ПРОЕКТЫ ДЕТЕЙ

Пронько Виктория Васильевна

Проекты учеников по истории, обществознанию, кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_prava_detey_2012_g.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»

        Малой академии  наук учащихся Кубани        

ПРАВОВАЯ  ЗАЩИТА  ДЕТЕЙ  В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ  ШКОЛЫ

Секция: «Право»

Автор:

Тыщенко Ростислав Васильевич, 10 класс,

МБОУ  СОШ№6 п. Совхозного

МО Славянский район

Научный  руководитель:

Пронько Виктория Васильевна,

учитель обществознания МБОУ СОШ№6

г. Краснодар, 2012 г.

Оглавление

Аннотация.

Введение. 

Глава 1.  Организации и документы о правах  детей

          1.1 Понятие и особенности правового статуса

           несовершеннолетних

          1.2.  Документы о  правах  несовершеннолетних

          1.3. Организации по защите  прав  детей

          1.4. Правозащитные организации Славянского  района

Глава 2.  Права ребёнка в школе. 

1.1. Обучающиеся имеют права

1.2. Что понимается под правом на образование

Глава 3. Формирование правового

пространства несовершеннолетних

 МБОУ СОШ№ 6  

Заключение 

Список  литературы

Приложения

Анкета

Результаты анкетирования

        Памятка «Права и свободы, обязанности обучающихся»

3

4

6

6

8

9

13

13

15

19

20

Аннотация.

Тыщенко Ростислав Васильевич, 10 класс,

МБОУ  СОШ№6 п. Совхозного

МО Славянский район

Краснодарский  край

ПРАВОВАЯ  ЗАЩИТА  ДЕТЕЙ  В

УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ  ШКОЛЫ

Научный  руководитель:

Пронько Виктория Васильевна,

учитель обществознания МБОУ СОШ№6

           Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.  Глава 1.  «Организации и документы о правах  детей» представляет на основе международного документа - «Конвенция о правах ребёнка» и документов российского законодательства комплексный анализ прав, обязанностей и предполагаемой ответственности ребёнка с учетом его  правоспособности и дееспособности. Глава 2. «Права ребёнка в школе» включает информацию о нормативно-правовом обеспечении права на образование в условиях школы; Глава 3. «Формирование правового пространства  несовершеннолетних   МБОУ СОШ№ 6» представляет собой анализ ситуации на примере МБОУ СОШ №6, основываясь на локальных нормативных актах, на данных анкеты, суждениях и мнениях сотрудников школы. В Заключении сделаны выводы по данному исследованию. Приложение включает: данные анкетирования учащихся,  памятку  «Права и свободы, обязанности обучающихся».

Введение.

        «Формирование правовой культуры молодёжи – одна из важных государственных задач. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права  и интересы каждого, мы можем строить новое общество» - с такими словами обращается Президент РФ Д.А.Медведев к старшеклассникам в учебном пособии «Основы правовой культуры»[1]. Действительно, правовая культура – это составная  часть культуры общества, и современный человек должен знать её основы. Однако  реальное положение в области правовой грамотности населения, в том числе и молодёжи, характеризуется рядом  негативных явлений - это юридическое невежество, правовой нигилизм, правовая невоспитанность. В докладе Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина (2007г.) сказано:

« Положение детей в нашей стране остается весьма сложным, их права рутинно нарушаются как родителями, так и должностными лицами, в обществе укоренилась привычка воспринимать права ребенка как что-то искусственное, а самих детей - как объект любви и заботы, а не как субъект права»[2]. Поэтому тема нашей исследовательской работы: Правовая защита детей  в условиях современной школы.  

          Да,  сейчас государство всерьез стало задумываться о детях,  в связи с этим  соблюдение прав ребенка является приоритетным в деятельности нашей страны, общественных организаций,  общества в целом.                                                                                                                                                                                                                                                                Актуальность проекта  заключается в том, что для современного подростка, старшеклассника формирование  основ правовой грамотности необходимо начинать через исследование своего статуса, возможностей его защиты.

            Цель работы выяснить, как идет формирование правового пространства школьников МБОУ СОШ№6 МО Славянский район.

