Сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия взрослого с детьми в средней группе.
Сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия взрослого с детьми в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 66.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образование Московской области
Региональная система повышения квалификации ГАОУ СПО МО
“Губернский профессиональный колледж”
Практико-значимый проект
Тема: “Сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия
взрослого с детьми в средней группе (в рамках ФГТ)”
по курсу кафедрального учебного модуля “Реализация основной
образовательной программы ДОУ согласно Федеральным
государственным требованиям дошкольного образования”
Выполнила слушатель КПК
воспитатель Константинова Г.В.
г.Протвино МБДОУ ЦРР – д/с №4 “Сказка”
научный руководитель проекта
к.п.н. Крылова О.Ю.
Серпухов, 2013г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
- Основная часть
Теоретическое обоснование сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия взрослого с детьми в средней группе (в рамках ФГТ)
- Практическая часть
2.1.Этапы реализации проекта.
2.2.Планирование работы по реализации проекта
2.3.Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе “На приеме у врача.”
- Заключение
Список литературы
Приложение
Презентация
ВВЕДЕНИЕ
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
В.Сухомлинский
Актуальность: человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития. Актуальность- это плохо решаемая или совсем не решаемая проблема в дошкольном учреждении. Несмотря на то, что сюжетно-ролевая игра достаточно используемая в детском саду, проблема при общении детей в игровой деятельности остаётся актуальной, потому что не все воспитатели владеют методикой руководства сюжетно-ролевой игрой детей. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием.
Важную роль для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководства ими играет осознание воспитателями сущности детской творческой игры и ее педагогической ценности. Четкое определение позиций при рассмотрении данных вопросов дает нам возможность наметить наиболее оптимальные способы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.
Цель работы: дать характеристику сюжетно - ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого.
Объект: сюжетно-ролевая игра дошкольника.
Предмет: методы руководства сюжетно-ролевой игрой в средней группе.
Задачи: содержание образовательной области „Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
• формирование семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств.
Практическая значимость: проект направлен на формирование социальной практики ребёнка, его реальной жизни в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для дошкольной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети собираются в сплоченные группы и могут реализовать себя, активно участвуют в игровых действиях ; проект может быть использован для подготовке и проведении различных мероприятий педагогической направленности ( семинары , педагогические советы , родительские собрания и др.)
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).
Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого и самостоятельную свободную деятельность детей
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых умениях, так как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках.
Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.
Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.
Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если воспитатель, играя, втягивает в игру детей, нет необходимости в дополнительном формировании «побуждения» к игре через ознакомления с окружающим, приготовлением специальных игрушек, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к детям.
Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь -строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.
Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.
Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.
Итак, Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
· Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
· Развитие познавательных способностей;
· Развитие творческого воображения;
· Развитие творческого мышления;
· Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный(сентябрь-октябрь)
2.Организационно-содержательный(октябрь-апрель)
3.Итоговый(июнь-июль)
ПЕРВЫЙ ЭТАП :
Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учетом места , режима дня . Создать материально-игровую базу : игрушки , пособия , атрибуты , бросовый материал ,который используется детьми во время сюжетно –ролевой игры.
ВТОРОЙ ЭТАП:
Развивать и обогащать содержание детской игры с использованием различных методов и приемов , таких как : наблюдения , экскурсии , встречи с людьми разных профессий , чтение художественной литературы , рассказ воспитателя о труде взрослых , использование иллюстраций , непосредственное участие воспитателя в игре , предложения , советы , разъяснения.
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре , развернуть сюжет , обогащать словарь , развивать речь детей.
