Работа с одарёнными детьми
На данной странице расположены материалы показывающие методический опыт о работе с одаренными детьми, направление деятельности и результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа клуба "Исследователь" | 41.93 КБ |
Работа с одарёнными детьми (представление опыта) | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа – интернат
«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО ________/М.А. Сенькова/ Протокол № ___ от «__» _________ 2012 г. | Заместитель директора школы- интернат по ВР ______А.Л.Андреева «__» ________ 2012 г.
| Директор школы- интернат _________Г.Н. Ченцова Приказ №__ от «__»__________2012 г. |
Рабочая программа
клуба «Исследователь»
Возраст 15-17 лет.
Выполнил:
Шаповалов Алексей Владимирович,
учитель истории и обществознания.
с. Салемал, 2012
Пояснительная записка.
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов и метод сочинений размышлений по проблеме . Использование данных методов предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Что позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Рабочая программа клуба состоит из 2 -х частей:
- Теория и практика написания эссе по обществознанию.
- Проектно-исследовательская деятельность.
Сроки реализации 1 год.
1 полугодие-- Теория и практика написания эссе по обществознанию.
Цели данной программы:
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения и аргументации;
- подготовить учащихся к сдаче экзамена по обществознанию;
-оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
теоретические:
- освоение знаний по обществознанию: аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,логики мышления;
- использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке.
- указывать точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения
- совершенствование коммуникативных умений;
- овладение умением проводить аугментацию, убедительно обосновывать ,аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;
воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к истории и обществу как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к истории и обществу;
- воспитание человека, владеющего искусством общения, культурой устной и письменной речи;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.
Доминирующей идеей курса «Теория и практика написание эссе по обществознанию» является формирование у учащихся высокой коммуникативной эстетической и нравственной компетенции.
Теоретической основой данного курса являются:
-наличие конкретной темы
-характер восприятия проблемы и её осмысления
- свободная композиция, небольшой объём
-непринужденность повествования, открытость
-парадоксальность, внутреннее смысловое единство
- аргументирование своей позиции, высказывание собственной точки зрения по проблеме; факты общественной жизни стилистический анализ текста;
- система соответствующих понятий;
- собственный опыт в качестве аргументов.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
-преемственность;
-наглядность;
-систематичность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
-технологии исследовательской деятельности учащихся;
-технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
- способен работать над разнообразной информацией;
- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Программа рассчитана на 34 часа.
2 полугодие - Проектно-исследовательская деятельность.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.
Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:
- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
- этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).
Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с другими теоретическими знаниями.
Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать следующие общие навыки исследовательской работы: умение составлять план, раскрывающий содержание текста; навыки написания тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций, отзывов, рецензий; знание этапов работы над исследованием; умение выступить с докладом, отражающим результаты исследования. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».
Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:
- Исследовательские (предполагает аргументацию актуальности темы для исследований);
- Творческие (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видеофильм, экспедиция, реферат и т.д.);
- Ролевые, игровые (Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая);
- Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении);
- Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников);
- Телекоммуникационный проект (проводится на основе компьютерной телекоммуникации);
- Социальный проект (этот проект объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).
Ученическая проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:
- активное познание, поиск, исследование;
- комплексный характер;
- творческий характер;
- учебно-трудовой, т.е. прикладной характер;
- личностная или социальная значимость проекта;
- проблемный характер;
- вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;
- воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;
- планомерность, последовательность, технологичность процесса;
- самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция, самооценка;
- сотрудничество с учителем и его координирующая роль;
- авторское решение, авторская доказательная позиция;
- защита проекта и его общественная оценка.
Каждый урок истории и обществознания с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется:
1-й этап - возникновение идеи или задачи. По содержанию его можно считать организационно-подготовительным. На этом этапе происходит выявление проблемы исследования и противоречия; локализация темы (отражает характерные черты исторической или обществоведческой проблемы); определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; выдвижение рабочей гипотезы, обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности (определение временных рамок, объема и этапов ее выполнения), анализ и создание необходимых условий (теоретической и материальной базы) для исследования.
2-й этап - решение задачи. Его можно назвать технологическим. На этом этапе осуществляется при постоянном самоконтроле и промежуточной самооценке и самокоррекции сбор, анализ, структурирование информации и исторического материала, выработка идей, их обсуждение, моделирование, прогнозирование, проведение необходимых ученических исследований, оформление документации, схем; обобщение и анализ полученных результатов; выводы.
