Обобщение педагогического опыта

Статья содержит сведения об опыте работы в качестве учителя, педагога дополнительного образования: используемых современных педагогических технологиях, методической работе, результаты достижений учащихся и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стаж моей работы  в качестве учителя географии составляет 23 года. В своей педагогической деятельности применяю разнообразные по содержанию и формам приемы обучения. В последние годы работаю над проблемой: «Повышение качества знаний учащихся по географии посредством современных педагогических технологий».

Ведущая идея моей деятельности - развитие и воспитание грамотного, компетентного человека, способного совершенствоваться.

Каждый педагог осознает, как сложен и противоречив процесс становления личности, как нелегко на практике найти единственно верный, индивидуальный путь к конкретному ребенку. Но именно учитель помогает детям сохранять человеческое достоинство, успешно учиться и общаться. Одним словом, наша школа развивает личность, это основная ее задача.

Поэтому я стараюсь строить учебный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, которое предполагает:

  • признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания;
  • признание способностей ребенка к саморазвитию и его право на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

■        смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;

■        передача ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.

Моя задача заключается в объединении личностно-ориентированной технологии с современными педагогическими технологиями с целью стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Диапазон для этого достаточно широк: на отдельных уроках и в системе уроков по отдельным темам, при подготовке к школьным, районным, республиканским конкурсам и олимпиадам, во внеклассной работе, в воспитательной системе школы.

Стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, воспитанию чувства коллективизма (так как, на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха), сосредотачиваю внимание на удачах и победах, пусть самых маленьких.

На своих уроках я стараюсь не только сформировать знание программного материала, но и  развить у детей интерес к предмету, к наследию наших предков.

В процессе обучения использую различные методы: частично-поисковый, исследовательский, создание проблемной ситуации. Стараюсь разнообразить формы уроков: урок-диалог, деловая игра, семинар, урок-телемост и другие.

Используя различные формы и методы в обучении,  стараюсь видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносила ребенку радость.

Одним из показателей моей работы как учителя является процент обученности и качества знаний учащихся.

Республиканский и муниципальный мониторинг за данный период не проводился, проводился только школьный мониторинг. В среднем качество знаний учащихся составляет около 56 %.

Ежегодно учащиеся школы сдают ЕГЭ по географии.  Средний балл по результатам ЕГЭ  за последние три года (данные приводятся в таблице):

предмет

Средний балл

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

География

74

-

69

-

Принимают участие учащиеся в предметных олимпиадах:

Уровень

Количество учащихся-участников

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Муниципальный

        7

10

6

4

Республиканский

-

2

1

-

Количество  учащихся – победителей и призеров предметных олимпиад на уровне:

Уровень проведения олимпиады

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013

победители

призеры

победители

призеры

победители

призеры

победители

призеры

муниципальный

-

-

1

3

1

-

-

1

республиканская Интернет-олимпиада

1

ИТОГО

-

-

-

4

1

-

-

1

        

Внеурочная деятельность по предмету является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Вместе с тем внеурочная деятельность имеет свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы. Вовлекая учащихся во внеурочную деятельность, решаю следующие задачи:

            - расширить и углубить знания, полученные на уроках,

            - научить детей компьютерным технологиям,

          - развивать творческие способности учащихся, прививать любовь к родному краю.

          В практической деятельности стараюсь сочетать все формы внеклассной работы. Каждый год принимаю участие в проведении недели географии.

          На протяжении многих лет являюсь преподавателем дополнительного образования: веду кружок «Юный географ».

          Со старшеклассниками работаем над различными проектами: собираем материал для школьного сайта, сайта об Ичалковском районе, сайта о НП «Смольный».

             Мои ученики – активные участники различных конкурсов:

           В 2010  году принимали  участие в республиканском конкурсе «Многоликая Мордовия». В этом же году ученики 9 класса участвовали в республиканском конкурсе «Подрост» и во Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность», в 2013 году стали победителями в IV Всероссийской конференции «Диалог финно-угорских языков и культур» и другие.

           За подготовку победителей и призеров районных и республиканских конкурсов награждена грамотой Управления образования администрации Ичалковского муниципального района.

По итогам исследовательской, поисковой работы и проектной деятельности  имеются результаты:

Уровень

Количество учащихся победителей

2010 г.

2011 г.

2012 г.-2013 г.

2013-2014 г.

