Методические материалы
Рабочие программы, открытые уроки, презентации к урокам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель истории: Сафонова Оксана Витальевна
Класс: 5 б класс
Тема: "Граждане, ученые, атлеты Греции"
Цели урока:
- продолжить работу по понятию «культура»;
- охарактеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции;
- показать вклад греческих ученых в развитие наук;
- создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции и их роли в современном мире
Развитие умений и навыков:
- Умение отвечать на поставленные вопросы
- Умение сравнивать и анализировать
- Умение применять полученные знания
- Умение работать по карте
- Умение искать дополнительный материал по теме
Оборудование:
- Карта «Древняя Греция»
- Компьютерное оборудование
- Дидактический материал
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
ВЫПОЛНИТЬ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:
- Надписать части древней Греции
- Надписать название морей, омывающих древнюю Грецию
- Надпишите названия двух крупнейших греческих полисов, боровшихся за власть
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:
- В каком году состоялась Марафонская битва? (490 г до н.э.)
- В каком году состоялось Саламинское морское сражение? (480 г. до н.э.)
- Какая битва была раньше: Марафонская или Саламинская?
- На сколько лет раньше?
- Сколько лет прошло от Марафонской битвы до наших дней? 2014-490=
ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Если утверждение учителя правильное – класс встает, если неправильное – сидит.
- Демократия – власть народа
- Троя – город в древней Греции
- Гоплиты – тяжеловооруженные воины
- Триера – греческая колесница
- Леонид – предводитель персов
- Агора – рыночная площадь
4. Переход к изучению нового материала
Мотивационная беседа
Учитель: Мы переходим к изучению новой главы «Культура древней Греции» (стр. 174) Знакомо ли вам понятие культура? Что оно означает? Как называется первый параграф из этой главы? О чем мы будем говорить, изучая этот параграф?
- О том, что такое «культура»
- Как воспитывали граждан в различных полисах древней Греции
3. Каков вклад греческих ученых в развитие наук
4. Узнать об истории создания Олимпийских игр, их значении в древности и современном мире
5. План изучения нового материала:
- Воспитание гражданина.
- Греческая наука.
- Олимпийские игры.
Воспитание гражданина.
Беседа:
– Кто такой гражданин?
– Какие права были у граждан?
– Какие обязанности у них были?
Работа с учебником (стр. 175)
– Как воспитывали граждан? Найдите ответ на поставленный вопрос в учебнике.
1 вариант – в Афинах
2 вариант – в Спарте
– Почему так воспитывали граждан в Афинах и Спарте?
Афинская школа. Рассказ учителя.
Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Это слово в переводе с греческого означает "сопровождающий, ведущий ребенка”. Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья. Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, на площадку для спортивной борьбы, на какой-нибудь праздник, но шел позади него, неся книги и таблицы или его музыкальные инструменты. Педагог должен быть суров - розга основной метод воспитания.
В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них. Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда - самое дикое животное». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочкой. Называется она стилем. Другим плоским концом затирают написанное, если допустили ошибки.
В школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.
Гимнасий
С 12 лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой- борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называется гимнасий. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?
Здесь стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Работа с текстом учебника с. 179 – ребята рассматривают древнегреческий рельеф «Атлеты». Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.
Провести физкультминутку.
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру "Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
1. Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его (Зевс)
2. Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут (Аид)
3. Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта (Афродита)
4. На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости (Афина)
Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!
Греческая наука
Задание по учебнику: по 2 пункту §33 заполнить таблицу. Проверка выполнения.
Науки | Ученые |
1. | 1. |
2. | 1. |
3. | 1. |
Беседа:
– Какие науки появились в древней Греции?
– Кто такой Геродот? Почему его называют «Отцом истории»?
– Что изучали философы?
Олимпийские игры (опережающее задание на урок: найти и подготовить материал об истории возникновения Олимпийских игр в древней Греции).
