоих слов – 1 балл;
за определение части речи: за наречие – 0,5 балла, за слово категории состояния – 1 балл, за указание на безличное предложение – 0,5 балла;
за указание на стилистические особенности слов – 1 балл (каждое слово – 0,5 балла).
Итого: 6 баллов максимум
Задания для 9 классов.
Что обозначает каждое из приведённых ниже выражений? Что их объединяет? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой выбор.
Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна гейзеров, страна детства, страна кенгуру, страна кленового листа, страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.
Ответ:
Все сочетания являются перифразами (или описательными оборотами), т.е. описательными обозначениями предмета, явления, лица, предполагающими косвенное (непрямое) называние путём выделения какой-либо стороны, признака, атрибута и других частных особенностей именуемого предмета.
В качестве опорного слова во всех сочетаниях выступает слово страна. Все перифразы, за исключением одного выражения, обозначают государства (страны), называя предметы, выступающие их эмблемой или визитной карточкой: страна ацтеков (Мексика), страна викингов (Швеция), страна восходящего солнца (Япония), страна гейзеров (Исландия), страна кенгуру (Австралия), страна ____________кленового листа (Канада), страна пирамид (Египет), страна тюльпанов (Голландия), страна фьордов (Норвегия).
Выражение страна детства в этом ряду лишнее, оно может быть истолковано а) как перифраза названия Диснейленда – парка аттракционов, построенного в виде страны с городами, железной дорогой и др. (что толькоформально позволяет включать его в этот ряд), б) как индивидуально-авторская перифраза названия страны, в которой прошли детские годы конкретного человека, в) как метафора беззаботной детской жизни, наполненной играми и развлечениями. Страна детства, в отличие от других выражений, включает в качестве зависимого компонента абстрактное существительное. Слово страна в сочетании страна детства может быть рассмотрено как употреблённое в переносном значении.
Оценка:
1 балл за указание на то, что все сочетания являются описательными обозначениями названия страны, предмета, явления + 1 балл за использование термина перифраза; всего 2 балл;
по 0,5 балла за указание на значение каждой перифразы, всего 5 баллов;
1 балл за верное определение «лишнего» выражения и 1 балл за объяснение выбора (принимается любой из указанных вариантов ответа), +1 балл, если дано 2-3 (больше 1) значения перифразы страна детства.
Итого: 10 баллов максимум
Задания для 10-11 классов
В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»? Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье –
вещь сложная. Приведите свои два примера подобных слов, включив их в предложения.
Ответ:
1. Выделенные слова являются информативно недостаточными. Для реализации значения им требуются зависимые слова (чаще определительного характера), которые восполняют недостающее значение.
При включении в предложение такие информативно недостаточные слова и их зависимые слова создают синтаксически цельные словосочетания, являющие одним членом предложения (в приведённых примерах – составные именные сказуемые).
2. Информативно недостаточные слова называют «губками», т.к. они вбирают в себя (впитывают, как губки) несколько смыслов, которые раскрываются только в предложении.
Джокер – (англ. joker – «шутник») в карточной игре особая дополнительная карта в колоде, которой можно заменить любую другую карту. По аналогии «джокерами» называют слова, значение которых определяется ситуацией или контекстом.
Оценка:
за указание на информативную недостаточность слов – 1 балл;
необходимость сочетаемости со словами-определителями – 1 балл;
за указание на цельность словосочетания – 1 балл;
за объяснения смысла названия «слова-губки» – 1 балл, «слова-джокеры» – 1 балл.
за каждый свой пример – по 1 баллу (слова явление, вопрос, мужчина, женщина, род и др.).
Итого: 7 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
Прочитайте слова: турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок, турникет, архитектура, антураж.
Какие из приведённых слов этимологически родственны заимствованному в XVIII веке из французского языка слову тур – «круговое движение» (фр. tour – «движение с возвратом на место отправления»)? Объясните свой ответ.
Ответ: турне – путешествие по круговому маршруту; контур – внешние очертания, обведение вокруг чего-либо; турнир – первоначально «рыцарские игры – движения в круге», затем «военные состязания рыцарей», современное употребление слова – «соревнования по круговой системе»; туризм – путешествия, поездки, походы; турникет – специальное вращающееся устройство, устанавливаемое в проходах, для пропуска публики по очереди, по одному; антураж – окружение, окружающая среда,
обстановка.
Оценка: по 1 баллу за каждое верное объяснение.
Итого: 6 баллов.
Задания для 10-11 класса
Некоторые суффиксы образуют синонимы – близкие по значению слова, например: падалица – паданец. Ниже приведены прилагательные ссуффиксом –н-: ананасный, арбузный, ароматный, грешный, дефектный, зимний, мерный, санаторный, надрывный, сыновний, чванный
Запишите к каждому однокоренное прилагательное с другим суффиксом. Какие из получившихся у вас пар слов находятся в синонимичных отношениях, а какие являются паронимами? К каким словам вам не удалось подобрать ни синонимов, ни паронимов?