   Задачи:

1)    Изучить нормативно-правовые документы и литературу по теме,

2)    Выяснить, какие законы защищают права ребенка,  какие организации могут помочь и защитить права ребенка;

3)  Взять интервью у представителей государственных служб, занимающихся защитой прав детей в Славянском районе, а также  у представителей школы, обеспечивающих учебный    процесс в СОШ №6;

4) Провести анкетирование учащихся школы и систематизировать полученные результаты;

 Объект исследования – правовой статус ребёнка.

 Предмет исследования – права ребёнка в школе.

 Гипотеза: Если правовая культура – это составная  часть культуры общества, и каждый человек должен знать её основы, то действительно ли школьники в условиях современной школы владеют этой информацией. 

Методы исследования:

1) работа с нормативно-правовыми документами;

2) анкетирование учащихся, систематизация результатов;

3) работа с представителями государственных органов Славянского района и представителями МБОУ СОШ№6;

4) Разработка   памятки для учащихся  «Права, свободы и обязанности обучающихся»

     

Глава 1.  Организации и документы о правах  детей.

         1.1 Понятие и особенности правового статуса    несовершеннолетних.
          Соотношение интересов государства и личности раскрывается через правовой статус личности. В российском праве термин «статус» встречается достаточно часто. Им пользуются как законодатели, так и юристы теоретики. В русском языке данное понятие в первую очередь связано с правом, так как словари определяют «статус» (лат. status - состояние дел, положение) именно как правовое положение, состояние. [3] В настоящее время, по мнению Абрамова В.И., термин «статус» соотносят не только с человеком, но и с другими правовыми категориями. Можно считать устоявшимися выражения «правовой статус субъекта федерации», «правовой статус законодательного органа», «правовой статус акционерного общества». Таким образом, под статусом понимают правовое положение «того или иного субъекта правового общения». Термины «положение» и «статус» в большинстве случаев рассматриваются как синонимичные.  [4]

Применительно к несовершеннолетним и их правовому статусу предлагаем использовать три категории: права, обязанности и ответственность с учетом их правоспособности и дееспособности.

1. 2. Документы о  правах несовершеннолетних.

Права несовершеннолетних закреплены в следующих нормативно- правовых документах.[5]

  1. Декларация прав ребенка.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Конституция  РФ.
  4. Законы Российской Федерации.   [6]

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года N° 223-ФЗ

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N° 195-ФЗ 
"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Федеральный закон 24 июля 1998 года N° 124-ФЗ 
"Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" Федеральный закон от 24 июня 1999 года N° 120-ФЗ 
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

5.      Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N° 896  "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" 

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.03.2002 года N° 25 
"Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"

6.      Законы Краснодарского края

Закон Краснодарского края «Об  обеспечении основных гарантий прав ребенка  в Краснодарском крае» от 29 декабря 2004 года N 827-КЗ

   Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ
"О социальном обслуживании населения Краснодарского края" 

  Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1539-КЗ
 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений     несовершеннолетних в Краснодарском крае"

Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?»- обратимся непосредственно к тексту Конвенции [7]. Конвенция определяет ребенка как человека, не достигшего 18- летнего возраста, за исключением случаев, когда национальные законы устанавливают для зрелости более ранние сроки. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

       Т.о., Конвенция закрепляет различные права ребенка - гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в едином документе. В ней отражен компромисс между различными правовыми и философскими подходами, международными и национальными политическими интересами. Ее положения учитывают многообразие культур, традиций, религий, уровней экономического развития различных стран. Все это, а также существование механизма контроля за соблюдением положений Конвенции, делает этот документ уникальным инструментом защиты прав ребенка. [8]

     Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990г. Дополнительно, 15 февраля 2001 года Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в этой области защиты прав ребенка.

         За 21 год, прошедшие с момента ратификации Россией Конвенции, по словам Хижняка В.С., законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции Российской Федерации о защите материнства, детства и семьи государством (ст.38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН и превращает ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта законодательства РФ  по правам человека. [9]

         Таким образом, правовая база нашей страны приведена в максимально возможное соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних целую главу (Глава 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.   [6]  

       Одним из существующих направлений усиления защиты прав и интересов ребенка, по нашему мнению, является принятие законодательного акта, затрагивающего наиболее важные сферы жизни несовершеннолетнего. Речь идет о следующем Федеральном законе от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[6]. Цель этого документа состоит в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.  

