Наставничество

План работы учителя наставника с молодыми специалистами

Анкеты для диагностики работы  молодого специалиста  и учителя наставника 

Методические рекомендации по организации наставнической работы

Памятка для наставника молодого педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • Да
  • Нет
  • Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

  • в календарно-тематическом планировании;
  • проведении уроков;
  • проведении внеклассных мероприятий;
  • общении с коллегами, администрацией;
  • общении с обучающимися, их родителями;
  • другое (допишите) _________________________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели урока;
  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока;
  • мотивировать деятельность обучающихся;
  • формулировать вопросы проблемного характера;
  • создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении;
  • подготавливать для обучающихся задания различной степени трудности;
  • активизировать учащихся в обучении;
  • организовывать сотрудничество между обучающимися;
  • организовывать само и взаимоконтроль обучающихся;
  • организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН обучающихся;
  • развивать творческие способности учеников;
  • другое (допишите) __________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию;
  • практико-ориентированному семинару;
  • курсам повышения квалификации;
  • мастер-классам;
  • творческим лабораториям;
  • индивидуальной помощи со стороны наставника;
  • школе молодого специалиста;
  • другое (допишите)

          _________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения;
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
  • приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • учет и оценка знаний обучающихся;
  • психолого-педагогические особенности обучающихся разных возрастов;
  • урегулирование конфликтных ситуаций;
  • формы работы с родителями;
  • формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися;
  • другое (допишите) ________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета молодого специалиста

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, анкету. 
Ф.И.О. _________________________________________________________
Дата ___________________________________________________________

  1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?
  2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
  3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
  4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
  5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
  6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
  7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?
  8. Что Вас привлекает в работе коллектива
  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

Спасибо за сотрудничество!

  1. Анкета для изучения спроса и потребностей учителей

Цель: определить уровень теоретических и практических знаний и умений учителя, необходимых в педагогической деятельности.

№п/п

Теоретические знания и

профессиональные умения учителя

(показатели оценки знаний и умений учителя)

Владею

Владею  частично

Не

владею

1.

Знание предмета учителем:

- ориентация в целях и задачах науки;

- оперирование научной терминологией;

- ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов;

- владение содержанием современных достижений науки и практики;

- представление о роли и месте использования этих знаний в обучении.

2.

Владение методикой преподавания:

- понимание целей и задач обучения учащихся по предмету;

- ориентация в учебных планах и программах преподавания предмета;

- ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся;

- ориентация в новых методах и приемах обучения;

- ориентация в новых формах организации обучения.

3.

Знание психологических особенностей обучающихся:

- ориентация в психологических особенностях школьников;

- учет их при отборе содержания, форм и методов обучения;

- понимание роли психодиагностики в развитии обучающихся;

- ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников.

4.

Знание теоретических основ педагогики:

- понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развития;

- ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности учащихся;

- характеристика уроков разного типа;

- ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них.

5.

Знание педагогических технологий:

- понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

-  понимание места учителя в учебном процессе;

- владение приемами планирования и организации личного труда школьников;

- ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся.

6.

Умение пользоваться методами исследовательской работы:

- изучение научной, методической литературы, нормативной и школьной документации;

- наблюдение;

- социологический метод исследования;

- метод педагогического эксперимента.

7.

Умение обобщать собственный опыт

8.

Владение методами и приемами самообразования

Анкета  для выявления способности учителя к саморазвитию

Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 - да: 4 скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для своего развития.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.

16. Я выписываю газеты.        

17. Я выписываю методическую литературу.

Препятствующие факторы

1. Собственная  инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие  информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к моей проблеме руководителей.

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятие самообразованием.

10. Интерес к работе.

11 Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.

