Внеурочная деятельность
Программа элективного курса "Земля - планета Солнечной системы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Земля - планета Солнечной системы" | 28.36 КБ |
Программа кружка "Экологической тропой" | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла. Является углубленным вариантом базового раздела учебного предмета «Общая география». Программа рассчитана на 8 часов учебного времени.
Цель данной программы: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
– наблюдать и описывать явления природы;
– выдвигать гипотезы и отстаивать их;
– представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;
– интерпретировать результаты эксперимента;
– делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о природе Земли, космической системе, происхождении планет.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекц. | сем. | прак. | ||||
1 | Солнечная система – часть Вселенной | 1 | 1 |
|
| Беседа |
2 | Солнечная система Галактический год | 1 | 0,5 |
| 0,5 | Выполнение практической работы |
3 | Гипотезы происхождения планет | 1 |
| 1 |
| Участие в семинаре |
4 | Начальное состояние Земли | 1 |
| 1 |
| Участие в семинаре |
5 | Луна – спутник Земли | 1 | 1 |
| Участие в семинаре | |
6 | Земля и Солнце | 1 | 1 |
|
|
|
7 | Форма и размеры Земли. Обращение ее вокруг оси и следствия этого | 1 | 1 |
| Беседа | |
8 | Движение Земли вокруг Солнца и его последствия | 1 | 1 |
| Выполнение практической работы | |
| Итого: | 8 | 5,5 | 2 | 0,5 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Солнечная система – часть Вселенной.
Понятие о Вселенной. Звезды, созвездия, планеты, метеоры, болиды.
Солнечная система, Галактика, Метагалактика.
Тема 2. Солнечная система.
Солнечная система, планеты, из которых она состоит. Астероиды, кометы, метеоритное вещество. Взаимодействие небесных тел. Закон Ньютона.
Планеты земной группы, планеты-гиганты.
Тема 3. Гипотезы происхождения планет.
Гипотезы Канта-Лапласа, Д. Джинса, Канта, О. Ю. Шмидта.
Тема 4. Начальное состояние Земли.
Время образования планет. Первичная атмосфера и гидросфера. Превращение вещества: звездная, планетная стадии. Догеологическая стадия развития Земли.
Тема 5. Луна – спутник Земли.
Земля и Луна – двойная планета. Луна – твердое небесное тело, имеющее ядро, мантию и кору. Время обращения вокруг Земли и Солнца. Исследования Луны.
Тема 6. Земля и Солнце.
Солнце – основной источник энергии процессов на Земле. Солнце – желтая звезда. Белые звезды. Солнечная атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона. Протуберанцы, солнечный ветер, солнечные затмения, радиация.
Тема 7. Форма и размеры Земли. Обращение ее вокруг оси и следствия этого.
Сила тяготения. Магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитное склонение, магнитосфера. Форма Земли – геоид. Размеры Земли. Поверхность Земли, эллипсоид. Пояса освещенности. Экватор, географическая широта, географическая долгота. Сила Кариолиса. Сутки, суточные ритмы, полдень, местное солнечное время, поясное время.
Тема 8. Движение Земли вокруг Солнца и его последствия.
Звездный год. Смена времен года, сезонные изменения в природе. Практическая работа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов, Ю. А. и др. Происхождение и развитие облаков. – М., 1978.
2. Гаврилов, В. П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 1986.
3. Герасимова, Т. П., Мясникова, С. В. Общая география: учебник для 10 класса. – СПб.: СпецЛит., 2001.
4. Герасимова, Т. П., Неклюкова, Н. П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Просвещение, 2000.
5. Горшков, С. П. Земные ресурсы мира: Антропогенные воздействия. – М., 1986.
6. Забелин, И. М. Мудрость географии. – М., 1986.
7. Лавров, С. В. Дайте планете шанс! – М., 1995.
8. Ушаков, С. А. Дрейф материков и климат Земли. – М., 1984.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
Программа кружка
«Экологической тропой»
Составитель:
Дылькова Олеся Александровна,
учитель географии
2012-2013 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план и содержание тем программы
3. Ожидаемые результаты реализации программы
4. Литература
1.Пояснительная записка
Сегодня остается актуальной проблема активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, использование обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских. Для решения этих проблем возможна деятельность экологического кружка «Экологической тропой» для детей от 10 до 14 лет. На множество вопросов, которые дети задают в этом возрасте, они смогут найти ответы на занятиях кружка, например: зачем человеку надо знать о «соседях» по планете? Может быть можно прожить одному, без волков и змей, без дождевых червей и крапивы? Живая природа хранит множество тайн. Выполняя практическую работу, ребята научаться бережно относиться к окружающей природе, сами смогут отыскать ответы на некоторые вопросы.
Тип программы -тематическая.