3-й этап - реализация на практике, заключительный (презентационный) этап. На нем осуществляется мини-маркетинг, проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.
Алгоритм учебного проекта по истории и обществознанию может быть раскрыт и таким образом:
- Подготовка к работе над проектом.
- Выбор проблемы.
- Сбор информации.
- Разработка собственного варианта решения проблемы.
- Реализация плана действий команд.
- Подготовка к защите проекта.
- Оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).
- Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами).
- Подготовка команды для ответов на вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству)
- Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
- Презентация проекта.
- Рефлексия (анализ).
Учитель истории и обществознания должен понимать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся требует знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим появляются интегрированные проекты, которые имеют не только практическую, теоретическую, но и познавательную значимость в предполагаемых результатах.
Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект – необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.
Работа над исследовательским проектом – это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект – субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников. На первом уроке необходимо провести инструктаж, познакомить учащихся с основными приемами работы, а на заключительном – оценить работу над проектом школьников.
Причем, в ходе оценивания проекта учитель выясняет:
- степень усвоения учениками учебного материала;
- пробелы в знаниях и умениях школьников;
- правильность (или ошибочность) использования алгоритмов проектной деятельности;
- применение рациональных приемов и способов организации и выполнения проектного задания.
В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:
Образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной деятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;
7. Презентационные умения и навыки:
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- навыки монологической речи;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Содержание исследовательской работы
1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме
2.Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы
3.Практическая часть
а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.
4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе
5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь
6.Список литературы. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
Таким образом, в преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Основные формы и методы | Дата проведения |
Теория и практика написания эссе по обществознанию – 34 часа. | |||
1 | Основные цели и задачи курса. | Беседа | |
2 | Основные требования к творческой работе | Беседа | |
3 | Основные требования к творческой работе | Творческая работа | |
4 | Основные аспекты анализа текста | Беседа | |
5 | Основные аспекты анализа текста | Творческая работа | |
6 | Основные аспекты анализа текста | Творческая работа | |
7 | Композиция эссе | Беседа | |
8 | Композиция эссе | Творческая работа | |
9 | Композиция эссе | Творческая работа | |
10 | Обучающее эссе по тексту. | Беседа | |
11 | Обучающее эссе по тексту. | Творческая работа | |
12 | Обучающее эссе по тексту. | Творческая работа | |
13 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | Беседа | |
14 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | Самостоятельная работа | |
15 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | Самостоятельная работа | |
16 | Рецензирование творческих работ на основе примеров (эссе, написанные на основе текста) | Самостоятельная работа | |
17 | Рецензирование творческих работ на основе примеров (эссе, написанные на основе текста) | Самостоятельная работа | |
18 | Рецензирование творческих работ на основе примеров (эссе, написанные на основе текста) | Самостоятельная работа | |
19 | Анализ текста. | Беседа | |
20 | Работа с одним текстом по разным проблемам | Творческая работа | |
21 | Работа с одним текстом по разным проблемам | Творческая работа | |
22 | Самостоятельная работа над текстами с использованием рекомендаций учителя. | Самостоятельная работа | |
23 | Самостоятельная работа над текстами с использованием рекомендаций учителя. | Самостоятельная работа | |
24 | Рецензирование и редактирование творческих работ. | Лекция с элементами дискуссии. | |
25 | Рецензирование и редактирование творческих работ. | Лекция с элементами дискуссии. | |
26 | Самостоятельная работа над редактированием текста. | Самостоятельная творческая работа | |
27 | Самостоятельная работа над редактированием текста. | Самостоятельная творческая работа | |
28 | Устное рецензирование творческих работ. | Самостоятельная творческая работа | |
29 | Устное рецензирование творческих работ. | Самостоятельная творческая работа | |
30 | Устное рецензирование творческих работ. | Самостоятельная творческая работа | |
31 | Устное рецензирование творческих работ. | Самостоятельная творческая работа | |
32 | Защита проекта эссе | Дискуссия | |
33 | Защита проекта эссе | Дискуссия | |
34 | Подведение итогов курса | Итоговое занятие | |
Проектно-исследовательская деятельность – 34 часа. | |||
1 этап. Погружение в проект (1 час) | |||
35 | Объявление - проблемы проекта; - сюжетной ситуации; - целей и задач.) сюжетн | Лекция с элементами дискуссии. | |
2 этап. Организация деятельности (7 часов) | |||
36 | Организация группы; - распределение амплуа в группах; - планирование деятельности по решению задач проекта; - обсуждение возможных форм презентации результатов. | Лекция с элементами дискуссии. | |