Приложение 2 

План профессионального становления молодого специалиста 

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Час общения «Расскажи о себе»

Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения

Закрепление наставников. Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса

Ознакомление с требованиями оформления классного журнала

Октябрь

Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя»

Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

Практическое занятие «Как работать с тетрадями и дневниками обучающихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»

Собеседование «Как быстрее адаптироваться в школе»

Ноябрь

Консультация «Проектировочная деятельность учителя»

Практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников» 

Декабрь

Консультация «Современный урок: структура и конструирование»

Практикум «Анализ урока. Виды анализа». Посещение уроков наставником и их структурный анализ

Январь

Семинар-практикум «Эффективность урока - результат организации активной деятельности обучающихся»

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

Февраль

Посещение уроков молодых специалистов

Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока»

Обзор периодической педагогической печати

Март

Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с обучающимися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)

Час психолога «Проблемы дисциплины на уроках» (практикум по решению педагогических ситуаций)

Апрель

Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями»

Собеседование «Основные проблемы начинающего педагога в период адаптации в школе. Вопрос - ответ»

Май

Подведение итогов работы  - семинар или аукцион педагогических идей, методическая выставка достижений молодого учителя


План работы наставника и молодого специалиста

Тема

Рассматриваемые вопросы

сроки

Знакомство с молодым учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление рабочих программ и календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого учителя.

Сентябрь

Разработка индивидуального плана профессионального становления

Педагогическое самообразование, участие в  работе методического объединения, занятия в школе молодого педагога.

Сентябрь

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого учителя. Функция общения на занятии

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё».  Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).

Октябрь

Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства

Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения уроков, наставник совместно с молодым педагогом готовят конспекты уроков, проговаривают каждый этап и элемент урока, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после каждого урока идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее

ноябрь

Имидж педагога.

Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д.

Сентябрь

Педагогическая ситуация.

Совет «бывалого».

Октябрь

Копилка интересных уроков. 

Разработки или описания интересных занятий силами самих молодых специалистов и наставников.

 

Самообразование воспитателя – лучший учитель

Выбор методической темы. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год

В течение года

Как написать обобщение педагогического опыта 

Выбор методической темы, технология описания опыта

Апрель

Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.

Портфолио аттестуемого учителя

Ноябрь- декабрь

 

Март- апрель

Методическая выставка достижений молодого учителя.

Уровень профессионализма молодого учителя – систематизация наработок профессиональной деятельности.

Конец учебного года

Диагностика учеников

Методика проведения обследования

Май

Приложение 3

Мониторинг профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя

Характеристики, определяющие успешность учителя

8-10 баллов –   оптимальный уровень

6-7 баллов –  достаточный

уровень

5 баллов и ниже –   критический уровень

Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета

Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по методологии преподавания предмета; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников

Учитель использует материал педагогических публикаций время от времени — для подготовки докладов, для отчетов. Учитель эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса

Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов

Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности ОП активно использует эти понятия

Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины - нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем с одним и тем же учеником.

Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика

Теоретические знания и владение навыками в области требований к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Учитель хорошо разбирается в коррекционных требованиях к организации учебного процесса, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении — читает периодику, классические работы. Уроки и класс организованы с учетом этих требований

Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях. Делает ошибки при организации учебного процесса

Учитель практически не владеет этими знаниями и умениями

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета

Учитель имеет в активе разнообразные методы и приемы работы. Учитель целенаправленно использует задания развивающего характера

Такие формы работы учитель использует эпизодически. В основном учитель использует традиционные методики, не слишком заботясь об их разнообразии

Учитель практически не использует социализирующих и развивающих технологий и приемов, предпочитая традиционную форму урока

Практическое владение приемами эффективного общения

Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников.

Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком

Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следуя принципу директивно-понимающего общения

Владение управленческими технологиями -  педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовать, корректировать и анализировать результаты, применять теоретические знания об ИСУД учащихся на практике -  в планировании и организации уроков

Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.

Учитель умеет ставить цели ученику, однако при собственном целеполагании испытывает затруднения. Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и может скорректировать цели, условия учебного процесса.

Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР и сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы

Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве

Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

Умение обобщать свою работу в виде отчетов, выступлений, статей

Учитель может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры

Учитель способен описать свой опыт. Однако для систематизации, структурирования, обобщения, выводов требует помощи

Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом

Наличие оснащения, необходимого для уровневой дифференциации и идивидуализации учебного процесса

Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, позволяет:

- организовать индивидуализацию;

- рационально использовать время и пространство учителя и ученика

Оснащение учебного процесса требует систематизации для использования

Дидактическое оснащение требует доработки и по содержанию, и по форме, и по количеству



  1. Комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов

Критерии:

  1. Особенности профессиональной компетентности начинающих педагогов.
  2. Типы проблем и трудностей, возникшие у молодых педагогов в процессе адаптации к педагогической профессии.
  3. Удовлетворенность молодых педагогов созданными условиями в образовательном учреждении для их более успешной адаптации
  4. Степень информированности молодых педагогов о деятельности  образовательного учреждения.

АНКЕТА № 1

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

  1. Нравиться ли Вам работать в данном образовательном учреждении? Почему?..........................................................................................................

…....................................................................................................................

  1. Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу?
  • Хорошее
  • Доброжелательное
  • Удовлетворительное
  • Плохое
  • безразличное

Почему?......................................................................................................................

…......................................................................................................................................................................................................................................................................

  1.  На Ваш взгляд, Вы готовы к профессиональной деятельности?

- да

- нет

- не совсем

4. Оцените уровень Вашей подготовленности по пятибалльной системе.

5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?

  • Организация и проведение учебных занятий
  • Несправляемость с дисциплиной в классе
  • Отношения с коллегами
  • Отношения с родителями
  • Проведение классных мероприятий
  • Проведение родительских собраний
  • Организация процесса самообразования
  • Другие трудности……………………………………………………..

7. Какие условия созданы педагогическим коллективом и администрацией, чтобы Вы чувствовали себя комфортно:

  • Выделена рабочая зона
  • Своевременное методическое информирование
  • Удобное время работы методического кабинета
  • Помощь опытных педагогов
  • Гибкий режим работы
  • Четкое определение полномочий, должностных обязанностей
  • Доброжелательная атмосфера в коллективе

8. Как складываются Ваши отношения с коллективом:

  •  С первого дня не обращают внимание
  • Настроены не дружелюбно
  • Не хотят помогать
  • Приняли доброжелательно
  • Оказывают моральную поддержку
  • Оказывают практическую помощь
  • Приглашают на занятия
  • Помогают решать педагогические задачи
  •  Рекомендуют методы и примы
  • Делятся опытом
  • Ждут от Вас практических советов
  •  Не нуждаетесь в помощи коллег

                                                 АНКЕТА №2

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период:

  • Первый месяц
  • Первые 3 месяца
  • Первые полгода
  • Первый год
  • Нужна до сих пор
  1. Кто помогает в решении профессиональных трудностей и проблем?
  • Директор
  • Завуч
  • Наставник
  • Коллеги
  • Специалисты научно-методического центра
  • Друзья по педагогическому университету
  • Преподаватели педагогического университета
  • Никто не помогает
  1. Кто, когда и какую помощь  Вам в процессе становления педагогической деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу

КТО?

Первый месяц

Первые 3 месяца

Первые 6 месяцев

Первый год

До сих пор

Какая помощь оказана

Директор

Завуч

Коллеги

Наставник

Преподавали вуза

Методисты центра

  1. Как часто директор и завуч приходят к Вам в класс, чтобы
  • отметить положительные результаты, похвалить
  • найти недостаток в работе
  • помочь разобраться в неудачах

5. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности? Каким образом?

  • Рассчитываете на свой опыт и знания
  • Консультируетесь с коллегами
  • Обращаетесь к завучу
  • Обращаетесь к преподавателю педагогического университета
  • Самообразовываетесь
  • Другое ………………………………………………………………..

АНКЕТА № 3

для молодого специалиста по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении

1. Укажите, удовлетворяют ли вас следующие аспекты вашей работы (поставьте галочку в соответствующим столбце).

Наименование критерия

Да

Нет

Перешли бы вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность?

Удовлетворены ли вы своей работой?

Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год?

Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию образовательного учреждения?