Выступление ученика по теме «Олимпийские игры». Работа учащихся класса в тетрадях.
Задание: по ходу выступление ученика записать:
- Когда состоялись первые Олимпийские игры?
- Кто принимал участие в Олимпийских играх?
- Сколько длились Олимпийские игры?
Краткий комментарий учителя об Олимпиаде в Сочи 2014
6. Закрепление изученного материала
Беседа:
- Работа с понятиями
- Почему греки придавали большое значение красноречию и физическим упражнениям?
- Сосчитайте, сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры?
7. Подведение итогов урока, выставление и краткое комментирование оценок за урок
8. Домашнее задание
- § 33
- Уметь рассказывать о:
- воспитании и образовании в древней Греции,
- о греческой науке,
- об олимпийских играх
- по желанию: подготовить сообщение об одном из мыслителей древней Греции
Предварительный просмотр:
Урок по истории России 6 кл
Учитель: Сафонова Оксана Витальевна МАОУ СОШ №36 г. Улан-Удэ
Тема: Начало раздробления Древнерусского государства
Цели-
- выяснить закономерности феодальной раздробленности,
- раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса;
-развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой;
-учить выделять главное, сравнивать; ставить и решать проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях, последствиях, развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой; овладение основными понятиями темы
Метапредметные:
развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документами.
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к роли личности в истории
Тип урока - изучение нового материала.
Форма урока - проблемно-диалоговый
Оборудование: карта, раздаточный материал для работы в группах, компьютер, проектор
УМК: «История России с древнейших времен до конца XVI века» Данилов А. А., Косулина Л. Г. 6 класс. Издательство «Просвещение», 2013
Ключевые термины: раздробленность, уделы, экономика, эксплуатация.
Даты: 1068, 1097, 1113-1125
1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сафонова Оксана Витальевна. Я рада знакомству с вами. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем…
Садитесь, пожалуйста
2. Актуализация опорных знаний
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древней Руси. Сейчас давайте вспомним, что мы знаем о данном периоде:
Задание для работы с текстом:
Выполнив задание, сверьте его выполнение с эталоном на экране.
Критерии оценки
13-15 правильных ответов – «5»
11-12 правильных ответов – «4»
8-10 правильных ответов – «3»
Молодцы, все справились с заданием успешно
3. Мотивационная беседа. Постановка проблемы.
Совместное формулирование целей и задач.
О правлении, какого князя шла речь в отрывке?
Правильно, о Ярославе Мудром.
Определяем проблему
Учащимся предлагается два высказывания
А) Из «Слова о погибели Русской земли» (начало XIII века )
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская!
…Все страны покорил Бог народу христианскому... великому князю Всеволоду, отцу его Юрию и деду Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болот на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем».
Б) Справочные сведения о развитии раздробленной Руси
Учёные-историки, опираясь на летописные упоминания и данные археологических раскопок, подсчитали число древнерусских городов. В конце XI века – до распада государства – на Руси было около 90 городов. После распада государства – к концу XII века – их число увеличилось до 224. Ещё через 50 лет – к 30-м годам XIII века – на Руси было уже 300 городов.
Как ты думаешь, какие события автор начала XIII века называет «погибелью Русской земли», сравнивая своё время со временами Владимира Мономаха?
Определяем проблему:
Раздробленность Руси – ЭТО «ПОГИБЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»?
Мы начинаем изучать новый период в истории нашей страны, который получил название «Раздробленность»
- Давайте вспомним из истории средних веков определение раздробленности?
(это период обособления отдельных земель (княжеств) во главе с правителями (князьями).
Тема урока на слайде: Начало раздробления Древнерусского государства.
Давайте поставим цель нашего сегодняшнего урока:
(учащиеся самостоятельно определяют цели урока, после их корректировки, они появляются на слайде)
-познакомиться с новым этапом в жизни страны, выяснить причины и последствия раздробленности;
-учиться анализировать исторические документы, работать с картой;
-выделять главное, определять значение событий.
