Конкурсная работа Жанр «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» « Географические объекты в произведении А.Беляева "Остров погибших кораблей"»

Путешествие… Это слово вызывает восторг у многих из нас. Но далеко не все желают путешествовать с приключениями, как герои М.Твена, А.Беляева. Многие произведения писатели создают, основываясь на своей биографии или на желании того, что они в своей жизни хотели бы, но, к сожалению, не смогли воплотить.  Так было и с Александром Беляевым, известным писателем-фантастом, одним из основоположников советской научно-фантастической литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iv_malaya_rayonnaya_konferentsiya_proektno.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

IV Малая районная конференция проектно-исследовательских работ «Первые шаги в науку»

Муниципальное образовательное учреждение «Михайловская средняя школа» Ярославского муниципального района

Конкурсная работа

Жанр «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»

« Географические объекты в произведении А.Беляева

"Остров погибших кораблей"»

Выполнили:Цыпленкова Кристина,

Горцева Мария, обучающиеся 7 класса.

Педагог-наставник:Яблокова Светлана

Владимировна,

учитель русского языка и литературы.

 Ярославль, 2020

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………….с. 3

1.1.Актуальность и выбор темы.

1.2.  Цели и задачи работы

1.3. Краткая справка об участниках проекта.

1.4. Описание методов и форм представления информации.

  1. Основная часть

       2.1.Описание деятельности по разработке и реализации образовательного проекта. ……………… …………………………………………….. …с.6

   2.2. Сопоставление географических объектовиз  произведения "Остров погибших кораблей"и научной литературы....................................................с. 8

      3.Заключение………………………………………………………с.13

3.1.Полученные результаты.

3.2.Оценка эффективности проекта.

4.  Список литературы……………………………………………………… с.14

5 .Приложение  ………………………………………………………………с. 15

Введение

Путешествие… Это слово вызывает восторг у многих из нас. Но далеко не все желают путешествовать с приключениями, как герои М.Твена, А.Беляева. Многие произведения писатели создают, основываясь на своей биографии или на желании того, что они в своей жизни хотели бы, но, к сожалению, не смогли воплотить.  Так было и с Александром Беляевым, известным писателем-фантастом, одним из основоположников советской научно-фантастической литературы[1]

Родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов.
Беляев много путешествовал. Это дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах.
Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты...[2]

Он побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.[3]Известно, что писателя особенно воодушевляли красоты Франции, Италии и Венеции.

Беляев использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета.

«Остров погибших кораблей» — приключенческий роман, был впервые опубликован в 1926—1927 годах в журнале «Всемирный следопыт».

Первоначально (в публикации 1926 года) «Остров погибших кораблей» был рассказом (с подзаголовком «Фантастический кинорассказ»), причём в редакционном предисловии сообщалось, что это вольный перевод американского фильма. В 1927 году Беляев опубликовал продолжение рассказа — о возвращении героев на Остров и его гибели в пожаре.

В 1987 году по мотивам романа был снят одноимённый мюзикл.

В 1994 году по мотивам романа снят фильм-антиутопия «Дожди в океане».

Актуальность темы заключается в том, что она знакомит нас с творчеством Александра Беляева, с разнообразными географическими объектами, реально существующими.Вработаотражена  связь литературы с географией.

Цель: создание глобуса и обозначение маршрута героев. 

Задачи:

1. Прочитать произведение.

2. Выписать цитаты, содержащие описание географических объектов Саргассова моря.

3. Провести сопоставление.

4. Сопоставить художественный текст с научной литературой.

5. Составить географический комментарий к цитатам художественного произведения.

6. Сделать вывод и ответить на вопрос: «Мог ли существовать Остров погибших кораблей в действительности?»

Гипотеза: предполагаем, что Остров погибших кораблей мог существовать на самом деле.

Объектом исследования является произведение Александра Беляева "Остров погибших кораблей".

Предметом исследования являются географические названия в произведении.

Справка об участниках проекта:    обучающиеся7  класса.

Описание методов и форм представления информации.

Анализ словарных статей, художественной литературы, обобщение и систематизация материала. Информацию о проделанной работе планируем представить в форме презентации и глобуса.

Тип проекта:

  • по числу детей –групповой
  • по доминирующему методу –поисковый,
  • по предметным областям – межпредметный (литература, русский язык, ИКТ, география);
  •  по продолжительности – средней продолжительности.

2.Основная часть

2.1.Описание деятельности по разработке проекта и реализации проекта

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность

Предпроектный

Знакомство с темой работы.

Обсуждение направлений в выборе темы проекта, постановка цели, обсуждение задания.

Планирование

Анализ и постановка задач проекта, определение источников информации,     выбор критериев оценки результатов.

Составление плана работы.

Составление плана действий:

1-обратиься к различным сборникам лирических произведений о войне

2-выделить интересующую нас информацию;

3-  найти дополнительные сведения в Интернете, в книгах о географических объектах.

