Конкурсная работа Жанр «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» « Гужевой транспорт в литературе»
С давних времен человек стремился познать и изучить мир, другие народы. И люди отправлялись в путешествия. В современном мире путешествие не потеряло актуальности и ассоциируется с определенными видами транспорта. Сегодня мы передвигаемся на самолетах, лайнерах, поездах, автомобилях. Но так было не всегда. Раньше путешествовали на гужевом виде транспорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_ariny.doc | 150 КБ |
transport_1.doc | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Областные юношеские «Филологические чтения» имени Н.Н. Пайкова
обучающихся образовательных организаций Ярославской области
Муниципальное образовательное учреждение «Михайловская средняя школа» Ярославского муниципального района
Конкурсная работа
Жанр «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»
« Гужевой транспорт в литературе»
Выполнила: Крапивницкая Арина,
обучающаяся 6 а класса.
Педагог-наставник: Яблокова Светлана
Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Ярославль, 2021
Оглавление
- Введение…………………………………………………………….с. 3
1.1.Актуальность и выбор темы.
1.2. Цели и задачи работы
1.3. Краткая справка об участниках проекта.
1.4. Описание методов и форм представления информации.
2.Описание деятельности по разработке и реализации
образовательного проекта.……………………………………………с.5
3. История гужевого транспорта …………………………………… с.7
4. Виды экипажей
4.1.Карета…………………………………………………………….с.9
4.2. Коляска………………………………………………………….с. 9
4.3.Русская тройка………………………………………………….с.10
4.4. Тарантас………………………………………………………… с.10
4.5. Бричка………………………………………………………….. с.10
4.6.Дрожки……………………………………………………………с.11
4.6.1. Беговые дрожки………………………………………………с. 11
4.7.Кибитка…………………………………………………………. с. 12
4.8. Таратайка……………………………………………………….с.13
4.9.Возок…………………………………………………………….. с. 13
4.10. Телега…………………………………………………………. с. 14
4.11. Дровни…………………………………………………………с.14
4.12.Верхом………………………………………………………… с.15
5.Заключение……………………………………………………………с.16
5.1.Полученные результаты
5.2.Оценка эффективности проекта
6. Список литературы……………………………………………………… с.17
7 .Приложение ………………………………………………………………с. 18
Введение
С давних времен человек стремился познать и изучить мир, другие народы. И люди отправлялись в путешествия. В современном мире путешествие не потеряло актуальности и ассоциируется с определенными видами транспорта. Сегодня мы передвигаемся на самолетах, лайнерах, поездах, автомобилях. Но так было не всегда. Раньше путешествовали на гужевом виде транспорта.
А.С. Пушкин, который очень любил путешествовать, в своем стихотворение «Дорожные жалобы » писал:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Именно гужевой транспорт был основным средством передвижения.
Собственно, это произведение и инициировало меня на создание данной работы.
Проблема работы: Поколению современных читателей трудно понимать язык произведений автора, который жил и писали о средствах передвижения в прошлые века.
Цель работы- создание альбома « Гужевой транспорт в литературе».
Актуальность темы заключается в том, что она знакомит не только с видами гужевого транспорта, ушедшего в далекое прошлое, но с историй нашего народа.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
Задачи:
1. Найти информацию о видах транспорта.
2. Сделать подбор иллюстраций.
3. Подобрать лирические произведения, в которых встречаются данные средства передвижения.
4.Оформить альбом.
5. Составить презентацию.
Гипотеза: предполагаем, что данные виды транспорта находят отражение в лирических произведениях.
Объектом исследования являются средства передвижения
Предметом исследования - лирические произведения.
Справка об участниках проекта: обучающаяся 5 а класса.
Описание методов и форм представления информации.
Анализ словарных статей, художественной литературы, обобщение и систематизация материала. Информацию о проделанной работе планируем представить в форме презентации и альбома.
Тип проекта:
- по числу детей –индивидуальный
- по доминирующему методу –поисковый,
- по предметным областям – межпредметный (литература, русский язык, ИКТ);
- по продолжительности – средней продолжительности.