Открываем новые знания
План (слайд)
1.Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.
2.Любечский съезд князей.
3.Правление Владимира Мономаха.
4.Причины и последствия раздробленности.
3. Объяснение учителя. Составление схемы. Продуктивное чтение. Заполнение таблицы.
-Когда умер Ярослав Мудрый? (в 1054 г.) Перед смертью он разделил между своими сыновьями русские земли. Самые важные центры - трем старшим:
заполним схему:
Изяслав Святослав Всеволод
Киев Чернигов Переяславль
Первое время правили сыновья по заветам отца своего - в мире и согласии, но
обострилась ситуация на южных рубежах Руси: вторглись воинственные половецкие племена - грабители и безжалостные убийцы.
Задание: Найдите в первом пункте параграфа §9 описание половецких набегов. Дайте им свою оценку.
Союз Ярославичей распался - предположите, как это произошло. Выводы: началась бесконечная череда княжеских усобиц, в которую были втянуты сыновья, а затем и внуки Ярослава Мудрого. Враждовавшие между собой князья нередко прибегали к помощи половецких отрядов.
-Русская земля изнемогала от княжеских раздоров, от половецких набегов и состоялось в это тяжелое время историческое событие – Любечский съезд князей (иллюстрация).
Работа в группах.
Задание 1: заполнить таблицу (см. приложение) - при выполнении задания используйте текст учебника - пункт 2, а также документ на с.83-84- мы учимся анализировать событие по разным источникам. Вы стараетесь заполнить все линии анализа съезда.
Проверка выполнения (слайд)
1-дата-1097
2-инициатор-В. Мономах
3-решения-1-объединиться против половцев;
2-каждый князь будет править самостоятельно в земле, доставшейся от отца;
«каждый да держит отчину свою»
3-поддержание мира и согласия.
4-значение-закрепил разделение Русской земли на отдельные княжества;
положил начало объединению русских военных сил против половцев.
Оцените выполненное задание, сравнив с эталоном на слайде
Промежуточное оценивание.
4- Анализ исторической личности.
В 1113г. В Киеве было восстание и вокняжение Владимира Мономаха. А было ему уже 60 лет-возраст почтенный. Посмотрите, как выглядел князь (портрет). Мудрый - да, но все же пожилой человек. Так почему же старика пригласили княжить в Киев?
Ответ вы найдете в видеофрагменте и попробуете себя в роли историков, дав оценку делам князя.
В ходе работы и обсуждения в группе запишите в тетрадь ключевые фразы, слова о князе; его дела.
https://sites.google.com/site/ist6kl/my-calendar
ссылка на фильм про Владимира Мономаха
Проверка выполнения. В тетради - запись даты 1113-1125.
Итак, каким был князь? Сделайте вывод
(Жизнь В. Мономаха-пример высокого служения своей стране. Он был великодушным, смелым, человеком с государственным умом. Мира достигал не только войнами, но и дипломатией)
-После смерти Владимира и короткого правления его сына Мстислава, раздробленность на Руси стала фактом.
Физминутка через 20 минут после начала урока
5. Работа с картой. Сравнительный анализ.
-Рассмотрите внимательно карту Руси в 11-12вв. (стр.52 и 82 в учебнике и карту «Русь 12века» на доске). Сравните их, назовите отличия.
(В 11в. Русь единое государство, в 12-распадается на княжества, теряет территории на юге и продвигается на северо-восток.)
6. Работа в группах.
Теперь рассмотрим причины и последствия феодальной раздробленности:
Организуем работу по группам с заданиями:
Каждая группа заполняет рабочие листы (см. приложение).
Задание 3: из списка причин раздробленности поставьте рядом с экономическими причинами букву Э, а рядом с политическими букву П.
1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.
2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.
3. В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.
4. Возвышение новых городских центров.
5. Упадок торгового пути «из варяг в греки»
6. Рост крупного землевладения.
