Кружок "Основы робототехники"

Андреева Юлия Викторовна

Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к робототехнике и автоматизации систем и в этом нам очень помогает образованный кружок.

На занятиях используются конструкторы - «базовый набор»  серии LEGO MINDSTORMS EV3 EDUCATION с соответствующим программным обеспечением.

Возрастная категория: обучающиеся 7-9 классов.

Цель: развитие способностей к творческому самовыражению через овладение навыками конструирования в процессе создания робототехнических систем.

Основы электротехники, программирования, математики, инженерии, механики выходят за пределы школьного учебника, но становятся близкими и понятными, входя в жизнь и сознание ребенка на занятиях робототехникой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

городского округа города Райчихинска Амурской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа города Райчихинска Амурской области

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики

25.12.2017. протокол №.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 15

_____________Н.В.Морозова

27.12.2017

УТВЕРЖДАЮ.

Директор

МОАУ СОШ № 15

__________В.В.Неценстрик

28.12.2017 г.

 ПРОГРАММА   РАБОТЫ КРУЖКА

«Основы робототехники»

                                                                                 Автор: учитель информатики

высшей категории

 Ю.В.Андреева

        

г. Райчихинск

2017 г.


Пояснительная записка

Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к робототехнике и автоматизации систем.

Данный курс даст возможность школьникам закрепить и применить на практике полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика, информатика, технология.

Основным содержанием данного курса являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования роботов с использованием материалов книги С.А. Филиппова «Робототехника для детей и родителей» и компьютеров.

Актуальность курса заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO EDUCATION ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

На уроках используются конструктор «базовый набор»  серии LEGO MINDSTORMS EV3 EDUCATION с соответствующим программным обеспечением.

Используя персональный компьютер, с ПО LEGO MINDSTORMS EV3 Education, LEGO-элементы из конструктора ученики могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный LEGO-компьютер EV3 и присоединяя его к модели робота, робот функционирует автономно. EV3 работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа; получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, он управляет работой моторов.

Итоги изученных тем подводятся созданием учениками собственных автоматизированных моделей, с написанием программ, используемых в своих проектах, и защитой этих проектов.

Возрастная категория: обучающиеся 7-9 классов.

Цель: развитие способностей к творческому самовыражению через овладение навыками конструирования в процессе создания робототехнических систем.

Задачи: Обучающие:

  • Познакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области робототехники и научить использовать специальную терминологию;
  • Сформировать представление об основных законах робототехники;
  • Сформировать первоначальные представления о конструировании роботов;
  • Познакомить учащихся с основами разработки алгоритмов при создании робототехнических конструкций;
  • Усовершенствовать или привить навыки сборки и отладки простых робототехнических систем;
  • Познакомить с основами визуального языка для программирования роботов;
  • Систематизировать и/или привить навыки разработки проектов простых робототехнических систем;
  • Усовершенствовать навыки работы с компьютером и офисными программами и/или обучить использованию прикладных программ для оформления проектов.

Развивающие:

  • Стимулировать интерес к смежным областям знаний: математике, информатике, физике, биологии;
  • Способствовать заинтересованности в самостоятельном расширении кругозора в области конструирования робототехнических систем;
  • Формировать информационную культуру, умение ориентироваться и работать с разными источниками информации;
  • Поддерживать выработку эффективных личных методик использования внимания и памяти, обработки и анализа сведений, конспектирования и наглядного представления информации (подготовки презентаций, в том числе мультимедийных);
  • Поощрять стремление к применению своего потенциала в поиске оригинальных идей, обнаружении нестандартных решений, развитию творческих способностей.
  • Развивать способности работы индивидуально и в командах разного качественного и количественного состава группы;
  • Прививать навыки к анализу и самоанализу при создании робототехнических система;
  • Содействовать саморазвитию в формировании успешных личных стратегий коммуникации и развитию компетенций при участии учеников в командной работе.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к практическому применению знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в дальнейшем обучении;
  • Поощрять целеустремленность, усердие, настойчивость, оптимизм, веру в свои силы;
  • Способствовать развитию способности конструктивной оценки и самооценки, выработке критериев оценок и поведенческого отношения к личным и чужим успехам и неудачам;
  • Подтверждать высокую ценность таких способностей и качеств, как эмоциональная уравновешенность, рассудительности;
  • Поддерживать представление учащихся о значимости общечеловеческих нравственных ценностей, доброжелательности, сотрудничества;
  • Укреплять спортивный дух, способность сохранять уважение к соперникам и преодолевать стресс во время обучения и соревнований;
  • Прививать культуру организации рабочего места, правила обращения со сложными и опасными инструментами;
  • Воспитывать бережливость и сознательное отношение к вверенным материальным ценностям.

Результаты обучения:

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1. Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

2. Трудолюбие и усердие

Знать:

- основы алгоритмизации

- основы объектно-ориентированного программирования

- простейшие основы механики

- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления конструкций.

Уметь:

- программировать и собирать роботов;

- с помощью учителя, а затем и самостоятельно анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- реализовывать творческий замысел.

Познавательные УУД:

- уметь решать задачи, связанные с алгоритмами;

- конструировать по образцу, по чертежу, по заданной схеме

и самостоятельно строить схему.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Регулятивные УУД:

- уметь работать по предложенным инструкциям.

- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о созданном проекте;

- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

ЦОР: Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3 EDUCATION, язык интерфейса русский и английский, сайты с инструкциями и уроками:

 https://robot-help.ru/links.html

http://www.prorobot.ru/lego.php


Дата

Тема

Содержание курса

Решаемые задачи

1-2

9.01

Введение в робототехнику

Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа.