Программа предусматривает целенаправленное формирование общих понятий естествознания и экологии. Ориентирована на формирование развития познавательных интересов детей, воспитание потребности в знаниях и самообразования, формирование умений работать с источниками информации, отбирать необходимую информацию для своего общего развития. Способствует формированию активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, выполнение обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Цель программы: содействовать формированию у обучающихся основ экологической культуры через развитие познавательной активности, эмоционально – чувственной сферы детей, исследовательского подхода к природе.
Задачи:
- организовать и создать экологическую тропу, составить карту-схему тропы, памятки, лозунги;
-актуализировать знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;
-обучить умениям вести целенаправленные наблюдения в природе;
-воспитывать навыки экологически ориентированного поведения.
Программа строится на принципах:
- природосообразности;
-учета регионального компонента;
- личностно – ориентированного образования
Условия реализации программы:
1. Программа реализуется для детей от 10 до 14 лет.
2.Периодичность занятий: 30 часов (1 час в неделю).
3.В программу включены часы аудиторных и внеаудиторных занятий.
Проведение занятий характеризуется выраженной этапностью (в соответствии с сезонами года). В основу занятий положены теоретические и практические работы с природными объектами, программа предполагает организацию различных форм и способов деятельности: исследовательскую деятельность, экскурсии, игры, творческие работы по обобщению собранного материала, изготовление учебно-наглядных пособий: гербарий, коллекций, лозунгов, памяток. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме.
При разработке содержания программы были учтены психологические и возрастные особенности школьников.
Условия реализации программы:
Набор обучающихся в коллектив идет по желанию детей.
- Учебно-тематический план и содержание тем программы
Разделы программы/ Тема занятия | Содержание занятий | Сроки (месяц) | Кол-во занятий | В т.ч. практ. | |
Аудит-ые | Внеауд-ые | ||||
Организация экологической тропы | Прокладка маршрута экологической тропы | Ноябрь | 2 | 2 | |
Составление карто-схемы экологической тропы | Ноябрь | 1 | 1 | 1 | |
Оформление и благоустройство экологической тропы, составление паспорта экотропы | Декабрь | 2 | 1 | 1 | |
Зима Экскурсия «Зимующие птицы» | Знакомство с видовым составом зимующих птиц, оказание практической помощи: организация кормушек. Оформление отчета | Декабрь | 2 | 2 | |
Зимний практикум «На белой тропе» | Изучение следов животных, оформление отчета. | Январь | 2 | 2 | |
Экологическая игра «Отгадай, чьи следы» | Повторение и закрепление знаний | Январь | 1 | ||
Живые барометры природы | Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры» | Январь | 1 | ||
Экология и мы | Просмотр фильма «Живая природа». Беседа «Что может один человек» | Февраль | 2 | ||
Экскурсия «Природа зимой» | Познакомиться с адаптацией растений и животных зимой. Оформление отчета | Февраль | 2 | 2 | |
Весна По страницам красной книги | Беседа «О значении Красной книги». Практическая часть: изучение Красной книги Амурской области | Март | 2 | ||
Фенологические наблюдения за птицами: первая встреча и первая песня | Практикум по изучению весеннего прилета птиц, наблюдения за птицами. Оформление отчета | Март | 2 | 2 | |
Практикум по изучению течения горной реки | Изучения течения реки, уровня воды, береговой линии, состояния воды, химического состава воды, биологических ресурсов. Оформление отчета | Апрель | 2 | 2 | |
Фенологический практикум. Сезонные явления в живой и неживой природе | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Оформление отчета | Апрель | 2 | 2 | |
Практикум по изучению почвенного покрова. Эрозия почв. | Изучения почвы в районе экологической тропы. Влияние человека на почву. Оформление отчета | Май | 2 | 2 | |
Практикум. Многообразие растений. Зеленая аптека | Знакомство с видовым многообразием растений на экологической тропе. Знакомство с лекарственными растениями на экологической тропе. Оформление гербария | Май | 1 | 2 | 2 |
Итоговое занятие | Подведение итогов работы кружка. Составление плана работы кружка на 2013-1014 уч.год | Май | 1 | ||
11 | 20 | 20 |
3.Ожидаемые результаты реализации программы
Постепенный переход от одного уровня воспитательных результатов к следующему предполагает:
- 1 уровень: знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности, о правилах безопасного поведения в природе;
- владение доступными способами изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве);
- 2 уровень: ценностное отношение к социальной реальности через участие в экологических акциях, проектах, конкурсах;
- владение навыками экологически ориентированного поведения;
- уважительное отношение к природе родного края и страны;
- самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- деятельность коллектива и отдельных воспитанников в экологических конкурсах, проектах, акциях.
4. Литература
- Журналы: «Юный натуралист», «