7. Изменения в хозяйстве страны, появление эксплуатации (присвоение результатов чужого труда)
Задание 4: в списке приведены причины и последствия раздробленности, выберите только последствия раздробленности для страны (то есть к чему она привела), разделив их на положительные и отрицательные. Около положительных поставьте +, около отрицательных -
- Рост экономики княжеств.+
- Ослабление военной мощи и обороноспособности Руси.-
- Более мелкими княжествами легче управлять.+
- Экономическое и культурное развитие шло быстрее и успешнее.+
- Не прекращались усобицы между князьями.-
- Обогащение культуры.+
- Нападение кочевников.-
- Княжества подолжали дробиться.-
- Рост городов .+
Был ли распад Руси окончательным и полным?
Раздробленность Руси – ЭТО «ПОГИБЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»?: возвращение к проблеме урока.
Посмотрите еще раз на карту, вглядитесь в княжества - самое большое - Новгородское в северо-восточном углу русских земель; Киевское - на юге; Галицко-Волынское - в юго-западной части.
7. Формулирование выводов.
-Итак, Русь в середине 12 в раскололась на 15 самостоятельных княжеств. В каждом - своя династия, свое войско, деньги, меры длины и веса. В пределах крупных княжеств выделялись уделы. В 13в. княжеств стало 50, а в 14в. - 250 (это все из-за разрастания династии Рюриковичей).
Но раздробленность не означала «ПОГИБЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ», конец существования Древнерусского государства. Единство страны сохранилось, т. к. общими остались язык, церковь, система обороны, культура, идея государства, «Русская правда». Древняя Русь не утратила внутренней целостности, сохранилось государственное, религиозное и культурное единство, но имелись как положительные, так и отрицательные последствия.
-Сравним наши выводы с авторскими.
8. Рефлексия.
-Как вы думаете, нам удалось решить задачи урока? Давайте обратимся к плану все ли пункты изучены и понятны?
Итак, наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо и плодотворно работали. У каждой группы на столах цветные лепестки ромашки, каждый цвет означает вашу оценку уроку и своей работе на нем. Обсудите в группе, какого цвета лепесток вы выберите, напишите на нем ваши впечатления от урока и пожелания своим одноклассникам.
Один представитель от группы вывешивает свой лепесток на доску.
Спасибо за хорошую работу на уроке.
9. Подведение итогов. Выставление оценок
10. Домашнее задание в дифференцированной форме на выбор
1 - с.83 вопросы 1-5 устно
2 - выполнить работу по контурной карте (раскрасить разными цветами и подписать наиболее крупные земли и княжества, на которые распалась Русь в середине 12века).
3 - составить рассказ на тему: «Была ли раздробленность неизбежной?»
Группа №1
Лист с заданиями для работы в группах.
Задание 1
Задача: заполнить таблицу «Любеческий съезд князей» - при выполнении задания используйте текст учебника - пункт 2, а также документ после параграфа. Мы учимся анализировать событие по разным источникам. Вы стараетесь заполнить все линии анализа съезда.
Дата проведения съезда | |
Инициатор созыва съезда | |
Решения съезда | |
Значение съезда |
Задание 2
Анализ исторической личности: Владимир Мономах
Факты и мнения: просмотр видеофрагмента
Задание 3:
из списка причин раздробленности выберите экономические и политические, поставив рядом с экономическими букву Э, а рядом с политическими букву П.
Используйте материал п.4 §9
1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.
2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.
3. В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.
4. Возвышение новых городских центров.
5. Упадок торгового пути «из варяг в греки»
6. Рост крупного землевладения.
7. Изменения в хозяйстве страны, появление эксплуатации (присвоение результатов чужого труда)
Задание 4
в списке приведены последствия раздробленности для страны (то есть к чему она привела), разделите их на положительные и отрицательные. Около положительных поставьте +, около отрицательных –
- Рост экономики княжеств.
