Опыт работы
«Организация работы с педагогами и родителями детей имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы для формирования позитивных взаимоотношений»
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Но в настоящей социальной ситуации большинство родителей, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, что не может не сказаться на качестве детско-родительских отношения и, соответственно, на развитии ребенка. Поэтому одним из важнейших направлений моей работы, как педагога-психолога является работа с родителями, оказание непосредственной помощи родителям в нормализации детско-родительских отношений.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в 2010 году, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями детей имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы».
К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми, методы их диагностики и пути коррекции, используемые мною в своей практической деятельности.
ребенок
|
ребенок |
родитель |
педагог |
Рассмотрим нарушения взаимоотношений у всех участников образовательно-воспитательного процесса:
Практика работы показывает, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Задача педагога - помочь родителям в воспитании детей.
Успешность работы педагога с родителями, безусловно, в большой степени зависит от умения педагога общаться. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
Задача, которая стоит передо мной, как перед психологом - обучить педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения, на мой взгляд, может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями.
Ежегодно мною проводятся различные тренинги с педагогическим коллективом детского сада:
1. Тренинг общения.
2. Тренинг личностного роста.
3. Тренинги решения конфликтных ситуаций.
4. Социально-психологические тренинги.
Тренинги личностного роста помогают участникам группы осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые мешают им в жизни и профессии.
Тренинги общения помогают научить педагогов эффективному поведению в различных ситуациях общения, развитию у них коммуникативных навыков.
Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами во взаимоотношениях с родителями.
Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:
• снятие барьеров в общении;
• управление собственным поведением;
• выработка адекватной самооценки;
• выработка навыков саморегуляции.
Нарушения взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»: причины, диагностика и коррекция.
Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. В детстве закладывается основа личности человека.
Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.
Искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни. Такая неопределенная и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском проявления негативного поведения дошкольника.
А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей:
1. «Семья-санаторий»
2. «Семья-крепость»
3. «Семья-третий лишний»
Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».
Ж. Брук выделил основные группы «трудных» родителей:
1. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок стал тем же, чем и они.
2. Родители, которые категорически против того, чтобы их ребенок занимался тем же, чем и они.
3. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался только тем, чем захочет.
4. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался тем, что они сами не смогли сделать.
5. Родители, которые хотят (не хотят), чтобы их ребенок делал то-то и то-то.
Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе - из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности - их будущее.
Одно из направлений психологической помощи - консультативная работа. Моя задача как психолога в этом направлении - выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям.
Семейное консультирование предполагает одновременную
психологическую работу с двумя или более членами семьи.
Иногда такая работа перемеживается с индивидуальными консультациями для тех или иных членов семьи.
Практика показывает, что семейное консультирование является эффективным способом коррекции индивидуальных проблем членов семьи, но существуют и обратные влияния - коррекция психологических проблем семьи возможна и через индивидуально-психологическую коррекцию того члена семьи, который готов к подобной работе
Коррекция детско-родительских отношений направлена на устранение источника наличных проблем, развитие позитивного взаимодействия между родителями и детьми, а также умения общаться, решать проблемы и находить выходы из трудных ситуаций.
Работу с родителями по коррекции взаимоотношений с детьми я разделяю на несколько этапов:
1. Подготовительный этап.
2. Коррекционный этап.
3. Заключительный этап.
Основной задачей на подготовительном этапе является: изучение семьи, изучение родительских установок на воспитание и обучение, влияние разных членов семьи на развитие ребенка, характер детско-родительских отношений. Все эти задачи направлены на установление контакта с родителями. Это поможет глубже понять ребенка, причины и мотивы его поведения, наиболее оптимальные коррекционные формы и методы воздействия.
Сегодня можно найти множество психодиагностических методик, позволяющих наиболее полно изучить семейные взаимоотношения.
Для более активного привлечения родителей к совместной работе детского сада и семьи, а также с целью активизации психолого-педагогических знаний родителей и выработке у них психологической компетенции по вопросам воспитания ребенка в семье в течение всего учебного года в детском саду работает психологический клуб для родителей «Здоровячок».
Программа клуба рассчитана на родителей детей старшего дошкольного возраста. Основана на идее сотрудничества взрослого с ребенком.
Цель программы: гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
Использование различных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями способствует заинтересованности родителей в совместной работе специалистов дошкольного учреждения с ними, а также повышению педагогической культуры родителей. Занятия с родителями в зависимости от темы, рассматриваемой на заседании, проводятся в групповых помещениях дошкольного учреждения, в музыкальном зале, спортивном зале детского сада.
Программа состоит из 12 занятий, в которых наравне с родителями принимают участие и их дети.
Занятия носят систематический характер, проводятся каждый месяц. Продолжительность – примерно 45-60 минут, в зависимости от сложности упражнений и других обстоятельств рабыты.
