Рабочие программы

Чигарева Наталия Геннадьевна

Рабочие программы по географии средняя школа 5-9 класс в соответствии с ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Переваловская средняя общеобразовательная школа

Тюменского муниципального района

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического  цикла

______________Ю.Н. Петрова

Протокол №3 от 12.01.2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________ С.Н. Соболевских

13.01.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

_____________ А.Н.Непряхина

Приказ №15/1-ОД от 13.01.2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ГЕОГРАФИЯ»

 10-11 класс

(базовый уровень)

Разработчик программы учитель географии Чигарева Н.Г.

1.Планируемые результаты предмета

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

  • личностным;
  • метапредметным;
  • предметным.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность        обучающихся к трудовой        профессиональной   деятельности        как        к        возможности        участия        в        решении        личных,        общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник на базовом уровне научится:

10 класс

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
  • характеризовать географию рынка труда;
  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

11 класс

  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

10 класс

  •  характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
  •  оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

11 класс

  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

2.Содержание программы

10 класс

Человек и окружающая среда

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и

конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Практические работы

  1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
  2. Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
  3. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
  4. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
  5. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
  6. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
  7. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
  8. Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
  9. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
  10. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.

11 класс

Тема 1. Политическая карта мира

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Тема 2. Зарубежная Европа

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.

Тема 3. Зарубежная Азия

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.

Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава.

Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

Международные экономические связи.

Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Контрольная работы: тест «Обобщение по теме Зарубежная Азия»

Тема 4. Северная Америка

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Тема 5. Латинская Америка

Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Тема 6. Африка

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) –единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кени – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Тема 7. Австралия и Океания

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания.Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Тема 8. Россия в современном мире

Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Практические работы:

  1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству».
  2.  Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
  3. «Составление сравнительной экономико– географической характеристики двух стран «Большой семерки».»
  4.  Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы».
  5. 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.
  6. «Заполнение таблицы «Экономические районы США.»

 

   3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания и с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы

10 класс

Тема урока

Количество часов

Человек и окружающая среда-12 часов

1.

Повторение. Окружающая среда как геосистема

1

2.

Повторение. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

1

3.

Взаимодействие человека и природы. Экологическая ситуация Тюменской области экскурсия  в западно-Сибирский экологический центр. Г.Тюмень

1

4.

Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов

1

5.

Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов

1

6.

Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование

 Беседа с представителем администрации Переваловского МО «земельные ресурсы Переваловского МО»

1

7.

Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование

1

8.

Практическая работа №1 «Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов»

1

9.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды

1

10.

Пути решения экологических проблем

1

11.

Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

1

12.

Урок-практикум. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Практическая работа №2«Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира»

1

Территориальная организация мирового сообщества-22 часов

13.

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения.

1

14.

Разнообразие стран мира

1

15.

Разнообразие стран мира.

Практическая работа №3 «Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.»

1

16.

Урок-лекция. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

1

17.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика

1

18.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика

1

19.

Размещение и плотность населения

1

20.

Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское

население)

1

21.

Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское

население)

1

Практическая работа № 4«Определение состава и структуры населения на основе статистических

данных.»

22.

Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов

1

23.

География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Практическая работа№5 ««Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.»

1

24.

География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Практическая работа №6«Выявление и характеристика основных направлений

миграции населения.»

1

25.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда

1

26.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Практическая работа №7 «Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.»

1

27.

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер

1

28.

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Анализ графика добычи природного газа и нефти за последние 10 лет в Тюменской области.

1

29.

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер

1

30.

Урок практикум. Практическая работа №8 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности»

1

31.

Развитие сферы услуг. Практическая работа №9 «Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.»

1

32.

Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

1

33.

Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Практическая работа №10

«Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.»

1

34.

Итоговый опрос

1

11 класс

Тема урока

Количество  часов

Политическая карта мира.  2 часа

1

Что такое политическая карта мира? 2.Регионы мира и международные организации.

1

2

Практическая работа №1«Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.»

1

Зарубежная Европа. 6 часов

3

Состав, географическое положение, природные ресурсы.

 Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.»

1

4

Население и хозяйство

1

5

Субрегионы Европы.

1

6

ФРГ. Экскурсия в рамках профориентации  в Компанию «Шлюмберже» (Schlumberger)- ведущий мировой поставщик технологий для комплексной оценки пласта, строительства скважин, управления добычей и переработки углеводородов.

1

7

Практическая работа №3 «Составление сравнительной экономико– географической характеристики двух стран «Большой семерки».»

1

8

Практическая работа №4 «Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.»

1

Зарубежная Азия. 8 часов

9

Географическое положение, природные ресурсы Зарубежной Азии.

1

10

Население и хозяйство.

1

11

Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Центральная Азия.

1

12

Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная, Юго-Восточная Азия, Южная Азия.

1

13

КНР.

1

14

Характеристика экономических районов Китая.

1

15

Практическая работа №5 «1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.»

1

16

Контрольная работа тест «Обобщение по теме Зарубежная Азия»

1

Англо – Америка.  5 часов

17

Канада.

1

18

США (географическое положение, природно – ресурсный     потенциал, население).

1

19

Хозяйство США

1

20

Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

1

21

Практическая работа №6 «Заполнение таблицы «Экономические районы США.»

1

Латинская Америка. 3 часа

22

Состав, географическое положение, природные ресурсы.

1

23

Население и хозяйство.

1

24

Федеративная республика Бразилия.

1

Африка. 4 часа

25

Состав, географическое положение, природные ресурсы.

1

26

Население и хозяйство. Место и роль Африки в мировом хозяйстве.

1

27

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

1

28

Республика Кения, ЮАР

1

   Австралия и Океания. 3 часа

29

Географическое положение, природные ресурсы Австралии

1

30

Население и хозяйство.

1

31

Океания

1

    Россия в современном мире. 2 часа

32

  Экономико-географическая история России. Экскурсия в Исторический парк г. Тюмень.

1

33

Отрасли международной специализации России.

1

34

 Итоговый урок (обобщение по регионам мира)

1

Итого:

34