Кабинет учителя-логопеда
Создание вербально-коррекционной среды для детей ЗПР младшего школьного возраста
Большое внимание уделяю созданию коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи обучающимся по исправлению имеющихся речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_kabinet_uchitelya-logopeda.docx | 35.87 КБ |
prezentatsiya_kabinet_uchitelya-logopeda.pdf | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Создание вербально-коррекционной среды
для детей ЗПР младшего школьного возраста
Курдюмова Г.В., учитель-логопед
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи у обучающихся создана вербально-коррекционная среда, как инструмент речевого развития младших школьников.
Слайд_2
Вербально-коррекционная среда представлена зональностью:
- зона технического оснащения (рабочее место учителя-логопеда);
- зона учебная;
- зона коррекции звукопроизношения;
- полисенсорная зона;
- зона подвижных и настольных игр;
- игровая зона «Ковролин на стене».
Все зоны оформлены, играют роль создания благоприятной эмоциональной обстановки
Зона технического оснащения (рабочее место учителя-логопеда)
Слайд_3
Зона технического оснащения расположена в области рабочего места учителя-логопеда, в которой, помимо специальной документации и необходимых канцелярских принадлежностей, размещена компьютерная техника: ПК, принтер, программа «БОС». При подготовке и проведении занятий использую ИКТ. Уверенно владею пакетом Microsoft Office, в который входят программы: Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher. Мои занятия и деловые доклады, консультации сопровождаются электронными презентациями, различными видеороликами, что позволяет грамотно и доступно изложить структурированный материал как статического, так и динамического типа, сделать его более интересным и доступным для восприятия. Интерес представляет Метод «БОС» (биологической обратной связи). Применяется с целью выработки правильного диафрагмального дыхания, развития у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи навыков саморегуляции, является профилактикой дыхательных заболеваний и другое.
Учебная зона
Слайд_4
Учебная зона, другими словами – это зона групповых логопедических занятий. Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности – учебной, поэтому переход от игровой деятельности к учебной является серьёзным этапом и существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. В связи с чем, коррекция устной или письменной речи у обучающихся в основном осуществляется через дидактическую игру. Место оборудовано доской, учебными таблицами, двумя учебными столами, детскими стульями, навесной азбукой, и оснащено различным дидактическим пособием: учебно-дидактические карточки, звуковые линейки, карандашница, простой и цветные карандаши, шариковая ручка, схемы звуко-слогового или морфемного состава слова, иллюстративный материал лексико-грамматического содержания, индивидуальные зеркала, куклы на руку и другое. Кроме этого, в своей работе с первоклассниками активно использую методики обучения чтению, такие как глобальное чтение по складам при помощи динамических кубиков Зайцева и Чаплыгина, «Логодиски» (Начало чтения. Твердые и мягкие согласные звуки).
Зона коррекции звукопроизношения
Слайд_5
Здесь представлена зона индивидуальной коррекции произносительной стороны речи. Для нормализации произносительного навыка место оснащено логопедическими зондами и шпателями, набором кубиков с буквами, кассой согласных и гласных букв, «звуковыми панелями и дорожками», дидактическими карточками и картинками с изучаемыми звуками и буквами, такие опоры как, пирамидка, «Чудесный мешочек» с различным наполнителем (пластмассовые овощи, фрукты, крышечки с заданиями и др.), пальчиковые куклы, а также, для выработки силы и направленности воздушной струи – «вентиляторы», ватные шарики и другое.
Полисенсорная зона
Слайд_6
В создании здоровьесберегающей среды, где приоритетной задачей считаю интеграцию образовательных и оздоровительных компонентов, направленных на сохранение и повышение работоспособности обучающихся, минимизацию их утомляемости в процессе обучения, помогает мне в работе «Полисенсорная зона», т.к. представляет собой многофункциональную область сочетания развития речи и общей и мелкой моторики. Область оснащена различными шнуровками «Паровозик», «Пластиковые бусы» GIGO (Гиго)», «Пуговицы», конструктором «Весёлые цепочки», Су-Джок (шарик и колцо), дорожки здоровья, обладающие эффектом массажа; пирамидки, массажный мяч и другое. Выполняя движения, учащиеся проговаривают поговорки, скороговорки, считалочки, классифицируют или группируют предметы на основании общих признаков, исключают лишнее, рассуждают и т.д. Работа предлагается обучающимся, как в группе, так и индивидуально.
Зона подвижных и настольных игр
Слайд_7, 8
Также для ребят создана зона для подвижных и настольных игр. Подвижные игры являются первичной ступенью игровой деятельности, которые укрепляют функциональные системы организма, способствуют формированию правильной осанки. В подвижных играх улучшается реакция на быстро меняющуюся обстановку, развивается умение оценивать пространственно-временные отношения. Подвижная игра носит коллективный характер, и в процессе игры обучающиеся учатся взаимодействовать между собой, у них развиваются волевые качества. В подвижной игре используется мяч и кольца. Игровая зона представлена замкнутой линией, которая играет роль объединения, группы, признак стабильности и устойчивости, в этом пространстве ребята делятся информацией, впечатлениями, сами произносят и слышат в свой адрес приятные слова, оценивают свою работу и работу своих товарищей, это короткое подведение итогов. Таким образом, обучающиеся учатся вербальному восприятию обращенной ко всем речи. Именно в этом месте расположена авторская игра «путаница», играя в которую, дети, надевая кольцо на руку, не только логически мыслят, коммуницируют, но и двигаются.
