План по самообразованию
« Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
« Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем.» | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Самообразование педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Тема: « Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем.»
Змеева Вера Анатольевна.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.»
К. Паустовский
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В программе Воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Вераксы, на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашей образовательной организации, отмечено, что нравственно - патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.Расширение представлений о городе в котором они живут, знакомство детей с его символами (герб, флаг, гимн);
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
4. Воспитание патриотизма черездуховно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Предполагаемый результат:
У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края .
У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Представления о родном городе, родном крае станут более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Возрастёт количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..
Работа с родителями:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.
Работа с педагогами
Проводилось анкетирование «Изучение отношения педагогов к проблеме патриотического воспитания, готовности педагогов к работе по данной области». Проведенный опрос показал, что большинство педагогов ДОУ могут четко определить содержание, формы, методы и средства работы с детьми по патриотическому воспитанию. Осознают, что успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников, возможно при условии взаимодействия с родителями.
№п.п | Содержание деятельности | Цель | Работа с родителями | Работа спедагогами |
Сентябрь | Обработка данных анкетирования. | Изучение отношения педагогов и родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области | Анкетирование Родителей. «Патриотическое воспитание дошкольников» | Анкетирование педагогов |
Октябрь | Сбор материала о строительстве и открытии нашего детского сада. НОД «Мой любимый детский сад» | Систематизировать материал об истории детского сада. Познакомить детей с историей детского сада. Воспитывать уважение к работникам детского сада обеспечивающим заботу и уют в детском саду. | Консультация «Что нужно знать родителям об адаптации детей к условиям ДОУ» Оформление Фото выставки «Родничок» | Привлечение к сбору материала. |
Ноябрь | Сбор литературы, пополнить личную библиотеку о городе и его достопримечательностях. Посещение краеведческого музея города. | Найти и изучить литературу о традициях и культуре города. Выявить любимые места посещаемые детьми совместно с родителями с экспозицией музея «Советский край таёжный.» Воспитывать познавательный интерес к истории своего города, чувство гордости к первопроходцам обживавшим наш край. | Беседа «Любимые места нашего города» | Практикум « История нашего города» |
Декабрь | Изучение материалов Красной книги ХМАО. Проектная деятельность по проекту: « Красная книга Югры» Внеклассное мероприятие по тематике «Югре-85». « Красная Книга Родничка» | Дать представление о значении Красной книги в сохранении животного и растительного мира природы. Воспитывать желание беречь и охранять окружающую нас природу. | Участие в акции « Библиотека природы» Изготовление совместно с детьми страниц « Красной книги» | Презентация проекта: « Красная книга Югры» |
Январь | День Заповедников. Презентация « Заповедник Малая Сосьва» Участие в районном конкурсе.» Заповеднику Малая –Сосьва- Юбилей. | Знакомить детей сприродоохранной деятельностью человека Показать красоту нашей северной природы. Воспитывать чувство гордости за свой край. | Оформление папки– передвижки «Заповедник Малая – Сосьва» Изготовление совместно с детьми поздравительных открыток. | ООТ –Югры Познакомить с особо охраняемыми территориями ХМО. |
Февраль | Акция «Поможем птицам перезимовать» Участие в районной акции «Каждой пичужке кормушка». | Продолжать знакомить детей с пернатыми нашего края ,развивать чувство сострадания, сопереживания к птицам живущим в суровых зимних условиях, воспитывать чувство заботы о них. | Совместное изготовление кормушек с детьми. Приобретение корма для птиц. | Участие в акции. |
Март | НОД «Растения Земли украшения». | Формировать представлениеу детей о растительном мире нашего края, вызвать эмоциональный отклик на красоту окружающей нас природы. | День открытых дверей. Посещение родителями занятий. | Проведение мастер класса: « Сад на окне» ( комнатные растения) |
Апрель | НОД «Москва столица нашей Родины» Акция «То берёзка то рябина» | Закреплять знания детей о столице нашей Родины. Приучать детей к совместному труду в природе, умению видеть результат своего труда. | Привлечь родителей дляк приобретению посадочного материала. | Участие сотрудников в совместной в акции. |
Май | Подведение итогов. Диагностика. | Самоанализ по самообразованию. | ||
Июнь | Целевая прогулка по городу. Знакомство с геральдикой нашего города. | Продолжать знакомить детей с родным городом , вызвать чувство гордости за его красоту и уют. | Оформление стенда: Знаменательные места нашего города. | Привлечь воспитателей к оформлению стенда. |
Июль | Экскурсия в парк. | Закрепить знания детей правил поведения в природе , умению применять их на практике, тем самым формировать осознание ксоучастия в деле охраны родной природы | Консультация « Прогулки в природу». | Помощь в организации экскурсии. |
Август | Экологическая акция «Чистый двор» Труд детей на территории детского сада. | Приучать детей видеть неполадкив окружающей среде , желание устранять их. Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны | Беседа « Труд детей в природе» | Участие в акции. |
Сентябрь | НОД «Кладовая природы» | Дать представление о том на сколько богат и уникальны дары нашего леса. | Участие в конкурсе: « Осенние фантазии» | Организация и участие в конкурсе. |
Октябрь | НОД «Полезные ископаемые нашего края.» | Познакомить с трудом нефтяников и газовиков. Показать значимость нашего края в процветании и развитии нашей Родины. Воспитывать чувство гордости за свой край. | Привлечь родителей к предоставлению информаций о своих профессиях, выступление на занятии. | |
Ноябрь | НОД « В гости к деревьям» Акция «Сбережём елочку красавицу наших лесов». | Прививать простейшие навыки природоохранной деятельности. Воспитывать желание | Консультация На тему «Изготовление елочки из бросового материала» | Консультация «Изготовление елочки из бросового материала» |
Декабрь | НОД « Путешествие по Югре» Развлечение « День рождения Югра» | Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных жителей нашего края. Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей, сопричастности к жизни округа. | Совместное оформление мини музея «Мой край Югра» | Совместная разработка сценария развлечения. |
Январь | Экскурсия в Заповедник» Малая- Сосьва» | Продолжать знакомить детей сприродоохранной деятельностью человека. Воспитывать желание беречь окружающий мир природы. | Оформление стенда: «Особо охраняемые территории нашего края. | Совместное оформление стенда. |
Февраль | Участие в районной Акции «Поможем птицам перезимовать» | Продолжать формировать желание детей заботиться о пернатых. | Совместное изготовление птичьего столба ( кормушки , скворечники для птиц.) | Участие в акции. |
Март | НОД .Посев семян цветов. Организация детьми самостоятельных экскурсии по «Зелёной комнате» | Предложить детям самостоятельно провести экскурсию для родителей по Экологическому кабинету. | День открытых дверей.Экскурсия в «Живой Уголок», « Зелёную комнату» | |
Апрель | Акция «Украсим наш сад цветами» Труд детей в природе. | |||
Май | Диагностика | Отчёт на педсовете Презентация « Люблю тебя мой край» | ||
Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
На основании диагностических данных выявилось:
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:
- Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
- Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.
Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.
Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа
Дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2.Ознакомление с природой в детском саду. О.А.Соломенникова
Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)
3. «Экология для малышей» Е.В. Гончарова.
4.Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. .В. Гончарова.
5. «Край родной.» Е.В. Гончарова.
6. «Наедине с природой.» О.Н. Гаврилова.
7. «Природа края.» Времена года. Животный мир. Растительный мир.
8. «Край заповедной природы». Н.Н. Элерт, А.М .Васина.