Ответ:
В синонимичных отношениях находятся пары слов: ананасный - ананасовый, ароматный - ароматичный, грешный - греховный, мерный - мерильный/ мерительный санаторный - санаторский, надрывный – надрывчатый/ надрывистый, сыновний - сыновий, чванный – чванливый.
Паронимами являются слова дефектный – дефективный. Слова, к которым нельзя подобрать однокоренные синонимы и паронимы: арбузный, зимний.
Оценка:
За верный подбор однокоренных прилагательных – по 0,5 балла за слово, всего 4,5 балла;
За определение слов, не имеющих однокоренных синонимов и паронимов – по 0,5 балла, всего 1 балл;
За правильное определение пар синонимов и паронимов – по 0, 5 балла за каждую, всего 4,5 балла.
Итого: 10 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:
«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело,десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».
Автор книги дальше предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не более 5 слов с объяснением).
Ответ:
Максим Анисимович Кронгауз приводит в качестве примера следующие слова: клякса, промокашка, получка и пр. Учитывая то, что данный список слов является открытым, правильными могут быть признаны ответы, в которых приводятся слова, широко употреблявшиеся в 20 веке, но не входящие сегодня в активный словарь.
Оценка:
по 2 балла за каждое приведённое слово.
Итого: 10 баллов максимум.
Лексика и фразеология
Задания для 7-8 классов.
Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
а) как псу муха (польск.) –
б) принять пузыри за фонари (франц.) –
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) –
г) записать за ушами (чешск.) –
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) –
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
Ответ:
а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь, поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.
Оценка:
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.
Итого: 7 баллов максимум.
Языкознание
Образцы заданий для 5-6 классов.
Восстановите последовательность в определениях и в первой графе таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите получившиеся формулировки.
1 | второстепенный член предложения | которые исчезли из языка | но совершенно разные по лексическому значению |
2 | устаревшие слова | который изучает правила постановки ударения в словах | но называют существующие предметы или явления |
3 | раздел науки о языке | который обозначает предмет | и произношения звуков и звукосочетаний |
4 | слова одной и той же части речи | одинаковые по звучанию и написанию | и отвечает на вопросы косвенных падежей |
Ответ:
Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.
Архаизмы – это устаревшие слова, которые исчезли из языка, но называют существующие предметы или явления.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Оценка:
За каждое правильно собранное определение – по 2 балла (по 0,5 баллов за каждую из четырёх правильную часть определения).
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
В журнале братьев Достоевских в 1862 году некто К. Су-в опубликовал рассказ в письмах [Су-в К. Непотребныя буквы. (Изъ дневника корректора) // Время. – 1862], письмами обменивались буквы, ожидавшие, как и вся Россия тогда, судьбоносных реформ и даже сокращения по штату. В числе многих курьёзов в этом рассказе приведён образец новой орфографии, которая якобы будет введена в ближайшем будущем: «не вводiть этi новiзны в педагогическую практiку до тех пор, пока окажется, что оне могут
утвердiться в печатi» [Су-в 1862: 242].
1. Внимательное изучение образчика нового правописания, а также знание истории письма поможет вам вписать «непотребные» буквы в той последовательности, в коей их расположил в соответствии с их местом в старой азбуке корректор, а также дать их названия: «Набрать разумѣется по новому правописанiю – съ исключенiемъ пяти непотребныхъ буквъ _, _, _, _ и _» [Су-в 1862: 241].
2. В какой частности реформа орфографии, объявленная в 1918 г., отличается от предлагаемого проекта? В каком слове правило «новой» орфографии было нарушено? В каком славянском языке был сделан такой же выбор между двумя фонетически эквивалентными знаками, как и в журнальном проекте?
Ответ:
1. «Набрать разумѣется по новому правописанiю – съ исключенiемъ пяти непотребныхъ буквъ и, ъ, ѣ, ѳ <фита> и ѵ <=ижица>» [Су-в 1862: 241]. Их названия (иже или и-восьмеричное; ер; ять; фита; ижица).
2. При выборе одной из двух букв из и и i в проекте предлагалось отказаться от первой, а в 1918 г. отказались от второй. Это правило было нарушено в слове педагогическую. Надо: педагогiческую . В современном белорусском языке буквы и нет, ей соответствует i.
Оценка:
за указание каждой буквы с её названием – до 5 баллов;
за указание на иной выбор между двумя [и] – 1 балл, за обнаружение ошибки – 1 балл, за указание на белорусскую графику –1 балл.
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
Среди слов в предложенном списке есть названия живых и мёртвых языков, языков искусственных и несуществующих: австрийский, американский, бельгийский, волапюк, древнегреческий, идиш, идо,
интерлингва, канадский, латинский, оксиденталь, прусский, русский, санскрит, словацкий, старославянский, хинди, чешский, швейцарский, эсперанто.
Распределите слова по соответствующим колонкам таблицы. Напишите, что вы знаете о двух-трех искусственных языках.
