Здоровый образ жизни
Программа по формированию здорового образа жизни у школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа «Здоровый образ жизни» на 2013-2015 год
Дылькова Олеся Александровна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОКУ «ООШ с.Грибовка»
Паспорт программы
Полное наименование программы: «Здоровый образ жизни»
Цель программы: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса и ценностного отношения к здоровью.
Задачи программы:
- внедрить в образовательный и воспитательный процесс здоровьесберегающе технологии;
- воспитать у педагогов и учащихся сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- формировать у педагогов и обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
- пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности через план реализации программы;
- изменить отношение к вредным привычкам и сформировать личной ответственности за свое поведение;
- повысить уровень правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;
- обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
Руководитель программы: директор школы
Ответственные исполнители: заместители директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, учитель физической культуры и ОБЖ.
Сроки реализации программы: 2013-2015 годы.
Ожидаемые конечные результаты:
- использование в воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий;
- сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек, исключение употребления ПАВ;
- наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
- повышение уровня общей физической активности.
Пояснительная записка
Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый.
При воспитании ценностного отношения к здоровью и формировании здорового образа жизни учащихся педагогический коллектив нашей школы работает по многим направлениям: с учащимися регулярно проводятся беседы по технике безопасности в различных ситуациях, тренинги, интерактивные игры по формированию здорового образа жизни и отказу от вредных привычек, учащиеся вовлекаются в спортивные кружки, секции, работа волонтеров. В рамках месячников и акций «Здоровый образ жизни» проводятся конкурсы рисунков «За здоровый образ жизни!», учащиеся соревнуются в написании гимнов здоровью, ежемесячно на классных часах звучит тема всеобуча «Здоровый образ жизни», в учебном заведении организуются смотры-конкурсы агитбригад, плакатов; реализуется программа «Школьное молоко».
В классных комнатах соблюдается режим проветривания, постоянно контролируется санитарно - гигиеническое состояние.
Осуществляя план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, учитель физической культуры проводит беседы о режиме дня школьников, значении оздоровительных мероприятий для укрепления растущего организма. С физоргами классов разучен комплекс физкультминуток, которые проводятся на общеобразовательных предметах. В школе работает кружок «Юнкор», которые регулярно освещает проблемы сохранения и укрепления здоровья.
Большую роль в реализации плана физкультурно - оздоровительной работы и пропаганде здорового образа жизни играют спортивные кружки и секции («Волейбол», «Настольный теннис»). Кружками и секциями охвачено 80% учащихся.
Необходимо учитывать, что в молодёжной среде проявляются случаи употребления табака, алкогольных напитков, малоподвижный образ жизни, и как следствие, ухудшение здоровья. Необходимо искать пути и возможности воздействия на личность с целью формирования здорового образа жизни.
Критическое ухудшение здоровья детей и подростков, всего населения – одна из основных проблем современной системы образования. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников, педагогов, родителей.
Одной из причин такой ситуации является то, что в последние годы с экранов телевидения демонстрируется пьянство, насилие, разврат, «герои» фильмов употребляют наркотики. Негативные телепередачи, видеофильмы, свободный доступ в приобретении табачных изделий, наркотиков, алкогольных напитков губительно влияет на здоровье учащихся, на межличностные отношения в семье, на улице, в школе.
В последние десятилетия для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Как всякая глобальная проблема она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Даже самая дружная и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи и подростков все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от наркотиков можно и нужно. Поэтому в рамках воспитательной системы школы обязательно предусмотрены мероприятия по формированию здорового образа жизни. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма, формирования устойчиво негативного личностного отношения к табаку, алкоголю, наркотическим веществам.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Коллектив школы, уделяя большое внимание в своей образовательной деятельности здоровью учащихся, пришел к необходимости применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса, и разработать программу, способствующую созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья участников воспитательного процесса.