1.3. Организации по защите  прав  детей

          Нами была проанализирована литература о Международных организациях,  в сферу деятельности которых входит защита прав детей. [5]  

В Краснодарском крае и Славянском районе функционируют государственные организации по защите прав детей:

1. Департамент семейной политики Краснодарского края.

2. Уполномоченный по правам ребенка Краснодарского края.

3. Органы опеки и попечительства.

4.Органы внутренних  дел

5. Суды

6. Прокуратура

       А также имеется опыт формирования общественных институтов защиты прав ребёнка.

1. Фонд помощи детям инвалидам «Надежда»

2. Краснодарская краевая правозащитная  общественная организация «Гражданский голос»

3. Краснодарская краевая правозащитная  общественная организация «Правое дело»

4. Общественный фонд «Школа  мира»

5. Региональная общественная организация «Краснодарский правозащитный  центр»

6. Культурно-эстетический центр «Новое поколение»

7. Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»

8. Славянское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Дом»

С 2000 г.  в России работает система уполномоченных по правам ребенка.  В Краснодарском крае эта должность введена в 2002 году. Так, уполномоченный  по правам ребенка в Краснодарском крае Галина Дорошенко  ставит перед собой задачу не только  оказывать  в индивидуальном порядке помощь конкретному ребенку, восстанавливать его нарушенные права,  но и  способствовать соблюдению и защите прав  как отдельных групп детей, так и детей в целом. По мнению Галины Степановны, знание своих прав и способов их  защиты поможет обществу  избавиться от правового нигилизма. Ведь если ты не знаешь своих прав, как можно узнать, что на них посягнули? В 2009 году в Краснодарском крае стал работать «телефон доверия» - благодаря этому мы незамедлительно реагируем на случаи жестокого обращения с детьми, а в отдельных случаях удается предотвратить ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. [10]

          Итак, права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе, и образовательной. Права ребенка как неотъемлемая часть прав человека должны служить тем фундаментом, на котором строится национальная система образования и воспитания в любой стране мира. Рассматривая системы образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем.

        Учащимся МБОУ СОШ№6  был предложен следующий вопрос «Нуждаетесь ли в информации, касающейся вашего правового статуса. Большинство (60 % учащихся 5-6 классов, 65% учащихся 9-11 классов) ответили положительно. При проведении анкетирования учащимся школы предлагалась памятка.

5,6 класс  80 чел.

9,10,11 кл. 70 чел.

1. Нуждаетесь ли вы

в информации, касающейся

вашего правового статуса?

Да – 60 %

Нет – 40%

Да – 65%

Нет - 35%  

                         

1.4. Правозащитные организации Славянского  района.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что в нашем  городе эти обязанности берут на себя следующие государственные органы:

Органы опеки и попечительства.

        С работой данной структуры мы познакомились в ходе встречи с представителем этого государственного органа Консманова О.А.

И вот что нам удалось узнать о работе этого органа:

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних могут осуществляться создаваемыми органами местного самоуправления специализированными отделами (службами) по опеке и попечительству.

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.

Их права и обязанности:

- ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, устройство в приемную семью, областное или муниципальное детское учреждение), защищают права и интересы этих детей в соответствующих органах;

- беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью;

- производят обследование условий жизни детей, родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка;

- разрешают разногласия, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами;

- запрашивают от государственных органов и граждан необходимые документы и материалы для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних;

- направляют материалы о привлечении к ответственности родителей или законных представителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- оказывают информационную, консультативно-психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и интересов детей;

- осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях воспитания вне зависимости от их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;

- дают предварительное разрешение родителям, усыновителям, опекунам (попечителям) для заключения сделок, подлежащих регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- дают в установленном порядке согласие на отчуждение (обмен, залог, завещание, дарение и др.) жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние;

- осуществляют иные не противоречащие действующему законодательству полномочия.

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Ответ на вопрос о том, что такое комиссии по делам несовершеннолетних и чем они занимаются, мы получили в ходе нашей беседы с представителем этой структуры Слюсаревым  А.В.

  Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность всех субъектов, входящих в государственную систему защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.

Их права и обязанности.

- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

- организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- осуществление мер, предусмотренных действующим законодательством, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством;

- осуществляют иные функции в соответствии с действующим законодательством.

Органы внутренних дел Славянского района.

            В ходе нашего исследования мы обратились к участковому полиции Долженко А.В. с вопросом о том, какую роль они играют в жизни детей. И вот что мы узнали:

 ОВД Славянского района в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.

Их права и обязанности.

- проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

- принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы местного самоуправления, организации, общественные объединения по вопросам:

1) устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей;

2) организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних.

В установленном действующим законодательством порядке несовершеннолетний передается родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

Муниципальные службы по вопросам семьи и детства.

1. Инспектор Администрации МО Славянский район по вопросам семьи и детства Савченко Е.Г. рассказала нам о своей работе.

                                                  Права и обязанности

- принимают участие в формировании и осуществлении семейной политики в Славянском районе;

- принимают участие в осуществлении социально-правовой экспертизы, при принятии нормативных правовых актов и социальных целевых программ по вопросам семьи и детства на муниципальном уровнях;

- принимают меры по развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, приютов и иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям и многое другое.

Суд.

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется судами в соответствии с действующим законодательством. Помощник судьи Банникова Ю.В. сказала:

Суд (судья) в соответствии с действующим законодательством при рассмотрении споров, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов ребенка, в случаях, когда это не противоречит интересам самого ребенка, учитывает мнение достигшего десятилетнего возраста ребенка.

Прокуратура.

Помощник Славянского межрайонного прокурора Фомченко Э.В. выделяет в своей работе следующие  особенности:

Надзор за исполнением законодательства о правах ребенка органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления, а также за соответствием нормативных правовых актов указанных органов действующему законодательству о правах ребенка осуществляется прокуратурой в соответствии с действующим законодательством. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов ребенка.


Глава 2. Права ребенка в школе.

Согласно статистике ребенок около  13464 [11] часов в год проводит в школе. Школа- это важный этап в формировании личности ребенка. Здесь происходят процессы его адаптации, социализации, воспитания. Образовательное пространство должно выстраиваться с учётом основных правовых норм. Согласно ФЗ «Об образовании» [6]

1. 1.Обучающие имеют право:

  • на уважение человеческого достоинства;
  • на получение впервые  бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
  • на свободу информации;
  • на свободное выражение собственных мнений и убеждений;
  • на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
  • на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных стандартов;
  • на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на участие в управлении образовательным учреждением  и др.

Таким образом, обучающиеся имеют  достаточное количество прав в общеобразовательном учреждении наряду со своими обязанностями. Ведущим правом является право на образование.

1. 2.   Что понимается под правом на образование?

Право на  образование следует   рассматривать   как  совокупность  прав:
1)  на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
2)  на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
4)  на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
5)  на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего  (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего  профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения и др.

    Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами [12]

Глава 3. Формирование правового пространства несовершеннолетних

 МБОУ СОШ№ 6 п. Совхозного МО Славянский район.

        Познакомившись со всем многообразием общественно- правовых организаций, международных, российский, краевых документов, защищающих права ребенка, мы решили выяснить, насколько современные школьники знакомы с ними. Нами было проведено  социологическое исследование по данному вопросу [Приложение 1]

Опрос  детей  подросткового возраста показал, что основная масса ребят (80%)  знает о существовании общественно- правовых организациях, которые могут защитить их интересы, но назвать эти организации ученики не смогли. Большинство ребят (87%) хотели бы расширить свои знания об их деятельности и 30% предпочли бы получить эти знания в школе. Важным показателем растущего благополучия общества,  стал ответ 41% ребят о том, что у них нет проблем и они не нуждаются в помощи правозащитных организаций. [Приложение  2,4]

