Конкурсная работа Жанр «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» « Географические объекты в произведении А.Беляева "Остров погибших кораблей"»
Путешествие… Это слово вызывает восторг у многих из нас. Но далеко не все желают путешествовать с приключениями, как герои М.Твена, А.Беляева. Многие произведения писатели создают, основываясь на своей биографии или на желании того, что они в своей жизни хотели бы, но, к сожалению, не смогли воплотить. Так было и с Александром Беляевым, известным писателем-фантастом, одним из основоположников советской научно-фантастической литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iv_malaya_rayonnaya_konferentsiya_proektno.doc | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Малая районная конференция проектно-исследовательских работ «Первые шаги в науку»
Муниципальное образовательное учреждение «Михайловская средняя школа» Ярославского муниципального района
Конкурсная работа
Жанр «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»
« Географические объекты в произведении А.Беляева
"Остров погибших кораблей"»
Выполнили:Цыпленкова Кристина,
Горцева Мария, обучающиеся 7 класса.
Педагог-наставник:Яблокова Светлана
Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Ярославль, 2020
Оглавление
- Введение…………………………………………………………….с. 3
1.1.Актуальность и выбор темы.
1.2. Цели и задачи работы
1.3. Краткая справка об участниках проекта.
1.4. Описание методов и форм представления информации.
- Основная часть
2.1.Описание деятельности по разработке и реализации образовательного проекта. ……………… …………………………………………….. …с.6
2.2. Сопоставление географических объектовиз произведения "Остров погибших кораблей"и научной литературы....................................................с. 8
3.Заключение………………………………………………………с.13
3.1.Полученные результаты.
3.2.Оценка эффективности проекта.
4. Список литературы……………………………………………………… с.14
5 .Приложение ………………………………………………………………с. 15
Введение
Путешествие… Это слово вызывает восторг у многих из нас. Но далеко не все желают путешествовать с приключениями, как герои М.Твена, А.Беляева. Многие произведения писатели создают, основываясь на своей биографии или на желании того, что они в своей жизни хотели бы, но, к сожалению, не смогли воплотить. Так было и с Александром Беляевым, известным писателем-фантастом, одним из основоположников советской научно-фантастической литературы[1]
Родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов.
Беляев много путешествовал. Это дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах.Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты...[2]
Он побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.[3]Известно, что писателя особенно воодушевляли красоты Франции, Италии и Венеции.
Беляев использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета.
«Остров погибших кораблей» — приключенческий роман, был впервые опубликован в 1926—1927 годах в журнале «Всемирный следопыт».
Первоначально (в публикации 1926 года) «Остров погибших кораблей» был рассказом (с подзаголовком «Фантастический кинорассказ»), причём в редакционном предисловии сообщалось, что это вольный перевод американского фильма. В 1927 году Беляев опубликовал продолжение рассказа — о возвращении героев на Остров и его гибели в пожаре.
В 1987 году по мотивам романа был снят одноимённый мюзикл.
В 1994 году по мотивам романа снят фильм-антиутопия «Дожди в океане».
Актуальность темы заключается в том, что она знакомит нас с творчеством Александра Беляева, с разнообразными географическими объектами, реально существующими.Вработаотражена связь литературы с географией.
Цель: создание глобуса и обозначение маршрута героев.
Задачи:
1. Прочитать произведение.
2. Выписать цитаты, содержащие описание географических объектов Саргассова моря.
3. Провести сопоставление.
4. Сопоставить художественный текст с научной литературой.
5. Составить географический комментарий к цитатам художественного произведения.
6. Сделать вывод и ответить на вопрос: «Мог ли существовать Остров погибших кораблей в действительности?»
Гипотеза: предполагаем, что Остров погибших кораблей мог существовать на самом деле.
Объектом исследования является произведение Александра Беляева "Остров погибших кораблей".
Предметом исследования являются географические названия в произведении.
Справка об участниках проекта: обучающиеся7 класса.
Описание методов и форм представления информации.
Анализ словарных статей, художественной литературы, обобщение и систематизация материала. Информацию о проделанной работе планируем представить в форме презентации и глобуса.
Тип проекта:
- по числу детей –групповой
- по доминирующему методу –поисковый,
- по предметным областям – межпредметный (литература, русский язык, ИКТ, география);
- по продолжительности – средней продолжительности.