Сюжетно-ролевая игра “Больница”
Сюжетно-ролевая игра “Почта”
Сюжетно-ролевая игра “Шоферы”
Сюжетно-ролевая игра “Путешествие”
Сюжетно-ролевая игра “Универсам”
Сюжетно-ролевая игра “Магазин”
Сюжетно-ролевая игра “Рыбаки”
Сюжетно-ролевая игра “Хлебозавод”
Сюжетно-ролевая игра “Аптека”
Сюжетно-ролевая игра “На приеме у врача”
ТРЕТИЙ ЭТАП:
Проведение открытых мероприятий для педагогов :
Семинар на тему: “сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействия взрослого с детьми”
Открытый просмотр сюжетно-ролевой игры.
Работа с родителями:
Консультация на тему: “сюжетно-ролевая игра как форма взаимодействие взрослого с детьми”.
Беседа на тему: “сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка” .
Показ обыгрывания сюжетно-ролевой игры.
2.2. Планирование работы по реализации проекта
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Доктор | Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт. |
Медсестра | Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники. |
Пациент | Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. |
Регистратор | Заполняет карту больного, даёт талончик. |
Медсестра процедурного кабинета | Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание. |
Продавец в аптечном киоске | Отпускает лекарства по рецепту врача |
Построение ролевого диалога
Медсестра | Процедурная медсестра | Работник аптечного киоска | ||||
Доктор | Выполняет указания врача, помогает вести приём больных | По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры | ||||
Пациент | Выписывает направления на обследование | Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции | Выкупает лекарства по рецепту | |||
Регистратор | Берёт карту больного, относит её к доктору | |||||
Шофёр (скорой помощи) | Выезжает к больным на дом | Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Почтальон | Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик |
Клиент | Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь. |
Оператор | Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы |
Шофёр | Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу. |
Зав. Почтой | Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу |
Построение ролевого диалога
Заведующий | Клиенты | Оператор | Шофёр | |
Почтальон | Даёт указания о выполнении работы. | Получает письма, газеты, | Выдаёт газеты, журналы, письма, | Подвозит почтальона |
Контролирует работу почтальона. | журналы, открытки. | открытки | ||
Оператор | Даёт указания о работе с клиентами. Выдаёт зарплату. | Отправляет посылки, бандероли, письма. газеты, журналы, открытки. | Помогает в отправлении посылок, бандеролей | Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию |
Клиент | Общаются. | Занимает очередь. | Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их. |
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Шофёр | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. |
Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит. |
Бензозаправщик | Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек |
Милиционер | Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру |
Водитель др. машины | Перевозит груз, рулит, ведёт машину. |
Построение ролевого диалога
Диспетчер | Шофёр другой машины | Пассажир | |||
Шофёр | |||||
Даёт указания об отправлении машины. | Оказывает взаимопомощь. | Спрашивает о том, на какой остановке выйти. | |||
Пассажир | Посылает контролёров | Пересаживает на другую машину. | Беседует о поездке. | ||
Бензозаправщик | Устанавливает очередь. | ||||
Милиционер | Выполняет указания работников милиции. | Соблюдает правила дорожного движения, поведения. |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Капитан | Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды |
Боцман | Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу. |
Штурман | Следит за маршрутом плавания |
Радист | Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу. |
Врач | Лечит заболевших во время плавания |
Пассажиры | Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте |
Кассир | Продаёт билеты, проверяет их |
Построение ролевого диалога
