Работа с одарёнными детьми

Шаповалов Алексей Владимирович

На данной странице расположены материалы показывающие методический опыт о работе с одаренными детьми, направление деятельности и результаты работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа – интернат

«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»

«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель  МО

________/М.А. Сенькова/  

Протокол № ___ от

 «__» _________ 2012 г.

Заместитель директора школы- интернат по ВР

______А.Л.Андреева

 «__» ________ 2012 г.

                        

Директор школы- интернат

    _________Г.Н. Ченцова

Приказ №__

от «__»__________2012 г.

Рабочая программа

клуба «Исследователь»

Возраст 15-17 лет.

Выполнил:

Шаповалов Алексей Владимирович,

учитель истории и обществознания.

с. Салемал, 2012

Пояснительная записка.

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют  оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является  метод проектов и метод сочинений размышлений по проблеме . Использование  данных методов предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Что позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования  обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Рабочая программа клуба состоит из 2 -х частей:

  1. Теория и практика написания эссе по обществознанию.
  2. Проектно-исследовательская деятельность.  

Сроки реализации 1 год.

1 полугодие-- Теория и практика написания эссе по обществознанию.

Цели данной программы:

- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения и аргументации;

- подготовить учащихся к сдаче экзамена по обществознанию;

-оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

теоретические:

  1. освоение знаний по обществознанию: аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни,  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,логики мышления;
  2. использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке.
  3. указывать точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения
  4. совершенствование коммуникативных умений;
  5.  овладение умением проводить аугментацию, убедительно обосновывать ,аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

  1. воспитание сознательного отношения к истории и обществу как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. воспитание интереса и любви к истории и обществу;
  3. воспитание человека, владеющего искусством  общения, культурой устной и письменной речи;
  4. воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
  5. воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

 Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

 Доминирующей идеей курса «Теория и практика написание эссе по обществознанию» является формирование у учащихся высокой коммуникативной эстетической и нравственной компетенции.

Теоретической основой данного курса являются:

-наличие конкретной темы

-характер восприятия проблемы и её осмысления

- свободная композиция, небольшой объём

-непринужденность повествования, открытость

-парадоксальность, внутреннее смысловое единство

- аргументирование своей позиции, высказывание собственной точки зрения по проблеме; факты общественной жизни  стилистический анализ текста;

- система соответствующих понятий;

- собственный опыт в качестве аргументов.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход при разработке занятий;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-преемственность;

-наглядность;

-систематичность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.                                                                                            

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

- способен работать над разнообразной информацией;

- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

- способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Программа рассчитана на 34 часа.

2 полугодие - Проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.  

Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:

  1. возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
  2. этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
  3. этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).

Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с другими теоретическими знаниями.

Значит, на уроках истории и обществознания  учащиеся должны выработать следующие общие навыки исследовательской работы: умение составлять план, раскрывающий содержание текста; навыки написания тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций, отзывов, рецензий; знание этапов работы над исследованием; умение выступить с докладом, отражающим результаты исследования. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих  учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».

Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

  1. Исследовательские (предполагает аргументацию актуальности темы для исследований);
  2. Творческие (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видеофильм, экспедиция, реферат и т.д.);
  3. Ролевые, игровые (Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая);
  4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении);
  5. Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников);
  6. Телекоммуникационный  проект  (проводится на основе компьютерной телекоммуникации);
  7. Социальный проект (этот проект  объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).

Ученическая  проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:

  1. активное познание, поиск, исследование;
  2. комплексный характер;
  3. творческий характер;
  4. учебно-трудовой, т.е. прикладной характер;
  5. личностная или социальная значимость проекта;
  6. проблемный характер;
  7. вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;        
  8. воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;
  9. планомерность, последовательность, технологичность процесса;
  10. самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция, самооценка;
  11. сотрудничество с учителем и его координирующая роль;
  12. авторское решение, авторская доказательная позиция;
  13. защита проекта и его общественная оценка.

Каждый урок истории и обществознания с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется:

1-й этап - возникновение идеи или задачи. По содержанию его можно считать организационно-подготовительным. На этом этапе происходит выявление проблемы исследования и противоречия; локализация темы (отражает характерные черты исторической или обществоведческой проблемы); определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; выдвижение рабочей гипотезы, обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности (определение временных рамок, объема и этапов ее выполнения), анализ и создание необходимых условий (теоретической и материальной базы) для исследования.

2-й этап - решение задачи. Его можно назвать технологическим. На этом этапе осуществляется при постоянном самоконтроле и промежуточной самооценке и самокоррекции сбор, анализ, структурирование информации и исторического материала, выработка идей, их обсуждение, моделирование, прогнозирование, проведение необходимых ученических исследований, оформление документации, схем; обобщение и анализ полученных результатов; выводы.