2.Основная часть
2.1.Описание деятельности по разработке проекта и реализации проекта
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность |
Предпроектный | Знакомство с темой работы. | Обсуждение направлений в выборе темы проекта, постановка цели, обсуждение задания. |
Планирование | Анализ и постановка задач проекта, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов. Составление плана работы. | Составление плана действий: 1-обратиься к различным сборникам лирических произведений о войне 2-выделить интересующую нас информацию; 3- найти дополнительные сведения в Интернете, в книгах о географических объектах. 4- корректировка материалов к проекту; 5- поиск дополнительных ресурсов; 6-подготовка к защите проекта. |
Принятие решения | 1-сбор и уточнение информации; 2- обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), 3-выбор оптимального варианта реализации проекта, уточнение планов деятельности. | Работа с информацией, т.е. выбор наиболее точных и интересных фактов, Уточнение информации, полученной из прочитанных произведений, сопоставление географических названий, представленных в произведении и научной литературе, работа над созданием глобуса. Составление презентации. |
Реализация проекта | Выполнение образовательного проекта. | Проведение корректировки проекта. Нанесение географических названий на глобус. Рефлексия. Фиксирование реализации проекта. |
Послепроектный Рефлексия | Оценка проекта | Анализ проделанной работы. |
Планируемый результат:
- практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов, а именно: использование презентации и глобусана уроках литературы и географии.
Планируемый продукт проекта:
- Создание глобуса.
- Презентация работы.
2.2.Сопоставление географических объектов
из произведения "Остров погибших кораблей"и научной литературы
"Остров погибших кораблей" | Научная литература |
Пароход, на котором находились герои произведения, отправляется в плавание из Генуи в Нью-Йорк. "Пароход отходил, осторожно выбираясь из гавани. Казалось, будто пароход стоит на месте, а передвигаются окружающие декорации при помощи вращающейся сцены. Вот вся Генуя повернулась к борту парохода, как бы желая показаться отъезжающим в последний раз. Белые дома сбегали с гор и теснились у прибрежной полосы, как стадо овец у водопоя. А над ними высились желто-коричневые вершины с зелеными пятнами садов и пиний. Но вот кто-то повернул декорацию. Открылся угол залива - голубая зеркальная поверхность с кристальной прозрачностью воды. Белые яхты, казалось, были погружены в кусок голубого неба, упавший на землю, - так ясно были видны все линии судна сквозь прозрачную воду. Бесконечные стаи рыб шныряли меж желтоватых камней и коротких водорослей на белом песчаном дне. Постепенно вода становилась все синее, пока не скрыла дна..."[4] | Ге́нуя — город на севере Италии. Административный центр региона Лигурия и одноимённой провинции Генуя. Расположен на северо-западе Италии, на берегу Генуэзского залива Лигурийского моря. Вытянулся узкой полосой более чем на 30 км и ограничен с двух сторон морем и Апеннинскими горами. Центр Лигурийской Ривьеры. Является крупнейшим морским портом Италии. С XI века вела активную торговлю в Средиземном море; благодаря участию в крестовых походах превратилась в могущественную Генуэзскую республику с многочисленными заморскими колониями. После поражения в войне с Венецией и смещения торговых путей в Атлантический океан в XIV—XVI веках пришла в упадок, потеряв независимость в 1797 году. Родина Христофора Колумба.[5] |
" - Нью-Йорк - первая остановка. Впрочем, может быть, мы задержимся на несколько часов в Гибралтаре". | Нью-Йо́рк [6]— крупнейший город США, входящий в одну из крупнейших агломераций мира. |
Сарга́ссовомо́ре. Во время шторма судно начинает тонуть, тем не менее лайнер остается на плаву, и оставшиеся на нём Симпкинс, Гатлинг и спасённая им дочь американского миллиардера мисс ВивианаКингман дрейфуют по океану, пока течение не заносит их куда-то во внутреннюю область Саргассова моря. "- Что же страшного в этом ничтожном листке? - спросил Симпкинс. " - Как вам должно быть известно, теплое течение Гольфстрим "- Не хочу пугать вас, Симпкинс, но горе кораблю, попавшему в эту "... Саргассово море называют кладбищем кораблей". | Сарга́ссовомо́ре — район антициклонического круговорота вод в Атлантическом океане, ограниченный течениями: на западе — Гольфстримом, на севере — Северо-Атлантическим, на востоке — Канарским, на юге — Северным Пассатным. Около 6 млн км² Саргассова моря, которое почти всё покрыто водорослями саргассум, относительно неподвижной воды в северной части Атлантического океана. Расположено между 23—35° с. ш. и 30—68° з. д. Площадь района 6—7 млн км² (зависит от положения течений). Находится на значительном расстоянии от берегов. В северо-западной части — вулканические Бермудские острова. Температура воды на поверхности 18—23 °С зимой, 26—28 °C летом. Солёность 36,5—37 ‰. Большая часть дна расположена в Северо-Американской котловине с глубинами более 6000 метров; максимальная глубина — 6995 м. Саргассово море - необычное море, не похожее на другие моря нашей планеты. У него нет земных берегов. Это область Атлантического океана со стоячей водой, со всех сторон окружённая течениями.[7] |