Хорошо ли планируется и координируется работа в образовательном учреждении?

Четко ли вы понимаете, что от вас ожидают в работе?

Понимаете ли вы, чем определяется ваша зарплата?

Можете ли вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения?

По вашему мнению, в этом образовательном учреждении вы сможете осуществить свои жизненные планы?

Устраивает ли вас признание вас как учителя в образовательном учреждении?

Устраивают ли вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)?

Устраивает ли вас обеспечение рабочего места всем необходимым?

Устраивает ли вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)?

Устраивает ли вас размер заработной платы?

Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом образовательном учреждении?

2. Что из нижеперечисленного вызывает у вас озабоченность? (отметьте галочкой)

Уровень оплаты труда

Информирование коллектива

Возможность доведения своего мнения до администрации

Состояние трудовой дисциплины в образовательном учреждении

Условия труда

Взаимоотношения в педагогическом коллективе

Организация питания

Материально-техническое обеспечение

Отношение к инициативным педагогам

Система поощрения лучших учителей

Качество подготовки учащихся

Взаимоотношение с администрацией

Возможность защиты от несправедливости

График работы

3. Как вы оцениваете систему морального стимулирования в образовательном учреждении? (отметьте галочкой)

Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд

Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное

Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования

Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги

4. Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас? (отметьте галочкой)

Почетная грамота

Похвала руководителя

Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку

Вынесение на доску почета

Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния

Более хорошие условия работы

Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации образовательного учреждения

Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах развития образовательного учреждения

Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность

5. Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными? (отметьте галочкой)

Интересная работа

Высокий уровень зарплаты

Благоприятные условия труда

Хороший, дружный коллектив

Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий

Возможность проявить инициативу и предприимчивость

Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками

Учет мнения педагогического коллектива при принятии решений

Возможность честным трудом заслужить доверие и уважение

Доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу

АНКЕТА № 4

для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности

Уважаемый коллега!

Просим Вас оценить уровень Вашей эмоциональной комфортности.

1. Трудно ли Вам было привыкнуть к работе учителя?

1) да, процесс адаптации был трудным и долгим

2) нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим

3) никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом

4) затрудняюсь ответить

2. Какова Ваша общая удовлетворенность профессией?

1) полностью удовлетворен

2) скорее удовлетворен, чем нет

3) затрудняюсь ответить

4) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен

5) полностью не удовлетворен

3. Какова Ваша удовлетворенности различными сторонами педагогического труда?

Набором и содержание учебного процесса

да

не очень

нет

организацией воспитательного процесса

да

не очень

нет

своими результатами работы

да

не очень

нет

качеством преподавания предмета

да

не очень

нет

обеспеченностью учебно-методической литературой и информацией

да

не очень

нет

технической оснащенностью аудиторий

да

не очень

нет

отношением с коллегами

да

не очень

нет

отношениями с наставником

да

не очень

нет

сопровождением Вашей деятельности, оказанием своевременной помощи

да

не очень

нет

материально-техническими условиями работы

да

не очень

нет

условиями питания в образовательном учреждении

да

не очень

нет

взаимоотношениями с классом

да

не очень

нет

взаимодействием с родителями учеников

да

не очень

нет

взаимодействием с руководством образовательного учреждения

да

не очень

нет

возможностями творческой самореализации

да

не очень

нет

4. Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли?        

1) наставник

2) коллеги

3) руководитель образовательного учреждения

4) заместители руководителя образовательного учреждения

5) руководитель методического объединения

6) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении

7) друзья, подруги, знакомые

8) никто и ничто

9) консультации на портале «Молодому учителю»

10) другое

5. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период?

1) недостаток свободного времени

2) перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание

3) недостаточный уровень профессиональной подготовки

4) неумение организовать себя

5) особых проблем не было

6) нехватка средств, неумение их расходовать

7) отсутствие привычного круга общения

8) невозможность найти занятие по душе, интересное дело

9) мало внимания со стороны руководства, наставника

10) низкая техническая оснащенность аудиторий

11) плохие санитарно-гигиенические условия

12) сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми

13) невнимание родителей

14) другое

6. Как вы оцениваете отношения к Вам в коллективе?

