Мой педагогический опыт

Колмаков Андрей Владимирович

 

Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся

 


 

 

План

Введение.

1. Классификация групповой технологии.

2. Особенности организации групповых технологий.

3. Реализация педагогического опыта.

4. Распространение педагогического опыта

5. Заключение.

6. Литература.

7. Приложение. 

Введение.

Могущество разума беспредельно.

И. Ефремов

Современное гражданское общество стремительно усложняется прямо на наших глазах. Сегодняшний российский выпускник должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Традиционные формы обучения и полученные результаты не всегда, а иногда и совсем, не соответствуют данным требованиям и запросам общества. Депутат Государственной Думы РФ, Член фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Викторович Чижов заявил: «Современному обществу нужны нестандартно мыслящие, профессиональные люди, способные двигать страну вперед. Это возможно только когда все социальные институты - в первую очередь школа и семья - развивают лучшие качества ребенка...».  

Классификация групповой технологии.

Нестандартное мышление позволяют развивать различные педагогические технологии.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

- метод проектов.

И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При  правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовывать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной деятельности в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Особенности организации групповых технологий.

Ученик усваивает быстро и качественно лишь то,

 что тут же после получения новой информации применяет на деле

 или передает другим.

А. В. Ривин.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера работы.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причем, помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Реализация педагогического опыта.

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

·       воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

·       ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;

·       ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;

·       сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;

Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются. Я считаю, что групповая форма обучения является более эффективной.

В своей педагогической деятельности я использую следующее разделение на группы: индивидуальные задания, малые группы, работа с классом-группой.

Индивидуальные задания.

Не существует одинаковых людей. Я самостоятельно выбираю из арсенала педагогических средств те, что наиболее подойдут к ребенку в данной ситуации. Так, например, при выборе учащихся для доклада по какой-либо дисциплине, я вношу коррективы в соответствии с ораторскими особенностями ребенка. Чаще всего те учащиеся, которые уже выступали на НОУ или только предстоит участвовать, получают задания в виде докладов. Остальным учащимся я предлагаю задания, при формулировке которых стараюсь подчеркнуть не недостатки ребенка, а его уникальность. Например, смастерить макет, сделать рисунок, создать небольшое видео и пр. Например, в 8 классе учащийся 7-го вида, вместо доклада по теме «Преимущества -носителя» создал видео-подборку оригинальных флешек. Учащийся 9 класса для урока физики сделал действующий макет сообщающихся сосудов.

Малые группы.

Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. Работу в малых группах я использую на различных этапах уроках.

·       При объяснении нового материала, когда нужно усвоить большой объем информации. Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: лекция – групповая работа с текстом – индивидуальная самостоятельная работа. В начале каждого урока учитель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной. Рекомендуется использование наглядности, моделирования и учебных экспериментов. Далее учащиеся работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Конспекты лекции предварительно размножаются, и каждая команда получает необходимое количество копий. Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы учителю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них. После проработки конспекта лекции учащиеся выполняют индивидуальные работы. На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Примером использования данного метода могут служить уроки в 11 классе. Так при изучении темы " Моделирование" одна группа изучает его как метод познания, другая – формальное представление, третья – системный подход.

·       Изучение нового материала малыми группами. Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15-минутного обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу. Например, изучение темы топология сетей. Учащиеся в группах берут различные топологии: шина, кольцо, звезда. Изучают новый материал и делаю доклад в своих группах.(см. приложение 1)

·        При формировании определенных умений и навыков. Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу. Группа берет конкретное задание, и выполняет проект, который защищается перед всем классом.  Например, 8 класс. При изучении устройства компьютера, каждая группа берет устройства отличающиеся по назначению. Например, принтер, сканер и др. Отрабатывает умения работы с ним и демонстрирует всему классу.

·       При закреплении и совершенствовании учебных навыков изученной темы. Деление на группы производится самими учащимися. Затем каждая группа выбирает проект. Распределение ролей участников группы в первый раз регламентируется учителем. В будущем, учащиеся сами выбирают себе роли. Получить консультацию учащиеся могут во внеурочное время. Демонстрация и защита проекта происходит на уроке. Например, 8 класс. Устройства хранения информации. Проекты «оптические носители информации», «жесткий диск», «-носители» и др.)

·       При повторении ранее изученного материала. Каждой группе выдаются карточки с вопросами. Каждый учащийся подгруппы поочередно выбирает карточку и отвечает на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру – по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов). В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи учителя. Например, вопросы о форматирование текста (см приложение 2).

 Как показывает практика, учащиеся с удовольствием работают в группах, более ответственно и заинтересованно подходят к выполнению задания.

Работа с классом, как с одной большой группой.

Я использую метод работы с классом как с одной группой в старшей школе.

Метод группового исследования. Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между участниками команды так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы.

Следующий способ работы позволяет отследить сплоченность коллектива, определить лидера и ведомых.

 Например, при изучении темы общения в сети Интернет. Предлагаю учащимся использовать форум школьного сайта для обсуждения какой-либо идеи, совместное использование гостевой книги и пр.