Живые языки | Мёртвые языки | Искусственные языки | Несуществующие языки |
Ответ:
Живые языки | Мёртвые языки | Искусственные языки | Несуществующие языки |
Идиш | Древнегреческий | Волапюк | Австрийский |
Русский | Латинский | Идо | Американский |
словацкий | Прусский | Интерлингва | Бельгийский |
хинди | Санскрит | Оксиденталь | Канадский |
Чешский | Старославянский | Эсперанто | Швейцарский |
Комментарии:
Волапюк – первый искусственный язык, получивший реализацию в устномобщении и литературе. Создан в 1789 году немцем И. М. Шлейером. В волапюке слова естественных языков, в частности латинского, английского, немецкого, французского и других, видоизменяются. Так, само слово волапюк образовано от двух английских слов: world («мир») > vol + speak («говорить») > ptik. Таким образом, волапюк – «мировой, всемирный язык».
Идо (на языке эсперанто означает потомок) – искусственный международный язык, созданный в 1907 году французом Луи де Бофроном как вариант эсперанто.
Интерлингва – (лат. inter «между» и natio, nationis «народ») – международный
вспомогательный язык, предложенный Джузеппе Пеано в 1903 г. Грамматическая структура языка на латинской основе, словарный состав включает корни разных европейских языков.
Оксиденталь («западный язык») – искусственный международный язык, созданный в 1922 г. Эдгаром де Ваалем и основанный на интернациональной лексике, общей для главных западноевропейских языков.
Эсперанто («надеющийся» на языке эсперанто) – один из самых распространённых международных искусственных языков. Был создан в 1887 году варшавским врачом Людвигом Заменгофом, псевдоним которого (доктор Эсперанто) стал названием нового языка.
Оценка:
по 0,5 балла за верное распределение названий в таблице; всего 10 баллов;
по 1 баллу за комментарий к каждому искусственному языку; всего 3 балла.
Итого: 13 баллов максимум.
Грамматика. Словообразование
Задания для 9 классов.
Перед вами ряд слов русского языка: биение, горение, появление, распадение.
Три слова из этого ряда в плане словообразования объединены по некоторому признаку, отсутствующему у оставшегося четвёртого. Опишите этот признак как можно более точно. Приведите ещё 2–3 слова, обладающих этим свойством.
Ответ:
Слова биение, появление, распадение образованы от возвратных глаголов биться, появиться, распасться, слово горение — от невозвратного глагола гореть. При этом глаголы биться, появиться, распасться либо не имеют пары по возвратности, либо сильно очень отличаются от неё по значению.
Примеры слов с этим свойством: касание (от касаться), явление (от являться) и т. п.
Оценка:
за указание на возвратность/невозвратность глаголов – 2 балла;
за указание на то, что глаголы биться, появиться, распасться либо не имеют пары по возвратности, либо сильно очень отличаются от неё по значению – 3 балла;
за верно приведённые примеры слов с этим свойством - по 1 баллу за каждое, но не больше 3 баллов.
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 9 классов.
При образовании прилагательных с суффиксом –н- основа производящегослова может сохраняться неизменной (гриб – грибной), в ней можетвозникать одно или несколько чередований звуков (снег – снежный, г//ж; рубашк-а – рубашечный, «беглая гласная» и к//ч), она может, наконец, усекаться: условиj-э – услов-н-ый. При образовании прилагательного условный отсекается суффикс –иj- производящего существительного. Ия производящих основ при образовании прилагательных с суффиксом –н-, не повторяя тип производящей основы.
Ответ и оценка:
априори – априорный (отсекается –и)
воскресенье – воскресный (отсекается –эн’j- или –эниj-)
уздечка – уздечный (отсекается –к-)
чуточку – чуточный (отсекается –ку)
соло – сольный (отсекается –о)
факсимиле – факсимильный (отсекается –е)
наружу – наружный (отсекается –у)
огулом – огульный (отсекается –ом)
чваниться – чванный (отсекается –и- и -ся)
За каждый неповторяющийся пример по одному баллу.
*Задание составлено по материалам Словаря Ефремовой.
Итого: 9 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
Прочитайте список глагольных форм:
Организую, организовавший, организовывающий, организуемый, организованный, организующий, организовав, организуй, организуя, организовывая.
Укажите инфинитивы, от которых образованы данные формы. Сгруппируйте приведённые формы в соответствии с названными инфинитивами.
Какие грамматические особенности анализируемых инфинитивов влияют на возможность образованиях той или иной формы глагола?
Ответ:
Представлены формы двух инфинитивов.
Организовать: организую, организуй, организующий, организовавший, организуемый, организованный, организовав, организуя.
Организовывать: организовывающий, организовывая.
Организовать: глагол, формы которого могут выражать значение сов. И несов. в. (в прош. вр. только сов. в.), поэтому образует все формы причастий и деепричастия сов. и несов. в.
Организовывать: глагол несов. в., поэтому не образует форм простого буд. времени и причастий прош. вр.