Муниципальный

1 место -  Научно - профориентационная конференция «Многоликая Мордовия»,

1 место – Конкурс юных исследователей окружающей среды

1 место – Конкурс исследовательских работ «Отечество» (номинация «Экологическое краеведение»),

1 место – Конкурс исследовательских работ «Отечество» (номинация «Литературное краеведение»),

1 место  - Конкурс юных исследователей окружающей среды (Анохина Юля),

1 место – Конкурс юных исследователей окружающей среды (Егорова Марина)

1 место - Конкурс исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу» (Анохина Юля)

1 место – IX конкурс молодежных проектов творческих работ «Калейдоскоп профессий». Номинация «Фоторепортаж»

1 место – Конкурс  научно-исследовательских проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов»

1 место - районный этап всероссийского конкурса «Зеленая планета». Номинация «Современные технологии на службе природы»

1 место - районный этап конкурса исследовательских и творческих работ «Интеллект будущего» (9 класс)

1 место - районный этап конкурса исследовательских и творческих работ «Интеллект будущего» (10 класс)

1 место – районный этап конкурса «Юные исследователи окружающей среды»

Республиканский

1 место  - Конкурс «Защитим лес»        

Всероссийский

1 место в IV Всероссийской конференции «Диалог финно-угорских культур»

Итого победителей:

3

7

4

1

        

Уровень

Количество учащихся  призеров

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013

Муниципальный

3 место – Конкурс исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу»

2 место – Конкурс «Защитим лес)        

2 место - Научно-практическая конференция «Многоликая Мордовия»

Республиканский

2 место – Конкурс «Подрост» - Соколов В.

2 место – Конкурс «Подрост» - Егорова М.

2 место - Конкурс юных исследователей окружающей среды

2 место – Конкурс исследовательских работ «Отечество» (номинация Экологическое краеведение)

Всероссийский

- Участие во Всероссийской

 научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность» (Соколов Влад)

- Участие в научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность» (Егорова Марина)

Международный

3 место – Конкурс презентаций «Краше нет родного края» в рамках Международной природоохранной акции «Марш парков – 2010

- Участие в международном фестивале детского творчества «Звезды нового века»

- участие во II открытом отборочном туре Московского международного форума «Одаренные дети»

Итого призеров:

5

2

1

Итоги участия

Участие во всероссийской конференции (2  диплома),

Участие в международном фестивале (2 учащихся)

Общее количество победителей за данный период – 13 , призеров – 8, участников Всероссийских и Международных конкурсов – 4

Кроме работы с учащимися занимаюсь мектодической работой, самообразованием. С разработками программ кружков участвовала в различных педагогических конкурсах:

№п/п

Наименование разработок

Год создания

Кем утверждены

1.

Программа кружка «Заповедные уголки Мордовии на страницах Интернета» (совместно с учителем информатики Куклевым Е.И.)

2010

Жюри республиканского конкурса «Подрост»

2.

Программа кружка «Заповедные место Мордовии на страницах Интернет»

2010

Жюри конкурса «Новое в образовании»

3

Программа кружка «Россия и Мордовия: истоки единения»

2010

Жюри конкурса «Новое в образовании»

3.

Образовательный проект «Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ – технологий»

2011

Жюри конкурса «Новое в образовании»

4.

Программа «Реализация программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи путем внедрения этнокультурного компонента во внеурочную деятельность посредством ИКТ-технологий»

2011

Жюри конкурса на соискание республиканской педагогической премии им мордовского просветителя А.Юртова

5.

Программа «Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочной деятельности посредством ИКТ-технологий»

2013

Жюри IV Всероссийской конференции «Диалог финно-угорских языков и культур» (секция «Региональный компонент в инновационном пространстве образовательного учреждения»

 

Делюсь опытом с коллегами, провожу открытые уроки и внеурочные мероприятия для учителей географии и для учащихся других школ района. В 2012 году начата работа по дистанционному обучению учащихся школ района. За анализируемый период  были проведены внеурочные мероприятия.

Муниципальный уровень:

2010 год:

1. Внеклассное мероприятие «Клуб юных путешественников» (семинар учителей географии)

2011 год:

1. Презентация сайта работникам ФГУ «Национальный парк «Смольный» - «Национальный парк «Смольный: настоящее, прошлое, будущее».