1) коллектив доброжелателен ко мне

2) всем все равно    

3) настороженное отношение

4) отношение враждебное

АНКЕТА № 5

по определению готовности молодого специалиста к дальнейшей деятельности в образовательном учреждении

В каком настроении вы обычно приходите на работу?

а) хорошем

б) безразличном

в) плохом

Вы рассматриваете возможность смены места работы?

а) нет

б) только когда сталкиваюсь с трудностями

в) да

Вы знаете о возможностях своего карьерного роста в данном образовательном учреждении?

а) да

б) только догадываюсь

в) нет

Какие у вас отношения с учащимися класса?

а) отличные

б) они мне безразличны

в) мы не понимаем друг друга

Насколько вы успели интегрироваться в педагогический коллектив?

а) сдружился с большей его частью

б) затрудняюсь ответить

в) практически ни с кем не общаюсь

Как часто вы попадаете в конфликтные ситуации?

а) ни разу не попадал

б) попадаю крайне редко

в) постоянно

Получаете ли вы помощь в своей профессиональной деятельности?

а) да, постоянно

б) иногда

в) нет, моими делами никто не интересуется

Удовлетворены ли вы результатами своего труда?

а) да

б) не всегда

в) нет

Вас устраивает режим трудовой деятельности и нагрузка?

а) да

б) не всегда

в) нет

Вы считаете достаточным уровень своей профессиональной компетентности?

а) да

б) затрудняюсь ответить

в) нет

Если бы вам представилась возможность перейти в другое образовательное учреждение, вы бы

а) остался здесь

б) оценил условия труда на новом месте и если они оказались бы лучше, то перешел

в) ушел бы, не задумываясь



Предварительный просмотр:

Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2. Помогите молодому специалисту   составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывайте помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывайте вместе. В своем классе постарайтесь изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Вместе готовьте и подбирайте дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5. Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.

6. Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

  1. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.
  2. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать  собственный педагогический почерк.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации наставничества

1.В современной теории образования наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое внимание. Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, духовности, подготовки ее к  активному участию в трудовой деятельности.

2.Школьное  наставничество  – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет.  Оно  предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области предметной специализации.

3.Можно выделить следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:

прогностический: определение целей взаимодействия, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста;

практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста;

аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

4.Система наставничества складывается из четырех взаимообусловленных компонентов:

- заинтересованности администрации образовательного учреждения в профессиональном росте сотрудников;

- конкретных целей, задач, программ деятельности субъектов, включенных в систему наставничества;

- процесса профессиональной адаптации молодого специалиста;

- межличностного общения между наставником и молодым учителем в процессе их взаимодействия.

5.Кандидат на роль наставника должен обладать тремя основными компетенциями:

- владение профессиональными навыками;

- отличные коммуникативные навыки – умение находить общий язык с людьми, выстраивать вертикальные и горизонтальные связи;

- хорошие административные навыки – умение формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить их корректировку.

6.Качественные характеристики педагога-наставника:

- опыт работы с людьми и в педагогической среде;

- знание особенностей своего образовательного учреждения, характера межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе;

- «профессионал», пользующийся доверием руководства школы и коллег;

- умение эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства;

- способность нестандартно, творчески организовать процесс наставнической поддержки, готовность предоставить молодому учителю самостоятельность;

- способность к самоанализу; желание самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.

7.Роль наставничества для развития творческого потенциала педагога, его инновационной деятельности:

- наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

- наставник, внося свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с молодыми специалистами;

- стремясь оказать влияние на молодого учителя, наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;

- выполнение функций наставника должно помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;

- наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники не только делятся собственным опытом с более молодыми коллегами, но и учатся: расширяют свой арсенал навыков и умений, осваивают современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п.

8.Работа с молодыми специалистами должна вестись планомерно, системно и систематически, иметь конкретную практическую цель подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении.