- Ослабление военной мощи и обороноспособности Руси.
- Более мелкими княжествами легче управлять.
- Экономическое и культурное развитие шло быстрее и успешнее.
- Не прекращались усобицы между князьями.
- Обогащение культуры.
- Нападение кочевников.
- Княжества продолжали дробиться.
- Рост городов.
Лист самооценки_______________________________
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) |
1 | Формулировка проблемы, темы урока, целей урока | Ясам смог определить тему, цель урока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель урока - 0 баллов. | Принимал участие в определении темы урока, цели урока - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока 0 баллов. | ||
2 | Что я буду делать для достижения цели. | Я сам определил, как достичь цели урока 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. | Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл. Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов. | ||
3 | Заполнение таблицы «Любеческий съезд русских князей» | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | ||
4 | Работа в группе для оценки деятельности Владимира Мономаха | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | ||
5 | Задание 3а | Сделал все в тетради сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | Справился с заданием 1 балл. Не справился с заданием 0 баллов. | ||
6 | Задание 3б | Сделал все в тетради сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | Справился с заданием 1 балл. Не справился с заданием 0 баллов | ||
7 | Выполнение теста | Сделал все в тетради сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | Справился с заданием 1 балл. Не справился с заданием 0 баллов | ||
8 | Выбор домашнего задания | 4 балла – выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера. | Не оценивается |
Поставьте себе оценку:
если вы набрали 9-11 баллов - «5»
6 – 8 баллов – «4»
3 – 5 баллов – «3»
Предварительный просмотр:
Тема урока: Отечественная война 1812 года
Класс: 8-й
Цели:
- Сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.
- Раскрыть справедливый, народный, отечественный характер войны.
- Оценить полководческий талант Барклая де Толли, Кутузова, мужество и смелость армии и народа
- Продолжить формирование умения работать с разными источниками: историческими, картографическими, художественными
- Воспитывать патриотизм, чувства национальной гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Тип урока: Урок - изучение новой темы
Основные понятия:
Отечественная война, ополчение, партизаны, флеши, редут, батарея.
Основные события Отечественной войны:
- 12 июня 1812 г - начало Отечественной войны,
- 6 июля 1812 г. - Манифест Александра I с призывом о создании ополчения для защиты Отечества.
- 4-6 августа – сражение под Смоленском
- 26 августа 1812 г. - Бородинское сражение
- 1 сентября 1812 г – Совет в Филях
- 14-16 ноября – переправа через реку Березину
- 25 декабря 1812 года - Манифест Александра I об окончании войны
Оборудование урока:
Карта «Отечественная война 1812 г.», презентация, учебный фильм
Ход урока:
1. Актуализация опорных знаний: взаимоотношения России и Франции в начале 19 века (блиц-опрос на парте, взаимопроверка в парах)
Блиц-опрос по теме «Взаимоотношения России и Франции в начале XIX века»
1. Тильзитский мир был подписан:
а) в 1807 г. б) в 1810 г. в) в 1812 г.
2. Сражение под Аустерлицем состоялось:
а) в 1801 г. б) в 1805 г. в) в 1807 г.
3. Третью коалицию против Наполеона в 1805 г. составили государства:
а) Россия, Пруссия, Швеция б) Россия, Англия, Швейцария в) Россия, Англия, Австрия
4. В 1812 г. Россия вела войну:
а) со Швецией б) с Турцией в) с Персией
5. В чем заключалось значение Тильзитского мира 1807г для России?
а) поддержка континентальной блокады Англии б) вступление в войну с Пруссией
в) продажа Аляски г) присоединение Финляндии к России
6. Одной из причин войны между Россией и Францией в 1812 году было
а) недовольство Франции расширением влияния России в Прикаспии;
б) стремление России усилить свои позиции в Европе;
в) недовольство России условиями Тильзитского мира;
г) желание Франции захватить Финляндию.