Оценка:
1) за верное определение инфинитивов – по 0,5 балла, всего 1 балл;
2) за верное распределение форм в соответствии с инфинитивом – по 0,5 балла за форму, всего 5 баллов;
3) за комментарий, раскрывающий особенности каждого инфинитива, – по 1 баллу, всего 2 балла.
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с помощью того же суффикса. Какое значение он имеет? Каково его происхождение?
Ответ:
Слово однажды образовано с помощью суффикса -жды от числительного один (одна). Другие слова русского языка, образованные с его помощью: единожды, дважды, трижды, четырежды, многажды, а также менее употребимые одиножды и семижды. Суффикс наречий -жды (-ажды) обозначает увеличение во столько раз или повторяемость столько раз, сколько названо производящим словом. Суффикс происходит от слова шьдъ,
старой формы прошедшего времени глагола идти (ср. шёл, шедший); в процессе исторического развития звук [ш] стал звонким под влиянием последующего звонкого [д].
Оценка:
за указание на способ образования – 0,5 балла, за указание на числительное – 0,5 балла; всего - 1 балл;
за верно приведённые примеры других слов – по 0,5 балла за каждое; до 3баллов;
за указание на значение суффикса – 2 балла, происхождение суффикса – до 4баллов.
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
В московском метро вы слышите предупреждение «не трогать бесхозные вещи», а в новосибирском – «чужие вещи».
Задания и вопросы
1) Объясните, как образовано слово бесхозный.
2) Можете ли вы решить, какое из этих слов (бесхозный или чужой) старше?
3) Опишите стилистическое отличие слова бесхозный от слова чужой.
Ответ:
1) Прилагательное бесхозный образовано не вполне обычным способом: от усечённого варианта корня –хоз(яй)-, представленного в полном виде в словах: хозяй-ск-(ий) , хозя[j]-ев-а, хозя
2) Слово чужой старше, это слово древнее (есть во всех славянских языках), а бесхозный образовано в русском языке ХХ века. В словаре под ред. Д.Н. Ушакова (1935 г.) отмечено как «новое».
3) Стилистическое отличие слова бесхозный от слова чужой. В «Словаре русского языка» в 4-х томах прилагательное бесхозный снабжено пометой«разговорное». Слово чужой – нейтральное, ограничительных стилистических помет не имеет.
Оценка:
1) 6 баллов в зависимости от полноты раскрытия выделенных полужирным ____________шрифтом 6 содержательных элементов письменного ответа. Дополнительные баллы: а) существенные детали истории аббревиатур, б) особенности словообразовательного гнезда и вариантов корня и грамматических форм хозяин.
2) До 2 баллов за аргументированный вывод о том, какое слово старше.
3) До 2 баллов в зависимости от полноты раскрытия противопоставления «нейтральное – не нейтральное» (использование терминов не является обязательным).
Итого: 12 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
Укажите, какие средства передачи грамматического значения множественного числа в письменной речи обнаруживаются в приведённом ниже документе.
Из приказа по институту
3.1. До конца текущего семестра зав. кафедрами должны списать ветхие книги 1990-х гг. по перечню. Образцы оформления списываемой литературы по №№:
1. Традиции свв. Кирилла и Мефодия. Материалы конференции. М., 1999.
2. Туницкий, Н.Л. Св. Климент, епископ словенский. Сергиев Посад, 1913.
3.2. Списанию также подлежат кино на старых СД, поименованные далее в пп. 4.2 и 4.3, кроме к/ф-ов, представляющих художественный интерес.
Ответ:
Средства обозначения мн. ч., представленные в тексте:
1) согласование прил./прич. с мн. ч. зав. формы должн-ы, с СД – стар-ых,: с кино – поименованн-ые, к/ф-ов – представляющ-их,
2) координация формы мн. ч. кино с глаголом: подлеж-ат
3) окончание в слове, управляемом формой мн. ч. зав.: кафедр-ами, а не -ой
4) дополнение аббревиатуры окончанием: к/ф-ов
5) дополнение числительного, написанного цифрами, окончанием: 1990-х
6) полное удвоение однобуквенной аббревиатуры: пп. гг.
7) неполное удвоение аббревиатуры св.: свв.
8) удвоение символа: №№
Оценка:
по 1 баллу за нахождение и описание одного из способов.
Итого: до 8 баллов.
Морфология
Образцы заданий для 5-6 классов.
Прочитайте следующие предложения:
Мать любит дочь. Физика интересует математика.
Как можно понять эти предложения? С какими морфологическими и синтаксическими особенностями русского языка это связано?
Ответ:
Данные высказывания можно понять двояко. 1) Мать любит свою дочь или Дочь любит свою мать. 2) Физик интересуется математикой или Математик интересуется физикой.
Такая многозначность высказываний обусловлена совпадением форм слова (омонимией) и относительно свободным порядком слов в русском предложении (в частности, у подлежащего и дополнения нет обязательной позиции, они могут стоять в разных местах).
Оценка:
1) за двоякое объяснение каждого выражения – по 1 баллу;
2) за указание на причины такого явления (омонимия и порядок слов) – по 2 балла.
Итого: 6 баллов максимум.