2.Описание деятельности по разработке и реализации проекта
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность |
Предпроектный | Знакомство с темой работы. | Обсуждение направлений в выборе темы проекта, постановка цели, обсуждение задания. |
Планирование | Анализ и постановка задач проекта, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов. Составление плана работы. | Составление плана действий: 1-обратиься к различным сборникам лирических произведений. 2-выделить интересующую нас информацию; 3- найти дополнительные сведения в Интернете, в книгах о транспорте. 4- корректировка материалов к проекту; 5- поиск дополнительных ресурсов; 6-подготовка к защите проекта. |
Принятие решения | 1-сбор и уточнение информации; 2- обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), 3-выбор оптимального варианта реализации проекта, уточнение планов деятельности. | Работа с информацией, т.е. выбор наиболее точных и интересных фактов, Уточнение информации, полученной из прочитанных произведений, работа над созданием альбома. Составление презентации. |
Реализация проекта | Выполнение образовательного проекта. | Проведение корректировки проекта. Оформление альбома Рефлексия. Фиксирование реализации проекта. |
Послепроектный Рефлексия | Оценка проекта | Анализ проделанной работы. |
Планируемый результат:
- практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов, а именно: использование презентации и альбома на уроках литературы и русского языка.
Планируемый продукт проекта:
- Создание альбома.
- Презентация работы.
- История гужевого транспорта
Гужево́й тра́нспорт (гуж — кожаная или верёвочная петля в упряжи) — вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени (и даже овцы, страусы, слоны, ламы, верблюды, жирафы и другие). В зависимости от типа ходовой части различают колёсный и санный гужевой транспорт.
В северных регионах России вплоть до середины 1960-х годов вместо оленей и лошадей широко использовались ездовые собаки. Собачьими упряжками пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.
Гужевой транспорт был необходим при ведении сельскохозяйственных работ, применялся на рудниках и приисках, в армии, для доставки грузов к пристаням. Использовался для доставки частных или казенных грузов на дальние расстояния по Сибирскому тракту (из Европейской России и из-за границы, особенно из Китая).
Первоначально гужевым извозом, помимо почтовой гоньбы, занимались ямщики, но рост потребностей народного хозяйства (включая потребности военных и горнозаводских ведомств) опережал их возможности. Поэтому в гужевой извоз стало вовлекаться крестьянское население — сначала принудительно, затем на коммерческой основе. До второй половины XIX в. с товарами купцов следовали приказчики, нанимавшие артель извозчиков. Затем перевозкой стали заниматься фирмы — доставщики грузов, которые выступали посредниками между купцами и извозчичьими артелями. Таким образом, произошла концентрация грузоперевозок в руках транспортных фирм[1].
Нужно отметить, что изначально гужевой транспорт был в ведении ямщиков, но государство столь остро нуждалось в поставках продукции, что вскоре в этот процесс стало активно вовлекаться крестьянство. Особенная роль в развитии данного транспорта в нашей стране принадлежит сибирякам.[2]
Гужевой транспорт до середины XIX века был основным видом сухопутного транспорта, в середине XIX века широкое распространение получили железные дороги, в начале XX века широкое распространение получили автомобили, но гужевой транспорт оставался важным видом транспорта до Второй мировой войны, после чего он был вытеснен моторизованными видами транспорта. С начала XXI века гужевой транспорт используется в сельской местности, а в развивающихся странах роль гужевого транспорта высока.
4. Виды экипажей
4.1. Карета
Наиболее удобным, дорогим и комфортабельным экипажем была КАРЕТА, отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами. Внутри карета имела мягкие сидения - от двух до шести, окошечки по бокам и спереди - для общения с кучером. Позади кузова, на ЗАПЯТКАХ, то есть специальной подножке, при особо торжественных выездах стояли один или два ВЫЕЗДНЫХ ЛАКЕЯ - ГАЙДУКИ. Для входа в карету служили дверцы, к ним вела ступенька-подножка, закидывающаяся после посадки внутрь кареты и откидываемая гайдуком после остановки. Часто подножки закидывались и откидывались с грохотом, так, во всяком случае, говорится в "Двух гусарах" Л. Толстого. По бокам кареты в темное время горели фонари.
Кареты чаще всего закладывались тройкой или четверкой, легкие кареты - парой. На приемы и балы полагалось ехать в карете; если не было своей, нанимали ямскую. [3]Именно о карете восторженно пишет Я.Полонский. Приложение 1.