3-4

16.01

 Знакомство с конструктором

Познакомимся: Что в наборе? Классификация деталей, крепление деталей между собой, главный блок, моторы, датчики

Сборка простейшего робота

Задача 1: Учим нашего робота двигаться вперед на определенное расстояние.

5-6

23.01

Программирование движения робота

Детальное знакомство со средой программирования и подробно изучение команды, задающие движение простейшему роботу-тележке, собранному на предыдущем  занятии. 

Задача 2: Проехать прямолинейно вперед на 4 оборота двигателя. Развернуться. Проехать на 720 градусов.

Задача 3: Установить на ровной поверхности какое-либо препятствие (банку, кубик, небольшую коробку), отметить место старта робота. Создать в проекте новую программу позволяющую роботу объехать вокруг препятствия и вернуться к месту старта.

7-8

30.01

Знакомство с вычислительными возможностями робота

Изучение вычислительных возможностей модуля EV3 и разбор примеров практических решений задач на вычисление траектории движения.

Задача №4: Написать программу прямолинейного движения для проезда роботом расстояния в 1 метр.

Задача №5:  Написать программу, рассчитывающую значение параметра "Градусы" для разворота робота.

9-10

6.02

Изучаем датчик касания

Знакомство с программными блоками, расположенными в Оранжевой палитре, которая называется "Управление операторами".

Задача №6:  Написать программу, запускающую движение робота по щелчку кнопки.

Задача №7:   Написать программу, останавливающую робота, столкнувшегося с препятствием.

Задача №8:  Написать программу, заставляющую робота двигаться вперед, при наезде на препятствие - отъезжать назад, поворачивать вправо на 90 градусов и продолжать движение вперед до следующего препятствия.

11-12

13.02

 Начинаем изучать датчик цвета

Изучение особенности работы датчика в режимах: 

  • в режиме "Цвет" датчик может определить цвет поднесенного к нему предмета;
  • в режиме "Яркость отраженного света" датчик направляет световой луч на близкорасположенный предмет и по отраженному пучку определяет яркость предмета;
  • в режиме "Яркость внешнего освещения" датчик может определить - насколько ярко освещено пространство вокруг. 

Задача №9:  Написать программу, называющую цвета предметов, подносимых к датчику цвета.

Задача №10:  Написать программу прямолинейного движения робота, называющего цвета полос, над которыми он проезжает. При достижении черной полосы робот проговаривает "Stop" и останавливается.

13-14

20.02

Продолжаем изучать датчик цвета

Изучение процессов автоматизации и информатизации в современном обществе

Задача №11:  Написать программу движения робота, останавливающегося при достижении черной линии.

Задача №12:  Написать программу для робота, передвигающегося внутри круга, окантованного черной окружностью по следующему правилу:

  • робот движется вперед прямолинейно;
  • достигнув черной линии, робот останавливается;
  • робот отъезжает назад на два оборота моторов;
  • робот поворачивает вправо на 90 градусов;
  • движение робота повторяется.

Задача №13:  Написать программу, изменяющую скорость движения нашего робота в зависимости от интенсивности внешнего освещения.

15-16

6.03

 Изучаем ультразвуковой датчик

Изучение назначения ультразвукового датчика, как определителя расстояния до предметов, находящихся перед ним.

Задача №14: Написать программу, останавливающую прямолинейно движущегося робота, на расстоянии 15 см до стены или препятствия.

Задача №15: Написать программу для робота, держащего дистанцию в 15 см от препятствия. 

Задача № 16:  Написать программу, обнаруживающую другого робота, с работающим ультразвуковым датчиком.

17-18

13.03

Начинаем изучать инфракрасный датчик

Знакомство с инфракрасным датчиком  в режиме "Приближение", который  самостоятельно посылает инфракрасные волны и, поймав отраженный сигнал, определяет наличие препятствия перед собой. Еще два режима работы инфракрасный датчик реализует в паре с инфракрасным маяком 

Задача №17: Написать программу прямолинейно движущегося робота, останавливающегося перед стеной или препятствием, отъезжающего немного назад, поворачивающего на 90 градусов и продолжающего движение до следующего препятствия.

Задача №18: Написать программу дистанционного управления роботом с помощью инфракрасного маяка.

19-20

20.03

Продолжаем изучать инфракрасный датчик

Изучение работы инфракрасного датчика в режиме  "Удаленный"  инфракрасный датчик умеет определять нажатия кнопок инфракрасного маяка, что позволяет организовать дистанционное управление роботом. В режиме "Маяк"

Задача № 19: Написать программу для робота, вращающегося вокруг своей оси и останавливающегося в направлении инфракрасного датчика.

21-22

27.03

 Изучаем гироскопический датчик

Изучение работы гироскопического датчика, который   предназначен для измерения угла вращения робота или скорости вращения.

Задача №22: Написать программу движения робота по квадрату с длиной стороны квадрата, равной длине окружности колеса робота.

23-24

3.04

Слалом по линии

Соревнование.  

За наименее короткое время робот должен пройти трассу, обозначенную черной линией, от места старта до места финиша, обходя препятствия-кегли, расположенные на линии.

25-26

10.04

Кегельринг

Соревнование.  

За наиболее короткое время робот, не выходя за пределы круга, очерчивающего ринг, должен вытолкнуть расположенные в нем кегли.

27-28

24.04

Свободное конструирование и программирование

Поиск новых идей для создания робота

Формулировка задачи на свободный выбор обучающихся.

29-30

8.05

Свободное программирование

Учимся создавать интересные и сложные программы

Формулировка задачи на свободный выбор обучающихся.

31-32

15.05

Свободное конструирование

Подготовка к защите своих проектов

33-34

22.05

Защита проектов