Результаты опроса ребят юношеского возраста  показали, что основная масса ребят (82%)  знает о общественно- правовых организациях, которые могут защитить их интересы. Однако, перечислить существующие организации ученики затруднились (в ответах звучали такие организации: ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ,). Ребята старшего школьного возраста (50%) хотели бы расширить свои знания об этих организациях, а 50% опрошенных не желают ничего менять и им достаточно той информации, которой они владеют на сегодняшний день. 35% ребят предпочли бы получить сведения от представителей правозащитных органов. На вопрос о том,  способны ли правозащитные организации помочь в решении именно их проблем, 47% школьников ответили, что сомневаются в эффективности их помощи. Похоже у ребят юношеского возраста есть такие проблемы, в которых, по их мнению, тяжело найти правильное решение даже с помощью взрослых. Значит, в юношеском обществе возникает больше проблем, нежели в обществе подростков. [Приложение 3,4]

        Организация образовательного процесса в школе определяется следующими документами: Конституция РФ,  Устав МБОУ СОШ №6, Правила поведения учащихся.

Деятельность школы направлена на:

  • Формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
  • Достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы;
  • Адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • Воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни;
  • Создание условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей личности в самообразовании и получении дополнительного образования.[12]

Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность:

  • за реализацию не в полном объеме учебных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
  • за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам;
  • за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся;
  • за жизнь и здоровье обучающихся и работников Школы во время образовательного процесса;

В ходе нашей беседы с представителями школы: Заместитель директора по воспитательной работе Лебедевой И.И.,  заместителем директора по учебно-методической работе Степановой В.Н., социальным педагогом Дудко А.Ф., заведующей школьной библиотекой Линской Е.Г., руководителем Школьного братства Мостовой Еленой,  мы выяснили следующее:

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень- начальное общее образование;

II ступень- основное общее образование;

III ступень- среднее (полное) общее образование.

Сегодня в школе обучается 404 человека, в том числе

На  I ступени – 151

На II ступени – 199

На III ступени - 54

Школа обеспечивает занятия на дому  с учащимися в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья.

В 2010 – 2011 гг.- 1 учащийся

В 2011 -2012 гг.- 1 учащийся

В исключительных случаях по желанию обучающегося, родителей (законных представителей), школа обеспечивает получение образования в виде экстерната.

В  2010-2011 гг. - 1 учащийся

На бесплатной для обучающихся основе Школа оказывает следующие дополнительные образовательные услуги: факультативы, курсы по выбору, элективные курсы, дополнительное образование в форме кружков, секций.

Элективные курсы

(2011-2012 уч.год):

Для учащихся 10 классов – 5

Для учащихся 11 классов – 5

Курсы по выбору 9 класс -  12

Секции – 6

Кружки – 28 (занятость-80%           учеников)

Обучающиеся Школы имеют право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану

1 учащийся 8 класса в 2011 -2012 гг. осуществляет обучение по индивидуальному учебному плану, предполагающему изучение предметов на базовом и профильном уровнях

Обучающиеся Школы имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Школы

Библиотечный фонд включает     более 14 тысяч единиц

Создается медиатека

Имеется читальный зал

Учащиеся имеют доступ к Интернет-ресурсам

Обучающие школы имеют право на участие в управлении Школы

В ОУ с 2010 г. начал работу Профориентационный центр, цель которого-ознакомление старшеклассников  с особенностями различных профессиями

Действует  Школьное Братство

12 представителей учащихся выбраны в Управляющий совет школы

В классных коллективах сформированы органы самоуправления

Обучающиеся Школы обязаны:

  • соблюдать Устав Школы;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относиться к имуществу Школы;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • соблюдать Правила поведения обучающихся;
  • выполнять законные требования работников школы.
  • Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Порядок применения мер поощрения и взыскания регламентируются Уставом школы[13].

Данные анкетирования, беседа с представителями различных служб, обеспечивающих учебный процесс позволили нам выделить имеющий опыт в защите прав ребёнка в рамках ОУ, выявить некоторые проблемы, сформулировать предложения.

Учащимся был предложен вопрос «Куда вы обратитесь в проблемной ситуации, возникшей в школе?» На диаграмме №3 [Приложение 4]   показано, что приоритеты были отданы классному руководителю, родителям, администрации, в правозащитную организацию обратилось бы 7% 11-12 летние ребята, 15%  15-18летние ученики, что говорит  с одной стороны, о низком уровне доверия к таким организациям, с другой стороны процент старшеклассников, обратившихся бы за помощью в такие организации выше, чем у средних школьников.