3-й этап - реализация на практике, заключительный (презентационный) этап. На нем осуществляется мини-маркетинг, проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.

    Алгоритм учебного проекта по истории и обществознанию может быть раскрыт и таким образом:

  1. Подготовка к работе над проектом.
  2. Выбор проблемы.
  3. Сбор информации.
  4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
  5. Реализация плана действий команд.
  6. Подготовка к защите проекта.
  1. Оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).
  2. Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами).
  3. Подготовка команды для ответов на вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству)
  4. Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
  1. Презентация проекта.
  2. Рефлексия (анализ).

Учитель истории и обществознания должен понимать, что  проектно-исследовательская деятельность учащихся требует знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим появляются интегрированные проекты, которые имеют не только практическую, теоретическую, но и познавательную значимость в предполагаемых результатах.

Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект – необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

Работа  над исследовательским проектом – это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект – субъектных отношений,  в корректировке самостоятельной деятельности школьников. На первом уроке необходимо провести инструктаж, познакомить учащихся с основными приемами работы, а на заключительном – оценить работу над проектом школьников.

Причем, в ходе оценивания проекта учитель выясняет:

  1. степень усвоения учениками учебного материала;
  2. пробелы в знаниях и умениях школьников;
  3. правильность (или ошибочность) использования алгоритмов проектной деятельности;
  4. применение рациональных приемов и способов организации и выполнения проектного задания.

В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:

Образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции. 

Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения:

  1. умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;
  2.  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  1. умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания  из различных областей;
  2. умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  3. умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  4. умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  5. умение выдвигать гипотезы;
  6. умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной деятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  1. умения коллективного планирования;
  2. умение взаимодействовать с любым партнером;
  3. умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
  4. навыки делового партнерского общения;
  5. умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  1. умение проектировать процесс (изделие);
  2. умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  3. умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  4. навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  1. умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
  2.  умение вести дискуссию;
  3. умение отстаивать свою точку зрения;
  4. умение находить компромисс;
  5. навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;

7. Презентационные умения и навыки:

  1. умение уверенно держать себя во время выступления;
  2. навыки монологической речи;
  3. артистические умения;
  4. умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  5. умение отвечать на незапланированные вопросы.

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Содержание исследовательской работы

1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2.Литературный обзор, теоретическая часть

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

в) Ссылки:

  1. прямая речь;
  2. слова автора проекта;
  3. в скобках указывается номер источника из списка литературы

3.Практическая часть

а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

Таким образом, в преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть  догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.  

Программа рассчитана на 34 часа.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Основные формы и методы

Дата проведения

Теория и практика написания эссе по обществознанию – 34 часа.

1

Основные цели и задачи курса.

Беседа

2

Основные требования к творческой работе

Беседа

3

Основные требования к творческой работе

Творческая работа

4

Основные аспекты анализа текста

Беседа

5

Основные аспекты анализа текста

Творческая работа

6

Основные аспекты анализа текста

Творческая работа

7

Композиция эссе

Беседа

8

Композиция эссе

Творческая работа

9

Композиция эссе

Творческая работа

10

Обучающее эссе по тексту.

Беседа

11

Обучающее эссе по тексту.

Творческая работа

12

Обучающее эссе по тексту.

Творческая работа

13

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Беседа

14

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Самостоятельная работа

15

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Самостоятельная работа

16

Рецензирование творческих работ на основе примеров (эссе, написанные на основе текста)

Самостоятельная работа

17

Рецензирование творческих работ на основе примеров (эссе, написанные на основе текста)

Самостоятельная работа

18

Рецензирование творческих работ на основе примеров (эссе, написанные на основе текста)

Самостоятельная работа

19

Анализ текста.

Беседа

20

Работа с одним текстом по разным проблемам

Творческая работа

21

Работа с одним текстом по разным проблемам

Творческая работа

22

Самостоятельная работа над текстами  с использованием рекомендаций учителя.

Самостоятельная работа

23

Самостоятельная работа над текстами  с использованием рекомендаций учителя.

Самостоятельная работа

24

Рецензирование и редактирование творческих работ.

Лекция с элементами дискуссии.

25

Рецензирование и редактирование творческих работ.

Лекция с элементами дискуссии.

26

Самостоятельная работа над редактированием текста.

Самостоятельная творческая работа

27

Самостоятельная работа над редактированием текста.

Самостоятельная творческая работа

28

Устное рецензирование творческих работ.

