Материалы выступлений
Конференции, педсоветы, методические объединения, семинары, круглые столы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktd.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащихся, проявлению его личностных качеств.
Отличие личностно-ориентированного подхода к воспитанию от традиционного Традиционный подход Передача социального опыта, его задачи, определенны в типовых программах и обязательны для усвоения каждым. Личностно- ориентированный подход Развитие индивидуальных качеств учащихся
В программах ФГОС сделана установка именно на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся
ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА: Самоактуализации (реализация природных и социально приобретенных возможностей) Индивидуальности (каждый член коллектива должен быть самим собой, обрести свой собственный опыт жизни) Субъективности (педагогу следует помочь ребенку обрести жизненный опыт) Выбора (предоставление возможности выбора форм и способов учебно-воспитательного процесса) Творчества и успеха (выявление собственных способностей, своих сильных сторон) Доверия и поддержки (не излишние требовательность и контроль, а вера в ребенка)
Методы личностно-ориентированного подхода: Диалог Игра Рефлексия Педагогическая поддержка Диагностика Ситуация выбора и успеха
Технология коллективных творческих оказывает большое влияние на личность каждого ребёнка, потому что является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, в то же время, являясь основным воспитательным средством
“Коллективное творческое дело” (КТД) Понятие было введено в середине 60х годов 20-го столетия. Педагогика общей заботы , педагогика социального творчества, коммунарская педагогика — все эти определения относятся к одному явлению в отечественной педагогике, которая была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. И.П.Иванов продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
КТД - это общественно-важное дело . Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. КТД - творческое , потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. КТД - коллективное , потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Сравнительная таблица: « КТД классическое и КТД личностно-ориентированное» ЭТАП КТД по модели Иванова И.П. КТД личностно-ориентированное Коллективное целеполагание Реализация общественно-значимых задач при выборе дела Дело как реализация задач личностного развития Коллективное планирование Акцент на групповое авторство идей Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе Коллективная подготовка Акцент на групповой работе Акцент на принятие решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого Коллективное проведение дела Только командное участие Согласованность индивидуальной деятельности с групповой Коллективный анализ по итогам Оценка группового участия в организации дела Оценка личностного участия, оценка своего потенциала
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются: Формирование и развитие коллектива; Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. · Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Виды коллективных творческих дел
Виды коллективных творческих дел Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз). Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
Виды коллективных творческих дел Художественные КТД . Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий). Спортивные КТД. Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты). .
Виды коллективных творческих дел Общественно-политические КТД . Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы). Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников
В каждом КТД решается целый "веер" педагогических задач. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно (А.С.Макаренко)
Стадии Первая стадия - стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем? Вторая стадия - коллективное планирование. Третья стадия - коллективная подготовка. Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе. Шестая стадия - воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.
Важно Учиться сотрудничеству в общей заботе об у.лучшении жизни
Изумение человеком – вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания В. А. Сухомлинский