Наиболее ощутимыми результатами такой работы могут быть:

- повышение квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченность, следование общим целям и интересам школы;

- развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике школы;

- формирование в школе такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов.

9.Назначение педагогов-наставников осуществляет администрация школы. Нельзя пренебрегать также советом психолога, который поможет правильно сформировать пару «наставник – подопечный» на основе их психологической совместимости: это можно сделать с помощью тестирования. Стоит прислушаться и к мнению молодого учителя. Кроме того, при назначении наставника необходимо учитывать следующие показатели:

- место жительства: общение в неформальной обстановке способствует качеству педагогической деятельности;

- общность интересов: это превращает их в сплоченную пару единомышленников;

- общая увлеченность конкретной педагогической проблемой: если наставник не заинтересован в ее разрешении, педагогическая помощь не будет эффективной.

10.Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где учитель достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями по предмету, он будет чувствовать себя свободнее, раскованнее, увереннее.

На основе этой беседы наставнику необходимо составить план обучения молодого специалиста.

В плане обязательно должны быть указаны:

- основные профессиональные трудности, испытываемые подопечным;

- цель и задачи профессионального взаимодействия;

- этапы работы;

- основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;

- промежуточный и конечный результаты работы.

11.Цель педагогического общения педагога-наставника и молодого специалиста:

- Создание оптимальных условий для повышения его педагогической квалификации молодого педагога.

- Развитие профессионально значимых качеств личности учителя.

- Характерными признаками творческого подхода к процессу общения являются гуманистическая позиция педагога, наличие потребности в контактах, открытость общения, рефлексия.

- Наиболее оптимальными моделями взаимодействия с молодыми учителями, к которым должен стремиться педагог-наставник, можно считать следующие:

Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. При выявлении симптомов неблагополучной педагогической деятельности или выяснении возможностей для их возникновения наставник осуществляет профилактическую работу, которая планируется в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия.

Общение-коррекция требует от учителя-наставника знания психолого-педагогической теории, владения приемами диагностического исследования, знаний специального характера в области технологии общения.

Общение-поддержка. Этот тип общения имеет место в ситуациях, когда необходимо помочь молодому учителю в разрешении сложных ситуаций, с которыми он не силах справиться самостоятельно. От наставника требуется не только сумма знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как  такт, чуткость.

Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение педагогом-наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с молодым учителем, желания помочь ему в установлении доверительных отношений.

Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В её основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.

12.Формы работы с молодыми специалистами.

Коллективная работа:

педагогический совет,

педагогический семинар,

«круглый стол»,

педагогическая конференция,

«день молодого учителя».

Групповая работа:

групповое консультирование,

групповые дискуссии,

обзор педагогической литературы,

деловая игра.

Индивидуальная работа:

индивидуальные консультации,

практические занятия.

Требования к профессиональной компетентности педагога-наставника

1. Наставник обязан четко представлять цели своей деятельности, знать требования и потребности школы в этой сфере педагогической практики.

2. Наставник должен разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков.

3. Наставник должен уметь наладить положительный межличностный контакт с каждым своим воспитанником, предложить конструктивные формы и методы взаимодействия.

4. Наставник осуществляет диагностирование, наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего подопечного.

5. Наставник несет моральную и административную ответственность перед самим собой и руководством образовательного учреждения за подготовку молодого специалиста.

6. Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессио-

           нальной компетентности.



Предварительный просмотр:

План работы с молодыми специалистами

Цель:

создание условий для самореализации, для приобретения молодым специалистом практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодого учителя в коллективе.

Задачи:

1.        Формировать и воспитывать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании

2.        Помочь молодому учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.

3.        Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе

4.        Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Ожидаемые результаты

1)        Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.

2)        Совершенствование системы научно-методической работы учреждения образования.

3)        Повышение качества образования.

4)        Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Первый год «Знания и умения педагога – залог творчества и успеха»

Период

Содержание работы

Ответственные

1четверть

1.Вводное собеседование, где молодой учитель  расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Составление программы совместной работы учителя-наставника с молодым педагогом.