Самостоятельная творческая работа

29

Устное рецензирование творческих работ.

Самостоятельная творческая работа

30

Устное рецензирование творческих работ.

Самостоятельная творческая работа

31

Устное рецензирование творческих работ.

Самостоятельная творческая работа

32

Защита проекта эссе

Дискуссия

33

Защита проекта эссе

Дискуссия

34

Подведение итогов курса  

Итоговое занятие

Проектно-исследовательская деятельность – 34 часа.

1 этап. Погружение в проект (1 час)

35

Объявление - проблемы проекта; - сюжетной ситуации; - целей и задач.) сюжетн

Лекция с элементами дискуссии.

2 этап. Организация деятельности (7 часов)

36

Организация группы; - распределение амплуа в группах; - планирование деятельности по решению задач проекта; - обсуждение возможных форм презентации результатов.

Лекция с элементами дискуссии.

37

Знакомство с методами поиска научной информации, работы в библиотеке

Лекция с элементами дискуссии.

38

Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций».

Лекция с элементами практической работы.

39

Поиск информации.

Самостоятельная работа.

40

Отбор и систематизация материала.

Самостоятельная работа.

41

Поиск информации в Интернете.

Самостоятельная работа.

42

Отбор и систематизация материала.

Самостоятельная работа.

3 этап. Осуществление деятельности (22 часа)

43

 Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой;

Лекция с элементами дискуссии.

44

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

Самостоятельная работа под руководством учителя.

45

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Индивидуальные беседы.

46

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

Самостоятельная работа под руководством учителя.

47

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Индивидуальные беседы.

48

Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций».

Практическая работа.

49

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Индивидуальные беседы.

50

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

Самостоятельная работа под руководством учителя.

51

Начало оформления проекта. Начало оформления творческих работ.

Творческая работа

52

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Самостоятельная работа под руководством учителя.

53

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе.

Самостоятельная работа под руководством учителя.

54

Работа  по составлению эссе, очерков, заметок. Работа с респондентом

Самостоятельная работа под руководством учителя.

55

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Самостоятельная работа под руководством учителя.

56

Поиск информации в Интернете.

Самостоятельная работа

57

Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Самостоятельная работа под руководством учителя.

58

Работа с респондентами.

Самостоятельная работа под руководством учителя.

59

Оформление проекта.

Творческая работа

60

Оформление проекта.

Творческая работа

61

Оформление проекта.

Творческая работа

62

 Репетиция предстоящих результатов проекта

Творческая работа

63

Репетиция предстоящих результатов проекта

Творческая работа

64

Репетиция предстоящих результатов проекта

Творческая работа

4 этап. Презентация (4 часа)

65

 Обобщение и анализ полученных результатов. Подведение  итогов обучения;

Практическая работа.

66

Оценивание умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

Практическая работа.

67

Акцентирование внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Практическая работа.

68

Подведение итогов за год. Планирование работы на 2013 – 2014 учебный год.

Практическая работа.



Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми  из опыта работы учителя истории и обществознания МКУОШИ  «Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования» Шаповалова А.В.

Педагогическая инициатива «Наша новая школа» выделяет в разряд приоритетных направлений выявление и развитие способных и одарённых детей.  Век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Главная цель работы – заинтересованный ученик, личностно  активизированный на обучение, через  исследовательский, творческий подход. Таким образом, работа с одарёнными детьми это передача самим учащимся инициативы  в организации познавательной деятельности.

Целью своей работы ставлю создания эффективной системы деятельности по   выявлению, поддержке и  развитию способностей, а также развитию исследовательских навыков  на всех этапах обучения истории и обществознанию.

Одарённые дети, их можно сравнить с одуванчиками, только наличие ветра поможет этим семенам прорасти и стать красивым цветком. Под ветром я понимаю выявление направленности одарённости и педагогическую помощь учителя. Создание необходимых условий влечёт за собой безудержный детский интерес к предмету.
Познакомившись с работами Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., пришёл к выводу, что одарённость подразделяется на актуальную (синоним гениальности) и потенциальную (присущую всем здоровым детям). И именно развитие потенциальной одарённости является первостепенной задачей современного педагога. Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО: «Детская одарённость = Мотивация + Интеллект + Креативность».
Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям.

Первое направление. Деятельность как учителя-предметника. 

В предметном обучении я применяю различные подходы и методы, такие как:
- Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. И поэтому сама работа в данном направлении сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Мной эта работа разбита на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся:  физических (здоровья),  психологических,  личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Изучение индивидуальных особенностей осуществлялось по методике
 СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности)  и методике изучения творческого мышления  Туник Е.Е.. Кроме того, я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.

2.Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.