Известно, что имя существительное может быть любым членом предложения. Составьте несколько предложений, чтобы проиллюстрировать, каким членом предложения может быть существительное комната (форма слова может быть изменена). При помощи вопроса покажите, к какому слову в предложении оно относится, и укажите, каким членом предложения является.
Ответ:
Возможные модели предложений:
Комната была светлая. (Подлежащее, отвечает на вопрос что?, связано (относится к) со сказуемым (-ому) была светлая).
Моя мечта – своя комната. (Сказуемое, отвечает на вопрос что такое?, связано (относится к) с подлежащим (-ему) мечта).
Мы решили отремонтировать комнату. (Дополнение, отвечает на вопрос что?, относится к глаголу / слову отремонтировать).
Дверь комнаты была открыта. (Определение, отвечает на вопрос какая?, относится к подлежащему / существительному / слову дверь).
Ребята вошли в комнату. (Обстоятельство, отвечает на вопрос куда?, относится к сказуемому / глаголу / слову дверь).
Предложения могут быть другие, объяснения могут быть даны графически.
Оценка:
1) по 0,5 балла за составленное предложение – за все, кроме определения, 1балл за предложение с определением, всего – 3 балла;
2) по 1 баллу за каждое полное правильное объяснение (если в объяснении есть ошибки, то 0 баллов).
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 7-8 классов.
В XVIII веке у слова манера был вариант мужского рода. Какие указания на это сохранились в современном языке?
Ответ:
В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения
на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
Оценка:
По 2 балла за каждое приведенное словосочетание
Итого: 6 баллов.
Прочитайте предложения:
Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.
Проблему беженцев следует решать путём переговоров.
Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
Ответ:
В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная частьречи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи – наречие.
Оценка:
за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;
за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу;
за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).
Ответ:
И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)
Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)
А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)
Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)
Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)
Оценка:
По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..
Итого: 10 баллов.
Задания для 7-8 классов.
Определите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных ниже предложениях.
1. Он тебе и копейки не даст.
2. А, попался! – воскликнул он.
3. Друг уехал, я ж остался.
4. Я уже год живу у родителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.
Ответ:
1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог.
2. Могут быть и другими частями речи:
И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!);
А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);
Же – частица (Я же тебе говорил);
У – междометие (У, безобразники!).
Оценка:
1. За определение части речи – по 0,5 балла за слово (всего до 2 баллов).
2. За указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 1 баллу за каждую часть речи (до 6 баллов). За примеры – по 0,5 балла (до 3 баллов) (всего до 9 баллов).
Итого: 11 баллов максимум.
Задания для 9 класса
В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.
Ответ:
Слово тень – единственное существительное женского рода 3 склонения, от которого образуется уменьшительное существительное мужского рода (тень – тенёк), точно так же, как у существительных мужского рода 2 склонения (день – денёк, пень – пенёк).
Обычно в русском языке уменьшительное наименование сохраняет род производящего слова (мышь – мышка). Вероятно, раньше слово тень было словом мужского рода, и слово тенёк было образовано от него по правилам, с сохранением рода.
Оценка:
1) за указание на образование уменьшительного существительного тенёк – 3балла;
2) за указание аналогий со словами мужского рода 2 склонения (день – денёк, пень – пенёк или др.) – 1 балл;
3) за указание на правило сохранения рода производящего слова – 1 балл, за пример – 1 балл.
Итого: 6 баллов максимум
Задания для 9 класса
Прочитайте предложение:
Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в положении сидя.
Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами предложения они являются? Какие наблюдения, касающиеся истории образования частей речи, вы можете сделать на этом основании?
Ответ:
Лёжа в данном предложении – деепричастие, (деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: лежать на спине / лёжа на спине; имеет зависимое слово, сохраняет видовременные характеристики); стоя и сидя – наречия (по происхождению отдеепричастные).
Стоя и лёжа в данном предложении являются обстоятельствами образа действия, а сидя – несогласованным определением.
Исторически многие наречия на -а и -я являлись деепричастиями, позже они утратили связь с глагольной семантикой и ныне обозначают лишь признак действия (как наречия), а не добавочное действие (как деепричастия).
Оценка:
1) за верное определение частей речи – по 0,5 балла, всего 1,5 балла;
2) за определение синтаксической роли выделенных слов – по 0,5 балла, всего 1,5 балла;
3) за верный комментарий, касающийся истории образования частей речи, – 2 балла.
Итого: 5 баллов.
Задания для 10-11 класса
Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1. Он тебе и копейки не даст.
2. А, попался! – воскликнул он.
3. Друг уехал, я ж остался.
4. Я уже год живу у родителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.
Ответ:
1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог.
2. Могут быть и другими частями речи:
И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!);
А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);
Же – частица (Я же тебе говорил);
У – междометие (У, безобразники!).
Оценка:
за определение части речи – по 0,5 балла за слово; 2 балла;
за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 0,5 балла (до 3 баллов)
Итого: 8 баллов максимум.
Морфемика
Задания для 7-8 классов.
