Рабочие программы
Рабочие программы по географии средняя школа 5-9 класс в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 5-9 класс | 706.13 КБ |
Рабочая программа 10-11 класс (базовый уровень) | 69.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Переваловская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла ______________Ю.Н. Петрова Протокол №3 от 12.01.2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ С.Н. Соболевских 13.01.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ _____________ А.Н.Непряхина Приказ №15/1-ОД от 13.01.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ГЕОГРАФИЯ»
10-11 класс
(базовый уровень)
Разработчик программы учитель географии Чигарева Н.Г.
1.Планируемые результаты предмета
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
- личностным;
- метапредметным;
- предметным.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник на базовом уровне научится:
10 класс
- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
- характеризовать географию рынка труда;
- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
11 класс
- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
10 класс
- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
11 класс
- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
2.Содержание программы
10 класс
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Практические работы
- Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
- Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
- Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
- Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
- Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
- Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
- Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
- Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
- Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
- Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
11 класс
Тема 1. Политическая карта мира
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Тема 2. Зарубежная Европа
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.
Тема 3. Зарубежная Азия
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава.
Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Контрольная работы: тест «Обобщение по теме Зарубежная Азия»
Тема 4. Северная Америка
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Тема 5. Латинская Америка
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Тема 6. Африка
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) –единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кени – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Тема 7. Австралия и Океания
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания.Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Тема 8. Россия в современном мире
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.
Практические работы:
- Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству».
- Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
- «Составление сравнительной экономико– географической характеристики двух стран «Большой семерки».»
- Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы».
- 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.
- «Заполнение таблицы «Экономические районы США.»
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания и с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
10 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Человек и окружающая среда-12 часов | ||
1. | Повторение. Окружающая среда как геосистема | 1 |
2. | Повторение. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. | 1 |
3. | Взаимодействие человека и природы. Экологическая ситуация Тюменской области экскурсия в западно-Сибирский экологический центр. Г.Тюмень | 1 |
4. | Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов | 1 |
5. | Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов | 1 |
6. | Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование Беседа с представителем администрации Переваловского МО «земельные ресурсы Переваловского МО» | 1 |
7. | Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование | 1 |
8. | Практическая работа №1 «Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов» | 1 |
9. | Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды | 1 |
10. | Пути решения экологических проблем | 1 |
11. | Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. | 1 |
12. | Урок-практикум. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Практическая работа №2«Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира» | 1 |
Территориальная организация мирового сообщества-22 часов | ||
13. | Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. | 1 |
14. | Разнообразие стран мира | 1 |
15. | Разнообразие стран мира. Практическая работа №3 «Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.» | 1 |
16. | Урок-лекция. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. | 1 |
17. | Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика | 1 |
18. | Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика | 1 |
19. | Размещение и плотность населения | 1 |
20. | Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население) | 1 |
21. | Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население) | 1 |
Практическая работа № 4«Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.» | ||
22. | Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов | 1 |
23. | География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Практическая работа№5 ««Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.» | 1 |
24. | География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Практическая работа №6«Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.» | 1 |
25. | Мировое хозяйство. Географическое разделение труда | 1 |
26. | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Практическая работа №7 «Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.» | 1 |
27. | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер | 1 |
28. | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Анализ графика добычи природного газа и нефти за последние 10 лет в Тюменской области. | 1 |
29. | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер | 1 |
30. | Урок практикум. Практическая работа №8 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности» | 1 |
31. | Развитие сферы услуг. Практическая работа №9 «Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.» | 1 |
32. | Международные отношения. Географические аспекты глобализации. | 1 |
33. | Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Практическая работа №10 «Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.» | 1 |
34. | Итоговый опрос | 1 |
11 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Политическая карта мира. 2 часа | ||
1 | Что такое политическая карта мира? 2.Регионы мира и международные организации. | 1 |
2 | Практическая работа №1«Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.» | 1 |
Зарубежная Европа. 6 часов | ||
3 | Состав, географическое положение, природные ресурсы. Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.» | 1 |
4 | Население и хозяйство | 1 |
5 | Субрегионы Европы. | 1 |
6 | ФРГ. Экскурсия в рамках профориентации в Компанию «Шлюмберже» (Schlumberger)- ведущий мировой поставщик технологий для комплексной оценки пласта, строительства скважин, управления добычей и переработки углеводородов. | 1 |
7 | Практическая работа №3 «Составление сравнительной экономико– географической характеристики двух стран «Большой семерки».» | 1 |
8 | Практическая работа №4 «Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.» | 1 |
Зарубежная Азия. 8 часов | ||
9 | Географическое положение, природные ресурсы Зарубежной Азии. | 1 |
10 | Население и хозяйство. | 1 |
11 | Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Центральная Азия. | 1 |
12 | Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная, Юго-Восточная Азия, Южная Азия. | 1 |
13 | КНР. | 1 |
14 | Характеристика экономических районов Китая. | 1 |
15 | Практическая работа №5 «1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.» | 1 |
16 | Контрольная работа тест «Обобщение по теме Зарубежная Азия» | 1 |
Англо – Америка. 5 часов | ||
17 | Канада. | 1 |
18 | США (географическое положение, природно – ресурсный потенциал, население). | 1 |
19 | Хозяйство США | 1 |
20 | Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии. | 1 |
21 | Практическая работа №6 «Заполнение таблицы «Экономические районы США.» | 1 |
Латинская Америка. 3 часа | ||
22 | Состав, географическое положение, природные ресурсы. | 1 |
23 | Население и хозяйство. | 1 |
24 | Федеративная республика Бразилия. | 1 |
Африка. 4 часа | ||
25 | Состав, географическое положение, природные ресурсы. | 1 |
26 | Население и хозяйство. Место и роль Африки в мировом хозяйстве. | 1 |
27 | Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика. | 1 |
28 | Республика Кения, ЮАР | 1 |
Австралия и Океания. 3 часа | ||
29 | Географическое положение, природные ресурсы Австралии | 1 |
30 | Население и хозяйство. | 1 |
31 | Океания | 1 |
Россия в современном мире. 2 часа | ||
32 | Экономико-географическая история России. Экскурсия в Исторический парк г. Тюмень. | 1 |
33 | Отрасли международной специализации России. | 1 |
34 | Итоговый урок (обобщение по регионам мира) | 1 |
Итого: | 34 |