Диспетчер | Капитан другого корабля | Пассажир | |
Капитан | Даёт указания об отправлении корабля. | Приветствует. | Спрашивает капитана о времени прибытия корабля в порт |
Радист | Передаёт сводку погоды. | Отправляет сигнал или какое-то послание | Отправляет телеграмму домой |
Врач | Оказывает помощь членам команды другого корабля | Лечит заболевших | |
Пассажир | Отправляет контролёров проверить пассажирские билеты | Пересаживается на другой корабль | Беседуют. |
Боцман | Даёт указания матросам помочь другому кораблю |
Сюжетно-ролевая игра «Универсам»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Роли | Ролевые действия |
Зав. магазином | Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдаёт товар в разные отделы продавцам. |
Водитель | Ведёт машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его. |
Продавцы продтоваров и промтоваров | Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар) |
Покупатели | Покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах. |
Построение ролевого диалога
Товаровед | Охранник | Продавцы | |
Заведующий магазином | Заказывает по телефону товар, берёт накладную | Приветствует. | Распределяет товар по отделам, выдаёт зарплату. |
Продавцы | Обращается с просьбой охранять товар во время обеденного перерыва | Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве | |
Водитель | Получает и выдаёт товар, заказанный заведующей, считает его и записывает в накладной | ||
Покупатели | Следит за общественным порядком, делает замечания, проверяет содержимое больших сумок. | Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца
Роли | Ролевые действия |
Заведующий магазином | Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями |
Покупатели | Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар |
Продавец | Выдаёт товар по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям |
Кассир | Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдаёт чек, сдаёт сдачу. |
Шофёры | Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазина |
Рабочие | Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам |
Построение ролевого диалога
Заведующий магазином | Покупатель | Рабочий | |
Продавец | Организует работу; Контролирует правильность и аккуратность работы | Предъявляет чек, делает заказ; Получает товары; Проверяет количество | Приносит товар со склада |
Покупатели | Беседуют с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.) | Устанавливают очередь. Общаются. Соблюдают правила поведения в общественном месте |
|
Рабочий | Организует работу; Контролирует |
|
|
Кассир | Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность | Просит выдать чек; Называет, что хочет купить и сколько; Платит деньги; Получает чек |
|
Шофёр | Даёт указание о доставке определённых товаров; Подписывает путевой лист; Контролирует. |
| Сгружает привезённый товар; Общаются. |
Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»
Задачи: помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать его сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни.
Роли | Ролевые действия |
Директор хлебозавода | Организует работу сотрудников хлебозавода. |
Пекарь | Выпекает хлебобулочные изделия разных сортов и разного размера; |
Оператор | Следит за работой транспортёра, по которому подаются изделия, подсчитывают их количество |
Контролёр | Определяет ассортимент, качество и количество хлебобулочных изделий, контролирует правильность их раскладки, проверяет готовность изделий |
Шофёры | Развозят хлебобулочные изделия по магазинам и ларькам, предварительно определив их количество и размеры |
Грузчики | Грузят готовый товар в машины со склада |
Построение ролевого диалога
Директор хлебозавода | Пекарь | Грузчики | |
Пекарь | Организует работу. | Распределяют работу между собой. | |
Оператор | Организует работу. | Принимает хлеб. | |
Контролёр | Контролирует работу. | Проверяет качество готовой продукции. | |
Грузчик | Организует и контролирует работу | Помогают друг другу. | |
Шофёр | Даёт указание о доставке хлеба. | Подаёт (грузит) лотки с хлебом. |
Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; помочь развернуть сюжет.