4.2. Коляски
Более простыми и легкими экипажами были КОЛЯСКИ. В отличие от карет кузов у них был открытый, но с откидным верхом. Коляски обычно запрягались парой или тройкой лошадей. В России под «колясками» понимали множество видов рессорных открытых экипажей. Например, разновидностями городской коляски были ландо и фаэтон. В Европе же, напротив, «коляской» назвали конкретный вид модного экипажа.
Упоминание об этом виде транспорта мы находим и у И.Северянина. Приложение 2
4.3. Русская тройка
Русская "тройка" появилась в конце XVIII - начале XIX века. Изначально этот вид транспорта служил для доставки почты, позже - для перевозки пассажиров. Особая система бега лошадей (коренная шла рысью, а пристяжные скакали галопом) позволяла развивать скорость до 50 км/ч. С середины XIX века стали проводиться соревнования троек. Изображение упряжи часто фигурировало на картинах многих мастеров, а за рубежом тройка всегда считалась невероятной экзотикой.[4] Приложение 3
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик, заливаясь,
Упоительно звенит.
Так писал в своем стихотворении « Тройка» П.Вяземский.
4.5. Бричка
БРИЧКА была гораздо легче громоздкого тарантаса, но тоже выдерживала дальние поездки - так можно судить по той бричке, на которой разъезжали по Руси. Как и тарантас, бричка имела откидывающийся верх, иногда плетеный, иногда кожаный - БУДКУ Бричка эта была "довольно красивая, рессорная".
Долго не исчезали допотопные безрессорные брички.
В наше время бричкой называют простую одноконную легкую повозку. [5] Игорь Северянин в стихотворение « Весенний день» обращается к ней. Приложение 5
4.6.Дрожки
ДРОЖКИ получили свое название от слова «дрог» - длинных брусьев, соединяющих обе оси. Первоначально это была совсем примитивная повозка: на доску, положенную сверху, приходилось садиться верхом или боком. Подобного рода дрожки иногда называли ТРЯСУЧКАМИ. Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Такие дрожки иногда получали название КОЛЯСКИ, по сходству. Но ни старые, ни более совершенные дрожки для езды на особо длинные расстояния не использовались. Это был преимущественно городской экипаж. [6] С этим видом транспорта мы встречаемся у Б. Окуджавы в лирическом произведении «Путешествие по ночной Варшаве в дрожках». Приложение 6
4.6.1. Беговые дрожки
Очень часто в русской литературе встречаются БЕГОВЫЕ ДРОЖКИ, или сокращенно БЕГУНКИ, - двухместные, впряженные в одну лошадь. Такие дрожки использовались помещиками или их управляющими для объезда имения, поездки к ближайшим соседям и т.п., одним словом, заменяли еще не появившийся тогда велосипед.
Городские ИЗВОЗЧИЧЬИ ДРОЖКИ назывались ПРОЛЕТНЫМИ и вскоре сократили свое название до слова "ПРОЛЕТКА". Такой легкий двухместный экипаж с рессорами и поднимающимся верхом можно было видеть в городах СССР еще в 1940-х годах. Выражение "ехать на извозчике" означало "ехать на извозчичьей пролетке", зимой же - на извозчичьих санках сходной конструкции.
Рессорные пролетки появились только в 1840-х годах. До того у извозчиков были КАЛИБЕРНЫЕ ДРОЖКИ, или просто КАЛИБЕР. На таких дорожках мужчины ездили верхом, женщины садились боком, поскольку это была простая доска, положенная на обе оси, с четырьмя примитивными круглыми рессорами. Одноместный калибер назывался ГИТАРОЙ - по сходству формы сидения. Извозчики ожидали седоков на БИРЖАХ - особо выделенных платных стоянках. ЛИНЕЙКОЙ первоначально назывались простые длинные дрожки с доской для сидения боком или верхом, а если доска была достаточно широка - по обе стороны спиной друг к другу
Позднее линейкой стал именоваться городской или пригородный многоместный экипаж со скамьями по обе стороны, разделенные перегородкой пассажиры сидели боком по направлению движения, спиной друг к другу. Рейсовые городские линейки снабжались навесом от дождя.