4. Постоянный контроль  результатов работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
5. Дифференциация домашнего задания.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории предоставляет дифференциация домашнего задания.
-
прием «три уровня домашнего задания»
учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень -
обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
- прием «особое задание».
Более одарённые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности:
- прием «энциклопедист»
предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимися для пополнения банка усложнённых заданий или дополнений к уроку в виде комплексных терминологических и персонифицированных данных.
- прием «молодой учитель»
наиболее подготовленные ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.

Результатом применения приёмов дифференцированного домашнего задания стали:

  1. Стабильно высокие показатели качественной успеваемости по истории и обществознанию в 5, 8 и 11 классах. (данные приведены в диаграммах)
  2. В каждом классе с 5 по 11 появились свои «звёздочки», то есть те ученики, которые дополняют урок собственной информацией или берут инициативу в формировании новых знаний.  (Дранов Александр- 5класс, Гедиев Азамат-6 класс, Казанцева Татьяна-8 класс.)


- Метод проектов

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время «Метод проектов». Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств.

Реализация данного метода начинается с 5 класса, где учащиеся выполняют учебные  проекты.

Например: проект «Вооружение первобытного охотника» (изготовление из природных заготовок орудий охоты), проект «Труд горшечника» (изготовление посуды в миниатюре из соленого теста). Данные проекты были реализованы на интегрированных уроках (обществознание +технология).

С возрастом повышается и уровень сложности заданий. В 7-8 классах ученики самостоятельно создают мультимедийные презентации к проектным выступлениям. Например, при прохождении по обществознанию в 7 классе темы «Мой дом» был реализован в формате мультимедийной презентации ознакомительный проект «Мой будущий чум», автор  Педархасова Ульяна. В своём проекте девочка не только познакомила одноклассников с жизнью тундровиков, но и обрисовала экономическую необходимость каждой вещи в чуме и перспективность традиционного хозяйствования народов Севера. В старшем звене ребята выполняют более сложные проекты. Например обучающиеся 10 класса:  Штейман Виолетта, Беспалова Светлана, Спасенникова Екатерина  разработали ЭОР в виде демонстрационных вариантов опорных схем по теме «Политическая раздробленность Руси». Лучшие проекты, отобранные самими ребятами,  пополняют дидактическую копилку кабинета истории.

Второе направление. Внеурочная деятельность.


- Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады)


Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать способных и одаренных учащихся через участие во внеурочной деятельности (факультативные курсы, кружковая работа, участие в конкурсах и  олимпиадах. Обучающиеся с удовольствием принимают участие  в интеллектуальных конкурсах различных уровней, результаты не заставляют себя ждать. Мои ученики неоднократно становились победителями и призёрами на окружном и муниципальном уровнях.

Год

Фамилия, имя

Класс

Название конкурса

Место

Подтверждающий документ

2010

Сеньков Илья

7

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады

победитель

Приказ департамента образования АМО Ямальский район от 13.12.2010 № 304

2010

Штейман Виолетта

8

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады

победитель

Приказ  департамента образования АМО Ямальский район от 13.12.2010 № 304

2010

Андреев Константин

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады

победитель

Приказ департамента образования АМО Ямальский район от 13.12.2010 № 304

2011

Андреев Константин

10

Молодежный исторический чемпионат

2 место в округе

Таблица  итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2011

Андреев Александр

7

Молодежный исторический чемпионат

1 место в районе

Таблица  итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2011

Лар Евгений

8

Молодежный исторический чемпионат

1 место в районе

Таблица  итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2011

Флеенко Ольга

9

Молодежный исторический чемпионат

1 место в районе

Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2011

Беспалова Светлана

9

Молодежный исторический чемпионат

2 место в районе

Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2011

Бакинова Байса

11

Молодежный исторический чемпионат

1 место в районе

Таблица  итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2012

Штейман Виолетта

9

IX районная (очно-заочная) научно-исследовательская конференция учащихся общеобразовательных учреждений Ямальского района "Мы выбираем жизнь!"

Призёр

Приказ  департамента образования АМО Ямальский район от 15.12.2011 № 343

2012

Захарова Светлана

11

Молодежный чемпионат по обществознанию

1  место в округе

Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2012

Кузнецов Дим

11

Молодежный чемпионат по обществознанию

2 место в районе

Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2012

Севостьянова Татьяна

11

Молодежный экономический чемпионат

1 место в районе

Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности

2012

Сеньков Илья

9

Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по истории.

Победитель

Приказ  департамента образования АМО Ямальский район от 08.12.2012 № 412

2012

Шаповалов Никита

11

Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по истории.