Роли | Ролевые действия |
Капитан судна | Ведёт судно, обнаруживает в бинокль косяки рыб, бросает якорь. Отдаёт команды рыбакам. |
Рыбаки | Раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу. Раскладывают в ящики по сортам и видам. |
Водитель-экспедитор | Подъезжает к кораблю, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин. |
Продавец | Принимает рыбу у экспедитора, выкладывает её на полки магазина, продаёт покупателям |
Построение ролевого диалога
Диспетчер | Помощник капитана | Рыбаки (бригадир) | |
Капитан судна | Даёт указания об отплытии судна. | Отдаёт команды помощнику. | Отдаёт команды бригадиру |
Рыбаки | Рыбаки обращаются с просьбой ещё раз бросить якорь (выловили не всю рыбу и т.п.) | Принимает улов. | |
Водитель-экспедитор | Выдаёт путёвку. | Сдаёт улов, берёт квитанцию. | |
Продавец | Звонит в магазин и узнаёт, доставили ли рыбу. |
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Задачи: углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет
Роли | Ролевые действия |
Провизор-аптекарь | Принимает рецепт и заказ от покупателей. Даёт справку и дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства; выдаёт лекарства по рецепту |
Фармацевт | Изготавливает лекарство; упаковывает изготовленные лекарства в пакетики, пузырёчки; подписывает упакованные лекарства |
Покупатель | Покупает лекарство, расплачивается; просит дать справку о применении того или иного лекарства; показывает рецепт, ждёт пока изготовляют лекарства |
Кассир | Получает деньги от покупателя, выдаёт чек. |
Шофёры | Привозит лекарство |
Зав. Аптекой | Звонит и заказывает новую партию лекарств; выдаёт зарплату; контролирует работу сотрудников |
Построение ролевого диалога
Заведующая | Покупатель | Провизор-аптекарь | Шофёр | Кассир | |
Провизор-аптекарь | Контролирует качество работы. | Покупает лекарство. | Выполняют совместную работу. | Подвозит лекарства | Выдаёт чек, получает деньги в соответствии с ценой названной провизором. |
Фармацевт | Даёт указания по изготовлению лекарств. | Просит изготовить то или иное лекарство по рецепту, выданному врачом | Общаются | Подвозит компоненты для изготовления лекарств по рецептам | |
Покупатель | Общаются. | Занимает очередь. | Выдаёт лекарство, объясняет, как его нужно принимать | Получает деньги, выдаёт чек. | |
Шофёр | Выдаёт зарплату. | ||||
Кассир | Контролирует работу. | Платит деньги за лекарство | Получает зарплату |
2.3. Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе
«На приёме у врача».
Цель: 1. Ознакомить детей с деятельностью врача.
2. Активизировать словарь новыми словами: врач-педиатр, процедурная, медсестра.
3. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц.
4. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
5. Воспитывать уважение к профессии врача, медсестры и пациенту.
Материалы: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр, медицинские инструменты (термометр, шприц, бинт, зелёнка, вата, фонендоскоп, ширма, карточки с рекомендациями, карточки пациентов, раствор для инъекций), витамины.
Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада, в процедурную. Рассказ воспитателя о профессии врача.
Игровые роли: врач-педиатр, две медсестры, пациенты.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята я хочу загадать вам загадку, послушайте внимательно:
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач-
Ведь тебе поможет…
Дети: - Врач.
Воспитатель: - Верно! Молодцы! Сегодня я предлагаю вам поиграть в интересную игру «На приёме у врача». Кто из вас знает, как называют врача, который лечит детей? (ответы детей)
Воспитатель: - Детей лечит врач-педиатр. А кто помогает врачу вести приём?
Дети: - Медсестра.
Воспитатель: - Верно! Медсестра делает прививки, уколы, перевязки. Теперь распределим роли. Врачом-педиатром буду я. Кто хочет быть медсёстрами? (Воспитатель распределяет роли медсестёр). А помогать мне сегодня будут Саша и Оля, они будут медсёстрами. Но какой, же приём у врача без пациентов. Так как пациенты у нас дети, то они не могут ходить к врачу без родителей. Ребята, кто хочет быть родителями? (Воспитатель распределяет роли родителей).
А кто хочет быть детьми? (Воспитатель распределяет роли детей).
Родителями сегодня будут Настя, Даша, Надя. А все остальные ребята будут детьми. Уважаемые родители возьмите своих детей за руки и следите за ними внимательно, будьте к ним добры. А теперь вам надо занять очередь к педиатру. Первыми будут Настя и Даша, а остальные родители занимайте очередь.
2й пациент: - Кто крайний?
1й пациент: - Мы.
2й пациент: - Тогда мы за вами.
3й пациент: (тоже занимает очередь).
Воспитатель: -Дорогие медсёстры пришло время приготовиться к приёму, одеть халаты и шапочки и пройти в процедурную. Мне тоже надо переодеться (уходят за ширму. Ширма сдвигается в сторону – начало приёма). Медсестра Саша пригласите первого пациента.