2012 год:

1. Он-лайн телемост для учащихся школ района «Проектно-исследовательская деятельность, методы и формы исследования»

2013 год:

1. Открытый урок «Население Центральной России» с использованием дистанционного обучения.

                

Освоение современных образовательных технологий - неотъемлемая часть деятельности педагога. В своей педагогической деятельности использую различные формы и методы работы. Новые образовательные технологии позволяют создать мне широкий спектр возможностей разработки уроков  и методических материалов. Благодаря им, я интегрирую мультимедийный материал  с традиционными средствами обучения. В своей работе большое внимание уделяя информационным технологиям.

Наименование технологии

        Уровень использования        

на уровне отдельных элементов

апробация в эксперименталь-

ном режиме

системное использование

(в течение нескольких лет)

1. Здоровьесберегающая

Изучение правил ТБ, норм СанПиНа. Физкультминутки, упражнения для глаз.

2. Информационно-коммуникационная

Дистанционное обучение учащихся других школ

Использование медиаучебников, Интернета,  демонстрационных, учебных программ.

3. Тестовая форма контроля, в том числе с  использованием ПК

Использование тестов для контроля знаний  и тренинга как на бумажном носителе, так  и на компьютере.

4. Метод проектов

Создание проектов в урочной и внеурочной деятельности.

5. Исследовательские методы в обучении

Исследование статистического, местного материала к отдельным темам.

6. Обучение в сотрудничестве

Групповая работа на уроках.

7. Разноуровневое обучение

Разноуровневые задания,  практикумы и тесты

8. Проблемное обучение

Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций на уроках.

9. Развивающее обучение

Уроки развивающего обучения.

10. Игровые технологии

Игровые приемы и ситуации, уроки-игры, соревнования и др. Использование обучающих программ.

11. Лекционно-семинарско-зачетная система обучения

Проведение лекций, семинаров и зачетов.

Здоровьесберегающие технологии применяю каждом уроке. На первых уроках 1 и 2 полугодия обязательно провожу инструктаж по технике безопасности и знакомлю с нормами  СанПиНа. Во время выполнения практических работ на компьютере провожу физкультминутки, включаю в них упражнения для глаз. Чередую различные виды учебной деятельности.  Опыт работы по данной технологии нашел отражение в выступлении  «Здоровьесберегающие технологии на уроках географии и во внеурочной деятельности» на районном семинаре учителей географии.

Для актуализации знаний и формирования пространственного мышления я использую информационные технологии. Современные информационные технологии позволяют проводить мне интернет-уроки, уроки-презентации, уроки с использованием мультимедиаучебников, уроки с использованием интерактивной доски. Новой формой работы стало проведение уроков-телемостов со школами района. Опыт работы по данному направлению был мной представлен слушателям курсов повышения квалификации учителей географии .

Удобной формой контроля считаю  тестирование, позволяющее более глубоко проверить знания учащихся,  выявить общую картину усвоения материала и  организовать индивидуальную работу. На протяжении ряда лет использую тестовую систему контроля за знаниями учащихся, сочетая ее с традиционной формой проверки контрольной работой. На уроках использую не только печатные тесты, но и мультимедийные диски. С докладом по данной теме выступала на заседании районного методического объединения учителей географии.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Учащиеся  выполняют проектные задания: составляют учебные презентации. Тему, объем, содержание своего задания каждый определяет самостоятельно, соответственно своим интересам и возможностям или из числа предложенных. Подготовку проектов для работы на интерактивной доске я представляла на мастер-классе для учителей школы и района.  

Технологию исследовательской деятельности использую при изучении учебного материала учащимися самостоятельно. Во время урока с применением данной технологии учащиеся самостоятельно добывают данные из учебников, журналов, страниц интернета и, анализируя, сравнивая, делают вывод по определенной теме.  Данная технология была представлена на открытом уроке республиканского уровня в ходе урока «Население Центральной России»

Ученики на уроках, получая большое количество информации, по-разному её усваивают. Технология разноуровневого обучения позволяет вовлечь в работу каждого ребенка. Для индивидуальной работы учащихся на уроке подбираю задания различного уровня сложности. Это позволяет повысить качество знания учебного материала хорошо подготовленными учащимися и закрепить минимум для учащихся среднего уровня подготовленности. На уроках использую разноуровневые тесты и задания. Вопрос о дифференцированном подходе в обучении был рассмотрен на заседании районного методического объединения учителей географии.

