Главные вкладки
Статьи
Методы, формы организации деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
![]() | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.
Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце XX века, декларирует основными ценностями информацию, новую знаниевую парадигму, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения и учения, адекватные вызовам времени.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся, теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и методикой преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся. Поэтому образовательный процесс, строю на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на конструирование программной деятельности. Для каждого ученика стараюсь составить образовательную программу, которая в отличие от учебной, носит индивидуальный характер, основанную на знании особенностей ученика, как личности со всеми присущими ей характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к динамике его развития под влиянием обучения. Поскольку центром всей образовательной системы является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. От учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода, т.к. возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный. Методические приемы создания проблемных ситуаций:
• Учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
• Сталкивает противоречия в практической деятельности;
• Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• Предлагает рассмотреть явление с различных позиций(например: юриста, педагога, военного и др.);
• Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы излагать анализ ситуации, сопоставлять факты;
• Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
• Определяет проблемные теоретические и практические задания;
• Ставит проблемные задачи (например: с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, с недостаточными исходными данными).
Для решения проблемной ситуации необходимы:
1. отбор самых актуальных, ситуационных задач;
2. определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
3. построение оптимальной системы проблемного обучения, создания учебных и методических пособий и руководств.
4. личностный подход и мастерство учителя, способны вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.
Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики в 9-х, 10-х, 11-х классах. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме "СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." даю задания проблемного характера: "В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?"
Для решения этой проблемы класс делю на пять учебных групп, которые двигаются по этапам:
1-й этап: "разминка" - актуализация знаний (фактически проверка домашнего задания) в форме тестового задания;
2-й этап: от каждой группы по три ученика на листе ватмана пишут термины, даты, имена, связанные с заявленной темой; листы раздаются группам, которые должны составить опорный конспект по данной теме;
3-й этап: работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним);
4-й этап: проверка знания хронологии (индивидуальная работа).
После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы "Научно-технический прогресс. Индустриальное общество" детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы "Где интереснее жить: в городе или в деревне?" учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.
Пример. В 6-м классе по теме "Византийская империя" я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети записывают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
При изучении культуры СССР 1930-50-х гг. (11 кл.) проблема была сформулирована так: "Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 1920-ми годами?" Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа по группам). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос.
Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей. Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью учебного фильма, медиапособий и т.п.
Пример. В 10 классе на уроке по теме "Куликовская битва" используются фрагменты фильма "Дмитрий Донской" (сражение), через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:
Лучше пасть,
достойно смерть, приемля,
Чем позором
жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить
родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!
Н. Старшинов
Формулируется проблемный вопрос: "Почти 240 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?". Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:
1.Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?
2.Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.
(На экран проецируются иллюстрации по теме урока: репродукция картины Бубнова "Утро на Куликовом поле", видеоизображения вооруженных русских воинов).
4. Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон?
(На экране схема расстановки войск, зачитываются фрагменты из поэмы "Задонщина " - эпизоды боя).
5. Какую тактику использовал Дмитрий? (Зачитать финал сражения из поэмы.)
6.Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?
7.Чем вы объясните успех русских?
8.Каково значение Куликовской битвы?
И теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.
Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.
Еще примеры с уроков. При изучении в 9-х темы "Холодная война" дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание "холодной войны" Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: "Холодная война" продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение".
Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).
Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока. В 7-м классе тему "Экономическое развитие России в XVII в." можно сформулировать так: "Стало ли XVII столетие переломным в развитии хозяйства России?". Такое название обладает потенциалом создания проблемной ситуации. Или "Петр I - чудо или чудовище?", вместо темы учебника "Преобразования в петровскую эпоху".
Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу учащихся. Это достигается за счет мотивации, заложенной в данной ситуации. Создание мотивационно-проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы, на мой взгляд, дает эффект. Стараюсь в соответствии с содержанием темы подобрать такую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимым для учащихся в будущем. Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения учащихся в учебно-познавательную
деятельность. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.
В процессе работы над темой "Глобальные проблемы современности" предлагаю учащимся ситуацию: "Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль — это прогресс или регресс?" Таким образом, усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.
Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.
