Опыт работы "Родной мой край"
Сведения об авторе: Работа была проведена воспитателем МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида № 105» Кочетковой Евгенией Игоревной.
Условия возникновения, становления опыта: Работа по проблеме «Творчески - познавательный проект "Родной мой край" для старшего дошкольного возраста» была начата в 2012 году на базе МДОУ д\с №105
2012-2013 год: старшая группа «Программа ознакомления дошкольников с малой родиной «Я и мой город Краснодар ». Направлена на формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине на основе национально - региональных и природных особенностей родного края. Методическое обеспечение отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, края, района.
Определённое значение для восприятия исторического прошлого имеет макет кубанского подворья: изгородь, колодец, скамейка, печь. В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства. С учётом возрастных особенностей детей собран наиболее актуальный для определённого возрастного периода наглядно – демонстрационный материал. Представлены альбомы с фотографиями о ближайшем окружении ребёнка, имеется специальная серия дидактических игр. Предметно развивающая среда создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира.
Опыт создавался в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения в казачьей станице, успешно зарекомендовал себя в работе со старшими дошкольниками.
Таким образом, условия формирования опыта (база; возможность апробации программ разного содержания) позволяют говорить о достоверности полученных результатов, а также о технологичности (воспроизводимости) содержания и методов обучения.
В опыте можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов) и инновационный (поисковый, исследовательский) уровень.
Уровень опыта по степени новизны: В комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в разработке новых средств и правил их применения; в постановке и решении новых педагогических задач.
Актуальность: Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кубани, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Наш детский сад №105 особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славной регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе.. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной городе Краснодар, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:
Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Цель: моей работы состоит в том, чтобы сформировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани;
Я часто замечаю в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев - казаков, приемникам их традиций. Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми. Наиболее важными и интересными для детей явились беседы, познавательные занятия, экскурсии в исторический музей. Значимым было ознакомление с символикой Краснодарского края и города Краснодара. Большой интерес вызвали занятия о природе, животном и растительном мире.
Задачи:
· Познавательные:
o обогащение представлений о жизни, быте, взаимоотношениях людей в истории;
o знакомство с историческими личностями, оказавшими влияние на ход истории;
o уточнение простейших понятий связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян.
o формирование интереса к источникам информации людей и страны.
· Воспитательные:
o возбуждение, стимулирование эмоционального отклика (сочувствия, сопереживания, сострадания, гордости) к событиям и судьбам людей в истории;
o расширение, обогащение познавательного интереса, любознательности как качеств личности;
o формирование ценностного отношения к событиям, поступкам людей их созидательной, духовной роли в жизни общества, истории;
o воспитание личностной культуры и патриотических качеств и побуждений.
· Развивающие:
o развивать интеллектуальные способности детей;
o совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);
o развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;
o развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;
o развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик)
Принципы образовательного процесса
Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:
Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее(планы, перспективы).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).
Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.
Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.
Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное».
Разнообразие форм и методов работы.
Реализуя задачи своей работы, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы кубанского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Мы с детьми начали приобщаться к изготовлению и украшению предметов быта кубанских жителей: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Мной и родителями была проделана работа по оформлению кубанского уголка в групповой комнате.
К развлечениям, посвященным обрядовым праздникам, родители приносили выпеченные дома хлебные изделия – блины на Масленицу, колядки – на Рождество, куличи, жаворонки – на Пасху. В благодарность родители получали самые разнообразные призы – поделки, выполненные их детьми.
Мною были использованы такие методы и приемы как Беседы с
детьми :
«Как много мест у нас хороших»
«О нашем городе Краснодаре»
«Традиции и обычаи в каждой семье »
«Казаки, казаченьки».
Рассматривание картин , иллюстраций и фотографий достопримечательностей нашего города, и картины кубанских художников.
Узнавали фольклор Кубани:
- Слушанье песен Кубанского казачьего хора: «Ой, да Краснодарский край», «Роспрягайтэ, хлопци, конэй», «Хлеб всему голова».