Применяя технологию проблемного обучения, изложение нового материала, содержание которого имеет средний уровень сложности, осуществляю не простым изложением фактов и понятий, а использую диалог и  прием создания проблемных ситуаций. Данная технология была продемонстрирована на открытом уроком «Загрязнение окружающей среды» в ходе семинара учителей географии.

Несколько лет работаю над идеей развивающего обучения. При данном виде технологии мы с учащимися совместно анализируем содержание учебного материала, определяем общее отношение, наблюдаем, как оно проявляется в частных отношениях в рамках рассматриваемого материала. В основе учебного процесса развивающего обучения лежит так называемая "учебная задача", то есть задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения вопросов разного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически. Данная технология была продемонстрирована в ходе открытого урока-телемоста по теме «Австралия. Географическое положение»

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В своей деятельности применяю различные  модели деловых игр: ролевая игра, деловая игра. Как правило, игровые технологии предполагают  использование групповых методов работы. Существует большой спектр уроков, на которых используются нетрадиционные формы организации учебного процесса: урок-соревнование, урок-турнир, урок-КВН, аукцион знаний и другие. Данный вид работы был продемонстрирован в ходе открытого урока-телемоста «Загрязнение окружающей среды»

Наимено-

вание технологии

Форма представления результатов

Название темы статьи (выступления)

Уровень публикации (проведения)

Дата представления результатов

(месяц, год)

Здоровье-
сберега-ющая

Семинар

«Здоровьесберегающие технологии на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Муниципальный

Март

2011

ИКТ

Семинар

Доклад «Использование ИКТ на уроках географии»

Муниципальный

Август

2010

Открытый урок

Урок-телемост «Население Центральной России»

Республиканский

Февраль

2013

Выступление перед слушателями курсов повышения учителей географии

Доклад «Дистанционный способ обучения в проведении уроков и подготовки к ГИА и ЕГЭ»

Республиканский

Январь 2013

Открытый урок

Урок-телемост «Загрязнение окружающей среды»

Муниципальный

Январь 2012

Метод проектов

Мастер-класс

«Приемы работы с интерактивной доски в ходе работы над проектами»

Муниципальный

Март

2013

Исследовательские методы в обучении

Открытый урок

Урок-телемост «По материкам и странам»

Муниципальный

Апрель

2013

Открытый урок

Урок-телемост «Население Центральной России»

Республиканский

Февраль

2013

Разноуров-невое обучение

Семинар

Доклад «Разноуровневое обучение учащихся, как основа обучения личности учащихся»

Муниципальный

Ноябрь

2010

Развивающее обучение

Открытый урок

Урок-практикум (телемост) «Построение «розы ветров» и графиков температур и облачности»

Муниципальный

Декабрь

2013

Проблемное обучение

Открытый урок

Урок-телемост «Западная Сибирь. Оценка природных условий для жизни человека"

Муниципальный

Март

2013

Игровые технологии

Семинар

Открытый урок-телемост в виде деловой игры (суд) «Загрязнение окружающей среды»

Муниципальный

Январь

2012

Географию преподаю с 1990 года. Являюсь руководителем районного методического объединения учителей географии. За время работы накопила достаточный опыт, которым делюсь с учителями не только своей школы, но и других школ района.  Участвую  и выступаю на республиканских семинарах, конференциях.

С 2012 года являюсь тьютером по осуществлению дистанционного обучения географии для учащихся 6-11 классов общеобразовательных учреждений Ичалковского муниципального района.

В 2013 году участвовала в региональном семинаре  руководителей муниципальных советов регионального отделения ООО ВПС "Учитель в социальном векторе России".

Ежегодно веду тесное сотрудничество с ФГУ «Национальный парк «Смольный» в проведении акции «Марш парков», конкурсов. Организую заседания районного методического объединения учителей географии на базе национального парка.

Имею свой сайт в Интернете, где представляю опыт своей работы общественности: на сайте помещены разработки программ, уроков, достижения. Сайт имеет адрес в Интернете http://nsportal.ru/user/245164

Формы обобщения и распространения ППО:

2010

2011

2012 - 2013

        Выступления

Всероссийский уровень

Доклад «Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочную деятельность посредсвом ИКТ-технологий»  (IV Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог финно-угорских языков и культур»)

Республиканский уровень

Доклад «Дистанционный способ обучения в проведении уроков и подготовки к ГИА и ЕГЭ» - курсы для слушателей в МРИО

Муниципальный уровень

1. Доклад «Использование ИКТ на уроках географии» - семинар учителей географии.