37 | Знакомство с методами поиска научной информации, работы в библиотеке | Лекция с элементами дискуссии. | |
38 | Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». | Лекция с элементами практической работы. | |
39 | Поиск информации. | Самостоятельная работа. | |
40 | Отбор и систематизация материала. | Самостоятельная работа. | |
41 | Поиск информации в Интернете. | Самостоятельная работа. | |
42 | Отбор и систематизация материала. | Самостоятельная работа. | |
3 этап. Осуществление деятельности (22 часа) | |||
43 | Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой; | Лекция с элементами дискуссии. | |
44 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
45 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Индивидуальные беседы. | |
46 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
47 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Индивидуальные беседы. | |
48 | Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». | Практическая работа. | |
49 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Индивидуальные беседы. | |
50 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
51 | Начало оформления проекта. Начало оформления творческих работ. | Творческая работа | |
52 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
53 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе. | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
54 | Работа по составлению эссе, очерков, заметок. Работа с респондентом | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
55 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
56 | Поиск информации в Интернете. | Самостоятельная работа | |
57 | Индивидуальные консультации по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
58 | Работа с респондентами. | Самостоятельная работа под руководством учителя. | |
59 | Оформление проекта. | Творческая работа | |
60 | Оформление проекта. | Творческая работа | |
61 | Оформление проекта. | Творческая работа | |
62 | Репетиция предстоящих результатов проекта | Творческая работа | |
63 | Репетиция предстоящих результатов проекта | Творческая работа | |
64 | Репетиция предстоящих результатов проекта | Творческая работа | |
4 этап. Презентация (4 часа) | |||
65 | Обобщение и анализ полученных результатов. Подведение итогов обучения; | Практическая работа. | |
66 | Оценивание умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; | Практическая работа. | |
67 | Акцентирование внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Практическая работа. | |
68 | Подведение итогов за год. Планирование работы на 2013 – 2014 учебный год. | Практическая работа. |
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными детьми из опыта работы учителя истории и обществознания МКУОШИ «Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования» Шаповалова А.В.
Педагогическая инициатива «Наша новая школа» выделяет в разряд приоритетных направлений выявление и развитие способных и одарённых детей. Век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Главная цель работы – заинтересованный ученик, личностно активизированный на обучение, через исследовательский, творческий подход. Таким образом, работа с одарёнными детьми это передача самим учащимся инициативы в организации познавательной деятельности.
Целью своей работы ставлю создания эффективной системы деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей, а также развитию исследовательских навыков на всех этапах обучения истории и обществознанию.
Одарённые дети, их можно сравнить с одуванчиками, только наличие ветра поможет этим семенам прорасти и стать красивым цветком. Под ветром я понимаю выявление направленности одарённости и педагогическую помощь учителя. Создание необходимых условий влечёт за собой безудержный детский интерес к предмету.
Познакомившись с работами Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., пришёл к выводу, что одарённость подразделяется на актуальную (синоним гениальности) и потенциальную (присущую всем здоровым детям). И именно развитие потенциальной одарённости является первостепенной задачей современного педагога. Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО: «Детская одарённость = Мотивация + Интеллект + Креативность».
Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям.
Первое направление. Деятельность как учителя-предметника.
В предметном обучении я применяю различные подходы и методы, такие как:
- Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. И поэтому сама работа в данном направлении сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Мной эта работа разбита на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся: физических (здоровья), психологических, личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Изучение индивидуальных особенностей осуществлялось по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) и методике изучения творческого мышления Туник Е.Е.. Кроме того, я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.
2.Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль результатов работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
5. Дифференциация домашнего задания.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории предоставляет дифференциация домашнего задания.
- прием «три уровня домашнего задания»
учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
- прием «особое задание».
Более одарённые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности:
- прием «энциклопедист»
предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимися для пополнения банка усложнённых заданий или дополнений к уроку в виде комплексных терминологических и персонифицированных данных.