-Заучивание стихотворения о Кубанского поэта П. Воронько «Лучше нет родного края», а так же прочитали произведение В. Бакалдина: «На Кубани вырос я».
- Проведение викторины «Кто больше вспомнит пословиц и приговорок».
-Рассматривание картин Кубанских художников.
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.
Обогащение личного опыта детей, формирование у них представлений об окружающем, о профессиях взрослых людей, развитие речи и обогащение словаря – это и есть основные задачи сюжетно – ролевых игр. Мною были введены новые сюжетно- ролевые игры, для того, чтобы дети могли побольше узнать о быте, промысле и культуре кубанского народа. Это такие игры как:
-«Скульптор»;
- «Семья казаков»;
-«Автопарк»;
- «Как в старину»;
- «Наездники»;
-Семья встречает гостей»
-«Есаул»;
-«Семья в гостях»;
- «Машинист»;
-«Дочки – матери»;
-«Кладоискатель»;
-«Праздник»;
-«Семья на дне города»;
- «Кафе»;
- «Телеграф»;
- «Волшебники»;
- «Хозяйский двор»;
- «Швейная фабрика»;
- «Консервный завод»;
- «В театре»;
- «В музее»
Одним из эффективных средств повышения двигательной активности, которая является важным фактором здоровья детей дошкольного возраста, являются подвижные игры. В календарный план были внесены разнообразные подвижные игры: «Лапта»; «Подсолнухи»; «Казаки - разбойники»; «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки» «Казаки»; «На охоте»; «Ехал Ваня из Казани»; «С города долой»; «Чай – чай - выручай»; «Пятнашки»; «Мишень» «Аты - баты, шли солдаты»; «Гуси – гуси»; «Городок»; «Лягушки и цапля»; «Дуб – дубок»; «Мы пилили»; «Сбей шапку».
Так же были проведены разнообразные хоровод:
- «При долине куст калиновый стоял»
- «Со вьюном я хожу»
- «Заплетися плетень заплетися»
- «У Егорья»
- «Зоря моя ты зоренька»
Дидактические игры:
-«Скажи наоборот»;
- «Хочу другое имя»;
- «Догадайся сам»;
- «Как зовут друзей»
- «Отгадай кто»;
- «Что лишнее»;
- «Замочная скважина»;
- «Не ошибись»;
- «Выиграй приз»
- «Один – много»;
-«Кто есть кто?»;
- «На что похоже?»
- «Отгадай, что это»;
- «Что с начало, что потом»;
- «Придумай по смыслу»;
- «Назови крестьянские профессии»;
- « Живые слова»;
- «Определи орнамент»;
Проводились занятия по конструированию из строительных материалов «LEGO», из бросового и природного материала.
1.«Мой любимый город. Каким я тебя вижу»
Цель: учить строить микрорайон города по чертежам и схемам; работать сообща.
2.«Изготовление куклы из соломы»
Цель: учить передавать образ фигурки куклы; работать с природным материалом.
Были проведены занятия по аппликации по теме «Моя родная улица» (коллективная)
Цель: учить изображать дома в соответствии с выбранным проектом; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.
Для того, чтобы улучшить представление о быте людей на Кубани были проведены занятия по лепке:
1.«Кубанская посуда»
Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.
2.«Казачка и казак»
Цель: сделать фигурки кукол выразительными за счёт их осанки и деталей одежды; голову вместе с туловищем лепить из одного куска.
3.«Булочка» (хала)
Цель: учит лепить булочку переплетая две или три колбаски из теста; совершенствовать умение в лепке баранок; воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом.
Так же было проведено несколько занятий по рисованию:
1.«Роспись кубанской посуды»
Цель: познакомить с кубанскими орнаментами (знак дождя, знак изображения солнца, знак сытости жизни); развивать глазомер, координацию и силу движения, фантазию и воображение.
2.«Любимый уголок станицы»
Цель: учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного уголка станицы; воспитывать любовь к родной станице, развивать творческое воображение.