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Школа  молодого  учителя:

   - знакомство с УМК, методической литературой;

   - помощь  в  составлении  рабочих программ по предмету, поурочное планирование;

   -помощь  в  составлении  воспитательного плана  классного   руководителя;

  - инструктаж по технике безопасности.

3. Разработки программы собственного профессионального роста; 

  - выбор методической темы для самообразования.

4.  Освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

 -  знакомство с новыми педагогическими технологиями

5. Занятие «Дифференцированное обучение»

6. Посещение молодым специалистом уроков учителя -  наставника. Самоанализ  урока наставником

2  четверть

1.Консультация «Анализ урока учителем после его проведения. Виды анализа». Цель: научить молодого специалиста проводить самоанализ урока.

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи

3. Школа  молодого  учителя: «Методические требования к современному уроку» 

4.  Школа молодого учителя: «Изучение методик Сингапурских коллег»

5. Занятие: Планирование внеурочных занятий. Как подготовить внеклассное мероприятие.

 6.Беседа: Нетрадиционные уроки: психологические тренинги,   диспуты, конкурсы, круглые столы, «мозговые штурмы», защита проекта, экскурсии и др.

3 четверть

1.Занятие: Работа  со  школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Школа  молодого  учителя: «Организация работы на уроке с различными категориями учащихся. Индивидуальная работа»

3.Занятие. «Работа с одаренными детьми. Подготовка к олимпиадам». Цель: научить молодого специалиста планировать и проводить работу с одарёнными и талантливыми детьми

4. Портфолио»  учителя

5. Школа молодого учителя: Инновационная деятельность

6.Беседа: Содержание формы и методы работы  педагога с родителями

4 четверть

1. Школа  молодого  учителя: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности обучающихся».

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

3. Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями  слабоуспевающих учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности.

4. Посещение  уроков  и  их  анализ

5. Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»

6. Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

В течение учебного  года

1. Участие в работе ШМО (РМО):

      - открытые уроки,

      - предметные недели,

      - методические недели,

      - методические совещания,

      - творческие педагогические конкурсы,

      - экологические акции и др.

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Второй  год  «Самостоятельный творческий поиск»

Период

Содержание  работы

Ответственные

1четверть

1. Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Написание образовательной программы

3. Практикум «Правильность оформления документации»

4. Выбор темы по самообразованию

2четверть

1.Посещения занятий молодых специалистов с последующим их анализом

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Посещение занятий молодыми специалистами

3. Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата»

3четверть

1. Практикум: «Анализ и самоанализ занятия»

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии»

4четверть

Динамика роста профессионализма молодого учителя:

•         открытые уроки;

•         выступления-презентации на педсовете по теме самообразования;

•         методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности);

•         конкурс профессионального мастерства «Открытие»;

•         представление молодого учителя наставником.

Круглый стол «Компетенции и компетентность»

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Отчет по теме самообразования

В течение учебного  года

1. Участие в работе ШМО (РМО):

      - открытые уроки,

      - предметные недели,

      - методические недели,

      - методические совещания,

      - творческие педагогические конкурсы,

      - экологические акции и др.

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Третий год  «Выбор индивидуальной линии»

Период

Содержание  работы

Ответственные

1четверть

1. Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Выбор темы по самообразованию

3. Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

2четверть

1. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.

Портфолио аттестуемого

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.

3. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.

3четверть

1. Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2.Система работы с одаренными детьми

3.Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

4.Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.

4четверть

1.Подведение итогов работы «Школы молодого специалиста»: Портфолио молодого учителя. Тесты-матрицы «Влияние стимулов на деятельность учителя», «Портрет учителя глазами коллег и учащихся», «Модель значимых качеств учителя», «Формальные критерии успешности учителя».

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Анализ карьерных перспектив молодого учителя.

В течение учебного  года

1. Участие в работе ШМО (РМО):

      - открытые уроки,

      - предметные недели,

      - методические недели,

      - методические совещания,

      - творческие педагогические конкурсы,

      - экологические акции и др.

Администрация школы

Педагог-наставник

Молодой специалист

2. Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.