В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
Ответ:
Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-, суффикс -и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и].
Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс, нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].
Оценка:
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
Итого: 10 баллов.
Образцы заданий для 5-6 классов.
Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.
Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Вопросы:
1) Кто же оказался Чужаком среди родственников Воды?
2) Почему родственники не сразу приметили чужака?
3) Составьте список любых четырех родственников чужака.
Ответ:
«Чужаком» в данном случае является слово Водитель. Ошибка произошла потому, что в словах водитель и вода омонимичный корень –вод- , имеющий разное лексическое значение.
Водитель – водить, вождение, предводительство, проводник (или любой другой список из четырех однокоренных слов)
Оценка:
1 балл за верно указанное лишнее слово;
1 балл за правильное объяснение причин ошибки;
по 0,5 балла за верно подобранные однокоренные слова (всего 2 балла).
Итого: 4 балла.
Задания для 7-8 классов.
Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.
1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый морфемный состав (может быть указан: корень – соединительная гласная – корень – суффикс –окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения – 0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным присоединением суффикса -и- – 0,5 баллов (суффикс –и- может быть не назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний типа «глагол + существительное» – 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже, являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла.
Итого: 13 баллов максимум.
В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь...
Каково значение слова «пря» в этом предложении?
В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5) таких существительных.
Ответ:
Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».
Возможные слова 1) Распря, прения, препирательство, препирание и др. 2) Этимологически
родственное также спор.
В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
Оценка:
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы; 3 балла за слово спор; 1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне.
Итого: 14 баллов максимум.
Задания для 7-8 классов.
Используя указанные корни, образуйте и запишите слова по представленным моделям, распределяя их на следующие группы: -скрип-, -блист-, -брож-, -визж-, -крещ-, -рокот-, -глот-, -хрип-, -хран-, -черч-, -свеч-, -шип-
Объясните свой ответ, прокомментировав состав одного из слов каждой группы.
Ответ: 1) блист-а-ни-е – блиста-ть, визжание, рокотание, глотание;
2) брож-ени-е – броди-ть, крещение, хранение, черчение, свечение;
3) скрип-е-ни-е – скрип-е-ть, хрипение, шипение.
Оценка: по 0,5 балла за каждое верное слово, 1 балл за каждое правильное объяснение.
Итого: 9 баллов максимум
Задания для 7-8 классов.
Выполните морфемный разбор слов невероятный и неимоверный. Укажите, какие морфемы являются общими для них с точки зрения современного состава слова и с точки зрения этимологии.
Ответ:
В современном русском языке эти слова членятся на морфемы так:
не-вер-/о/-я-т-н-ый – 7 морфем, включая соединительную гласную;
не-им-/о/-вер-н-ый – 6 морфем, включая соединительную гласную.
Общими являются 5 морфем: не-, вер-, -о-, -н-, -ый.
С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –им- и –я-, доказательством чего является чередование я//им в этом корне в таких словах, как взять – взимать, понять – понимать, обнять – обнимать.
Оценка:
1. За правильный морфемный разбор каждого слова – по 1 баллу.
2. За указание общих морфем: за все пять морфем – 4 балла, за четыре морфемы – 3 балла, за три морфемы – 2 балла, за две морфемы – 1 балл, за одну морфему – 0 баллов.
3. За указание этимологического родства корневых морфем –им- и –я- 1 балл; за доказательство этого родства – 1 балл.
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 9 класса
Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах: рассориться, пятитонный, одесский.
Ответ:
1. Рассориться приставочный способ, от глагола ссориться, при помощи приставки рас-, где на конце пишется с перед глухим согласным. На стыке приставки и корня опускается одна из удвоенных с.
2. Пятитонный – сложение основ с одновременным присоединением суффикса н от словосочетания пять тонн. На стыке корня и суффикса опускается одна из удвоенных н.
3. Одесский – суффиксальный способ, от основы существительного Одесса при помощи суффикса ск. На стыке корня и суффикса опускается одна из удвоенных с.
4. Они подчиняются общему правилу: в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.
5. Три гласных буквы подряд в русском языке писаться могут. Например: длинношеее (животное), змееед.
Оценка:
1) за объяснение способа образования и правописания каждого слова – по 1,5 балла, которые складываются из:
- 0,5 балла за указание на способ словообразования, указание исходного слова;
- 0,5 балла за объяснение выбора буквы с в приставке (рассориться), суффикс -н- (пятитонный), суффикс -ск- (одесский);
- 0,5 балла за указание, что на стыке приставки и корня, корня и суффикса опускается одна из удвоенных согласных;
всего за три слова – 4,5 балла;
2) за указание на то, что все приведённые слова подчиняются общему правилу (в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся) – 1 балл.
3) за указание на то, что три одинаковые гласные подряд в русском языке писаться могут – 0,5 балла; за любое количество примеров, т.к. в задании требовалось привести пример – 1 балл.
Итого: 6 баллов максимум.
Задания для 9 класса
Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке. Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).
Ответ.
