План по самообразованию

Змеева Вера Анатольевна

« Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

 Самообразование педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Тема: « Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем.»

Змеева Вера Анатольевна.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.»

К. Паустовский

     Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.    В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

     Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

   И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В программе Воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Вераксы, на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашей образовательной организации, отмечено, что нравственно - патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине.         

  В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
          В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 
         Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. 
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

 Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

 1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.Расширение представлений о городе в котором они живут, знакомство детей с его символами  (герб, флаг, гимн);

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4.  Воспитание патриотизма черездуховно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.


                    
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
          Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
        
 Ознакомление с явлениями общественной жизни. 
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
               
Ознакомление с природой. 
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Предполагаемый результат:

У дошкольников  повысится уровень сформированных патриотических чувств  правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края .

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Представления о родном городе, родном крае станут более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Возрастёт количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.


       
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..

                          Работа с родителями:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей  осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи  с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.

                           Работа с педагогами

Проводилось анкетирование «Изучение отношения педагогов к проблеме патриотического воспитания, готовности педагогов к работе по данной области». Проведенный опрос показал, что большинство педагогов ДОУ могут четко определить содержание, формы, методы и средства работы с детьми по патриотическому воспитанию. Осознают, что успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников, возможно при условии взаимодействия с родителями.

№п.п

Содержание деятельности

Цель

Работа с родителями

Работа спедагогами

Сентябрь

Обработка данных анкетирования.

Изучение отношения педагогов и родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области

Анкетирование

Родителей.

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Анкетирование педагогов

Октябрь

 Сбор материала о строительстве и открытии нашего детского сада.

НОД «Мой любимый детский сад»

Систематизировать материал об истории детского сада. Познакомить детей  с историей детского сада. Воспитывать уважение к работникам детского сада обеспечивающим заботу и уют в детском саду.

Консультация

«Что нужно знать родителям об адаптации детей к условиям ДОУ» Оформление Фото выставки «Родничок»

Привлечение к сбору материала.

Ноябрь

Сбор литературы, пополнить личную библиотеку о городе и его достопримечательностях.

Посещение краеведческого музея города.

Найти и изучить литературу о традициях и культуре города.

Выявить любимые места посещаемые детьми совместно с родителями с экспозицией музея «Советский край таёжный.» Воспитывать познавательный интерес к истории своего города, чувство гордости к первопроходцам обживавшим наш край.

Беседа «Любимые места нашего города»

Практикум

      « История нашего города»

Декабрь

Изучение материалов Красной книги ХМАО.

Проектная деятельность по проекту: « Красная книга Югры»

Внеклассное мероприятие по тематике «Югре-85».

« Красная Книга  Родничка»

Дать представление о значении Красной книги в сохранении животного и растительного мира природы. Воспитывать желание беречь и охранять  окружающую нас природу.

Участие в акции

« Библиотека природы» Изготовление совместно с детьми  страниц

         « Красной книги»

Презентация проекта:

      « Красная книга Югры»

Январь

День Заповедников.

Презентация

    « Заповедник Малая Сосьва»

Участие в районном конкурсе.» Заповеднику Малая –Сосьва- Юбилей.

Знакомить детей сприродоохранной деятельностью человека

Показать красоту нашей северной природы. Воспитывать чувство гордости за свой край.

Оформление папки– передвижки «Заповедник Малая – Сосьва»

Изготовление совместно с детьми поздравительных открыток.

ООТ –Югры

Познакомить  с особо охраняемыми территориями ХМО.

Февраль

Акция «Поможем птицам перезимовать»

Участие в районной акции «Каждой пичужке кормушка».

Продолжать знакомить детей с пернатыми нашего края ,развивать  чувство сострадания, сопереживания  к птицам  живущим в суровых зимних условиях, воспитывать чувство заботы о них.

Совместное изготовление кормушек с детьми.

Приобретение корма для птиц.

Участие  в акции.

Март

НОД «Растения Земли украшения».

Формировать представлениеу детей о растительном мире нашего края, вызвать эмоциональный

отклик на красоту окружающей нас природы.