Саша: - Кто первый по очереди – заходите.
1й пациент:- Здравствуйте!
Воспитатель: - Здравствуйте, садитесь. Что вас беспокоит?
1й пациент: - У моей дочки Дашеньки заболело горлышко.
Воспитатель: - Сейчас я найду вашу карточку (находит карточку). Дашенька открой ротик и скажи а-а-а. Да горлышко красное, но ничего страшного. Я вам выпишу витамины (делает запись в карточке и даёт витамины), будете принимать по одной витамине в день. А сейчас, пожалуйста, пройдите в процедурную, медсестра Саша напоит вашу дочку настоем календулы (выписывает направление). Это направление отдадите медсестре. Когда придёте домой почитайте вашей дочке книжку. А ко мне на приём придите через три дня, я посмотрю горлышко ваше дочки. До свидания!
1й пациент: - До свидания! (уходит в процедурную). Здравствуйте! (протягивает направление).
Медсестра Саша: - Здравствуйте! Садитесь (заваривает в термосе календулу и наливает Даше).
1й пациент: - Спасибо, до свидания!
Медсестра Саша: - До свидания!
Воспитатель: - Медсестра Оля пригласите, пожалуйста, следующего пациента.
Медсестра Оля: - Следующий, проходите.
2й пациент: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Здравствуйте, садитесь. Что вас беспокоит?
2й пациент: - Мой сынок Дима взял ножницы без разрешения и обрезал пальчик.
Воспитатель: - Сейчас найду вашу карточку (находит карточку) и посмотрю пальчик вашего сына. Здесь нет ничего страшного, но палец надо забинтовать, чтобы не попала грязь. Я выпишу вам направление в процедурную (выписывает направление). Отдадите направление медсестре Оле. После процедурной сходите в зоопарк. А на приём придёте через два дня, я посмотрю пальчик вашего сына.! До свидания!
2й пациент: - До свидания! (уходит в процедурную). Здравствуйте! (протягивает направление).
Медсестра Оля: - Здравствуйте! Садитесь (мажет палец зелёнкой и перевязывает его). До свидания.
2й пациент: - Спасибо, до свидания!
Воспитатель: - Медсестра Саша пригласите, пожалуйста, следующего пациента.
Медсестра Саша: - Следующий.
3й пациент: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Здравствуйте, садитесь. Что вас беспокоит?
3й пациент: - Мы с дочкой Алиной пришли на прививку.
Воспитатель: - Сейчас посмотрим (находит карточку). Да пришло время делать вам манту. Сначала я посмотрю вам горлышко. Вика открой ротик и скажи а-а-а. Всё нормально. Теперь я вам выпишу направление в процедурную, медсестра Саша померяет температуру и сделает прививку (делает запись в карточке). После прививки идите домой, и покормите вашу дочку. Три дня не купаться, а после придёте на осмотр. До свидания!.
3й пациент: - До свидания! (уходит в процедурную). Здравствуйте! (протягивает направление).
Медсестра Саша: - Здравствуйте! Садитесь (ставит градусник), температура нормальная, закатайте рукав (делает прививку). До свидания!
Воспитатель: - Наш приём закончен. Дорогие медсёстры спасибо за помощь, можете снять халаты и шапочки. Ребята вам понравилась игра?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Может кто-нибудь из вас хочет вести следующий приём?
Дети: - Да.
(Дети по желанию продолжают игру).
- Заключение
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.
Список литературы
1. Веракса, Н.Е.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] /Н.Е. Веракса – М.,2010
2. Михайленко, Н.Я., Короткова ,Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя.2001.
3. Субботина ,Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.
4. Широкова ,Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.
5. Виноградова ,Н.А. , Позднякова ,Н.В. Сюжетно-ролевые игры
для старших дошкольников. Практическое пособие-2010г.