- прием «молодой учитель»
наиболее подготовленные ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Результатом применения приёмов дифференцированного домашнего задания стали:
- Стабильно высокие показатели качественной успеваемости по истории и обществознанию в 5, 8 и 11 классах. (данные приведены в диаграммах)
- В каждом классе с 5 по 11 появились свои «звёздочки», то есть те ученики, которые дополняют урок собственной информацией или берут инициативу в формировании новых знаний. (Дранов Александр- 5класс, Гедиев Азамат-6 класс, Казанцева Татьяна-8 класс.)
- Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время «Метод проектов». Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств.
Реализация данного метода начинается с 5 класса, где учащиеся выполняют учебные проекты.
Например: проект «Вооружение первобытного охотника» (изготовление из природных заготовок орудий охоты), проект «Труд горшечника» (изготовление посуды в миниатюре из соленого теста). Данные проекты были реализованы на интегрированных уроках (обществознание +технология).
С возрастом повышается и уровень сложности заданий. В 7-8 классах ученики самостоятельно создают мультимедийные презентации к проектным выступлениям. Например, при прохождении по обществознанию в 7 классе темы «Мой дом» был реализован в формате мультимедийной презентации ознакомительный проект «Мой будущий чум», автор Педархасова Ульяна. В своём проекте девочка не только познакомила одноклассников с жизнью тундровиков, но и обрисовала экономическую необходимость каждой вещи в чуме и перспективность традиционного хозяйствования народов Севера. В старшем звене ребята выполняют более сложные проекты. Например обучающиеся 10 класса: Штейман Виолетта, Беспалова Светлана, Спасенникова Екатерина разработали ЭОР в виде демонстрационных вариантов опорных схем по теме «Политическая раздробленность Руси». Лучшие проекты, отобранные самими ребятами, пополняют дидактическую копилку кабинета истории.
Второе направление. Внеурочная деятельность.
- Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады)
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать способных и одаренных учащихся через участие во внеурочной деятельности (факультативные курсы, кружковая работа, участие в конкурсах и олимпиадах. Обучающиеся с удовольствием принимают участие в интеллектуальных конкурсах различных уровней, результаты не заставляют себя ждать. Мои ученики неоднократно становились победителями и призёрами на окружном и муниципальном уровнях.
Год | Фамилия, имя | Класс | Название конкурса | Место | Подтверждающий документ |
2010 | Сеньков Илья | 7 | Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады | победитель | Приказ департамента образования АМО Ямальский район от 13.12.2010 № 304 |
2010 | Штейман Виолетта | 8 | Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады | победитель | Приказ департамента образования АМО Ямальский район от 13.12.2010 № 304 |
2010 | Андреев Константин | Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады | победитель | Приказ департамента образования АМО Ямальский район от 13.12.2010 № 304 | |
2011 | Андреев Константин | 10 | Молодежный исторический чемпионат | 2 место в округе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2011 | Андреев Александр | 7 | Молодежный исторический чемпионат | 1 место в районе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2011 | Лар Евгений | 8 | Молодежный исторический чемпионат | 1 место в районе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2011 | Флеенко Ольга | 9 | Молодежный исторический чемпионат | 1 место в районе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2011 | Беспалова Светлана | 9 | Молодежный исторический чемпионат | 2 место в районе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2011 | Бакинова Байса | 11 | Молодежный исторический чемпионат | 1 место в районе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2012 | Штейман Виолетта | 9 | IX районная (очно-заочная) научно-исследовательская конференция учащихся общеобразовательных учреждений Ямальского района "Мы выбираем жизнь!" | Призёр | Приказ департамента образования АМО Ямальский район от 15.12.2011 № 343 |
2012 | Захарова Светлана | 11 | Молодежный чемпионат по обществознанию | 1 место в округе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2012 | Кузнецов Дим | 11 | Молодежный чемпионат по обществознанию | 2 место в районе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2012 | Севостьянова Татьяна | 11 | Молодежный экономический чемпионат | 1 место в районе | Таблица итоговых результатов №89143902 Центра развития одаренности |
2012 | Сеньков Илья | 9 | Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по истории. | Победитель | Приказ департамента образования АМО Ямальский район от 08.12.2012 № 412 |
2012 | Шаповалов Никита | 11 | Муниципальный тур Всероссийской предметной олимпиады по истории. | Победитель | Приказ департамента образования АМО Ямальский район от 08.12.2012 № 412 |
- Работа в рамках НОУ клуба «Исследователь»
В школе-интернате действует научное общество учащихся. В 2012-2013 уч.г. являюсь руководителем клуба «Исследователь». Цель деятельности клуба: развитие исследовательских навыков обучающихся старшего звена.