План реализации программы «Здоровый образ жизни»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор школы
Дылькова О.А. Пигарева Е.В.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Ожидаемый результат | ||||
Раздел 1. Общие направления (включают защитно-профилактические, конпенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии) | ||||||||
1. | Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон) | В течение года | Администрация школы | Соблюдение норм СЭС | ||||
2. | Эстетическое оформление школы (кабинеты, информационные стенды «ЗОЖ», «Правильное питание», оформление стенда «Наши спортивные достижения») | В начале учебного года | Администрация, классные руководители, учителя-предметники, заместитель директора по УВР | Формирование взаимоотношений с окружающим миром; соответствие требованиям | ||||
3. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок | Начало четвертей | Заместители директора по УВР | Соответствие требованиям | ||||
4. | Организация полноценного горячего питания в школе, пропаганда правильного питания (беседы, информационные стенды, агитлистовки) | В течение года | Классные руководители, администрация | Сохранение здоровья школьников | ||||
5. | Проведение традиционных медицинских осмотров, вакцинация учащихся и педработников | Ежегодно | Администрация школы | Карта здоровья учащихся, медицинские книжки сотрудников | ||||
6. | Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры) | В течение года | Классные руководители 1 – 4 классов, совет старшеклассников | Приобщение к ЗОЖ | ||||
7. | Вовлечение учащихся в активные занятия физической культурой и спортом в свободное (внеурочное) время; проведение физкультминуток, зарядок перед первым уроком | В течение года | Преподаватель физической культурой, классные руководители | Формирование ЗОЖ | ||||
8. | Расширение ассортимента спортивных секций | Ежегодно | Администрация школы | Приобщение большего количества учащихся к ЗОЖ | ||||
9. | Организация детской спортивной площадки (в зимнее время – каток, в иное – волеййбол); работа школьного стадиона | Ежегодно | Преподаватель физической культуры, заместители директора по УВР | Организация активного досуга, проведение спортивных секций | ||||
10. | Разработка и осуществление плана на учебный год по организации спортивно-массовых мероприятий | В начале учебного года | Заместитель директора по УВР, преподаватель физической культуры | Организация активного досуга, проведение спортивных секций | ||||
11. | Участие в районных, областных соревнованиях | В течение года | Учитель физической культуры, заместитель директора по УВР | Формирование ответственного отношения учащихся к здоровью, физическому воспитанию | ||||
12. | Участие в традиционных легкоатлетических эстафетах в зимних олимпийских играх | В течение года | Заместитель директора по УВР, преподаватель физической культуры | Организация активного досуга, проведение спортивных секций | ||||
13. | Создание условий для занятий спортом детям, состоящим на внутришкольном учете, детям «группы риска» | Постоянно | Заместитель директора по УВР | Профилактическая работа среди несовершеннолетних, приобщение детей и подростков к ЗОЖ | ||||
14. | Оздоровление детей в пришкольном лагере | Лето | Начальник ДОЛ преподаватель физической культуры, фельдшер ФАП | Работа ОУ с новым содержанием по оздоровлению учащихся, оздоровление детей в каникулярное время | ||||
Раздел 2. Направления, позволяющие раскрыть информационно-обучающий характер здоровьесберегающих технологий | ||||||||
1. | Отражение в плане воспитательной работы всех классов тематических классных часов, проводимых в течение года 1 раз в месяц | В течение года 1 раз в месяц | Заместитель директора по УВР, классные руководители | Систематическая пропаганда ЗОЖ в рамках классных часов | ||||
2. | Проведение месячников по теме «ЗОЖ» | Октябрь, апрель | Заместитель директора по ЦВР, классные руководители, учитель физической культуры | Комплексная пропаганда ЗОЖ | ||||
3. | Диагностика учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам | В течение года | Заместители директора по медработники | Анализ исследований, определение дальнейшей просветительской работы | ||||
4. | Создание проектов интерактивных игр, проведение общешкольных интерактивных игр | 1 раз в год для всех классов | Заместитель директора по УВР, актив детской школьной организации | Пропаганда активных форм воспитательной и просветительской работы по формированию ЗОЖ | ||||
5. | Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом | 1-2 четверти | Заместитель директора по УВР, классные руководители | Приобщение детей к ЗОЖ, реализация возможности вызвать в душе учащихся горячий отклик на глобальные проблемы 21 века | ||||
6. | Участие в Международном Дне борьбы с курением. | Ноябрь | Классные руководители, заместитель директора по УВР | Пропаганда ЗОЖ | ||||
7. | Проведение тематических дней, посвященных проблеме сохранения и укрепления здоровья (в Международный день борьбы с туберкулезом в гимназии проводятся конкурсы сочинений и конкурсы рисунков) | Март, апрель | Классные руководители, заместитель директора по УВР | Пропаганда ЗОЖ | ||||
8. | Всеобучи для родителей учащихся по темам ЗОЖ, профилактике девиантного поведения и др. темам, касающимся пропаганды здоровья | 1 раз в четверть | Администрация, классные руководители | Пропаганда ЗОЖ среди родителей учащихся | ||||
9. | Приобщение семьи к проведению совместных спортивных праздников – Дней Спорта, Здоровья, Клубов выходного дня | В течение года | Администрация, педагоги физической культуры | Формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей, их физическому воспитанию | ||||
10. | Анализ состояния здоровья, занятости учащихся в спортивных секциях и объединениях дополнительного образования, создание портфолио школы | В течение года | Заместитель директора по УВР, преподаватель физической культуры | Создание банка данных | ||||
19. | Разработка инновационных программ по оздоровлению детей в пришкольном летнем лагере | Лето | Начальник ДОЛ | Работа ОУ с новым содержанием по оздоровлению учащихся | ||||
20. | Анализ программы «Здоровый образ жизни» | В конце учебного года, аналитические справки в соответствии с ВШК | Заместитель директора по УВР | Обеспечение целостности воспитательного процесса по программе «ЗОЖ» |