4.7. Кибитка
КИБИТКА - понятие очень широкое. Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Собственно кибиткой называлось переносное жилье у кочевых народов, затем - верх экипажа, Так именовалась почти любая полукрытая, то есть с отверстием спереди, летняя или зимняя повозка, сделанный из ткани, рогожи, луба или кожи, натянутый на дуги из прутьев. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик.[7] Именно к ней обращает свой взор поэт Александр Королёв. Приложение 7
4.8. Таратайка.
Двухместный, двухколесный кабриолет иногда назывался ТАРАТАЙКА. В предисловии к "Вечерам на хуторе близ Диканьки" автор вспоминает о некоем Фоме Григорьевиче, который, приезжая из Диканьки, "понаведался-таки в провал с новою таратайкою своею и гнедою кобылою, несмотря на то, что сам правил и что, сверх своих глаз, надевал по временам еще покупные", то есть очки[8].
А Николай Некрасов в произведении «Перед дождем» сообщает»: « ..Над проезжей таратайкой Спущен верх, перед закрыт..» Приложение 8
4.9.Возок
Древнейший санный экипаж с закрытым кузовом назывался ВОЗОК. Он предоставлял ездоку все удобства, кроме разве отопления: мягкое сидение, теплые покрывала, свет через окошки. [9]В поэме Некрасова "Русские женщины" о таком экипаже недаром говорится: "Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок". Ездили и в открытых санях РОЗВАЛЬНЯХ, или ПОШЕВНЯХ, - широкой повозке на полозьях, расширяющейся от переда к заду, без особого сидения. Они хорошо известны нам хотя бы потому, что в них сидит боярыня Морозова на прославленной картине Сурикова. В стихотворении «На розвальнях, уложенных соломой...» русского поэта Осипа Мандельштама, написанном в 1916 году, читаем:
На розвальнях, уложенных соломой,.. Приложение 9
Позднее у санных экипажей появились ПОДРЕЗЫ - железные полосы, прибитые к нижней плоскости полозьев.
На ДРОВНЯХ не ездили, хотя и "обновляли путь": это были крестьянские грузовые сани. На именины Татьяны Лариной, в январе
…Соседи съехались в возках, в кибитках, в бричках и в санях. Все понятно, кроме того, как можно было по снежной дороге проехать на колесной бричке. Не следует думать, что зимой колесные экипажи, особенно крытые, стояли без дела. Такие превращения летнего, колесного, экипажа в зимний, санный, были делом весьма обычным. Несомненно, что и брички съехавшихся на именины Татьяны были поставлены на полозья. Однако в больших городах, где снег с мостовой частично расчищался, частично утрамбовывался, можно было и зимой ездить в колесных экипажах.
Итак, возок- зимний крытый экипаж на полозьях. Возки, как правило, были меньше обычных карет, с тщательно заделанными отверстиями, благодаря чему ездить в возке даже в лютый мороз было тепло, а иногда и жарко. Окна делали совсем небольшие, часто узкие, из-за чего в возке было темнее, чем в карете.[10]
4.10. Телега
Четырехколесная повозка для перевозки кого-, чего-либо. В телеги обычно впрягают лошадей, реже — буйволов, мулов, волов. Традиционно телеги изготавливают из дерева. Несмотря на кажущуюся примитивность, телега является сложным техническим сооружением, состоящим из многих деталей. [11] В произведении «Полтава» мы находим упоминание о телеге.
Приложение 11.
4.11. Дровни
Крестьянские сани без кузова. Запрягались лошадью. Использовались как средство для перевозки дров, леса и других грузов, иногда людей[12]. Писатели XIX века сами на подобном не ездили, зато часто сажали в них персонажей из низшего сословия: вспомним пушкинское «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» и «везет лошадка дровеньки» из песенки про елочку. Приложение 12
4.12. Верхом
Езда верхом была распространена среди всех слоев населения. Сидя на спине животного (обычно лошади), свесив ноги по разные стороны. Поначалу и мужчины, и женщины ездили на обе стороны. Дамские седла появились не сразу. По некоторым сведениям, в IX, а по другим, в XII веке нашей эры женщины ездили на мягком седле - фактически на подушке, к которой где-то в это же время приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. Как правило, кавалер под уздцы вел лошадь, на которой таким образом ехала дама. Иногда дама ехала, сидя боком за кавалером"[13]
Заключение
Время неумолимо бежит вперед. Многое уходит в прошлое, становится историей. Большинство видов гужевого транспорта исчезло. Мои ровесники не знают об особенностях данных средств передвижения. Для меня эта работа открыла много интересного и нового. А я узнала не только о видах гужевого транспорт, но познакомилась и с произведениями многих поэтов, в творчестве которых все эти средства передвижения нашли свое отражение. Гипотеза, выдвинутая в работе, подтверждена. В ходе работы были решены задачи и достигнута поставленная цель. Информационный продукт альбом
« Гужевой транспорт в литературе» создан и представлен вашему вниманию.
