План самообразования
Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 49.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ "Урайский специализированный Дом ребенка"
План
самообразования
воспитателя
Петрыкиной Натальи Римовны
группы № 4
Тема: "Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
г. Урай
2020
2019 -2022 учебные годы
Этап работы над темой: 3 года
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 г.
Цель:
- Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры с блоками Дьенеша.
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
- Систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Развивать логическое мышление детей дошкольного возраста посредством использования игр с логическими блоками Дьенеша.
- Разработать систему, направленную на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей и их родителей.
- Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно детьми и их родителями новых упражнений, игр с логическими блоками.
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
- Провести анализ эффективности проделанной работы.
Актуальность темы:
Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение
для всестороннего развития детей: Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика»,
в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
Логические блоки Дьенеша
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактический материал – логические блоки Дьенеша. Они эффективны при ознакомлении с геометрическими фигурами, формой, размером, цветом предметов.
- Развивает мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
- Развивает связную речь и конечно же логику.
План работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год
1. Изучение методической литературы по теме самообразования. Изучение педагогического опыта через статьи в СМИ, интернет.
2. Составить картотеку дидактических, сюжетных игр с блоками Дьенеша.
3. Консультация для воспитателей
4. Консультация для родителей "Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума".
5. Составить перспективный план работы с блоками Дьенеша на сентябрь – май.
6.Семинар-практикум для педагогов "Логические блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО".
7. Открытое занятие для родителей (с блоками Дьенеша).
8. Отчёт по теме самообразования на педсовете.
Приложение № 5
Перспективный план работы с блоками Дьенеша
на сентябрь – май младшая группа
(дидактические игры)
Сентябрь | Игра "Что изменилось" | Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру |
Октябрь | Игра "Третий лишний" | Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить |
Ноябрь | Игра "Волшебный мешочек" | Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры. |
Декабрь | Игра "Раздели фигуры" | Игра направлена на умение выделять фигуру |
Январь | Игра "Чередование" | Выкладывание цепочки (последовательности): красная, жёлтая — круглая, прямоугольная — большая, маленькая и т.д. |
Февраль | Игра "Найди пару" | Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую |
Март | Игра "Опиши фигуру" | Каждый ребёнок берёт из мешочка фигуру |
Апрель | Игра "Найди клад" | Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать и для такой игры: на полу разложить несколько фигур. Когда дети закроют глаза, воспитатель прячет монетку под одну из них. Дети должны узнать, под какой фигурой клад, задавая вопросы: «Клад под жёлтой фигурой? Клад под большой фигурой?». Постепенно вариантов фигур останется меньше, и внимательные малыши смогут найти клад. |
Май | Игра "Второй ряд" | Выложите 5-7 фигур в ряд и предложите малышам выложить второй ряд так, чтобы под каждой фигурой оказалась фигура другого цвета (или формы, или размера). Во второй половине года в младшей группе можно познакомить детей со знаками (каточками), обозначающими свойства фигур: цвет, форма, размер и толщина и организовывать более интересные игры. |
Перспективный план работы с блоками Дьенеша
на сентябрь – май
(подвижные игры)
Сентябрь | "Фонарики" | Дети с геометрическими фигурами выполняют физические упражнения (взмахи руками, приседания. повороты и т.д.) по сигналу "Загорелись фонарики заданного цвета". Дети |
Октябрь | "Найди свою пару" | Дети, под музыку, врассыпную двигаются по залу. По сигналу "Найди свою пару" дети объединяются в пары по цвету палочек. Игра проводится несколько раз, дети меняются палочками. В соответствии с возрастом задания можно усложнять. |
Ноябрь | "Найди свой домик" | Каждый ребенок по желанию выбирает себе "электронный ключ" от дома (карточки с обозначениями свойств) и идут гулять по залу. По сигналу воспитателя «Найди свой домик» дети ищут свой домик в соответствии с двумя признаками, ребенок может выбрать красный квадрат |
Декабрь | "Найди свой аэродром" | Дети выбирают самолетики по желанию. По сигналу воспитателя "Самолеты полетели", бегают врассыпную по залу. |
Январь | "Кошки – мышки" | Описание: каждой "мышке" (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами: Мыши водят хоровод, |
Февраль | "Собери в ведёрко" | Описание: в ряд стоят ведёрки: на столе, на стуле, на полу. Блоки разложены |
Март | "Бег по кочкам" | Описание: воспитатель находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне с пустой корзиной. В середине зала 3 обруча. По сигналу капитана первый ребенок, перепрыгивая из обруча в обруч, добегает до корзины с блоками, после чего возвращается обратно, наполняя пустую корзину блоками. |
Апрель | "Найди свой гараж" | Описание: воспитатель на ковре из блоков Дьенеша составляет геометрические фигуры (гаражи), выясняя у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули |
Май | "Рыбка в ложке" | Описание: две команды выстраиваются |
Приложение № 4
Консультация для родителей
"Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума"
Логические блоки Дьенеша
Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:
цвету – синий, желтый, красный,
форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,
размеру – большие, маленькие,
толщине – тонкие, толстые.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.
В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой». Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
• Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
• Развития творческих способностей
• Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Примерные игры с блоками Дьенеша.
Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно
с 3 лет.
"Найди все такие фигуры, как эта" по цвету (по размеру, форме).
-красные;
-большие;
-круглые.
"Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по размеру, форме).
-красные;
-большие;
-круглые.
"Найди все такие фигуры, как эта" по цвету и форме (по форме и размеру,
по размеру и цвету).
"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).
"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: "найди такие же, как на образце фигуру", по цвету
и форме, но другую по размеру… и так далее.
Игры и упражнения с блоками.
- Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
- Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).
- Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
- Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку
и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине. - Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
- На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).
- Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
- С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше, где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя
на образец. - Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы,
а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру. - Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру, все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.
- Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат.
- Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – внутри синего круга.
Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:
• Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
• Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
• Страна блоков и палочек (4-7 лет)
• Лепим нелепицы (от 4 лет)
• Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
• Праздник в стране блоков (5-8 лет)
• Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).
Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка!
Приложение № 3
Консультация для педагогов
"Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал"
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей
к усвоению математики.
«Что такое блоки Дьенеша»:
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.
Что же представляет собой этот материал?
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых
по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине
и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать
в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя
и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать
и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру
и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект,
а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать,
и классифицировать, и обобщать.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между "поссорившимися" игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.
Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным
для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
- Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
- Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
- Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
- Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
- Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме,
но не такие по цвету. - Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
- Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.)
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые
по размеру, но разные по форме и т.д. - Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета
и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). - Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
- Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока
он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод,
что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы. - По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну
из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать,
что за блок лежит в коробочке. - В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
- Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
- В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
- Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
- Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
- Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок
все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
- Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но
как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов. - Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены
их свойства.
- цвет обозначается пятном
- величина - силуэт домика (большой, маленький).
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый
и тонкий).
Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.
Затем задания с карточками постепенно усложняются.
В данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.
1.Формирование элементарных математических представлений
у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988)
2. М.Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
3. Н.И.Касабуигсий и др. Математика "О". Минск, 1983.
4. А.А.Столяр. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.
5. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А.Носова; Р.Л.Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.
Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
- Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года);
- Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года);
- Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет);
- Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет;
- Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет);
- Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет);
- Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера
и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет).
Работа по проекту продолжается