Бермудские острова. "- Изучаете наш путь? - спросил он и, мимоходом бросив взгляд на | Берму́дские Острова́ — заморская территория Великобритании, расположенная на группе коралловых островов в северо-западной части Атлантического океана, в 900 км от Северной Америки. В состав Бермуд входят 181 остров и риф, из которых обитаемо около 20, а 10 из них соединены мостами и путепроводами и образуют главный остров — Мейн-Айленд. Острова находятся на перекрёстке морских путей. Бермуды сложены коралловыми образованиями, сформировавшимися на вершине потухшего вулкана.[8] |
Атлантический океан . "- Посмотрите на эту водную поверхность, - говорил он, указывая на безграничную гладь океана. - Тихий и Атлантический океаны занимают двести пятьдесят пять миллионов квадратных километров - вдвое большую площадь, чем все пять частей света вместе. Недаром океан издавна служил символом бесконечности, мощи, непокоренной воли". | Атлантический океан – второй по величине (ни много ни мало 91,6 млн. км²) на Земле. Несмотря на свои размеры, он достаточно «скупой» на острова. Все они условно делятся на северные и южные острова Атлантического океана (граница по экватору). Самые крупные - Исландия или Британские острова. В западной и восточной части расположены целые группы маленьких островков (Канары, Азорские, Антильские, Багамские и др.). Некоторые острова образуют целые архипелаги. А те, в свою очередь, целые дуги. Возле таких мест очень глубоко. Береговая линия довольно сильно изрезана. Много мест окутано легендами и мистикой (взять те же Бермудские острова). Флора и фауна весьма разнообразна (в зависимости в какой части океана расположен остров). То же касается и температурного режима. Острова Атлантического океана, в основном, имеют материковое происхождение. Малая часть островов, которые находятся далеко от континентов – вулканическое.[9] |
Приходим к выводу, что описанные в произведении географические объекты существуют в действительности.
Вывод
Ответив на вопрос: «Существует ли Остров погибших кораблей в действительности?»- мы решили одну из основных задач. И гипотеза,
выдвинутая в работе, подтверждена. Александр Беляев в своем произведении "Остров погибших кораблей" достоверно описывает географические объекты. Мы сопоставили художественный текст с научными источниками и пришла к выводу, что автор в своей книге описывает не вымышленные объекты, а существующие на самом деле. Также соотнесли цитаты в тексте и информацию из научной литературы и сделали вывод, что нет ни одного описания объектов, которое бы не соответствовало действительности. Мы считаем, что Остров погибших кораблей мог существовать на самом деле. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в работе, подтверждена. И на основе этого цель, поставленную в работе, достигли. Информационный продукт- глобус, созданный по технологии Папье-маше, создан и представлен вашему вниманию. (Приложение 1)
Список использованной литературы
1. Александр Беляев. Остров погибших кораблей. Издательство "Магарыф", 1987 г.
2. Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2002.
4.Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-belyaeva
5.
www.rusf.ru › Литературоведение › Биографии
6.https://www.tourister.ru/world/america/united-states/city/new_york_city
7.https://inokean.ru/atlanticheskiy/action-atlantik/37-sargassum
8.http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.
9.https://geographyofrussia.com/atlanticheskij-okean/
Приложение 1
Глобус
Информационный продукт- глобус создан по технологии Папье-маше и будет представлен при презентации работы.
[4]Александр Беляев. Остров погибших кораблей. Издательство "Магарыф", 1987 г
[5]Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2002.
[6]https://www.tourister.ru/world/america/united-states/city/new_york_city
[7]https://inokean.ru/atlanticheskiy/action-atlantik/37-sargassum
[8]http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.
[9]https://geographyofrussia.com/atlanticheskij-okean/