С какими проблемами сталкиваются участники образовательного процесса: Как убедить ребенка учиться, если он не хочет; отстранение родителей от воспитательного процесса; проблемы межличностных отношений ученик- ученик, учитель- ученик, учитель- родитель, ученик- родитель; внутриличностные конфликты (депрессии, склонность к суициду); проблемы заниженной или завышенной самооценки; как вернуть обществу ценностные ориентиры образования, его престиж.

В школе работают специалисты, в обязанности которых входит защита и обеспечение гарантии прав ребенка: администрация, классные руководители,  социальный педагог, организована школьная служба доверия. В анкетах учащиеся отметили, что именно через учебные занятия (67%), классные часы (22%) они получают необходимую информацию правового характера. Однако используются и другие источники- Интернет (28- 30%), СМИ (9- 11%), печатные издания (13- 17%), что демонстрирует  диаграмма №2 [Приложение 4]  В городе действуют  ряд служб, которые призваны помочь и детям и взрослым, но опрос показывает, что почти никто о них не знает.

Заключение

Формирование правовой культуры молодёжи – одна из важных государственных задач. Актуальной задачей для современного подростка, старшеклассника, считаем начинать формировать основ правовой культуры с исследования своего статуса, возможностей его защиты.

Соотношение интересов государства и личности раскрывается через правовой статус личности. Российское  государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

          Краснодарский  край активно участвует в формировании правового пространства. Однако очевидными являются факты, что основная работа проводится в краевом центре; что сегодня нет необходимого количества специалистов, готовых работать в образовательных учреждениях; что в правовых знаниях и правовой защите нуждаются все субъекты образовательного процесса.

В деятельности МБОУ СОШ №6 можно отметить ряд положительных моментов по обеспечению прав обучающихся:

  • Образовательный процесс выстроен в соответствии с нормативными документами;
  • Школа предоставляет обучающимся возможность выбора образовательных услуг;
  • Все участники образовательного процесса заинтересованы в формировании правового пространства в школе.

   Однако, следует отметить, что наша гипотеза не подтвердилась, в  действительности школьники в условиях современной школы владеют недостаточной информацией о своем правовом статусе. Система в работе школы по решению выше обозначенных проблем пока отсутствует, собственная модель защиты прав ребенка не сформирована.

                 Мы  предлагаем:

  • Школьному Братству обсудить и разработать рекомендации по созданию коллегиального органа по защите прав ребенка в МБОУ СОШ№6;
  • Администрации школы организовать обучающие семинары для учителей и классных руководителей по правам ребенка;
  • Расширить информационное пространство в школе по вопросам правового характера.
  • Права не могут существовать без обязанностей, поэтому, по мнению директора школы, Скрипка Т.И.,  осознание этого каждым будет способствовать формированию нового типа отношений и правовых гарантий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Медведев Д.А. Основы правовой  грамотности  граждан// Российская газета, 05.05.2011 г.

2. В.Лукин. Защита прав. // Российская газета, №8 2007 г.

3.  Беседкина Н.И.  Правовое регулирование статуса ребенка в РФ// Государство и право. 2006. №11.  

4.  Абрамов В.И.  Соотношение понятий  «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение»  прав ребенка.//  Государство и право. 2000. №6. Володина С.И. Основы правовых знаний. - М.:, 2006.

5.  Права человека:  Сборник международных документов. -  М.:  Юридическая литература. 1998.

6.  Кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: ИД «Весь», 2003 г.

7. Конвенция о правах ребёнка. 1989.

8.  Куликова А.А. Защита прав ребенка. - М.: Изд-во  Эскмо, 2005.

9. Хижняк В.С. Реализация международных обязательств в области прав человека в свете проблем соотношения международного и внутригосударственного права РФ.// Государство и право. 2007. №8.  

10. ГАЛИНА ДОРОШЕНКО: ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА! «Вольная Кубань» 29 мая 2009 года № 76

11. Милов П.В.,  Русакова К.А.  Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. - М.: 2005.

12. Устав МБОУ СОШ№ 6 п.Совхозного МО Славянский  район