Ответы: 1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-а, 6 –в
2. Мотивационная беседа. Определение темы урока.
Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение желает слышать о них. И соприкоснувшись с ними, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.
12 июня 1812 года 420-тысячная армия Наполеона по двум наплавным мостам перешла реку Неман и вторглась в пределы России. 1-я и 2-я русские армии общей численностью около 170 тысяч человек начали отступление вглубь страны, не давая крупных сражений. Так началась самая яркая, героическая страница в истории нашей страны.
О каком Великом событии пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Правильно, об Отечественной войне 1812 года
Отечественная война 1812 года – это одна из самых ярких страниц истории нашего Отечества, и вы, наверное, испытали чувство гордости за мужество и героизм своих прадедов, потому что вы люди неравнодушные, у вас есть гражданская позиция, а главное в вас живет чувство патриотизма, а также сострадания и милосердия.
Прикоснувшись сегодня к самой героической странице русской истории, о чем бы вы хотели узнать? На какие вопросы вы хотели бы ответить?
Целеполагание:
1. Узнать о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.
2. Раскрыть справедливый, народный, отечественный характер войны.
3. Оценить полководческий талант Барклая де Толли, Кутузова, мужество и смелость армии и народа
4. Продолжить формирование умения работать с разными источниками: историческими, картографическими, художественными
Обращение к эпиграфу урока.
«Гроза двенадцатого года настала -
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?»
(А.С. Пушкин)
3. Постановка проблемы.
«Что было истинной причиной победы российского народа над наполеоновской армией?
4. Изучение новой темы
По ходу урока
- составить хронологию событий Отечественной войны
- дать краткую оценку действиям участников событий
План изучения новой темы
1. Подготовка к войне и вторжение
- Рассказ учителя с использованием карты.
В ночь 12 июня 1812 года Наполеон с армией в 420 тыс. человек перешел реку Неман и вторгся в пределы России.
Быстрое продвижение мощной французской армии изменило планы русского командования. Барклай де Толли принимает единственное правильное решение: отступать, любой ценой сохранить войска, не вступать в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Отступление велось с небольшими боями, которые сильно изматывали противника, причем каждый бой Наполеон принимал за начало генерального сражения.
Численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. Но в России не было всеобщей воинской повинности. Армия комплектовалась путем рекрутских наборов. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест с призывом создать народное ополчение, начался сбор средств для действующей армии. Был подписан рескрипт, который узаконил партизанскую войну.
22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона.
Учитель:
Оцените силы сторон, используя информацию с диаграммы и текст параграфа
(1 вопрос). Сделайте вывод
- Сообщения учащихся про Барклая де Толли и Багратиона
2. Патриотический подъем и Смоленское сражение 4-6 августа
- Сообщение о Кутузове.
- Почему назначение Кутузова вызвало небывалый патриотический подъем?
- Рассказ учителя с использованием карты, иллюстраций.
3. Бородинская битва 26 августа 1812 г
- Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино» М.Ю. Леомонтова
- Просмотр учебного фильма «Бородино»
Учитель
А теперь подведите итоги Бородинского сражения? Кто по вашему мнению одержал победу?
Мнение историков
- «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». Б.С.Абалихин
- «Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской». Е.В. Тарле
- «Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции». НА. Троицкий
Учитель
Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. На его счету было почти 50 побед. Но Бородинскую битву он своей победой не считал.
«Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон,- то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали (заслужили) право быть непобедимыми». «Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские».
4. Совет в Филях. Тарутинский маневр
И так, продолжим, следующее крупное событие Отечественной войны – совет в деревне Фили 1 сентября 1812 г
Вопрос: Что решил Совет в Филях и почему? (Ответы детей: Кутузов дал приказ отступить к Москве).
Учитель
Наполеон подошел к Москве. Он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города.
- Чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Напрасно Наполеон ждал ключи от Москвы. Он принимал ключи Берлина и Вены, ключи многих городов Европы, и всюду депутации вручали эти ключи императору Франции с низким поклоном. Но здесь, под Москвой всё было иначе. Наполеон вступал в покинутую жителями столицу.
В Москве начался пожар в результате, которого захватчики лишились продовольствия. Находясь в русской столице, в среднем терял 1,5 тысячи солдат в сутки. У села Тарутино был полностью разгромлен Мюрат, один из военачальников Наполеона. Наполеон понимал, что его армия погибает без боя, без единого выстрела. А что же русская армия? Она в это время совершает блестящий Тарутинский маневр.
- Какова цель Тарутинского маневра и его результат?
- Как вы думаете, что в этих условиях мог предпринять Наполеон?
(Вывод учащихся: остаться зимовать в Москве Наполеон с армией не мог, мир русские не подписывали, на юг прорваться французы не смогли. Осталось одно направление – отступать по Смоленской дороге)
5. Разгром «Великой армии»
Учитель
В горящей Москве оставаться было опасно, и ночью он приказал оставить Москву и отступать на юг. Под Малоярославцем произошло еще одно сражение. Малоярославец 8 раз переходил из рук в руки, но и здесь Кутузов одержал победу. За это Александр I наградил Кутузова шпагой с алмазом и лавровым венком, а французы были вынуждены отступить по разоренной ими Смоленской дороге, неся огромные потери в сражениях с русскими. Самые драматические для захватчиков события развернулись 14-16 ноября около реки Березины, где Наполеон чуть не попал в плен. В результате «Великая армия» перестала существовать. Через Неман переправилось лишь около 16 тыс. человек.
В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря Александр первый подписал Манифест об окончании войны.
Таким образом, каков итог войны для России? (Полная победа).
ИТОГИ
В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, у Бородино сражались 135 тысяч, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 30 тысяч человек.
- В отсутствии русской армии кто же мог наносить такой урон Французам?
Ответ детей. С первых дней войны народ включился в борьбу с захватчиками, создавались партизанские отряды, ополчения. А после того, как была оставлена Москва, партизанское движение стремительно начинает шириться.
6. Решение проблемы урока
Примерные ответы:
1) -Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года касались сохранения независимости государства и потому вызывали патриотический подъём у всего народа.
- Война приобрела народный характер, каждый был заинтересован в победе, каких бы жертв это не требовало.
2) - Вторжение Наполеона в Россию вызвало подьём освободительного движения в стране, Наполеона народ рассматривал как агрессора, завоевателя.
- Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии отвечало интересам страны, солдаты поддержали это назначение с вдохновением.
3) - Бородинское сражение было ярким примером героизма и самоотверженности народа, готового пожертвовать своими жизнями ради спасения страны от завоевателей. Сражение показало силу духа российского народа и предопределило конечную победу в войне.
- Совет в Филях и оставление Москвы воспринималось народом как временное отступление и вызвало небывалый патриотический подъём.
4) - Партизанское движение и народное ополчение говорило о всенародном характере войны.
- Отступление и гибель «Великой армии были следствием народной борьбы в России.
7. Закрепление:
- Перечислите основные события Отечественной войны 1812 г
- Какова ваша оценка деятельности ее участников:
полководцев (Барклая де Толли, Багратиона, Кутузова), армии, ополчения, партизан
8. Подведение итогов. Составление синквейна
Рефлексия.
Учитель
Закончить урок мне хочется заветом предков вам, современному поколению:
В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!
Будь верен ей.
И как бы не был длинен
И тяжек день военной маяты,
Коль пахарь ты,
Отдай ей все, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби ее, клянись,
Как наши деды,
Горой стояли за жизнь ее и честь
Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:
И моего здесь капля меда ЕСТЬ.
А.Кедрин.
Домашнее задание
Продолжите «Приехал Кутузов бить французов…» (мини-сочинение)
сообщения «Памятники, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.», «Военные награды Отечественной войны 1812 г.»