Победитель

Приказ  департамента образования АМО Ямальский район от 08.12.2012 № 412

 

- Работа в рамках НОУ клуба  «Исследователь»

В школе-интернате действует научное общество учащихся. В 2012-2013 уч.г. являюсь руководителем клуба «Исследователь». Цель деятельности клуба: развитие исследовательских навыков обучающихся старшего звена.

Для работы клуба мной была составлена рабочая программа на основе системного подхода в работе с одарёнными детьми (приложение). Программа реализует на практике такие виды деятельности как написание творческих эссе, теорию и практику реферативной работы и  научно- исследовательской работы.

  Сегодня в клубе занимаются 8 учащихся старшего звена:

9 класс – 3 человека

10 класс – 2 человека

11 класс – 3 человека.

В планах на будущий учебный год планируется привлечение учащихся среднего звена к работе интеллектуального клуба «Исследователь».

Работа, направленная на поиск и реализацию способностей у детей, принесла свои яркие плоды в виде побед на различных предметных конкурсах. За столь короткий период клуб показал свою результативность, на муниципальном и региональном уровнях.

Штейман Виолетта (10 класс) – призёр IX районной (очно-заочная) научно-исследовательской конференции учащихся общеобразовательных учреждений Ямальского района "Мы выбираем жизнь!"

Штейман Виолетта (10 класс) - участница I межрегиональной научно-иследовательской конференции  (г. Лабытнанги, декабрь 2012 г.).

Хановина Елена (11 класс) – конкурсная реферативная работа «Традиционное рыболовство народа ханты».

В данный момент ведётся большая работа по исследованию подвига героя Советского союза Давыдова В.И., который жил и работал в с. Салемал.

Третье направление. Деятельность как классного руководителя.

Работа с классным коллективом также имеет четко выраженную направленность на выявление и реализацию одарённости детей. Классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе. Свою работу я начал с формирования ученического самоуправления в классном коллективе. Используя диагностическую методику «Государство — это мы»( Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место.) Эта методика позволила мне как классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе.
      
Ребята самостоятельно расставили на ступени классного самоуправления весь класс по уровню личностной значимости каждого обучающегося. В результате получился чётко работающий актив класса. В классе каждый занят своим делом.

Староста класса

Веренич Валентина

Корреспондентская служба

Филякова Екатерина

Курманбакиева Галина

Ответственные за дежурство

Сеньков Илья

Пырирко Максим

Служба сохранения здоровья

Носов Иван

Халкечев Аслан

Сценарная служба

Лар Маргарита

Куйбина Светлана

Хозяйственная служба

Куйбина Вероника

Ламдо Саша

Лар Евгений

Представитель класса в Совете школы

Куйбин Юрий

По такому же принципу была решена задача привлечения обучающихся к внеурочной деятельности в кружках, секциях и клубах. В данном случае была применена методика  СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности). Работа проводилась на уровне всех участников образовательного процесса. 100 % обучающихся класса привлечены к внеурочной деятельности и практически все ребята имеют хорошую результативность.

Дата

Фамилия имя.

Место

Название конкурса

Январь 2013 г.

Веренич Валентина

Лучший результат в районе.

Молодежный географический чемпионат

Январь 2013 г.

Веренич Валентина

1 место в районе

Районный (заочный) конкурс чтецов, посвящённый 75- летию поэта В.С. Высоцкого

Апрель 2013 г.

Курманбакиева Галина

Гран-при

Муниципальный тур окружного конкурса детских творческих работ «Осторожно огонь»

2013 г.

Лар Маргарита

3 место

Конкурс рисунка «Выборы», проводимый ТИК Ямальского района

2013 г.

Филякова Екатерина

1 место

Конкурс сочинений «Я выбираю счастливое будущее», проводимый ТИК Ямальского района

2013 г.

Курманбакиева Галина

1 место

IV Всероссийская предметная Олимпиада «Экспресс» по предмету «Биология»

2013 г.

Веренич Валентина

1 место

IV Всероссийская предметная Олимпиада «Экспресс» по предмету «Химия»

2012 г.

Веренич Валентина

Диплом 1 степени

VIII  международная Олимпиада по основам наук по предмету «Химия»

2012 г.

Веренич Валентина

Победитель

Муниципальный этап Всероссийской Олимпиады школьников

Класс является постоянным участником проводимых школой мероприятий.

Дата

Место

Номинация

Октябрь 2012 г.

1 место

Конкурс газет «Ярмарка туристических агентств».

28.11. 2012 г.

2 место

Первенство школы по баскетболу

04.12. 2012 г.

Лауреаты

Школьная акция «Алая  ленточка – символ надежды» номинация «Изобразительная деятельность»