В перспективе планирую продолжить работу в данном направлении: хочется изучить виды гужевого транспорта в других странах и сделать сопоставительный анализ.
В современном мире мо многих туристических городах конные экипажи используются для катания туристов. Может быть, со временем этот транспорт перестанет быть экзотикой. И люди снова станут отличать карету от кибитки, дровни от телеги.
Список литературы
1. Петр Вяземский «Великие поэты» М.: Некс Медиа, 2013г С.113
2. Николай Некрасов «Стихи» серия Школьная библиотека Ь.6 Проф-пресс, 2017г. С. 22
3.Николай Некрасов «Русские женщины» М.: Лениздат, 2014г. С. 101
4. Булат Окуджава «Арбатский дворик» стихи и песни. М.: Харвест, 2010г. С.269
5. Яков Полонский «Поэтическая Россия, авторский сборник» М.: Советская Россия,1981г. С. 205-206
6 А.С.Пушкин Полное собрание сочинений «Полтава 1828-1829» М.: АнСССР, 1937-1959г. С.47-48
7.А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Русская классика в иллюстрациях М.: Абрис С. 125
8.Игорь Северянин «Ананасы в шампанском» М.: Азбука, 2019г. С.217
9. Игорь Северянин «Ананасы в шампанском» М.: Азбука, 2019г. С.8
10.Александр Семин stihi.ru
11. А.А. Фет «Переводы» М.: Директ-Медиа, 2008г. С. 289
12. Александр Королёвhttp://parnasse.ru/teatr-na-parnase/proizvedenija-avtorov-parnasa/muzykalnye-postanovki/kibitka-stihi-aleksandra-korolyova.html
13. Этимологический словарь мирового русского языка. Том 1. А – В
14.
15. english-grammar.biz › definition ›
16. https://kartaslov.ru › значение-слова › возок
17.
https://smolbattle.ru › ... › Россия › Разговоры о истории
18.
https://bushmen.ru › otvet › taratayka
19.
https://kartaslov.ru › значение-слова › кибитка
20. https://spanwords.info/answer.php?key
21.
https://how-to-all.com
22. https://znanija.com/task/10244924
23. gov.cap.ru › home › htm › kolyaski › history
24. hallenna.narod.ru › russky-byt-19-veka-t-ekipazh
Приложение 1.
Карета
Зимой, в карете.
Вот, на каретных стеклах, в блеске
Огни, дворцы, базары, лица
Огней и в зареве костров,
И небо — все заслонено…
Из бледных линий и цветов
Миражем кажется столица —
Мороз рисует арабески
Тень сквозь узорное окно
Бегут на смену темноты
Проносится узорной дымкой,
Не фонари, а пятна света;
Клубится пар, и — мнится мне,
И катится моя карета
Я сам, как призрак, невидимкой
Средь этой мглы и суеты.
Уселся в тряской тишине[14]
Я.Полонский
Приложение 2.
Коляска
Четырёхместная коляска
(Полурыдван - полуковчег...)
Катилась по дороге тряско,
Везя пять взрослых человек.
Две очень молодые дамы
И двое дэнди были в ней,
Был пятым кучер. Этот самый
Стегал ленивых лошадей.
Июльский полдень был так душен,
Кружились злобно овода.
Наряд прелестниц был воздушен.
Сердца же - точно невода.
Их лица заливала краска, -
От страсти или от жары?..
- Вам не встречалась та коляска,
Скажите, будьте так добры? [15]
И.Северянин.