Для работы клуба мной была составлена рабочая программа на основе системного подхода в работе с одарёнными детьми (приложение). Программа реализует на практике такие виды деятельности как написание творческих эссе, теорию и практику реферативной работы и научно- исследовательской работы.
Сегодня в клубе занимаются 8 учащихся старшего звена:
9 класс – 3 человека
10 класс – 2 человека
11 класс – 3 человека.
В планах на будущий учебный год планируется привлечение учащихся среднего звена к работе интеллектуального клуба «Исследователь».
Работа, направленная на поиск и реализацию способностей у детей, принесла свои яркие плоды в виде побед на различных предметных конкурсах. За столь короткий период клуб показал свою результативность, на муниципальном и региональном уровнях.
Штейман Виолетта (10 класс) – призёр IX районной (очно-заочная) научно-исследовательской конференции учащихся общеобразовательных учреждений Ямальского района "Мы выбираем жизнь!"
Штейман Виолетта (10 класс) - участница I межрегиональной научно-иследовательской конференции (г. Лабытнанги, декабрь 2012 г.).
Хановина Елена (11 класс) – конкурсная реферативная работа «Традиционное рыболовство народа ханты».
В данный момент ведётся большая работа по исследованию подвига героя Советского союза Давыдова В.И., который жил и работал в с. Салемал.
Третье направление. Деятельность как классного руководителя.
Работа с классным коллективом также имеет четко выраженную направленность на выявление и реализацию одарённости детей. Классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе. Свою работу я начал с формирования ученического самоуправления в классном коллективе. Используя диагностическую методику «Государство — это мы»( Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место.) Эта методика позволила мне как классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе.
Ребята самостоятельно расставили на ступени классного самоуправления весь класс по уровню личностной значимости каждого обучающегося. В результате получился чётко работающий актив класса. В классе каждый занят своим делом.
Староста класса | Веренич Валентина |
Корреспондентская служба | Филякова Екатерина Курманбакиева Галина |
Ответственные за дежурство | Сеньков Илья Пырирко Максим |
Служба сохранения здоровья | Носов Иван Халкечев Аслан |
Сценарная служба | Лар Маргарита Куйбина Светлана |
Хозяйственная служба | Куйбина Вероника Ламдо Саша Лар Евгений |
Представитель класса в Совете школы | Куйбин Юрий |
По такому же принципу была решена задача привлечения обучающихся к внеурочной деятельности в кружках, секциях и клубах. В данном случае была применена методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности). Работа проводилась на уровне всех участников образовательного процесса. 100 % обучающихся класса привлечены к внеурочной деятельности и практически все ребята имеют хорошую результативность.
Дата | Фамилия имя. | Место | Название конкурса |
Январь 2013 г. | Веренич Валентина | Лучший результат в районе. | Молодежный географический чемпионат |
Январь 2013 г. | Веренич Валентина | 1 место в районе | Районный (заочный) конкурс чтецов, посвящённый 75- летию поэта В.С. Высоцкого |
Апрель 2013 г. | Курманбакиева Галина | Гран-при | Муниципальный тур окружного конкурса детских творческих работ «Осторожно огонь» |
2013 г. | Лар Маргарита | 3 место | Конкурс рисунка «Выборы», проводимый ТИК Ямальского района |
2013 г. | Филякова Екатерина | 1 место | Конкурс сочинений «Я выбираю счастливое будущее», проводимый ТИК Ямальского района |
2013 г. | Курманбакиева Галина | 1 место | IV Всероссийская предметная Олимпиада «Экспресс» по предмету «Биология» |
2013 г. | Веренич Валентина | 1 место | IV Всероссийская предметная Олимпиада «Экспресс» по предмету «Химия» |
2012 г. | Веренич Валентина | Диплом 1 степени | VIII международная Олимпиада по основам наук по предмету «Химия» |
2012 г. | Веренич Валентина | Победитель | Муниципальный этап Всероссийской Олимпиады школьников |
Класс является постоянным участником проводимых школой мероприятий.
Дата | Место | Номинация |
Октябрь 2012 г. | 1 место | Конкурс газет «Ярмарка туристических агентств». |
28.11. 2012 г. | 2 место | Первенство школы по баскетболу |
04.12. 2012 г. | Лауреаты | Школьная акция «Алая ленточка – символ надежды» номинация «Изобразительная деятельность» |