Настольные дидактические игры позволяют облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным, направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности, предназначены специально для развития речевых и умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Зона оснащена такими дидактическими играми, как лото «Детям о времени: времена года, месяцы, дни недели, части суток, часы», «Воздух, земля, вода: экологические цепочки», «Кто как устроен?», ИД «Ребус»: «Карусель из слов», ИД «Ребус»: «Зри в корень», Умные игры «Времена года», «Часть и целое» лото «В саду, на поле, в огороде» и многие другие.
Особое значение для психологического развития детей имеют Куклы на руку, пальчиковые куклы, роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка: коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального напряжения; развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.); обучающую – обогащение информацией об окружающем мире. Выступают атрибутом детства, детской культуры, приносят много радости в детскую жизнь.
Игровая зона – «Ковролин на стене»
Слайд_9, 10, 11
Особого внимания заслуживает уникальная игровая предметно-пространственная среда из ковролина. Создание которой позволяет воспитывать игровую, познавательную, исследовательскую, коммуникативную, творческую активность, в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), обеспечивает возможность детям с ОВЗ самовыразиться и положительно влияет на их эмоциональное благополучие. Цветовые решения ковролинового конструктора помогают ребёнку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства в игровой и привлекательной форме, не рвётся, не мнётся, не теряет формы. Представлена пятью полифункциональными, вариативными, содержательно-насыщенными, трансформируемыми, безопасными и доступными игровыми полями:
- Яркий ковролиновый набор деревьев для многоразовой аппликации и плоскостного моделирования – обучающее пособие по окружающему миру "Городские деревья", направленно на развитие умений группировать предметы на основе их существенных признаков, овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, различать деревья, растущие в городе, по внешнему виду и форме листьев, знакомит с сезонными изменениями года, побуждает детей задавать вопросы и рассуждать, развивает мелкую и крупную моторику.
- Интересная сюжетно-ролевая игра-конструктор "Дикие животные и их детеныши" (многоразовая аппликация и плоскостного моделирования) знакомит ребят с обитателями леса, их средой обитания. Направлена на развитие кругозора, знакомства с жизнью животного и растительного мира, пополнения словарного запаса, памяти и внимания; умения взаимодействовать друг с другом в совместной игре, умение оперативно, опираясь на зрительные и вербальные стимулы отвечать, быстроту мышления, мелкую моторику.
- Игра-конструктор для детей младшего школьного возраста "Весёлые звуковые гусенички". Представляет собой общепринятую в дошкольном и начальном образовании систему деления звуков. Направлена на развитие навыков звукового анализа и синтеза, актуализацию представлений детей об условном обозначении звуков, умение подбирать и составлять схему к слову. Забавный ковролиновый конструктор на плоскости, одновременно являющийся цветной многоразовой аппликацией, с игровым полем и сказочными домиками, в которые спешат «весёлые гусенички» делает такой сложный мыслительный процесс увлекательной игрой, которая никогда не надоедает ребёнку, ведь каждый раз можно обыгрывать сюжет по-новому.
- Насыщенная и яркая ковролиновая многоразовая аппликация «Насекомые» позволяет познакомить младшего школьника с разнообразным миром насекомых, помогает узнать и выучить их названия; находить между ними сходства и различия; способствует развитию речи, фантазии, мелкой и крупной моторики; создаёт условия для развития бережного, ответственного отношения ребёнка к окружающей природе, рукотворному миру.
- Эффективное и интересное дидактическое пособие из ковролина (одновременно является оригинальной многоразовой аппликацией) для знакомства младших школьников со временами года на практике «Четыре домика». Направлено на развитие умения устанавливать причинно-следственные и временные связи, находить аналогии между различными и похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой. С помощью этой игры младший школьник запоминает признаки времен года и их названия; обобщает понятия на основе общих признаков, классифицирует предметы, исключает лишнее в рамках лексической темы, получает представления и учится понимать предназначение окружающих в природе предметов и вещей, смены сезонов, устанавливает связь изучаемых предметов с жизнью, позволяет проектировать собственное пространство и многое другое.
Книжные шкафы содержат следующие разделы:
- материалы по обследованию речи детей;
- методическая литература по коррекции звукопроизношения;
- методическая литература по преодолению общего недоразвития речи;
- учебно – методическая литература по обучению грамоте;
- учебно – методические планы (в папках с файлами);
- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
Весь методический и дидактический материал и картотеки по всем возрастным группам, постоянно обновляю и пополняю, слежу за инновациями в области логопедии.
Таким образом, влияние коррекционно-развивающей среды создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, способствует возникновению интереса, развитию контроля и самоконтроля, формирует личностные умения, развивает творческие способности у детей, умение работать самостоятельно и в группе и другое, тем самым сделать коррекционный процесс более эффективным.