2. Доклад «Разноуровневое обучение учащихся, как основа обучения личности учащихся» - семинар учителей географии

1. Доклад «Преподавание географии в период перехода новые образовательные стандарты» - семинар учителей географии

 2. Доклад «Новые подходы в преподавании географии при личностно-ориентированном обучение  учащихся» - семинар учителей географии

1. Доклад «Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ в 2013 году» - семинар заместителей директоров по УВР

2. Доклад «Экологическое воспитание школьников» - семинар учителей географии.

3. Доклад «Подготовка к государственной итоговой аттестации» - семинар учителей географии

Публикации:

Всероссийский уровень

1. Программа «Внедрение этнокультурного (регионального) компонента во внеурочной деятельности посредством ИКТ-технологий» в Сборнике «Диалог финно-угорских языков и культур» (Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции)

Муниципальный уровень

 

Статьи в газете «Земля и люди»:

1. «Интернет и школа. В ногу со временем»

2. «Компьютерные технологии. В ногу со временем»

Статьи в газете «Земля и люди»:

1. «По итогам олимпиады»

2. «Красота вокруг нас»

3. «Последние зимние забавы»

 4. «Рассмотрели вопросы экологического воспитания школьников»

5. «Обменялись опытом»

Интернет-публикации

Национальный парк "Смольный" (исследовательская работа с презентацией)

Программа кружка "Летопись села на страницах Интернета"

Заповедные уголки Мордовии на страницах Интернета. Программа элективного курса по информатике и географии. 

Разработка урока «Климат Африки»

Разработка урока на тему «Центральная Россия»

Статья «Деятельностный подход в обучении и воспитании как основа формирования естественнонаучной картины мира»

Разработка «История герба Российского»        

        Мероприятия

Муниципальный уровень

Как руководитель районного методического объединения учителей географии, согласно плану работы Управления образования организую семинары,  учителей географии, открытые уроки, оказываю методическую помощь молодым специалистам.

Сотрудничество с отделом Рекреации и экологического просвещения ФГУ «Национальный парк «Смольный»

Региональный уровень

Участие в региональном семинаре  руководителей муниципальных советов регионального отделения ООО ВПС "Учитель в социальном векторе России"

Организация выставок работ учащихся в ходе проведения «Всероссийского форума сельских поселений», межрегионального семинара муниципальных образований Чувашской Республики и Республики Мордовия

                

             Ежегодно участвую в конкурсах педагогического мастерства. На данные конкурсы представляю разработки программ, кружков и др.

 

Наименование

конкурсов, смотров др.  

Год

Результат участия

Республиканский уровень

Конкурс «Подрост». Номинация «Формы и методы экологического воспитания»

2010

3 место

Конкурс «Новое в образование» Программа «Заповедные места Мордовии на страницах интернета»

2010

                     Участие

Конкурс «Новое в образование» Программа «Россия и Мордовия: истоки единений»

2010

                     Участие

«Новое в образовании-2011»

2011

Участие

Конкурс на соискание Республиканской педагогической премии имени мордовского просветителя-священника Авксентия Юртова (1854-1916)

2011

Диплом победителя

Конкурс «Серафимовский учитель». Программа «Духовно-нравственного воспитания детей и молодежи посредством внедрения этнокультурного (регионального) компонента»

2013

2 место

Всероссийский уровень

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог финно-угорских языков и культур». Секция «Региональный компонент в инновационном пространстве образовательного учреждения»

                2013

2 место

Участие в проекте «Источник знаний на Интернет-портале Pro Школу. ru

С 2011 года по настоящее время

1 место

Своевременно прохожу курсы повышения квалификации:        

1. Курсы в МРИО по теме «Современные информационно-коммуникативные технологии для учителя географии» - 72 часа (2013 г.) 

2. Курсы в МРИО по теме «Интерактивная доска как средство повышения профессиональной компетентности учителя-предметника – 72 часа (2013 г.)

3. Курсы в МРИО по теме «Создание дистанционных модулей для обучения школьников в виртуальной среде дистанционного обучения «Moodle» - 108 часов (2013 г.)