4- корректировка материалов к проекту;

5- поиск дополнительных ресурсов;

6-подготовка к защите проекта.

Принятие решения

1-сбор и уточнение информации;

2- обсуждение альтернатив («мозговой штурм»),

3-выбор оптимального варианта реализации проекта, уточнение планов деятельности.

Работа с информацией, т.е. выбор наиболее точных и интересных фактов,  

Уточнение  информации, полученной из прочитанных произведений, сопоставление географических названий, представленных в произведении и научной литературе,  работа над созданием глобуса.

Составление презентации.

Реализация проекта

Выполнение образовательного проекта.

Проведение корректировки проекта. Нанесение географических названий на глобус.

 Рефлексия.

Фиксирование реализации проекта.

Послепроектный Рефлексия

Оценка проекта

Анализ  проделанной работы.

Планируемый результат:

  • практическая, теоретическая и  познавательная значимость предполагаемых результатов, а именно: использование презентации  и глобусана уроках литературы и географии.

Планируемый продукт проекта:

  • Создание глобуса.
  • Презентация работы.

2.2.Сопоставление географических объектов

из произведения "Остров погибших кораблей"и научной литературы

"Остров погибших кораблей"

Научная литература

Пароход, на котором находились герои произведения, отправляется в плавание из Генуи в Нью-Йорк.

"Пароход отходил,  осторожно  выбираясь  из  гавани.  Казалось,  будто пароход стоит на месте, а передвигаются окружающие  декорации  при  помощи вращающейся сцены. Вот вся Генуя повернулась  к  борту  парохода,  как  бы желая показаться отъезжающим в последний раз. Белые дома сбегали с  гор  и теснились у прибрежной полосы, как  стадо  овец  у  водопоя.  А  над  ними высились желто-коричневые вершины с зелеными пятнами садов и пиний. Но вот кто-то повернул декорацию.  Открылся  угол  залива  - голубая  зеркальная поверхность с кристальной прозрачностью воды. Белые яхты,  казалось,  были погружены в кусок голубого неба, упавший на землю, - так ясно  были  видны все линии судна сквозь прозрачную воду. Бесконечные стаи рыб  шныряли  меж желтоватых камней и коротких водорослей на белом песчаном дне.  Постепенно вода становилась все синее, пока не скрыла дна..."[4]

Ге́нуя — город на севере Италии. Административный центр региона Лигурия и одноимённой провинции Генуя.

Расположен на северо-западе Италии, на берегу Генуэзского залива Лигурийского моря. Вытянулся узкой полосой более чем на 30 км и ограничен с двух сторон морем и Апеннинскими горами. Центр Лигурийской Ривьеры.

Является крупнейшим морским портом Италии. С XI века вела активную торговлю в Средиземном море; благодаря участию в крестовых походах превратилась в могущественную Генуэзскую республику с многочисленными заморскими колониями. После поражения в войне с Венецией и смещения торговых путей в Атлантический океан в XIV—XVI веках пришла в упадок, потеряв независимость в 1797 году. Родина Христофора Колумба.[5]

" - Нью-Йорк - первая остановка. Впрочем, может быть, мы задержимся  на несколько часов в Гибралтаре".

Нью-Йо́рк [6]— крупнейший город США, входящий в одну из крупнейших агломераций мира.

 Сарга́ссовомо́ре.  Во время шторма судно начинает тонуть, тем не менее лайнер остается на плаву, и оставшиеся на нём Симпкинс, Гатлинг и спасённая им дочь американского миллиардера мисс ВивианаКингман дрейфуют по океану, пока течение не заносит их куда-то во внутреннюю область Саргассова моря.

"- Что же страшного в этом ничтожном листке? - спросил Симпкинс.
- То, что мы попали в область Саргассова  моря,  таинственного  моря,
которое расположено западнее Корво - одного из Азорских островов. Это море занимает площадь в шесть раз  больше  Германии". 

"   -  Как  вам  должно  быть   известно,   теплое   течение   Гольфстрим
направляется из проливов Флориды на север к Шпицбергену. Но  на  пути  это течение  разделяется,  и  один  рукав  возвращается  на  юг,  до  Азорских
островов, идет к западным берегам  Африки  и,  наконец,  описав  полукруг,
возвращается к Антильским островам. Получается теплое кольцо, в котором  и находится холодная, спокойная вода - Саргассово море. Посмотрите на океан!"

"- Не хочу пугать вас, Симпкинс, но  горе  кораблю,  попавшему  в  эту
"банку с водорослями", как назвал Саргассово море Колумб".

"... Саргассово  море  называют кладбищем кораблей".

Сарга́ссовомо́ре — район антициклонического круговорота вод в Атлантическом океане, ограниченный течениями: на западе — Гольфстримом, на севере — Северо-Атлантическим, на востоке — Канарским, на юге — Северным Пассатным. Около 6 млн км² Саргассова моря, которое почти всё покрыто водорослями саргассум, относительно неподвижной воды в северной части Атлантического океана.