3.«Пастушок»
Цель: учить в рисунке передавать эпизод из жизни пастушка; передавать позу персонажа; изображать пастушка в соответствующей одежде; самостоятельно использовать нужные технические приёмы.
Работа с педагогами
Приложение 1
Консультация для педагогов :
« Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников»
Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.
К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.
Для более глубокого анализа проблемы я провела анкетирование: «Какие мы родители».
К своему сожалению, узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.
Я посчитала необходимым разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».
Совместно с родителями и детьми мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы, совершили экскурсии в краеведческий музей, к памятникам боевой славы.
Увлекательно прошли вечера отдыха «Вместе с мамой», «Кафе «Осенний сюрприз»», «Маленький концерт», на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу и подчёркивают первостепенность истины»: «На Кубани человек без родни не живёт»
Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.
Вид из окна, панорама родного города, детский сад, парк, стадион, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.
Чувство Родины, ассоциируемое со знакомыми пейзажами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина.
Дошкольники могут принимать посильное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.
Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы под девизом: «От экологии природы – к экологии души».
Каждый раз я уточняла и закрепляла знания детей о профессиях, востребованных в нашем сельскохозяйственном регионе. Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации и проводила игровые красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю
В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально - экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Ребенок должен узнавать герб, флаг, гимны России, Кубани. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины.
Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.
Работа с родителями
Приложение2
Консультация для родителей: «Развитие у детей интереса к Кубанским традициям, культуре, обрядам наших предков».
Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, воспитании чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданными предыдущими поколениями. Декоративно-прикладное искусство Кубани является лишь частью всей системы традиционной культуры края. Как известно её основу составляли две этнические традиции: русская и украинская.
Определяя специфику традиционной культуры Кубани, обратили внимание на то, что кубанскому варианту восточнославянской культурной традиции присуще много специфических черт и признаков, в совокупности характеризующих особенности кубанской традиции.
Во-первых, кубанская традиция относится к числу традиций позднего формирования, и процесс ее складывания проходил в условиях развития национальной профессиональной культуры.
Во-вторых, освоение Кубани славянами, и прежде всего, казачеством осуществлялось с разных «метропольных» территорий.
В-третьих, процесс заселения, а, следовательно, и формирования культурного пространства, происходили поэтапно.
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве кубанского края, живописи, о своих праздниках и обычаях. Именно культура Кубани, как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова: «мне скучно, поговорим о старине». Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, живописи, кубанском декоративно-прикладном искусстве – сохранится для потомков.
Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством Кубани – значит напичкать их разнообразными знаниями об истории возникновения ремесел, их названиях, технике выполнения ит.д. Это неправильно. Народное творчество нужно вводить в детскую жизнь естественно, без театрализации, так, как оно существует в жизни. Очень легко объяснить детям красоту народного искусства. Понимание этой красоты словно дремлет в них, его нужно только разбудить. Помогут нам русская природа, сказки, архитектура, утварь… Красиво вышитое полотенце, уникальный сосуд дети встречают с восхищением, пониманием красоты. Важно, чтобы дети не только радовались красоте вещи, а были готовы слушать рассказы о народных умельцах, смогли бы поделиться своими впечатлениями дома, со сверстниками. Стоит, заинтересовать детей и пойдут рассказы о чем-то удивительном, что они видели дома, в музее просто у бабушки. А то и принесут старинную вещь, найденную на чердаке или в сундуке.
Основная цель – это развитие интереса у детей, умения видеть и наслаждаться красотой, желания творить. Задача видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться должна стать фундаментом развития нравственных качеств личности: доброты, уважения, умение ценить созданное человеком.
Не нужно распыляться охватывать все сразу! Нужно терпеливо учить детей обращать внимание на красивое, замечать его самостоятельно, любоваться. Постепенно дети смогут передать увиденное а их поделках, создавая рисунки, аппликации, работая с разным изобразительным материалом. Этот момент самостоятельности необходимо воспитывать и по заинтересованности судить о результатах.