Таких слов в русском языке очень много, приведем некоторые примеры:
баян (музыкальный инструмент; Баян – древнерусский певец, сказитель),
наполеон (пирожное; Наполеон Бонапарт – французский император),
меценат (покровитель наук и искусств; Гай Цильний Меценат – римский патриций), ампер, ватт, вольт (единицы измерения и их изобретатели Андре Ампер, Джеймс Ватт, Алессандро Вольта), кипарис (дерево; Кипарис – персонаж античной мифологии, юноша, который случайно убил на охоте своего любимого оленя, а потом попросил у Аполлона вечную скорбь, за что и был превращён в дерево), гиацинт (цветок; Гиацинт – персонаж античной мифологии, сын царя Спарты, погибший во время состязаний в метании
диска) и пр.
Могут быть приведены другие примеры, отличные от предлагаемого ответа.
Оценка:
по 1 баллу за каждое верно приведенное слово с объяснением.
Итого: 7 баллов максимум.
Задания для 9 классов.
Известно, что современные антонимы начало и конец исторически имеют один и тот же корень. Какие слова современного русского языка подтверждают этимологическую «родственность» этих слов по значению корня?
Ответ:
Доказательством того, что слово «конец» обозначало могло обозначать начальный этап какого-либо явления, могут служить слова исконный (существующий с самого начала, изначальный), искони (издавна, с самого начала, всегда), фразеологизм испокон века (с давних времён, с начала века).
Оценка: 3 балла.
Оценка:
2 балла за предположение о значении слова конец; до 3 баллов за приведенные современные слова.
Итого: 5 баллов максимум.
Синтаксис
Задания для 7-8 классов.
Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.
Главное слово | Предлог | Зависимое слово | Вопрос | Смысловые отношения |
приехал | ИЗ | города | ||
ИЗ | обстоятельственные | |||
ИЗ | из чего? | |||
Корзина | ИЗ | определительные |
Ответ:
Главное слово | Предлог | Зависимое слово | Вопрос | Смысловые отношения |
приехал | ИЗ | города | откуда? | обстоятельственные места |
поступить, оклеветать | ИЗ | страха/зависти; мести | почему? отчего? по какой причине? | обстоятельственные причины |
собрать, сплести | ИЗ | деталей, ветвей | из чего? | объектные |
Корзина | ИЗ | прутьев/бересты, лозы | какая? | определительные |
Оценка:
по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.
Итого: 10 баллов максимум
Задания для 7-8 классов.
Какое правило «нарушил» Н.В. Гоголь в построении предложений с однородными членами? С какой целью это сделано?
1. Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.
2. Агафья Федосеева носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветочками.
Ответ:
1. Н.В. Гоголь прибегает к сознательному нарушению правила построения предложений с однородными членами – соединению в качестве однородных членов неоднородных понятий.
Сочетание слов большой добряк выражает постоянную качественную характеристику лица, а сочетание сам вышивал иногда по тюлю – действие, не являющееся постоянным признаком человека. Вместе с тем союзное сочетание и даже оформляет вторую часть предложения как своеобразное добавление, примечание, свидетельствующее о высокой степени признака, выраженного в предыдущей части, то есть действие сам вышивал иногда по тюлю воспринимается как высокая степень проявления большой доброты.
Во втором предложении нарушение связано с тем, что все однородные члены зависят от глагола носила, а выражение три бородавки на носу логически противоречит ему. При таком построении однородного ряда три бородавки на носу воспринимаются как предмет дамского туалета, который Агафья Федосеевна носила на голове наряду с капотом и чепцом.
2. Подобные «ошибки» используются как специальный стилистический прием с целью создания комического эффекта.
Оценка:
1. За указание на сознательное нарушение правила построения предложений с однородными членами – соединения в качестве однородных членов неоднородных понятий – 2 балла.
2. За описание логических несоответствий в каждом из предложений – от 0 до 2 баллов за каждое предложение (в зависимости от полноты ответа).
3. За указание на специальный стилистический прием, использованный с целью создания комического эффекта, – 2 балла.
Итого: 8 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
Составьте сложноподчинённые предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.
Ответ:
Дом, что стоит на горе, принадлежит леснику: придаточная часть определительная.
Цени то, что даётся судьбой: придаточная часть местоименно- определительная.
Посоветуй, что мне почитать: придаточная часть изъяснительная.
У него ничего не получалось, что бы он ни предпринимал: придаточная часть обстоятельственная уступительная (уступки).
Оценка:
За каждое правильно составленное предложение – по 1 баллу. За определение вида каждой придаточной части – по 1 баллу.
Итого: 8 баллов максимум.
Что обозначает каждое из приведённых ниже выражений? Что их объединяет? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой выбор.
Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна гейзеров, страна детства, страна кенгуру, страна кленового листа, страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.
Ответ:
Все сочетания являются перифразами (или описательными оборотами), т.е. описательными обозначениями предмета, явления, лица, предполагающими косвенное (непрямое) называние путём выделения какой-либо стороны, признака, атрибута и других частных особенностей именуемого предмета.