Также я использую работу в группах при проверке домашнего задания, при различных видах контроля. Метод кооперативного взаимообучения заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д. Например, предлагаю составить контрольную работу для своего соседа. Использую групповую форму для работы с текстом. Сегодня при проведении итоговой аттестации учащиеся должны уметь работать с текстом, поэтому я предлагаю использовать групповое изучение нового материала по учебнику.

Реализация группового обучения происходит не только во время учебных занятий, но и во время факультативов, кружков и консультационной деятельности.

  1.  

Консультации по предметным дисциплинам и подготовка к итоговой аттестации подразумевают работу не с целым классом, а только заинтересованными учащимися. Без работы в малых группах проводить консультации было бы довольно затруднительно.

Так, например, консультацию по информатике в прошлом году посещало два ученика: первый выбрал данный предмет на итоговую аттестацию, а второй – для повышения уровня знаний. Применяя дифференциальное обучение в данной группе, я получил следующие результаты: успеваемость на ГИА - 100%; качество составило тоже 100% (Терещенко Дмитрий получил оценку «отлично»).

Кружковая деятельность.

Кружковую работу по информатике просто невозможно представить без групповой деятельности. В кружок по ЛЕГО-конструированию записались учащиеся из разных параллелей Деление на группы и введение соревновательного момента (см. приложение 3) помогло достичь следующих результатов. Команда учащихся Рождественской школы первая в районе участвовала в областных соревнованиях по ЛЕГО-конструированию в творческой категории. Различные группы учащихся (и старшая возрастная категория, и младшая возрастная категория) в разные года входили в десятку и пятерку лучших команд по ЛЕГО-конструированию в областных соревнованиях соответственно.

Поисковый метод. Специфика данного метода заключается в формировании поисковых групп учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности. Именно поэтому разрешается формирование групп по произвольному (зачастую неформальному) признаку, цель которых – провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода, собрать эмпирический материал, провести статистическую обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в виде доклада, и, наконец, пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования перед специальным экспертным советом, состоящим из преподавателей разных дисциплин, родителей, учащихся. Например, подготовка учащихся к лего-соревнованиям в творческой категории, были представлены проекты «Робот-худождник», «Робот-математик», «Тур-агентство» и др.

Внеурочная деятельность.

Групповой способ так же использовал во внеурочной деятельности:

а) при подготовке к олимпиадам;

б) при выполнении исследовательских работ НОУ.

Положительным результатом применения данной технологии считаю успешное выступление учащихся на муниципальных олимпиадах.

 

  •  
  •  
  1.  
  1.  
  1.  
  •  

Калачев Е. - 

Ращектаева Т. - 

Чинькова С. - 

 

 

Так на 12 конференции юных исследователей «Интеллектуалы века» Терещенко Дмитрий и Бобылев Антон с работой «Компьютерный физический практикум» заняли  место. За творческий подход, большую и плодотворную работу получили благодарность Управления образования администрации Увельского муниципального района.

Распространение педагогического опыта. 

С представление своего педагогического опыта выступал на педагогическом совете в школе "Технологии обучения" по теме "Групповые формы обучения". На совещании при директоре выступал с докладом "О способах активизации познавательной деятельности учащихся". На районном семинаре завучей в 2011 году. который проходил на базе нашей школы, давал открытый урок на основе метода работы в группах. На методическом объединении учителей информатики в феврале 2012 выступал с докладом "Групповые формы обучения". Проводил мастер-класс для учителей информатики на методическом объединении по теме "Использование метода проекта в группах". Участвовал в семинар - выставке проводимой в г. Москва по теме "Современные цифровые образовательные ресурсы"2009г. На курсах повышения квалификации ГОУ ДПО ЧИППКРО  в 2011г. выступал с рекомендациями по создания разноуровневого тестирования с опорой на групповую работу. Публикация в Интернете на сайте http://kolmakovav.74332-s-010.edusite.ru/

Заключение

Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию, они  станут более уверенными, способными выражать и отстаивать свое мнение.

Как и у каждой педагогической технологии, групповые методы обучения имеют свои плюсы и минусы.

 

Достоинства

Недостатки

1. Все участники группы привлечены к активной деятельности.

2. Развивается ответственность за свои поступки.

3. Предоставляется возможность услышать и сопоставить разные точки зрения.

4. Появляется необходимость анализа и самоанализа, для выявления недостатков и предотвращения их в последующих работах.

5. Возникает необходимость самообразования, поиск нужной информации в дополнительных источниках.

6. Знания по предмету становятся качественными.

7. Новый способ работы повышает заинтересованность учащихся.

8. Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач

9. Улучшается психологический климат в классе, развивается толерантность, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

 1. Требует много времени от учителя при подготовке заданий.

2.Требует объяснения поставленных задач каждой группе.

3. Сложность деления на группы.

 

 

  •  

1.    Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1997.

2.    Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.

3.    Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.

4.    Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975.

5.    Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.