Работа психологического клуба позволяет решить следующие задачи:
· Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
· Вовлечение семьи в единое образовательное пространство и оказание необходимой практической помощи семье в воспитании детей.
· Активизация психологического самообразования родителей и
обогащение их воспитательных умений.
· Планомерное, активное распространение психологических знаний среди родителей.
С целью изучения мотивации родителей в плане к сотрудничеству с дошкольным учреждением я провожу анкетирование родителей воспитанников.
Коррекционно-развивающая работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
Из опыта работы педагога-психолога Свиридовой В.А.
МБДОУ № 208 «Солнышко»
по сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Свиридова В.А.
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Между тем, уровень здоровья детей дошкольного возраста заметно снижается.
Одной из основных задач МБДОУ детский сад № 208 «Солнышко», в котором я осуществляю свою профессиональную деятельность, является: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольника.
Уделяя внимание физическому здоровью детей, физической безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки.
В нормальной, обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Однако среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено социальными факторами. Большинство из них носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Социально-психологический фактор - дисгармония семейных отношений и семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений, неполные семьи.
Социально-культурный фактор – ускорение темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Следствием этого является невротизация родителей, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри- и межличностных конфликтов и о возможной психологической помощи. Затрудняют общение взрослых с ребенком и многие достижения цивилизации: дополнительные телевизоры в семье, компьютеры и видеомагнитофоны.
Социально-экономический фактор – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей. Экономическая обстановка приводит к тому, что требования к профессиональной деятельности, претендующее не только на рабочее место, но на свободное время родителей, сводит к минимуму общение с ребенком. Современная жизнь приводит к тому, что мы все более отдаляемся от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи, мешают родителям заботится о своих детях. Воспитывать их в атмосфере радости, тесного общения, совместного досуга.
Зная все это, испытывая все трудности современной жизни, и ежедневно сталкиваясь с результатами их влияния на детей, я в своем дошкольном учреждении ищу пути выхода из сложившейся ситуации. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурный и социально-психологический факторы мы можем.
Моя профессиональная деятельность направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей дошкольного возраста. Целью является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:
Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.
Иными словами: помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных навыков: устанавливать и поддерживать контакт, кооперироваться и сотрудничать.
Реализация поставленной цели ведется по основным направлениям деятельности педагога-психолога:
Психодиагностическая работа:
В работе последовательно использую такие виды диагностик, как скрининговая диагностика, которая проводится с группой детей и направлена на выделение детей «группы риска». Углубленную психологическую диагностику провожу индивидуально или в малых группах с детьми, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи.
Дважды в год, а именно: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, посещающих МДОУ № 208 по методикам Ю.З. Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л. Венгер, А.М. Игнатенко, Г.А. Урунтаевой, С.Г. Якобсон, А.И. Захарова, Р.Тэммл и др. . Результаты итоговых диагностик по определению готовности к школьному обучению выпускников детского сада заносятся в диагностические карты.
Применяю систему психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.)
Социометрические игры «Секрет» (Г.А.Урунтаева). «Два дома» в группах дошкольного возраста.
Психопрофилактическая работа:
Просвещение родителей по вопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни.
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов проводятся семинары-практикумы с использование новейших достижений психологической науки по проблемам педагогического общения: («Самоанализ опыта общения с родителями», «Особенности общения воспитателей с детьми», « Детская агрессивность»).
Тематические консультации: ( «Леворукий ребенок и его проблемы», «Плохие слова», , «Гиперактивный ребенок », «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Принципы изучения психики ребенка» )
Выступления на педсоветах («Психологическое здоровье и безопасность», «Значение сказкотерапии в развитие ребенка», «Преемственность дошкольного и начального образования»)
Семинары-лекции («Детские страхи», «Конфликты и пути их разрешения», «О взаимоотношениях в семье»)
Консультативная работа:
Консультирование воспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям.
В старших и подготовительных группах индивидуально на каждого ребенка заполняется карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы.
Для родителей провожу тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в МДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», « Половое воспитание», «О взаимоотношениях в семье», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».
В каждой группе создана папка - «Психолог – родителям», с тематическими консультациями.
Развивающая и сопровождающая работа:
По результатам первичной диагностики совместно с воспитателями и родителями проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи.
Для детей подготовительной группы провожу занятия по программе А.Л. Сиротюк «Развитие интеллекта дошкольника через кинезиологический комплекс» с целью синхронизации работы полушарий головного мозга, развития способностей, памяти, внимания, речи, мышления.
Большой раздел в моей работе с детьми посвящен проблемам общения. На занятиях проигрываются различные ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребенком.
Проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, сплочения группы по программе
А. Ивашовой «Сотрудничество».
С детьми 6-7 лет по программе «Общение». Цель занятий – научить ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояния других людей, знакомит с системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо было выполнение следующих условий: включение в профилактическую работу всего коллектива МБДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.