Приложение 3
Тройка
Тройка мчится, тройка скачет, Вьётся пыль из-под копыт, Колокольчик, заливаясь, Упоительно звенит. Едет, едет, едет к ней, Ах, едет к любушке своей, Едет, едет, едет к ней, Едет к любушке своей! Кто сей путник запоздалый Путь куда лежит ему? Видно, он с большой охотой Мчится к дому своему. Едет, едет, едет к ней, Ах, едет к любушке своей, Едет, едет, едет к ней, Едет к любушке своей. | Вот село уж показалось… Ямщик песню затянул, Песню звонку, родную, Про зазнобушку свою. Едет, едет, едет к ней, Ах, едет к любушке своей, Едет, едет, едет к ней, Едет к любушке своей. Динь, динь, динь… и тройка стала, Ямщик спрыгнул с облучка, Красна девка подбежала И целует ямщика! Вот приехал прямо к ней, Прямо к любушке своей, Вот приехал прямо к ней, Прямо к милушке своей. [16] |
П.Вяземский
Приложение 4
Тарантас
Детство босоногое Помню детство босоногое,
| А в телеге, лошадь погоняя,
А.Семин |
Приложение 5
Бричка.
Скорей бы — в бричке по ухабам!
Скорей бы — в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!
Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день![18]
И. Северян.
Приложение 6
Дрожки.
…Трясутся дрожки. Ночь плывет. Отбушевал в Варшаве полдень. Забытый Богом и людьми, спит офицер в конфедератке. | Извозчик, зажигай фонарь на старомодных крыльях дрожек. Трясутся дрожки. Ночь плывет. Я еду Краковским Предместьем, |
Б.Окуджав
Приложение 7
Кибитка.
На пыльной дороге кибитка скрипела, | Кибитка скрипела с ней время плелось,
|
Приложение 8
Таратайка
Перед дождем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...[21]
Н.Некрасов.
Приложение 9
Возок.
Русские женщины (отрывок)
Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.
Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.
Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок
И — зарыдал... Княгиня-дочь...
Куда-то едет в эту ночь…[22]
Н.Некрасов.
Приложение 10
Телега.
ПОЛТАВА (отрывок )
И смолкло всё. Лишь конский топот | В ней, с миром, с небом примиренный, Телега стала. Раздалось |
А. С.Пушкин
Приложение 11
Дровни.
Отрывок из романа «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно[24].
А. С.Пушкин
Приложение 12
Трубят голубые гусары,
Верхом из ворот выходя,
А с розовым вновь я букетом
К тебе, дорогое дитя.
Вот дикое было хозяйство!
Военщина, земский погром…
И даже немало постою
Бывало в сердечке твоем[25].
А.А.Фет.
[1] https://smolbattle.ru › ... › Россия › Разговоры о истории
[3] hallenna.narod.ru › russky-byt-19-veka-t-ekipazh
[5] Этимологический словарь мирового русского языка. Том 1. А – В
[6] https://spanwords.info/answer.php?key=48b09ff489b420c2f26780e201650851&id=165469
[11] english-grammar.biz › definition ›
[14] Яков Полонский «Поэтическая Россия, авторский сборник» М.: Советская Россия,1981г
[15] Игорь Северянин «Ананасы в шампанском» М.: Азбука, 2019г. С.217
[16] П.Вяземский«Великие поэты» М.: Некс Медиа, 2013г
[17] Александр Семин stihi.ru
[18] Игорь Северянин «Ананасы в шампанском» М.: Азбука, 2019г. С.8
[19] Б. Окуджава Булат Окуджава «Арбатский дворик» стихи и песни. М.: Харвест, 2010г
[20] Александр Королёвhttp://parnasse.ru/teatr-na-parnase/proizvedenija-avtorov-parnasa/muzykalnye-postanovki/kibitka-stihi-aleksandra-korolyova.html
[21] Николай Некрасов «Стихи» серия Школьная библиотека». Проф-пресс, 2017г
[22] Николай Некрасов «Стихи» серия Школьная библиотека». Проф-пресс, 2017г стр. 26
[23] А.С.Пушкин Полное собрание сочинений «Полтава 1828-1829» М.: АнСССР,стр. 96
[24] А.С.Пушкин«Евгений Онегин» Русская классика в иллюстрациях М.: Абрис
[25] Фет А.А. «Переводы» М.: Директ-Медиа