Подумайте, что интересное, самобытное есть в вашей станице, крае. Народное изобразительное искусство живет в быту, окружает нас повседневно, стоит только внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдем в них много художественного, декоративного, ранее не подмеченного: резные наличники окон, причелины, узоры решеток, ворот, изразцовые печи, лепные потолки, плетеные корзинки, абажуры, вышитые полотенца, кружева, тканые дорожки, одеяла из лоскутков и многое другое.
Эту работу лучше всего начинать со второй половины средней группы, когда дети уже осознанно воспринимают окружающее и имеют некоторые представления о форме, цвете, элементах узора, могут высказать свои суждения (последнее особенно важно).
Сначала стоит познакомить детей с одним каким-то видом ремесла. Например, вы решили познакомить их с вышивкой. Постарайтесь собрать самые разные вышитые изделия, но выполненные высокохудожественно, имеющие эстетический вид. Изделий не должно быть очень много. Самое главное на этом этапе – заинтересовать детей. Лучше всего организовать детей небольшими подгруппами, чтобы была возможность пообщаться, увидеть, что интересует детей, ответить на их вопросы. Показывая вышивки, следует дать возможность рассмотреть их. Хорошо бы оставить вышивки на некоторое время в группе (повесить, украсить уголок), выбрать несколько (те, которые понравились детям), чаще любоваться красотой вышитых изделий, как бы «невзначай», то есть, не привлекая специально внимание детей (показать уголок вошедшему в группу родителю, постоять, любуясь, и т.д.)
Украшая группу вышитыми изделиями, хорошо бы посоветоваться с детьми(где и как лучше повесить), корректно внося свои уточнения.
Можно предложить детям зарисовать понравившиеся изделия или узоры по желанию и, разумеется, если есть интерес, но нельзя преследовать цель – передавать узор точно или конкретизировать элементы, важен интерес ребенка.
Следующая ступень – дать детям возможность наблюдать процесс вышивания. Хорошо, если появится возможность пригласить в группу кого-нибудь из взрослых (мама, бабушка, сотрудник ДДТ, владеющий техникой вышивания). Хорошо, если такой взрослый принесет свои изделия и сможет побеседовать с детьми. Наблюдение процесса вышивания нельзя навязывать детям, это может быть организованно так: взрослый приходит в группу, садится и вышивает. Дети будут подходить по мере того, как заметят взрослого, заинтересуются, и станут наблюдать те, кому действительно интересно. Желательно поддерживать с детьми живую беседу, дети должны свободно общаться с взрослыми, друг с другом, задавать вопросы. Нужно обратить внимание, с какой любовью взрослый вышивает, как ловко работает иглой, как аккуратно сплетены в косу или разложены в коробочке цветные нитки, как их много.
В старшей группе можно организовать обучение вышиванию именно тех детей, кто желает, кто в этом заинтересован. Количество обучающихся может постоянно меняться (может быть совсем небольшая подгруппа, 3-4 человека). Объем работы должен быть небольшой, чтобы дети быстрее увидели результат. В процессе вышивания дети знакомятся с особенностями кубанской вышивки. Кстати, не надо искать в узорах кубанской вышивки какие-то особенности (определенный цвет или постоянный элемент узора), но уместно вспомнить об истории заселения кубанской земли.
Заселяли Кубань украинцы, русские, люди других национальностей. Естественно они и принесли с собой свою культуру. На кубанской земле культура разных народов претерпевала изменения, появлялись новые традиции, новые направления, которые находили отражение в искусстве. Поэтому в разных регионах края предметы ремесел и прикладного искусства самые разные. В частности, вышивки различаются и цветом и узором. Колорит вышивок может быть и черно-красным, и сине-красный. Для кубанской вышивки характерна не только вышивка крестом, можно увидеть и уникальные вышивки гладью, сочетание в одном изделии нескольких видов швов.