Расположено между 23—35° с. ш. и 30—68° з. д. Площадь района 6—7 млн км² (зависит от положения течений). Находится на значительном расстоянии от берегов. В северо-западной части — вулканические Бермудские острова. Температура воды на поверхности 18—23 °С зимой, 26—28 °C летом. Солёность 36,5—37 . Большая часть дна расположена в Северо-Американской котловине с глубинами более 6000 метров; максимальная глубина — 6995 м.

Саргассово море - необычное море, не похожее на другие моря нашей планеты. У него нет земных берегов. Это область Атлантического океана со стоячей водой, со всех сторон окружённая течениями.[7]

  Бермудские острова.  "- Изучаете наш путь? - спросил  он  и,  мимоходом  бросив  взгляд  на
карту, сказал: - Я думаю, нам лучше сразу взять курс южнее, на  
Бермудские острова и от них идти на северо-восток". 

Берму́дские Острова́ — заморская территория Великобритании, расположенная на группе коралловых островов в северо-западной части Атлантического океана, в 900 км от Северной Америки.

В состав Бермуд входят 181 остров и риф, из которых обитаемо около 20, а 10 из них соединены мостами и путепроводами и образуют главный остров — Мейн-Айленд.

Острова находятся на перекрёстке морских путей.

Бермуды сложены коралловыми образованиями, сформировавшимися на вершине потухшего вулкана.[8]

Атлантический океан . "- Посмотрите на эту водную поверхность, -  говорил  он,  указывая  на безграничную гладь океана. - Тихий и Атлантический океаны занимают  двести пятьдесят пять миллионов квадратных километров - вдвое  большую  площадь, чем все пять частей света вместе. Недаром океан  издавна  служил  символом бесконечности, мощи, непокоренной воли".

Атлантический океан – второй по величине (ни много ни мало 91,6 млн. км²) на Земле. Несмотря на свои размеры, он достаточно «скупой» на острова. Все они условно делятся на северные и южные острова Атлантического океана (граница по экватору). Самые крупные - Исландия или Британские острова. В западной и восточной части расположены целые группы маленьких островков (Канары, Азорские, Антильские, Багамские и др.). Некоторые острова образуют целые архипелаги. А те, в свою очередь, целые дуги. Возле таких мест очень глубоко. Береговая линия довольно сильно изрезана. Много мест окутано легендами и мистикой (взять те же Бермудские острова). Флора и фауна весьма разнообразна (в зависимости в какой части океана расположен остров). То же касается и температурного режима. Острова Атлантического океана, в основном, имеют материковое происхождение. Малая часть островов, которые находятся далеко от континентов – вулканическое.[9]

Приходим к выводу, что описанные в произведении географические объекты существуют в действительности.


Вывод

Ответив на вопрос: «Существует  ли Остров погибших кораблей в действительности?»- мы решили  одну из основных задач. И   гипотеза,

выдвинутая в работе, подтверждена.  Александр Беляев в своем произведении "Остров погибших кораблей" достоверно описывает географические объекты. Мы сопоставили художественный текст с  научными источниками и пришла к выводу, что автор в своей книге описывает не вымышленные объекты, а существующие на самом деле. Также  соотнесли  цитаты в тексте и информацию из научной литературы  и сделали вывод, что нет ни одного описания объектов, которое бы не соответствовало действительности. Мы  считаем, что Остров погибших кораблей мог существовать на самом деле. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в работе, подтверждена. И на основе этого  цель, поставленную в работе, достигли. Информационный продукт- глобус, созданный по технологии Папье-маше, создан и представлен вашему вниманию. (Приложение 1)

Список использованной литературы

1. Александр Беляев. Остров погибших кораблей. Издательство "Магарыф", 1987 г.

2. Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2002.

3. ria.ru › Новости

4.Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-belyaeva

5.

www.rusf.ru › Литературоведение › Биографии

6.https://www.tourister.ru/world/america/united-states/city/new_york_city

7.https://inokean.ru/atlanticheskiy/action-atlantik/37-sargassum

8.http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.

9.https://geographyofrussia.com/atlanticheskij-okean/

 

                                                                                                  Приложение 1

Глобус

Информационный продукт- глобус создан по технологии Папье-маше и будет представлен при презентации работы.

F:\Общая папка\Яблокова С. В\изображение_viber_2020-02-03_12-56-44.jpg


[3]

www.rusf.ru › Литературоведение › Биографии

[4]Александр Беляев. Остров погибших кораблей. Издательство "Магарыф", 1987 г

[5]Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2002.

[6]https://www.tourister.ru/world/america/united-states/city/new_york_city

[7]https://inokean.ru/atlanticheskiy/action-atlantik/37-sargassum

[8]http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.

[9]https://geographyofrussia.com/atlanticheskij-okean/