Использую также прием развертывания проблемной задачи в более частные проблемы. Например, по теме "Проблемы современности" предлагается разрешить частную проблему: "Что лучше: автомобиль или велосипед?". Сначала дети высказывают свое мнение без опоры на текст, затем читают два противоположных суждения и уже на основании прочитанного отстаивают свою точку зрения, подкрепленную аргументами.
На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:
1) незаконченное предложение:
• самым интересным для меня было , потому что.;
• сегодня на уроке я узнал (а)...;
• мне понравилось..., потому что...;
• мне не понравилось...;
2) "точка зрения".
Уроки проблемного изложения, особенно в 10-11 классах, невозможны без использования документально-методического комплекса - набора взаимосвязанных источников, характеризующих какие- либо исторический период, событие и т.д. их методическое оснащение. Он создается так, чтобы подчеркнуть противоречия, которые содержатся в текстах самого материала. Основой организации работы с ДМК служат противоречия, имеющиеся в содержании документов, проблемные вопросы и задания к ним. Данный тип обучения позволяет заинтересовать не только материалом, но и процессом деятельности. Таким образом, в его основе лежит исследовательская творческая деятельность.
Пакет документов, способствует формированию личностного отношения к событиям, собственной позиции. Возможно групповое решение проблемы, идентификация с представляемым субъектом, с позицией на основе эмпатии. Возможно так же на основе ДМК развертывание сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиции на основе анализа документов определяются " бинарные оппозиции "- разные стороны явлений, противоположные сущности, идеи, понятия. Привожу примеры разработанных мною ДМК: «Александр Невский- кто он?», «Петр Первый-чудо или чудовище?», «Герои Смуты», «Екатерина Великая: противоречия в оценках» и другие.
Таким образом: на основе ДМК формируются навыки исследования, осваивается методика процесса получения личного знания, развиваются самостоятельность, критичность, гибкость, рефлексия, навыки системного мышления. Работа с проблемными заданиями способствует самостоятельному поиску фактов и складыванию на их основе внутренне непротиворечивого исторического познания.
Это историческое исследование, которое ученик " проживает ". Так реализуется цель гуманистического познания - формирование мнения путем сопоставления нескольких позиций, а также воспитательный потенциал курса. Само присутствие в историческом тексте оценочных суждений и характеристик побуждает учащегося к этическому выбору, заставляя, с одной стороны, "примерять на себя" исторические роли , а с другой - давать собственные оценки историческим деятелям и событиям, представлять себя в роли ученого.
Технология проблемного обучения позволяет реализовывать основную задачу педагога - формировать и развивать личность через содержание изучаемого предмета. Способствует формированию компетенций: социальной, коммуникативной, предметной. Создает условия для развития задатков и способностей каждого ученика.
В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись.
Используя компьютер на уроках, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе, в котором весьма остро стоит проблема защиты человеческого сознания от информационной перегруженности. На учителя возлагается такая ответственная задача, как обучать детей критически осмысливать потоки информации которые обрушиваются на неподготовленного к их восприятию и осмыслению ученика.
Решать эту задачу призвано, в том числе, использование в учебном процессе новых информационных технологий, в ходе которого формируются умения: понимание сути информации, ее адресной направленности; формирование личной позиции, способность ее аргументировано отстаивать, вычленять главное и др. Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование в преподавании соответствующих учебных курсах по истории весьма затруднительно. Поэтому в ходе своей работы я пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках истории является применение программы Microsoft PowerPoint.
Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.
Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
• критическое осмысление информации,
• выделение главного в информационном сообщении,
• систематизирование и обобщение материала,
• грамотное представление имеющейся информации,
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников.
Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint.
Применение данной технологии позволило мне по-новому раскрыть работу «Школьного Зала Боевой Славы», который был создан под моим руководством в 2005 году. Совместно с ребятами мы подготовили презентацию, которая заняла в городском конкурсе II место. Ребята сами собирали материал и готовили презентацию, через эту работу ярко был реализован принцип сопричастности. В течении двух лет поисковая группа занималась сбором материалов по истории поселка Загорск, знаменитых земляках, а так же по истории нашей школы. Результатом работы стали презентации: «История поселка Загорск: лица и судьбы», «Историко-культурный атлас микрорайона школы №36» и «История школы №36». Кроме этого ребята сняли небольшой фильм о своих земляках. Крайне важно, чтобы школьная история была историей личностной, историей людей, известных и безызвестных, которые ее в известной степени делают.