Вышитые детьми и взрослыми изделия хорошо использовать в интерьере групповых комнат и всего детского сада. Дети и взрослые могут заранее предусмотреть, что можно вышить (скатерть для кукол, постельное кукольное белье, носовой платок, салфетку), вышивкой можно украсить изделие в уголке ряжения, вышить фартучки для дежурных, театральные костюмы, то есть найти применение имеющимся у детей навыкам. Можно выполнить и совместную работу. Например, взрослый выполняет более сложную часть вышивки, дети дополняют ее постепенно, каждый ребенок какую-то часть, более доступную ему. Полученные детьми знания и умения можно использовать и в других видах деятельности: в лепке, аппликации, рисовании, украшая знакомым узором предметы быта, одежды, домашней утвари.
Нам, воспитателям, нужно помнить, что народное творчество оказывает большое влияние на ребенка, воспитывает у него чувство любви к своей родине, понимание красоты, уважение к ее творцу.
По такому принципу можно знакомить детей с другими ремеслами, другими видами прикладного искусства.
Несколько слов о гончарном искусстве. Это своеобразное ремесло. Хотелось бы, чтобы у детей были некоторые представления о нем, чтоб полученные знания нашли применение. История гончарного ремесла уходит в далекое прошлое. Детям интересно узнать, что в древние времена посуду лепили руками и обжигали на костре или в очаге. Такой путь можно проделать с детьми: слепить любую посуду и обжечь в муфельной печи или просто высушить расписать. Позднее детям можно рассказать о том, что появилось элементарное приспособление – гончарный круг, а для обжига использовали горны – специально сооруженные для этой цели печи. Посуда, изготовленная на гончарном круге, намного красивее, разнообразнее, а обожженная в горне более прочная. Если есть возможность понаблюдать работу гончара на гончарном круге, воспользуйтесь ею. Дети получают при наблюдении много дополнительных знаний не только о процессе изготовления, но и о свойствах и качествах глины, о разнообразии форм. И, разумеется, о работе самого гончара, о его человеческих качествах. Дополнительно можно рассмотреть с детьми иллюстрации. Большой интерес, например, вызывает рассмотрение гончарных изделий, которым пользовались наши предки и которые сохранились в отдельных семьях. Детям интересно будет знать об отдельных названиях, также характерных для каждого района: в северо-западных районах до сих пор можно услышать украинские названия: макитра, махотка, копысточка, крынка, глечик. Наиболее распространена в крае керамика с влиянием русских традиций, название изделий соответственно: миска, горшок, кувшин, корчаг, кубышка.
Гончарные изделия, выполненные в украинских традициях, отличались от русских многоцветием: яркая роспись, лепные украшения с использованием растительного орнамента ( букеты цветов, листья, ветви).
Гончарные изделия покрывали глазурью. Глазурь может быть нескольких цветов: коричневая, желтая, зеленая. Часто сосуд оформляли легкой гравировкой – геометрическим орнаментом. Одинаковые гончарные изделия встречались очень редко, каждый мастер вносил свою индивидуальность, неповторимость. Рассмотрите с детьми несколько кувшинов, увидят различия, определят, какой кувшин красивее, изящнее, наряднее. Пусть заметят приемы художественного оформления – роспись, налеп, рельеф, определят их назначение (праздничный, повседневный, в подарок).
Рассказать детям о том, как устраивались ярмарки, об их яркости, веселье, многообразии товаров, среди которых были и гончарные изделия. Керамика пользовалась большим спросом – в ней готовили пищу и подавали на стол, хранили и перевозили продукты, посуда была необходима.
Если есть возможность, покажите детям скульптуры кубанских мастеров – диковинные фигурки: лев, кошка, самовар, птица и др., это вызывает у детей интерес, знакомство с ними – развитие творческой мысли, фантазии, воображения.
Кубань славилась и плетеными изделиями: корзины, лукошки, подставки разной величины, кашпо, абажуры. Плели из ивовых прутьев, из листьев кукурузных початков.
Разумеется, сначала необходимо рассмотреть с детьми изделия, выбрать понравившиеся, показать детям элементарные приемы плетения простых предметов (небольшие подставки, хлебницы, вазочки, утварь для игр).