День открытых дверей. Посещение родителями занятий.

Проведение мастер класса:

 « Сад на окне»

( комнатные растения)

Апрель

НОД «Москва столица нашей Родины»

Акция «То берёзка то рябина»

Закреплять знания детей о столице нашей Родины.

Приучать детей к совместному труду в природе, умению видеть результат своего труда.

Привлечь родителей дляк приобретению посадочного материала.

Участие сотрудников в совместной  в акции.

Май

Подведение итогов. Диагностика.

Самоанализ по самообразованию.

Июнь

Целевая прогулка по городу. Знакомство с геральдикой нашего города.

Продолжать знакомить детей с родным городом , вызвать чувство гордости за его красоту и уют.

Оформление стенда: Знаменательные места нашего города.

Привлечь воспитателей к оформлению  стенда.

Июль

Экскурсия в парк.

Закрепить знания детей правил поведения в природе ,

умению применять их на практике, тем самым формировать осознание ксоучастия в деле охраны родной природы

Консультация « Прогулки в природу».

Помощь в организации экскурсии.

Август

Экологическая акция «Чистый двор»

Труд детей на территории детского сада.

Приучать детей видеть неполадкив окружающей среде , желание устранять их. Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны

Беседа « Труд детей в природе»

Участие в акции.

Сентябрь

НОД «Кладовая природы»

Дать представление о  том на сколько богат и уникальны дары нашего  леса.

Участие в конкурсе:

« Осенние фантазии»

Организация и участие в конкурсе.

Октябрь

 НОД «Полезные ископаемые нашего края.»

 Познакомить с трудом нефтяников и газовиков. Показать значимость нашего края в процветании и развитии нашей Родины. Воспитывать чувство гордости за свой край.

Привлечь родителей к предоставлению информаций о своих профессиях, выступление на занятии.

Ноябрь

НОД « В гости к деревьям»

Акция «Сбережём елочку красавицу наших лесов».

Прививать простейшие навыки природоохранной деятельности. Воспитывать желание

Консультация

На тему «Изготовление елочки из бросового материала»

Консультация

«Изготовление елочки из бросового материала»

Декабрь

НОД « Путешествие по Югре»

Развлечение « День рождения Югра»

Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных жителей нашего края. Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей, сопричастности к жизни округа.

Совместное оформление мини музея «Мой край Югра»

Совместная разработка сценария развлечения.

Январь

Экскурсия в Заповедник» Малая- Сосьва»

Продолжать знакомить детей сприродоохранной деятельностью человека. Воспитывать желание беречь окружающий мир природы.

Оформление стенда: «Особо охраняемые территории нашего края.

Совместное оформление стенда.

Февраль

Участие в районной Акции  «Поможем птицам перезимовать»

Продолжать формировать желание детей заботиться о пернатых.

Совместное изготовление птичьего столба

( кормушки , скворечники для птиц.)

Участие в акции.

Март

 НОД .Посев семян цветов. Организация детьми самостоятельных экскурсии по «Зелёной комнате»

Предложить детям самостоятельно провести экскурсию для родителей по  Экологическому кабинету.

День открытых дверей.Экскурсия в «Живой Уголок»,

        « Зелёную комнату»

Апрель

Акция «Украсим наш сад цветами»

Труд детей в природе.

Май

Диагностика

Отчёт на педсовете

Презентация

« Люблю тебя мой край»

Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

На основании диагностических данных выявилось:

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах,  рисунках,  поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

 Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за   свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа

Дошкольного образования под редакцией  Н.Е. Вераксы,  Т,С. Комаровой, М.А.Васильевой.

2.Ознакомление с природой в детском саду. О.А.Соломенникова

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

3. «Экология для малышей» Е.В. Гончарова.

4.Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. .В. Гончарова.

5. «Край родной.» Е.В. Гончарова.

6. «Наедине с природой.» О.Н. Гаврилова.

7. «Природа края.» Времена года. Животный мир. Растительный мир.

8. «Край заповедной природы».  Н.Н. Элерт,  А.М .Васина.