В качестве опорного слова во всех сочетаниях выступает слово страна. Все перифразы, за исключением одного выражения, обозначают государства (страны), называя предметы, выступающие их эмблемой или визитной карточкой: страна ацтеков (Мексика), страна викингов (Швеция), страна восходящего солнца (Япония), страна гейзеров (Исландия), страна кенгуру (Австралия), страна кленового листа (Канада), страна пирамид (Египет), страна тюльпанов (Голландия), страна фьордов (Норвегия).
Выражение страна детства в этом ряду лишнее, оно может быть истолковано а) как перифраза названия Диснейленда – парка аттракционов, построенного в виде страны с городами, железной дорогой и др. (что только формально позволяет включать его в этот ряд), б) как индивидуально-авторская перифраза названия страны, в которой прошли детские годы конкретного человека, в) как метафора беззаботной детской жизни, наполненной играми и развлечениями. Страна детства, в отличие от других выражений, включает в качестве зависимого компонента абстрактное существительное. Слово страна в сочетании страна детства может быть рассмотрено как употреблённое в переносном значении.
Оценка:
1 балл за указание на то, что все сочетания являются описательными обозначениями названия страны, предмета, явления + 1 балл за использование термина перифраза; всего 2 балл;
по 0,5 балла за указание на значение каждой перифразы, всего 5 баллов;
1 балл за верное определение «лишнего» выражения и 1 балл за объяснение выбора (принимается любой из указанных вариантов ответа), +1 балл, если дано 2-3 (больше 1) значения перифразы страна детства.
Итого: 10 баллов максимум.
Культура речи, пунктуация
Задания для 7-8 классов.
Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
Оценка:
за верное использование каждого пунктуационного знака – 1балл;
повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать (например, запятая при однородных членах и запятая при обособлении).
Вариант выполнения задания:
Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы сравниться с её размахом?); она – сверхгосударство, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях. (по Н.Рериху)
Итого: 10 баллов максимум.
Задания для 9 класса
В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение: «Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персонажа, чтобы показать его уровень культуры и представить его как человека безграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните необходимость исправлений.
Ответ:
Кто найдёт кожаный портсигар, тот пусть отдаст его в кассу Андрею Егоровичу (ИЛИ: Кто найдёт кожаный портсигар, тот пускай отдаст его в кассу, Андрею Егоровичу).
Основания для правки:
- части сложноподчинённого предложения должны быть разделены запятой (после слова портсигар);
- во второй части предложения при переходном глаголе требуется дополнение;
- слово пущай просторечное, требуется замена стилистически нейтральным пусть (пускай);
- отчество персонажа дано в разговорной форме, необходима замена стилистически нейтральным вариантом;
- после словоформы в кассу может быть поставлена запятая (факультативный знак препинания), если требуется уточнить адресата передачи предмета.
Оценка:
1) за указание на необходимость запятой после слова портсигар – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балла,
2) за указание на необходимость дополнения – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балла;
3) за указание на необходимость замены просторечия пущай литературным вариантом пусть или пускай – 2 балла;
4) за исправление отчества персонажа – 0,5 балла; за объяснение – 0,5 балл;
5) за указание на возможность постановки после слов в кассу факультативной запятой – 1 балл; для уточнения адресата передачи – 1 балл, всего 2 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
Задания для 9 класса
Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
Оценка:
за верное использование каждого пунктуационного знака – 1балл;
повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать (например, запятая при однородных членах и запятая при обособлении).
Вариант выполнения задания:
Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы сравниться с её размахом?); она – сверхгосударство, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях. (по Н.Рериху)
Итого: 10 баллов максимум.
Задания для 10-11 класса
В каком из приведённых ниже предложений возможна разная постановка знаков препинания? Объясните свой выбор.
А. Горные вершины покрытые снегом пламенели в лучах восходящего солнца.
Б. Я взглянул в окно на догорающем небе начали зажигаться звёзды.
В. Отец прочитал письмо молча отошёл к окну.
Г. Вверху над вершинами дубов собирались тёмные облака.
Каким термином называется совпадение лексического состава предложений, имеющих различные синтаксические связи?
Ответ:
1. Предложение В: Отец прочитал письмо молча отошёл к окну. Слово молча может быть отнесено к группе сказуемого прочитал, тогда запятая стоит перед сказуемым отошёл. А может быть отнесено к группе сказуемого отошёл, тогда запятая стоит после слова письмо.
2. Это явление синтаксической омонимии.
Оценка:
за правильно выбранное предложение – 1 балл;
за аргументацию – до 3 баллов в зависимости от полноты ответа;
за указание на явление синтаксической омонимии – 1 балл.
Итого: 5 баллов максимум.
А в завершении хочется сказать, что данная система позволяет адекватно оценивать себя и достижения учащихся. Мои ученики ежегодно участвуют в Международной олимпиаде по основам наук, в Общероссийской предметной олимпиаде "Олимпус",во Всероссийском конкурсе "Родное слово"