Плести дети могут в любое время, когда захочется. Простые виды плетения доступны детям, и они работают с интересом.
Сырье для плетения можно заготавливать впрок (листья кукурузных початков, стебли рогоза) и накануне (прутья ивы). Ивовые прутья лучше всего использовать поздней осенью и зимой.
Наш хлебный край имеет в изобилии разного рода солому. Неповторимые, оригинальные изделия из соломы служат украшением жилищ, предметов быта. Доступность обработки, простота техники выполнения позволяют организовать эту работу с детьми. Изделие может быть простым (украсить салфетку, небольшие декоративные аппликации) и более сложным (коллективные аппликации, плетение, изготовление игрушек). Выполненные воспитателями и детьми работы удачно украсят помещение детского сада.
Кубанский самобытный промысел ковань, выполненная руками кузнеца. В городах и станицах края сохранилось много кованых изделий. Присмотритесь внимательно: это заборы, ажурные крылечки, ступени, подставки для цветов, оконные решетки и др. Сколько выдумки, находчивости, свежих идей! В ковань вкладывалось много труда, и он оправдался.
На экскурсиях с детьми обращайте внимание на ажур ковани, любуйтесь вместе с детьми. Детям интересно будет знать, что кузнечное ремесло пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена, одновременно с обработкой камня и дерева, человек постигал тайну кузнечного дела. Показывая детям уникальные творения рук человека, можно кратко рассказать об основных приемах работы и некоторых инструментах, использовать иллюстрации.
Кузнечное ремесло связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота. Поэтому для удобной и безопасной работы необходимо было подобрать для кузницы место, обзавестись надежными инструментами.
Все кузнечные работы проводятся на воздухе. Поэтому место для кузницы выбирали такое, чтобы не мешать окружающим: кузницы устраивали обычно далеко за селом или на окраине города, только веселые перезвоны молота доносились к людям.
Для начала можно предложить рассмотреть простое кованое изделие или отдельный узор, выделить несколько одинаковых элементов. Орнаменты практически не повторяются. Глядишь на декоративные решетки, на кружево ворот, крылечек и беседок и не веришь, что сделаны они из грубого металла. Всю эту красоту, неповторимость необходимо донести детям, помочь увидеть своеобразие, воспитать желание не только сберечь все это, но и продолжить, преумножить старые традиции.
Мы, педагоги должны помнить, что народная культура должна выжить, должна быть сохранена, преумножена. Именно народная культура, а не поликультура. Если подобная работа будет проводится с детьми, то, несомненно, у детей появится интерес к культуре, традициям, обрядам предков. Человек с детства чувствует себя частью своего народа, он включается не просто в мир, но и в историю через историю своего народа.
Кубанская культура – это соединение русских, украинских, а также городских традиций, на основе которых сформировалась новая этнокультура. Этот процесс взаимовлияния различных этносов прослеживается в народном декоративно-прикладном искусстве, которое является носителем материальных и духовных традиций Кубани, у детей развивается интерес к традициям, культуре, обрядам наших предков.
Приложение 3
Анкетирование родителей
1. Нужно ли дошкольникам изучать историю малой родины?
2. Беседуете ли вы со своими детьми о своем крае?
3. Знаете ли вы, какие народы проживают на Кубани?
4. Знакомы ли вы, как воспитывали детей жители Кубани?
5. Как считаете, необходимо ли вашему ребёнку подробнее изучать традиции и обычаи казачества и других народов, населяющих Кубань?
6. Знаете ли вы сами обычаи, быт кубанцев?
7. Хотели бы вы узнать особенности жизни, быта, народного творчества жителей нашего края?
8. Готовы ли вы сами принять участие в подготовке к праздникам?
9. Считаете ли вы, что изучение истории родного края способствует формированию у дошкольников гражданственности и патриотизма?
10. Интересуется ли ваш ребенок историей, традициями и обычаями Кубани?